Сурадж Пракаш
![]() Заявленный оригинал рукописи Гур Партап Сурадж Грантх, написанный ее автором Кави Сантохом Сингхом. | |
Автор | Кави Сантох Сингх |
---|---|
Язык | Санскритизированный пенджаби и брадж |
Жанр | сикхизм |
Опубликовано | 1843 г. н.э. |
Место публикации | Sikh Empire |
Предшественник | Гуру Нанак Пракаш |
Часть серии о |
Sikh literature |
---|
![]() |
Сикхские писания • Пенджабская литература |
Сурадж Пракаш ( Гурмукхи : Сурадж Пракаш), также называемый Гурпартап Сурадж Грантх (Гурмукхи: Гур Пратап Сурадж Грантх, букв. «Солнцеподобное сияние славы Гуру»), [ 1 ] — это популярный и монументальный агиографический текст о сикхских гуру, написанный Кави Сантохом Сингхом (1787–1843) и опубликованный в 1843 году нашей эры. [ 2 ] [ 3 ] Он состоит из жизненных легенд в исполнении сикхских гуру и исторических сикхов, таких как Баба Банда Бахадур, в 51 820 стихах (60 000 с учетом Нанака Пракаша). [ 2 ] [ 4 ] [ 5 ] Большинство современных сочинений о сикхских гуру основаны на этом тексте. [ 6 ]
Обзор
[ редактировать ]Сурадж Пракаш написан на языке Брадж Бхаша шрифтом Гурмукхи со значительным использованием санскритских слов. [ 7 ] Обычно, когда речь идет об этом, подразумевается предыдущая работа автора о Гуру Нанаке, «Нанак Пракаш» (1824 г.). Всего в тексте 1281 глава, разбитая на двадцать два раздела. [ 8 ] Джвала Сингх объясняет и комментирует структуру текста:
- «Как писал Сантох Сингх, при включении разделов, связанных с Гуру Нанаком, в «Нанак Пракаш» (1824 г.), вся коллекция состоит из двадцати двух разделов, частей Гуру Нанака, называемых восходом и закатом солнца, пурабарадом и уттарарадхом, Гуру Ангад Гуру Тег Бахадуру расположены в разделах, называемых двенадцатью раши, знаками зодиака и Гуру Гобиндом. Разделы Сингха, посвященные шести временам года, че рутан, и двум солнцестояниям, до айан, каждая глава в этих разделах называется аншу или солнечный луч и называется «Гурпратап Сурадж Грантх», «Солнцеподобное сияние славы Гуру», микро- и макроструктура структуры. расширение солнечного опыта представляет собой преемственность между самими Гуру через изменение форм и проявлений». [ 9 ]
Структура Раздел Учитель Нанак Пракаш (рассвет и закат) Гуру Нанак Дев Джи Раас 1-12 (двенадцать знаков зодиака) Гуру Ангад Дев Джи — Гуру Тех Бахадуру Гон 1-6 (шесть сезонов) Гуру Гобинд Сингх Аян 1-2 (летнее и зимнее солнцестояние) Гуру Гобинд Сингх
Источники
[ редактировать ]Кави Сантох Сингх строит свой текст, используя широкий спектр исходных материалов, включая: [ 10 ] [ 11 ]
- Гуру Грантх Сахиб
- Дасам Грант
- Сочинения Бхаи Гурдаса
- Джанамсахис
- Сочинения, связанные с Бхаи Мани Сингхом :
- Учение Бхагатмалы
- Гурбилас Патшахи 6
- Гурбилас Патшахи 10
- Махима Пракаш
- Сау Сакхи из Рам Коер
Прежде всего, Кави Санток Сингх пишет, что он написал историю в соответствии с Гуру Грантхом Сахибом и в соответствии с ним - Granth अश्वार कथा में रिता (я написал эти истории в соответствии с Гуру Грантхом). [ 12 ]
Прием
[ редактировать ]К 1880-м годам текст получил широкую оценку и стал основным источником, из которого можно было черпать информацию. [ 13 ] Известный поэт Патна Сахиб Махант и Брадж Сумер Сингх (1847-1903) пишет: «[Нет] другого эквивалентного текста, понимайте его как сокровищницу восхвалений гуру, возвышенный Санток Сингх вызывал огромное восхищение. за создание этого судна для освобождения всех сингхов». [ 14 ] Однако, по словам У. Х. Маклеода, Сурадж Пракаш содержит «несколько большую долю» истории сикхов, но в основном это антиисторическая мифология и ненадежный источник истории сикхов. [ 2 ] [ 15 ] Макс Артур Маколифф широко, но выборочно использовал Сурадж Пракаш в сотрудничестве с Каном Сингхом Набхой для своей шеститомной серии «Религия сикхов» , которая представила сикхские писания и историю западному миру в начале 20-го века. [ 2 ] Хотя Маколифф широко использовал его в своих сикхских гуру и исторических разделах, он добавил, что Сурадж Пракаш вызывает сомнения, поскольку образование и наследие его автора Сантоха Сингха «в значительной степени окрашены индуизмом ». [ 2 ] [ 16 ] Однако Вир Сингх отмечает, что Сурадж Пракаш, по сути, стал основой исторических текстов, написанных в конце 19 - начале 20 веков:
