Джон Донн
Джон Донн | |
---|---|
![]() Донн, картина Исаака Оливера | |
Рожденный | 1571 или 1572 год [а] Лондон, Англия |
Умер | 31 марта 1631 г. [1] Лондон, Англия | (59 лет)
Занятие |
|
Национальность | Английский |
Альма-матер | Харт Холл, Оксфорд Кембриджский университет |
Жанр | Сатира, любовная поэзия, элегия , проповеди |
Предмет | Любовь, сексуальность , религия, смерть |
Литературное движение | Метафизическая поэзия |
Супруг | Энн Мор |
Дети | 12 (включая Джона и Джорджа ) |
Родственники | Эдвард Аллейн (зять) |
Джон Донн ( / dʌ n ; / DUN 1571 или 1572) [а] — 31 марта 1631) — английский поэт , учёный, солдат и секретарь, родившийся в непокорной семье, впоследствии ставший священнослужителем церкви англиканской . [2] Под королевским покровительством он был назначен настоятелем собора Святого Павла в Лондоне (1621–1631). [1] Его считают выдающимся представителем поэтов-метафизиков . Его поэтические произведения отличаются метафорическим и чувственным стилем и включают сонеты , любовные стихи, религиозные стихи, латинские переводы, эпиграммы , элегии , песни и сатиры. Он также известен своими проповедями .
Стиль Донна характеризуется резкими открытиями и различными парадоксами, иронией и неурядицами. Эти черты, наряду с его частыми драматическими или повседневными речевыми ритмами, его напряженным синтаксисом и жестким красноречием, были одновременно реакцией на гладкость традиционной елизаветинской поэзии и адаптацией к английскому языку европейских приемов барокко и маньеризма. [3] Его ранняя карьера была отмечена поэзией, которая содержала огромные знания об английском обществе. Другая важная тема в поэзии Донна - это идея истинной религии, над которой он много времени размышлял и о которой часто теоретизировал. Он писал светские стихи, а также эротические и любовные стихи. Он особенно известен своим мастерством метафизического тщеславия .
Несмотря на свое прекрасное образование и поэтические таланты, Донн несколько лет жил в бедности, во многом полагаясь на богатых друзей. Большую часть денег, унаследованных во время и после получения образования, он потратил на женственность, литературу, развлечения и путешествия. В 1601 году Донн тайно женился на Анне Мор, от которой у него родилось двенадцать детей. [4] В 1615 году он был рукоположен в англиканский дьякон, а затем в священника, хотя не хотел принимать священный сан и сделал это только потому, что этого приказал король. Он был членом парламента в 1601 и 1614 годах.
Биография
[ редактировать ]Ранний период жизни
[ редактировать ]
Донн родился в Лондоне в 1571 или 1572 году. [а] в непокорную римско-католическую семью, когда исповедание этой религии было незаконным в Англии. [6] Донн был третьим из шести детей. Его отец, которого также звали Джон Донн, был женат на Элизабет Хейвуд. Он был валлийцем по происхождению и работал надзирателем компании Ironmongers Company в лондонском Сити . Он избегал нежелательного внимания со стороны правительства из-за страха преследований по религиозным мотивам. [7] [8]
Его отец умер в 1576 году, когда Донну было четыре года, оставив его матери Элизабет одной воспитывать детей. [1] Хейвуд также была из непокорной римско-католической семьи, дочери Джона Хейвуда , драматурга, и сестры преподобного Джаспера Хейвуда , иезуитского священника и переводчика. [1] Она была внучатой племянницей Томаса Мора . [1] Через несколько месяцев после смерти мужа мать Донна вышла замуж за доктора Джона Сайминджеса, богатого вдовца с тремя собственными детьми.
