Jump to content

Шастра

Шастра ( санскрит : शास्त्र , латинизировано : Шастра произносится [ɕaːstrɐ] ) — санскритское слово, означающее «наставление, правила, руководство, сборник, книга или трактат» в общем смысле. [1] Это слово обычно используется как суффикс в контексте индийской литературы для обозначения технических или специализированных знаний в определенной области практики. [2]

Шастра имеет аналогичное значение английской логике , например, экологии, психологии , что означает научные и базовые знания по определенному предмету. Примеры современных неологизмов включают:

  1. бхаутикашастра 'физика',
  2. расашастра 'химия',
  3. дживашастра 'биология',
  4. вастушастра 'архитектурная наука',
  5. шилпашастра «наука о механическом искусстве и скульптуре»,
  6. артхашастра «наука о политике и экономике», [3] и
  7. нитишастра «сборник этики или правильной политики».

В западной литературе Шастра иногда пишется как Шастра . [4] отражающее неправильное понимание символа IAST «ś», который соответствует английскому «sh».

Этимология

[ редактировать ]

Слово Шастра буквально означает «то, что было наставлено/предписано», от корня Шасана, что означает «наставление/приказ». [5] [6]

Терминология

[ редактировать ]

«Шастра» обычно относится к трактату или тексту в определенной области знаний. В ранней ведической литературе это слово обозначало любую заповедь, правило, учение, ритуальную инструкцию или указание. [1] и постведической литературе индуизма В поздней Шастра относилась к любому трактату, книге или учебному пособию, любому руководству или сборнику по любому предмету в любой области знаний, включая религиозные. [1] Часто это суффикс, добавляемый к теме трактата, например:

  1. Йога -шастра,
  2. Ньяя -шастра,
  3. Дхарма -шастра,
  4. Кока- или Кама -шастра, [7]
  5. Мокша -шастра,
  6. Артха -шастра,
  7. Аламкара-шастра (риторика),
  8. Кавья-шастра (поэтика),
  9. Сангита - Шастра (музыка),
  10. Натья -шастра (театр и танец) и другие. [1] [2]

В буддизме «шастра» часто представляет собой комментарий, написанный позднее для объяснения более раннего писания или сутры . Например, Ютан Линь говорит, что текст, написанный им, а не данный Буддой, не может называться «Сутрой»; это называется «Шастра». В буддизме буддистам разрешено высказывать свои тезисы, если они соответствуют Сутрам, и они называются «Шастрами». [8]

В джайнизме этот термин означает то же, что и в индуизме . Примером джайна-шастры является Йога-шастра Хемчандрачарьи XII века . [9]

Шастра иногда является корнем сложных санскритских слов. Хранителя Шастры , например, зовут Шастрадхари ( санскрит : शास्त्रधारी). [10]

Ссылки в ранних текстах

[ редактировать ]

Этот термин встречается в нескольких отрывках из Ригведы (2-е тысячелетие до н.э.), например, в гимне VIII.33.16.

Не то чтобы твоего нет в моих писаниях , а в лесу другом.
который привел нас к герою.

В этом стихе Ригведы этот термин означает правило или указание.

Майтри Упанишада (середина-конец 1-го тысячелетия до н. э.) аналогичным образом упоминает материалистов Чарваков и Брихаспати, которые не согласились с тем, что Веды являются трактатом знаний, и вместо этого предлагают релятивизм в следующем отрывке: [12]

Брихаспати, будучи Венерой, создал это невежество из страха перед Индрой и для уничтожения демонов.
При этом Шиву называют Шивой, Шива — это Шива, а Веды и другие писания говорят: «Пусть будет медитация на жестокую религию».

Этот термин встречается в других Упанишадах, а также в Бхагавад-гите , например, в стихах 15.20, 16.23–16.24 и 17.1. [14]

Ригведапратишахья ( 11.36 ; 14.30) использует термин Шастра для обозначения традиции пратишакхьи . Катьяяна , Патанджали и Панини Аштадхьяи используют этот термин. Точно так же Ведангаджйотиша использует этот термин для обозначения астрономических трактатов. Термин ведангашастранам к шастрам Веданги относится .

Термин « шастра » встречается в Яски » «Нирукте (1.2, 14), где имеется в виду Нирукта (этимология). Раннее использование термина шастра в отношении литературы по дхарме встречается в варттике Катьяяны . , который использует выражение дхармашастра [15]

Хронология и подлинность

[ редактировать ]

Шастры — это преимущественно постведическая литература, то есть примерно после 500 г. до н.э. Однако неясно, когда были составлены и завершены различные Шастры. Подлинность рукописей также неясна, поскольку существует множество версий одного и того же текста, некоторые из которых имеют существенные различия. Патрик Оливель , которому приписывают перевод Ману Дхарма-шастры в 2005 году, опубликованный издательством Оксфордского университета, выражает обеспокоенность постмодернистской науки по поводу предполагаемой аутентичности и надежности рукописей следующим образом (в сокращении): [16]

