Гуру Гобинд Сингх
Часть серии о |
сикхизм |
---|
Гуру Гобинд Сингх (англ. Пенджабское произношение: [gʊɾuː goːbɪn̪d̪ᵊ sɪ́ŋgᵊ] ; урожденный Гобинд Дас ; [22] [23] [24] [25] [26] [а] 22 декабря 1666 г. - 7 октября 1708 г.) [1] [27] был десятым и последним человеческим гуру-сикхом . [28] [б] Он был воином, поэтом и философом. В 1675 году, в возрасте девяти лет, он был официально назначен лидером сикхов после того, как его отец Гуру Тег Бахадур был казнен императором Аурангзебом . [28] [с] Его отец был девятым сикхским гуру. Четверо его биологических сыновей погибли при его жизни – двое в бою и двое казнены губернатором Моголов Великих Вазир Ханом . [34] [35] [36]
Среди его выдающихся вкладов в сикхизм - основание общины сикхских воинов под названием Хальса . в 1699 году [4] [37] [38] и представление «Пяти К» , пяти догматов веры, которые сикхи Хальса носят всегда. Гуру Гобинд Сингху приписывают Дасам Грантх , чьи гимны являются священной частью сикхских молитв и ритуалов Хальса. [39] [40] Ему также приписывают то, что он завершил разработку и закрепил Гуру Грантх Сахиб как основное священное религиозное писание сикхизма и вечного Гуру . [41] [42]
Семья и ранняя жизнь
Гобинд Сингх был единственным сыном Гуру Тех Бахадура , девятого сикхского гуру , и Маты Гуджри . [43] Он родился в клане Содхи пенджабской общины Хатри . Он родился в Патне , штат Бихар , 22 декабря 1666 года, когда его отец находился с визитом в Бенгалии и Ассаме . [1] Согласно календарю Дези, его дата рождения приходится на семь дней после дня новолуния в лунном месяце По (также называемом Пох Суди 7 ਪੰਜਾਬੀ- ਪੋਹ ਸੁਦੀ ੭). Его имя при рождении было Гобинд Дас, а храм под названием Тахт Шри Патна Харимандар Сахиб отмечает место дома, где он родился и провел первые четыре года своей жизни. [1] В 1670 году его семья вернулась в Пенджаб, а в марте 1672 года они переехали в Чакк-Нанаки в предгорьях Гималаев на севере Индии, называемом хребтом Сивалик, где он учился. [1] [37]
обратились к Тегу Бахадуру Кашмирские пандиты [44] в 1675 году для защиты от фанатичного преследования со стороны Ифтикар-хана, могольского губернатора Кашмира при императоре Великих Моголов Аурангзебе . [1] Тег Бахадур рассматривал возможность мирного решения проблемы путем встречи с Аурангзебом, но его советники предупредили его, что его жизнь может быть под угрозой. Молодой Гобинд Дас - после 1699 года он станет известен как Гобинд Сингх. [27] – посоветовал отцу, что нет никого более достойного руководить и приносить жертву, чем он. [1] Его отец предпринял попытку, но был арестован, а затем публично обезглавлен в Дели 11 ноября 1675 года по приказу Аурангзеба за отказ принять ислам и продолжающиеся конфликты между сикхизмом и Исламской империей. [45] [46] Перед смертью Тег Бахадур написал письмо Гобинд Дасу (письмо называлось Махалла Дасвен и оно является частью Гуру Грант Сахиб ) в качестве последнего испытания, чтобы найти следующего Гуру, после мученической смерти своего отца он стал десятым сикхским Гуру на Вайсакхи 29 марта 1676 г. [47]
Образование Гобинд Сингха продолжилось после того, как он стал 10-м гуру, как в чтении и письме, так и в боевых искусствах, таких как верховая езда и стрельба из лука. Гуру за год выучил фарси , а в 6 лет начал заниматься боевыми искусствами. [48] В 1684 году он написал на языке пенджаби «Чанди ди Вар» — легендарную войну между добром и злом, где добро противостоит несправедливости и тирании, как это описано в древнем санскритском тексте «Маркандея Пурана» . [1] Он оставался в Паонте, недалеко от берегов реки Ямуны , до 1685 года. [1]
У Гуру Гобинд Сингха было три жены: [2] [49]
- В возрасте 10 лет он женился на Джито 21 июня 1677 года в Басантгархе, в 10 км к северу от Анандпура. У пары было трое сыновей: Джуджхар Сингх (1691 г.р.), Зоравар Сингх (1696 г.р.) и Фатех Сингх (1699 г.р.). [50]
- В 17 лет он женился на Сундари 4 апреля 1684 года в Анандпуре. У пары родился сын Аджит Сингх (род. 1687). [51]
- В возрасте 33 лет он женился на Сахибе Деване 15 апреля 1700 года в Анандпуре. У них не было детей, но она сыграла влиятельную роль в сикхизме. Гуру Гобинд Сингх провозгласил ее Матерью Хальсы . [52] Гуру сначала отклонил ее предложение руки и сердца, поскольку он уже был женат и имел четырех сыновей. Сангат и семья Гуру согласились на брак. Однако Гобинд Сингх дал понять, что его отношения с Сахибом Диваном будут духовными, а не физическими. [53]
Жизненный пример и лидерство Гобинд Сингха имели историческое значение для сикхов. Он институционализировал Хальсу (буквально «Чистые»), которые играли ключевую роль в защите сикхов еще долгое время после его смерти, например, во время девяти вторжений в Пенджаб и нападений Ахмад Шаха Абдали из Афганистана между 1747 и 1769 годами. [27]
Имя при рождении
Хотя его имя при рождении обычно признается как «Гобинд Рай», Дж. С. Гревал и В. Х. Маклеод, среди других ученых, утверждают, что в хукамнамах и документах, выпущенных его отцом, Гуру Тег Бахадуром, он упоминается как «Гобинд Дас». По словам Маклеода, «Гобинд Рай» был экзонимом, используемым в мусульманских источниках. [56] [57] [58] [59] [60]
Основание Хальсы
В 1699 году Гуру Гобинд Сингх попросил сикхов собраться в Анандпуре на Вайсакхи (ежегодный праздник весеннего урожая ). [61] По сикхской традиции он попросил добровольца. Один вышел вперед, и он провел его в палатку. Гуру вернулся в толпу один, с окровавленным мечом. [61] Он попросил еще одного добровольца и повторил тот же процесс возвращения из палатки ни с кем и с окровавленным мечом еще четыре раза. После того, как пятый доброволец вошел с ним в палатку, Гуру вернулся со всеми пятью добровольцами в целости и сохранности. Он назвал их Пяндж Пьяре и первой Хальсой в сикхской традиции. [62]
Затем Гобинд Сингх смешал воду и сахар в железной миске, перемешивая их обоюдоострым мечом, чтобы приготовить то, что он назвал Амрит («нектар»). Затем он провел это в Пандж Пьяре , сопровождая чтением Ади Грантха, тем самым основав ханде ка пахул (церемонию крещения) Хальсы - сообщества воинов. [61] [63] Гуру также дал им новую фамилию « Сингх » (лев). После того как первые пять Хальсы были крещены, Гуру попросил пятерых крестить его как Хальсу. Это сделало Гуру шестым Кхалсой, а его имя изменилось с Гуру Гобинд Даса на Гуру Гобинд Сингх. [61] Эта церемония посвящения заменила ритуал чаран пахул, практиковавшийся предыдущими гуру, в котором посвященный пил воду, в которую гуру или масанд гуру окунул палец правой ноги. [64] [65]
Гобинд Сингх положил начало Пяти К. традиции Хальсы [66]
- Кеш : нестриженные волосы.
- Канха : деревянная расческа.
- Кара : железный или стальной браслет, носимый на запястье.
- Кирпан : меч.
- Каччера : короткие бриджи.
