Jump to content

Гуру Гобинд Сингх

Страница полузащищена

Гуру Гобинд Сингх
Гуру Гобинд Сингх
Гуру Гобинд Сингх
Современная картина Гуру Гобинда Сингха (сидящего), найденная в рукописи Дасам Грантха Анандпура Сахиба.
Персональный
Рожденный
Гобинд Дас

22 декабря 1666 г. [1]
Умер 7 октября 1708 г. ) ( 1708-10-07 ) ( 41 год
Причина смерти Убийство [17] [18]
Религия сикхизм
Супруг Мать Аджит Каур
Мать Сундар Каур
Мать Сахиб Каур [2]
Дети
Родители
Известный

Составил следующее:

Другие имена Десятый Нанак [19]
Десятый Мастер
Дашмеш Пита
Псевдоним Шьям
Баран
Масса
Гобинд Дас
Нанак
Гобинд Сингх
Шах Гобинд [14] [15] [16]
Подпись
Военная служба
Команды Верховный генерал Акал Сена (1675–1699)
Верховный генерал Хальсы Фауджа (1699–1708)
Верховный генерал Хальса Пантха (Вечный)
Битвы/войны Войны

Битвы

Организация
Основатель Хальса Хальса Фаудж
Религиозная карьера
Предшественник Гуру Тег Бахадур
Преемник Гуру Грантх Сахиб

Гуру Гобинд Сингх (англ. Пенджабское произношение: [gʊɾuː goːbɪn̪d̪ᵊ sɪ́ŋgᵊ] ; урожденный Гобинд Дас ; [22] [23] [24] [25] [26] [а] 22 декабря 1666 г. - 7 октября 1708 г.) [1] [27] был десятым и последним человеческим гуру-сикхом . [28] [б] Он был воином, поэтом и философом. В 1675 году, в возрасте девяти лет, он был официально назначен лидером сикхов после того, как его отец Гуру Тег Бахадур был казнен императором Аурангзебом . [28] [с] Его отец был девятым сикхским гуру. Четверо его биологических сыновей погибли при его жизни – двое в бою и двое казнены губернатором Моголов Великих Вазир Ханом . [34] [35] [36]

Среди его выдающихся вкладов в сикхизм - основание общины сикхских воинов под названием Хальса . в 1699 году [4] [37] [38] и представление «Пяти К» , пяти догматов веры, которые сикхи Хальса носят всегда. Гуру Гобинд Сингху приписывают Дасам Грантх , чьи гимны являются священной частью сикхских молитв и ритуалов Хальса. [39] [40] Ему также приписывают то, что он завершил разработку и закрепил Гуру Грантх Сахиб как основное священное религиозное писание сикхизма и вечного Гуру . [41] [42]

Семья и ранняя жизнь

Место рождения Гуру Гобинд Сингха в Патне, Бихар.
Гуру Тех Бахадар и молодой Гобинд Дас в Анандпур Дарбаре
Художественное изображение «Душт Дамана», предполагаемого предыдущего воплощения Гуру Гобинд Сингха, как описано в «Бачиттар Натак».

Гобинд Сингх был единственным сыном Гуру Тех Бахадура , девятого сикхского гуру , и Маты Гуджри . [43] Он родился в клане Содхи пенджабской общины Хатри . Он родился в Патне , штат Бихар , 22 декабря 1666 года, когда его отец находился с визитом в Бенгалии и Ассаме . [1] Согласно календарю Дези, его дата рождения приходится на семь дней после дня новолуния в лунном месяце По (также называемом Пох Суди 7 ਪੰਜਾਬੀ- ਪੋਹ ਸੁਦੀ ੭). Его имя при рождении было Гобинд Дас, а храм под названием Тахт Шри Патна Харимандар Сахиб отмечает место дома, где он родился и провел первые четыре года своей жизни. [1] В 1670 году его семья вернулась в Пенджаб, а в марте 1672 года они переехали в Чакк-Нанаки в предгорьях Гималаев на севере Индии, называемом хребтом Сивалик, где он учился. [1] [37]

обратились к Тегу Бахадуру Кашмирские пандиты [44] в 1675 году для защиты от фанатичного преследования со стороны Ифтикар-хана, могольского губернатора Кашмира при императоре Великих Моголов Аурангзебе . [1] Тег Бахадур рассматривал возможность мирного решения проблемы путем встречи с Аурангзебом, но его советники предупредили его, что его жизнь может быть под угрозой. Молодой Гобинд Дас - после 1699 года он станет известен как Гобинд Сингх. [27] – посоветовал отцу, что нет никого более достойного руководить и приносить жертву, чем он. [1] Его отец предпринял попытку, но был арестован, а затем публично обезглавлен в Дели 11 ноября 1675 года по приказу Аурангзеба за отказ принять ислам и продолжающиеся конфликты между сикхизмом и Исламской империей. [45] [46] Перед смертью Тег Бахадур написал письмо Гобинд Дасу (письмо называлось Махалла Дасвен и оно является частью Гуру Грант Сахиб ) в качестве последнего испытания, чтобы найти следующего Гуру, после мученической смерти своего отца он стал десятым сикхским Гуру на Вайсакхи 29 марта 1676 г. [47]

Образование Гобинд Сингха продолжилось после того, как он стал 10-м гуру, как в чтении и письме, так и в боевых искусствах, таких как верховая езда и стрельба из лука. Гуру за год выучил фарси , а в 6 лет начал заниматься боевыми искусствами. [48] В 1684 году он написал на языке пенджаби «Чанди ди Вар» — легендарную войну между добром и злом, где добро противостоит несправедливости и тирании, как это описано в древнем санскритском тексте «Маркандея Пурана» . [1] Он оставался в Паонте, недалеко от берегов реки Ямуны , до 1685 года. [1]

Из Бхаи Рупы, изображающий Гуру в возрасте 23 лет (современная картина примерно 1701 года)

У Гуру Гобинд Сингха было три жены: [2] [49]

  • В возрасте 10 лет он женился на Джито 21 июня 1677 года в Басантгархе, в 10 км к северу от Анандпура. У пары было трое сыновей: Джуджхар Сингх (1691 г.р.), Зоравар Сингх (1696 г.р.) и Фатех Сингх (1699 г.р.). [50]
  • В 17 лет он женился на Сундари 4 апреля 1684 года в Анандпуре. У пары родился сын Аджит Сингх (род. 1687). [51]
  • В возрасте 33 лет он женился на Сахибе Деване 15 апреля 1700 года в Анандпуре. У них не было детей, но она сыграла влиятельную роль в сикхизме. Гуру Гобинд Сингх провозгласил ее Матерью Хальсы . [52] Гуру сначала отклонил ее предложение руки и сердца, поскольку он уже был женат и имел четырех сыновей. Сангат и семья Гуру согласились на брак. Однако Гобинд Сингх дал понять, что его отношения с Сахибом Диваном будут духовными, а не физическими. [53]

Жизненный пример и лидерство Гобинд Сингха имели историческое значение для сикхов. Он институционализировал Хальсу (буквально «Чистые»), которые играли ключевую роль в защите сикхов еще долгое время после его смерти, например, во время девяти вторжений в Пенджаб и нападений Ахмад Шаха Абдали из Афганистана между 1747 и 1769 годами. [27]

Имя при рождении

Хотя его имя при рождении обычно признается как «Гобинд Рай», Дж. С. Гревал и В. Х. Маклеод, среди других ученых, утверждают, что в хукамнамах и документах, выпущенных его отцом, Гуру Тег Бахадуром, он упоминается как «Гобинд Дас». По словам Маклеода, «Гобинд Рай» был экзонимом, используемым в мусульманских источниках. [56] [57] [58] [59] [60]

Основание Хальсы

Фреска с изображением Гуру Гобинд Сингха и Пандж Пиаре в Гурдвара Бхаи Тан Сингх, построенная во времена правления махараджи Ранджита Сингха.

В 1699 году Гуру Гобинд Сингх попросил сикхов собраться в Анандпуре на Вайсакхи (ежегодный праздник весеннего урожая ). [61] По сикхской традиции он попросил добровольца. Один вышел вперед, и он провел его в палатку. Гуру вернулся в толпу один, с окровавленным мечом. [61] Он попросил еще одного добровольца и повторил тот же процесс возвращения из палатки ни с кем и с окровавленным мечом еще четыре раза. После того, как пятый доброволец вошел с ним в палатку, Гуру вернулся со всеми пятью добровольцами в целости и сохранности. Он назвал их Пяндж Пьяре и первой Хальсой в сикхской традиции. [62]

Затем Гобинд Сингх смешал воду и сахар в железной миске, перемешивая их обоюдоострым мечом, чтобы приготовить то, что он назвал Амрит («нектар»). Затем он провел это в Пандж Пьяре , сопровождая чтением Ади Грантха, тем самым основав ханде ка пахул (церемонию крещения) Хальсы - сообщества воинов. [61] [63] Гуру также дал им новую фамилию « Сингх » (лев). После того как первые пять Хальсы были крещены, Гуру попросил пятерых крестить его как Хальсу. Это сделало Гуру шестым Кхалсой, а его имя изменилось с Гуру Гобинд Даса на Гуру Гобинд Сингх. [61] Эта церемония посвящения заменила ритуал чаран пахул, практиковавшийся предыдущими гуру, в котором посвященный пил воду, в которую гуру или масанд гуру окунул палец правой ноги. [64] [65]

Канга, Кара и Кирпан – три из пяти К.