Донн получил частное образование. Нет никаких доказательств в поддержку популярного утверждения о том, что его учили иезуиты . [1] В 1583 году, в возрасте 11 лет, он начал обучение в Харт-холле , ныне Хартфорд-колледж, Оксфорд . После трёх лет обучения там Донн был принят в Кембриджский университет , где проучился ещё три года. [9] Донн не мог получить степень ни в одном из учебных заведений из-за своего католицизма, поскольку он отказался принести присягу превосходства, необходимую для получения высшего образования. [10] В 1591 году он был принят студентом юридической школы Тавис-Инн , одной из канцелярских гостиниц в Лондоне. [1] 6 мая 1592 года он был принят в Линкольнс-Инн , одну из придворных гостиниц . [1]
В 1593 году, через пять лет после поражения испанской армады и во время периодической англо-испанской войны (1585–1604) , королева Елизавета издала первый английский статут против сектантского инакомыслия со стороны англиканской церкви, озаглавленный «Закон об ограничении папских непокорных». ". Он определял «папских непокорных» как тех, «осужденных за то, что они не направлялись в какую-либо церковь, часовню или обычное место общей молитвы, чтобы послушать там богослужение, но воздерживались от него, что противоречит содержанию законов и постановлений, ранее изданных и предусмотренных в этом документе». от имени". Брат Донна Генри также был студентом университета до своего ареста в 1593 году за укрывательство католического священника Уильяма Харрингтона и умер в тюрьме Ньюгейт от бубонной чумы , что привело Донна к тому, что он начал сомневаться в своей католической вере. [8]
Во время и после получения образования Донн потратил большую часть своего значительного наследства на женщин, литературу, развлечения и путешествия. [7] Хотя нет никаких подробностей о том, куда именно путешествовал Донн, он пересек Европу. Позже он сражался вместе с графом Эссексом и сэром Уолтером Рэли против испанцев при Кадисе (1596 г.) и на Азорских островах (1597 г.) и стал свидетелем потери испанского флагмана « Сан-Фелипе» . [1] [11] По словам Изаака Уолтона , его самого раннего биографа,
... он не вернулся обратно в Англию, пока не пробыл несколько лет сначала в Италии, а затем в Испании, где он сделал много полезных наблюдений за этими странами, их законами и манерой правления и вернулся в совершенстве в их языках.
- Уолтон 1888 , с. 20
К 25 годам он был хорошо подготовлен к дипломатической карьере, к которой, похоже, стремился. [11] Он был назначен главным секретарем лорда- хранителя Большой печати сэра Томаса Эгертона и обосновался в лондонском доме Эгертона, Йорк-Хаусе, Стрэнд , недалеко от дворца Уайтхолл , самого влиятельного социального центра в Англии.
Брак с Анной Мор
[ редактировать ]В течение следующих четырех лет Донн влюбился в племянницу Эгертона Энн Мор. Они тайно поженились незадолго до Рождества 1601 года, вопреки желанию Эгертона и отца Анны Джорджа Мора , который был лейтенантом Тауэра. [12] После обнаружения эта свадьба разрушила карьеру Донна, из-за чего его уволили и поместили в тюрьму Флит вместе со священником англиканской церкви Сэмюэлем Бруком , который женился на них. [13] и его брат Кристофер, который в отсутствие Джорджа Мора присутствовал, чтобы выдать Энн. Донн был освобожден вскоре после этого, когда брак оказался действительным, и вскоре он добился освобождения двух других. Уолтон рассказывает нам, что, когда Донн написал жене, чтобы сообщить ей о потере своего поста, он написал после своего имени: Джон Донн, Энн Донн, Несделано. [14] Лишь в 1609 году Донн примирился со своим тестем и получил приданое жены .

После освобождения Донну пришлось вести уединенную деревенскую жизнь в небольшом доме в Пирфорде , графство Суррей, принадлежавшем двоюродному брату Анны, сэру Фрэнсису Вули, где они жили до конца 1604 года. [1] [4] Весной 1605 года они переехали в другой небольшой дом в Митчеме , графство Суррей, где он зарабатывал на скудную жизнь, работая юристом, в то время как Энн Донн почти каждый год рожала нового ребенка. Хотя он также работал помощником Томаса Мортона и писал антикатолические брошюры, Донн находился в состоянии постоянной финансовой нестабильности. [1]
За шестнадцать лет брака Анна родила двенадцать детей, в том числе двоих мертворожденных : восьмого, а затем, в 1617 году, последнего ребенка. Десятью выжившими детьми были Констанс, Джон , Джордж , Фрэнсис, Люси (названная в честь покровительницы Донна Люси, графини Бедфорд , ее крестной матери), Бриджит, Мэри, Николас, Маргарет и Элизабет. Трое, Фрэнсис, Николас и Мэри, умерли, не дожив до десяти лет. [15]
В состоянии отчаяния, которое чуть не довело его до самоубийства, Донн заметил, что смерть ребенка будет означать, что на один рот ему придется кормить меньше, но он не может позволить себе расходы на похороны. В это время Донн написал, но не опубликовал «Биафанатос» , свою защиту самоубийства. [15] Его жена умерла 15 августа 1617 года, через пять дней после рождения их двенадцатого ребенка, мертворожденного. [1] Донн глубоко оплакивал ее и написал о своей любви и потере в своем 17-м Священном сонете .
