Гуру Нанак
Гуру Нанак | |
---|---|
Персональный | |
Рожденный | Нанак 15 апреля 1469 года ( Катак Пуранмаши , по сикхской традиции) [1] Рай Бхой Ки Талванди, Пенджаб , Делийский султанат (современный Нанкана Сахиб , Пенджаб , Пакистан ) |
Умер | 22 сентября 1539 г. | (70 лет)
Место отдыха | Гурдвара Дарбар Сахиб Картарпур , Картарпур, Пенджаб, Пакистан |
Религия | сикхизм |
Супруг | Мать Сулахани |
Дети | Шри Чанд Лахми Дас |
Родители) | Мехта Калу и Мата Трипта |
Известный |
|
Другие имена | Первый Мастер Пер Балагдаан ( в Афганистане ) [2] Нанакачарья (в Шри-Ланке) [3] Нанак Лама (на тибетском языке) [4] Гуру Ринпоче (в Сиккиме и Бутане) [5] Нанак Риши ( в Непале ) [6] Нанак Пер ( в Ираке ) [7] Вали Хинди (в Саудовской Аравии) [8] Нанак Вали (в Египте) [9] Нанак Кадамдар ( в России ) [10] Баба Фуса ( в Китае ) [11] |
Подпись | |
Религиозная карьера | |
Базируется в | Картарпур |
Преемник | Ангад Гуру |
Часть серии о |
сикхизм |
---|
Гуру Нанак (15 апреля 1469 - 22 сентября 1539; Гурмукхи : Гуру Нанак; произношение: [gʊɾuː naːnəkᵊ] , ), также известный как Баба Нанак («Отец Нанак»), [12] был основателем сикхизма и первым из десяти сикхских гуру . Его рождение празднуется как Гуру Нанак Гурпураб в Катак Пуранмаши («полнолуние Каттак »), то есть в октябре – ноябре.
повсюду Говорят, что Нанак путешествовал по Азии , обучая людей посланию Ик Онкара ( ੴ , «Единый Бог»), который обитает в каждом из своих творений и представляет собой вечную Истину. [13] Используя эту концепцию, он создаст уникальную духовную , социальную и политическую платформу, основанную на равенстве, братской любви, добре и добродетели. [14] [15] [16]
Слова Нанака записаны в форме 974 поэтических гимнов , или шабда , в священном религиозном писании сикхизма, Гуру Грантх Сахиб , причем некоторые из основных молитв — Джапджи Сахиб ( джап , «читать»; джи и сахиб — суффиксы, обозначающие уважение); Аса ди Вар («Баллада о надежде»); и Сидх Гошт («Дискуссия с Сиддхами »). , божественности и религиозного авторитета Нанака Частью религиозной веры сикхов является то, что дух святости сошел на каждого из девяти последующих гуру, когда должность гуру была передана им.
Биография
Рождение
Нанак родился 15 апреля 1469 года в деревне Рай Бхой Ди Талванди (современный Нанкана Сахиб , Пенджаб , Пакистан) в провинции Лахор Делийского султаната . [17] [18] хотя, согласно одной из традиций, он родился в индийском месяце Картик или ноябре, известном на пенджаби как Каттак . [1] Он родился в клане Хатри Пенджаби, как и все сикхские гуру . В частности, Гуру Нанак был Беди Кхатри .
В большинстве джанамсахи ( ਜਨਮਸਾਖੀ , «истории рождения») или традиционных биографиях Нанака упоминается, что он родился на третий день светлых двухнедельных лунных дней , в месяце Байсах (апрель) Самвата 1526 года. [1] К ним относятся Пуратан [ сломанный якорь ] («традиционный» или «древний») джанамсахи , Михарбан джанамсахи [ сломанный якорь ] , Гьян-Ратанавали [ сломанный якорь ] Бхаи Мани Сингхом и Вилаятом Вали Джанамсакхи . [19] Гурбилас Паташахи 6, написанный в 1718 году, также приписываемый Бхаи Мани Сингху, противоречит Джанамсакхи Мани Сингха, поскольку вместо этого говорится, что Гуру Нанак родился в полнолуние Катака. [20] В сикхских записях говорится, что Нанак умер в 10-й день месяца Асаудж Самвата 1596 года (22 сентября 1539 года н.э.) в возрасте 70 лет, 5 месяцев и 7 дней. Это также предполагает, что он родился в месяце Вайсакх (апрель), а не Каттак (ноябрь). [21]
дата рождения каттак
Еще в 1815 году, во время правления Ранджита Сингха , в апреле в месте его рождения, известном к тому времени как Нанкана Сахиб , проводился фестиваль, посвященный дню рождения Нанака . [19] Однако годовщина рождения Нанака — Гурпураб ( гур + пураб , «праздник») — впоследствии стала отмечаться в день полнолуния месяца Каттак в ноябре. Самая ранняя запись о таком праздновании в Нанкана Сахибе относится к 1868 году нашей эры. [22]
Причин для принятия сикхской общиной даты рождения Каттак может быть несколько. Во-первых, это могла быть дата просветления или «духовного рождения» Нанака в 1496 году, как предполагает Дабестан-э Мазахеб . [ нужна ссылка ]
Некоторые источники, подтверждающие инцидент в честь дня рождения Катака:
Бала Джанамасакхи поддерживает традицию рождения Каттак. Это единственный Джанамсакхи, который это делает. Говорят, что Бхаи Бала получил гороскоп Нанака от дяди Нанака Лалу, согласно которому Нанак родился в дату, соответствующую 20 октября 1469 года нашей эры. Однако этот джанамсахи был написан Хандалисом — сектой сикхов, последовавших за новообращенным сикхом, известным как Хандал, — пытаясь изобразить основателя выше Нанака. [23] Согласно суеверию, распространенному в современной северной Индии , ребенок, родившийся в месяце Каттак, считался слабым и невезучим, поэтому в произведении говорится, что Нанак родился в этом месяце. [23]
Бхаи Гурдас , написавший в день полнолуния месяца Каттак через несколько десятилетий после смерти Нанака, упоминает, что Нанак «обрел всеведение» в тот же день, и теперь настала очередь автора «получить божественный свет». [24]
По свидетельству очевидца сикхских хроник, известного как Бхатт Вахис , Гуру Нанак родился в полнолуние Катака. [25]
Гурбилас Паташахи 6 написано в 1718 году. [26] приписываемый Бхаи Мани Сингху, говорит, что Гуру Нанак родился в полнолуние Катака. [20]
Мехам Паркаш, написанный в 1776 году, также говорит, что Гуру Нанак родился в полнолуние Катака. [20]
«Бансавалинама Дасан Паташахия Ка» Кесара Сингха Чиббера, означающая генеалогию десяти императоров, написанная в 1769 году: [27] говорит, что Гуру Нанак тоже родился в полнолуние Катака. [20]
В «Гурпурнали», написанном в 1727 году, и «Гуру Тех Бахадур Малве да Сафар», написанном в 1716 году, упоминается, что Гуру Нананк родился в полнолуние Катака. [20]
Нанак Чандродая санскрит Джанамсакхи из 1797 года и Джанам Сакхи Баба Нанак Сант Даса Чиббера из 18 века упоминают Гуру Нанака, родившегося в полнолуние катака. [20]
Гурпур Паркаш Грант, написанный Сант Рен Сингхом на основе гранта, написанного Бинодом Сингхом, утверждает, что Гуру Нанак родился в полнолуние Катака. [28]
По словам Макса Артура Маколиффа (1909), индуистский фестиваль, проводившийся в XIX веке в Картик Пурниму в Амритсаре, привлек большое количество сикхов. Лидеру сикхской общины Джани Сант Сингху это не понравилось, поэтому в тот же день он начал фестиваль в сикхском храме Золотого храма , представив его как празднование годовщины рождения Гуру Нанака. [29]