Гобинд Сингх положил начало Пяти К. традиции Хальсы [66]

  • Кеш : нестриженные волосы.
  • Канха : деревянная расческа.
  • Кара : железный или стальной браслет, носимый на запястье.
  • Кирпан : меч.
  • Каччера : короткие бриджи.

Он также объявил кодекс дисциплины для воинов Хальсы. Табак, употребление в пищу «халяльного» мяса (способ забоя, при котором животному перерезают горло и оставляют его кровоточить перед забоем), блуд и прелюбодеяние были запрещены. [66] [67] Хальса также согласились никогда не взаимодействовать с теми, кто следовал за соперниками или их преемниками. [66] Совместное посвящение мужчин и женщин из разных каст в ряды Хальсы также институционализировало принцип равенства в сикхизме независимо от касты или пола. [67] Значение Гобинда Сингха для сикхской традиции было очень важным, поскольку он институционализировал Хальсу, сопротивлялся продолжающимся преследованиям со стороны Империи Великих Моголов и продолжал защищать дхарму, под которой он имел в виду истинную религию, от нападения Аурангзеба. [68]

Гурдвара Анандпур Сахиб , Пенджаб, место рождения Хальсы

Он представил идеи, которые косвенно бросили вызов дискриминационным налогам, введенным властями Великих Моголов. Например, Аурангзеб ввел налоги на немусульман, которые также взимались с сикхов: джизья ( подушный налог для немусульман), налог на паломничество и налог Бхаддар – последний налог должен был платить каждый, кто следует за Индуистский ритуал бритья головы после смерти близкого человека и кремации. [4] Гуру Гобинд Сингх заявил, что Хальсе не нужно продолжать эту практику, потому что Бхаддар — это не дхарам , а бхарам (иллюзия). [4] [69] Отказ от бритья головы также означал отсутствие необходимости платить налоги для сикхов, живших в Дели и других частях Империи Великих Моголов. [4] Однако новый кодекс поведения также привел к внутренним разногласиям между сикхами в 18 веке, особенно между Нанакпанти и Хальса. [4]

Гобинд Сингх глубоко уважал Хальсу и заявил, что нет никакой разницы между Истинным Гуру и сангатом (пантхом). [70] До основания им Хальсы сикхское движение использовало санскритское слово Сишья (буквально «ученик» или «ученик»), но впоследствии излюбленным термином стала Хальса. [71] Кроме того, до Хальсы в сикхских общинах по всей Индии существовала система масандов, назначаемых сикхскими гуру. Масанды возглавляли местные сикхские общины , местные храмы и собирали богатство и пожертвования для дела сикхов. [71] Гобинд Сингх пришел к выводу, что система Масандов стала коррумпированной, он отменил ее и с помощью Хальсы ввел более централизованную систему, находившуюся под его непосредственным руководством. [71] Эти события создали две группы сикхов: тех, кто инициировал как Хальса, и тех, кто остался сикхами, но не прошел инициацию. [71] Сикхи Хальса считали себя отдельной религиозной единицей, в то время как сикхи Нанакпанти сохранили свою иную точку зрения. [72] [73]

Традиция сообщества воинов Хальса, начатая Гуру Гобинд Сингхом, внесла свой вклад в современные научные дебаты о плюрализме в сикхизме. Его традиция сохранилась до наших дней: посвященных сикхов называют Хальса-сикхами, а тех, кто не крестился, называют сахадждхари-сикхами. [74] [75] [76]

Сикхские писания

Дасам Грантх приписывается Гуру Гобинд Сингху. Он включает в себя, среди прочего, мифологию воинов-святых древней Индии. [77] [78]

Пиара Сингх Падам в своей книге «Шри Гуру Гобинд Сингх Джи де Дарбари Ратан» подчеркивает, что Гуру Гобинд Сингх уделял перу столько же внимания, сколько и мечу. [79]

В сикхской традиции Гуру Гобинд Сингху приписывают завершение Картарпур Поти (рукописи) Гуру Грантха Сахиба – основного писания сикхизма. [41] Окончательная версия не приняла посторонних гимнов из других версий и включила сочинения его отца Гуру Тег Бахадура. [41] Гобинд Сингх также объявил этот текст вечным Гуру сикхов. [42] [80]

Гобинд Сингху также приписывают Дасам Грантх . [39] Это противоречивый религиозный текст, который некоторые сикхи считают вторым писанием, а авторитет других сикхов оспаривает. [81] [40] Стандартное издание текста содержит 1428 страниц с 17 293 стихами в 18 разделах. [81] [82] В « Дасам Грантх» входят гимны, мифологические рассказы из индуистских текстов , [39] праздник женского начала в образе богини Дурги , [83] басни о сексуальности , [39] автобиография, светские истории из Пуран и Махабхараты , письма другим людям, таким как император Великих Моголов , а также почтительное обсуждение воинов и теологии. [81] [84] [85]

В своих произведениях Гуру Гобинд Сингх использует различные псевдонимы, такие как Шьям, Раам, Каал, Гобинд Дас, Гобинд Сингх, Нанак и Шах Гобинд. [14] [15] [16]

Согласно «Бансавлинаме», написанной в 1755 году Кесаром Сингхом Чиббаром, [86] Сикхи потребовали, чтобы Гобинд Сингх объединил Дасам Грантх с Гуру Грантх Сахиб. Гобинд Сингх ответил на просьбу, сказав: «Это Ади Гуру Грантх; Коренная книга. Эта (Дасам Грантх) предназначена только для моего развлечения. Пусть это будет у меня в голове, и пусть они останутся отдельно». [87] [88]

Дасам Грантх играет важную роль в посвящении и повседневной жизни набожных сикхов Хальса. [89] [90] Части его композиций, такие как Джаап Сахиб , Тав-Прасад Савайе и Бенти Чаупай, представляют собой ежедневные молитвы ( Нитнем ) и священные литургические стихи, используемые при инициации сикхов Хальса. [40] [91] [92]

Почерк Гуру Гобинд Сингха во время написания Гурмукхи. Здесь представлена ​​первая глава Чаритропахяна .

Войны

Когда все другие средства не помогли,
Законно взяться за меч.

– Гуру Гобинд Сингх, Зафарнама [93] [94]

Период после казни Гуру Тегха Бахадура – ​​отца Гуру Гобинд Сингха – был периодом, когда Империя Великих Моголов под руководством Аурангзеба становилась все более враждебным врагом сикхского народа. [95] Сикхи сопротивлялись во главе с Гобинд Сингхом, и в этот период конфликты между мусульманами и сикхами достигли своего пика. [95] И администрация Великих Моголов, и армия Аурангзеба проявляли активный интерес к Гобинд Сингху. Аурангзеб отдал приказ уничтожить Гобинд Сингха и его семью. [96]

Гобинд Сингх верил в Дхарамюдх (войну в защиту праведности), в то, что ведется в крайнем случае, а не из желания мести, жадности или каких-либо деструктивных целей. [97] По мнению Гуру, человек должен быть готов умереть, чтобы остановить тиранию, положить конец преследованиям и защитить свои религиозные ценности. [97] С этими целями он провел четырнадцать войн, но никогда не брал пленных и не наносил ущерба чьему-либо храму. [97]

Битвы

Гуру Гобинд Сингх со своей лошадью

Гуру Гобинд Сингх провел 21 битву против Империи Великих Моголов и королей холмов Сивалик .