Карьера и дальнейшая жизнь
[ редактировать ]В 1602 году Донн был избран членом парламента (МП) от округа Брэкли , но этот пост не был оплачиваемой должностью. [1] Королева Елизавета I умерла в 1603 году, и ее сменил король Шотландии Джеймс VI на посту короля Англии Джеймса I. Мода на кружковую поэзию того периода дала Донну возможность искать покровительства . Многие из его стихов были написаны для богатых друзей или покровителей, особенно для члена парламента сэра Роберта Друри из Хостеда (1575–1615), с которым он познакомился в 1610 году и который стал его главным покровителем, предоставив ему и его семье квартиру в своем большом доме в Друри Лейн . [11]
В 1610 и 1611 годах Донн написал две антикатолические полемики : «Лжемученик» и «Игнатий, его конклав для Мортона». [1] Затем он написал две годовщины: «Анатомию мира» (1611 г.) и «О прогрессе души». [16] (1612) для Друри.
Донн снова стал депутатом, на этот раз от Тонтона , в запутанном парламенте 1614 года. Хотя он получил пять назначений в рамках своей деятельности, он не произнес записанной речи. [17] Хотя король Джеймс был доволен работой Донна, он отказался восстановить его в должности при дворе и вместо этого призвал его принять священный сан. [8] В конце концов Донн уступил желанию короля и в 1615 году был рукоположен в священники англиканской церкви . [11]
В 1615 году Донну была присвоена степень почётного доктора богословия Кембриджского университета . он стал королевским капелланом В том же году . Он стал чтецом богословия в Линкольнс-Инн в 1616 году. [1] где он служил в часовне министром до 1622 года. [18] В 1618 году он стал капелланом виконта Донкастера , который был послом при князьях Германии . Донн не возвращался в Англию до 1620 года. [4] В 1621 году Донн был назначен деканом собора Святого Павла , занимая ведущую и хорошо оплачиваемую должность в англиканской церкви, которую он занимал до своей смерти в 1631 году. [1]
В 1616 году ему было предоставлено право настоятеля двух приходов: Кейстона в Хантингдоншире и Севеноукса в Кенте, а в 1621 году — Бланхема в Бедфордшире , и все они оставались у него до его смерти. [9] В приходской церкви Бланхема есть внушительный витраж в честь Донна, спроектированный Дереком Хантом. Когда Донн был деканом, в возрасте восемнадцати лет умерла его дочь Люси. В конце ноября и начале декабря 1623 года он перенес почти смертельную болезнь, предположительно сыпной тиф или сочетание простуды с последующим периодом лихорадки. [1]
Во время выздоровления он написал серию медитаций и молитв о здоровье, боли и болезнях, которые были опубликованы в виде книги в 1624 году под названием « Посвящения в экстренных случаях» . Одна из этих медитаций, Медитация XVII , содержит известные фразы «Ни один человек не является островом » (часто модернизированным как « Ни один человек не является островом ») и « ...по ком колокол звонит ». В 1624 году он стал викарием Святого Дунстана на Западе , а в 1625 году прокурором Карла I. — [1] Он заслужил репутацию красноречивого проповедника. Сохранилось 160 его проповедей, в том числе «Дуэль смерти» , его знаменитая проповедь, произнесенная во дворце Уайтхолл перед королем Карлом I в феврале 1631 года.