- «Авторы, а именно Баба Банеша Сингх Джи Беди, специально использовали этот текст [Сурадж Пракаш], чтобы написать свой Гур Нанак Сурайодай. Джани Джан Сингх взял так много из этого текста, что его первая часть его исторического текста носит второе имя Вартик Сурадж. Пракаш Пандит Джани Бхаи Хазара Сингх Джи написал и опубликовал краткое изложение текста под названием «Сурадж». Пракаш Курнака. Из чтения работ Бабы Прем Сингха становится ясно, что их текст также основан на этом тексте, и очевидно, что бесчисленное множество других авторов написали небольшие тексты на основе этого текста [Общество Сураджа Хальса Трактат также взяло из этого]. Источник, наряду с другими исследованиями, создал пенджабскую литературу. Макколфи действительно изучал другие источники и исследования, но его основным источником был этот текст. на урду также заимствовано из этого текста. Хурсаид также означает Сурадж [солнце]. Другие поэты, которые писали байтаном или прекрасными размерами чанд, взяли из этого текста и продолжают это делать». [ 17 ] [ 18 ]
Иллюстрации на обеих сторонах страницы с изображением Гуру Тех Бахадура и Гуру Гобинд Сингха из «Гур Пратап Сурадж Грантх», печатная копия, около 1884 г.
Сурадж Паркаш — популярный в сикхском сообществе текст, очень поэтичный и иногда читаемый в форме катхи . [ 2 ] Вир Сингх во введении к своему печатному изданию «Сурадж Пракаш» пишет:
- «В Гурдварах, Дерасах, Дхарамсалах, судах и домах катха распространилась очень широко, и многие копии этого текста распространились и утвердились в Гурдварах. Ближе к вечеру в деревнях и городах возникла традиция, когда люди ходили в Гурдвары, чтобы послушать эту катху. Эта традиция осталась жива и выдержала влияние движения Сингх Сабха». [ 19 ]
Научный анализ
[ редактировать ]Такие ученые, как У. Х. Маклеод и Макс Артур Маколифф, находили в тексте недостатки из-за мифологических компонентов. Другие считали включенный материал ведантическими доктринами Удаси и Нирмалы . [ 2 ] [ 20 ] Текст также включает в себя некоторые идеи хиндалисов, которые сикхи Хальса считают еретическими. По словам Пашауры Сингха, это могло быть результатом традиционных сикхских школ в Амритсаре 18-19 веков, включая Веданту со стандартными сикхскими учениями. [ 2 ] Текст после критики МакЛеода и Маколиффи был недостаточно изучен; Энн Мерфи пишет: «Этот текст не слишком часто использовался историками, вероятно, из-за его репутации «индуизированного» — возможно, несколько несправедливо, учитывая преобладание «мифологических» элементов в других сопоставимых текстах, которые являются упоминается чаще». [ 21 ] Бхаи Вир Сингх отмечает, что мифология и пуранические ссылки в Сурадже Пракаше используются как метафоры, чтобы объяснить деяния, роль и силы Гуру. [ 22 ] [ 23 ] Бхаи Вир Сингх пишет, что в контексте текстов, связанных с духовными личностями, такими как Гуру, истории, включающие чудеса (карамат), используются для того, чтобы «открыть замки сердца» слушателя/читателя, подобно тому, как чисто научная историческая литература не мог сделать. [ 24 ] [ 25 ]
Текст подвергся критике как «индуизированный», однако в нем четко обозначена Хальса как «Третий» (ਤੀਜਾ / ਤੀਸਰ ਪੰਥ), отличный от индуистской и тюркской (исламской) двойственности. [ 26 ] Путаница свойственна и текстам XVIII века, таким как «Гурбилас», Мерфи отмечает проблему, связанную с контекстом:
- «В текстах пенджабской Браджбхаши восемнадцатого века, которые выражают сикхские общинные взгляды, мы можем видеть, что сикхи содержались в смысле «индуизма» в широких контрастных терминах, в то же время, что позиции сикхов изображались как представляющие явно отдельную религиозную / культурную традицию наряду с другие традиции, которые изображались как столь же отдельные (некоторые из которых теперь включены под общий термин «индуизм»)» [ 27 ]
Печатная версия Вира Сингха
[ редактировать ]Сурадж Паркаш был впервые отредактирован Виром Сингхом в 1926–1935 годах в 14 томах со сносками на пенджаби. [ 28 ] [ 2 ] [ 29 ] Джвала Сингх в своей работе утверждает, что Виром Сингхом в 1935 году надежно защитила текст от нападок, заключив текст в железную оболочку западного критического аппарата. публикация текста [ 30 ] Критический аппарат включал длинное 250-страничное введение, пояснительные сноски и дополнительные исторические ресурсы, дополняющие текст, смягчающие атаки и формирующие ожидания, реакции и способы оценки текста аудиторией. Джвала Сингх предполагает, что Вир Сингх дает отпор Максу Артуру Маколиффу и другим интеллектуалам Сингха Сабхи, которые нападают на текст и автора. [ 31 ]
Переводы
[ редактировать ]Сурадж Пракаш в настоящее время переводится в формате подкаста Джвалой Сингхом в подкасте Сурадж , который представляет собой перевод и краткое изложение по главам. [ 32 ] [ 33 ]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Санток Сингх Бхаи , Энциклопедия сикхизма, Том IV, S – Z, Пенджабский университет, Патиала, страницы 51–52
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я Пашаура Сингх (2006). Жизнь и деятельность Гуру Арджана: история, память и биография в сикхской традиции . Издательство Оксфордского университета. стр. 54–56. ISBN 978-0-19-908780-8 .
- ^ Трилочан Сингх (1994). Эрнест Трампп и У.Х. Маклеод как исследователи сикхской истории, религии и культуры . Международный центр сикхских исследований. п. 41.
- ^ Кристофер Шекл (2014). Пашаура Сингх и Луи Фенек (ред.). Оксфордский справочник по сикхским исследованиям . Издательство Оксфордского университета. п. 118. ИСБН 978-0-19-100411-7 .
- ^ Мерфи, Энн. 2012. Существенность прошлого: история и репрезентация в сикхской традиции. Издательство Оксфордского университета. стр. 113-115
- ^ Деол, Дживан. 1998. «Сабиндерджит Сингх Сагар: исторический анализ Нанака Пракаша Бхаи Сантоха Сингха. 169 стр. Амритсар: Университет Гуру Нанака Дева, 1993.' Бюллетень Школы восточных и африканских исследований 61 (1): 165
- ^ Шри Гур Пратап Сурадж Грантх , Энциклопедия сикхизма, том IV, S – Z, Пенджабский университет, Патиала, стр. 236
- ^ Вир Сингх, Шри Гур Пратап Сурадж Грантх Джилад Пахили: Шри Гур Пратап Сурадж Грантхавали Ди Праставана. (Чандигарх: Бхаша Вибхаг, 1989).
- ^ Сингх, Джвала. 2023. «Публикация Виром Сингхом Гурпратапа Сураджа Гранта». В Бхаи Вир Сингхе (1872-1957): Религиозные и литературные современности в колониальном и постколониальном индийском Пенджабе. Рутледж Критические сикхские исследования. Нью-Йорк: Рутледж.
- ^ Сингх, Джвала. 2023. «Публикация Виром Сингхом Гурпратапа Сураджа Гранта». В Бхаи Вир Сингхе (1872-1957): Религиозные и литературные современности в колониальном и постколониальном индийском Пенджабе. Рутледж Критические сикхские исследования. Нью-Йорк: Рутледж.
- ↑ Сурадж Пракаш, Раас 1, глава 5, стихи 1–4.
- ↑ Нанак Пракаш, Пурабарад, глава 37, стих 67.
- ^ Сингх, Джвала. 2023. «Публикация Виром Сингхом Гурпратапа Сураджа Гранта». В Бхаи Вир Сингхе (1872-1957): Религиозные и литературные современности в колониальном и постколониальном индийском Пенджабе. Рутледж Критические сикхские исследования. Нью-Йорк: Рутледж.
- ^ Сумер Сингх, Гурпадпрем Пракаш. Под редакцией Др. Ачхар Сингх Кахлон (Патиала: Пенджабский Сахит Адиайн Вибхаг, 2000). Страница 527.