Он также объявил кодекс дисциплины для воинов Хальсы. Табак, употребление в пищу «халяльного» мяса (способ забоя, при котором животному перерезают горло и оставляют его кровоточить перед забоем), блуд и прелюбодеяние были запрещены. [66] [67] Хальса также согласились никогда не взаимодействовать с теми, кто следовал за соперниками или их преемниками. [66] Совместное посвящение мужчин и женщин из разных каст в ряды Хальсы также институционализировало принцип равенства в сикхизме независимо от касты или пола. [67] Значение Гобинда Сингха для сикхской традиции было очень важным, поскольку он институционализировал Хальсу, сопротивлялся продолжающимся преследованиям со стороны Империи Великих Моголов и продолжал защищать дхарму, под которой он имел в виду истинную религию, от нападения Аурангзеба. [68]
Он представил идеи, которые косвенно бросили вызов дискриминационным налогам, введенным властями Великих Моголов. Например, Аурангзеб ввел налоги на немусульман, которые также взимались с сикхов: джизья ( подушный налог для немусульман), налог на паломничество и налог Бхаддар – последний налог должен был платить каждый, кто следует за Индуистский ритуал бритья головы после смерти близкого человека и кремации. [4] Гуру Гобинд Сингх заявил, что Хальсе не нужно продолжать эту практику, потому что Бхаддар — это не дхарам , а бхарам (иллюзия). [4] [69] Отказ от бритья головы также означал отсутствие необходимости платить налоги для сикхов, живших в Дели и других частях Империи Великих Моголов. [4] Однако новый кодекс поведения также привел к внутренним разногласиям между сикхами в 18 веке, особенно между Нанакпанти и Хальса. [4]
Гобинд Сингх глубоко уважал Хальсу и заявил, что нет никакой разницы между Истинным Гуру и сангатом (пантхом). [70] До основания им Хальсы сикхское движение использовало санскритское слово Сишья (буквально «ученик» или «ученик»), но впоследствии излюбленным термином стала Хальса. [71] Кроме того, до Хальсы в сикхских общинах по всей Индии существовала система масандов, назначаемых сикхскими гуру. Масанды возглавляли местные сикхские общины , местные храмы и собирали богатство и пожертвования для дела сикхов. [71] Гобинд Сингх пришел к выводу, что система Масандов стала коррумпированной, он отменил ее и с помощью Хальсы ввел более централизованную систему, находившуюся под его непосредственным руководством. [71] Эти события создали две группы сикхов: тех, кто инициировал как Хальса, и тех, кто остался сикхами, но не прошел инициацию. [71] Сикхи Хальса считали себя отдельной религиозной единицей, в то время как сикхи Нанакпанти сохранили свою иную точку зрения. [72] [73]
Традиция сообщества воинов Хальса, начатая Гуру Гобинд Сингхом, внесла свой вклад в современные научные дебаты о плюрализме в сикхизме. Его традиция сохранилась до наших дней: посвященных сикхов называют Хальса-сикхами, а тех, кто не крестился, называют сахадждхари-сикхами. [74] [75] [76]
Сикхские писания
Пиара Сингх Падам в своей книге «Шри Гуру Гобинд Сингх Джи де Дарбари Ратан» подчеркивает, что Гуру Гобинд Сингх уделял перу столько же внимания, сколько и мечу. [79]
В сикхской традиции Гуру Гобинд Сингху приписывают завершение Картарпур Поти (рукописи) Гуру Грантха Сахиба – основного писания сикхизма. [41] Окончательная версия не приняла посторонних гимнов из других версий и включила сочинения его отца Гуру Тег Бахадура. [41] Гобинд Сингх также объявил этот текст вечным Гуру сикхов. [42] [80]
Гобинд Сингху также приписывают Дасам Грантх . [39] Это противоречивый религиозный текст, который некоторые сикхи считают вторым писанием, а авторитет других сикхов оспаривает. [81] [40] Стандартное издание текста содержит 1428 страниц с 17 293 стихами в 18 разделах. [81] [82] В « Дасам Грантх» входят гимны, мифологические рассказы из индуистских текстов , [39] праздник женского начала в образе богини Дурги , [83] басни о сексуальности , [39] автобиография, светские истории из Пуран и Махабхараты , письма другим людям, таким как император Великих Моголов , а также почтительное обсуждение воинов и теологии. [81] [84] [85]
В своих произведениях Гуру Гобинд Сингх использует различные псевдонимы, такие как Шьям, Раам, Каал, Гобинд Дас, Гобинд Сингх, Нанак и Шах Гобинд. [14] [15] [16]
Согласно «Бансавлинаме», написанной в 1755 году Кесаром Сингхом Чиббаром, [86] Сикхи потребовали, чтобы Гобинд Сингх объединил Дасам Грантх с Гуру Грантх Сахиб. Гобинд Сингх ответил на просьбу, сказав: «Это Ади Гуру Грантх; Коренная книга. Эта (Дасам Грантх) предназначена только для моего развлечения. Пусть это будет у меня в голове, и пусть они останутся отдельно». [87] [88]
Дасам Грантх играет важную роль в посвящении и повседневной жизни набожных сикхов Хальса. [89] [90] Части его композиций, такие как Джаап Сахиб , Тав-Прасад Савайе и Бенти Чаупай, представляют собой ежедневные молитвы ( Нитнем ) и священные литургические стихи, используемые при инициации сикхов Хальса. [40] [91] [92]
Войны
Когда все другие средства не помогли,
Законно взяться за меч.
Период после казни Гуру Тегха Бахадура – отца Гуру Гобинд Сингха – был периодом, когда Империя Великих Моголов под руководством Аурангзеба становилась все более враждебным врагом сикхского народа. [95] Сикхи сопротивлялись во главе с Гобинд Сингхом, и в этот период конфликты между мусульманами и сикхами достигли своего пика. [95] И администрация Великих Моголов, и армия Аурангзеба проявляли активный интерес к Гобинд Сингху. Аурангзеб отдал приказ уничтожить Гобинд Сингха и его семью. [96]
Гобинд Сингх верил в Дхарамюдх (войну в защиту праведности), в то, что ведется в крайнем случае, а не из желания мести, жадности или каких-либо деструктивных целей. [97] По мнению Гуру, человек должен быть готов умереть, чтобы остановить тиранию, положить конец преследованиям и защитить свои религиозные ценности. [97] С этими целями он провел четырнадцать войн, но никогда не брал пленных и не наносил ущерба чьему-либо храму. [97]
Битвы
Гуру Гобинд Сингх провел 21 битву против Империи Великих Моголов и королей холмов Сивалик .
- Битва при Анандпуре (1682 г.) Бхим Чанд атакует Гобинд Сингха.
- Битва при Анандпуре (1685 г.) Бхим Чанд снова атакует Гобинд Сингха.
- Битва при Бхангани (1688 г.) Гобинд Сингха , в которой говорится о главе 8 « Бичитра Натак» , когда Фатех Шах вместе с командирами наемников Хаят Ханом и Наджабат Ханом, [98] атаковал его войска без какой-либо цели. Гуру помогали силы Крипала (его дяди по материнской линии) и брамина по имени Дайя Рам, которых он восхваляет как героев в своем тексте. [99] В бою погиб двоюродный брат Гуру по имени Санго Шах, двоюродный брат дочери Гуру Харгобинда . [98]
- Битва при Надауне (1691 г.) против исламских армий Миан-хана и его сына Алиф-хана, которые потерпели поражение от союзных войск Гобинд Сингха, Бхим Чанда и других индуистских королей предгорий Гималаев. [100] Немусульмане, поддерживающие Гуру, отказались отдать дань уважения исламским чиновникам, базирующимся в Джамму. [98]
- В 1693 году Аурангзеб сражался с индуистскими маратхами в индийском регионе Декан и издал приказ не допускать скопления Гуру Гобинд Сингха и сикхов в Анандпуре в больших количествах. [98] [101]
- Битва при Анандпуре (1695 г.) Моголы атакуют Гобинд Сингха в Анандпуре.
- Битва при Гюлере (1696 г.) , сначала против сына мусульманского полководца Дилавар-хана Рустам-хана, недалеко от реки Сатледж, где Гуру объединился с индуистским королем Гюлера и разгромил мусульманскую армию. [102] Полководец послал своего генерала Хусейна Хана против армий Гуру и королевства Гулер, недалеко от Патханкота велась война, и Хусейн Хан был побежден и убит объединенными силами. [102]
После создания Хальсы Раджас Холмов, ранее проигравший в битве Гуру Гобинд Сингху, направил петицию в Дели с просьбой действовать немедленно и присоединиться к ним в битве против Гуру. [103]
- Битва при Анандпуре (1699 г.) произошла против двух раджей холмов.
- Битва при Анандпуре (1700 г.) против армии Великих Моголов Аурангзеба, которая в ответ на письмо Хилл Раджаса послала 10 000 солдат под командованием Паинда-хана и Дины Бег. [104] В прямом бою между Гобинд Сингхом и Паиндой Ханом последний был убит. Его смерть привела к тому, что армия Великих Моголов бежала с поля битвы. [104]
- Первая осада Анандпура . Горные раджи северного Пенджаба перегруппировались после поражения при Анандпуре в прошлом году и возобновили кампанию против Гобинд Сингха, объединив силы с Гуджаром и другими соплеменниками, чтобы осадить Анандпур, к северо-востоку от Лудхианы. Лидер Гуджаров Джагатулла был убит в первый же день, а раджи были изгнаны после блестящей защиты под руководством сына Гуру Аджита Сингха. [104] [105] [101]
- Битва при Тарагархе — оборонительное сражение во время осады Анандпура.