Смерть
[ редактировать ]
Донн умер 31 марта 1631 года. Он был похоронен в старом соборе Святого Павла . [19] где была установлена его мемориальная статуя работы Николаса Стоуна с латинским эпиграфом, вероятно, написанным им самим. [20] Мемориал был одним из немногих, уцелевших во время Великого лондонского пожара 1666 года, и сейчас он находится в соборе Святого Павла . Исаак Уолтон в своей биографии сказал, что статуя была смоделирована Донном по образцу жизни, чтобы намекнуть на его появление при воскресении. В 17 веке началась мода на подобные памятники. [21] В 2012 году бюст поэта работы Найджела Бунэма. на кладбище собора был открыт [22]
Сочинения
[ редактировать ]Самые ранние стихи Донна демонстрировали развитое знание английского общества в сочетании с резкой критикой его проблем. Его сатиры затрагивали общие темы елизаветинской эпохи , такие как коррупция в правовой системе, посредственные поэты и напыщенные придворные. Его изображения болезней, рвоты, навоза и чумы отражали его резко сатирический взгляд на общество, населенное дураками и мошенниками. Однако его третья сатира посвящена проблеме истинной религии, имеющей для Донна большое значение. Он утверждал, что лучше тщательно изучить свои религиозные убеждения, чем слепо следовать какой-либо установленной традиции, поскольку никто не будет спасен на Страшном суде , заявляя, что «Гарри или Мартин научили [их] этому». [23]
Ранняя карьера Донна также была известна его эротической поэзией, особенно его элегиями , в которых он использовал нетрадиционные метафоры , такие как сравнение блохи, укусившей двух любовников, с сексом . [11] Донн не опубликовал эти стихи, хотя они широко распространялись в рукописной форме. [11] Одна из таких, ранее неизвестная рукопись, которая считается одной из крупнейших современных коллекций работ Донна (среди других), была найдена в Мелфорд-холле в ноябре 2018 года. [24]
Некоторые предполагают, что многочисленные болезни Донна, финансовые трудности и смерть его друзей способствовали развитию более мрачного и благочестивого тона в его более поздних стихах. [11] Изменение можно ясно увидеть в « Анатомии мира » (1611), стихотворении, которое Донн написал в память об Элизабет Друри, дочери своего покровителя, сэра Роберта Друри из Хостеда, Саффолк. В этом стихотворении с крайней мрачностью трактуется кончина Елизаветы, используя ее как символ грехопадения человека и разрушения вселенной . [11]
Возрастающую мрачность тона Донна можно также наблюдать в религиозных произведениях, которые он начал писать в тот же период. Приняв англиканскую церковь , Донн быстро прославился своими проповедями и религиозными стихами. Ближе к концу своей жизни Донн написал произведения, бросающие вызов смерти и страху, который она внушала многим, на основании своей веры в то, что те, кто умирает, отправляются на Небеса, чтобы жить вечно. Одним из примеров этого вызова является его Священный Сонет X « Смерть не гордится ». [11] [15] [25]
Даже когда он умирал во время Великого поста в 1631 году, он встал с постели больного и произнес проповедь «Поединок смерти» , которая позже была описана как его собственная похоронная проповедь. «Дуэль смерти» изображает жизнь как неуклонный спуск к страданиям и смерти; смерть становится просто еще одним процессом жизни, в котором «извилистая ткань» матки такая же, как и могила. Надежда проявляется в спасении и бессмертии через объятия Бога, Христа и Воскресения . [11] [15] [25]
Стиль
[ редактировать ]Его работа на протяжении многих лет подвергалась большой критике, особенно в отношении его метафизической формы. Донна обычно считают самым выдающимся представителем поэтов-метафизиков . Эта фраза была придумана в 1781 году Сэмюэлем Джонсоном после комментария Джона Драйдена о Донне . Драйден писал о Донне в 1693 году: «Он влияет на метафизику не только в своих сатирах, но и в своих любовных стихах, где должна править только природа; и сбивает с толку умы прекрасного пола красивыми философскими рассуждениями, когда ему следует заняться их сердца и развлекайте их нежностью любви». [26]
В «Жизни Коули» (из биографического и критического труда Сэмюэля Джонсона «Жизни самых выдающихся английских поэтов» 1781 года ) Джонсон ссылается на начало 17 века, когда «появилась раса писателей, которых можно назвать поэтами-метафизиками». Поэтому непосредственные преемники Донна в поэзии были склонны относиться к его произведениям двойственно, а поэты-неоклассики считали его тщеславие злоупотреблением метафорой . Однако он был возрожден поэтами-романтиками, такими как Кольридж и Браунинг , хотя его более позднее возрождение в начале 20-го века поэтами, такими как Т. С. Элиот , и критиками, такими как Ф. Р. Ливис, имели тенденцию с одобрением изображать его как антиромантика. [27]
Донн считается мастером метафизического тщеславия , расширенной метафоры, которая объединяет две совершенно разные идеи в одну, часто с использованием образов. [23] Примером этого является его приравнивание влюбленных к святым в « Канонизации ». В отличие от тщеславия, встречающегося в других елизаветинских поэзиях, особенно в тщеславии Петрарки , которое сформировало клише-сравнения между более близкими объектами (такими как роза и любовь), метафизическое тщеславие идет на большую глубину при сравнении двух совершенно непохожих объектов. Одно из самых известных измышлений Донна можно найти в « Прощании: запретный траур », где он сравнивает разлуку двух разлученных влюбленных с работой ножек компаса .