MDh , ( Манусмрити ) был первым индийским юридическим текстом, представленным западному миру посредством перевода сэра Уильяма Джонса в 1794 году. (...) Все издания MDh за исключением издания Джолли, воспроизводят текст, найденный в [ Калькутта] рукопись, содержащая комментарий Куллуки. Я назвал это « вульгатной версией». Именно версию Куллуки переводили неоднократно: Джонс (1794 г.), Бернелл (1884 г.), Бюлер (1886 г.) и Донигер (1991 г.). (...) Вера в подлинность текста Куллуки была открыто сформулирована Бернеллом (1884, xxix): «Тогда нет никаких сомнений в том, что textus receptus, а именно текст Куллуки Бхатты, принятый в Индии и Европе, ученых, в целом очень близок к оригинальному тексту».
Это далеко от истины. Действительно, одним из величайших сюрпризов моей редакционной работы стало открытие того, как мало из более чем пятидесяти рукописей, которые я сопоставил, действительно следуют Вульгате в ключевых прочтениях.

- Патрик Оливель , Кодекс законов Ману (2005) [16]

Литература конца 1-го тысячелетия до нашей эры, такая как Артхашастра , [17] и шастры различных областей знаний периода начала 1-го тысячелетия представляют большой интерес, поскольку они способствовали возникновению различных школ и распространению индийских религий, таких как индуизм и буддизм, в Южной Азии и за ее пределами . [3] [18] [19]

Шастры носят как описательный, так и предписывающий характер. Среди различных шастр свод законов Ману был одним из наиболее изученных, поскольку колониальное британское правительство пыталось установить в Британской Индии различные законы, основанные на шариате для мусульман и своде законов Ману. [20] [21] [22]

Шастры не являются последовательными или единогласными документами. Дхарма-шастры, например, содержат противоположные взгляды и противоречивые теории. Частично это связано с тем, что они представляют собой идеал человеческого поведения, но в то же время признают необходимость учитывать возможные недостатки. Шастры не представляют жизнь такой, какой она была. Скорее они раскрывают представление о том, какой должна быть жизнь. Тексты шастр составляют один из величайших массивов литературы древнего мира. [23]

Сутры — еще один жанр индийских текстов, возникший в I тысячелетии до нашей эры, особенно после 600 года до нашей эры. [24] Сутра (буквально «связывающая нить») обозначает тип литературного произведения, отличный от Шастры. На санскрите «сутра» обычно относится к одному или нескольким афоризмам ; поэтому в сутрах используются короткие, афористические, вызывающие воспоминания высказывания. Напротив, Шастра обычно длиннее, содержит больше деталей и объяснений. Примером сутры являются Патанджали » «Йогасутры (считающиеся классическим индуистским трактатом), а примером Шастры — «Йогасастра» Хемачандры (считающаяся классическим шветамбара-джайнским трактатом), обе посвященные йоге . [25]

Шастры и сутры относятся к числу других многочисленных жанров литературы, сохранившихся от древней и средневековой Индии . Другие жанры включают Веды , Упанишады , Веданги , Итихасы , Пураны , Бхасьи и Субхашиты . [26]

Основные шастры по темам

[ редактировать ]


  1. Васту Шастра (трактаты по архитектуре)
  2. Вайманика Шастра , санскритский текст начала 20 века по «науке воздухоплавания».
  3. Дхарма Шастра :
    Это жанр санскритских богословских текстов, относящийся к трактатам ( шастрам ) индуизма о дхарме . Существует множество Дхармашастр, число которых по разным оценкам составляет от 18 до примерно 100, с разными и противоречивыми точками зрения. [27] [примечание 1] Каждый из этих текстов существует во многих различных версиях, и каждый основан на текстах Дхармасутры, датированных 1-м тысячелетием до нашей эры, которые возникли в результате исследований Кальпы (Веданги) в ведическую эпоху. [29] [30]
  4. Камашастра (Кама Шастра)
  5. Йога Васиштха
  6. Мокшопайя (махаяна уттаратантра шастра)
  7. Артха Шастра , финансовые дела
  8. Natya Shastra , performing arts
  9. Сурья Сиддантха , астрономия
  10. Буддийские шастры Махаяны
  11. Самудрика Шастра
  12. Шилпа Шастра

