Сикхская культура
Часть серии о |
сикхизм |
---|
Сикхи , пятой по величине являются приверженцами сикхизма организованной религии в мире, насчитывающей около 25 миллионов приверженцев. [1] История сикхов насчитывает около 500 лет, и за это время сикхи разработали уникальные формы искусства и культуры, основанные на их вере и синтезирующие традиции многих других культур в зависимости от места проживания приверженцев религии. Сикхизм — единственная религия, зародившаяся в регионе Пенджаб, наряду со всеми другими религиями, пришедшими из-за пределов Пенджаба (за возможным исключением пенджабского индуизма, поскольку старейшее индуистское писание — Ригведа — было составлено в регионе Пенджаба . Некоторые другие религии, такие как джайнизм , также может утверждать, что возник в Пенджабе, поскольку джайнская символика была обнаружена среди артефактов цивилизации долины Инда). Все сикхские гуру, многие святые и многие мученики в истории сикхов были выходцами из Пенджаба и пенджабского народа (а также из других частей Индийского субконтинента ). Культуру Пенджаба и сикхизм ошибочно считают неразрывно связанными. «Сикх» правильно относится к приверженцам сикхизма как к религии, а не как к этнической группе. Однако, поскольку сикхизм редко ищет новообращенных, большинство сикхов разделяют сильные этнорелигиозными связями, поэтому распространен стереотип, что все сикхи принадлежат к одной этнической принадлежности . Поэтому многие страны, такие как Великобритания , ошибочно признают сикхов в качестве определенной этнической принадлежности в своих переписях населения. [2] Американская некоммерческая организация United Sikhs также боролась за включение сикхов в перепись населения США , утверждая, что сикхи «самоидентифицируют себя как «этническое меньшинство»» и верят, «что они представляют собой нечто большее, чем просто религия». [3]
Культурные общества сикхов
[ редактировать ]Существует распространенное заблуждение, что все сикхи принадлежат к региону Пенджаб . Родину религии, Пенджаб, называют «плавильным котлом Индии». [4] и во многих других частях Северной Индии из-за сильного влияния вторгающихся культур, таких как могольская и персидская , что отражает слияние рек, от которых регион получил свое название (от персидского «пандж» پنج означает «пять» и «- āb» آب означает «вода», то есть земля пяти вод). Таким образом, сикхская культура во многом является результатом объединения групп различных культур, образующих уникальную единую культуру.
Сикхизм создал уникальную форму архитектуры , которую Бхатти описывает как «вдохновленную творческим мистицизмом Гуру Нанака », так что сикхская архитектура «является немым предвестником целостного гуманизма, основанного на прагматической духовности». [5] Ключевой нотой сикхской архитектуры является Гурдвара , которая является олицетворением «плавильного котла» индийских культур , полного могольского , арийского и персидского влияния.Правление Сикхской Империи стало крупнейшим катализатором создания уникальной сикхской формы самовыражения: Махараджа Ранджит Сингх покровительствовал строительству фортов, дворцов, бангов (жилых помещений), колледжей и т. д., которые, можно сказать, были сикхского стиля . «Жемчужиной в короне» сикхского стиля является Хармандир Сахиб .
Сикхская культура и идентичность находятся под сильным влиянием милитаристских мотивов, Кханда наиболее очевидным из которых является ; поэтому неудивительно, что большинство сикхских артефактов, независимо от реликвий Гуру , имеют военную тематику. Этот мотив снова очевиден в сикхских фестивалях Хола Мохалла и Васакхи , которые представляют собой марши и практики проявления доблести соответственно.
Искусство, культура, идентичность и общество сикхов были объединены с различными местами и этническими группами разных сикхов в такие категории, как «сикхи Аграхари», «сикхи Дахни» и «ассамские сикхи»; однако возник нишевый культурный феномен, который можно охарактеризовать как «политический сикх». Искусство выдающихся сикхов диаспоры, таких как Амарджит Каур Нандхра, [6] и Амрит и Рабиндра Каур Сингх (« Близнецы Сингх ») [7] частично обусловлено их сикхской духовностью и влиянием.
