Кави Сантох Сингх
Кави Бхаи Сантох Сингх Да, Чурамани [ 1 ] | |
---|---|
![]() Миниатюрная картина Кави Сантоха Сингха, сидящего на террасе, принадлежавшей его потомкам, около 19 века. | |
Рожденный | 8 октября 1787 г. Сарай Нурдин, Пенджаб (современный Кила Кави Сантох Сингх, район Тарн Таран, Пенджаб, Индия) |
Умер | 19 октября 1843/1844 г. |
Известный | Сикхский историк, литератор и поэт |
Супруг | Рам Каур |
Родители |
|
Награды | Деревня Мортали (земля, подаренная правителем штата Кайтал) |
Часть серии о |
Sikh literature |
---|
![]() |
Сикхские писания • Пенджабская литература |
Кави Сантох Сингх (8 октября 1787 – 19 октября 1843/1844) был сикхским историком, поэтом и писателем. [ 2 ] [ 3 ] Он был настолько плодовитым писателем, что в его честь была названа сикхская справочная библиотека в Дарбар-Сахиб-Амритсаре, расположенная в зале Махакави Сантох Сингх. [ 4 ] Помимо «Великого поэта» (Махакави) Сантоха Сингха также называли Фердоуси пенджабской литературы, Фердоуси Сантоха Сингха написал около 50 000 стихов, а общее количество Сураджа Пракаша составляет около 52 000. [ 5 ] Другие ученые считали Сантоха Сингха родственным Вьясе . [ 6 ] Готлиб Вильгельм Лейтнер в 1883 году писал, что «Санток Сингх из Кантала в районе Карнал сделал свое имя бессмертным» благодаря созданию своих работ. [ 7 ]
Биография
[ редактировать ]Ранний период жизни
[ редактировать ]Сантох Сингх родился в бедной, но образованной семье типографов по тканям 8 октября 1787 года в деревне Нурдин (также известной как Сарай Нурдин) недалеко от Тарн-Тарана на северо-западе. [ 2 ] Его отцом был Дева Сингх из подкасты Карир касты Чхимба , а матерью — Май Раджади. [ 2 ] [ 8 ] У него был старший брат по имени Гурмук Сингх. [ 8 ] Он был связан с Нирмала сектой . [ 9 ] Его отец, Дева Сингх, был хорошо образован в области Гурбани и философии Веданты . [ 8 ] В ранние годы его наставником был отец. [ 8 ] После этого он получил образование у своего дяди Рам Сингха в Амритсаре . [ 8 ] После этого он был проинструктирован знаменитым Джани Сант Сингхом в Амритсаре после встречи с вышеупомянутым. [ 8 ] До конца первого десятилетия XIX века была личная бунга его учителя Джани Сант Сингха. местом его жительства [ 8 ] У него была сильная образовательная база в области санскрита , но ему персидского языка. не хватало [ 8 ]
Ассоциация
[ редактировать ]Сантох Сингх считается первым признанным ученым сикхской . Нирмала секты По словам Пашауры Сингха (2003) , Пашаура сомневается, что школа Нирмала существовала во время Гуру Гобинд Сингха . правления [ 10 ] Однако этот ярлык требует тщательного изучения: ни в одном из своих произведений Санток Сингх не утверждает, что является Нирмалой, и даже не упоминает Нирмала. [ 11 ] Вир Сингх (писатель) также никогда не связывает Сантоха Сингха с Нирмаласом. [ 12 ] Скорее, из-за наставлений Сантоха Сингха от Джани Сант Сингха, можно считать, что его ассоциация подпадает под Джианиан Бунга, учебное заведение, начинающееся с Бхаи Мани Сингха . [ 13 ] Джани Сант Сингх (1768-1832), глава Джани Амритсара, был известным ученым как внутри, так и за пределами сикхских кругов. [ 14 ] Во все работы Сантоха Сингха он включает призывы ( Мангалачарана ), обращенные к своему учителю Джани Сант Сингху. [ 15 ]
Дальнейшая жизнь
[ редактировать ]В 1821 году он женился на Раме Кауре из Джагадхари , принадлежавшем к подкасте рохилла. [ 8 ] После пребывания в Амритсаре он нашел работу исполнителем катхи (религиозных бесед) при дворе вождя Дьялгарха Бхагванта Сингха в поместье Бурия, где оставался до 1823 года. [ 8 ] В 1829 году он попал под покровительство правителя штата Кайтал Удай Сингха. [ 8 ] Впечатленный его работой, правитель Джагира из деревни Мортали. в 1834 году вручил автору грант [ 8 ] Он умер 19 октября 1843 или 1844 года, вскоре после завершения своего последнего литературного произведения «Сурадж Пракаш», которое после завершения он подарил сикхскому духовенству в Акал Бунга в Амритсаре. [ 2 ] [ 8 ]
