Танматрас
Часть серии о |
индуизм |
---|
![]() |
Часть серии о | |
Индуистская философия | |
---|---|
![]() | |
православный | |
неортодоксальный | |
Танматры ( санскрит : तन्मात्र = танматра) — это рудиментарные, недифференцированные, тонкие элементы, из которых производятся грубые элементы. [1] Существует пять чувственных восприятий – слух, осязание, зрение, вкус и обоняние – и есть пять танматр, соответствующих этим пяти чувственным восприятиям и пяти органам чувств. Танматры соединяются и пересоединяются различными способами, образуя грубые элементы – эфир, воздух, огонь, воду и землю – которые составляют грубую вселенную, воспринимаемую органами чувств. Чувства вступают в контакт с объектами и переносят впечатления от них в манас (ум), который воспринимает их и систематизирует в заповеди. [2]
Обзор
[ редактировать ]Философская школа санкхьи . , предложенная Риши Капилой , считает пять танматр , или принципиальных идей, основными, изначальными причинами пяти субстанциальных элементов физического проявления: акаша (эфир), вайю (воздух), агни или тайджаса (огонь) ), ап (вода) и притхви (земля) в порядке их создания. Эти субстанциальные элементы — пять бхутов , из неограниченного сочетания которых возникают все материальные формы в пространстве и времени, включая живые тела. Это соответствует ведической теории творения. [3]
Теории эволюции
[ редактировать ]Упанишады
[ редактировать ]Шанкара и Рамануджа , богословские комментаторы Упанишад , понимали элементы как означающие божества, а не сами элементы. Упанишады утверждают невозможность возникновения чего-либо из небытия или небытия, объясняют возникновение жизненной силой или космической силой, но, наконец, утверждают, что все творение является лишь иллюзией или видимостью. Первосотворенные райи и прана , упомянутые философом Пиппаладой , относятся к материи и духу. [4] То, что Брахман является недвойственной реальностью, можно познать только в процессе дифференциации пяти элементов; дифференциация необходима, чтобы отделить Брахмана от элементов, составляющих воспринимаемый мир. Поскольку творение означает появление имен и форм, имена и формы не могут существовать до творения. Кроме того, разница между объектами одного и того же класса не может иметь ссылки на sat , поскольку ничего другого не существует; и говорить об отличии от вещи, которая не существует, не имеет смысла. Видьяранья объясняет в Панчадаши III.27, что:
- Объект осей называется такой-то косвенный
- Объект не является объектом оси и не является косвенным по своей природе.
- (объект, который могут восприниматься органами чувств, можно сравнить,
- но объект, находящийся за пределами восприятия, можно только вообразить,
- и объект, являющийся предметом восприятия, не может быть объектом чувств.) [5]
буддизм
[ редактировать ]Буддийский гандхарва Панчасикха называет высшую истину авьяктой в состоянии пуруши , и это сознание возникает вследствие слияния совокупности ум-тело и элемента четас , феноменов, которые, хотя и взаимно независимы, не являются личностью. Отказ от воспринимаемых и неощутимых явлений приводит к мокше (освобождению). Философ Виджнянабхиксу считает, что и разделение ахамкары , и эволюция танматр происходят в махате . Чистый cit (интеллект) не является ни иллюзией, ни абстракцией; хотя оно и конкретное, оно трансцендентно. Состояние, в котором тамасу удается преодолеть аспект саттвы преобладающий в буддхи , называется бхутади . Бхутади и раджас порождают танматры , непосредственно предшествующие причины грубых элементов. [6]
Санкхья
[ редактировать ]Пракрити (природа, или «первичная основа эмпирической вселенной») состоит из трех гун (аспектов или качеств): саттвы (потенциального сознания), раджаса (активности) и тамаса (сдержанности). Гуны (равновесия ) меняются, но могут находиться в состоянии самьявастхи , когда никаких действий не происходит. Под влиянием пуруши (чистого сознания) пракрити сначала развивается, порождая махат (величие, возвышение) или буддхи (определенное понимание или разум), а затем ахамкару (эго). Из ахамкары саттвы аспекта . возникает манас (ум), пять органов восприятия и пять органов действия Из ахамкары тамаса аспекта . возникают танматры (пять тонких элементов) Из танматр возникают пять грубых, или субстанциальных, элементов под влиянием тамаса . Аспект раджаса здесь помогает эволюции под влиянием обоих других аспектов. [7] [8]
Пуруша и пракрити неэволюционны, они вечны и неизменны. Из союза этих двух неэволюций развивается буддхи (знание), из буддхи развивается ахамкара (воля), из ахамкары развивается манас (чувство), джняненрияс (пять чувственных способностей), кармендрии (пять способностей действия) и танматры (пять способностей действия ). пять тонких элементов), из которых развиваются ( махабхуты пять грубых элементов). Близость пуруши нарушает пракрити , изменяет равновесие трех гун – саттвы (просветления), раджаса (стимуляции и динамизма) и тамаса (безразличия, тяжести и бездействия), – совокупность свойств которых определяет природу всех производных принципов, перечисленных система санкхья запускает причинно-следственные цепи и способствует эволюции. Изначальная материальность не проявляется; оно проявляется через эволюты. [9]
Йога
