Jump to content

Йога-сутры Патанджали.

(Перенаправлено из Йогасутры )

Некоторые страницы из исторической рукописи Йогасутры (санскрит, деванагари). Стихи выделены и вставлены в бхасью ( комментарий).
Статуя Патанджали , ее традиционная форма змеи, указывающая на Кундалини или воплощение Шеши.

Йога -сутры Патанджали ( ИАСТ : Patañjali Yoga-sūtras) — собрание санскритских сутр ( афоризмов ) по теории и практике йоги — 195 сутр (по Вьясе и Кришнамачарье ) и 196 сутр (по другим, в том числе Б.К.С. Айенгару) ). Йога -сутры были составлены в первые века нашей эры мудрецом Патанджали в Индии, который синтезировал и систематизировал знания о йоге из гораздо более древних традиций. [1] [2] [3]

Йога -сутры наиболее известны благодаря упоминанию аштанги , восьми элементов практики, кульминацией которых является самадхи . Восемь элементов — это яма (воздержание), нияма (соблюдение правил), асана (поза йоги), пранаяма (контроль дыхания), пратьяхара (отстранение от чувств), дхарана (концентрация ума ), дхьяна (медитация) и самадхи (поглощение). или тишина). Основная цель практики — кайвалья , распознавание пуруши , сознания-свидетеля, в отличие от пракрити , когнитивного аппарата, и распутывание пуруши от запутанных загрязнений пракрити .

Йога -сутры основаны на санкхьи представлениях о пуруше и пракрити и часто рассматриваются как дополняющие их. Он тесно связан с буддизмом и включает в себя некоторые его термины. Санкхью , йогу и веданту , а также джайнизм и буддизм можно рассматривать как представляющие различные проявления широкого потока аскетических традиций в древней Индии, в отличие от традиций бхакти и ведического ритуализма , которые были распространены в то время.

Современная традиция йоги считает Йога-сутры Патанджали одним из основополагающих текстов классической философии йоги . [4] [5] Однако присвоение – и неправильное присвоение – Йога -сутр и их влияние на более позднюю систематизацию йоги было подвергнуто сомнению Дэвидом Гордоном Уайтом . [6] который утверждает, что текст находился в относительной безвестности почти на 700 лет, с 12 по 19 век, и вернулся в конце 19 века благодаря усилиям Свами Вивекананды , Теософского общества и других. В 20 веке оно приобрело известность как классика. [6]

Автор и знакомства

[ редактировать ]

Колофоны рукописей « Йога-сутр» приписывают это произведение Патанджали . [7] [8] [9] [10] Личность Патанджали была предметом академических дискуссий, поскольку одноименному автору приписывают авторство классического текста по санскритской грамматике под названием Махабхашья , который твердо датируется вторым веком до нашей эры. Хотя некоторые ученые утверждают, что это тот же Патанджали, который является автором « Йога-сутр» , эти две работы совершенно разные по тематике, а индолог Луи Рену показал, что существуют существенные различия в языке, грамматике и словарном запасе. [11] До времен Бходжи (11 век) ни один известный текст не объединял личности двух авторов. [примечание 1]

Встречаться

[ редактировать ]

» Патанджали Филипп А. Маас оценил дату создания «Патанджалайогашастры примерно в 400 году нашей эры, основываясь на синхронизме между ее аргументами и аргументами Васубандху , прослеживая историю комментариев к ней, опубликованных в первом тысячелетии нашей эры, и на мнениях более ранних санскритских комментаторов. , на показаниях рукописных колофонов и на обзоре дошедшей до нас литературы. [14] [15] Эта датировка Патанджалайогашастры была предложена Вудсом еще в 1914 году. [16] и был широко принят академическими исследователями истории индийской философской мысли. [17] [18]

Эдвин Брайант , с другой стороны, опросил основных комментаторов в своем переводе Йога -сутр . [19] Он заметил, что «большинство ученых датируют текст вскоре после начала нашей эры (примерно с первого по второй век), но он был помещен еще за несколько столетий до этого». [20] Брайант пришел к выводу, что «ряд ученых датируют Йога-сутры четвертым или пятым веком нашей эры, но все эти аргументы были оспорены... Все подобные аргументы [относительно поздней даты] проблематичны». [21]

Мишель Демарэ резюмировал широкий спектр дат, присвоенных Йогасутре, от 500 г. до н.э. до 3-го века н.э., отметив, что доказательств для какой-либо уверенности недостаточно. Она заявила, что текст, возможно, был составлен раньше, учитывая противоречивые теории о его датировке, но ученые чаще принимают более поздние даты. [22]

Йога -сутры представляют собой смесь различных традиций. [2] [3] [1] Уровни самадхи, изложенные в тексте, напоминают буддийские джханы . [23] [24] По словам Фейерштейна, « Йога-сутры» представляют собой сочетание двух разных традиций, а именно «йоги восьми ступеней» (аштанга-йога) и йоги действия ( крия-йога ). [25] Часть крийя-йоги содержится в главе 1, главе 2, сутрах 1–27, главе 3, кроме сутры 54, и главе 4. [2] «Йога восьми ступеней» описана в сутрах 28–55 главы 2 и сутрах 3 и 54 главы 3. [2]

Ларсон отмечает, что существуют многочисленные параллели в древних школах мысли Санкхья , Йога и Абхидхарма , особенно со 2-го века до нашей эры до 1-го века нашей эры. [26] «Йога-сутры» Патанджали могут представлять собой синтез этих трех традиций. Из школы индуизма санкхья «Йога-сутры» заимствуют «рефлексивное различение» ( адхьявасая ) пракрити и пуруши (дуализма), его метафизический рационализм и три эпистемических метода для получения надежного знания. [26] буддизма Абхидхармы Ларсон предполагает, что из идеи ниродхасамадхи «Йога-сутры» исходят из стремления к измененному состоянию сознания. Однако, в отличие от буддизма, который избегает утверждения о существовании «я» и души, йога, как и санкхья, является физикалистской и реалистической, полагая, что у каждого человека есть «я» и душа. [26] Третья концепция, которую «Йога-сутры» синтезируют в свою философию, — это древние аскетические традиции изоляции, медитации и самоанализа, а также идеи йоги из индийских текстов I тысячелетия до нашей эры, таких как Катха-упанишада , Шветашватара-упанишада и Майтри-упанишада . [26]

По словам Вуджастика, ссылаясь на Мааса, Патанджали объединил йогу из более старых традиций в Патанджалайогашастре и добавил свои собственные пояснительные отрывки, чтобы создать единую работу, которая с 1100 года нашей эры считается работой двух людей. [1] Совокупность сутр Патанджали и Вьясабхасьи называется Патанджалайогашастра. [27]

йогабхашья

[ редактировать ]

« Йогабхашья » — комментарий к « Йога-сутрам» Патанджали , традиционно приписываемый легендарному ведическому мудрецу Вьясе , который, как говорят, составил « Махабхарату» . Этот комментарий необходим для понимания афористических и кратких сутр йоги, а изучение сутр всегда обращалось к Йогабхашье . [28] Некоторые ученые считают Вьясу комментатором более позднего 4 или 5 века нашей эры (в отличие от древнего мифического персонажа). [28]