Маколифф также отмечает, что в Вайсакхе (март – апрель) уже прошел ряд важных фестивалей, таких как Холи , Рама Навами и Вайсакхи люди будут заняты сельскохозяйственной деятельностью , поэтому после праздника урожая Байсакхи . Таким образом, проведение празднования годовщины рождения Нанака сразу после Вайсакхи привело бы к малой посещаемости и, следовательно, к меньшим пожертвованиям для сикхских святынь. С другой стороны, ко дню полнолуния Каттак главный индуистский фестиваль Дивали уже закончился, и крестьяне, у которых были излишки денег от продажи урожая, смогли сделать щедрые пожертвования. [30]
Семья и ранняя жизнь
Родители Нанака, в том числе отец Калян Чанд Дас Беди (обычно сокращается до Мехта Калу). [примечание 1] [31] ) и мать Мата Трипта , [32] оба были индуистскими кхатри и работали торговцами. [33] [34] Его отец, в частности, был местным патвари (бухгалтером) по доходам от урожая в деревне Талванди . [35] Деда Нанака по отцовской линии звали Шив Рам Беди, а его прадедом - Рам Нараян Беди. [36] [31]
Согласно сикхским традициям, рождение и первые годы жизни Нанака были отмечены многими событиями, которые продемонстрировали, что Нанак был благословлен божественной благодатью. [37] Комментарии к его жизни рассказывают подробности его расцвета сознания с юных лет. Например, говорят, что в возрасте пяти лет Нанак проявил интерес к божественным предметам. В семь лет отец по обычаю записал его в деревенскую школу. [38] Примечательные предания повествуют, что в детстве Нанак удивил своего учителя, описав скрытый символизм первой буквы алфавита , напоминающий ее математическую версию, как обозначающий единство или единство Бога. [39] Другие истории его детства относятся к странным и чудесным событиям, произошедшим с Нанаком, например, к тому, свидетелем которого стал Рай Булар , в котором голова спящего ребенка была защищена от резкого солнечного света, как в одном из рассказов, неподвижной тенью дерева. [ нужна ссылка ] или, в другом случае, ядовитой коброй. [40]
Нанаки , единственная сестра Нанака, была на пять лет старше его. В 1475 году она вышла замуж и переехала в Султанпур . [ нужна ссылка ] Джай Рам, муж Нанаки, работал в модихане (складе доходов, собранных в безналичной форме) на службе у султаната Делийского Лахора губернатора Даулат Хана , где Рам помогал Нанаку устроиться на работу. [42] Нанак переехал в Султанпур и начал работать в модихане примерно в 16 лет. [ нужна ссылка ]
Будучи молодым человеком, [я] Нанак женился на Сулахани , дочери Мул Чанда (он же Мула). [ii] [iii] и Чандо Рани. [ нужна ссылка ] Они поженились 24 сентября 1487 года в городе Батала . [43] и у него родятся два сына, Шри Чанд и Лакхми Чанд. [42] (или Лахми Дас). [iv] [44] Нанак жил в Султанпуре до ок. 1500, [42] это было бы для него временем становления, как предполагает пуратан Джанамсакхи и в его многочисленных намеках на правительственную структуру в его гимнах, скорее всего, возникшую в это время. [45]
Последние годы
Примерно в возрасте 55 лет Нанак поселился в Картарпуре , прожив там до своей смерти в сентябре 1539 года. В этот период он совершал короткие путешествия в центр натх -йогов Ачал и суфийские центры Пакпаттан и Мултан . К моменту своей смерти Нанак приобрел несколько последователей в районе Пенджаба , хотя их число трудно оценить на основе дошедших до нас исторических свидетельств. [46] Последователей Нанака другие называли Картарис (что означает «люди, принадлежавшие к деревне Картарпур»). [47]
Нанак назначил Бхаи Лену преемником Гуру , переименовав его в Гуру Ангад , что означает «свой собственный» или «часть вас». Вскоре после провозглашения своим преемником Нанак умер 22 сентября 1539 года в Картарпуре в возрасте 70 лет. Согласно сикхской агиографии , его тело так и не было найдено. Когда ссорящиеся индусы и мусульмане потянули простыню, покрывающую его тело, они вместо этого обнаружили кучу цветов — и поэтому простая вера Нанака со временем превратилась в религию, окруженную своими собственными противоречиями и обычаями. [48]
Одиссея ( Удасис )
В первой четверти 16 века Нанак совершал длительные удасия («путешествия») в поисках духовных занятий. В написанном им стихе говорится, что он посетил несколько мест в « нау-кханде » («девяти регионах земли»), предположительно главных центрах индуистского и мусульманского паломничества. [42]
В некоторых современных источниках говорится, что он посетил Тибет , большую часть Южной Азии и Аравию , начиная с 1496 года в возрасте 27 лет, когда он оставил свою семью на тридцатилетний период. [37] [50] [51] Эти утверждения включают посещение Нанаком горы Сумеру из индийской мифологии , а также Мекку , Багдад , Ачал-Баталу и Мултан , где он обсуждал религиозные идеи с противостоящими группами. [52] Эти истории стали широко популярны в 19 и 20 веках и существуют во многих версиях. [53] [52]
В 1508 году Нанак посетил регион Силхет в Бенгалии . [ нужна ссылка ] Джанамсакхи предполагают, что Нанак посетил храм Рам Джанмабхуми в Айодхье в 1510–11 годах нашей эры. [54]
Багдадская надпись остается основой для сообщений индийских ученых о том, что Гуру Нанак путешествовал по Ближнему Востоку, причем некоторые утверждают, что он посетил Иерусалим , Мекку , Ватикан , Азербайджан и Судан . [55]
Споры
Агиографические . детали являются предметом споров, и современные ученые ставят под сомнение детали и подлинность многих утверждений Например, Каллеварт и Снелл (1994) утверждают, что ранние сикхские тексты не содержат подобных историй. [52] С тех пор, как рассказы о путешествиях впервые появляются в агиографических отчетах Гуру Нанака, спустя столетия после его смерти, они со временем продолжают становиться все более сложными: в поздней версии Пуратана описываются четыре миссионерских путешествия, которые отличаются от версии Михарбана . [52] [56]
Джанамсакхи » XIX века Некоторые истории о обширных путешествиях Гуру Нанака впервые появляются в «Пуратан , хотя даже в этой версии не упоминается путешествие Нанака в Багдад. [52] Такие украшения и включение новых историй, по мнению Каллеварта и Снелла (1993), во многом совпадают с утверждениями о чудесах исламских пиров , обнаруженными в суфийских тазкирах той же эпохи, что дает основание полагать, что эти легенды могли быть написаны на конкурсе. [57] [52]