- Битва при Базоли (1702 г.) против армии Великих Моголов; назван в честь королевства Басоли, чей Раджа Дхарампул поддержал Гуру в битве. [106] Армию Великих Моголов поддерживало конкурирующее королевство Калур во главе с Раджей Аджмером Чандом. Битва закончилась, когда обе стороны достигли тактического мира. [106]
- Первая битва при Чамкауре (1702 г.) Армия Великих Моголов была отбита. [104]
- Битва при Анандпуре (1703 г.) произошла между сикхами и горными раджами. Сикх победил.
- В первой битве при Анандпуре (1704 г.) император Великих Моголов Аурангзеб послал в северный Пенджаб свежие силы под командованием генерала Сайяда Хана, которого позже заменил Рамджан Хан. Рамджан был смертельно ранен в дальнейших очень тяжелых боях вокруг крепости сикхов в Анандпуре, к северо-востоку от Лудхианы, и его войска снова отступили. [104]
- Вторая осада Анандпура . По мнению ученых, эта осада была вызвана увеличением количества вооруженных сикхов в Анандпуре, увеличение числа которых создало нехватку припасов. Это привело к тому, что сикхи совершили набеги на местные деревни в поисках припасов, еды и фуража, что, в свою очередь, резко расстроило местных раджей-пахари, которые заключили союзы и организовали нападение на наследие Гуру Гобинд Сингха. [107] [98] Генерал Великих Моголов был смертельно ранен сикхскими солдатами, и армия отступила. Затем в мае 1704 года Аурангзеб послал большую армию с двумя генералами, Вазир-ханом и Забердаст-ханом, чтобы подавить сопротивление сикхов. [104] Подход, который исламская армия избрала в этой битве, заключался в длительной осаде Анандпура, с мая по декабрь, перекрывая все ввозимые и вывозимые продукты питания и другие припасы, а также повторяющиеся сражения. [17] Некоторые мужчины-сикхи покинули Гуру во время осады Анандпура в 1704 году и бежали в свои дома, где их женщины опозорили их, и они снова присоединились к армии Гуру и погибли, сражаясь с ним в 1705 году. [108] [109] Ближе к концу Гуру, его семья и последователи приняли предложение Аурангзеба о безопасном выезде из Анандпура. [110] Однако, когда они покинули Анандпур двумя группами, на них напали, и одна из групп с Матой Гуджари и двумя сыновьями Гуру - Зораваром Сингхом, 8 лет, и Фатех Сингхом, 5 лет, - были взяты в плен армией Великих Моголов. [105] [111] Оба его ребенка были казнены, заживо закопав их в стену. [17] [112] Там же умерла бабушка Мата Гуджари. [105]
- Битва при Сарсе (1704 г.) против армии Великих Моголов под предводительством генерала Вазир-хана; В начале декабря мусульманский командир передал Гуру Гобинд Сингху и его семье обещание Аурангзеба о безопасном проходе. [111] Однако, когда Гуру принял предложение и ушел, Вазир Хан взял пленников, казнил их и преследовал Гуру. [113] Отступающие войска, с которыми он был, неоднократно подвергались нападениям сзади, что привело к тяжелым потерям сикхов, особенно при переправе через реку Сарса. [113]
- Битва при Чамкауре (1704 г.) Считается одной из самых важных битв в истории сикхов. Это было против армии Великих Моголов во главе с Нахар-ханом; [114] мусульманский командир был убит, [114] в то время как на стороне сикхов в этом бою погибли оставшиеся два старших сына Гуру - Аджит Сингх и Джуджхар Сингх, а также другие сикхские солдаты. [115] [105] [116]
- В битве при Мукцаре (1705 г.) армия Гуру была повторно атакована армией Великих Моголов, которую преследовал генерал Вазир Хан, в засушливой местности Хидрана-ки-Дхаб. Моголы были снова заблокированы, но с большим количеством жизней сикхов, в частности, знаменитого Чалис Мукте (буквально «сорок освобожденных»), [109] и это была последняя битва под руководством Гуру Гобинд Сингха. [18] Место битвы под названием Хидрана было переименовано примерно 100 лет спустя Ранджитом Сингхом в Мукт-сар (буквально «озеро освобождения»), в честь термина «Мукт» ( мокша ) древнеиндийской традиции, в честь тех, кто отдали свою жизнь за дело освобождения. [117]
- Битва при Багауре (1707 г.) произошла против раджи Бхгаура и местных жителей. Все началось из-за спора, когда несколько верблюдов Гуру пошли и съели деревья местного садовника. Садовник взял в заложники верблюдов и всадника. Сикх вел переговоры об освобождении, но он отказался, что привело к битве. [118]
- Битва при Джаджау (1707 г.) произошла между Азам-шахом и Бхадур-шахом за трон Великих Моголов. Бахдур Шах обратился за помощью к Гуру Гобинд Сингху. Гобинд Сингх оказал помощь и, как говорят, убил Азама Шаха в бою. [119]
Счета Великих Моголов
Мусульманские историки при дворе Великих Моголов писали о Гуру Гобинд Сингхе, а также о геополитике того времени, в котором он жил, и эти официальные персидские отчеты были легко доступны и легли в основу англоязычного описания сикхской эпохи колониальной эпохи. [120] [121]
По словам Дхавана, персидские тексты, составленные придворными историками Великих Моголов при жизни Гобинд Сингха, были враждебны ему, но представляли точку зрения Великих Моголов. [120] Они считали, что сикхская традиция религиозных гуру была испорчена им путем создания военного ордена, готового противостоять имперской армии . [120] Дхаван пишет, что некоторые персидские писатели, писавшие спустя десятилетия или столетие после смерти Гобинд Сингха, перешли от того, чтобы полностью полагаться на придворные истории Великих Моголов, унижающие Гуру, к включению историй из сикхского текста гурбилас , восхваляющих Гуру. [120] [122]
Сообщения Великих Моголов предполагают, что мусульманские командиры считали сикхский пантх разделенным на секты с разной лояльностью. [123]
Отношения с другими религиозными группами
В результате жестокой вражды между сикхами и армиями Великих Моголов Гуру Гобинд Сингх приказал провести социальную сегрегацию между Хальсой и мусульманами, настроения которой повторяются в современных и посмертных рахит-намасе. В меньшей степени были также вынесены судебные запреты, запрещающие участие в некоторых индуистских ритуалах и верованиях, а также против раскольнических группировок сикхов, выступающих против ортодоксальной общины Хальса. [128] [134]
Послевоенные годы
После Второй битвы при Анандпуре в 1704 году Гуру и его оставшиеся солдаты перемещались и оставались в разных местах, в том числе прятались в таких местах, как джунгли Мачхивара на юге Пенджаба. [111]
Некоторые из различных мест на севере, западе и центральной Индии, где Гуру жил после 1705 года, включают Хехар с Кирпалом Дасом (дядей по материнской линии), Мануке, Мехдиану, Чаккар, Тахтупуру, а также Мадхе и Дину ( малва регион ). Он останавливался у родственников или доверял сикхам, таким как три внука Рая Джода, преданного Гуру Хар Гобинда . [135]
Зафарнама
Гуру Гобинд Сингх рассматривал военное поведение Аурангзеба и его армии против своей семьи и своего народа как предательство обещания, неэтичное, несправедливое и нечестивое. [111] После того, как все дети Гобинд Сингха были убиты армией Великих Моголов и в битве при Мукцаре, Гуру написал Аурангзебу вызывающее письмо на персидском языке под названием « Зафарнама » (буквально «послание победы»), письмо, которое сикхская традиция считает важным. ближе к концу 19 века. [111] [136] [137]
Письмо Гуру было для Аурангзеба суровым, но примирительным. Он обвинил императора Великих Моголов и его командиров в духовном плане и обвинил их в отсутствии морали как в управлении, так и в ведении войны. [138] В письме предсказывалось, что Империи Великих Моголов скоро придет конец, поскольку она преследует и полна оскорблений, лжи и безнравственности. Письмо духовно укоренено в убеждениях Гобинд Сингха о справедливости и достоинстве без страха. [138]