Работы Донна также остроумны, в них используются парадоксы , каламбуры и тонкие, но замечательные аналогии. Его произведения часто ироничны и циничны, особенно в отношении любви и человеческих мотивов. Общими темами стихов Донна являются любовь (особенно в молодости), смерть (особенно после смерти его жены) и религия. [15]
Поэзия Джона Донна представляла собой переход от классических форм к более личной поэзии. Донн известен своим поэтическим размером , который был построен с меняющимися и прерывистыми ритмами, которые очень напоминают обычную речь (именно за это более классически настроенный Бен Джонсон заметил, что «Донн, из-за отсутствия акцента, заслуживал повешения»). [15]
Некоторые ученые полагают, что литературные произведения Донна отражают меняющиеся тенденции его жизни: любовная поэзия и сатира из его юности, а также религиозные проповеди в последние годы его жизни. Другие ученые, такие как Хелен Гарднер , подвергают сомнению достоверность этой датировки — большинство его стихов были опубликованы посмертно (1633 г.). Исключением являются его «Годовщины» , опубликованные в 1612 году, и «Посвящения в исключительных случаях», опубликованные в 1624 году. Его проповеди также датированы, иногда конкретно по дате и году.
Наследие
[ редактировать ]
Донна помнят в Календаре Святых англиканской церкви , литургическом календаре Епископальной церкви и Календаре святых Евангелическо -лютеранской церкви в Америке за его жизнь как поэта и священника. его Память приходится на 31 марта. [28] [29] [30] [31]
При жизни поэта было сделано несколько портретов. Самым ранним был анонимный портрет 1594 года, который сейчас находится в Национальной портретной галерее в Лондоне и был отреставрирован в 2012 году. [32] На одном из самых ранних портретов писателя елизаветинской эпохи модно одетый поэт изображен мрачно размышляющим о своей любви. Портрет был описан в завещании Донна как «та фотография Майн, сделанная в тени», и завещан им Роберту Керру, 1-му графу Анкраму . [33] Другие картины включают голову и плечи Исаака Оливера 1616 года , также находящуюся в Национальной портретной галерее. [34] и голова и плечи 1622 года в Музее Виктории и Альберта . [35] В 1911 году молодой Стэнли Спенсер посвятил визионерскую картину Джону Донну, прибывающему на небеса (1911), которая сейчас находится в музее Фицуильяма . [36]
На прием Донна до 20 века повлияла публикация его сочинений в 17 веке. Поскольку Донн при жизни избегал публикаций, [37] большинство его работ были представлены в печати другими через десятилетия после его смерти. Эти публикации представляют собой то, что Эрин Маккарти называет «телеологическим повествованием о росте Донна» от молодого повесы «Джека Донна» до преподобного божественного «доктора Донна». [38] Например, в то время как в первом издании «Стихов» Дж.Д. (1633 г.) без разбора смешались любовные и благочестивые стихи, во всех изданиях после 1635 г. стихи разделялись на «Песни и сонеты» и «Божественные стихи». Эта организация «распространила историю о превращении Джека Донна в доктора Донна и сделала ее доминирующим способом понимания жизни и творчества Донна». [38]
Аналогичная попытка оправдать ранние произведения Донна появилась в публикации его прозы. Эту закономерность можно увидеть в томе 1652 года, в котором собраны тексты, написанные на протяжении всей карьеры Донна, включая легкомысленные произведения, такие как «Игнатий Его конклав» , и более благочестивые сочинения, такие как «Опыты богословия» . В предисловии сын Донна «объединяет разрозненные тексты вокруг впечатления о божественности Донна», сравнивая разнообразные сочинения своего отца с чудесами Иисуса. [39] Христос « начал свое первое Чудо здесь , превратив Воду в Вино , и совершил свое последнее вознесение с Земли на Небеса ». [40]