  • Битва при Анандпуре (1682 г.) Бхим Чанд атакует Гобинд Сингха.
  • Битва при Анандпуре (1685 г.) Бхим Чанд снова атакует Гобинд Сингха.
  • Битва при Бхангани (1688 г.) Гобинд Сингха , в которой говорится о главе 8 « Бичитра Натак» , когда Фатех Шах вместе с командирами наемников Хаят Ханом и Наджабат Ханом, [98] атаковал его войска без какой-либо цели. Гуру помогали силы Крипала (его дяди по материнской линии) и брамина по имени Дайя Рам, которых он восхваляет как героев в своем тексте. [99] В бою погиб двоюродный брат Гуру по имени Санго Шах, двоюродный брат дочери Гуру Харгобинда . [98]
  • Битва при Надауне (1691 г.) против исламских армий Миан-хана и его сына Алиф-хана, которые потерпели поражение от союзных войск Гобинд Сингха, Бхим Чанда и других индуистских королей предгорий Гималаев. [100] Немусульмане, поддерживающие Гуру, отказались отдать дань уважения исламским чиновникам, базирующимся в Джамму. [98]
  • В 1693 году Аурангзеб сражался с индуистскими маратхами в индийском регионе Декан и издал приказ не допускать скопления Гуру Гобинд Сингха и сикхов в Анандпуре в больших количествах. [98] [101]
  • Битва при Анандпуре (1695 г.) Моголы атакуют Гобинд Сингха в Анандпуре.
  • Битва при Гюлере (1696 г.) , сначала против сына мусульманского полководца Дилавар-хана Рустам-хана, недалеко от реки Сатледж, где Гуру объединился с индуистским королем Гюлера и разгромил мусульманскую армию. [102] Полководец послал своего генерала Хусейна Хана против армий Гуру и королевства Гулер, недалеко от Патханкота велась война, и Хусейн Хан был побежден и убит объединенными силами. [102]

После создания Хальсы Раджас Холмов, ранее проигравший в битве Гуру Гобинд Сингху, направил петицию в Дели с просьбой действовать немедленно и присоединиться к ним в битве против Гуру. [103]

  • Битва при Анандпуре (1699 г.) произошла против двух раджей холмов.
  • Битва при Анандпуре (1700 г.) против армии Великих Моголов Аурангзеба, которая в ответ на письмо Хилл Раджаса послала 10 000 солдат под командованием Паинда-хана и Дины Бег. [104] В прямом бою между Гобинд Сингхом и Паиндой Ханом последний был убит. Его смерть привела к тому, что армия Великих Моголов бежала с поля битвы. [104]
  • Первая осада Анандпура . Горные раджи северного Пенджаба перегруппировались после поражения при Анандпуре в прошлом году и возобновили кампанию против Гобинд Сингха, объединив силы с Гуджаром и другими соплеменниками, чтобы осадить Анандпур, к северо-востоку от Лудхианы. Лидер Гуджаров Джагатулла был убит в первый же день, а раджи были изгнаны после блестящей защиты под руководством сына Гуру Аджита Сингха. [104] [105] [101]
  • Битва при Тарагархе — оборонительное сражение во время осады Анандпура.
  • Битва при Базоли (1702 г.) против армии Великих Моголов; назван в честь королевства Басоли, чей Раджа Дхарампул поддержал Гуру в битве. [106] Армию Великих Моголов поддерживало конкурирующее королевство Калур во главе с Раджей Аджмером Чандом. Битва закончилась, когда обе стороны достигли тактического мира. [106]
  • Первая битва при Чамкауре (1702 г.) Армия Великих Моголов была отбита. [104]
  • Битва при Анандпуре (1703 г.) произошла между сикхами и горными раджами. Сикх победил.
  • В первой битве при Анандпуре (1704 г.) император Великих Моголов Аурангзеб послал в северный Пенджаб свежие силы под командованием генерала Сайяда Хана, которого позже заменил Рамджан Хан. Рамджан был смертельно ранен в дальнейших очень тяжелых боях вокруг крепости сикхов в Анандпуре, к северо-востоку от Лудхианы, и его войска снова отступили. [104]
  • Вторая осада Анандпура . По мнению ученых, эта осада была вызвана увеличением количества вооруженных сикхов в Анандпуре, увеличение числа которых создало нехватку припасов. Это привело к тому, что сикхи совершили набеги на местные деревни в поисках припасов, еды и фуража, что, в свою очередь, резко расстроило местных раджей-пахари, которые заключили союзы и организовали нападение на наследие Гуру Гобинд Сингха. [107] [98] Генерал Великих Моголов был смертельно ранен сикхскими солдатами, и армия отступила. Затем в мае 1704 года Аурангзеб послал большую армию с двумя генералами, Вазир-ханом и Забердаст-ханом, чтобы подавить сопротивление сикхов. [104] Подход, который исламская армия избрала в этой битве, заключался в длительной осаде Анандпура, с мая по декабрь, перекрывая все ввозимые и вывозимые продукты питания и другие припасы, а также повторяющиеся сражения. [17] Некоторые мужчины-сикхи покинули Гуру во время осады Анандпура в 1704 году и бежали в свои дома, где их женщины опозорили их, и они снова присоединились к армии Гуру и погибли, сражаясь с ним в 1705 году. [108] [109] Ближе к концу Гуру, его семья и последователи приняли предложение Аурангзеба о безопасном выезде из Анандпура. [110] Однако, когда они покинули Анандпур двумя группами, на них напали, и одна из групп с Матой Гуджари и двумя сыновьями Гуру - Зораваром Сингхом, 8 лет, и Фатех Сингхом, 5 лет, - были взяты в плен армией Великих Моголов. [105] [111] Оба его ребенка были казнены, заживо закопав их в стену. [17] [112] Там же умерла бабушка Мата Гуджари. [105]
  • Битва при Сарсе (1704 г.) против армии Великих Моголов под предводительством генерала Вазир-хана; В начале декабря мусульманский командир передал Гуру Гобинд Сингху и его семье обещание Аурангзеба о безопасном проходе. [111] Однако, когда Гуру принял предложение и ушел, Вазир Хан взял пленников, казнил их и преследовал Гуру. [113] Отступающие войска, с которыми он был, неоднократно подвергались нападениям сзади, что привело к тяжелым потерям сикхов, особенно при переправе через реку Сарса. [113]
  • Битва при Чамкауре (1704 г.) Считается одной из самых важных битв в истории сикхов. Это было против армии Великих Моголов во главе с Нахар-ханом; [114] мусульманский командир был убит, [114] в то время как на стороне сикхов в этом бою погибли оставшиеся два старших сына Гуру - Аджит Сингх и Джуджхар Сингх, а также другие сикхские солдаты. [115] [105] [116]
  • В битве при Мукцаре (1705 г.) армия Гуру была повторно атакована армией Великих Моголов, которую преследовал генерал Вазир Хан, в засушливой местности Хидрана-ки-Дхаб. Моголы были снова заблокированы, но с большим количеством жизней сикхов, в частности, знаменитого Чалис Мукте (буквально «сорок освобожденных»), [109] и это была последняя битва под руководством Гуру Гобинд Сингха. [18] Место битвы под названием Хидрана было переименовано примерно 100 лет спустя Ранджитом Сингхом в Мукт-сар (буквально «озеро освобождения»), в честь термина «Мукт» ( мокша ) древнеиндийской традиции, в честь тех, кто отдали свою жизнь за дело освобождения. [117]
  • Битва при Багауре (1707 г.) произошла против раджи Бхгаура и местных жителей. Все началось из-за спора, когда несколько верблюдов Гуру пошли и съели деревья местного садовника. Садовник взял в заложники верблюдов и всадника. Сикх вел переговоры об освобождении, но он отказался, что привело к битве. [118]
  • Битва при Джаджау (1707 г.) произошла между Азам-шахом и Бхадур-шахом за трон Великих Моголов. Бахдур Шах обратился за помощью к Гуру Гобинд Сингху. Гобинд Сингх оказал помощь и, как говорят, убил Азама Шаха в бою. [119]

Счета Великих Моголов

Мусульманские историки при дворе Великих Моголов писали о Гуру Гобинд Сингхе, а также о геополитике того времени, в котором он жил, и эти официальные персидские отчеты были легко доступны и легли в основу англоязычного описания сикхской эпохи колониальной эпохи. [120] [121]

Первая страница (Панна, или Анг) Джаап Сахиб, начального сочинения Дасам Грантха, в руке Гуру.