Однако Вьяса не единственный комментатор текста. Другим известным комментатором « Йога-сутр» является Вачаспати Мишра , который также написал комментарии к другим школам индийской философии, таким как Веданта, Самкхья, Ньяя и Мимамса. Считается, что после Вьясы комментарий Вачаспати Мишры является «следующим по авторитетности». [29] Среди других комментаторов — Бходжа Раджа , Виджнянабхикшу и Рамананда Сарасвати. Виджнянабхикшу, по словам Брайанта, написал «самый проницательный и полезный комментарий после комментария Вьясы». Комментарии Бходжи Раджи и Рамананды Сарасвати следуют предыдущим комментариям, не расширяя при этом того, что сказали их предшественники. Харихарананда Аранья , в отличие от приведенных выше фигур, является современным комментатором текста. Брайант объясняет, что, хотя «его точка зрения подвержена влиянию западной мысли», она все же «тщательно основана на традициях». [30]

Ученые считают, что оба текста, сутры и комментарии были написаны одним человеком. По словам Филиппа А. Мааса, на основе изучения оригинальных рукописей, сочинение Патанджали называлось «Патанджалайогашастра» («Трактат о йоге согласно Патанджали») и состояло как из сутр , так и из бхашьи . Это означает, что Бхашья на самом деле была работой самого Патанджали. [31]

Практика написания набора афоризмов с собственным объяснением автора была хорошо известна во времена Патанджали, как, например, в «Абхидхармакошабхашье » Васубандху (которую, кстати, цитирует Патанджали). Эти результаты исследований меняют историческое понимание традиции йоги, поскольку позволяют нам рассматривать Бхашью как собственное объяснение Патанджали значения его несколько загадочных сутр. [31] [примечание 2]

Йогабхашья утверждает , что слово «йога» в « Йога-сутрах» имеет значение «самадхи». Другой комментарий ( Виварана ) некоего Шанкары подтверждает интерпретацию йога самадхих (ЙБХ. I.1): «йога» в сутре Патанджали имеет значение «интеграции». [32] Этот Шанкара мог быть, а мог и не быть знаменитым ученым-ведантистом Ади Шанкарой (8-й или 9-й век). Мнение ученых по этому вопросу до сих пор остается открытым. [28]

Содержание

[ редактировать ]

Патанджали разделил свои «Йога-сутры» на четыре главы или книги (санскритская пада ), содержащие всего 196 афоризмов, разделенных следующим образом: [33] [34]

Пада Самадхи

[ редактировать ]
  • Пада Самадхи [35] [36] (51 сутра). Самадхи — это состояние прямого и надежного восприятия ( прамана ), где «видящий» ( Пуруша , чистое сознание, Высшее Я) пребывает в себе. Самадхи — это основная техника, которую изучает йог, с помощью которой успокаивается работа ума, после чего достигается Кайвалья , изоляция «видящего» от загрязнений ума. Автор описывает йогу, а затем природу и средства достижения самадхи .
  • В этой главе содержится знаменитый стих с определением (YS 1.2): «Йогаш читта-вритти-ниродхах» («Йога — это ограничение колебаний ума»). [35] Когда ум успокоен, открывается видящий или настоящее Я:
1.3. Тогда Видящий утверждается в своей собственной сущностной и фундаментальной природе.
1.4. В других состояниях происходит ассимиляция (Видящего) с модификациями (ума). [37]
  • В YS 1.33–39 упоминаются семь практик успокоения ума, седьмая из которых — медитативное погружение (YS 1.39), которое далее объясняется в YS 1.40–51 и YS 3.1–12.
  • YS 1.23 предлагает альтернативный, менее трудный метод достижения самадхи путем бхакти или предания Ишваре . Некоторые ученые считают, что это «предпочтительный» подход Патанджали. [38]

Садхана Пада

[ редактировать ]

Крия Йога

[ редактировать ]
  • Крия-йога в «Йога-сутрах» представляет собой подготовку к Аштанга-йоге (с тремя особыми элементами Ниямы (2-я ступень)): [39]
2.3 тапас – аскеза [39]
2.4 свадхьяя – самостоятельное изучение писаний. [39]
2.5 ишвара пранидхана – преданность богу или чистое сознание. [39]

Аштанга йога

[ редактировать ]
  • Аштанга-йога – это йога восьми ступеней. В главе 2 описаны пять «косвенных средств» очищения и содействия прозрению:
1. Яма – ограничения или этика поведения; Яма состоит из:
1.1 Ахимса (ненасилие)
1.2 Сатья (Правдивость)
1.3 Уровень (Без воровства)
1.4 Брахмачарья (Целомудрие)
1.5 Апариграха (Невладение)
2. Нияма – обряды; Нияма состоит из:
2.1 Сауча (Чистота)
2.2 Сантоша (Удовлетворенность)
2.3 Тапас (аскеза)
2.4 Самообучение
2.5 Ишвара Пранидхана (Преданность Господу)
3. Асана – физическая поза, в которой человек может чувствовать себя устойчиво и комфортно. [40]
4. Пранаяма – контроль праны ( дыхания).
5. Пратьяхара – отстранение чувств.
6. Дхарана – сосредоточение.
7. Дхьяна – медитация.
8. Самадхи – поглощение.

Вибхути Пада

[ редактировать ]
  • Вибхути Пада [35] [36] (56 сутр). [41] Вибхути — это санскритское слово, означающее «сила» или «проявление». последние три ступени Аштанга-йоги , известной как самьяма : В главе 3 изложены
6. Дхарана – сосредоточение.
7. Дхьяна – медитация.
8. Самадхи – поглощение.
Помимо проникновения в чистое осознание (пуруша), самьяма дает «сверхнормальные силы» (санскрит: сиддхи ), поскольку йогин получает доступ к таттвам, составляющим пракрити , и соединяется с ними . [42] Текст предупреждает (III.38), что эти силы могут стать препятствием для йога, ищущего освобождения.

Кайвалья Пада

[ редактировать ]
  • Кайвалья Пада [35] [36] (34 сутры). Кайвалья , «изоляция» Видящего от содержимого ума, чтобы его больше не беспокоили движения ума. Оно означает эмансипацию или освобождение и используется там, где в других текстах часто используется термин мокша (освобождение). Кайвалья Пада описывает процесс освобождения и реальность Провидца.

Философия

[ редактировать ]

Метафизика

[ редактировать ]

Метафизика Патанджали построена на том же дуалистическом фундаменте, что и школа санкхьи. [Интернет 1] В школах санкхья-йоги Вселенная концептуализируется как две реальности: Пуруша (сознание) и пракрити (ум, познание, эмоции и материя). Он рассматривает сознание и материю, я/душу и тело как две разные реальности. [43] [44] Джива (живое существо) рассматривается как состояние, в котором пуруша связана с пракрити в той или иной форме, в различных перестановках и сочетаниях различных элементов, чувств, чувств, деятельности и ума. [45] В состоянии дисбаланса или невежества одна из составляющих подавляет другие, создавая своего рода рабство. Конец этого рабства называется Кайвалья, освобождение или мокша . в школах йоги и санкхьи [46] Этическая теория школы йоги основана на яме и нияме , а также на элементах теории гун санкхьи. [Интернет 1]

Патанджали заимствует теорию Гуны из санкхьи. [Интернет 1] Теория гун утверждает, что три гуны (врожденные склонности, качества) присутствуют в разных пропорциях во всех существах, и эти три — это саттва- гуна (доброта, созидательная, гармоничная), раджас- гуна (страсть, активная, запутанная) и тамас- гуна (тьма) . разрушительный, хаотичный). [47] [48] Эти три присутствуют в каждом существе, но в разных пропорциях, а фундаментальная природа и психологические особенности существ являются следствием относительной пропорции этих трёх гун . [Интернет 1] Когда в человеке преобладает саттва- гуна, проявляются качества ясности, мудрости, созидательности, гармонии и умиротворения; когда преобладает раджас, проявляются привязанность, жажда, деятельность, движимая страстью, и беспокойство; а когда у человека преобладает тамас, проявляется невежество, заблуждение, деструктивное поведение, вялость и страдание. Теория гун лежит в основе философии ума в школе йоги индуизма. [Интернет 1]

Сотериология

[ редактировать ]

1.2. Йога – это подавление изменений ума.
1.3. Тогда Видящий утверждается в своей собственной сущностной и фундаментальной природе.
1.4. В других состояниях происходит ассимиляция (Видящего) с модификациями (ума).