Смерть членов семьи
Четыре сына Гуру Гобинд Сингха, также называемые Чаар Сахибзааде (четыре принца), были убиты при его жизни: двое старших в битве с Моголами , а двое младших казнены могольским губернатором Сирхинда . [34] Гуру и два его старших сына избежали осады Анандпура в декабре 1704 года и достигли Чамкаура , но их преследовала большая армия Великих Моголов. [140] В последовавшей битве старшие сыновья Гуру, также называемые «Вааде Сахибзааде», храбро сражались, но армия Великих Моголов была намного больше и хорошо оснащена. [141] В то время как Гуру был доставлен в безопасное место, его старшие сыновья, Сахибзада Аджит Сингх, 17 лет, и Джуджхар Сингх, 13 лет, были убиты в битве при Чамкауре в декабре 1704 года против армии Великих Моголов. [17]
Мать Гобинд Сингха, Мата Гуджри, и двое его младших сыновей разлучились с ним после бегства от осады Великих Моголов Анандпура в декабре 1704 года; и позже были арестованы силами Вазир Хана , губернатора Великих Моголов Сирхинда. [140] Младшая пара, названная «Чотте Сахибзааде», вместе со своей бабушкой была заключена в Открытую башню (Танда Бурдж) в холодные зимние дни. [141] Примерно 26 и 27 декабря 1704 года младшим сыновьям, Сахибзаде Фатеху Сингху, 6 лет, и Зоравару Сингху, 9 лет, был предложен безопасный проход, если они примут ислам, от чего они отказались; и впоследствии Вазир Хан их приказал заживо замуровать в стене. [142] [143] Гуджри потеряла сознание, узнав о смерти своих внуков, и вскоре умерла. [140]
Его приемный сын Зоравар Сингх Палит, настоящее имя которого неизвестно, погиб в 1708 году недалеко от форта Читторгарх в стычке с местными солдатами. [3] По словам Сайнапати, Зоравар Сингх Палит сумел бежать в битве при Чамкауре, а затем встретил Гуру в Раджпутане, после чего попал в небольшую драку в Читторгархе и погиб. [144]
По мнению сикхских историков, Гуру Гобинд Сингх воспринял суровую новость о казни своих сыновей Фатеха Сингха и Зоравара Сингха со стоическим спокойствием и написал: «Какой смысл тушить несколько искр, если вместо этого вы поднимаете могучее пламя? ". [145]
Последние дни
Аурангзеб умер в 1707 году, и сразу же началась борьба за престол между его сыновьями, которые нападали друг на друга. [146] Гуру Гобинд Сингх поддержал Бахадур Шаха I в битве при Джаджау, отправив 200–300 сикхов под командованием Бхаи Дхарам Сингха, а затем сами присоединившись к битве. [147] Согласно сикхским источникам, именно Гуру Гобинд Сингх убил Азам Шаха . [148] [149] Официальный преемник Бахадур Шах пригласил Гуру Гобинд Сингха со своей армией лично встретиться с ним в регионе Декан в Индии для примирения. Гуру Гобинд Сингх надеялся вернуть Анандпур, свою бывшую цитадель, и оставался вблизи имперского лагеря почти год. Однако его призывы к восстановлению его земель оказались безрезультатными, поскольку Бахадур-шах продолжал откладывать любое восстановление до статус-кво, поскольку он не хотел оскорблять ни Гуру, ни горного раджаса. [17] [146] [150] [151]
Вазир Хан , командующий армией Великих Моголов и наваб Сирхинда , , против армии которого Гуру вел несколько войн [18] поручил двум афганцам, Джамшед-хану и Васил-беку, следовать за армией Гуру, направлявшейся на встречу с Бахадур-шахом, а затем убить Гуру. находились у реки Годавари . Эти двое тайно преследовали Гуру, чьи войска находились в районе Декана в Индии, и вошли в лагерь, когда сикхи несколько месяцев [152] Они получили доступ к Гуру, и Джамшед Хан нанес ему два ножевых ранения, в результате чего Нандед получил смертельную рану . [17] [153] [154] Некоторые ученые утверждают, что убийца, убивший Гуру Гобинд Сингха, возможно, был послан не Вазир Ханом, а вместо этого был послан армией Великих Моголов, находившейся поблизости. [18]
Сенапати По словам Шри Гур Собхи , писателя начала XVIII века, смертельные раны Гуру были ранами ниже его сердца. Гуру сопротивлялся и убил убийцу, а его спутник был убит сикхскими охранниками при попытке к бегству. [152]
Гуру умер от ран несколько дней спустя, 7 октября 1708 года. [155] Его смерть спровоцировала долгую и ожесточенную войну сикхов с Моголами. [152]
Согласно «Бансавалинаме» Кесара Сингха Чиббера, написанному в 1768 году, последними словами Гуру были: «Грант – это Гуру, и он приведет вас к Акалу . Гуру – это Хальса, а Хальса – это Гуру. Место отдано Шри Сахиб Мата Деви . Любите друг друга и расширяйте сообщество. Следуйте словам Гранта. Сикх, который следует за Сикхи, должен быть с Гуру. Всегда оставайтесь с Вахегуру ». [156]
Дохра Махалла Дасван (10)
Хотя обычно считается, что Гуру Гобинд Сингх не добавил никаких своих собственных сочинений к « Гуру Грантх Сахиб» , есть некоторые, кто утверждает, что единственное рифмующееся двустишие, известное как Дохра , десятого Гуру, озаглавленное «Дохра Махалла Дасван» (10 ), ближе к концу Священного Писания на странице 1429 находится работа Гуру Гобинд Сингха. [6] [157] [158]
Состав, о котором идет речь, следующий: [159] [160]
Женщина 10:
Район 10:
Если связь разорвана, все будет исправлено.
Моя сила восстановлена, и мои узы разорваны; теперь я могу все.
О Нанак, всё — твоя рука, я — твоя помощь 54.
Нанак: все в Твоих руках, Господь; Ты мой Помощник и Поддержка. ||54||
По словам Трилочана Сингха, Гуру Тех Бахадур отправил письмо в форме шлоки юному Гобинд Дасу, находившемуся в заключении в Дели Аурангзебом, которое лично передали маленькому ребенку Бхаи Уда и пандит Кирпа Рам: [161]
Вся человеческая сила исчерпала себя,
Человечество стонет в цепях;
Моральные усилия бесполезны;
Господи, спаси их, спаси
С Твоей Милосердной помощью,
Как Ты спас
Тонущий слон, который молился!— Гуру Тех Бахадур, Гуру Грантх Сахиб
Это было испытание потенциального преемника гуру. Гобинд Дас, писавший из Анандпура, ответил дохрой , которая подтверждала его готовность добиться успеха в качестве следующего сикхского гуру и успокаивала любые опасения, которые сикхи того времени испытывали по поводу этой перспективы. [161] Гуру Тег Бахадур знал, что его сын готов взять на себя бразды правления и возглавить сикхскую общину после его смерти. [161] Прочитав ответ сына, Гуру Тех Бахадур отправил сыну последнее послание: [161]
Слово Божье пребудет всегда,
Святые всегда выживут;
Слава Гуру Гобинда сохранится навсегда;
Таких мало и редко, о Нанак,
Кто созерцает Его Имя— Гуру Тех Бахадур, Гуру Грантх Сахиб
Эта история записана в рассказе Бхаи Мани Сингха, написанном в его сочинении «Сикхан ди Бхагат Мал» . [161] Эта история далее изложена в других исторических источниках, таких как Сурадж Пракаш , Мехма Пракаш и «Бансавалинама» Кесара Сингха Чиббера . [161] SGPC по неизвестным причинам решил не приписывать дохру Гуру Гобинд Сингху, когда стандартизировал «Гуру Грантх Сахиб», который впоследствии публикуется без него, несмотря на то, что во многих рукописях 17 и 18 веков дохра приписывалась десятому Гуру. Гуру Грантх Сахиб, многие из которых имеют подпись десятого Гуру. [161]
В популярной культуре
Хотя сикхские гуру обычно не изображаются на экране из-за определенных убеждений в сикхизме, [ нужна ссылка ] Был снят ряд индийских фильмов о жизни Гуру Гобинд Сингха. К ним относятся: [162]
- Сарбанс Дани Гуру Гобинд Сингх , драматический фильм 1998 года на индийском языке пенджаби режиссера Рама Махешвари. В фильме рассказывается о жизни Гуру, но актер не играет его напрямую.
- Чаар Сахибзааде — индийский компьютерный анимационный фильм Гарри Баведжи 2014 года . Он основан на жертвоприношениях сыновей Гуру Гобинд Сингха — Аджита Сингха , Джуджхара Сингха , Джоравара Сингха и Фатеха Сингха .