По словам Дхавана, персидские тексты, составленные придворными историками Великих Моголов при жизни Гобинд Сингха, были враждебны ему, но представляли точку зрения Великих Моголов. [120] Они считали, что сикхская традиция религиозных гуру была испорчена им путем создания военного ордена, готового противостоять имперской армии . [120] Дхаван пишет, что некоторые персидские писатели, писавшие спустя десятилетия или столетие после смерти Гобинд Сингха, перешли от того, чтобы полностью полагаться на придворные истории Великих Моголов, унижающие Гуру, к включению историй из сикхского текста гурбилас , восхваляющих Гуру. [120] [122]

Сообщения Великих Моголов предполагают, что мусульманские командиры считали сикхский пантх разделенным на секты с разной лояльностью. [123]

Отношения с другими религиозными группами

В результате жестокой вражды между сикхами и армиями Великих Моголов Гуру Гобинд Сингх приказал провести социальную сегрегацию между Хальсой и мусульманами, настроения которой повторяются в современных и посмертных рахит-намасе. В меньшей степени были также вынесены судебные запреты, запрещающие участие в некоторых индуистских ритуалах и верованиях, а также против раскольнических группировок сикхов, выступающих против ортодоксальной общины Хальса. [128] [134]

Послевоенные годы

Карта ГГС Марг

После Второй битвы при Анандпуре в 1704 году Гуру и его оставшиеся солдаты перемещались и оставались в разных местах, в том числе прятались в таких местах, как джунгли Мачхивара на юге Пенджаба. [111]

Некоторые из различных мест на севере, западе и центральной Индии, где Гуру жил после 1705 года, включают Хехар с Кирпалом Дасом (дядей по материнской линии), Мануке, Мехдиану, Чаккар, Тахтупуру, а также Мадхе и Дину ( малва регион ). Он останавливался у родственников или доверял сикхам, таким как три внука Рая Джода, преданного Гуру Хар Гобинда . [135]

Зафарнама

Гуру Гобинд Сингх рассматривал военное поведение Аурангзеба и его армии против своей семьи и своего народа как предательство обещания, неэтичное, несправедливое и нечестивое. [111] После того, как все дети Гобинд Сингха были убиты армией Великих Моголов и в битве при Мукцаре, Гуру написал Аурангзебу вызывающее письмо на персидском языке под названием « Зафарнама » (буквально «послание победы»), письмо, которое сикхская традиция считает важным. ближе к концу 19 века. [111] [136] [137]

Письмо Гуру было для Аурангзеба суровым, но примирительным. Он обвинил императора Великих Моголов и его командиров в духовном плане и обвинил их в отсутствии морали как в управлении, так и в ведении войны. [138] В письме предсказывалось, что Империи Великих Моголов скоро придет конец, поскольку она преследует и полна оскорблений, лжи и безнравственности. Письмо духовно укоренено в убеждениях Гобинд Сингха о справедливости и достоинстве без страха. [138]

Смерть членов семьи

Гурудвара Паривар Вичора Сахиб, Маджри, Пенджаб, где мать Гуру и младший сахибзааде разлучились с ним. [139]

Четыре сына Гуру Гобинд Сингха, также называемые Чаар Сахибзааде (четыре принца), были убиты при его жизни: двое старших в битве с Моголами , а двое младших казнены могольским губернатором Сирхинда . [34] Гуру и два его старших сына избежали осады Анандпура в декабре 1704 года и достигли Чамкаура , но их преследовала большая армия Великих Моголов. [140] В последовавшей битве старшие сыновья Гуру, также называемые «Вааде Сахибзааде», храбро сражались, но армия Великих Моголов была намного больше и хорошо оснащена. [141] В то время как Гуру был доставлен в безопасное место, его старшие сыновья, Сахибзада Аджит Сингх, 17 лет, и Джуджхар Сингх, 13 лет, были убиты в битве при Чамкауре в декабре 1704 года против армии Великих Моголов. [17]

Мать Гобинд Сингха, Мата Гуджри, и двое его младших сыновей разлучились с ним после бегства от осады Великих Моголов Анандпура в декабре 1704 года; и позже были арестованы силами Вазир Хана , губернатора Великих Моголов Сирхинда. [140] Младшая пара, названная «Чотте Сахибзааде», вместе со своей бабушкой была заключена в Открытую башню (Танда Бурдж) в холодные зимние дни. [141] Примерно 26 и 27 декабря 1704 года младшим сыновьям, Сахибзаде Фатеху Сингху, 6 лет, и Зоравару Сингху, 9 лет, был предложен безопасный проход, если они примут ислам, от чего они отказались; и впоследствии Вазир Хан их приказал заживо замуровать в стене. [142] [143] Гуджри потеряла сознание, узнав о смерти своих внуков, и вскоре умерла. [140]

Его приемный сын Зоравар Сингх Палит, настоящее имя которого неизвестно, погиб в 1708 году недалеко от форта Читторгарх в стычке с местными солдатами. [3] По словам Сайнапати, Зоравар Сингх Палит сумел бежать в битве при Чамкауре, а затем встретил Гуру в Раджпутане, после чего попал в небольшую драку в Читторгархе и погиб. [144]

По мнению сикхских историков, Гуру Гобинд Сингх воспринял суровую новость о казни своих сыновей Фатеха Сингха и Зоравара Сингха со стоическим спокойствием и написал: «Какой смысл тушить несколько искр, если вместо этого вы поднимаете могучее пламя? ". [145]

Последние дни

Кремация Гуру Гобинд Сингха в Нандеде
Тахт Шри Хазур Сахиб , Нандед , построен на месте, где в 1708 году был кремирован Гуру Гобинд Сингх. Внутренняя камера до сих пор называется Ангита Сахиб .

Аурангзеб умер в 1707 году, и сразу же началась борьба за престол между его сыновьями, которые нападали друг на друга. [146] Гуру Гобинд Сингх поддержал Бахадур Шаха I в битве при Джаджау, отправив 200–300 сикхов под командованием Бхаи Дхарам Сингха, а затем сами присоединившись к битве. [147] Согласно сикхским источникам, именно Гуру Гобинд Сингх убил Азам Шаха . [148] [149] Официальный преемник Бахадур Шах пригласил Гуру Гобинд Сингха со своей армией лично встретиться с ним в регионе Декан в Индии для примирения. Гуру Гобинд Сингх надеялся вернуть Анандпур, свою бывшую цитадель, и оставался вблизи имперского лагеря почти год. Однако его призывы к восстановлению его земель оказались безрезультатными, поскольку Бахадур-шах продолжал откладывать любое восстановление до статус-кво, поскольку он не хотел оскорблять ни Гуру, ни горного раджаса. [17] [146] [150] [151]

Вазир Хан , командующий армией Великих Моголов и наваб Сирхинда , , против армии которого Гуру вел несколько войн [18] поручил двум афганцам, Джамшед-хану и Васил-беку, следовать за армией Гуру, направлявшейся на встречу с Бахадур-шахом, а затем убить Гуру. находились у реки Годавари . Эти двое тайно преследовали Гуру, чьи войска находились в районе Декана в Индии, и вошли в лагерь, когда сикхи несколько месяцев [152] Они получили доступ к Гуру, и Джамшед Хан нанес ему два ножевых ранения, в результате чего Нандед получил смертельную рану . [17] [153] [154] Некоторые ученые утверждают, что убийца, убивший Гуру Гобинд Сингха, возможно, был послан не Вазир Ханом, а вместо этого был послан армией Великих Моголов, находившейся поблизости. [18]

Сенапати По словам Шри Гур Собхи , писателя начала XVIII века, смертельные раны Гуру были ранами ниже его сердца. Гуру сопротивлялся и убил убийцу, а его спутник был убит сикхскими охранниками при попытке к бегству. [152]

Гуру умер от ран несколько дней спустя, 7 октября 1708 года. [155] Его смерть спровоцировала долгую и ожесточенную войну сикхов с Моголами. [152]

Согласно «Бансавалинаме» Кесара Сингха Чиббера, написанному в 1768 году, последними словами Гуру были: «Грант – это Гуру, и он приведет вас к Акалу . Гуру – это Хальса, а Хальса – это Гуру. Место отдано Шри Сахиб Мата Деви . Любите друг друга и расширяйте сообщество. Следуйте словам Гранта. Сикх, который следует за Сикхи, должен быть с Гуру. Всегда оставайтесь с Вахегуру ». [156]

Дохра Махалла Дасван (10)

Дохра Гуру Гобинд Сингха, записанная в копии Ади Грантха, датированной 1707 годом н. э. и с автографом (содержащим «нисан») Гуру Гобинд Сингха, куда включена «Дохра» Махалла 10 (Дасван). Это приводится как свидетельство того, что Гуру Гобинд Сингх был автором строки Дохра (рифмованного двустишия), содержащейся в конце Священного Писания на стр. 1429.

Хотя обычно считается, что Гуру Гобинд Сингх не добавил никаких своих собственных сочинений к « Гуру Грантх Сахиб» , есть некоторые, кто утверждает, что единственное рифмующееся двустишие, известное как Дохра , десятого Гуру, озаглавленное «Дохра Махалла Дасван» (10 ), ближе к концу Священного Писания на странице 1429 находится работа Гуру Гобинд Сингха. [6] [157] [158]

Состав, о котором идет речь, следующий: [159] [160]

Женщина 10:
Район 10:
Если связь разорвана, все будет исправлено.
Моя сила восстановлена, и мои узы разорваны; теперь я могу все.
О Нанак, всё — твоя рука, я — твоя помощь 54.
Нанак: все в Твоих руках, Господь; Ты мой Помощник и Поддержка. ||54||

По словам Трилочана Сингха, Гуру Тех Бахадур отправил письмо в форме шлоки юному Гобинд Дасу, находившемуся в заключении в Дели Аурангзебом, которое лично передали маленькому ребенку Бхаи Уда и пандит Кирпа Рам: [161]

Вся человеческая сила исчерпала себя,
Человечество стонет в цепях;
Моральные усилия бесполезны;
Господи, спаси их, спаси
С Твоей Милосердной помощью,
Как Ты спас
Тонущий слон, который молился!