Культура сикхских общин
[ редактировать ]Дузенбери (2014) утверждает, что пенджабские сикхи составляют большинство сикхского населения. Он отмечает, что «некоторые синдхи и другие выходцы из Южной Азии были маргинальными сикхами нанакпантис («последователи пути Нанака») или сехадждхари («медленные последователи»)», но в основном «сикхские панты оставались в основном пенджабскими. роман". [8] Однако сообщество сикхов разнообразно и включает в себя людей, говорящих на языке пушту , языке синдхи , языке телугу и многих других. Ниже подробно описаны многие общины, следующие сикхизму.
Афганские сикхи
[ редактировать ]Сикхи Афганистана обладают уникальной культурой, в которой есть элементы культуры Афганистана . Татла (2014) в своей книге «Сикхская диаспора», опубликованной в 2014 году, утверждает, что в Афганистане проживало 3000 сикхов. [9]
Американские сикхи
[ редактировать ]Йоги Бхаджану приписывают повышение осведомленности о сикхизме среди неазиатского сообщества Соединенных Штатов Америки. Это сообщество известно как сообщество белых сикхов, которое исповедует сикхизм и поддерживает особую культуру. [10]
Ассамские сикхи
[ редактировать ]Присутствие сикхизма существовало в Ассаме. [11] уже более 200 лет. Сообщество берет свое начало со времен махараджи Ранджита Сингха, который привел свою армию в Ассам и оказал определенное влияние религии на местных жителей. По переписи 2001 года проживало 22 519 сикхов в Ассаме . [12] из них 4000 - ассамские сикхи. [13]
Ассамские сикхи исповедуют сикхскую религию и отмечают сикхские фестивали. Они также отмечают культурные фестивали, такие как Маг Биху , и носят традиционную ассамскую одежду. Их язык — ассамский язык . [13] [14]
Аграхарские сикхи
[ редактировать ]Аграхари-сикхи — это сикхская община, проживающая в восточной Индии, включая штаты Западная Бенгалия , Бихар и Джаркханд . Сикхи Аграхари, также известные как сикхи Бихари , веками существовали в Бихаре и Джаркханде . [15]
Сикхи Бихари делятся своей культурой с местной общиной Бихари. Мужчины обычно носят местные дхоти, а женщины — сари. Они также отмечают культурные фестивали, такие как фестиваль Чат . [16]
Дахни-сикхи
[ редактировать ]Дахни-сикхи родом из плато Декан в Индии, расположенного на территории штатов Махараштра , Телегана и Андхра-Прадеш . [17] Традиционная женская одежда – сари . Родные языки сикхов Дахни включают маратхи и телугу . [18]
Кашмирские сикхи
[ редактировать ]Этнические кашмирские сикхи говорят на кашмирском языке и соблюдают кашмирскую культуру. Они связывают свое религиозное наследие с влиянием сикхских солдат, поселившихся в Кашмире под властью махараджи Ранджита Сингха в 1819 году. Однако солдаты навсегда поселились в Кашмире . [19]
Пенджабские сикхи
[ редактировать ]Пенджабские сикхи следуют пенджабской культуре . Их традиционная одежда включает панджабский костюм сальвар , пенджабский тамба и курта , пенджабский джути и патиала сальвар .
В дополнение к сикхским праздникам с использованием календаря Нанакшахи , пенджабские сикхи отмечают традиционные пенджабские фестивали с использованием пенджабского календаря .