- ^ Навдип Мандаир (2014). Пашаура Сингх и Луи Фенек (ред.). Оксфордский справочник по сикхским исследованиям . Издательство Оксфордского университета. п. 75. ИСБН 978-0-19-100411-7 .
- ^ Гурудхарм Сингх Хальса (1997). Гуру Рам Дас в сикхской традиции . Харман. стр. 94–95. ISBN 978-81-86622-06-3 .
- ^ Вир Сингх, Шри Гур Пратап Сурадж Грантх Джилад Пахили: Шри Гур Пратап Сурадж Грантхавали Ди Праставана. (Чандигарх: Бхаша Вибхаг, 1989). Страница 80.
- ^ Сингх, Джвала. 2023. «Публикация Виром Сингхом Гурпратапа Сураджа Гранта». В Бхаи Вир Сингхе (1872-1957): Религиозные и литературные современности в колониальном и постколониальном индийском Пенджабе. Рутледж Критические сикхские исследования. Нью-Йорк: Рутледж.
- ^ Вир Сингх, Шри Гур Пратап Сурадж Грантх Джилад Пахили: Шри Гур Пратап Сурадж Грантхавали Ди Праставана. (Чандигарх: Бхаша Вибхаг, 1989). Страница 79.
- ^ Сабиндерджит Сингх Сагар: Исторический анализ Нанака пракаша Бхаи Сантоха Сингха. 169 стр. Амритсар: Университет Гуру Нанака Дева, 1993. Страница 2.
- ^ Мерфи, Энн. 2012. Существенность прошлого: история и репрезентация в сикхской традиции. Издательство Оксфордского университета. Страница 115
- ^ Вир Сингх, Шри Гур Пратап Сурадж Грантх Джилад Пахили: Шри Гур Пратап Сурадж Грантхавали Ди Праставана. (Чандигарх: Бхаша Вибхаг, 1989). Страница 84.
- ^ Сингх, Джвала. 2023. «Публикация Виром Сингхом Гурпратапа Сураджа Гранта». В Бхаи Вир Сингхе (1872-1957): Религиозные и литературные современности в колониальном и постколониальном индийском Пенджабе. Рутледж Критические сикхские исследования. Нью-Йорк: Рутледж.
- ^ Вир Сингх, Шри Гур Пратап Сурадж Грантх Джилад Пахили: Шри Гур Пратап Сурадж Грантхавали Ди Праставана. (Чандигарх: Бхаша Вибхаг, 1989). Страница 71
- ^ Сингх, Джвала. 2023. «Публикация Виром Сингхом Гурпратапа Сураджа Гранта». В Бхаи Вир Сингхе (1872-1957): Религиозные и литературные современности в колониальном и постколониальном индийском Пенджабе. Рутледж Критические сикхские исследования. Нью-Йорк: Рутледж.
- ↑ Сурадж Пракаш, Раас 12, глава 48.
- ^ Мерфи, «Суфии, йоги и вопрос религиозных различий: индивидуализация в раннем современном Пенджабе», стр. 4.
- ^ Сингх, Джвала. 2023. «Публикация Виром Сингхом Гурпратапа Сураджа Гранта». В Бхаи Вир Сингхе (1872-1957): Религиозные и литературные современности в колониальном и постколониальном индийском Пенджабе. Рутледж Критические сикхские исследования. Нью-Йорк: Рутледж.
- ^ Кристофер Шекл (2014). Пашаура Сингх и Луи Фенек (ред.). Оксфордский справочник по сикхским исследованиям . Издательство Оксфордского университета. п. 120. ИСБН 978-0-19-100411-7 .
- ^ Сингх, Джвала. 2023. «Публикация Виром Сингхом Гурпратапа Сураджа Гранта». В Бхаи Вир Сингхе (1872-1957): Религиозные и литературные современности в колониальном и постколониальном индийском Пенджабе. Рутледж Критические сикхские исследования. Нью-Йорк: Рутледж.
- ^ Сингх, Джвала. 2023. «Публикация Виром Сингхом Гурпратапа Сураджа Гранта». В Бхаи Вир Сингхе (1872-1957): Религиозные и литературные современности в колониальном и постколониальном индийском Пенджабе. Рутледж Критические сикхские исследования. Нью-Йорк: Рутледж.
- ^ Каур-Бринг, Нариндер. 2020. «Автоэтнография: потенциальный метод применения сикхской теории к практическим исследованиям». Религии 11 (12): 681.
- ^ «Хабар 2020-201» (PDF) . Калифорнийский университет в Беркли .