Научные достижения
[ редактировать ]Он излагал сикхские писания , основанные на ведантическом и брахманическом понимании. [ 10 ] Он написал « Гараб Ганджани Тика», чтобы опровергнуть интерпретацию сочинения Гуру Нанака « Джапджи Сахиб», сделанную ученым -удаси Анандганом. [ 10 ] [ 16 ] Его выдающимся произведением был « Сурадж Пракаш» , завершенный в 1843 году, объемистый поэтический текст, подробно документирующий жизнь всех сикхских гуру в четырнадцати томах, задуманный как продолжение его более ранней работы «Нанак Паркаш» . [ 17 ] Он был первым ученым, который подробно остановился на Гуру Гобинд Сингха в Душт Дамане воплощении в предыдущей жизни, связанном с Хемкунтом , историей, рассказанной гуру в его «Бачиттар Натак» . сочинении [ 18 ]
Оценка и наследие
[ редактировать ]
Более поздние сикхские ученые, такие как Вир Сингх , упоминают, что работы Сантоха Сингха стали основой исторических текстов, написанных в конце 19 и 20 веков. [ 19 ] Сам Вир Сингх (писатель) ссылался и резюмировал работы Сантоха Сингха в своих произведениях. [ 18 ] Луи Фенек пишет:
- «Огромный «Гур-Пратап Сурадж Грантх» Сантоха Сингха, текст, который до сих пор пользуется большой популярностью среди сикхских катхакаров, несмотря на то, что он не был изучен в той степени, которой он заслуживает, историками сикхской традиции». [ 20 ]
Уважение и восхищение Бхаи Вир Сингха Сантокхом Сингхом можно увидеть на протяжении всей его публикации, во введении к тексту или в сносках. [ 21 ] Один из примеров включает контекст, поясняющий религиозную направленность Сантоха Сингха:
- «Его сочинения были наполнены такой хвалой, верой и преданностью Гуру, перед которыми не требуется никаких дополнительных доказательств того, что Возвышенный Поэт был полностью проникнутым Гурсикхом, уважаемым Сикхом и Гурмукхом, пропитанным любовью Гуру. Гуру." [ 22 ]
Профессор Ашананд Вохра, член пенджабского учебного совета Университета Курукшетра, «Гараб Ганджани Тика сравнивший » Сантоха Сингха (1829 г.), пишет:
- «Великий поэт Бхаи Сантох Сингх Джи, император поэзии о Гуру, жемчужина мирового сообщества поэтов – в результате его самостоятельной поэтической практики и потока мудрости, подобного Ганге, его имя навсегда останется записанным в Индийская литература золотыми буквами». [ 23 ]
Сантоха Сингха Харджот Оберой пишет, что Сурадж Пракаш «по сей день используется сикхскими общественными и религиозными деятелями для объяснения сикхских принципов и жизнеописаний гуру». [ 24 ] Карам Сингх резко критиковал работы Кави Сантоха Сингха, в частности обвиняя его в том, что он принимает источники за чистую монету, не ставя под сомнение их историчность и правдивость, как, например, в случае с традицией Бхаи Бала Джанамсакхи. [ 25 ]
Библиография
[ редактировать ]- Наам Кош (1819 г.) — перевод санскритского словаря Амар Коса на язык Брадж. [ 8 ]
- Гараб Ганджани Тика (1829 г.) - перевод Джапджи Сахиба, написанный на языке садхукари. [ 10 ]
- Балмики Рамаян (1834 г.) - перевод Валмики Рамаяны на язык Брадж. [ 8 ] [ 26 ]
- Атам Пураян Тика - комментарий к Атам Пурану ведантической философии (не сохранился) [ 8 ]
- Шри Гуру Нанак Паркаш (широко известный просто как Нанак Пракаш; 1823 г.) - агиографический текст о Гуру Нанаке, основанный на Бхаи Бала Джанамсакхи. традиции [ 27 ] [ 10 ] [ 17 ]
- Шри Гур Партап Сурадж Грантх (широко известный просто как Сурадж Пракаш; 1843 г.) - агиографический текст обо всех сикхских гуру во Врадже. [ 10 ] [ 28 ] [ 17 ]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Гупта, Хари Рам (1973). История сикхских гуру . Калифорнийский университет в Лайме. п. 185.
- ^ Jump up to: а б с д Сингх, Харбанс (1992–1998). Энциклопедия сикхизма . Том. 4, С–З. Патиала: Пенджабский университет, Патиала. стр. 51–52. ISBN 0-8364-2883-8 . ОСЛК 29703420 .