Йога-сутра Патанджали. [37]

По мнению Брайанта, цель йоги — освобождение от страданий посредством различающего различения. Восемь частей — это «средства достижения различительного различения», «отсоединение пуруши от всякой связи с пракрити и всякой вовлеченности в читту». Брайант утверждает, что, по мнению Патанджали, практика йоги «по существу состоит из медитативных практик, кульминацией которых является достижение состояния сознания, свободного от всех видов активного или дискурсивного мышления, и в конечном итоге достижение состояния, в котором сознание не осознает ни одного объекта, внешнего по отношению к себе. то есть осознает только свою собственную природу как сознание, несмешанное ни с каким другим объектом». [49] [50]

В то время как школа санкхьи предполагает, что джняна (знание) является достаточным средством для достижения мокши , Патанджали предполагает, что систематические методы/практика (личные эксперименты) в сочетании с подходом санкхьи к знанию являются путем к мокше. [Интернет 1] Патанджали считает, что авидья , невежество, является причиной всех пяти клеш, которые являются причиной страдания и самсары . [Интернет 1] Освобождение, как и многие другие школы, — это устранение невежества, которое достигается через различающую проницательность, знание и самосознание. Йога -сутры — это трактат школы йоги о том, как этого добиться. [Интернет 1] Самадхи — это состояние, в котором развивается экстатическое осознание, утверждают ученые йоги, и именно так человек начинает процесс осознания Пуруши и истинного Я. Далее утверждается, что это осознание вечно, и как только это осознание достигнуто, человек никогда не сможет перестать осознавать; это мокша , сотериологическая цель в индуизме. [Интернет 1]

Патанджали Третья книга «Йогасутры» посвящена сотериологическим аспектам философии йоги. Патанджали начинает с утверждения, что все разделы йоги являются необходимой основой для достижения состояния самосознания, свободы и освобождения. В стихах с III.4 по III.5 он называет три последние ступени йоги самьямой и называет ее технологией «различения принципов» и овладения читтой и самопознанием. [51] [52] В стихе III.12 «Йогасутры» утверждают, что этот принцип различения затем дает человеку возможность совершенствовать сант (спокойствие) и удиту (разум) в своем уме и духе посредством сосредоточенности. Это приводит к способности различать шабду (слово), артху (значение) и пратьяю (понимание), и эта способность дает человеку возможность с состраданием понимать крик/речь всех живых существ. [53] [54] Как только йог достигает этого состояния самьямы , это приводит к необычным способностям, интуиции, самопознанию, свободе и кайвалье , искупительной цели йога. [53]

Эпистемология

[ редактировать ]

Эпистемология школе в системе йоги Патанджали, как и в санкхья индийской философии , опирается на три из шести праман как средство получения достоверного знания. [55] К ним относятся Пратьякша (восприятие), Анумана (умозаключение) и Шабда ( Агама или Аптавачана , слово/свидетельство надежных источников). [56] [57] [58]

Система Патанджали, как и школа санкхьи, считает Пратьякшу или Дрштам (прямое чувственное восприятие), Ануману (вывод) и Шабду или Аптавачану (устное свидетельство мудрецов или шастр) единственными действительными средствами познания или Прамана . [56] В отличие от некоторых других школ индуизма, таких как Адвайта Веданта , йога не приняла следующие три Прамана : Упамана (сравнение и аналогия), Артхапатти (постулирование, вытекающее из обстоятельств) или Анупалабди (невосприятие, негативное/когнитивное доказательство). [57]

из трех праманов , которые он считает действительными, пратьякша Согласно «Йога-сутрам», (восприятие) является наиболее важной . Он превосходит два других источника, поскольку свидетельство ( шабда ) и умозаключение ( анумана ) в конечном итоге зависят от предварительного восприятия. Брайант отличает школу йоги от веданты , ньяи и мимансы в их определении приоритетности различных праман . Школа Мимамса отдает приоритет свидетельству, а школа Ньяя отдает приоритет умозаключениям. Школа Веданты в качестве основного источника использует свидетельства Упанишад , тогда как школа йоги приписывает высший авторитет «прямому личному опыту». отдают предпочтение прямому опыту, Брайант утверждает, что из-за того, что Йога-сутры они «останутся постоянным источником интереса для эмпирических настроений современного мира». [58]

Патанджали отличается от близкородственной ему нетеистической/атеистической школы санкхьи тем, что включает в себя то, что некоторые ученые называют «личным, но по существу бездействующим божеством» или «личным богом» (Ишвара). [59] [60] [61] [62] VIII века Индуистские ученые, такие как Ади Шанкара , а также многие современные академические ученые описывают школу йоги как «школу санкхьи с Богом». [60] [63] [64]

Йогасутры Патанджали используют термин Ишвара в 11 стихах: с I.23 по I.29, II.1, II.2, II.32 и II.45. С момента выхода Сутры индуистские учёные спорят и комментируют, кто или что такое Ишвара ? Эти комментарии варьируются от определения Ишвары от «личного бога» до «особого я» и «всего, что имеет духовное значение для человека». [60] [65] Уичер утверждает, что, хотя краткие стихи Патанджали можно интерпретировать как теистические, так и нетеистические, концепция Ишвары Патанджали в философии йоги действует как «преобразующий катализатор или руководство, помогающее йогину на пути к духовному освобождению». [66] В то время как пуруша (дух или истинное «я») йогина привязан к пракрити — материальному телу, подверженному кармам и клешам, особый пуруша, называемый Ишвара , нематериален и в конечном итоге свободен.

Патанджали определяет Ишвару (санскрит: Ишвар) в стихе 24 Книги 1 как «особое Я/Дух ( пуруша-вишеша ). [67] [примечание 3] } Эта сутра добавляет характеристики Ишвары как особого Я/Духа, на которого не влияют (अपरामृष्ट, aparamrsta ) препятствия/невзгоды (क्लेश, klesha ), обстоятельства, созданные прошлыми или текущими действиями (कर्म, карма ), жизнь плоды (विपाक, випака ) и психологические склонности/намерения человека (आशय, ашая). [69] [70]

Философские корни и влияния

[ редактировать ]
Слияние Дхараны , Дхьяны и Самадхи – это Самьяма – путь к Кайвалье в школе йоги.

Йога -сутры включили в себя учения многих других индийских философских систем, распространенных в то время. По мнению Циммера, санкхья и йога — две из нескольких философских школ, возникших на протяжении веков и имевших общие корни в доарийских культурах и традициях Индии. [71] [примечание 4] [примечание 5] Тем не менее, ортодоксальные индуистские философии санкхьи , йоги , веданты , а также неортодоксальные системы настики джайнизма и буддизма можно рассматривать как представляющие одно направление духовной деятельности в древней Индии, в отличие от традиций бхакти и ведического ритуализма. которые также были распространены в то же время. Традиции Веданты - Шраманы , иконопоклонство и ведические ритуалы можно отождествить с Джнана- маргой, Бхакти- маргой и Карма- маргой соответственно, которые изложены в Бхагавад-Гите .