Гуру Тех Бахадур, Гуру Грантх Сахиб

Это было испытание потенциального преемника гуру. Гобинд Дас, писавший из Анандпура, ответил дохрой , которая подтверждала его готовность добиться успеха в качестве следующего сикхского гуру и успокаивала любые опасения, которые сикхи того времени испытывали по поводу этой перспективы. [161] Гуру Тег Бахадур знал, что его сын готов взять на себя бразды правления и возглавить сикхскую общину после его смерти. [161] Прочитав ответ сына, Гуру Тех Бахадур отправил сыну последнее послание: [161]

Слово Божье пребудет всегда,
Святые всегда выживут;
Слава Гуру Гобинда сохранится навсегда;
Таких мало и редко, о Нанак,
Кто созерцает Его Имя

Гуру Тех Бахадур, Гуру Грантх Сахиб

Эта история записана в рассказе Бхаи Мани Сингха, написанном в его сочинении «Сикхан ди Бхагат Мал» . [161] Эта история далее изложена в других исторических источниках, таких как Сурадж Пракаш , Мехма Пракаш и «Бансавалинама» Кесара Сингха Чиббера . [161] SGPC по неизвестным причинам решил не приписывать дохру Гуру Гобинд Сингху, когда стандартизировал «Гуру Грантх Сахиб», который впоследствии публикуется без него, несмотря на то, что во многих рукописях 17 и 18 веков дохра приписывалась десятому Гуру. Гуру Грантх Сахиб, многие из которых имеют подпись десятого Гуру. [161]

Хотя сикхские гуру обычно не изображаются на экране из-за определенных убеждений в сикхизме, [ нужна ссылка ] Был снят ряд индийских фильмов о жизни Гуру Гобинд Сингха. К ним относятся: [162]

См. также

Ссылки

Информационные примечания

  1. Его имя при рождении — Гобинд Рай — апокриф.
  2. В 1708 году должность гуру была передана священному писанию сикхов, Гуру Грантху Сахибу , которого последователи сикхской веры теперь считают живым Гуру. [29]
  3. ^ Дженкинс, Гревал и Олсон заявляют, что Тег Бахадур был казнен за отказ принять ислам. [30] [31] [32] Принимая во внимание, что Трушке утверждает, что Тег Бахадур был казнен за то, что вызвал беспорядки в Пенджабе. [33]

