Jump to content

Танматрас

Танматры ( санскрит : तन्मात्र = танматра) — это рудиментарные, недифференцированные, тонкие элементы, из которых производятся грубые элементы. [1] Существует пять чувственных восприятий – слух, осязание, зрение, вкус и обоняние – и есть пять танматр, соответствующих этим пяти чувственным восприятиям и пяти органам чувств. Танматры соединяются и пересоединяются различными способами, образуя грубые элементы – эфир, воздух, огонь, воду и землю – которые составляют грубую вселенную, воспринимаемую органами чувств. Чувства вступают в контакт с объектами и переносят впечатления от них в манас (ум), который воспринимает их и систематизирует в заповеди. [2]

Философская школа санкхьи . , предложенная Риши Капилой , считает пять танматр , или принципиальных идей, основными, изначальными причинами пяти субстанциальных элементов физического проявления: акаша (эфир), вайю (воздух), агни или тайджаса (огонь) ), ап (вода) и притхви (земля) в порядке их создания. Эти субстанциальные элементы — пять бхутов , из неограниченного сочетания которых возникают все материальные формы в пространстве и времени, включая живые тела. Это соответствует ведической теории творения. [3]

Теории эволюции

[ редактировать ]

Упанишады

[ редактировать ]

Шанкара и Рамануджа , богословские комментаторы Упанишад , понимали элементы как означающие божества, а не сами элементы. Упанишады утверждают невозможность возникновения чего-либо из небытия или небытия, объясняют возникновение жизненной силой или космической силой, но, наконец, утверждают, что все творение является лишь иллюзией или видимостью. Первосотворенные райи и прана , упомянутые философом Пиппаладой , относятся к материи и духу. [4] То, что Брахман является недвойственной реальностью, можно познать только в процессе дифференциации пяти элементов; дифференциация необходима, чтобы отделить Брахмана от элементов, составляющих воспринимаемый мир. Поскольку творение означает появление имен и форм, имена и формы не могут существовать до творения. Кроме того, разница между объектами одного и того же класса не может иметь ссылки на sat , поскольку ничего другого не существует; и говорить об отличии от вещи, которая не существует, не имеет смысла. Видьяранья объясняет в Панчадаши III.27, что:

Объект осей называется такой-то косвенный
Объект не является объектом оси и не является косвенным по своей природе.
(объект, который могут восприниматься органами чувств, можно сравнить,
но объект, находящийся за пределами восприятия, можно только вообразить,
и объект, являющийся предметом восприятия, не может быть объектом чувств.) [5]

Буддийский гандхарва Панчасикха называет высшую истину авьяктой в состоянии пуруши , и это сознание возникает вследствие слияния совокупности ум-тело и элемента четас , феноменов, которые, хотя и взаимно независимы, не являются личностью. Отказ от воспринимаемых и неощутимых явлений приводит к мокше (освобождению). Философ Виджнянабхиксу считает, что и разделение ахамкары , и эволюция танматр происходят в махате . Чистый cit (интеллект) не является ни иллюзией, ни абстракцией; хотя оно и конкретное, оно трансцендентно. Состояние, в котором тамасу удается преодолеть аспект саттвы преобладающий в буддхи , называется бхутади . Бхутади и раджас порождают танматры , непосредственно предшествующие причины грубых элементов. [6]

Пракрити (природа, или «первичная основа эмпирической вселенной») состоит из трех гун (аспектов или качеств): саттвы (потенциального сознания), раджаса (активности) и тамаса (сдержанности). Гуны (равновесия ) меняются, но могут находиться в состоянии самьявастхи , когда никаких действий не происходит. Под влиянием пуруши (чистого сознания) пракрити сначала развивается, порождая махат (величие, возвышение) или буддхи (определенное понимание или разум), а затем ахамкару (эго). Из ахамкары саттвы аспекта . возникает манас (ум), пять органов восприятия и пять органов действия Из ахамкары тамаса аспекта . возникают танматры (пять тонких элементов) Из танматр возникают пять грубых, или субстанциальных, элементов под влиянием тамаса . Аспект раджаса здесь помогает эволюции под влиянием обоих других аспектов. [7] [8]

Пуруша и пракрити неэволюционны, они вечны и неизменны. Из союза этих двух неэволюций развивается буддхи (знание), из буддхи развивается ахамкара (воля), из ахамкары развивается манас (чувство), джняненрияс (пять чувственных способностей), кармендрии (пять способностей действия) и танматры (пять способностей действия ). пять тонких элементов), из которых развиваются ( махабхуты пять грубых элементов). Близость пуруши нарушает пракрити , изменяет равновесие трех гун саттвы (просветления), раджаса (стимуляции и динамизма) и тамаса (безразличия, тяжести и бездействия), – совокупность свойств которых определяет природу всех производных принципов, перечисленных система санкхья запускает причинно-следственные цепи и способствует эволюции. Изначальная материальность не проявляется; оно проявляется через эволюты. [9]