- ^ Объекты поклонения в религиях Южной Азии: формы, практики и значения . Том 13 исследований Рутледжа по азиатской религии и философии. Кнут А. Якобсен, Микаэль Актер, Кристина Мирволд. Оксфордшир, Англия: Рутледж. 2014. ISBN 978-1-315-77162-5 . OCLC 891384284 .
В своем комментарии «Джапджи Сахиб» агиограф девятнадцатого века Кави Сантох Сингх призывает меч Гуру Гобинд Сингха рядом с одним богом и десятью гуру.
{{cite book}}
: CS1 maint: другие ( ссылка ) - ^ ":::Добро пожаловать в специальные публичные библиотеки | Амритсар:::" .
- ^ Журнал Gursevak Amritsar, май 1935 г., 15-е издание.
- ^ Маха Кави Бхаи Сантох Сингх (Сборник статей семинара), профессор Хармит Сингх, 1991, стр. 94.
- ^ Г.В. Лейтнер, История образования коренных народов в Пенджабе. (Патиала: Департамент языков Пенджаба, 1971). Страница 30
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п Сагар, Сабиндерджит Сингх (1993). «1. Бхаи Сантох Сингх и его времена». Исторический анализ Нанака Пракаша Бхаи Сантоха Сингха . Том. 61 (1-е изд.). Амритсар, Индия: Университет Гуру Нанака Дева, Амритсар. стр. 10–20. дои : 10.1017/S0041977X00016165 .
- ^ Малхотра, Аншу; Мерфи, Энн (2023). Бхаи Вир Сингх (1872–1957): Религиозные и литературные современности в колониальном и постколониальном индийском Пенджабе . Рутледж Критические сикхские исследования. Абингдон, Оксон: Тейлор и Фрэнсис. ISBN 978-1-032-26778-4 . OCLC 1365386108 .
Несмотря на определенные различия с сектой Удаси, ученые Нирмалы начала и середины девятнадцатого века, такие как Кави Сантох Сингх, Пандит Тара Сингх Наротам, Джани Джан Сингх и Гулаб Сингх, были в равной степени склонны к ведантическим интерпретациям гурбани, утверждая, что гурбани, по сути, было выражение древних ведических учений на современном языке (Таран Сингх, 1980).
- ^ Jump up to: а б с д и ж Сингх, Пашаура (2003). «5. Нирмала Пранали». Гуру Грантх Сахиб: канон, значение и авторитет . Издательство Оксфордского университета. ISBN 9780199087730 .
Происхождение секты Нирмала в Пантхе неясно, хотя есть некоторые свидетельства того, что она существовала в период Мисал в конце восемнадцатого века. Нет никаких доказательств в поддержку традиционного утверждения о том, что сам Гуру Гобинд Сингх направил в Каши пять сикхов для изучения санскрита. Первым признанным ученым Нирмалы был Кави Сантох Сингх, написавший знаменитые произведения «Нанак Пракаш» и «Сурадж Пракаш» в первой половине девятнадцатого века. Он также написал комментарий к Джапджи, широко известному как Гарбганджани Тика, «Комментарий, призванный смирить гордость [Удаси Анандгана]». Санток Сингх резко возражал против интерпретации Анандгана о том, что Гуру Нанак признал шесть гуру в линии из Джапджи. Он также резко критиковал эзотерическую интерпретацию гурбани, представленную в работе Удаси. Похоже, что интерпретация Священных Писаний была одним из очагов конфликта между различными сектами внутри Панта в девятнадцатом веке. Однако, как и Удаси, ученые Нирмалы были в равной степени склонны к ведантическим интерпретациям гурбани. Они утверждали, что гурбани, по сути, является выражением ведических учений на современном народном языке (бхакха). Например, в своем комментарии к Джапджи Сантох Сингх часто использовал пуранические мифы и примеры из Вед, чтобы подчеркнуть свою точку зрения. По сути, он интерпретировал некоторые ключевые доктрины сикхов с брахманической точки зрения.
- ^ Гурбани Диан Виакхиа Праналиан, Тааран Сингх, Пенджабский университет Патиала, 1997. Страница 121
- ^ Вир Сингх, Шри Гур Пратап Сурадж Грантх Джилад Пахили: Шри Гур Пратап Сурадж Грантхавали Ди Праставана. (Чандигарх: Бхаша Вибхаг, 1989).
- ^ СС Падам, Сикхан Ди в Бхагатмале. (Амритсар: братья Сингх, 2013). Страница 61
- ^ Филип Лутгендорф, Жизнь текста: Исполнение Рамчаритманаса Тулсидаса. (Беркли: Издательство Калифорнийского университета, 1991). Велчеру Нараяна Рао, Дэвид Дин Шульма Страница 142
- ^ Вир Сингх, Шри Гур Пратап Сурадж Грантх Джилад Пахили: Шри Гур Пратап Сурадж Грантхавали Ди Праставана. (Чандигарх: Бхаша Вибхаг, 1989).
