Нирмала (секта)
Основатель | |
---|---|
Бир Сингх, Ганда Сингх, Карам Сингх, Рам Сингх и Сайна Сингх | |
Регионы со значительной численностью населения | |
Пенджаб • Гангские равнины | |
Религии | |
Сикхизм • Индуизм (особенно Веданта ) | |
Священные Писания | |
Гуру Грантх Сахиб • Ведантические тексты | |
Языки | |
Панджаби • Санскрит |
Часть серии о |
сикхизм |
---|
Нирмала ( панджабский : ਨਿਰਮਲੇ, букв. Те, без порока»), также известная как Нирмала Сампарда или Нирмал Пантх , — сикхская секта аскетов « . [1] Согласно традиционным верованиям, сикхская традиция Санатан Нирмала была основана Гуру Гобинд Сингхом в конце 17 века, когда он отправил пятерых сикхов в Варанаси для изучения санскрита и текстов Веданты .
Источник
[ редактировать ]Происхождение Нирмалов неясно. По мнению Хушванта Сингха и других историков, секта впервые упоминается в сикхской литературе во времена Гуру Гобинд Сингха, в последнее десятилетие 17 века. [2] По словам Нирмала Пантха Пардипки , традиция Нирмала уходит корнями в раннюю историю сикхизма. [3] В 19 веке некоторые ученые Нирмалы относили свое происхождение к периоду первого сикхского Гуру, Нанака , но некоторые другие, такие как Кхушвант Сингх, утверждают, что традиция Нирмалы была основана последним сикхским Гуру, Гобинд Сингхом . [2] Вера в то, что секта возникла в 17 веке, согласно У. Х. Маклеоду , имеет сомнительную историчность, поскольку они «почти не упоминаются» в сикхской литературе до 19 века. [4]
Согласно Нирмалам, в 1686 году Гуру Гобинд Сингх отправил пятерых сикхов (Бир Сингх, Ганда Сингх, Карам Сингх, Рам Сингх и Сайна Сингх) в Варанаси для изучения санскрита и классической индуистской литературы. Это положило начало традиции Нирмалы. [2] [5] После того, как они вернулись в Анандпур, им был присвоен титул Нирмала (санскритское слово «чистый» или «незапятнанный»). [6] Нирмалы приняли посвящение Амрит в пантх Хальса. [7]
Согласно другому отчету, найденному в «Нирмале Пантх Пардипике» конца XIX века учёным Нирмалы и сторонником Тат Хальсы Джани Джан Сингхом, Гуру Гобинд Сингх встретил санскритолога по имени Пандит Рагхунатх в конце 17 века. Он попросил его обучать сикхов санскриту. Однако Рагхунатх вежливо отказался это сделать, поскольку не хотел обучать Шудр санскриту. [8] Поэтому Гуру Гобинд Сингх отправил нескольких сикхов, одетых в одежду высшей касты, в Варанаси, где они стали опытными знатоками индийской теологии и философии. [8] История Джани Джан Сингха, связанная с Пандитом Рагхунатхом, скорее всего, является антиисторическим вымыслом. [3]
Историчность этого рассказа подвергается сомнению, поскольку до XIX века о Нирмаласе очень мало упоминаний. [3] [9] Пашаура Сингх и Луис Э. Фенек выдвигают гипотезу, что нирмалы возникли намного позже или, возможно, произошли от удаси , которые схожи с ними аскетическим образом жизни, целомудрием и ведантической интерпретацией сикхской философии. [10]
История
[ редактировать ]Покровительство со стороны сикхской знати, особенно правителей фулкийских государств , помогло Нирмалам стать известным религиозным орденом. [10] Сардар Дхиан Сингх из Шахбада завещал свое поместье Карам Сингху Нирмале. В 1766 году Садда Сингх из Бахирвалы предложил Бхагату Сингху Нирмале семь деревень, хотя последний отклонил это предложение. Невестка Сардара Джай Сингха подарила Нирмалу дере в Канхале две деревни. [11]
Сардар Ганда Сингх из Бханги Мишл предложил Джаю Сингху Нирмале 13 деревень. В 1796 году Махараджа Ранджит Сингх также подарил санад на землю Нихал Сингху Нирмале. В обоих случаях Нирмалы передавали собственность Удаси-акхаре Сантокха Даса. [11]
Философия и практики
[ редактировать ]Подобно удаси, нирмалы интерпретируют учение сикхских гуру в контексте Веданты . [10] Они рассматривают первого сикхского гуру, Нанака , как адвайта-ведантиста , последователя Шанкары и защитника Санатана-дхармы . [12]
Однако по сравнению с удаси нирмалы имеют более тесные отношения с основными сикхами хальса . Многие видные Нирмала Сантс проповедовали основной сикхизм в Пенджабе, а Нирмала Акхара сыграли важную роль в обучении сикхов. Но после движения Акали попытки Хальсы создать сикхскую идентичность, полностью отличную от индуистской, сделали отношения Хальса-Нирмала хрупкими. [10]
цвета охры Сикхи Нирмала носят одеяния бхагвы (или хотя бы один предмет) и держат кеш (нестриженные волосы). [13] Они соблюдают те же ритуалы рождения и смерти, что и индуистские аскеты, и имеют акхару (боевую организацию) в Харидваре. [13] и ряд дэров в Пенджабе (Индия). [14] Они были одними из участников процессии Кумбха Мелас . [15] [8] Они были первыми миссионерами, которые путешествовали и распространяли сикхизм среди масс. [4] [8] тем самым внося важный вклад в рост сикхизма. [10] Они часто служили одними из махантов в сикхских храмах (гурдварах) в 18 веке. [13] Нирмалы интерпретируют сикхскую литературу в терминах Веданты . [16] Во время движения Сингх Сабха в конце 19-го и начале 20-го веков они были осуждены фракцией сикхов Тат Хальса и сердечно поддержаны фракцией сикхов Санатана. [4]
Локации
[ редактировать ]Шри Нирмал Панчаяти Ахада или Шри Панчаяти Ахада Нирмал в Канхале , основанный на гранты правителей Пулкианских государств, имеет самый высокий статус среди всех отделений Нирмалы. [10] Другие крупные центры Нирмалы расположены в Харидваре , Аллахабаде , Удджайне , Тримбаке , Курукшетре и Патне .