Еще одним источником споров стал багдадский камень с надписью. [ нужны разъяснения ] турецким шрифтом. Некоторые интерпретируют надпись как говорящую, что Баба Нанак Факир был здесь в 1511–1512 годах; другие читают это как 1521–1522 годы (и что он 11 лет жил на Ближнем Востоке вдали от своей семьи). Другие, особенно западные ученые, утверждают, что надпись на камне датируется 19 веком и что камень не является надежным свидетельством того, что Нанак посетил Багдад в начале 16 века. [58] Более того, кроме камня, никаких свидетельств или упоминаний о его путешествии по Ближнему Востоку не было найдено ни в каких других ближневосточных текстовых или эпиграфических записях. Заявлялись о дополнительных надписях, но никому не удалось их найти и проверить. [59]
Новые утверждения о его путешествиях, а также такие утверждения, как исчезновение его тела после его смерти, также встречаются в более поздних версиях и подобны чудесным историям в суфийской литературе об их пирах . Другие прямые и косвенные заимствования в сикхских джанамсакхи, относящиеся к легендам о его путешествиях, происходят из индуистских эпосов и пуран , а также буддийских рассказов о Джатаке . [53] [60] [61]
Посмертные биографии
Этот раздел нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( Апрель 2017 г. ) |
Самыми ранними биографическими источниками о жизни Нанака, признанными сегодня, являются джанамсакхи («истории о рождении»), в которых подробно описаны обстоятельства его рождения.
Гьян-ратанавали — это джанамсакхи, приписываемый Бхаи Мани Сингху , ученику Гуру Гобинд Сингха. [ нужны разъяснения ] к которому обратились некоторые сикхи с просьбой подготовить достоверный отчет о жизни Нанака. Таким образом, говорят, что Бхаи Мани Сингх написал свою историю с явным намерением исправить еретические рассказы о Нанаке.
Один популярный джанамсахи якобы был написан Бхаи Балой , близким соратником Нанака. Однако стиль письма и используемый язык позволили ученым, таким как Макс Артур Маколифф , быть уверенными, что они были написаны после его смерти. [38] По мнению таких ученых, есть веские основания сомневаться в утверждении, что автор был близким спутником Гуру Нанака и сопровождал его во многих его путешествиях.
Бхаи Гурдас , писец Гуру Грантха Сахиба , также писал о жизни Нанака в своих варах («одах»), которые были составлены спустя некоторое время после жизни Нанака, хотя и менее подробны, чем джанамсакхи.
Учения и наследие
Учение Нанака можно найти в сикхском писании Гуру Грантх Сахиб , как сборник стихов, записанных на Гурмукхи . [ нужна ссылка ]
Есть три конкурирующие теории относительно учения Нанака. [62] Первый, согласно Коулу и Самбхи (1995, 1997), основан на агиографическом Джанамсакхисе , [63] заявляет, что учение Нанака и сикхизм были откровениями от Бога, а не движением социального протеста или попыткой примирить индуизм и ислам в 15 веке. [64]
Вторая теория утверждает, что Нанак был Гуру , а не пророком. По словам Сингхи (2009): [65]
Сикхизм не поддерживает теорию воплощения или концепцию пророка . Но у него есть ключевая концепция Гуру. Он не воплощение Бога и даже не пророк. Он — просветленная душа.
Третья теория заключается в том, что Гуру Нанак — воплощение Бога. Это поддержали многие сикхи, в том числе Бхаи Гурдас , Бхаи Вир Сингх , Санток Сингх , а также Гуру Грантх Сахиб. [ нужна ссылка ] Бхаи Гурдас говорит: [66]
Гур Пармесару – это один истинный мир.
Гуру и Бог едины; Он — истинный господин, и весь мир жаждет Его.
Кроме того, в «Гуру Грантх Сахиб» говорится: [67]
Нанак Сева Карху Хари Гуру Суффул Даршан Ки Пхир Лекха Мангай На Кои 2.
О Нанак, служи Гуру, Воплощенному Господу; Благословенное Видение Его Даршана полезно, и в конце концов вы не будете призваны к ответу. ||2||
Гуру Рам Дас говорит: [68]
Гуру Говинду Говинду Гуру Хай Нанак Бхеду На Бхаи 4.1.8.
Гуру — это Бог, и Бог — это Гуру, о Нанак; между ними нет разницы, о Братья и Сестры Судьбы. ||4||1||8||
Агиографические Джанамсахи были написаны не Нанаком, а более поздними последователями без учета исторической точности и содержат многочисленные легенды и мифы, созданные, чтобы продемонстрировать уважение к Нанаку. [69] В сикхизме термин «откровение» , как поясняют Коул и Самбхи, не ограничивается учением Нанака. Скорее, они включают в себя всех сикхских гуру , а также слова мужчин и женщин из прошлого, настоящего и будущего Нанака, которые интуитивно обладают божественным знанием посредством медитации. Сикхские откровения включают слова несикхских бхагатов (индуистов и мусульманских преданных), некоторых из которых жили и умерли до рождения Нанака, и чьи учения являются частью сикхских писаний. [70]
Ади Грантх и последующие сикхские гуру неоднократно подчеркивали, предполагает Мандаир (2013), что сикхизм «не о том, чтобы слышать голоса Бога, а об изменении природы человеческого разума, и каждый может достичь прямого опыта и духовного совершенства в любой ситуации». время." [62] Нанак подчеркнул, что все люди могут иметь прямой доступ к Богу без ритуалов и священников. [37]
Концепция человека, разработанная Нанаком, утверждает Мандаир (2009), уточняет и отрицает « монотеистическую концепцию себя/Бога», где «монотеизм становится почти ненужным в движении и пересечении любви». [71] Цель человека, как учили сикхские гуру, состоит в том, чтобы положить конец всей двойственности «я и других, я и не-я», достигнув «сопутствующего баланса разделения-слияния, себя-другого, действия-бездействия, привязанности-отстраненности, в повседневной жизни». [71]
Нанак и другие сикхские гуру подчеркивали бхакти («любовь», «преданность» или «поклонение») и учили, что духовная жизнь и светская жизнь домохозяина переплетаются. [72] С точки зрения сикхов, повседневный мир является частью бесконечной реальности, где возросшее духовное осознание ведет к расширению и активному участию в повседневном мире. [73] Нанак описал «активную, творческую и практическую жизнь», полную «правдивости, верности, самоконтроля и чистоты», как нечто более высокое, чем метафизическая истина. [74]
Согласно популярной традиции, учение Нанака практикуется тремя способами: [75]
- Ванд Шхако ( ਵੰਡ ਛਕੋ , «делиться и потреблять»): делитесь с другими, помогайте нуждающимся, чтобы вы могли есть вместе;
- Кират Каро («работай честно»): зарабатывайте честным трудом, без эксплуатации и мошенничества; и
- Наам Джапо ( ਨਾਮ ਜਪੋ , «произноси Его имя»): медитируйте на имя Бога, чтобы почувствовать Его присутствие и контролировать пятерых похитителей человеческой личности.