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. Пандуранг Ваман Кейн упоминает более 100 различных текстов Дхармашастры, которые были известны в средние века в Индии, но большинство из них утеряны для истории, и их существование подтверждается цитатами и цитатами в бхашье и сохранившихся дайджестах. [28]
  1. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д Монье Уильямс, Санскритско-английский словарь Монье Уильямса, Oxford University Press , статья о zAstra
  2. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Джеймс Лохтефельд (2002), «Шастра» в Иллюстрированной энциклопедии индуизма, том. 2: Новая Зеландия, издательство Rosen Publishing, ISBN   0-8239-2287-1 , стр. 626
  3. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Боше, Роджер (январь 2003 г.). Каутильи « Артхашастра о войне и дипломатии в Древней Индии» . Журнал военной истории . 67 (1). Общество военной истории: 9–37. дои : 10.1353/jmh.2003.0006 . ISSN   0899-3718 .
  4. ^ JDM Дерретт (1973), История, Том 1, Редактор серии: Ян Гонда , Брилл, ISBN   978-9004037403 , страницы 34–36.
  5. ^ «Сеть знаний Амаракоши (अमारकोश-ज्ञान-जालम)» .
  6. ^ «Слово на Spokensanskrit.org» .
  7. ^ Алекс Комфорт и Чарльз Фаукс (1993), Иллюстрированная Кока Шастра: средневековые индийские сочинения о любви, основанные на Камасутре, Саймон и Шустер, ISBN   978-0684839813
  8. ^ Объединение мудрости и сострадания д-р Ютан Линь
  9. ^ Амритлал Савчанд Гопани (1989), Йога-шастра Хемчандрачарьи: Путеводитель по джайнской йоге XII века, Академия Пракрита Бхарти, ОСЛК   21760707
  10. ^ словарное значение Шастрадхари
  11. ^ перевод. « Ни в твоем указе , ни в моем, но в чужом он радуется, Человек, который довел нас до этого » . Ригведа ऋग्वेदः मण्डल ८ Wikisource
  12. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Макс Мюллер, Майтри Упанишад 7.9 , Oxford University Press, стр. 342.
  13. ^ Майтри Упанишада 7.9 Wikisource
  14. ^ Санскрит: Это самое сокровенное писание, о котором я говорил тебе, о безгрешный. О потомок Бхараты, зная об этом, человек становится разумным и достигает своих целей. 15-20.;
    Английский перевод: Уинтроп Сарджант (2009), Бхагавад-Гита: издание к двадцатипятилетнему юбилею, State University of New York Press, ISBN   978-0873958318
  15. ^ Оливель, П. (2006). Исследования ранней истории Дхармашастры в П. Оливелле (ред.) Между империями: общество в Индии с 300 г. до н.э. по 400 г. н.э. , Нью-Йорк: Oxford University Press, ISBN   0-19-568935-6 , стр.169.
  16. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Патрик Оливель (2005), Кодекс законов Ману, Oxford University Press, ISBN   978-0195171464 , страницы 353–354, 356–382.
  17. ^ Патрик Оливель (2013), Король, управление и закон в Древней Индии: Артхашастра Каутильи, Оксфорд, Великобритания: Oxford University Press, ISBN   978-0199891825 , страницы 30–32.
  18. ^ Роберт Лингат (1973), Классический закон Индии, Калифорнийский университет Press, ISBN   978-0520018983 , стр. 77;
    Стивен Коллинз (1993), Дискурс о том, что первично, Журнал индийской философии, том 21, страницы 301–393.
  19. Кей, Джон, Индия, История, Нью-Йорк, Grove Press, 2000.
  20. ^ Рудольф, Сюзанна Хобер; Рудольф, Ллойд И. (август 2000 г.). «Жизнь с различиями в Индии». Политический ежеквартальный журнал . 71 (с1). Уайли: 20–38. дои : 10.1111/1467-923X.71.s1.4 .
  21. ^ Габорио, Марк (июнь 1985 г.). «От Аль-Беруни до Джинны: идиома, ритуал и идеология индуистско-мусульманского противостояния в Южной Азии». Антропология сегодня . 1 (3). Королевский антропологический институт Великобритании и Ирландии: 7–14. дои : 10.2307/3033123 . JSTOR   3033123 .
  22. ^ Поллок, Шелдон, От дискурса ритуала к дискурсу власти в санскритской культуре, Журнал ритуальных исследований 4:2, 1990, 315-45.
  23. ^ Донигер, Венди, Индусы, Альтернативная история, Oxford University Press, 2010, ISBN   978-0-19-959334-7 пбк
  24. ^ Арвинд Шарма (2000), Классическая индуистская мысль: Введение, Oxford University Press, ISBN   978-0195644418 , страницы 205-206.
  25. ^ Олле Кварнстрем (2002), Йогашастра Хемачандры: Справочник шветамбарского джайнизма двенадцатого века, издательство Гарвардского университета, ISBN   978-0674009349
  26. ^ Людвик Штернбах (1973), Субхашита - Забытая глава в истории санскритской литературы, в Indologica Taurinensia, Турин, Том I, страницы 169–254.
  27. ^ Джон Боукер (2012), Послание и книга: Священные тексты мировых религий, издательство Йельского университета, ISBN   978-0300179293 , страницы 179–180.
  28. ^ Кейн, П.В. История Дхармашастр Том. 1 р. 304
  29. ^ Джеймс Лохтефельд (2002), «Дхарма Шастры» в Иллюстрированной энциклопедии индуизма, Vol. 1: AM, Rosen Publishing, ISBN   0-8239-2287-1 , страницы 191–192.
  30. ^ Патрик Оливель 1999 , стр. xxiii–xxv.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: b3064f15c0a5b721b8a8adb178f532a0__1704804000
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/b3/a0/b3064f15c0a5b721b8a8adb178f532a0.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Shastra - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)