Синдхи-сикхи
[ редактировать ]Помимо празднования сикхских фестивалей, синдхи-сикхи отмечают культурные фестивали, такие как Чети Чанд , синдхский Новый год. Синдхи-сикхи говорят на языке синдхи . Сикхи Хальса исторически имели цитадель в Кандре, Хайрпур, во время правления Талпурских миров (1775–1955). [20] Однако большинство сикхов в Синде являются последователями сект Удаси , Севапанти и Нанакпанти . [21] [22] Лишь около 8 000–10 000 человек в современном Синде являются ортодоксальными хальса-сикхами. Подавляющее большинство принадлежит к вышеупомянутым сектам, которые могут практиковать разную степень религиозного родства и синкретизма с индуизмом и суфизмом. [23] [24] [25] [26] Удаси обычно сконцентрированы в северном Синде, тогда как нанакпантис можно найти по всему региону, за исключением областей культурной сферы Раджастана ( районы, говорящие на языке дхатки ), которые исповедуют более распространенную, несинкретическую и дифференцированную форму индуизма. [27] Нанакпантх и Удасипантх - это разные секты сикхизма, с основным отличием в том, что Удаси ведут образ жизни безбрачия, в то время как Нанакпанти свободно женятся и рожают детей. [22] Другая сикхская секта, Джагиаси, которая утверждает, что была основана младшим сыном Гуру Нанака по имени Лакхми Дас, также исторически была распространена в Синде, особенно во времена Бабы Гурупата, который был потомком Гуру Нанака. [28] [29] [30] [31] Баба Гурупат вел миссионерскую работу в Синде и основал множество Джагиасу- тикана (места; термин для места поклонения во многих сикхских сектах ) в регионе, особенно в Хайрпуре , Хайдарабаде , Халани и Кандьяро . [28] [29] [30] [31] Синдхи, возможно, обращались в сикхизм еще со времен Гуру Нанака, который путешествовал по этому региону. [32] Литература Джанамсакхи повествует, что Гуру Нанак отправился в Шикарпур , возможно, до Суккура . [32] Женщины-синди выучили письмо Гурмукхи, чтобы понять Гуру Грантха Сахиба. [32] Многие обращенные в сикхизм происходили из касты амилов . [32] Вождь Хальса Диван отправил ортодоксальных сикхских миссионеров в Синд в 1930-х годах, чтобы они проповедовали Сехадждхари (буквально «медленные последователи»), которые доминировали в ландшафте сикхизма в Синде. [32] В результате число кешдхари (тех, кто держат волосы нестриженными), зарегистрированное сикхами, увеличилось с 1000 по переписи 1901 года до более чем 39 000 по переписи 1941 года. [32] Сант Тахрия Сингх был выдающимся синдхистским святым 20-го века, и в его честь в этом регионе построено множество гурдваров. [32]
Южноиндийские сикхи
[ редактировать ]есть сикхские В Карнатаке , Андхра-Прадеше и Махараштре общины , которые обратились в сикхизм много веков назад.
Сикхи включают Банджару и Сатнами . Процесс внедрения религии в южную Индию для шиклигаров начался во времена десятого сикхского гуру Гобинд Сингха, который приехал в Декан и умер в 1708 году в Нандеде (Махараштра).
Все это пришло от шиклигаров, когда они прибыли в южную Индию в качестве опытных последователей десятого Гуру в лагере по изготовлению оружия. Сиклигар — это соединение персидских слов «сайкал» и «гар», что означает полировщик металла. [17] Традиционное занятие сиклигаров – изготовление кухонной утвари.
Банджарас — кочевое племя, которое традиционно путешествовало с товарами и встречается на обширной территории северной Индии, а также на юге. Сикхи Банджарас тоже путешествовали с армиями прошлого, снабжая их продовольствием. [17]
Галерея
[ редактировать ]- Фронтиспис Дасама Гранта .
- Бардари Ранджита Сингха, построенный в Хазури Баге.
- Сикхский шлем конца XVIII века. Обратите внимание на приспособление на макушке шлема, позволяющее сикху носить нестриженные волосы.
- Одни из ворот сикхского храма Гурдвара Бангла Сахиб в Дели.
- Иллюминированный фолиант Ади Грантха с нисаном (автографом или подписью) Гуру Гобинд Сингха .
- Бумажная копия картины Накаси, непрозрачная акварель, 1880c.