- Чаар Сахибзааде: Восстание Банда Сингха Бахадура — индийский компьютерный анимационный фильм Гарри Баведжи 2016 года. Это продолжение Чаара Сахибзааде , в котором рассказывается о борьбе Баба Банда Сингха Бахадура против Великих Моголов под руководством Гуру Гобинд Сингха.
См. также
- Список мест, названных в честь Гуру Гобинд Сингха
- 52 хукама Гуру Гобинд Сингха
- Брат Дживан Сингх
- Банда Сингх Бахадур
Ссылки
Информационные примечания
- ↑ Его имя при рождении — Гобинд Рай — апокриф.
- ↑ В 1708 году должность гуру была передана священному писанию сикхов, Гуру Грантху Сахибу , которого последователи сикхской веры теперь считают живым Гуру. [29]
- ^ Дженкинс, Гревал и Олсон заявляют, что Тег Бахадур был казнен за отказ принять ислам. [30] [31] [32] Принимая во внимание, что Трушке утверждает, что Тег Бахадур был казнен за то, что вызвал беспорядки в Пенджабе. [33]
Цитаты
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и ж г час я Ганда Сингх. «Гобинд Сингх, Гуру (1666–1708)» . Энциклопедия сикхизма . Пенджабский университет Патиала. Архивировано из оригинала 29 июля 2017 года . Проверено 7 марта 2016 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Диллон, доктор Далбир Сингх (1988). Сикхизм – зарождение и развитие . Атлантические издатели и дистрибьюторы. п. 144. Архивировано из оригинала 17 сентября 2016 года.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Сингх, Харбанс (1992–1998). Энциклопедия сикхизма . Том. 4. Патиала: Пенджабский университет. стр. 463–464. ISBN 9788173805301 .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и ж Мандаир, Арвинд-Пал Сингх; Шекл, Кристофер; Сингх, Гурхарпал (2013). Сикхская религия, культура и этническая принадлежность . Рутледж. стр. 25–28. ISBN 978-1-136-84627-4 .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б «Обсуждение Дасам Грантха» . aarweb.org . Проверено 20 января 2024 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Сикхское искусство и литература . Керри, Браун. Лондон: Рутледж. 1999. с. 198. ИСБН 0-415-20288-4 . OCLC 39765536 .
{{cite book}}
: CS1 maint: другие ( ссылка ) - ^ Дилгир, Харджиндер Сингх (1997). Сикхский справочник . Сикхский образовательный фонд Сикхского университетского центра, Дания. п. 94. ИСБН 9780969596424 .
Некоторые сикхи по незнанию начали использовать «дех шива бар мохе ихай шубх карман те кабхун на тарон...» в качестве национального гимна сикхов.
- ^ Дхарам Сингх (2001). Перспективы сикхизма . Издательское бюро Пенджабского университета. п. 158. ИСБН 978-8-1738-0736-7 .
- ^ Уильямс, Виктория (2016). «Дастаар Банди и Амрит Санчар, сикхизм». Празднование жизненных обычаев по всему миру: от детских праздников до похорон . Санта-Барбара, Калифорния: ABC-CLIO. п. 70. ИСБН 978-1-4408-3658-9 . OCLC 956633929 .
Во время церемонии амрита сопровождается торжественной клятвой в присутствии Шри Гуру Грантха Сахиба и Пандж Пьяре, или пяти возлюбленных. Пандж Пьяре — это квинтет посвященных сикхов, мужчин и женщин, которые действуют как лидеры внутри сикхской общины. Пандж Пьяре наблюдает за церемонией Амрит Санчар, готовя посвященных и вручая амрит тем, кто готов к посвящению.
- ^ Сингх, Балавиндара (2004). Пятьдесят две заповеди Гуру Гобинд Сингха . Мичиган, США: Singh Bros. 9.
- ^ Сингх, Сатбир (1991). Аад Сикх Те Аад Сахиан . Джаландхар: Новая книжная компания.
- ^ «Что такое кирпан?» . Всемирная сикхская организация Канады . Архивировано из оригинала 2 апреля 2015 года . Проверено 18 марта 2015 г.
- ^ «Боле Со Нихал | Азиатская этническая религия | Религиозное сравнение» . Проверено 7 декабря 2017 г. - через Scribd.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Ганди, Сурджит Сингх (1978). История сикхских гуру: всестороннее исследование . Гурдас Капур. п. 607.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б В последней строфе Чаупай Сахиб Гуру Гобинд Сингх называет себя Гобинд Дасом.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Сингх, Камальруп (2015). Грантх Гуру Гобинд Сингха: очерки, лекции и переводы . Гуриндер Сингх Манн (1-е изд.). Нью-Дели. стр. 66, 68, 77. ISBN. 978-0-19-945897-4 . OCLC 932463542 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и ж Фенек, Луи Э.; WH Маклеод (2014). Исторический словарь сикхизма . Роуман и Литтлфилд. п. 9. ISBN 978-1-4422-3601-1 .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д Дж. С. Гревал (1998). Сикхи Пенджаба . Издательство Кембриджского университета. стр. 78–79 . ISBN 978-0-521-63764-0 .
- ^ Сингх, Пашаура; Фенек, Луи Э. (2014). Оксфордский справочник по сикхским исследованиям . Издательство Оксфордского университета . п. 311. ИСБН 978-0-19-969930-8 .
- ^ Гревал 1998 , с. 70 : «Хотя историки обычно называют молодого Гобинда Гобинд Рай, в хукамнамах Гуру Тег Бахадура он упоминается как Гобинд Дас».
- ^ Гревал, Дж. С. (2019). Гуру Гобинд Сингх (1666–1708): Мастер Белого Ястреба . Издательство Оксфордского университета. п. 45. ИСБН 978-0-19-099038-1 .
- ^ [20] [21]
- ^ Коул, В. Оуэн (2004). Понимание сикхизма . Данидин Академик Пресс Лтд. 68. ИСБН 978-1-906716-91-2 .
Имя Гуру Гобинд Сингха было Гобинд Дас или иногда его называли Гобинд Рай, но с момента основания Хальсы он известен как Гуру Гобинд Сингх.
- ^ Маклеод, штат Вашингтон (1997). Сикхизм . Книги о пингвинах. п. 47. ИСБН 978-0-14-025260-6 .
Гобинд Дас было первоначальным именем Десятого Гуру, по крайней мере, так кажется. Мусульманские источники обычно называют его Гобинд Рай, но в документах, выпущенных его отцом, Гуру Тег Бахадуром, его имя указано как Гобинд Дас.
- ↑ Гуру Гобинд Сингх в последнем стихе своего сочинения, Чаупай Сахиб , называет себя Гобинд Дасом.
- ^ Холт, Джеймс Д. (2022). Понимание сикхизма: Руководство для учителей . Издательство Блумсбери. п. 164. ИСБН 978-1-350-26319-2 .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Оуэн Коул, Уильям; Пиара Сингх Самбхи (1995). Сикхи: их религиозные верования и практики . Сассекс Академик Пресс. п. 36.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Мэйлед, Джон (2002). Сикхизм . Хайнеманн. п. 12 . ISBN 978-0-435-33627-1 .
- ^ Сикхи: вера, философия и народ . Ластер Пресс. 1998. ISBN 9788174360373 .
- ^ Дженкинс 2000 , с. 200.
- ^ Гревал 1998 , с. 72.
- ^ Олсон 2007 , с. 23.
- ^ Трушке 2017 , стр. 54–55.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Сипл, Крис; Гувер, Деннис; Отис, Паулетта (2013). Справочник Рутледжа по религии и безопасности . Рутледж. п. 93. ИСБН 978-0-415-66744-9 . ;
Ричардс, Джон Ф. (1995). Империя Великих Моголов . Издательство Кембриджского университета. стр. 255–258. ISBN 978-0-521-56603-2 . - ^ «Сикхское обозрение». Сикхский культурный центр . 20 (218–229): 28. 1972.
- ^ Хардип Сингх Сян (2013). Сикхская воинственность в семнадцатом веке: религиозное насилие в Моголов и Индии раннего Нового времени . ИБ Таурис. стр. 218–222. ISBN 978-1-78076-250-0 .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б «BBC Религии - Сикхизм» . Би-би-си. 26 октября 2009 г. Архивировано из оригинала 23 января 2011 г. Проверено 30 июля 2011 г.