Донн сначала написал « вещи, способствующие веселью и развлечениям человечества», а позже « изменил [d] свой разговор с людей на ангелов». [40] Еще одной фигурой, внесшей вклад в наследие Донна как повесы, ставшей проповедником, был первый биограф Донна Изаак Уолтон . Биография Уолтона разделила жизнь Донна на два этапа, сравнивая жизнь Донна с преображением Святого Павла . Уолтон пишет: «Там, где [Донн] был Савлом… в своей нерегулярной юности», он стал «Павелом и проповедовал спасение своим братьям». [41]
Идея о том, что произведения Донна отражают два разных этапа его жизни, остается распространенной; однако многие ученые оспаривают это понимание. В 1948 году Эвелин Симпсон писала: «Тщательное изучение его работ... показывает, что у него не было случая раздвоения личности. Он не был Джекилом-Хайдом в якобинском платье... и многочисленные противоречия его темперамента». [42]
В литературе
[ редактировать ]После смерти Донна ему был воздан ряд поэтических дань уважения, из которых одним из главных (и наиболее трудных для понимания) была его друга лорда Герберта Чербери . «Элегия для доктора Донна» [43] Посмертные издания стихов Донна сопровождались несколькими «Элегиями об авторе» в течение следующих двух столетий. [44] Шесть из них были написаны сослуживцами церкви, остальные — такими изысканными писателями, как Томас Кэрью , Сидней Годольфин и Эндимион Портер . В 1963 году вышла Иосифа Бродского . «Великая элегия Джону Донну» [45]
Начиная с 20 века появилось несколько исторических романов, посвященных различным эпизодам из жизни Донна. Его ухаживания за Энн Мор являются предметом романа Элизабет Грей Вининг « Осторожно люби меня: роман о Джоне Донне» (1963). [46] Мейв Харан и «Леди и поэт» (2010). [47] Оба персонажа также время от времени появляются в фильме Мэри Новик » « Тщеславие (2007), где основное внимание уделяется их мятежной дочери Пегг. Английские трактовки включают «Дуэль смерти» Гарри О'Коннора : роман Джона Донна (2015), в котором рассказывается о поэте в молодости. [48]
Он также играет значительную роль в романе Кристи Дикасон «Благородный убийца» (2012), основанном на жизни покровительницы Донна и (как утверждает автор) его возлюбленной, Люси Рассел, графини Бедфорд . [49] Наконец, есть «Алхимия любви: тайна Джона Донна» Брайана Крокетта (2015), в которой поэт, которого шантажом заставили служить в шпионской сети Роберта Сесила, пытается предотвратить политическую катастрофу и в то же время перехитрить Сесила. [50]
Музыкальные настройки
[ редактировать ]Музыкальное оформление текстов Донна существовало даже при его жизни и в столетие после его смерти. В их число входили Альфонсо Феррабоско -младший («Итак, так, оставь этот последний скорбный поцелуй» в его «Эйре» 1609 года); Джона Купера («Послание»); Генри Лоуз («Перерыв дня»); Джона Дауленда («Рассвет» и «Просить всей твоей любви»); [51] и оформление « Гимна Богу-Отцу » Джона Хилтона-младшего [52] и Пелхэм Хамфри (опубликовано в 1688 г.). [53]
После 17-го века их больше не было до начала 20-го века с Хавергалом Брайаном («Ночной концерт в День Святой Люси», впервые исполненным в 1905 году), Элеонорой Эверест Фрир («Перерыв дня», опубликовано в 1905 году) и Уолфордом. Дэвис («Крест», 1909) среди первых. В 1916–1918 годах композитор Хьюберт Парри положил на музыку «Святой сонет 7» Донна («В воображаемых уголках круглой земли») в своем хоровом произведении « Песни прощания» . [54] Реджина Хансен Уиллман поставила «Первый священный сонет» Донна для голоса и струнного трио. В 1945 году Бенджамин Бриттен включил девять «Святых сонетов» Донна в свой песенный цикл для голоса и фортепиано «Святые сонеты Джона Донна» . В 1968 году Уильяметта Спенсер использовала текст Донна для своего хорового произведения «В воображаемых углах круглой Земли». Среди них также хоровая постановка «Negative Love», открывающая «Гармониум» (1981), а также ария «Святого сонета XIV» в конце 1-го акта «Доктора Атомика» , оба Джона Адамса. [55] [56]