Цитаты

  1. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и ж г час я Ганда Сингх. «Гобинд Сингх, Гуру (1666–1708)» . Энциклопедия сикхизма . Пенджабский университет Патиала. Архивировано из оригинала 29 июля 2017 года . Проверено 7 марта 2016 г.
  2. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Диллон, доктор Далбир Сингх (1988). Сикхизм – зарождение и развитие . Атлантические издатели и дистрибьюторы. п. 144. Архивировано из оригинала 17 сентября 2016 года.
  3. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Сингх, Харбанс (1992–1998). Энциклопедия сикхизма . Том. 4. Патиала: Пенджабский университет. стр. 463–464. ISBN  9788173805301 .
  4. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и ж Мандаир, Арвинд-Пал Сингх; Шекл, Кристофер; Сингх, Гурхарпал (2013). Сикхская религия, культура и этническая принадлежность . Рутледж. стр. 25–28. ISBN  978-1-136-84627-4 .
  5. Перейти обратно: Перейти обратно: а б «Обсуждение Дасам Грантха» . aarweb.org . Проверено 20 января 2024 г.
  6. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Сикхское искусство и литература . Керри, Браун. Лондон: Рутледж. 1999. с. 198. ИСБН  0-415-20288-4 . OCLC   39765536 . {{cite book}}: CS1 maint: другие ( ссылка )
  7. ^ Дилгир, Харджиндер Сингх (1997). Сикхский справочник . Сикхский образовательный фонд Сикхского университетского центра, Дания. п. 94. ИСБН  9780969596424 . Некоторые сикхи по незнанию начали использовать «дех шива бар мохе ихай шубх карман те кабхун на тарон...» в качестве национального гимна сикхов.
  8. ^ Дхарам Сингх (2001). Перспективы сикхизма . Издательское бюро Пенджабского университета. п. 158. ИСБН  978-8-1738-0736-7 .
  9. ^ Уильямс, Виктория (2016). «Дастаар Банди и Амрит Санчар, сикхизм». Празднование жизненных обычаев по всему миру: от детских праздников до похорон . Санта-Барбара, Калифорния: ABC-CLIO. п. 70. ИСБН  978-1-4408-3658-9 . OCLC   956633929 . Во время церемонии амрита сопровождается торжественной клятвой в присутствии Шри Гуру Грантха Сахиба и Пандж Пьяре, или пяти возлюбленных. Пандж Пьяре — это квинтет посвященных сикхов, мужчин и женщин, которые действуют как лидеры внутри сикхской общины. Пандж Пьяре наблюдает за церемонией Амрит Санчар, готовя посвященных и вручая амрит тем, кто готов к посвящению.
  10. ^ Сингх, Балавиндара (2004). Пятьдесят две заповеди Гуру Гобинд Сингха . Мичиган, США: Singh Bros. 9.
  11. ^ Сингх, Сатбир (1991). Аад Сикх Те Аад Сахиан . Джаландхар: Новая книжная компания.
  12. ^ «Что такое кирпан?» . Всемирная сикхская организация Канады . Архивировано из оригинала 2 апреля 2015 года . Проверено 18 марта 2015 г.
  13. ^ «Боле Со Нихал | Азиатская этническая религия | Религиозное сравнение» . Проверено 7 декабря 2017 г. - через Scribd.
  14. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Ганди, Сурджит Сингх (1978). История сикхских гуру: всестороннее исследование . Гурдас Капур. п. 607.
  15. Перейти обратно: Перейти обратно: а б В последней строфе Чаупай Сахиб Гуру Гобинд Сингх называет себя Гобинд Дасом.
  16. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Сингх, Камальруп (2015). Грантх Гуру Гобинд Сингха: очерки, лекции и переводы . Гуриндер Сингх Манн (1-е изд.). Нью-Дели. стр. 66, 68, 77. ISBN.  978-0-19-945897-4 . OCLC   932463542 . {{cite book}}: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка )
  17. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и ж Фенек, Луи Э.; WH Маклеод (2014). Исторический словарь сикхизма . Роуман и Литтлфилд. п. 9. ISBN  978-1-4422-3601-1 .
  18. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д Дж. С. Гревал (1998). Сикхи Пенджаба . Издательство Кембриджского университета. стр. 78–79 . ISBN  978-0-521-63764-0 .
  19. ^ Сингх, Пашаура; Фенек, Луи Э. (2014). Оксфордский справочник по сикхским исследованиям . Издательство Оксфордского университета . п. 311. ИСБН  978-0-19-969930-8 .
  20. ^ Гревал 1998 , с. 70 : «Хотя историки обычно называют молодого Гобинда Гобинд Рай, в хукамнамах Гуру Тег Бахадура он упоминается как Гобинд Дас».
  21. ^ Гревал, Дж. С. (2019). Гуру Гобинд Сингх (1666–1708): Мастер Белого Ястреба . Издательство Оксфордского университета. п. 45. ИСБН  978-0-19-099038-1 .
  22. ^ [20] [21]
  23. ^ Коул, В. Оуэн (2004). Понимание сикхизма . Данидин Академик Пресс Лтд. 68. ИСБН  978-1-906716-91-2 . Имя Гуру Гобинд Сингха было Гобинд Дас или иногда его называли Гобинд Рай, но с момента основания Хальсы он известен как Гуру Гобинд Сингх.
  24. ^ Маклеод, штат Вашингтон (1997). Сикхизм . Книги о пингвинах. п. 47. ИСБН  978-0-14-025260-6 . Гобинд Дас было первоначальным именем Десятого Гуру, по крайней мере, так кажется. Мусульманские источники обычно называют его Гобинд Рай, но в документах, выпущенных его отцом, Гуру Тег Бахадуром, его имя указано как Гобинд Дас.
  25. Гуру Гобинд Сингх в последнем стихе своего сочинения, Чаупай Сахиб , называет себя Гобинд Дасом.
  26. ^ Холт, Джеймс Д. (2022). Понимание сикхизма: Руководство для учителей . Издательство Блумсбери. п. 164. ИСБН  978-1-350-26319-2 .
  27. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Оуэн Коул, Уильям; Пиара Сингх Самбхи (1995). Сикхи: их религиозные верования и практики . Сассекс Академик Пресс. п. 36.
  28. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Мэйлед, Джон (2002). Сикхизм . Хайнеманн. п. 12 . ISBN  978-0-435-33627-1 .
  29. ^ Сикхи: вера, философия и народ . Ластер Пресс. 1998. ISBN  9788174360373 .
  30. ^ Дженкинс 2000 , с. 200.
  31. ^ Гревал 1998 , с. 72.
  32. ^ Олсон 2007 , с. 23.
  33. ^ Трушке 2017 , стр. 54–55.
  34. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Сипл, Крис; Гувер, Деннис; Отис, Паулетта (2013). Справочник Рутледжа по религии и безопасности . Рутледж. п. 93. ИСБН  978-0-415-66744-9 . ;
    Ричардс, Джон Ф. (1995). Империя Великих Моголов . Издательство Кембриджского университета. стр. 255–258. ISBN  978-0-521-56603-2 .
  35. ^ «Сикхское обозрение». Сикхский культурный центр . 20 (218–229): 28. 1972.
  36. ^ Хардип Сингх Сян (2013). Сикхская воинственность в семнадцатом веке: религиозное насилие в Моголов и Индии раннего Нового времени . ИБ Таурис. стр. 218–222. ISBN  978-1-78076-250-0 .
  37. Перейти обратно: Перейти обратно: а б «BBC Религии - Сикхизм» . Би-би-си. 26 октября 2009 г. Архивировано из оригинала 23 января 2011 г. Проверено 30 июля 2011 г.
  38. ^ Дхаван, П. (2011). Когда воробьи стали ястребами: создание традиции сикхских воинов, 1699–1799 гг . Издательство Оксфордского университета. стр. 3–4. ISBN  978-0-19-975655-1 .
  39. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д «Дасам Грант | Сикхские сочинения | Британника» . www.britanica.com . Проверено 29 марта 2023 г.
  40. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Маклеод, штат Вашингтон (1990). Текстовые источники для изучения сикхизма . Издательство Чикагского университета. ISBN  978-0-226-56085-4 . , стр. 2, 67
  41. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Мандаир, Арвинд-Пал Сингх; Шекл, Кристофер; Сингх, Гурхарпал (2013). Сикхская религия, культура и этническая принадлежность . Рутледж. стр. 11–12, 17–19. ISBN  978-1-136-84627-4 .
  42. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Шелке, Кристофер (2009). Божественный завет: радуга религий и культур . Григориан Пресс. п. 199. ИСБН  978-88-7839-143-7 .
  43. ^ «Счастливый гуру Гобинд Сингх Джаянти: пожелания, фотографии, сообщения в Facebook, которыми можно поделиться» . NDTV.com . Проверено 20 января 2021 г.
  44. ^ Сингх, Пашаура; Фенек, Луи (2014). Оксфордский справочник по сикхским исследованиям . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. п. 445. ИСБН  978-0-19-969930-8 .
  45. ^ Сипл, Крис (2013). Справочник Routledge по религии и безопасности . Нью-Йорк: Рутледж. п. 96. ИСБН  978-0-415-66744-9 .
  46. ^ Пашаура Сингх и Луи Фенек (2014). Оксфордский справочник по сикхским исследованиям . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. стр. 236–237. ISBN  978-0-19-969930-8 .
  47. ^ Хансра, Харкират С. (2007). Свобода на кону: сикхи: самые видимые . iUniverse. стр. 28–29. ISBN  978-0-595-43222-6 .
  48. ^ Сингх, Кесар (1997). Бансавалинама (на пенджаби). Братья Сингх. стр. 125–126. ISBN  81-7205-175-1 .
  49. ^ Джонс, Констанс А.; Райан, Джеймс Д. (2007). Энциклопедия индуизма . Нью-Йорк: Факты в файле, Inc., с. 417. ИСБН  978-0-8160-5458-9 . Архивировано из оригинала 23 сентября 2016 года.
  50. ^ Ашок, Шамшер Сингх. «Дзитодзё Мата» . Энциклопедия сикхизма . Пенджабский университет Патиала. Архивировано из оригинала 29 июля 2017 года . Проверено 14 сентября 2016 г.
  51. ^ «Сундари Мата» . 9 декабря 2019 года . Проверено 17 августа 2022 г.
  52. ^ Ашок, Шамшер Сингх. «Сахиб Деван» . Энциклопедия сикхизма . Пенджабский университет Патиала. Архивировано из оригинала 29 июля 2017 года . Проверено 16 августа 2016 г.
  53. ^ «Сахиб Деван» . Сикхская энциклопедия . 19 декабря 2000 года . Проверено 25 марта 2022 г.
  54. ^ Гревал 1998 , с. 70 : «Хотя историки обычно называют молодого Гобинда Гобинд Рай, в хукамнамах Гуру Тег Бахадура он упоминается как Гобинд Дас».