Наследие
Нанак — основатель сикхизма . [76] [77] Фундаментальные убеждения сикхизма, сформулированные в священном писании Гуру Грантх Сахиб , включают веру и медитацию во имя единого творца; единство всего человечества; самоотверженное служение , стремление к социальной справедливости на благо и процветание всех ; и честное поведение и средства к существованию, живя жизнью домохозяина. [78] [79] [80]
Гуру Грантх Сахиб почитается как высший авторитет сикхизма и считается последним и вечным гуру сикхизма. Будучи первым гуру сикхизма, Нанак написал для книги в общей сложности 974 гимна. [81]
Влияния
Многие сикхи верят, что послание Нанака было открыто божественно, поскольку его собственные слова в «Гуру Грантх Сахиб» утверждают, что его учения такие, какими он получил их от Самого Создателя. Критическое событие его жизни в Султанпуре , куда он вернулся через три дня с просветлением, также подтверждает это убеждение. [82] [ не удалось пройти проверку ]
Многие современные историки придают большое значение связи его учения с ранее существовавшим бхакти . [83] святой , [v] и вали индуистской/исламской традиции. [84] Ученые утверждают, что в своем происхождении нанак и сикхизм находились под влиянием традиции ниргуни («бесформенный Бог») движения бхакти в средневековой Индии. [мы] Однако некоторые историки не рассматривают свидетельства сикхизма как просто продолжение движения бхакти. [85] [86] Сикхизм, например, не согласен с некоторыми взглядами святых бхакти Кабира и Равидаса . [85] [87]
Корни сикхской традиции, возможно, лежат в традиции сант Индии, идеология которой превратилась в традицию бхакти. [VII] Фенек (2014) предполагает, что: [84]
Индийская мифология пронизывает священный канон сикхов « Гуру Грантх Сахиб» и вторичный канон «Дасам Грантх» и добавляет тонкие нюансы и содержание в священную символическую вселенную современных сикхов и их прошлых предков. [viii]
В вере Бахаи
В письме Национальному Духовному Собранию бахаи Индии от 27 октября 1985 года Всемирный Дом Справедливости заявил, что Нанак был наделен «святым характером» и что он: [89]
... вдохновленные примирением религий индуизма и ислама, последователи которых находились в жестоком конфликте... Таким образом, бахаи рассматривают Гуру Нанака как «святого высочайшего порядка».
В индуизме
Нанак пользуется большим влиянием среди пенджабских индуистов и синдхов , большинство из которых следуют Нанакпантхи . учениям [90] [91]
В тибетском буддизме и бон
Трилочан Сингх утверждает, что на протяжении веков тибетцы совершали паломничество к храму Золотого Храма в Амритсаре, чтобы почтить память Гуру Нанака. [92] : 338 Однако тибетцы, похоже, перепутали Нанака с визитом Падмасамбхавы столетиями ранее и наложили детали Падмасамбхавы на Нанака из почтения (полагая, что сущность обеих фигур одна и та же) или из-за ошибочной хронологии. [примечание 2] [93] По словам тибетского ученого Тартанг Тулку , многие тибетцы верят, что Гуру Нанак был воплощением Падмасамбхавы. [94] И буддисты , и бон-тибетцы совершали паломничество в Золотой храм в Амритсаре, однако почитали это место по разным причинам. [95]
Между 1930 и 1935 годами тибетский духовный лидер Кхьюнгтрул Ринпоче (Кьюнг-спрул Ринпоче) во второй раз побывал в Индии, посетив во время этого визита Золотой храм в Амритсаре. [96] : 78 [95] Во время посещения Амритсара в 1930 или 1931 году Кьюнг-спрул и его тибетское окружение гуляли по Золотому храму, совершая подношения. [96] : 78 Кхьюнг-спрул называл Золотой Храм «Дворцом Гуру Нанака» ( тибетский : Guru Na-nig-gi pho-brang ). [96] : 78 Кхьюнг-спрул еще раз вернулся в Золотой храм в Амритсаре во время своего третьего и последнего визита в Индию в 1948 году. [96] : 80
Несколько лет спустя после визита Кхьюнг-спрула в 1930–31 годах тибетский монах бонпо по имени Кьянгцун Шераб Намгьел ( rKyang-btsun Shes-rab-rnam rgyal ) посетил Золотой храм в Амритсаре и предложил следующее описание: [96] : 78
«Их главный гшен — Покоряющий гшен с «птичьими рогами». Его тайное имя — Гуру Нанак. Его учение — Бон Относительной и Абсолютной Истины. В руке он держит Меч Мудрости... В этом святом месте океаническое собрание богов-покровителей и будд собирается, как облака».