- Хармандир Сахиб или Золотой храм, Амритсар, Индия.
- Интерьер Акал Тахта .
См. также
[ редактировать ]- Sikh art
- Индийское искусство
- Учебный центр тюрбанов
- Сикхская архитектура
- Сикхские писания
- История сикхизма
- Пенджабская культура
- Шастар Видья
- Сикх Чола
- Сикх Аджаибгар
- Мехдиана Сахиб
Ссылки и примечания
[ редактировать ]- ^ «Сикхизм» . Британская энциклопедия . Проверено 7 августа 2018 г.
- ^ «Петиция о правильном дезагрегировании сикхов в переписи 2010 года» . Проверено 20 ноября 2014 г.
- ^ «Меморандум об учете этнической принадлежности сикхов в переписи населения США» (PDF) . Проверено 20 ноября 2014 г.
- ^ Ремесла Пенджаба
- ↑ Великолепие сикхской архитектуры. Архивировано 14 декабря 2007 г. в Wayback Machine.
- ^ Художник по текстилю Амарджит Каур Нандхра
- ^ Singh Twins Art запускает фестиваль в Ливерпуле
- ^ Верн А. Дюсенбери (2014) Пенджабские сикхи и гора-сикхи. Оксфордский справочник по сикхским исследованиям. Под редакцией Пашауры Сингха и Луи Э. Фенека.3DOI: 10.1093/oxfordhb/9780199699308.013.025
- ^ Татла, Д.С. (2014) Сикхская диаспора. Оксфордский справочник по сикхским исследованиям. Под редакцией Пашауры Сингха и Луи Э. Фенека.DOI: 10.1093/oxfordhb/9780199699308.013.040.
- ^ Переосмысление религий Южной Азии: очерки в честь профессоров Гарольда Г. Кауарда и Рональда В. Нойфельдта [1]
- ^ Институт сикхских исследований Химадри Банерджи
- ^ Управление генерального регистратора и комиссара по переписи населения (2001 г.). «Перепись Индии 2001 года: Население по религиозным общинам» . Правительство Индии . Проверено 3 января 2010 г.
- ^ Jump up to: а б The Tribune Surjit Hans 24 августа 2003 г.
- ^ Deccan Herald, 23 апреля 2012 г.
- ^ «Сикхи и сикхизм в Восточной и Северо-Восточной Индии» . Институт сикхских исследований .
- ^ Мозаика Калькутты: Очерки и интервью о меньшинствах Калькутты: под редакцией Ниланджаны Гупты, Химадри Банерджи, Сипра Мукерджи [2]
- ^ Jump up to: а б с Зи Новый 18 10 2011 г.
- ↑ The Tribune, 28 октября 2014 г., Бириндер Пал Сингх
- ^ Кашур. Люди, говорящие на кашмирском языке. Мохини Касба Райна.
- ^ Калхоро, Зульфикар Али (21 декабря 2018 г.). «Миры и меньшинства» . Первоначально опубликовано в The Friday Times, переиздано на Academia.edu .
- ^ Сингх, Джаградж (2009). Полное руководство по сикхизму . Чандигарх, Индия: Unistar Books. п. 249. ИСБН 978-81-7142-754-3 . OCLC 319683249 .
Сева Панти Сампардай: Буквально сева Панти Сампардай означает товарищество в служении. Он был основан Бхаем Гахнайей, который во время осады Анандпура объезжал поле битвы, разнося воду и подавая ее как друзьям, так и врагам. Сева Панти - это в основном синдхи-сикхи, соблюдающие целомудрие, и их очень мало. Они основали большое дэра в Гониана-Манди в округе Батинда и теперь, помимо проповеди сикхизма, в основном занимаются вопросами образования.
- ^ Jump up to: а б Калхоро, Зульфикар Али (26 мая 2013 г.). «Сикхи Синда» . Первоначально опубликовано в The Friday Times, переиздано на SikhChic .
