Метемпсихоз
![]() | этой статьи Фактическая точность оспаривается . ( Август 2022 г. ) |
В философии метемпсихоз μετεμψύχωσις ( греч . ) — переселение души , особенно ее реинкарнация после смерти. Этот термин заимствован из древнегреческой философии и был реконтекстуализирован современными философами, такими как Артур Шопенгауэр , [1] Курт Гёдель , [2] Мирча Элиаде , [3] и Магдалена Виллаба ; [4] в противном случае более уместно слово «переселение». Это слово играет заметную роль в » Джеймса Джойса , «Улиссе а также связано с Ницше . [5] Другой термин, иногда используемый как синоним, — это палингенез .

Орфизм
[ редактировать ]Орфическая религия , верившая в метемпсихоз, впервые появилась во Фракии на северо-восточной границе. Говорят, что Орфей , его легендарный фракийский основатель, учил, что душа и тело объединены договором, который не одинаково обязателен для каждого из них. Душа божественна, но бессмертна и стремится к свободе, тогда как тело держит ее в оковах, как пленницу. Смерть разрывает этот контракт, но только для того, чтобы снова заключить освобожденную душу через короткое время, поскольку колесо рождения вращается неумолимо. Таким образом, душа продолжает свое путешествие и чередует отдельное безудержное существование и новое перевоплощение по широкому кругу необходимости в качестве спутника многих тел людей и животных. Этим несчастным узникам Орфей возвещает весть освобождения, что они нуждаются в милости искупительных богов, в особенности Диониса , и призывает их обратиться к богам через аскетическое благочестие и самоочищение: чем чище их жизнь, тем выше будет их следующая реинкарнация, пока душа не завершит спиральное восхождение судьбы, чтобы жить вечно как Бог, от которого она исходит. Таково было учение орфизма, появившееся в Греции примерно в VI веке до н.э. и организованное в частные и публичные мистерии. Элевсин и другие места, а также произвело обильную литературу. [7] [8] [9]
Досократическая философия
[ редактировать ]Самый ранний греческий мыслитель, с которым связан метемпсихоз, — Ферекид Сиросский , [10] но Пифагор , который, как говорят, был его учеником, является первым известным философским представителем. Вальтер Буркерт утверждал, что Пифагор, возможно, привнес в орфизм метемпсихоз. [11] Он предполагает, что тенденция современной науки отделять орфизм от раннего пифагореизма является ретроспективой, возможно, ницшеанских идей о противостоянии аполлонического ( связанного с пифагорейством) и дионисийского (связанного с орфизмом), тогда как для греков Аполлон и Дионис были братьями. и не так четко дифференцированы. Пифагор предложил в качестве доказательства метемпсихоза свои собственные воспоминания о прошлых жизнях, сверхчеловеческую форму мудрости, которая способствовала его репутации пророка. [12]
Платоническая философия
[ редактировать ]Вес и важность метемпсихоза в западной традиции проистекают из его принятия Платоном . [13] В эсхатологическом мифе, замыкающем Республику , он рассказывает, как Эр, сын Армения, чудесным образом вернулся к жизни на двенадцатый день после смерти и поведал тайны потустороннего мира. После смерти, сказал он, он пошел с другими к месту Суда и увидел души, возвращающиеся с небес, и проследовал с ними в место, где они избрали новую жизнь, человеческую и животную. Он видел, как душа Орфея превратилась в лебедя, Фамирас стал соловьем, музыкальные птицы выбрали быть людьми, а Аталанта выбрала почести спортсмена. Было видно, как люди превращались в животных, а дикие и ручные животные превращались друг в друга. Сделав свой выбор, души испили Лету и затем устремились, как звезды, к своему рождению. Мифы и теории того же эффекта имеются и в других диалогах, в том числе в «Федре» , «Меноне» , «Федоне» , «Тимее» и «Законах» . [ нужна ссылка ] По мнению Платона, количество душ было фиксированным; души никогда не создаются и не уничтожаются, а лишь переселяются из одного тела в другое. [14]
Современный
[ редактировать ]Ученые спорят о степени веры Платона в метемпсихоз, по крайней мере, со времен Возрождения . Марсилио Фичино утверждал, что упоминания Платона о метемпсихозе были аллегорическими. [15] Современные ученые, в том числе Чад Йоргенсен и Жерар Наддаф, склонны согласиться с Фичино. [16]
«Метемпсихоз» — название более длинного произведения поэта-метафизика Джона Донна , написанного в 1601 году. [17] Поэма, также известная как Infinitati Sacrum , [18] состоит из двух частей: «Послание» и «Прогресс души». В первой строке последней части Донн пишет, что он «поет о развитии бессмертной души». [18]
Метемпсихоз — повторяющаяся тема в Джеймса Джойса « модернистском романе Улисс » (1922). [19] В стиле Джойса это слово, как известно, появляется во внутреннем монологе Леопольда Блума , вспоминая, как его жена Молли Блум , по-видимому, неправильно произнесла это слово ранее в тот же день как «встретила его с щучьими шлангами». [20]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Шопенгауэр, А: «Парерга и Паралипомена» (издание Эдуарда Гризебаха), О религии, раздел 177
- ^ Выставка Гёделя: Век Гёделя
- ^ Мирча Элиаде (1957). Священное и мирское . п. 109.