— Кьянгцюн Шераб Намгьел
В исламе
Ахмадия
считает Мусульманская община Ахмадия Гуру Нанака мусульманским святым и считает, что сикхизм произошел от суфизма. [97] Они полагают, что Гуру Нанак стремился рассказать мусульманам о «настоящих учениях» ислама. [97] В 1895 году Мирза Гулам Ахмад защищал Нанака от обвинений, выдвинутых арья самаджистом Даянандой Сарасвати , и утверждал, что Нанак был мусульманином. [97] По словам Абдула Джалила, то, что Нанак был мусульманином, подтверждается чолой , на которой написаны стихи Корана , которые, как приписывают, принадлежали ему. [98]
В популярной культуре
- В 2015 году был выпущен пенджабский фильм под названием «Нанак Шах Факир» , основанный на жизни Нанака, режиссер Сартадж Сингх Панну. [ нужна ссылка ]
- Аллегория: Гобелен путешествий Гуру Нанака - это документальный сериал 2021–2022 годов о путешествиях Нанака по девяти различным странам. [ нужна ссылка ]
Посещенные места
Этот раздел нуждается в дополнительных цитатах для проверки . ( май 2023 г. ) |
Уттаракханд
Андхра-Прадеш
- Гурудвара Пехли Патшахи Гунтур, Андхра-Прадеш
Бихар
Дели
- Гурдвара Нанак Пьяо , Дели
- Гурудвара Маджну Ка Тила, Дели [99] [ нужен лучший источник ]
Гуджарат
- Гурдвара Пехли Патшахи, Лахпат, Гуджарат
Харьяна
Джамму и Кашмир
Пенджаб
- Гурудвара Шри Бер Сахиб, Султанпур Лодхи
- Гурудвара Шри Хатт Сахиб, Султанпур Лодхи
- Гурудвара Шри Котри Сахиб, Султанпур Лодхи
- Гурудвара Шри Гуру Ка Баг, Султанпур Лодхи
- Гурудвара Шри Сант Гхат, Султанпур Лодхи
- Гурудвара Шри Антарьямта, Султанпур Лодхи
- Дера Бабы Нанака
- Гурудвара Манджи Сахиб, Киратпур Сахиб
- Ачал Батала [100]
Сикким
- Гурудвара Нанак Роуд, Чонгтанг, Сикким
- Озеро Гурудонгмар
Одиша
- Гурдвара Гуру Нанак Датан Сахиб, Каттак, Одиша
- Гурдвара Баули Матх Сахиб, Пури, Одиша
Пакистан
- Нанкана Сахиб
- Гурдвара Дарбар Сахиб Картарпур , Картарпур
- Гурдвара Саша Сауда, Фарукабад
- Султанпур Лодхи
- Гурдвара Рори Сахиб , Гуджранвала
- Гурдвара Бери Сахиб , Сиалкот
- Гурдвара Панджа Сахиб , Хасан Абдал
- Гурудвара Чова Сахиб , Форт Рохтас
- Наровал
Бангладеш
Афганистан
- Гурдуара Баба Нанак Дев Джи, Джелалабад
- Чашма Сахиб Патшахи Пахили, Джелалабад
Иран
- Гурудвара Пехли Патшахи, Мешхед
Ирак
Шри-Ланка
- Гурудвара Пехли Патшахи Баттикалоа
- Коти, ныне известный как Котикаватта.
Саудовская Аравия
См. также
Примечания
- ^ Маколифф (1909) отмечает, что, согласно джанамсахи Мани Сингха [ сломанный якорь ] Нанак женился в возрасте 14, а не 18 лет. «В Джанамсакхи, носящем имя Мани Сингха, рассказывается, что Нанак женился в возрасте четырнадцати лет» ( стр. 18 ). Однако последующие джанамсакхи утверждают, что Нанак женился позже, после того как переехал в Султанпур ( с. 29 ).
- ^ «Он был обручен с Сулахани, дочерью Мулы, жителя Баталы в нынешнем районе Гурдаспур». (Маколифф 1909, стр. 19 ).
- ^ "В молодости Нанак был женат на Сулахни, дочери Мулы, уроженца недавно основанного города Батала, приехавшего туда из своей деревни Пахо ди Рандхави, на левом берегу реки Рави . Мула принадлежал к подкаста Чона , которая была менее важной, чем даже подкаста Беди .». ( Гревал 1998 , стр. 6)
- ^ Трампп (1877) транслитерирует имена детей Нанака из Колбрука . джанамсахи [ сломанный якорь ] как « Сири-чанд » и « Лахми-дас », а не « Лахми-чанд » (стр. iii , viii ). Маколифф (1909, стр. 29 ) также называет их имена Шри Чанд и Лакхми Дас.
- ^ «На самой ранней стадии сикхизм явно был движением в рамках индуистской традиции; Нанак был воспитан индуистом и в конечном итоге принадлежал к традиции Сант в северной Индии». ( МакЛеод 2019 )
- ^ «Исторически религия сикхов произошла от течения ниргуни религии бхакти». ( Лоренцен 1995 , стр. 1–2)
- ^ «Технически это помещает происхождение сикхской общины гораздо дальше, чем 1469 год, возможно, к зарождению движения Сант, которое имеет явное сходство с мыслью Гуру Нанака где-то в десятом веке. Преобладающая идеология Сант- парампара, в свою очередь, во многих отношениях соответствует гораздо более широкой традиции религиозного бхакти в северной Индии». ( Фенек 2014 , стр. 35)
- ^ «Немногие сикхи упомянули бы эти индийские тексты и идеологии в той же широте, что и сикхская традиция, не говоря уже о том, чтобы проследить элементы их традиции до этой хронологической и идеологической точки, несмотря на то , что индийская мифология пронизывает сикхский священный канон, Гуру Грантх Сахиб и вторичный канон Дасам Грантх , [88] и добавляет тонкие нюансы и содержание в священную символическую вселенную современных сикхов и их прошлых предков» ( Fenech 2014 , стр. 36) .
Ссылки
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Гупта 1984 , с. 49.
- ^ Сервис, Трибьюн Ньюс. «Выпущен буклет об учениях Гуру Нанака Дева» . Служба новостей Tribuneindia .
Редкий святой путешествовал и проповедовал так же широко, как Гуру Нанак Дев. Он был известен как Нанакачрайя в Шри-Ланке, Нанак-лама в Тибете, Гуру Римпочеа в Сиккиме, Нанак Риши в Непале, Нанак Пер в Багдаде, Вали Хинд в Мекке, Нанак Вали в Мисаре, Нанак Кадамдар в России, Баба Нанак в Ираке, Пер. Балагдаан в Мазахар-Шарифе и Баба Фуса в Китае, рассказал доктор С.С. Сибиа, директор Медицинского центра Сибии.
- ^ Бейкер, Джанет (2 октября 2019 г.). «Гуру Нанак: 550-летие со дня рождения основателя сикхизма: Художественный музей Феникса, Сикхская художественная галерея семьи Хануджа, 17 августа 2019 г. – 29 марта 2020 г.». Сикхские формации . 15 (3–4): 499. doi : 10.1080/17448727.2019.1685641 . S2CID 210494526 .
- ^ Бейкер, Джанет (2 октября 2019 г.). «Гуру Нанак: 550-летие со дня рождения основателя сикхизма: Художественный музей Феникса, Сикхская художественная галерея семьи Хануджа, 17 августа 2019 г. – 29 марта 2020 г.». Сикхские формации . 15 (3–4): 499. doi : 10.1080/17448727.2019.1685641 . S2CID 210494526 .