- ^ Дхаван, П. (2011). Когда воробьи стали ястребами: создание традиции сикхских воинов, 1699–1799 гг . Издательство Оксфордского университета. стр. 3–4. ISBN 978-0-19-975655-1 .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д «Дасам Грант | Сикхские сочинения | Британника» . www.britanica.com . Проверено 29 марта 2023 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Маклеод, штат Вашингтон (1990). Текстовые источники для изучения сикхизма . Издательство Чикагского университета. ISBN 978-0-226-56085-4 . , стр. 2, 67
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Мандаир, Арвинд-Пал Сингх; Шекл, Кристофер; Сингх, Гурхарпал (2013). Сикхская религия, культура и этническая принадлежность . Рутледж. стр. 11–12, 17–19. ISBN 978-1-136-84627-4 .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Шелке, Кристофер (2009). Божественный завет: радуга религий и культур . Григориан Пресс. п. 199. ИСБН 978-88-7839-143-7 .
- ^ «Счастливый гуру Гобинд Сингх Джаянти: пожелания, фотографии, сообщения в Facebook, которыми можно поделиться» . NDTV.com . Проверено 20 января 2021 г.
- ^ Сингх, Пашаура; Фенек, Луи (2014). Оксфордский справочник по сикхским исследованиям . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. п. 445. ИСБН 978-0-19-969930-8 .
- ^ Сипл, Крис (2013). Справочник Routledge по религии и безопасности . Нью-Йорк: Рутледж. п. 96. ИСБН 978-0-415-66744-9 .
- ^ Пашаура Сингх и Луи Фенек (2014). Оксфордский справочник по сикхским исследованиям . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. стр. 236–237. ISBN 978-0-19-969930-8 .
- ^ Хансра, Харкират С. (2007). Свобода на кону: сикхи: самые видимые . iUniverse. стр. 28–29. ISBN 978-0-595-43222-6 .
- ^ Сингх, Кесар (1997). Бансавалинама (на пенджаби). Братья Сингх. стр. 125–126. ISBN 81-7205-175-1 .
- ^ Джонс, Констанс А.; Райан, Джеймс Д. (2007). Энциклопедия индуизма . Нью-Йорк: Факты в файле, Inc., с. 417. ИСБН 978-0-8160-5458-9 . Архивировано из оригинала 23 сентября 2016 года.
- ^ Ашок, Шамшер Сингх. «Дзитодзё Мата» . Энциклопедия сикхизма . Пенджабский университет Патиала. Архивировано из оригинала 29 июля 2017 года . Проверено 14 сентября 2016 г.
- ^ «Сундари Мата» . 9 декабря 2019 года . Проверено 17 августа 2022 г.
- ^ Ашок, Шамшер Сингх. «Сахиб Деван» . Энциклопедия сикхизма . Пенджабский университет Патиала. Архивировано из оригинала 29 июля 2017 года . Проверено 16 августа 2016 г.
- ^ «Сахиб Деван» . Сикхская энциклопедия . 19 декабря 2000 года . Проверено 25 марта 2022 г.
- ^ Гревал 1998 , с. 70 : «Хотя историки обычно называют молодого Гобинда Гобинд Рай, в хукамнамах Гуру Тег Бахадура он упоминается как Гобинд Дас».
- ^ Гревал, Дж. С. (2019). Гуру Гобинд Сингх (1666–1708): Мастер Белого Ястреба . Издательство Оксфордского университета. п. 45. ИСБН 978-0-19-099038-1 .
- ^ [54] [55]
- ^ Коул, В. Оуэн (2004). Понимание сикхизма . Данидин Академик Пресс Лтд. 68. ИСБН 978-1-906716-91-2 .
Имя Гуру Гобинд Сингха было Гобинд Дас или иногда его называли Гобинд Рай, но с момента основания Хальсы он известен как Гуру Гобинд Сингх.
- ^ Маклеод, штат Вашингтон (1997). Сикхизм . Книги о пингвинах. п. 47. ИСБН 978-0-14-025260-6 .
Гобинд Дас было первоначальным именем Десятого Гуру, по крайней мере, так кажется. Мусульманские источники обычно называют его Гобинд Рай, но в документах, выпущенных его отцом, Гуру Тег Бахадуром, его имя указано как Гобинд Дас.
- ↑ Гуру Гобинд Сингх в последнем стихе своего сочинения, Чаупай Сахиб , называет себя Гобинд Дасом.
- ^ Холт, Джеймс Д. (2022). Понимание сикхизма: Руководство для учителей . Издательство Блумсбери. п. 164. ИСБН 978-1-350-26319-2 .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д Махмуд, Синмтия Кеппли (1996). Борьба за веру и национальный диалог с сикхскими боевиками . Филадельфия: Издательство Пенсильванского университета. стр. 43–45. ISBN 978-0-8122-1592-2 . OCLC 44966032 .
- ^ Маколифф, Макс Артур (2009). Сикхская религия . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. дои : 10.1017/cbo9781139506595 . ISBN 978-1-139-50659-5 .
- ^ Дхаван, П. (2011). Когда воробьи стали ястребами: создание традиции сикхских воинов, 1699–1799 гг . Издательство Оксфордского университета. п. 49. ИСБН 978-0-19-975655-1 .
- ^ Сингх, Пашаура; Фенек, Луи Э. (2014). Оксфордский справочник по сикхским исследованиям . Издательство Оксфордского университета. п. 595. ИСБН 978-0-19-100411-7 .
- ^ Хоули, Джон Стрэттон; Манн, Гуриндер Сингх (1993). Изучение сикхов: проблемы Северной Америки . Издательство Государственного университета Нью-Йорка. п. 176. ИСБН 978-1-4384-0619-0 .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Коул, В. Оуэн; Самбхи, Пиара Сингх (1978). Сикхи: их религиозные верования и обычаи . Рутледж. п. 37 . ISBN 0-7100-8842-6 .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Джон М. Коллер (2016). Индийский путь: введение в философию и религию Индии . Рутледж. стр. 312–313. ISBN 978-1-315-50740-8 .
- ^ Коул, В. Оуэн; Самбхи, Пиара Сингх (1978). Сикхи: их религиозные верования и обычаи . Лондон: Рутледж и Кеган Пол. 36-37 . ISBN 0-7100-8842-6 .
- ^ Дхаван, П. (2011). Когда воробьи стали ястребами: создание традиции сикхских воинов, 1699–1799 гг . Издательство Оксфордского университета. стр. 43–44. ISBN 978-0-19-975655-1 .
- ^ Коул, В. Оуэн; Самбхи, Пиара Сингх (1978). Сикхи: их религиозные верования и обычаи . Лондон: Рутледж и Кеган Пол. стр. 38–39 . ISBN 0-7100-8842-6 .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д Оберой, Харджот (1994). Строительство религиозных границ: культура, идентичность и разнообразие в сикхской традиции . Издательство Чикагского университета. стр. 59–62. ISBN 978-0-226-61592-9 .
- ^ Оберой, Харджот (1994). Строительство религиозных границ: культура, идентичность и разнообразие в сикхской традиции . Издательство Чикагского университета. стр. 24, 77–78, 89–90. ISBN 978-0-226-61592-9 .
- ^ Мандаир, Арвинд-Пал С.; Шекл, Кристофер; Сингх, Гурхарпал (2013). Сикхская религия, культура и этническая принадлежность . Рутледж. стр. 30–33. ISBN 978-1-136-84634-2 .
- ^ Сингх, Пашаура; Фенек, Луи Э. (2014). Оксфордский справочник по сикхским исследованиям . Издательство Оксфордского университета. стр. 23–24. ISBN 978-0-19-100411-7 .
- ^ Фенек, Луи Э.; WH Маклеод (2014). Исторический словарь сикхизма . Роуман и Литтлфилд. стр. 84–85. ISBN 978-1-4422-3601-1 .
- ^ Якобсен, Кнут А.; Мирволд, Кристина (2012). Сикхи через границы: транснациональные практики европейских сикхов . Издательство Блумсбери. стр. 142–147, 156–157. ISBN 978-1-4411-0358-1 .
- ^ Райнхарт, Робин (2011). Обсуждение Дасам Грантха . Издательство Оксфордского университета. стр. 59–62. ISBN 978-0-19-975506-6 .
- ^ Мерфи, Энн (2012). Существенность прошлого: история и репрезентация в сикхской традиции . Издательство Оксфордского университета. п. 96. ИСБН 978-0-19-991629-0 .
- ^ Гревал, Дж. С. Гуру Гобинд Сингх (1666–1708) Мастер «Белого ястреба» .
- ^ «Ади Грантх | Священное писание сикхов» . Британская энциклопедия . Проверено 20 января 2021 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Райнхарт, Робин (2014). Пашаура Сингх и Луи Э. Фенек (ред.). Оксфордский справочник по сикхским исследованиям . Издательство Оксфордского университета. стр. 136–138. ISBN 978-0-19-969930-8 .