Йога -сутры построены на основе философии санкхьи и обычно рассматриваются как практика, тогда как санкхья — это теория. Влияние санкхьи настолько широко распространено в сутрах, что историк Сурендранатх Дасгупта зашел так далеко, что отрицал независимую категоризацию системы Патанджали, предпочитая называть ее Патанджала-самкхьей , подобно позиции, которую занял джайнский писатель Харибхадра в своем комментарии к «Сутрам». Йога. [75] Патанджали Йога-сутры принимают разделение мира и явлений санкхьи на двадцать пять таттв или принципов, один из которых — Пуруша , что означает «Я» или сознание, а остальные — Пракрити (первичная природа), Буддхи (интеллект или воля), Ахамкара (эго). Манас ( чувственные (ум), пять буддхиндрии способности), пять кармендрий (способности действия) и десять элементов. [76] [77] Вторая часть Сутр, Садхана, также обобщает взгляды санкхьи на всю наблюдаемую деятельность, лежащую в сфере трех гун : саттвы (просветления), раджаса (страсти) и тамаса (летаргии). [78]

Йога -сутры расходятся с ранней санкхьей добавлением принципа Ишвары или Бога, примером которого является Сутра 1.23 - «Ишвара пранидханат ва», что интерпретируется как означающее, что предание Богу - это один из путей к освобождению. [76] [79] Ишвара определяется здесь как «отдельное Сознание, не затронутое омрачениями, действиями, плодами или их остатками». [80] В сутрах предполагается, что преданность Ишваре , представленному мистическим слогом Ом, может быть наиболее эффективным методом достижения цели Йоги. [81] Этот слог Ом является центральным элементом индуизма, появляясь во всех Упанишадах , включая самые ранние Чандогья и Брихадараньяка Упанишады, и разъясняется в Мандукья Упанишаде. [82]

Еще одно отличие от санкхьи заключается в том, что, хотя санкхья считает, что знание является средством достижения освобождения, йога Патанджали настаивает на методах концентрации и активного стремления. Цель йоги состоит в том, чтобы освободить человека из тисков материи, и она считает, что одни только интеллектуальные знания недостаточны для этой цели, что отличается от позиции, занимаемой санкхьей. [76]

Однако существенное сходство между санкхьей и системой Патанджали сохранилось даже после добавления принципа Ишвары . [83] отметил Макс Мюллер , что «эти две философии в просторечии отличались друг от друга как санкхья с Господом и санкхья без Господа...». [84] йоги . Считается, что Бхагавад Гита, одно из главных писаний индуизма, основана на этой синтетической системе санкхья- [85] [86]

Йога -сутры Патанджали — это основополагающий текст философской школы йоги в индуизме. [4] [5]

Хотя существуют различия между буддийскими принципами и взглядами, представленными в «Йога-сутрах», ученые отметили поразительное сходство между «Йога-сутрами» Патанджали и учениями буддийских текстов . [87] [88] [89]

Карел Вернер пишет: «Система Патанджали немыслима без буддизма. Что касается ее терминологии, то в « Йога-сутрах» есть многое , что напоминает нам буддийские формулировки из Палийского канона и тем более из «Сарвастивады Абхидхармы» и «Саутрантики ». [90] Он добавляет: «В целом они [сутры йоги Патанджали] более сложны и более точно обобщают реальную технику процедур йоги, чем буддийское изложение». [91] Однако, утверждает Вернер, «Будда был основателем своей системы, хотя, по общему признанию, он использовал некоторые переживания, полученные им ранее под руководством различных учителей йоги своего времени. Патанджали не является ни основателем, ни лидером системы йоги». новое движение (...) Гениальность его [Патанджали] достижений заключается в тщательности и полноте, с которой все важные этапы практики йоги и умственных переживаний включены в его схему, а также в их систематическом изложении в кратком трактате. " [91] Вернер добавляет, что идеи существования и акцент на «Я, Душе» в «Йогасутре» Патаджали отличаются от буддийских заповедей «отсутствия Я». [92]

По словам Дэвида Гордона Уайта , язык Йога-сутр часто ближе к «буддийскому гибридному санскриту, санскриту ранних буддийских писаний Махаяны, чем к классическому санскриту других индуистских писаний». [93] Он добавляет, что исторические данные свидетельствуют о том, что философские системы йоги влияли и находились под влиянием других философских систем Индии, таких как ранний буддизм и джайнизм. [94] Уайт упоминает разногласия по поводу Йога-сутр. [87] Значительное меньшинство ученых, отмечает, например, Уайт, считает, что Вьяса жил через несколько столетий после того, как Патанджали и его «индуистские» комментарии ниспровергли оригинальные «буддийские» учения Йога-сутр; в то время как точка зрения большинства ученых не согласна с этой точкой зрения. [95]

Ученые также отмечают различия между концептуальными рамками Йога-сутр и буддийских текстов. [88] [89] Роберт Турман пишет, что на Патанджали повлиял успех буддийской монашеской системы, и он сформулировал свою собственную матрицу для той версии мысли, которую он считал ортодоксальной. [96] Йога-сутра, особенно четвертый сегмент Кайвалья-пады, содержит несколько полемических стихов, критикующих буддизм, особенно школу Виджнянавады Васубандху. [97]

Барбара Миллер также отмечает многочисленные сходства и различия между Йога-сутрами Патанджали и учениями буддийских текстов:

В санкхье и йоге, как и в буддизме и джайнизме, наиболее характерной чертой существования является духкха , или страдание. Согласно буддизму, источником страдания является желание; согласно йоге, это связь наблюдателя (Пуруши) с наблюдаемым (Пракрти). В обеих системах источником духкхи является невежество. Есть также сходство в средствах избавления, рекомендуемых обеими системами. В буддизме стремящемуся предлагается следовать восьмеричному пути, кульминацией которого является правильная медитация или самадхи . В йоге стремящегося просят следовать несколько иному восьмеричному пути, кульминацией которого также является самадхи . [88]

Миллер также отмечает различия между «Йога-сутрами» Патанджали и учениями буддийских текстов:

...цель йогической медитации понимается в терминах, которые буддист не принял бы: как отделение вечного сознательного «я» от бессознательной материи. Цель йоги Патанджали — осуществить это разделение посредством понимания, преданности и практики». [88]

По словам Мишеля Демариаса, «Йога-сутры» Патанджали принимают концепцию «Я» или души, стоящей за действующим разумом, в то время как буддисты не признают существование такого «Я». По словам Десмариаса , роль «Я» занимает центральное место в идее самйоги , читты , самосознания и других концепций в главах со 2 по 4 Йога-сутр. [89]

Джайнизм

[ редактировать ]

Пять ям или ограничений Йога-сутр Патанджали имеют сверхъестественное сходство с пятью основными обетами джайнизма , что указывает на влияние джайнизма . [98] [99] [100] Три других учения, тесно связанных с джайнизмом, также появляются в йоге: учение о «цветах» в карме ( лешья ); Телос в джайнизме изоляции ( кевала и Кайвальям в йоге); и практика ненасилия (ахимса), хотя ненасилие (ахимса) впервые появилось в индийской философии и религии в индуистских текстах, известных как Упанишады [ Чандогья Упанишад , датируемая 8-м или 7-м веком до н. э., одна из древнейшие Упанишады , содержат самые ранние свидетельства использования слова Ахимса в том смысле, который известен в индуизме (кодекс поведения). Он запрещает насилие против «всех существ» ( сарвабхута ), и говорят, что практикующий ахимсу выходит из цикла метемпсихоза / реинкарнации (CU 8.15.1). [101] Он также называет ахимсу одной из пяти основных добродетелей]. [102]