- ^ Бейкер, Джанет (2 октября 2019 г.). «Гуру Нанак: 550-летие со дня рождения основателя сикхизма: Художественный музей Феникса, Сикхская художественная галерея семьи Хануджа, 17 августа 2019 г. – 29 марта 2020 г.». Сикхские формации . 15 (3–4): 499. doi : 10.1080/17448727.2019.1685641 . S2CID 210494526 .
- ^ Бейкер, Джанет (2 октября 2019 г.). «Гуру Нанак: 550-летие со дня рождения основателя сикхизма: Художественный музей Феникса, Сикхская художественная галерея семьи Хануджа, 17 августа 2019 г. – 29 марта 2020 г.». Сикхские формации . 15 (3–4): 499. doi : 10.1080/17448727.2019.1685641 . S2CID 210494526 .
- ^ Бейкер, Джанет (2 октября 2019 г.). «Гуру Нанак: 550-летие со дня рождения основателя сикхизма: Художественный музей Феникса, Сикхская художественная галерея семьи Хануджа, 17 августа 2019 г. – 29 марта 2020 г.». Сикхские формации . 15 (3–4): 499. doi : 10.1080/17448727.2019.1685641 . S2CID 210494526 .
- ^ Бейкер, Джанет (2 октября 2019 г.). «Гуру Нанак: 550-летие со дня рождения основателя сикхизма: Художественный музей Феникса, Сикхская художественная галерея семьи Хануджа, 17 августа 2019 г. – 29 марта 2020 г.». Сикхские формации . 15 (3–4): 499. doi : 10.1080/17448727.2019.1685641 . S2CID 210494526 .
- ^ Бейкер, Джанет (2 октября 2019 г.). «Гуру Нанак: 550-летие со дня рождения основателя сикхизма: Художественный музей Феникса, Сикхская художественная галерея семьи Хануджа, 17 августа 2019 г. – 29 марта 2020 г.». Сикхские формации . 15 (3–4): 499. doi : 10.1080/17448727.2019.1685641 . S2CID 210494526 .
- ^ Бейкер, Джанет (2 октября 2019 г.). «Гуру Нанак: 550-летие со дня рождения основателя сикхизма: Художественный музей Феникса, Сикхская художественная галерея семьи Хануджа, 17 августа 2019 г. – 29 марта 2020 г.». Сикхские формации . 15 (3–4): 499. doi : 10.1080/17448727.2019.1685641 . S2CID 210494526 .
- ^ Бейкер, Джанет (2 октября 2019 г.). «Гуру Нанак: 550-летие со дня рождения основателя сикхизма: Художественный музей Феникса, Сикхская художественная галерея семьи Хануджа, 17 августа 2019 г. – 29 марта 2020 г.». Сикхские формации . 15 (3–4): 499. doi : 10.1080/17448727.2019.1685641 . S2CID 210494526 .
- ^ Хайер 1988 , с. 14.
- ^ Сидху 2009 , с. 26.
- ^ Корана 1991 , с. 214.
- ^ Прасун 2007 .
- ^ Сингх 2006 , стр. 12–13.
- ^ Гревал 1998 , с. 6.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Гупта 1984 , с. 50.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж Сингх, доктор Трилочан. Гуру Нанак: основатель сикхизма: биография (PDF) . стр. 489–491.
- ^ Гупта 1984 , с. 54.
- ^ Гупта 1984 , с. 52.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Гупта 1984 , стр. 50–51.
- ^ Гупта 1984 , стр. 53–54.
- ^ Биндра, Притпал Сингх. Гуру Киан Сакхиан «Сказки о сикхских гуру» . п. 78.
- ^ «Гурбилас Чевиан Паташахи» . 19 декабря 2000 г.
- ^ «БАНСАВАЛИНАМА ДАСАН ПАТШАХИАН КА — Сикхская энциклопедия» . 19 декабря 2000 года . Проверено 1 апреля 2023 г.
- ^ Сингх, Рен. Гурпур Паркаш .
- ^ Гупта 1984 , стр. 51–52.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Сингх, Бхупиндер (октябрь – декабрь 2019 г.). «Генеалогия Гуру Нанака» . Тезисы сикхских исследований . 21 (4). Институт сикхских исследований, Чандигарх. Архивировано из оригинала 2 июня 2023 года . Проверено 7 сентября 2023 г.
- ^ SGPC: Гуру Нанак Сахиб .
- ^ Сингха 2009a , с. 125.
- ^ Маклеод 2009 , с. 86.
- ^ Нанкана: Рай Булар Бхатти .
- ^ Джайн, Хариш К. (2003). Создание Пенджаба . Книги Юнистар. п. 268.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Би-би-си: Религии 2011 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Маколифф 2004 .
- ^ Каннингем 1853 , стр. 37–38.
- ^ Сингх 1984 , с. 18.
- ^ Сингх 2000 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д Гревал 1998 , с. 7.
- ^ Маколифф 2004 , с. 19.
- ^ Трамп 1877 г.
- ^ Коул и Самбхи 1978 , с. 9 .
- ^ Гревал 1998 , с. 8.
- ^ Сингх, Пашаура (3 апреля 2021 г.). «Идеологическая основа формирования Комитета Широмани Гурдвара Прабандхак и Широмани Акали Дал: исследование концепции Гуру-Пантха» . Сикхские формации . 17 (1–2): 16–33. дои : 10.1080/17448727.2021.1873656 . ISSN 1744-8727 . S2CID 234146387 .
Неудивительно, что последователей Гуру Нанака часто называли Картари, людьми, которые принадлежали к деревне Картарпур (Сингх 2006, 106 и 129, прим. 4).
- ^ «Гуру Нанак» . МАНАС .
- ^ Сингх и Капур 2004 , с. 174.
- ^ Дилгир 2008 .
- ^ Джохал 2011 , стр. 125, примечание 1.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж Каллеварт и Снелл, 1994 , стр. 26–7.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Лоренцен 1995 .
- ^ Гарг 2019 .
- ^ Гулати 2008 , стр. 316–319.
- ^ Лоренцен 1995 , стр. 41–2.
- ^ Маклеод 2007 , стр. 42–44.
- ^ Домашнее хозяйство 1979 , стр. 16–21.
- ^ Маклеод 2004 , стр. 127–31.
- ^ Оберой 1994 , с. 55.
- ^ Callewaert & Snell 1994 , стр. 27–30.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Мандаир 2013 , стр. 131–34.
- ^ Коул и Самбхи 1995 , с. 9–12.
- ^ Коул и Самбхи 1997 , с. 71.
- ^ Сингха 2009a , с. 104.
- ^ «Вааран Бхаи Гурдас:- Ваар1-Паури17-Джуг Гарди-Анахия веков Вааран Бхаи Гурдас;:-SearchGurbani.com» . www.searchgurbani.com . Проверено 24 марта 2022 г.