- ^ Сингха, HS (2000). Энциклопедия сикхизма (более 1000 статей) . Хемкунт Пресс. ISBN 978-81-7010-301-1 . , стр. 53–54.
- ^ Несбитт, Элеонора (2016). Сикхизм: очень краткое введение . Издательство Оксфордского университета. стр. 107–109. ISBN 978-0-19-106277-3 .
- ^ Кристофер Шекл и Арвинд Мандэр (2005), Учения сикхских гуру, Routledge, ISBN 978-0415266048 , с. хх
- ^ Деол, Дж (2013). Арвинд-Пал Сингх Мандаир; и др. (ред.). Сикхская религия, культура и этническая принадлежность . Рутледж. стр. 30–34. ISBN 978-1-136-84627-4 .
- ^ Гуджрал, Маниндер С. (19 декабря 2000 г.). «Бансавалинама Дасан Патшахиан Ка» . Сикхская энциклопедия . Проверено 1 октября 2022 г.
- ^ Сингх, Кесар. Бансавалинама . п. 161.
- ^ Гуджрал, Маниндер С. (19 декабря 2000 г.). «Дасам Грант» . Сикхская энциклопедия . Проверено 1 октября 2022 г.
- ^ Кристофер Шекл и Арвинд Мандэр (2005), Учения сикхских гуру, Routledge, ISBN 978-0415266048 , стр. XVIII–XX
- ^ Дж. Деол (2000), Сикхская религия, культура и этническая принадлежность (редакторы: А.С. Мандаир, К. Шакл, Дж. Сингх), Routledge, ISBN 978-0700713899 , стр. 31–33
- ^ Якобсен, Кнут А.; Мирволд, Кристина (2012). Сикхи через границы: транснациональные практики европейских сикхов . А&С Черный. стр. 233–234. ISBN 978-1-4411-1387-0 .
- ^ Роберт Зенер (1988), Энциклопедия живых верований Хатчинсона, Хатчинсон, ISBN 978-0091735760 , стр. 426–427
- ^ Сингх, Мохиндер (1988). История и культура Пенджаба . Атлантические издательства. п. 10.
- ^ Сингх, Пашаура (2012). Ренард, Джон (ред.). Боевые слова: религия, насилие и интерпретация священных текстов . Издательство Калифорнийского университета. стр. 211–218. ISBN 978-0-520-95408-3 .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Брекке, Торкель (2014). Грегори М. Райхберг и Хенрик Сайс (ред.). Религия, война и этика: справочник текстовых традиций . Издательство Кембриджского университета. стр. 673–674. ISBN 978-1-139-95204-0 .
- ^ Дж. С. Гревал (1998). Сикхи Пенджаба . Издательство Кембриджского университета. п. 62 . ISBN 978-0-521-63764-0 . , Цитата: «Аурангзеб активно интересовался вопросом преемственности, отдал приказ о казни Гуру Тегха Бахадура и одно время приказал полностью истребить Гуру Гобинд Сингха и его семью».
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Кристофер Дж. Х. Райт (2003). Бог и мораль . Издательство Оксфордского университета. п. 153. ИСБН 978-0-19-914839-4 .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и Дж. С. Гревал (1998). Сикхи Пенджаба . Издательство Кембриджского университета. стр. 73–74 . ISBN 978-0-521-63764-0 .
- ^ Никки-Гуниндер Каур Сингх (2012). Рождение Хальсы: Феминистское воспоминание о сикхской идентичности . Издательство Государственного университета Нью-Йорка. стр. 26–28. ISBN 978-0-7914-8266-7 .
- ^ Жак, Тони (2007). Словарь сражений и осад: F – O. Гринвуд. п. 704. ИСБН 978-0-313-33538-9 .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Фенек, Луи Э. (2013). Сикх Зафар-намах Гуру Гобинд Сингха: дискурсивный клинок в сердце Империи Великих Моголов . Издательство Оксфордского университета. п. 14. ISBN 978-0-19-993145-3 .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Жак, Тони (2007). Словарь сражений и осад: F – O. Гринвуд. п. 420. ИСБН 978-0-313-33538-9 .
- ^ Сингх, Гуру Гобинд (2015). Зафарнама . Пингвины Великобритании. ISBN 978-81-8475-595-4 .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и ж Жак, Тони (2007). Словарь сражений и осад: A – E. Издательство Гринвуд. стр. 48–49. ISBN 978-0-313-33537-2 .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д Райнхарт, Робин (2011). Обсуждение Дасам Грантха . Издательство Оксфордского университета. стр. 22–23. ISBN 978-0-19-975506-6 .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Жак, Тони (2007). Словарь сражений и осад: F – O. Гринвуд. п. 112. ИСБН 978-0-313-33538-9 .
- ^ Малхотра, Аншу; Мир, Фарина (2012). Новый взгляд на Пенджаб: история, культура и практика . Издательство Оксфордского университета. п. 135. ИСБН 978-0-19-908877-5 .
- ^ Фенек, Луи Э. (2000). Мученичество в сикхской традиции: игра в «любовную игру» . Издательство Оксфордского университета. п. 92. ИСБН 978-0-19-564947-5 .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б WH Маклеод (2009). Сикхизм от А до Я. Пугало. п. 43. ИСБН 978-0-8108-6344-6 .
- ^ Сингх, Притхи Пал (2007). История сикхских гуру . Книги Лотоса. стр. 128–147. ISBN 978-81-8382-075-2 .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и Хардип Сингх Сян (2013). Сикхская воинственность в семнадцатом веке: религиозное насилие в Моголов и Индии раннего Нового времени . ИБ Таурис. стр. 220–222. ISBN 978-1-78076-250-0 .
- ^ Никки-Гуниндер Каур Сингх (2011). Сикхизм: Введение . ИБ Таурис. стр. 84–85. ISBN 978-0-85773-549-2 .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Жак, Тони (2007). Словарь сражений и осад: A – E. Издательство Гринвуд. п. 914. ИСБН 978-0-313-33537-2 .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Фенек, Луи Э.; WH Маклеод (2014). Исторический словарь сикхизма . Роуман и Литтлфилд. п. 218. ИСБН 978-1-4422-3601-1 .
- ^ Раджу, Карам Сингх (1999). Гуру Гобинд Сингх: Пророк мира . ISBN 9380213646 .
- ^ Фенек, Луи Э.; WH Маклеод (2014). Исторический словарь сикхизма . Роуман и Литтлфилд. п. 79. ИСБН 978-1-4422-3601-1 .
- ^ Сэр Лепель Генри Гриффин (1898). Ранджит Сингх и сикхский барьер между нашей растущей империей и Центральной Азией . Издательство Оксфордского университета. стр. 55–56 .
- ^ Сингх, Далип (2015). Жизнь Шри Гуру Гобинд Сингха Джи (6-е изд.). CSJS. п. 174. ИСБН 978-81-7601-480-9 .
- ^ Ганди, Сурджит (2023). Подход историка к Гуру Гобинд Сингху . Братья Сингх, с. 323. ИСБН 978-8172053062 .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д Дхаван, П. (2011). Когда воробьи стали ястребами: создание традиции сикхских воинов, 1699–1799 гг . Издательство Оксфордского университета. стр. 165–167, 13–24. ISBN 978-0-19-975655-1 .
- ^ Мерфи, Энн (2012). Существенность прошлого: история и репрезентация в сикхской традиции . Издательство Оксфордского университета. стр. 110–113. ISBN 978-0-19-991629-0 .
- ^ Мерфи, Энн (2012). Время, история и религиозное воображение в Южной Азии . Рутледж. стр. 47–50. ISBN 978-1-136-70729-2 .
- ^ Дхаван, П. (2011). Когда воробьи стали ястребами: создание традиции сикхских воинов, 1699–1799 гг . Издательство Оксфордского университета. стр. 51–53. ISBN 978-0-19-975655-1 .
- ^ Несбитт, Элеонора М. (2016). Сикхизм: очень краткое введение . Издательство Оксфордского университета. стр. 59–60, 118. ISBN. 978-0-19-874557-0 .
- ^ Морган, Пегги (2007). Этические проблемы шести религиозных традиций . Издательство Эдинбургского университета. п. 120. ИСБН 978-0-7486-3002-8 .
Со времен Гуру Гобинд Сингха (ум. в 1708 г.) в обращении находились кодексы поведения (рахитнамы), например Рахитнама Бхаи Чаупа и Прем Сумарг. Они определяли поведение, требуемое от сикхов. Рахитнамы восемнадцатого и девятнадцатого веков отражали свой период, и одной из очевидных целей была социальная сегрегация сикхов и мусульман.