Известные Нирмалы
[ редактировать ]- Пандит Тара Сингх (1822–1891), ученый-панджаби и санскрит
- Кави Сантох Сингх (1787–1843), писатель исторического Сураджа Паркаша.
- Джани Гьян Сингх (1822–1921), ученый
- Бальбир Сингх Сичевал , известный защитник окружающей среды
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Нирмала: сикхизм , Британская энциклопедия.
- ^ Jump up to: а б с Сулахан Сингх (2001). «Гетеродоксия в сикхизме: изложение некоторых сектантских событий». В Парм Бахшиш Сингх (ред.). Конференция по истории Пенджаба, тридцать вторая сессия, 17–19 марта 2000 г.: Материалы . Пенджабский университет. стр. 77–78. ISBN 978-81-7380-722-0 .
- ^ Jump up to: а б с Сулахан Сингх (2005). «Нирмал Пантх Пардипика». В Сукхадиале Сингхе (ред.). Конференция по истории Пенджаба, тридцать седьмая сессия, 18–20 марта 2005 г.: Материалы . Пенджабский университет. стр. 220–221. ISBN 978-81-7380-990-3 .
Поскольку Нирмалы, похоже, не упоминались должным образом в сикхской литературе до XIX века, трудно признать утверждение Джани Джан Сингха исторически верным, скорее оно кажется крайне невероятным.
- ^ Jump up to: а б с WH Маклеод (2005). Исторический словарь сикхизма . Пугало Пресс. стр. 148–149. ISBN 978-0-8108-5088-0 .
- ^ Маданджит Каур (2007). Гуру Гобинд Сингх: историческая и идеологическая перспектива . Юнистар. п. 198. ИСБН 978-81-89899-55-4 .
- ^ Бхагат Лакшман Сингх (1995). Краткий очерк жизни и творчества Гуру Гобинд Сингха . Азиатские образовательные услуги. п. 67. ИСБН 9788120605763 .
- ^ Каур, Маданджит (2007). Гуру Гобинд Сингх: историческая и идеологическая перспектива . Чандигарх: Unistar Books. п. 198.
- ^ Jump up to: а б с д Нирмала , Энциклопедия сикхизма, том III, Пенджабский университет, Патиала, страницы 236–237.
- ^ WH Маклеод (2009). Сикхизм от А до Я. Пугало Пресс. стр. 148–149. ISBN 978-0-8108-6344-6 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж Пашаура Сингх; Луи Э. Фенек (2014). Оксфордский справочник по сикхским исследованиям . ОУП Оксфорд. стр. 377–378. ISBN 978-0-19-100412-4 .
- ^ Jump up to: а б Сурджит Сингх Ганди (2007). Пересказ истории сикхских гуру: 1606–1708 гг . н.э. Атлантика. стр. 971–974. ISBN 9788126908585 .
- ^ Линн Тески Дентон (2004). Женщины-аскеты в индуизме . СУНИ Пресс. стр. 179–. ISBN 978-0-7914-6179-2 .
- ^ Jump up to: а б с В. Оуэн Коул; Пиара Сингх Самбхи (2005). Популярный словарь сикхизма: сикхская религия и философия . Рутледж. п. 62. ИСБН 978-1-135-79760-7 .
- ^ Пашаура Сингх; Луи Э. Фенек (2014). Оксфордский справочник по сикхским исследованиям . Издательство Оксфордского университета. стр. 87–88. ISBN 978-0-19-100411-7 .
- ^ Нитьянанда Мишра (2019). Кумбха: традиционно современная мела . Академик Блумсбери. стр. 79–80. ISBN 978-93-88414-12-8 .
- ^ Пурнима Дхаван (2011). Когда воробьи стали ястребами: создание традиции сикхских воинов, 1699–1799 гг . Издательство Оксфордского университета. стр. 221, примечание 3. ISBN. 978-0-19-975655-1 .