- ^ Рэми, Стивен В. (2008). Индуисты, суфии или сикхи: оспариваемые практики и идентификация индуистов-синдхов в Индии и за ее пределами (1-е изд.). Спрингер. стр. 180–81. ISBN 9780230616226 .
- ^ Фальзон, Массачусетс (25 июля 2022 г.). Продажа чего угодно и где угодно: синдхи и глобальная торговля . Penguin Random House India Private Limited. ISBN 978-93-5492-578-8 .
- ^ Тахар, Опиндерджит Каур; Якобш, Дорис Р. (2023). Глобальные сикхи: истории, практики и идентичность . Рутледж Критические сикхские исследования. Тейлор и Фрэнсис. ISBN 9781000847352 .
В отличие от суфийских святынь, синдхский мандир ускользнул от академического внимания при отслеживании синкретических традиций до раздела, отчасти из-за географических границ сикхских и пенджабских исследований. История сикхизма в Синде и привлекательность определенных форм сикхизма среди синдхского мандира могут дать представление о сосуществовании сикхских и индуистских практик в синдхском мандире. Ричард Ф. Бертон в своей книге «Синд и расы, населяющие долину Инда» (1851 г.) «описывает любопытную смесь индуистских и сикхских практик среди синдхов-индуистов». Он отмечает, что «они демонстрируют общую тенденцию к вере Нанак Шаха и что многие касты настолько смешали религию сикхов с их первоначальным индуизмом, что мы едва можем различить демаркационную линию (1851 г.)». Историческая причина преобладания этих синкретических практик в Синде заключалась в том, что синдхи познакомились с сикхизмом Удасипантом, популяризированным сыном Гуру Нанака Шри Чандом, последователи которого известны в Синде как сикхи Нанакпанти. Нанакпантх относится к сикхам, которые следуют учению Гуру Нанака, не соблюдая пять К, предписанных для сикхов Хальсы, и не считают индуизм конфликтующим с сикхизмом. В отличие от Нанакпанти, которые следуют ритуалам индуизма, поклоняются идолам и являются индуистами, за исключением того, что они держат Гуру Грантха Сахиба в своих местах поклонения, новые категории сикхов в Синде, которые называют себя гурсикхами, заявляют, что склоняют головы только перед Гуру Грантх Сахиб.
- ^ Джетт, Захида. (2018). Преданность, выходящая за пределы региональных границ: исследование происхождения, адаптации и развития удасипанта в Синде. https://www.researchgate.net/publication/322343647_Devotion_Transcending_Regional_Boundaries_An_Exploration_of_the_Origin_Adaption_and_Development_of_Udasipanth_in_Sindh
- ^ Сингх, Индерджит (24 марта 2017 г.). «Синдхи-индуисты и нанакпанти в Пакистане» . СикхНет . Проверено 29 мая 2023 г.
- ^ Jump up to: а б Сингх, Харбанс (2011). Энциклопедия сикхизма . Том. 2: ЭЛ (3-е изд.). Пенджабский университет, Патиала. п. 318.
- ^ Jump up to: а б Сингх, Бхупиндер (октябрь – декабрь 2020 г.). «Нанакпантис» . Тезисы сикхских исследований . XXII (4). Институт сикхских исследований.
- ^ Jump up to: а б Сингх, Бхупендер (2022). Баба Нанак Шах Факир . стр. 14–15. ISBN 9789357046602 .
- ^ Jump up to: а б Джотвани, Мотилал Вадхумал (1979). Синдхская литература и общество . Публикации Раджеша. стр. 65–66.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Кочар, Мандип Каур; Пахва, Гурджит Каур; Гарча, Паргат Сингх; Вадхвани, Хина Д. (2019). «Исторический обзор индуистов-синдхов в Пакистане и Индии - их почтение Гуру Нанаку Девджи». Идеология Гуру Нанака Дев Джи и Синдхията: ведущий к добродетельному миру (1-е изд.). Патиала: Публикации XXI века. стр. 120–124. ISBN 978-81-943233-9-6 .