Современная традиция йоги считает Йога-сутры Патанджали одним из основополагающих текстов классической философии йоги . [4] [5] Однако присвоение – и неправильное присвоение – Йога -сутр и их влияние на более позднюю систематизацию йоги было подвергнуто сомнению Дэвидом Гордоном Уайтом . [6] который утверждал, что текст находился в относительной безвестности почти на 700 лет с 12 по 19 век и вернулся в конце 19 века благодаря усилиям Свами Вивекананды , Теософского общества и других. В 20 веке оно приобрело известность как классика. [6] Его влияние было подтверждено Джеймсом Мэллинсоном . [103]

История показывает, что до 20-го века в средневековой индийской йоге доминировали различные другие тексты, такие как « Бхагавад-гита» и « Йога-васиштха» , тексты, приписываемые Яджнавалкье и Хираньягарбхе , а также литература по хатха-йоге , тантрической йоге и пашупата-шиваизму. йога, а не «Йога-сутры» Патанджали . [104] Многое о йоге написано в разделе «Мокшадхарма» эпоса « Махабхарата» . [105] У представителей джайнской веры была своя, разная литература по йоге. [106] а буддийская йога берет свое начало из источников до Патанджали. [107]

Некоторые из основных комментариев к « Йога-сутрам» были написаны между девятым и шестнадцатым веками. [108] После двенадцатого века школа начала приходить в упадок, а комментариев к философии йоги Патанджали стало мало. [108] К XVI веку философия йоги Патанджали практически вымерла. [108] Рукопись « Йога-сутр» больше не копировали, поскольку текст мало кто читал, и его редко преподавали. [109]

По словам Дэвида Гордона Уайта , популярность « Йога-сутр» возникла недавно и «чудесным образом реабилитирована» Свами Вивеканандой после того, как они игнорировались в течение семи столетий. [110] Именно с повторным открытием британским востоковедом в начале 1800-х годов более широкий интерес к Йога-сутрам . на Западе возник [109] Популярный интерес возник в XIX веке, когда практика йоги согласно « Йога-сутрам» стала рассматриваться как наука йоги и «высший созерцательный путь к самореализации» Свами Вивекананды , вслед за Еленой Блаватской , президентом Теософского общества . [111] По словам Уайта, этот текст стал знаменитым на Западе из-за «Большой йоги - корпоративной субкультуры йоги». [110]

Переводы и комментарии

[ редактировать ]

« Йога -сутры» Патанджали были наиболее переводимым древнеиндийским текстом в средневековую эпоху: они были переведены примерно на сорок индийских языков и два неиндийских языка: старояванский и арабский. [110]

  • В начале XI века персидский ученый Аль Бируни (973–1050 гг. н. э.) посетил Индию, прожил 16 лет среди индуистов и с их помощью перевел несколько значительных санскритских произведений на арабский и персидский языки. Патанджали Одним из них была «Йогасутра» . Его перевод включал текст и до сих пор неизвестный санскритский комментарий. [28] [112] [113] В переводе Аль Бируни сохранились многие основные темы философии йоги в индуизме, но некоторые сутры и аналитические комментарии были переформулированы, что сделало его более совместимым с исламской монотеистической теологией. [112] [114] Версия Йога-сутр Аль Бируни достигла Персии и Аравийского полуострова примерно к 1050 году нашей эры.
  • « Йога-сутры» Патанджали были переведены на древнеяванский язык индонезийскими индусами, и текст получил название « Дхарма Патанджала» . [115] Сохранившийся текст датируется примерно 1450 годом нашей эры; однако неясно, является ли этот текст копией более раннего перевода и существовали ли другие переводы в Индонезии. Этот перевод разделяет идеи, содержащиеся в других индийских переводах, особенно в переводах шиваитской традиции, а также некоторых в переводе Аль-Бируни, но он также существенно отличается от арабского перевода XI века. [115] Самая полная копия рукописи Дхармы Патанджалы сейчас хранится в Государственной библиотеке в Берлине. [116]

К началу XXI века учёные обнаружили 37 изданий «Йога-сутр» Патанджали , опубликованных между 1874 и 1992 годами, а также 82 различные рукописи из разных мест в Индии, Непале, Пакистане, Европе и США, многие из которых были на санскрите, а некоторые — на разных северах. и южноиндийские языки. [117] [118] Многочисленные исторические варианты показывают, что текст был живым документом и изменялся по мере передачи или перевода этих рукописей, при этом некоторые древние и средневековые рукописи были отмечены «исправлениями» на полях страниц и в других местах неизвестными авторами и по неясным причинам. . Это сделало хронологическое изучение философской школы йоги трудной задачей. [117]

было написано множество комментариев К «Йога-сутрам» . [примечание 6]

Средневековые комментарии

[ редактировать ]

Средневековые комментарии к сутрам йоги включают:

  • Вьясе (IV или V век нашей эры), как упоминалось выше, приписывают авторство комментария Йогабхашья , первого средневекового комментария к Йога-сутрам и того, на котором были основаны все последующие средневековые комментарии. Однако некоторые ученые утверждают, что этот комментарий был написан самим Патанджали. [119]
  • Говорят, что Ади Шанкара (8 век нашей эры) является автором комментария «Виварана» , хотя авторство этого комментария оспаривается. [120]
  • Вачаспати Мишра (900–980 гг. н.э.), составивший комментарий «Таттваваишаради» , названный «наиболее значительным ранним подкомментарием». [121]
  • Бходжи Раджи , Раджа-Мартанда 11 век.
  • Виджнянабхиксу XVI века Йогабхашьяварттика или просто Йогаварттика («Объяснение комментария к Йога-сутрам» Вьясы). Автор был философом-вайшнавом и экзегетом, который пытался гармонизировать санкхью и веданту и придерживался взглядов Бхедабхеды . [28]
  • Рамананды Сарасвати Йогамани-Прабха (16 век).

Современные переводы и комментарии

[ редактировать ]

бесчисленные комментарии к Йога-сутрам Сегодня доступны . Сутры . с комментариями были опубликованы рядом успешных учителей йоги, а также академиками, стремившимися прояснить вопросы текстовых вариаций Существуют также другие версии из множества источников, доступных в Интернете . [примечание 7] Многие версии сильно различаются, особенно в переводе. Текст не подвергался полностью строгому текстовому анализу, и контекстуальное значение многих санскритских слов и фраз остается предметом некоторых споров. [122] Современные переводы и интерпретациивключать:

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Радхакришнан и Мур приписывают текст грамматику Патанджали, датируя его II веком до нашей эры , во времена Империи Маурьев (322–185 до н.э.). [12] Такие ученые, как С.Н. Дасгупта (Yoga-As Philosophy and Religion Port Washington: Kennikat Press, 1924) утверждают, что это тот же Патанджали, который является автором Махабхасьи , трактата по санскритской грамматике . Рассуждения о философской природе санскритской грамматической мысли см.: Лата, Бидьют (редактор); Панини Патанджали: Грамматический марш . Нью-Дели, 2004. Вопреки этим старым взглядам, Аксель Майклс не согласен с тем, что произведение было написано Патанджали, характеризуя его вместо этого как собрание фрагментов и традиций текстов, происходящих из 2-го или 3-го века. [13]
  2. ^ См . Джеймс Вудс, Система йоги Патанджали; или «Древняя индуистская доктрина концентрации ума, включающая мнемонические правила Патанджали, называемые Йога-сутрами, и комментарий под названием Йога-бхашья (1914 г.) , полный перевод на archive.org.
  3. ^ нетронутый желаниями последствий страданий и действий [68] особого человека Он — Господь .
  4. Циммер: «[Джайнизм] не происходит из брахмано-арийских источников, но отражает космологию и антропологию гораздо более древнего доарийского высшего класса северо-восточной Индии, уходящего корнями в ту же почву архаических метафизических спекуляций, что и йога, санкхья, и буддизм, другие неведические индийские системы». [72]
  5. ^ Точка зрения Циммера поддерживается другими учеными, такими как Ниниам Смарт в книге «Доктрина и аргументация в индийской философии» , 1964, стр.27-32 и стр.76, [73] и С. К. Белвакар и Р. Д. Ранаде в «Истории индийской философии» , 1974 (1927), стр. 81 и стр. 303–409. [74]
  6. ^ Для обзора объема более ранних комментариев: Полный комментарий Шанкары к Йога-сутрам: Виварана Дополнительный комментарий к Вьясабхасье к Йога-сутрам Патанджали Tr.fr. Санскрит , Тревор Леггетт, преподобный изд. Рутледж (1990) ISBN   978-0-7103-0277-9 .
  7. ^ Список из 22 классических комментариев можно найти среди списков основных текстов йоги на mantra.org). Mantra.org.in, Фундаментальные тексты йоги
  1. ^ Перейти обратно: а б с Вуястык 2011 , стр. 33.
  2. ^ Перейти обратно: а б с д Фейерштейн 1978 , с. 108.
  3. ^ Перейти обратно: а б Тола, Драгонетти и Притипол 1987 , с. х.
  4. ^ Перейти обратно: а б с Уичер 1998 , с. 49.
  5. ^ Перейти обратно: а б с Стюарт Сарбакер (2011), Yoga Powers (редактор: Кнут А. Якобсен), Брилл, ISBN   978-9004212145 , с. 195.
  6. ^ Перейти обратно: а б с д Белый 2014 , с. xvi–xvii.
  7. ^ Тола, Драгонетти и Притипол 1987 , с. xi.
  8. ^ Сурендранатх Дасгупта (1992). История индийской философии . Перепечатка: Мотилал Банарсидасс (Оригинал: издательство Кембриджского университета, 1922 г.). стр. 230–238. ISBN  978-81-208-0412-8 .
  9. ^ Джеймс Г. Лохтефельд (2002). Иллюстрированная энциклопедия индуизма: Новая Зеландия . Издательская группа Розен. стр. 506–507 . ISBN  978-0-8239-3180-4 .
  10. ^ Уайт 2014 , стр. 34–38.
  11. ^ Рену, Луи (1940). «О личности двух Патанджали». В законе, Нарендра Натх (ред.). Мемориальный том Луи де ла Валле Пуссена . стр. 368–373.
  12. ^ Радхакришнан и Мур 1989 , стр. 453.
  13. ^ Майклс 2004 , с. 267.
  14. ^ Маас, Филипп Андре; Патанджали; Фонд Хейзел М. Хассонг (2006). Самадхипада: первая глава Патанджалайогашастры, впервые подвергнутая критической редакции = Первая глава Патанджалайогашастры, впервые подвергнутая критической редакции . Ахен: Шейкер. ISBN  978-3-8322-4987-8 . OCLC   1049097407 .
  15. ^ Маас 2013 , с. [ нужна страница ] .
  16. ^ Система йоги Патанджали или древнее индуистское учение о концентрации ума, охватывающее мнемонические правила, называемое Йога-сутрами, у Патанджали комментарий, называемый Йогабхашья...: Пер. из оригинального санскрита Джеймса Хотона Вудса . Кембридж. 1914. OCLC   185290295 . {{cite book}}: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка )
  17. ^ Поттер, Карл Х; Агравал, ММ; Бхаттачарья, Сибаджибан; Филипс, Стивен Х (1970). Энциклопедия индийской философии. Йога: индийская философия медитации Том. 12 Том. 12 . Мотилал Банарсидасс. ISBN  978-81-208-3349-4 . OCLC   988887600 .
  18. ^ Байер, Карл; Маас, Филипп Андре; Прейзенданц, Карин, ред. (2018). Йога в трансформации: исторический и современный взгляды: с 55 фигурами . В&р Академик. ISBN  978-3-8471-0862-7 . OCLC   1081172387 .
  19. ^ Брайант 2009 .
  20. ^ Брайант 2009 , с. xxxiv.
  21. ^ Брайант 2009 , с. 510, примечания 43–44.
  22. ^ Мишель Демарэ (2008), Изменение сознания: разум, сознание и идентичность в Йога-сутре Патанджали, Мотилал Банарсидасс, ISBN   978-8120833364 , страницы 16–17.
  23. ^ Прадхан 2015 , с. 151-152.
  24. ^ Крэнгл 1984 , с. [ нужна страница ] .
  25. ^ Фейерштейн 1978 , с. 108, Цитата: «Как я показал в своем подробном исследовании «Йога-сутры», это великое писание вполне может быть смесью только двух различных линий йоги. С одной стороны, есть йога восьми частей, или ашта-анга. -йога (пишется аштангайога), а с другой — Йога Действия (крия-йога).».
  26. ^ Перейти обратно: а б с д Ларсон, стр. 43–45.
  27. ^ Вуястык 2011 , стр. 32-33.
  28. ^ Перейти обратно: а б с д и Брайант, Эдвин Ф. Йога-сутры Патанджали: новое издание, перевод и комментарии; Введение
  29. ^ Брайант 2009 , с. хli.
  30. ^ Брайант 2009 , с. XLII – XLIII.
  31. ^ Перейти обратно: а б Маас 2006 .
  32. ^ Шанкарачарья; Патанджали; Т.С. Рукмани ; Вьяса. Йогасутрабхасьавиварана Шанкары: текст Вивараны с английским переводом и критические примечания вместе с текстом и английским переводом Йогасутр и Вьясабхасьи Патанджали . Издательство Мунширам Манохарлал, 2001. ISBN   978-81-215-0908-4 .
  33. ^ Вудс 2003 , с. [ нужна страница ] .
  34. ^ Айенгар 2002 , с. [ нужна страница ] .
  35. ^ Перейти обратно: а б с д и Вудс 2003 .
  36. ^ Перейти обратно: а б с д Айенгар 2002 .
  37. ^ Перейти обратно: а б Таймни 1961 , с. 16-17.
  38. ^ Брайант 2009 , с. 161.
  39. ^ Перейти обратно: а б с д «Введение в философию йоги и Патанджали: что такое крия-йога?» . Журнал йоги . 28 августа 2007 года . Проверено 23 января 2021 г.
  40. ^ Йога-сутры 2:46
  41. ^ Гриффин, Марк (2 января 2012 г.). Шактипат: врата к просветлению . Жесткий свет. п. 213. ИСБН  9780981937502 .
  42. ^ Якобсен 2011 , с. 6.
  43. ^ Хейни 2002 , с. 17.
  44. ^ Исаак и Дангвал 1997 , стр. 339.
  45. ^ Самкхья - Британская энциклопедия индуизма (2014)
  46. ^ Джеральд Джеймс Ларсон (2011), Классическая санкхья: интерпретация ее истории и значения, Мотилал Банарсидасс, ISBN   978-8120805033 , страницы 36–47.
  47. ^ Албан Виджери (1930), Принципы индуистской этики, Международный журнал этики , Vol. 40, № 2, стр. 234–237.
  48. ^ Джеймс Г. Лохтефельд, Гуна, в Иллюстрированной энциклопедии индуизма: AM , Vol. 1, Розен Паблишинг, ISBN   978-0-8239-3179-8 , стр. 265
  49. ^ Эдвин Брайант (2011, Университет Рутгерса), Йога-сутры Патанджали IEP
  50. ^ Брайант 2009 , с. 10.
  51. ^ Йога-даршан: Сутры Патанджали с Бхасьей Вьясы - Книга 3 GN Jha (Переводчик); Архив Гарвардского университета , страницы 94–95.
  52. ^ Грегор Мэле (2007), Аштанга-йога: практика и философия , ISBN   978-1577316060 , страницы 237–238.
  53. ^ Перейти обратно: а б Йога-даршан: Сутры Патанджали с Бхасьей Вьясы – Книга 3 Г.Н. Джа (Переводчик); Архив Гарвардского университета, страницы 108–126.
  54. ^ Философия йоги Т.Р. Татья (переводчик) с комментарием Бходжараджи; Архив Гарвардского университета, страницы 108–109.
  55. ^ Джон А. Граймс, Краткий словарь индийской философии: санскритские термины, определенные на английском языке, State University of New York Press, ISBN   978-0791430675 , стр. 238.
  56. ^ Перейти обратно: а б Ларсон 1998 , с. 9.
  57. ^ Перейти обратно: а б
    • Элиотт Дойче (2000), в книге «Философия религии: индийская философия, том 4» (редактор: Рой Перретт), Routledge, ISBN   978-0815336112 , страницы 245–248;
    • Джон А. Граймс, Краткий словарь индийской философии: санскритские термины, определенные на английском языке, State University of New York Press, ISBN   978-0791430675 , стр. 238.
  58. ^ Перейти обратно: а б Брайант, 2009 г. , стр. 35–37.
  59. ^ Микель Берли (2012), Классическая санкхья и йога - индийская метафизика опыта, Routledge, ISBN   978-0415648875 , страницы 39-41.