- ^ Мандаир, Арвинд (2009). Общие идиомы, священные символы и выражение идентичности в Южной Азии . Том 11 исследований Рутледжа в области религии. Том. 11. Майкл Ниджаван, Келли Пембертон. Нью-Йорк: Рутледж. п. 76. ИСБН 978-0-203-88536-9 . OCLC 1082242146 .
- ^ Jump up to: а б с Мукерджи, Суджит (1998). Словарь индийской литературы . Том. 1. Хайдарабад: Ориент Лонгман. п. 124. ИСБН 81-250-1453-5 . OCLC 42718918 .
Гурупратап Сурадж (1843; пенджаби) Бхаи Сантокха Сингха: длинный стих-повествование, рассказывающее истории жизни девяти сикхских гуру, пришедших после Нанака Дева. Это продолжение более ранней работы этого поэта о жизни первого гуру Шри Гуру Нанака Пракаша (1823 г.). Язык произведения — браджбхаша, написанный письмом гурмукхи; состоит из 51 829 куплетов, и на его создание у поэта ушло десять лет.
- ^ Jump up to: а б Гурдвара в Гималаях - Шри Хемкунт Сахиб М.С. Сиали, Супарна Раджгуру. Хемкунт Пресс. 2001. стр. 101-1. 9–10. ISBN 9788170103080 .
{{cite book}}
: CS1 maint: другие ( ссылка ) - ^ Вир Сингх, Шри Гур Пратап Сурадж Грантх Джилад Пахили: Шри Гур Пратап Сурадж Грантхавали Ди Праставана. (Чандигарх: Бхаша Вибхаг, 1989). Страница 80.
- ^ Фенек, Луи Э. 2021. Заветная пятерка в истории сикхов. Книга, Целая. Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. Страница 112
- ^ Сингх, Джвала. 2023. «Публикация Виром Сингхом Гурпратапа Сураджа Гранта». В Бхаи Вир Сингхе (1872-1957): Религиозные и литературные современности в колониальном и постколониальном индийском Пенджабе. Рутледж Критические сикхские исследования. Нью-Йорк: Рутледж.
- ^ Сурадж Пракаш, Рут 5, глава 50, сноска к стиху 20.
- ^ Вохра, Аша Нанда и Сантокхасимха. Джапуджи да аланкарика саундарайа: Бхарати аланкара шасатра съела «Джапуджи» Тика «Гараба Ганджани» те адхарита вивечанатамака адхьяина. 1-е изд. Рохатака: Джайна Бука Чипо, 1975. Печать. Страница 288
- ^ Оберой, Харджот. 1994. Строительство религиозных границ: культура, идентичность и разнообразие в сикхской традиции. Чикаго, Иллинойс: Издательство Чикагского университета. Страница 134
- ^ Глобальные сикхи: истории, практики и идентичность . Рутледж Критические сикхские исследования. Опиндерджит Каур Тахар, Дорис Р. Якобш. Тейлор и Фрэнсис. 2023. ISBN 978-1-000-84732-1 . OCLC 1373813226 .
Карам Сингх резко критиковал Кави Сантоха Сингха (1787–1843) и Джани Джан Сингха (1822–1921), двух плодовитых авторов сикхской истории. Первый, как утверждал Карам Сингх, принял Бала Джанамсакхи за чистую монету, когда писал свою биографию Гуру Нанака, а второй некритически принял мифические повествования, когда писал свое главное повествование об истории сикхов в конце девятнадцатого века. И Кави Сантох Сингх, и Джани Джан Сингх являются весьма уважаемыми фигурами в сикхской историографии, и для Карама Сингха сомнение в правдивости их повествований было беспрецедентным. Но, задавая вопросы основателям, Карам Сингх подчеркивал, что все исторические знания являются предварительными и могут быть подвергнуты критике.
{{cite book}}
: CS1 maint: другие ( ссылка ) - ^ Кави Сантох Сингх. Кави Сантох Сингх — Валмики Рамаяна (1834) .
- ^ Сингх, Бхупендер (23 декабря 2022 г.). Баба Нанак Шах Факир (1-е изд.). Издательство Blue Rose. п. 23. ISBN 9789357046602 .
6. Нанак Пракас Сантоха Сингха: Эта работа о Гуру Нанаке, написанная в 1823 году нашей эры, основана на джанамсакхи, приписываемой Бала Сандху, и страдает от тех же недостатков.
- ^ «Пенджаб прошлое и настоящее» . Пенджаб в прошлом и настоящем . 35 (69–70). Департамент исторических исследований Пенджаба, Пенджабский университет, Патиала: vii. 2004.