  55. ^ Гревал, Дж. С. (2019). Гуру Гобинд Сингх (1666–1708): Мастер Белого Ястреба . Издательство Оксфордского университета. п. 45. ИСБН  978-0-19-099038-1 .
  56. ^ [54] [55]
  57. ^ Коул, В. Оуэн (2004). Понимание сикхизма . Данидин Академик Пресс Лтд. 68. ИСБН  978-1-906716-91-2 . Имя Гуру Гобинд Сингха было Гобинд Дас или иногда его называли Гобинд Рай, но с момента основания Хальсы он известен как Гуру Гобинд Сингх.
  58. ^ Маклеод, штат Вашингтон (1997). Сикхизм . Книги о пингвинах. п. 47. ИСБН  978-0-14-025260-6 . Гобинд Дас было первоначальным именем Десятого Гуру, по крайней мере, так кажется. Мусульманские источники обычно называют его Гобинд Рай, но в документах, выпущенных его отцом, Гуру Тег Бахадуром, его имя указано как Гобинд Дас.
  59. Гуру Гобинд Сингх в последнем стихе своего сочинения, Чаупай Сахиб , называет себя Гобинд Дасом.
  60. ^ Холт, Джеймс Д. (2022). Понимание сикхизма: Руководство для учителей . Издательство Блумсбери. п. 164. ИСБН  978-1-350-26319-2 .
  61. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д Махмуд, Синмтия Кеппли (1996). Борьба за веру и национальный диалог с сикхскими боевиками . Филадельфия: Издательство Пенсильванского университета. стр. 43–45. ISBN  978-0-8122-1592-2 . OCLC   44966032 .
  62. ^ Маколифф, Макс Артур (2009). Сикхская религия . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. дои : 10.1017/cbo9781139506595 . ISBN  978-1-139-50659-5 .
  63. ^ Дхаван, П. (2011). Когда воробьи стали ястребами: создание традиции сикхских воинов, 1699–1799 гг . Издательство Оксфордского университета. п. 49. ИСБН  978-0-19-975655-1 .
  64. ^ Сингх, Пашаура; Фенек, Луи Э. (2014). Оксфордский справочник по сикхским исследованиям . Издательство Оксфордского университета. п. 595. ИСБН  978-0-19-100411-7 .
  65. ^ Хоули, Джон Стрэттон; Манн, Гуриндер Сингх (1993). Изучение сикхов: проблемы Северной Америки . Издательство Государственного университета Нью-Йорка. п. 176. ИСБН  978-1-4384-0619-0 .
  66. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Коул, В. Оуэн; Самбхи, Пиара Сингх (1978). Сикхи: их религиозные верования и обычаи . Рутледж. п. 37 . ISBN  0-7100-8842-6 .
  67. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Джон М. Коллер (2016). Индийский путь: введение в философию и религию Индии . Рутледж. стр. 312–313. ISBN  978-1-315-50740-8 .
  68. ^ Коул, В. Оуэн; Самбхи, Пиара Сингх (1978). Сикхи: их религиозные верования и обычаи . Лондон: Рутледж и Кеган Пол. 36-37 . ISBN  0-7100-8842-6 .
  69. ^ Дхаван, П. (2011). Когда воробьи стали ястребами: создание традиции сикхских воинов, 1699–1799 гг . Издательство Оксфордского университета. стр. 43–44. ISBN  978-0-19-975655-1 .
  70. ^ Коул, В. Оуэн; Самбхи, Пиара Сингх (1978). Сикхи: их религиозные верования и обычаи . Лондон: Рутледж и Кеган Пол. стр. 38–39 . ISBN  0-7100-8842-6 .
  71. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д Оберой, Харджот (1994). Строительство религиозных границ: культура, идентичность и разнообразие в сикхской традиции . Издательство Чикагского университета. стр. 59–62. ISBN  978-0-226-61592-9 .
  72. ^ Оберой, Харджот (1994). Строительство религиозных границ: культура, идентичность и разнообразие в сикхской традиции . Издательство Чикагского университета. стр. 24, 77–78, 89–90. ISBN  978-0-226-61592-9 .
  73. ^ Мандаир, Арвинд-Пал С.; Шекл, Кристофер; Сингх, Гурхарпал (2013). Сикхская религия, культура и этническая принадлежность . Рутледж. стр. 30–33. ISBN  978-1-136-84634-2 .
  74. ^ Сингх, Пашаура; Фенек, Луи Э. (2014). Оксфордский справочник по сикхским исследованиям . Издательство Оксфордского университета. стр. 23–24. ISBN  978-0-19-100411-7 .
  75. ^ Фенек, Луи Э.; WH Маклеод (2014). Исторический словарь сикхизма . Роуман и Литтлфилд. стр. 84–85. ISBN  978-1-4422-3601-1 .
  76. ^ Якобсен, Кнут А.; Мирволд, Кристина (2012). Сикхи через границы: транснациональные практики европейских сикхов . Издательство Блумсбери. стр. 142–147, 156–157. ISBN  978-1-4411-0358-1 .
  77. ^ Райнхарт, Робин (2011). Обсуждение Дасам Грантха . Издательство Оксфордского университета. стр. 59–62. ISBN  978-0-19-975506-6 .
  78. ^ Мерфи, Энн (2012). Существенность прошлого: история и репрезентация в сикхской традиции . Издательство Оксфордского университета. п. 96. ИСБН  978-0-19-991629-0 .
  79. ^ Гревал, Дж. С. Гуру Гобинд Сингх (1666–1708) Мастер «Белого ястреба» .
  80. ^ «Ади Грантх | Священное писание сикхов» . Британская энциклопедия . Проверено 20 января 2021 г.
  81. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Райнхарт, Робин (2014). Пашаура Сингх и Луи Э. Фенек (ред.). Оксфордский справочник по сикхским исследованиям . Издательство Оксфордского университета. стр. 136–138. ISBN  978-0-19-969930-8 .
  82. ^ Сингха, HS (2000). Энциклопедия сикхизма (более 1000 статей) . Хемкунт Пресс. ISBN  978-81-7010-301-1 . , стр. 53–54.
  83. ^ Несбитт, Элеонора (2016). Сикхизм: очень краткое введение . Издательство Оксфордского университета. стр. 107–109. ISBN  978-0-19-106277-3 .
  84. ^ Кристофер Шекл и Арвинд Мандэр (2005), Учения сикхских гуру, Routledge, ISBN   978-0415266048 , с. хх
  85. ^ Деол, Дж (2013). Арвинд-Пал Сингх Мандаир; и др. (ред.). Сикхская религия, культура и этническая принадлежность . Рутледж. стр. 30–34. ISBN  978-1-136-84627-4 .
  86. ^ Гуджрал, Маниндер С. (19 декабря 2000 г.). «Бансавалинама Дасан Патшахиан Ка» . Сикхская энциклопедия . Проверено 1 октября 2022 г.
  87. ^ Сингх, Кесар. Бансавалинама . п. 161.
  88. ^ Гуджрал, Маниндер С. (19 декабря 2000 г.). «Дасам Грант» . Сикхская энциклопедия . Проверено 1 октября 2022 г.
  89. ^ Кристофер Шекл и Арвинд Мандэр (2005), Учения сикхских гуру, Routledge, ISBN   978-0415266048 , стр. XVIII–XX
  90. ^ Дж. Деол (2000), Сикхская религия, культура и этническая принадлежность (редакторы: А.С. Мандаир, К. Шакл, Дж. Сингх), Routledge, ISBN   978-0700713899 , стр. 31–33
  91. ^ Якобсен, Кнут А.; Мирволд, Кристина (2012). Сикхи через границы: транснациональные практики европейских сикхов . А&С Черный. стр. 233–234. ISBN  978-1-4411-1387-0 .
  92. ^ Роберт Зенер (1988), Энциклопедия живых верований Хатчинсона, Хатчинсон, ISBN   978-0091735760 , стр. 426–427
  93. ^ Сингх, Мохиндер (1988). История и культура Пенджаба . Атлантические издательства. п. 10.
  94. ^ Сингх, Пашаура (2012). Ренард, Джон (ред.). Боевые слова: религия, насилие и интерпретация священных текстов . Издательство Калифорнийского университета. стр. 211–218. ISBN  978-0-520-95408-3 .
  95. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Брекке, Торкель (2014). Грегори М. Райхберг и Хенрик Сайс (ред.). Религия, война и этика: справочник текстовых традиций . Издательство Кембриджского университета. стр. 673–674. ISBN  978-1-139-95204-0 .
  96. ^ Дж. С. Гревал (1998). Сикхи Пенджаба . Издательство Кембриджского университета. п. 62 . ISBN  978-0-521-63764-0 . , Цитата: «Аурангзеб активно интересовался вопросом преемственности, отдал приказ о казни Гуру Тегха Бахадура и одно время приказал полностью истребить Гуру Гобинд Сингха и его семью».
  97. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Кристофер Дж. Х. Райт (2003). Бог и мораль . Издательство Оксфордского университета. п. 153. ИСБН  978-0-19-914839-4 .
  98. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и Дж. С. Гревал (1998). Сикхи Пенджаба . Издательство Кембриджского университета. стр. 73–74 . ISBN  978-0-521-63764-0 .
  99. ^ Никки-Гуниндер Каур Сингх (2012). Рождение Хальсы: Феминистское воспоминание о сикхской идентичности . Издательство Государственного университета Нью-Йорка. стр. 26–28. ISBN  978-0-7914-8266-7 .
  100. ^ Жак, Тони (2007). Словарь сражений и осад: F – O. Гринвуд. п. 704. ИСБН  978-0-313-33538-9 .
  101. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Фенек, Луи Э. (2013). Сикх Зафар-намах Гуру Гобинд Сингха: дискурсивный клинок в сердце Империи Великих Моголов . Издательство Оксфордского университета. п. 14. ISBN  978-0-19-993145-3 .
  102. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Жак, Тони (2007). Словарь сражений и осад: F – O. Гринвуд. п. 420. ИСБН  978-0-313-33538-9 .
  103. ^ Сингх, Гуру Гобинд (2015). Зафарнама . Пингвины Великобритании. ISBN  978-81-8475-595-4 .
  104. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и ж Жак, Тони (2007). Словарь сражений и осад: A – E. Издательство Гринвуд. стр. 48–49. ISBN  978-0-313-33537-2 .
  105. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д Райнхарт, Робин (2011). Обсуждение Дасам Грантха . Издательство Оксфордского университета. стр. 22–23. ISBN  978-0-19-975506-6 .
  106. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Жак, Тони (2007). Словарь сражений и осад: F – O. Гринвуд. п. 112. ИСБН  978-0-313-33538-9 .
  107. ^ Малхотра, Аншу; Мир, Фарина (2012). Новый взгляд на Пенджаб: история, культура и практика . Издательство Оксфордского университета. п. 135. ИСБН  978-0-19-908877-5 .
  108. ^ Фенек, Луи Э. (2000). Мученичество в сикхской традиции: игра в «любовную игру» . Издательство Оксфордского университета. п. 92. ИСБН  978-0-19-564947-5 .