Философ Виджнянабхиксу утверждает, что танматры существуют только в неспециализированных формах как неопределенное состояние материи, которое могут воспринимать только йогины . Пять танматр акаша , связанная с эфиром или пространством, шабда , связанная с воздухом, спарша, связанная с теджасом , ап и раса, связанная с кшити , порождают параманус , в котором они частично существуют как танматраваява или трасарену , что школа Вайшешика и Виджнанбхиксу в своем Йога-вартикка , состояние — это гуны , и что в танматрах существует особая дифференциация, составляющая танматры . За формированием бхутов посредством таттвантра-паринамы следует дхармапаринама , или эволюция посредством изменения качеств. При производстве вещи различные гуны не выбирают разные самостоятельные пути, а объединяются и производят эволюцию единого продукта. Внешний вид вещи — это лишь явный аспект той же самой вещи — атомов. Качество — это природа субстанции, и любое изменение субстанции происходит вследствие изменения качеств. Лакшана-паринама, аспект изменения внешнего вида, относится к трем различным моментам одного и того же предмета, в зависимости от его различных свойств: непроявленного, проявленного или проявленного в прошлом, но сохранившегося. Именно в аспекте этого изменения авастха-паринама субстанция называется новой или старой, выросшей или разложившейся. [10]

Танматры , развиваются из бхутади которое является лишь промежуточным состоянием. Они обладают некоторой массой, энергетическими и физическими характеристиками, такими как проницаемость, сила удара, лучистое тепло и вязкое притяжение, и воздействуют на чувства после принятия формы параманус , или атомов, бхутов ( сотворенных), Этот процесс называется таттавантрапаринама , или первичной эволюцией. В эволюции суммарная энергия всегда остаётся прежней, перераспределённой между причинами и следствиями, совокупность следствий существует в совокупности причин в потенциальной форме. Сочетания и перегруппировки трех гун (атрибутов или свойств) вызывают более дифференцированные эволюции. Перегруппировки представляют собой изменения, ведущие к эволюции, т.е. от причины к следствию, что основано на процессе, известном как саткарьявада , доктрине, согласно которой следствие существует в причине даже до того, как причинный процесс начал производить следствие, которое действует в причине. соответствии с законами сохранения материи и энергии. [11]

Сукшма -бхуты соединяются в различных пропорциях с радикалом как материальной причиной и другими бхутами как действенной причиной, образуя махабхуты . Сукшма бхута и панус , или параманус , (атомы) не могут существовать в феноменальном состоянии в несвязанной форме. Два атома соединяются в результате паришпанды (вращательного или вибрационного движения) и образуют двянуку (молекулу); три из этих двоенук объединяются, образуя трянуку , и так далее, пока не образуются более тяжелые металлы. За исключением акаши , все остальные танматры в последующих имеют атрибуты предыдущих. Танматры это кванты энергии. [12] Совокупность саттвических аспектов пяти танматр объединяется, образуя антах-карану или внутренний инструмент, состоящий из манаса , буддхи , читты и ахамкары . Отдельные саттвические аспекты танматр объединяются, образуя гьяна-индрии, состоящие из пяти органов чувств восприятия. Совокупность раджасических аспектов танматр пяти танматр объединяется в пять пран прану , апну , вьяну , удану и саману . Отдельные раджасические аспекты танматр объединяются, образуя пять органов действия. Отдельные тамасические аспекты пяти танматр объединяются, образуя элементы, составляющие мир, посредством процесса панчикараны . [13]

  1. ^ «Санскритский словарь» . Spokensanskrit.de.
  2. ^ Свами Прабхавананда (2003). Духовное наследие Индии . Издательство Генезис. п. 219. ИСБН  9788177557466 . Проверено 21 июля 2022 г.
  3. ^ Генон, Рене (октябрь 2003 г.). Разное София Переннис п. 88. ИСБН  9780900588556 . Проверено 21 июля 2022 г.
  4. ^ Р.Д. Ранаде (1926). Конструктивный обзор философии Упанишад . Бхаратия Видья Бхаван . стр. 54–55, 66 . Проверено 22 июля 2022 г.
  5. ^ Свами Свахананда . Панчадаши Шри Видьяраньи Свами . Шри Рамкришна Матх. стр. 32–41, 88 . Проверено 21 июля 2022 г.
  6. ^ Дасгупта, Сурендранатх (1975). История индийской философии . Том. 1. Мотилал Банарсидасс. стр. 213, 217, 226, 240, 251. ISBN.  9788120804128 . Проверено 21 июля 2022 г.
  7. ^ Радхакришнан, Сарвепалли (1956). «Индийская философия: Санкхья» энциклопедия Британская Том. 12 (14-е изд.). Чикаго: Британская энциклопедия, Inc. п. 251.
  8. ^ Радхакришнан, Сарвепалли (2008). Индийская философия . Том. 2. Индия: Издательство Оксфордского университета. п. 315. ИСБН  9780195698428 .
  9. ^ Давид Скрбина (2009). Разум, который пребывает . Издательство Джона Бенджамина. стр. 318–320. ISBN  978-9027252111 .
  10. ^ Дасгупта, Сурендранатх (8 октября 2013 г.). Йога как философия и религия . Рутледж. стр. 65–71. ISBN  9781136389450 . Проверено 22 июля 2022 г.
  11. ^ Ветури Рамакришна Рао (1987). Избранные доктрины индийской философии . Публикации Миттала. стр. 58–60. ISBN  9788170990000 .
  12. ^ Даш, Бхагван (1986). Алхимия и металлические лекарства в Аюрведе . Концептуальное издательство. п. 34. ISBN  9788170220770 . Проверено 21 июля 2022 г.
  13. ^ Составлено (2006). Индуизм: Часто задаваемые вопросы . Миссия Чинмайя. стр. 60–61. ISBN  9781880687383 . [ мертвая ссылка ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: f52631ad3e9c4de7f7e26183d7d55ff1__1714830300
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/f5/f1/f52631ad3e9c4de7f7e26183d7d55ff1.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Tanmatras - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)