- ^ «Анг 306 Гуру Грантха Сахиба Джи - SikhiToTheMax» . www.sikhitothemax.org . Проверено 24 марта 2022 г.
- ^ «Шри Гуру Грантх Сахиб Джи -: Ang: 442 -: Шри Гуру Грантх Сахиб Джи: - SearchGurbani.com» . www.searchgurbani.com . Проверено 24 марта 2022 г.
- ^ Сингх 2011 , стр. 2–8.
- ^ Коул и Самбхи 1995 , с. 46, 52–3, 95–6, 159.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Мандаир 2009 , стр. 372–73.
- ^ Наяр и Сандху 2007 , с. 106.
- ^ Каур 2004 , с. 530.
- ^ Марва 2006 , с. 205.
- ^ Маклеод 2009 , стр. 139–40.
- ^ Коул и Самбхи 1978 , с. 9–10 .
- ^ Морено и Колино 2010 , с. 207.
- ^ Калси 2007 , стр. 41–50.
- ^ Коул и Самбхи 1995 , с. 200.
- ^ Тис 2004 , с. 4.
- ^ Shackle & Mandair 2013 , стр. xviii–xix.
- ^ Сингх 1982 , стр. 12, 18.
- ^ Лоренцен 1995 , стр. 1–2.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Фенек 2014 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Сингха 2009b , с. 8.
- ^ Гревал 1998 , стр. 28–.
- ^ Прути 2004 , стр. 202–03.
- ^ Райнхарт 2011
- ^ Сарвал 1996 .
- ^ Калхоро, Зульфикар Али (13 апреля 2018 г.). «Святые Нанакпанти Синда» .
- ^ Сингх, Индерджит (1 октября 2017 г.). «Индерджит Сингх (2017). Синдхи-индуисты и нанакпантис в Пакистане. Тезисы сикхских исследований, том XIX, № 4. стр. 35-43» . Тезисы сикхских исследований – через www.academia.edu.
- ^ Сингх, Трилочан (1969). Гуру Нанак: основатель сикхизма: биография . Комитет Гурдвара Парбандхак.
- ^ Гилл, Савиндер Каур; Вангмо, Сонам (2019). Два гуру, одно послание: Будда и Гуру Нанак: наследие освобождения, эгалитаризма и социальной справедливости . Библиотека тибетских произведений и архивов. стр. 302–304.
- ^ Чаухан, Г.С.; Раджан, Минакши (январь 2019 г.). Шри Гуру Нанак Дев: Жизнь, путешествия и учения (2-е изд.). Всеиндийское благотворительное общество Пингалвары Амритсар. стр. 176–178.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Люсия Галли: «Следующая остановка — Нирвана. Когда тибетские паломники превращаются в искателей отдыха», Монгольские и сибирские, центральноазиатские и тибетские исследования [Онлайн], 51 | 2020, опубликовано в Интернете 9 декабря 2020 г., доступ осуществлен 21 мая 2024 г. URL: http://journals.openedition.org/emscat/4697; DOI: https://doi.org/10.4000/emscat.4697.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и Маккей, Алекс (2013). Паломничество в Тибете . Рутледж. ISBN 9781136807169 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Раза, Ансар. «Баба Гуру Нанак – мусульманский святой» . Аль Ислам . Проверено 6 июля 2024 г.
- ^ Джалил, Абдул (март 1993 г.). «Рождение сикхизма – обзор религий» . Аль Ислам . Проверено 6 июля 2024 г.
- ^ «Гурдвара с богатой историей» . Таймс оф Индия . 25 марта 2012 г.
- ^ Сикхский обзор, том 41, выпуски 469–480 . Сикхский культурный центр. 1993. с. 14.
Библиография
- «Бхай Гурдас Вааран» . Найдите Гурбани . Проверено 1 декабря 2012 г.
- Каллеварт, Винанд М.; Снелл, Руперт (1994). Согласно традиции: Агиографическое письмо в Индии . Отто Харрасовиц Верлаг. ISBN 978-3-447-03524-8 .
- Коул, Уильям Оуэн; Самбхи, Пиара Сингх (1978). Сикхи: их религиозные верования и обычаи . Лондон: Рутледж и Кеган Пол. стр. 9–10 . ISBN 0-7100-8842-6 .
- Коул, Уильям Оуэн; Самбхи, Пиара Сингх (1995) [Впервые опубликовано в 1978 году]. Сикхи: их религиозные верования и обычаи . Сассекс Академик Пресс. ISBN 978-189872313-4 .
- Коул, Уильям Оуэн; Самбхи, Пиара Сингх (1997). Популярный словарь сикхизма: сикхская религия и философия) . Тейлор и Фрэнсис. п. 71. ИСБН 0-203-98609-1 .
- Каннингем, Джозеф Дэйви (1853). История сикхов . Лондон: Джон Мюррей. стр. 37–38.
- Дилгир, Харджиндер Сингх (2008). Сикх Тварих . Бельгия: Издательство Сикхского университета.
- Фенек, Луиза Э. (2014). Сингх, П.; Фенек, Л.Е. (ред.). Оксфордский справочник по сикхским исследованиям . Издательство Оксфордского университета . ISBN 978-019969930-8 .
- «Первый мастер-гуру Нанак (1469 – 1539)» . Сикхи.орг . Проверено 9 августа 2009 г.
- Гарг, Абхинав (12 ноября 2019 г.). «Как Гуру Нанак сыграл «роль» в приговоре Айодхьи» . Таймс оф Индия .
- Гревал, Дж. С. (1998) [Впервые опубликовано в 1990 году]. «Сикхи Пенджаба» . В Джонсоне, Гордоне; Бэйли, Калифорния; Ричардс, Джон Ф. (ред.). Новая Кембриджская история Индии (изд. PBK). Кембридж: Издательство Кембриджского университета . ISBN 978-0-521-63764-0 .
- Гулати, Махиндер Н. (2008). Сравнительное религиоведение и философия: антропоморфизм и божественность . Атлантические издательства. стр. 316–319. ISBN 978-81-269-0902-5 .
- Гупта, Хари Рам (1984). История сикхов: Сикхские гуру, 1469–1708 гг . Мунширам Манохарлал. ISBN 978-81-215-0276-4 .
- «Гуру Нанак Сахиб | Десять гуру» . Амритсар: SGPC . Архивировано из оригинала 18 февраля 2012 года . Проверено 9 августа 2009 г.
- Хейер, Тара (1988). Экономическая история сикхов: влияние сикхов . Том. 1. Суррей, Британская Колумбия: Индо-Канадские издательства. п. 14.
- Джохал, Джагбир (2011). Сикхизм сегодня . Академик Блумсбери. п. 125, примечание 1. ISBN 978-1-84706-272-7 .