  109. Перейти обратно: Перейти обратно: а б WH Маклеод (2009). Сикхизм от А до Я. Пугало. п. 43. ИСБН  978-0-8108-6344-6 .
  110. ^ Сингх, Притхи Пал (2007). История сикхских гуру . Книги Лотоса. стр. 128–147. ISBN  978-81-8382-075-2 .
  111. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и Хардип Сингх Сян (2013). Сикхская воинственность в семнадцатом веке: религиозное насилие в Моголов и Индии раннего Нового времени . ИБ Таурис. стр. 220–222. ISBN  978-1-78076-250-0 .
  112. ^ Никки-Гуниндер Каур Сингх (2011). Сикхизм: Введение . ИБ Таурис. стр. 84–85. ISBN  978-0-85773-549-2 .
  113. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Жак, Тони (2007). Словарь сражений и осад: A – E. Издательство Гринвуд. п. 914. ИСБН  978-0-313-33537-2 .
  114. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Фенек, Луи Э.; WH Маклеод (2014). Исторический словарь сикхизма . Роуман и Литтлфилд. п. 218. ИСБН  978-1-4422-3601-1 .
  115. ^ Раджу, Карам Сингх (1999). Гуру Гобинд Сингх: Пророк мира . ISBN  9380213646 .
  116. ^ Фенек, Луи Э.; WH Маклеод (2014). Исторический словарь сикхизма . Роуман и Литтлфилд. п. 79. ИСБН  978-1-4422-3601-1 .
  117. ^ Сэр Лепель Генри Гриффин (1898). Ранджит Сингх и сикхский барьер между нашей растущей империей и Центральной Азией . Издательство Оксфордского университета. стр. 55–56 .
  118. ^ Сингх, Далип (2015). Жизнь Шри Гуру Гобинд Сингха Джи (6-е изд.). CSJS. п. 174. ИСБН  978-81-7601-480-9 .
  119. ^ Ганди, Сурджит (2023). Подход историка к Гуру Гобинд Сингху . Братья Сингх, с. 323. ИСБН  978-8172053062 .
  120. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д Дхаван, П. (2011). Когда воробьи стали ястребами: создание традиции сикхских воинов, 1699–1799 гг . Издательство Оксфордского университета. стр. 165–167, 13–24. ISBN  978-0-19-975655-1 .
  121. ^ Мерфи, Энн (2012). Существенность прошлого: история и репрезентация в сикхской традиции . Издательство Оксфордского университета. стр. 110–113. ISBN  978-0-19-991629-0 .
  122. ^ Мерфи, Энн (2012). Время, история и религиозное воображение в Южной Азии . Рутледж. стр. 47–50. ISBN  978-1-136-70729-2 .
  123. ^ Дхаван, П. (2011). Когда воробьи стали ястребами: создание традиции сикхских воинов, 1699–1799 гг . Издательство Оксфордского университета. стр. 51–53. ISBN  978-0-19-975655-1 .
  124. ^ Несбитт, Элеонора М. (2016). Сикхизм: очень краткое введение . Издательство Оксфордского университета. стр. 59–60, 118. ISBN.  978-0-19-874557-0 .
  125. ^ Морган, Пегги (2007). Этические проблемы шести религиозных традиций . Издательство Эдинбургского университета. п. 120. ИСБН  978-0-7486-3002-8 . Со времен Гуру Гобинд Сингха (ум. в 1708 г.) в обращении находились кодексы поведения (рахитнамы), например Рахитнама Бхаи Чаупа и Прем Сумарг. Они определяли поведение, требуемое от сикхов. Рахитнамы восемнадцатого и девятнадцатого веков отражали свой период, и одной из очевидных целей была социальная сегрегация сикхов и мусульман.
  126. ^ Фенек, Луи Э.; Маклеод, штат Вашингтон (2014). Исторический словарь сикхизма . Роуман и Литтлфилд. п. 214. ИСБН  978-1-4422-3601-1 .
  127. ^ Оберой, Харджот (1994). Строительство религиозных границ: культура, идентичность и разнообразие в сикхской традиции . Издательство Чикагского университета. п. 68. ИСБН  978-0-226-61593-6 .
  128. ^ [124] [125] [126] [127]
  129. ^ Куш, Дениз; Робинсон, Кэтрин; Йорк, Майкл (2012). Энциклопедия индуизма . Рутледж. п. 792. ИСБН  978-1-135-18979-2 .
  130. ^ Трус, Гарольд Г. (1987). Современные индийские ответы на религиозный плюрализм . Издательство Государственного университета Нью-Йорка. п. 283. ИСБН  978-0-7914-9992-4 .
  131. ^ Кук, Майкл (2016). Древние религии, современная политика: случай ислама в сравнительной перспективе . Издательство Принстонского университета. п. 238. ИСБН  978-0-691-17334-4 .
  132. ^ Гревал, Дж. С. (2019). Гуру Гобинд Сингх (1666–1708): Мастер Белого Ястреба . Издательство Оксфордского университета. п. 96. ИСБН  978-0-19-099038-1 .
  133. ^ Малхотра, Аншу; Ламберт-Херли, Шивон (2015). Говоря о себе: гендер, производительность и автобиография в Южной Азии . Издательство Университета Дьюка. п. 195. ИСБН  978-0-8223-7497-8 . Со времени основания Хальсы в 1699 году некоторые представители сикхов, в частности Хальса, пытались создать религиозные нормы и кодексы поведения, которые способствовали приданию особой сикхской идентичности, частично дистанцируясь от мусульман. Поток внутри Хальсы приступил к созданию кодексов поведения, литературы рахита, которая положила начало «отчуждению» мусульманина / турака (используется взаимозаменяемо), распространяя принципы, которые включали отказ от халяльного мяса, связанного с мусульманами, и сон с мусульманскими женщинами.
  134. ^ [129] [130] [131] [132] [133]
  135. ^ Джохар, Суриндер Сингх (1998). Святые сикхские святыни . Нью-Дели: Публикации MD. п. 63. ИСБН  978-81-7533-073-3 . OCLC   44703461 .
  136. ^ WH Маклеод (2009). Сикхизм от А до Я. Пугало. стр. xxv, 52, 214–215. ISBN  978-0-8108-6344-6 .
  137. ^ Мерфи, Энн (2012). Существенность прошлого: история и репрезентация в сикхской традиции . Издательство Оксфордского университета. п. 73. ИСБН  978-0-19-991629-0 .
  138. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Хэдли, Майкл Л. (2001). Духовные корни восстановительного правосудия . Издательство Государственного университета Нью-Йорка. стр. 20, 207–214. ISBN  978-0-7914-9114-0 .
  139. ^ Дахия, Амардип (2014). Основатель Хальсы: Жизнь и времена Гуру Гобинд Сингха . Hay House, Inc. с. 183. ИСБН  9789381398616 .
  140. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Ананд, ТК (2005). Сущность сикхизма – 7 . Книги Мадхубуна. п. 63. ИСБН  9788125919483 .
  141. Перейти обратно: Перейти обратно: а б «Чаар Сахибзааде: незабываемая история сикхского героизма и самопожертвования» . Государственный деятель . 23 декабря 2021 г.
  142. ^ Сингх, ПритиПал (2006). История сикхских гуру . ISBN  9788183820752 .
  143. ^ Дахия, Амардип (2014). Основатель Хальсы: Жизнь и времена Гуру Гобинд Сингха . Hay House, Inc. с. 186. ИСБН  9789381398616 .
  144. Кулвант Сингх, резюмируя главу Гур Собхи в своем английском переводе Гур Собхи, сказал: «Зоравар Сингх сбежал из битвы при Чамкауре и встретил Гуру в Раджпутане. Именно этот Зоравар Сингх был убит в Читторе в незначительной драке. ."
  145. ^ Сингх, Кхушвант (1977). История сикхов, Том 1: 1469–1839 гг . Оксфордская коллекция Индии. п. 81. ИСБН  9780195606003 .
  146. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Дхаван, П. (2011). Когда воробьи стали ястребами: создание традиции сикхских воинов, 1699–1799 гг . Издательство Оксфордского университета. стр. 45–46. ISBN  978-0-19-975655-1 .
  147. ^ Ганди, Сурджит (2004). Подход историка к Гуру Гобинд Сингху . стр. 323, 324 .  8172053061 .
  148. ^ Подход историка к Гуру Гобинд Сингху . п. 324.
  149. ^ Гурбилас Паташахи 10 Глава 19
  150. ^ Гревал 1998 , с. 79.
  151. ^ Меткалф, Барбара Д.; Меткалф, Томас Р. (2012). Краткая история современной Индии . Издательство Кембриджского университета. п. 33. ISBN  978-1-139-53705-6 .
  152. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д Хардип Сингх Сян (2013). Сикхская воинственность в семнадцатом веке: религиозное насилие в Моголов и Индии раннего Нового времени . ИБ Таурис. стр. 222–223. ISBN  978-1-78076-250-0 .
  153. ^ Сингх, Притхи Пал (2007). История сикхских гуру . Лотос Пресс. п. 158. ИСБН  978-81-8382-075-2 .
  154. ^ Сингх, Санток. Сурадж Грантх (на пенджаби). Перевод Сингха, Содхи Теджа. CSJS. п. 486.
  155. Однако Хардип Сингх Сьян указывает дату 18 октября 1708 года. [152]
  156. ^ Сингх, Кесар. Бансавалинама (на пенджаби). Братья Сингх. стр. 189–190.
  157. ^ Сингх, Анураг (декабрь 2018 г.). «Пенджаб: колыбель индийской цивилизации и Хальса Гуру Гобинд Сингха» (PDF) . Гьянкош: Междисциплинарный электронный журнал . 1:29 .
  158. ^ Сингх, Пашаура. «Бесстрашие и человеческая справедливость: изучение учения и жертвоприношения Гуру Тег Бахадура с новой точки зрения». Сикхские формации 17.4 (2021): 409–434.
  159. ^ «Гуру Грантх Сахиб» . www.searchgurbani.com . п. 1429 . Проверено 18 января 2023 г.
  160. ^ Хальса, Харджиндер Сингх (17 февраля 2017 г.). « Дохра Махалля 10» . СикхНет . Проверено 18 января 2023 г.
  161. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и ж г Сингх, Трилочан (1967). «Глава XXIV». Гуру Тег Бахадур, Пророк и мученик: биография . Комитет Гурдвара Парбандхак. стр. 317, 325.
  162. ^ Сингх, Пашаура; Фенек, Луи Э. (2014). Оксфордский справочник по сикхским исследованиям . ОУП Оксфорд. п. 478. ИСБН  978-0-19-969930-8 .

Библиография

Дальнейшее чтение

Предшественник Сикхский Гуру
11 ноября 1675 г. - 7 октября 1708 г.
Преемник
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 81066f602b32416853e86372ac6c2084__1721082240
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/81/84/81066f602b32416853e86372ac6c2084.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Guru Gobind Singh - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)