[ редактировать ]Философ Виджнянабхиксу утверждает, что танматры существуют только в неспециализированных формах как неопределенное состояние материи, которое могут воспринимать только йогины . Пять танматр — акаша , связанная с эфиром или пространством, шабда , связанная с воздухом, спарша, связанная с теджасом , ап и раса, связанная с кшити , порождают параманус , в котором они частично существуют как танматраваява или трасарену , что школа Вайшешика и Виджнанбхиксу в своем Йога-вартикка , состояние — это гуны , и что в танматрах существует особая дифференциация, составляющая танматры . За формированием бхутов посредством таттвантра-паринамы следует дхармапаринама , или эволюция посредством изменения качеств. При производстве вещи различные гуны не выбирают разные самостоятельные пути, а объединяются и производят эволюцию единого продукта. Внешний вид вещи — это лишь явный аспект той же самой вещи — атомов. Качество — это природа субстанции, и любое изменение субстанции происходит вследствие изменения качеств. Лакшана-паринама, аспект изменения внешнего вида, относится к трем различным моментам одного и того же предмета, в зависимости от его различных свойств: непроявленного, проявленного или проявленного в прошлом, но сохранившегося. Именно в аспекте этого изменения авастха-паринама субстанция называется новой или старой, выросшей или разложившейся. [10]
Веданта
[ редактировать ]Танматры , развиваются из бхутади которое является лишь промежуточным состоянием. Они обладают некоторой массой, энергетическими и физическими характеристиками, такими как проницаемость, сила удара, лучистое тепло и вязкое притяжение, и воздействуют на чувства после принятия формы параманус , или атомов, бхутов ( сотворенных), Этот процесс называется таттавантрапаринама , или первичной эволюцией. В эволюции суммарная энергия всегда остаётся прежней, перераспределённой между причинами и следствиями, совокупность следствий существует в совокупности причин в потенциальной форме. Сочетания и перегруппировки трех гун (атрибутов или свойств) вызывают более дифференцированные эволюции. Перегруппировки представляют собой изменения, ведущие к эволюции, т.е. от причины к следствию, что основано на процессе, известном как саткарьявада , доктрине, согласно которой следствие существует в причине даже до того, как причинный процесс начал производить следствие, которое действует в причине. соответствии с законами сохранения материи и энергии. [11]
Сукшма -бхуты соединяются в различных пропорциях с радикалом как материальной причиной и другими бхутами как действенной причиной, образуя махабхуты . Сукшма бхута и панус , или параманус , (атомы) не могут существовать в феноменальном состоянии в несвязанной форме. Два атома соединяются в результате паришпанды (вращательного или вибрационного движения) и образуют двянуку (молекулу); три из этих двоенук объединяются, образуя трянуку , и так далее, пока не образуются более тяжелые металлы. За исключением акаши , все остальные танматры в последующих имеют атрибуты предыдущих. Танматры – это кванты энергии. [12] Совокупность саттвических аспектов пяти танматр объединяется, образуя антах-карану или внутренний инструмент, состоящий из манаса , буддхи , читты и ахамкары . Отдельные саттвические аспекты танматр объединяются, образуя гьяна-индрии, состоящие из пяти органов чувств восприятия. Совокупность раджасических аспектов танматр пяти танматр объединяется в пять пран — прану , апну , вьяну , удану и саману . Отдельные раджасические аспекты танматр объединяются, образуя пять органов действия. Отдельные тамасические аспекты пяти танматр объединяются, образуя элементы, составляющие мир, посредством процесса панчикараны . [13]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Санскритский словарь» . Spokensanskrit.de.
- ^ Свами Прабхавананда (2003). Духовное наследие Индии . Издательство Генезис. п. 219. ИСБН 9788177557466 . Проверено 21 июля 2022 г.
- ^ Генон, Рене (октябрь 2003 г.). Разное София Переннис п. 88. ИСБН 9780900588556 . Проверено 21 июля 2022 г.
- ^ Р.Д. Ранаде (1926). Конструктивный обзор философии Упанишад . Бхаратия Видья Бхаван . стр. 54–55, 66 . Проверено 22 июля 2022 г.
- ^ Свами Свахананда . Панчадаши Шри Видьяраньи Свами . Шри Рамкришна Матх. стр. 32–41, 88 . Проверено 21 июля 2022 г.
- ^ Дасгупта, Сурендранатх (1975). История индийской философии . Том. 1. Мотилал Банарсидасс. стр. 213, 217, 226, 240, 251. ISBN. 9788120804128 . Проверено 21 июля 2022 г.
- ^ Радхакришнан, Сарвепалли (1956). «Индийская философия: Санкхья» энциклопедия Британская Том. 12 (14-е изд.). Чикаго: Британская энциклопедия, Inc. п. 251.
- ^ Радхакришнан, Сарвепалли (2008). Индийская философия . Том. 2. Индия: Издательство Оксфордского университета. п. 315. ИСБН 9780195698428 .
- ^ Давид Скрбина (2009). Разум, который пребывает . Издательство Джона Бенджамина. стр. 318–320. ISBN 978-9027252111 .
- ^ Дасгупта, Сурендранатх (8 октября 2013 г.). Йога как философия и религия . Рутледж. стр. 65–71. ISBN 9781136389450 . Проверено 22 июля 2022 г.
- ^ Ветури Рамакришна Рао (1987). Избранные доктрины индийской философии . Публикации Миттала. стр. 58–60. ISBN 9788170990000 .
- ^ Даш, Бхагван (1986). Алхимия и металлические лекарства в Аюрведе . Концептуальное издательство. п. 34. ISBN 9788170220770 . Проверено 21 июля 2022 г.
- ^ Составлено (2006). Индуизм: Часто задаваемые вопросы . Миссия Чинмайя. стр. 60–61. ISBN 9781880687383 . [ мертвая ссылка ]