- ^ Виллаба, Магдалена (1976). «Толкование учения о переселении». Филиппиниана Сакра .
- ^ Ницше и доктрина метемпсихоза, в Дж. Урпете и Дж. Липпитте, Ницше и Божественное , Манчестер: Клинамен, 2000.
- ^ «Шедевры» . Национальный музей современного искусства, Токио . Проверено 13 февраля 2016 г.
- ^ Линфорт, Иван М. (1941) Искусство Орфея Arno Press, Нью-Йорк, ОСЛК 514515
- ^ Лонг, Герберт С. (1948) Исследование доктрины метемпсихоза в Греции, от Пифагора до Платона (докторская диссертация Лонга 1942 года), Принстон, Нью-Джерси, ОСЛК 1472399
- ^ Лонг, Герберт С. (16 февраля 1948 г.) «Учение Платона о метемпсихозе и его источнике» The Classical Weekly 41 (10): стр. 149–155
- ^ Шибли, С., Герман, Ферекид Сиросский, с. 104, Оксфордский университет. Пресс 2001
- ^ Буркерт, Уолтер (1972). Знание и наука в древнем пифагорействе . Кембридж, Массачусетс: Издательство Гарвардского университета. стр. 132–133. ISBN 978-0-674-53918-1 .
- ^ Буркерт, Уолтер (1972). Знание и наука в древнем пифагорействе . Кембридж, Массачусетс: Издательство Гарвардского университета. п. 137. ИСБН 978-0-674-53918-1 .
- ^ Платон. Республика, Книга 10, раздел 620 .
- ^ «Это вывод, - сказал я; и если вывод верен, то души всегда должны быть одинаковыми, ибо, если ни одна из них не будет уничтожена, их число не уменьшится». Республика X, 611. Республика Платона. Платон, Бенджамин Джоуэтт. Издание: 3. Опубликовано Clarendon Press, 1888.
- ^ См . Платоническое богословие 17.3–4.
- ^ Йоргенсен 2018: 199 говорит, что эсхатологические объяснения Платона «гораздо лучше подходят для творческого дискурса, направленного на захват воображения конкретной аудитории, чем для попытки описать независимо существующую реальность». См. Йоргенсен, Чад. Воплощенная душа в позднейшей мысли Платона . Кембридж: Издательство Кембриджского университета, 2018.Наддаф 2016: 113 говорит, что эта часть мышления Платона может быть представлена «только эсхатологическими или космологическими мифами. Она недоступна объяснению». См. Наддаф, Джерард. «Поэтические мифы загробной жизни: последняя песня Платона», Размышления о поэтике Платона: Очерки из Пекина . Академическая полиграфия и издательское дело: Беррима, Новый Южный Уэльс, 2016, 111–136.
- ^ Джона Донна Коллинз, Шивон (2005) «Формирования тела и стратегии чтения в метемпсихозе » Критические исследования 26: стр. 191–208, стр. 191
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б полный текст Metempsychosis или Infinitati Sacrum из Luminarium Editions
- ^ «Список случаев метемпсихоза у Улисса» . Архивировано из оригинала 16 марта 2012 года . Проверено 14 января 2008 г.
- ^ См. Джойс, Улисс , §8 Лестригонианцы. Архивировано 7 июня 2011 года в Wayback Machine.