- ^ Фенек, Луи Э.; Маклеод, штат Вашингтон (2014). Исторический словарь сикхизма . Роуман и Литтлфилд. п. 214. ИСБН 978-1-4422-3601-1 .
- ^ Оберой, Харджот (1994). Строительство религиозных границ: культура, идентичность и разнообразие в сикхской традиции . Издательство Чикагского университета. п. 68. ИСБН 978-0-226-61593-6 .
- ^ [124] [125] [126] [127]
- ^ Куш, Дениз; Робинсон, Кэтрин; Йорк, Майкл (2012). Энциклопедия индуизма . Рутледж. п. 792. ИСБН 978-1-135-18979-2 .
- ^ Трус, Гарольд Г. (1987). Современные индийские ответы на религиозный плюрализм . Издательство Государственного университета Нью-Йорка. п. 283. ИСБН 978-0-7914-9992-4 .
- ^ Кук, Майкл (2016). Древние религии, современная политика: случай ислама в сравнительной перспективе . Издательство Принстонского университета. п. 238. ИСБН 978-0-691-17334-4 .
- ^ Гревал, Дж. С. (2019). Гуру Гобинд Сингх (1666–1708): Мастер Белого Ястреба . Издательство Оксфордского университета. п. 96. ИСБН 978-0-19-099038-1 .
- ^ Малхотра, Аншу; Ламберт-Херли, Шивон (2015). Говоря о себе: гендер, производительность и автобиография в Южной Азии . Издательство Университета Дьюка. п. 195. ИСБН 978-0-8223-7497-8 .
Со времени основания Хальсы в 1699 году некоторые представители сикхов, в частности Хальса, пытались создать религиозные нормы и кодексы поведения, которые способствовали приданию особой сикхской идентичности, частично дистанцируясь от мусульман. Поток внутри Хальсы приступил к созданию кодексов поведения, литературы рахита, которая положила начало «отчуждению» мусульманина / турака (используется взаимозаменяемо), распространяя принципы, которые включали отказ от халяльного мяса, связанного с мусульманами, и сон с мусульманскими женщинами.
- ^ [129] [130] [131] [132] [133]
- ^ Джохар, Суриндер Сингх (1998). Святые сикхские святыни . Нью-Дели: Публикации MD. п. 63. ИСБН 978-81-7533-073-3 . OCLC 44703461 .
- ^ WH Маклеод (2009). Сикхизм от А до Я. Пугало. стр. xxv, 52, 214–215. ISBN 978-0-8108-6344-6 .
- ^ Мерфи, Энн (2012). Существенность прошлого: история и репрезентация в сикхской традиции . Издательство Оксфордского университета. п. 73. ИСБН 978-0-19-991629-0 .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Хэдли, Майкл Л. (2001). Духовные корни восстановительного правосудия . Издательство Государственного университета Нью-Йорка. стр. 20, 207–214. ISBN 978-0-7914-9114-0 .
- ^ Дахия, Амардип (2014). Основатель Хальсы: Жизнь и времена Гуру Гобинд Сингха . Hay House, Inc. с. 183. ИСБН 9789381398616 .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Ананд, ТК (2005). Сущность сикхизма – 7 . Книги Мадхубуна. п. 63. ИСБН 9788125919483 .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б «Чаар Сахибзааде: незабываемая история сикхского героизма и самопожертвования» . Государственный деятель . 23 декабря 2021 г.
- ^ Сингх, ПритиПал (2006). История сикхских гуру . ISBN 9788183820752 .
- ^ Дахия, Амардип (2014). Основатель Хальсы: Жизнь и времена Гуру Гобинд Сингха . Hay House, Inc. с. 186. ИСБН 9789381398616 .
- ↑ Кулвант Сингх, резюмируя главу Гур Собхи в своем английском переводе Гур Собхи, сказал: «Зоравар Сингх сбежал из битвы при Чамкауре и встретил Гуру в Раджпутане. Именно этот Зоравар Сингх был убит в Читторе в незначительной драке. ."
- ^ Сингх, Кхушвант (1977). История сикхов, Том 1: 1469–1839 гг . Оксфордская коллекция Индии. п. 81. ИСБН 9780195606003 .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Дхаван, П. (2011). Когда воробьи стали ястребами: создание традиции сикхских воинов, 1699–1799 гг . Издательство Оксфордского университета. стр. 45–46. ISBN 978-0-19-975655-1 .
- ^ Ганди, Сурджит (2004). Подход историка к Гуру Гобинд Сингху . стр. 323, 324 . 8172053061 .
- ^ Подход историка к Гуру Гобинд Сингху . п. 324.
- ^ Гурбилас Паташахи 10 Глава 19
- ^ Гревал 1998 , с. 79.
- ^ Меткалф, Барбара Д.; Меткалф, Томас Р. (2012). Краткая история современной Индии . Издательство Кембриджского университета. п. 33. ISBN 978-1-139-53705-6 .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д Хардип Сингх Сян (2013). Сикхская воинственность в семнадцатом веке: религиозное насилие в Моголов и Индии раннего Нового времени . ИБ Таурис. стр. 222–223. ISBN 978-1-78076-250-0 .
- ^ Сингх, Притхи Пал (2007). История сикхских гуру . Лотос Пресс. п. 158. ИСБН 978-81-8382-075-2 .
- ^ Сингх, Санток. Сурадж Грантх (на пенджаби). Перевод Сингха, Содхи Теджа. CSJS. п. 486.
- ↑ Однако Хардип Сингх Сьян указывает дату 18 октября 1708 года. [152]
- ^ Сингх, Кесар. Бансавалинама (на пенджаби). Братья Сингх. стр. 189–190.
- ^ Сингх, Анураг (декабрь 2018 г.). «Пенджаб: колыбель индийской цивилизации и Хальса Гуру Гобинд Сингха» (PDF) . Гьянкош: Междисциплинарный электронный журнал . 1:29 .
- ^ Сингх, Пашаура. «Бесстрашие и человеческая справедливость: изучение учения и жертвоприношения Гуру Тег Бахадура с новой точки зрения». Сикхские формации 17.4 (2021): 409–434.
- ^ «Гуру Грантх Сахиб» . www.searchgurbani.com . п. 1429 . Проверено 18 января 2023 г.
- ^ Хальса, Харджиндер Сингх (17 февраля 2017 г.). « Дохра Махалля 10» . СикхНет . Проверено 18 января 2023 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и ж г Сингх, Трилочан (1967). «Глава XXIV». Гуру Тег Бахадур, Пророк и мученик: биография . Комитет Гурдвара Парбандхак. стр. 317, 325.
- ^ Сингх, Пашаура; Фенек, Луи Э. (2014). Оксфордский справочник по сикхским исследованиям . ОУП Оксфорд. п. 478. ИСБН 978-0-19-969930-8 .
Библиография
- Гревал, Дж. С. (1998). Сикхи Пенджаба . Том. 2–3. Издательство Кембриджского университета. п. 72. ИСБН 978-0-521-63764-0 .
- Дженкинс, Эверетт (2000). Мусульманская диаспора (том 2, 1500–1799): Комплексная хронология распространения ислама в Азии, Африке, Европе и Америке . МакФарланд. п. 200. ИСБН 978-1-4766-0889-1 .
- Олсон, Карл (2007). Многоцветие индуизма: тематико-историческое введение . Издательство Университета Рутгерса.
- Трушке, Одри (2017). Аурангзеб: жизнь и наследие самого противоречивого короля Индии . Издательство Стэнфордского университета.
Дальнейшее чтение
- Деора, Ман Сингх (1989). Гуру Гобинд Сингх: литературный обзор . Нью-Дели: Публикации Anmol. ISBN 978-81-7041-160-4 . OCLC 21280295 .
- Сингх, Гобинд; Джасбир Каур Ахуджа (1996). Зафарнама Гуру Гобинд Сингха . Мумбаи: Бхаратия Видья Бхаван. OCLC 42966940 .
- Сингх, профессор Суриндерджит, Зафарнамы Гуру Гобинд Сингха Транслитерация и поэтическое воспроизведение на английском языке. Братья Сингх, Амритсар. 2003. ISBN 81-7205-272-3 .
- Шри Дасам Грантх Сахиб: Вопросы и ответы: Книга о Шри Дасам Грантх Сахибе
Внешние ссылки
- СМИ, связанные с Гуру Гобинд Сингхом, на Викискладе?
- Цитаты, связанные с Гуру Гобинд Сингхом, в Wikiquote