- Калси, Сева Сингх (2007) [Впервые опубликовано в 1999 году]. Сикхизм . Простые руководства. стр. 41–50. ISBN 978-1-85733-436-4 .
- Каур, Никки-Гуниндер Сингх (2004). Сундарараджан, КР (ред.). Индуистская духовность: постклассическая и современная . Мотилал Банарсидасс. п. 530.ISBN 81-208-1937-3 .
- Хорана, Мина (1991). Индийский субконтинент в литературе для детей и юношества: аннотированная библиография англоязычных книг . Издательская группа Гринвуд. п. 214. ИСБН 978-0-313-25489-5 .
- «Наследие Рай Булар Бхатти» . Нанкана.com . Архивировано из оригинала 16 июня 2013 года . Проверено 9 августа 2009 г.
- Лоренцен, Дэвид Н. (1995). Религия бхакти в Северной Индии: общинная идентичность и политические действия . Олбани: Издательство Государственного университета Нью-Йорка. ISBN 978-0-7914-2025-6 .
- Маколифф, Макс Артур (1909). Религия сикхов, ее гуру, священные писания и авторы . Том. 1. Издательство Оксфордского университета.
- Маколифф, Макс Артур (2004) [впервые опубликовано в 1909 году]. Религия сикхов – ее гуру, священные писания и авторы . Индия: публикации по низкой цене. ISBN 81-86142-31-2 .
- Мандаир, Арвинд-Пал Сингх (2009). Религия и призрак Запада – сикхизм, Индия, постколониальность и политика перевода . Издательство Колумбийского университета. стр. 372–73. ISBN 978-0-231-14724-8 .
- Мандаир, Арвинд-Пал Сингх (2013). Сикхизм: Путеводитель для растерянных . Академик Блумсбери . стр. 131–34. ISBN 978-144110231-7 .
- Марва, Сонали Бхатт (2006). Цвета истины, религиозного «я» и эмоций . Нью-Дели: Издательская компания Concept. п. 205. ИСБН 81-8069-268-Х .
- Маклеод, WH (2004). Сикхи и сикхизм: Гуру Нанак и сикхская религия, ранние сикхские традиции, эволюция сикхской общины, кто такой сикх? . Издательство Оксфордского университета. стр. 127–31. ISBN 978-0-19-566892-6 .
- Маклеод, штат Вашингтон (2007). Очерки истории, традиций и общества сикхов . Издательство Оксфордского университета. стр. 42–44. ISBN 978-0-19-568274-8 .
- Маклеод, штат Вашингтон (2009). Сикхизм от А до Я. Пугало Пресс. ISBN 978-0-8108-6828-1 .
- Маклеод, Уильям Хьюат (2019) [впервые опубликовано в 1998 г.]. «Сикхизм». Британская энциклопедия .
- Менаж, В.Л. (1979). «Надпись «Гуру Нанак» в Багдаде». Журнал Королевского азиатского общества Великобритании и Ирландии . 111 (1). Кембридж: 16–21. дои : 10.1017/S0035869X00134999 . JSTOR 25210997 . S2CID 163324791 .
- Морено, Луи; Колин, Цезарь (2010). Разнообразие и единство в федеративных странах . Издательство Университета Макгилла Квин. п. 207. ИСБН 978-0-7735-9087-8 .
- Наяр, Камаль Элизабет; Сандху, Джасвиндер Сингх (2007). Социально вовлеченный отреченный – беседа Гуру Нанака с натх-йогами . Нью-Йорк: Издательство Государственного университета Нью-Йорка. п. 106. ИСБН 978-0-7914-7950-6 .
- Оберой, Харджот (1994). Строительство религиозных границ: культура, идентичность и разнообразие в сикхской традиции . Издательство Чикагского университета. п. 55. ИСБН 978-0-226-61593-6 .
- Прасун, Шрикант (2007). Знакомство с Гуру Нанаком . Пустак Махал. ISBN 978-81-223-0980-5 .
- Прути, РК (2004). Сикхизм и индийская цивилизация . Нью-Дели: Издательство Discovery. стр. 202–03. ISBN 978-81-7141-879-4 .
- Сарвал, Анил (1996). «Гуру Нанак и чудеса». Чудеса в религии: исследование чудес в религии в контексте Веры Бахаи . Лакнау: Издательство Royale.
- Шекл, Кристофер; Мандаир, Арвинд (2013). Учения сикхских гуру: отрывки из сикхских писаний . Рутледж. стр. XVIII–XIX. ISBN 978-1-136-45108-9 .
- Сидху, Давиндер (2009). Гражданские права в военное время: опыт сикхов после 11 сентября . Издательство Эшгейт. п. 26. ISBN 978-1-4094-9691-5 .
- «Сикхизм: Гуру Нанак» . Би-би-си . 7 октября 2011 г.
- Сингх, HS (2000). Энциклопедия сикхизма . Хемкунт Пресс. ISBN 978-81-7010-301-1 .
- Сингх, Харбанс (1982). Лекции Беркли по сикхизму . Беркли: Калифорнийский университет . стр. 12, 18. ISBN. 978-817304067-2 .
- Сингх, Картар (1984). История жизни Нанака . Нью-Дели: Hemkunt Press. п. 18. ISBN 978-81-7010-162-8 .
- Сингх, Кхушвант (2006). Иллюстрированная история сикхов . Индия: Издательство Оксфордского университета. стр. 12–13. ISBN 0-19-567747-1 .
- Сингх, Кирапала; Капур, Притипала (2004). Традиция Джанамсахи: аналитическое исследование . Братья Сингх. п. 174. ИСБН 9788172053116 .
- Сингх, Никки-Гуниндер Каур (2011). Сикхизм: Введение . ИБ Таурис . стр. 2–8. ISBN 978-184885321-8 .
- Сингха, HS (2009a) [Впервые опубликовано в 2000 г.]. Энциклопедия сикхизма . Нью-Дели: Издательство Hemkunt. п. 104. ИСБН 978-81-7010-301-1 .
- Сингха, HS (2009b). Сикхизм: Полное введение . Нью-Дели: Hemkunt Press. п. 8. ISBN 978-81-7010-245-8 .
- Тис, Джефф (2004). Сикхизм: религия в фокусе . Книги Черного Кролика. п. 4. ISBN 978-1-58340-469-0 .
- Трампп, Эрнест (1877). Ади Грант, или Священное Писание сикхов; перевод с оригинала Гурмукхи . Лондон: WH Allen & Co. и Н. Трюбнер – через Интернет-архив .
Дальнейшее чтение
- Сингх, Сахиб . Гуру Нанак Дев и его учение .
- Сингх, Шамшер; Вирди, Нарендра Сингх (1969). Жизнь Гуру Нанака в картинках . Пхулан Рани . Современная академия Сахита.
Внешние ссылки
- Цитаты, связанные с Гуру Нанаком, в Wikiquote