  60. ^ Перейти обратно: а б с Ллойд Пфлюгер, Чистота и сила личности в Йогасутре, в книге «Теория и практика йоги» (редактор: Кнут Якобсен), Мотилал Банарсидасс, ISBN   978-8120832329 , страницы 38–39.
  61. ^ Ковур Т. Беханан (2002), Йога: ее научная основа, Дувр, ISBN   978-0486417929 , страницы 56–58.
  62. ^ Рой Перретт (2007), Этика санкхья-йоги, Индийская этика: классические традиции и современные вызовы (редакторы: Пурушоттама Билимория и др.), Том 1, ISBN   978-0754633013 , стр. 151.
  63. ^ Морис Филлипс (опубликовано как сборник Макса Мюллера ), Эволюция индуизма, происхождение и рост религии , стр. 8, в Google Книгах , доктор философии. Диссертация, присужденная Бернским университетом, Швейцария, стр. 8
  64. ^ Микель Берли (2012), Классическая санкхья и йога - индийская метафизика опыта , Routledge, ISBN   978-0415648875 , страницы 31–46.
  65. ^ * Харихарананда Аранья (2007), Парабхактисутра, Апоризмы о возвышенной преданности (переводчик: Чаттерджи), в «Божественных гимнах с высшими афоризмами преданности», Kapil Math Press, Калькутта, страницы 55–93;
    • Харихарананда Аранья (2007), Вечно освобожденный принцип Ишвары и Пуруши, в «Божественных гимнах с высшими афоризмами преданности», Kapil Math Press, Калькутта, страницы 126–129
  66. ^ Уичер 1998 , с. 86.
  67. ^
  68. ^ Патанджали Йогапрадип, Gita Press Горакхпур, страница
  69. ^ апарАмРСта , клеза, карма, випака и ашая ; Санскритско-английский словарь , Кёльнский университет, Германия
  70. ^ Ллойд Пфлюгер (2008), Чистота личности и сила в Йогасутре, в теории и практике йоги (редактор: Кнут Якобсен), Мотилал Банарсидасс, ISBN   978-8120832329 , страницы 31–45.
  71. ^ Комната 1951 , с. 217, 314.
  72. ^ Комната 1951 , с. 217.
  73. ^ Крэнгл 1994 , с. 7.
  74. ^ Крэнгл 1994 , с. 5-7.
  75. ^ стр222. История индийской философии, том 1 Сурендранатх Дасгупта
  76. ^ Перейти обратно: а б с Индийская философия Том 2, Сарвепалли Радхакришнан. стр.314
  77. ^ стр236. Классическая санкхья: интерпретация ее истории и значения, Джеральд Джеймс Ларсон.
  78. ^ Примирение йог: сборник взглядов Харибхадры на йогу. Кристофер Чаппл , Харибхадрасури, Джон Томас Кейси, стр. 16
  79. Йога-сутры Патанджали Сутра 1.23, из «Света на йога-сутры Пантанджали» Б.К.С. Айенгара
  80. ^ Примирение йог: сборник взглядов Харибхадры на йогу. Кристофер Чаппл, Харибхадрасури, Джон Томас Кейси. стр.15
  81. ^ Очерк религиозной литературы Индии . Джон Никол Фаркуар . п. 132.
  82. ^ Медитация на Ом в Мандукья-упанишаде.
  83. ^ Циммер 1951 , с. 280 . Эти двое считаются в Индии близнецами, двумя аспектами одной дисциплины. Санкхья дает базовое теоретическое изложение человеческой природы, перечисляя и определяя ее элементы, анализируя способы их взаимодействия в состоянии рабства (« бандха ») и описывая их состояние распутывания или разделения в освобождении (« мокша ») в то время как йога конкретно рассматривает динамику процесса распутывания и описывает практические методы достижения освобождения, или «изоляции-интеграции» («кайвалья»).
  84. ^ Мюллер (1899), Глава 7, «Философия йоги», с. 104.
  85. ^ «Самкхья: правильное понимание – Учение Бхагавадгиты – Глава 3» . Свами-кришнананда.org . Проверено 16 марта 2013 г.
  86. ^ «Бхагавад-гита, глава 6: Санкхья-йога» . Ведабасе.io. 12 декабря 1972 года . Проверено 2 ноября 2020 г.
  87. ^ Перейти обратно: а б Уайт 2014 , стр. 31–43, глава 2.
  88. ^ Перейти обратно: а б с д Питер Хис (2002), Индийские религии: исторический читатель духовного выражения и опыта, New York University Press, ISBN   978-0814736500 , страницы 136–142.
  89. ^ Перейти обратно: а б с Мишель Демарэ (2008), Изменение сознания: разум, сознание и идентичность в Йога-сутре Патанджали, Мотилал Банарсидасс, ISBN   978-8120833364 , страницы 72–81 со сносками.
  90. ^ Карел Вернер (1994), Йог и мистик. Рутледж, ISBN   978-0700702725 , стр. 26.
  91. ^ Перейти обратно: а б Карел Вернер (1998), Йога и индийская философия , Мотилал Банарсидасс, ISBN   978-8120816091 , стр. 131.
  92. ^ Карел Вернер (1994), Йог и мистик. Рутледж, ISBN   978-0700702725 , страницы 120–125, 139–145.
  93. ^ Белый 2014 , с. 10.
  94. ^ Белый 2014 , с. 19.
  95. White 2014 , стр. 40–41, Цитата: «Однако мнение значительного меньшинства утверждает, что Вьяса жил несколько столетий спустя и что его «индуистский» комментарий, вместо того, чтобы разъяснять текст Патанджали, фактически ниспроверг его первоначальный «буддийский комментарий». «учение».
  96. ^ Роберт Турман, Центральная философия Тибета. Издательство Принстонского университета, 1984, стр. 34.
  97. Очерк религиозной литературы Индии, Джон Никол Фаркуар, стр.132.
  98. ^ Кристофер Чаппл (2008) Йога и сияние: духовный путь Патанджали к свободе Нью-Йорк: SUNY Press, ISBN   978-0-7914-7475-4 стр. 110
  99. ^ Зиденбос, Роберт. Джайнизм сегодня и его будущее. Мюнхен: Маня Верлаг, (2006) стр.66
  100. ^ История йоги Вивиан Уортингтон (1982) Рутледж ISBN   978-0-7100-9258-8 стр. 29
  101. ^ Звезда стр. 2–5; Английский перевод: Шмидт, стр. 631.
  102. ^ Кристофер Чаппл (2008) Йога и сияние: духовный путь Патанджали к свободе Нью-Йорк: SUNY Press, ISBN   978-0-7914-7475-4
  103. ^ Мэллинсон и Синглтон 2017 , с. xxxvi, примечание 34.
  104. ^ Белый 2014 , с. xvi–xvii, 20–23.
  105. ^ Мэллинсон и Синглтон 2017 , с. xvi.
  106. ^ Уильямс, Р. (1998). Джайна-йога . Дели: Мотилал Банарсидасс. ISBN  978-8120807754 .
  107. ^ Тола, Драгонетти и Притипол 1987 , с. xi Примечание
  108. ^ Перейти обратно: а б с Белый 2014 , с. 6.
  109. ^ Перейти обратно: а б Белый 2014 , с. 16.
  110. ^ Перейти обратно: а б с Белый 2014 , с. xvi.
  111. ^ Белый 2011 , с. 20-21.
  112. ^ Перейти обратно: а б С. Пайнс и Т. Гельблюм (переводчики с арабского на английский, 1966), Аль-Бируни (переводчик с санскрита на арабский, ~ 1035 г. н. э.) и Патанджали, Патанджали Аль-Бируни арабская версия Йогасутры , Бюллетень Школы Востока и Африки. Исследования , Том. 29, № 2 (1966), страницы 302–325.
  113. ^ Хельмут Риттер, аль-Бируни перевод Йога-сутры Патанджали , Oriens, Vol. 9, No. 2 (31 декабря 1956 г.), страницы 165–200 (на немецком языке)
  114. ^ Маас 2013 , стр. 53–90.
  115. ^ Перейти обратно: а б Андреа Акри (2012), Йогасутра 1.10, 1.21–23 и 2.9 в свете индо-яванской Дхармы Патанджалы, Журнал индийской философии, том 40, выпуск 3, страницы 259–276
  116. ^ Андреа Акри (2011), Дхарма Патанджала: шиваитское писание с древней Явы: изучено в свете связанных старых яванских и санскритских текстов, Докторская диссертация, Институт исследований ОБЛАСТИ Лейденского университета (LIAS), Лейденский университет.
  117. ^ Перейти обратно: а б Филипп Маас (2010), О письменной передаче Патанджалайогашастры , в «От Васубандху до Чайтаньи, исследования индийской философии и ее текстовой истории» (редакторы: Йоханнес Бронкхорст и Карин Прейзенданц), Мотилал Банарсидасс, ISBN   9788120834729 , страницы 157–172.
  118. ^ Филипп Маас (2008), «Происхождение с модификациями»: Открытие Патанджалайогашастры, в Шастрарамбхе: Исследования преамбулы на санскрите (редактор: Уолтер Слайе), Издательство Отто Харрасовица, ISBN   978-3447056458 , страницы 97–119.
  119. ^ Брайант 2009 , с. 40.
  120. ^ Брайант 2009 , с. 41.
  121. ^ Якобсен, Кнут А. (2019). « Классическая философия йоги и наследие санкхьи: с санскритским текстом и английским переводом Патанджалы Йогасутры, Вьясы Бхашьи и Таттвавайшаради Вачаспатимишры Джеральда Джеймса Ларсона» . Религии Южной Азии . 12 (3): 410–412. дои : 10.1558/rosa.39892 . ISSN   1751-2689 .
  122. ^ Кристофер Ки Чаппл ; Чтение Патанджали без Вьясы: критика четырех отрывков из йога-сутр, Журнал Американской академии религии , Том. 62, № 1 (весна 1994 г.), стр. 85–105.
  123. ^ Ганганатха Джа (переводчик) (1907). Йога Даршан: Сутры Патанджали с Бхашьей Вьясы . Вачаспати Мишры С примечаниями из «Таттваваишаради» , «Йогавартики» Виджняна Бхиксу и «Раджамартанды» Бходжи. Раджарам Тукарам Татья: Бомбейский фонд теософских публикаций. Проверено 16 января 2011 г.
  124. ^ «Наука йоги» . Гудриддс . Проверено 7 февраля 2017 г.
  125. ^ «Древняя йогическая мудрость и современная психология» . Улуйога . Проверено 8 февраля 2017 г.
  126. ^ «Четыре главы свободы» . Бихарйога . Проверено 7 ноября 2021 г.
  127. ^ «Йога-сутры Патанджали (Священные учения)» . Гудриддс . Проверено 17 июня 2024 г.
  128. ^ «Йога-сутры Патанджали упрощены» .
  129. ^ «Йога-сутры Патанджали» . Гудриддс . Проверено 17 июня 2024 г.

Источники

[ редактировать ]
Печатные источники
Веб-источники
  1. ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я Эдвин Брайант (2011, Университет Рутгерса), Йога-сутры Патанджали IEP
Общие ссылки
  • Мюллер, Макс (1899). Шесть систем индийской философии; Санкхья и йога, ная и вайшешика . Susil Gupta (India) Ltd. Калькутта: ISBN  978-0-7661-4296-1 . Репринтное издание; Первоначально опубликовано под названием «Шесть систем индийской философии» .
  • Ранганатан, Шьям (2008). Йога-сутра Патанджали: перевод, комментарии и введение . Дели: Черная классика Penguin. ISBN  978-0-14-310219-9 .
  • Сен, Амия П. (2006). «Раджа-йога: наука самореализации». Незаменимый Вивекананда . Ориент Блэксван. стр. 219–227. ISBN  978-81-7824-130-2 .
  • Шарма, Чандрадхар (1987). Критический обзор индийской философии . Дели: Мотилал Банарсидасс. ISBN  978-81-208-0365-7 .
  • Вивекананда, Свами (1980). Раджа Йога . Центр Рамакришны-Вивекананды. ISBN  0-911206-23-Х .
  • Вуд, Эрнест (1951). Практическая йога, древняя и современная, являющаяся новым, независимым переводом афоризмов йоги Патанджали . Райдер и компания.

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
История
Переводы
Практика и комментарии
[ редактировать ]
Обзор
Рукописи
Переводы
Комментарии
Аудиокниги
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 898a465428c6599aa3984ee22c896c31__1722815940
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/89/31/898a465428c6599aa3984ee22c896c31.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Yoga Sutras of Patanjali - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)