Были настройки и в популярной музыке. Одна из них - это версия песни « Go and Catch a Falling Star » из Джона Ренборна дебютного альбома John Renbourn (1966), в которой последняя строка изменена на «False, прежде чем я посчитаю один, два, три». [57] В своем альбоме 1992 года Duality английская неоклассическая дарквейв -группа In the Nursery использовала полное прочтение песни Донна «A Valediction: Forbidding Mourning» для трека «Mecciano». [58] и дополненная версия "A Fever" на трек "Corruption". [59] Прозаические тексты Донна также положены на музыку. В 1954 году Приоль Ренье включила некоторые из них в свой «Цикл декламации» для сольного голоса. [60] В 2009 году американка Дженнифер Хигдон написала хоровую пьесу «О смерти праведника» , основанную на проповедях Донна. [61] [62] Еще более свежая книга российского минималиста Антона Батагова «Больше не боюсь, избранные песни и медитации Джона Донна» (2015). [63] [64]
Работает
[ редактировать ]- Блоха (1590-е)
- Бьятанатос (1608 г.)
- Лжемученик (1610 г.)
- Игнатий Его палата (1611 г.)
- Прощание: запретный траур (1611)
- Библиотека придворного (1611 г., опубликовано в 1651 г.)
- Первая годовщина: Анатомия мира (1611 г.)
- Вторая годовщина: прогресса души (1612 г.)
- Посвящения в исключительных случаях (1624)
- Доброе утро (1633)
- Канонизация (1633 г.)
- Святые сонеты (1633)
- В соответствии со многими титулами (1633)
- Смерть не гордись (1633)
- Восход солнца (1633)
- Мечта (1633)
- Элегия XIX: Госпоже, идущей спать (1633)
- Разбей мое сердце, трехличный Бог (1633)
- Стихи (1633)
- Ювенилия: или Некоторые парадоксы и проблемы (1633)
- 80 проповедей (1640 г.)
- Пятьдесят проповедей (1649)
- Очерки богословия (1651)
- Письма нескольким почетным лицам (1651 г.)
- XXVI проповеди (1661 г.)
- Гимн Богу Отцу (неизвестно)
- Песня: Иди и поймай падающую звезду (1633)
Ссылки
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Биограф Джон Стаббс отмечает, что, хотя известно, что Донн родился в период с января по июнь, год неизвестен из-за путаницы между датами по старому и новому стилю . [65]
Цитаты
[ редактировать ]- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р Колклаф 2011 .
- ^ Грирсон 1971 , стр. xiv – xxxiii.
- ^ Блум 2009 , стр. 14–15.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Йокинен 2006 .
- ^ Портреты Джона Донна в Национальной портретной галерее, Лондон.
- ^ Папазян, Мэри (2003). Джон Донн и протестантская Реформация: новые перспективы . Детройт, Мичиган: Издательство Государственного университета Уэйна. п. 3. ISBN 9780814330128 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Лангстафф, Ричард В. (1988). «Донн, Джон». В Джонстоне, Бернард (ред.). Энциклопедия Кольера . Том. 8. Нью-Йорк: П. Ф. Коллиерс. стр. 346–349.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Куниц и Хейкрафт 1952 , стр. 156–158.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б «Донн, Джон (DN615J)» . База данных выпускников Кембриджа . Кембриджский университет.
- ^ Уолтон 1999 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж Дюрант и Дюрант 1961 , с. 154.
- ^ Госс, Эдмунд (1899). Жизнь и письма Джона Донна . Том. 1 (изд. 2018 г.). Лондон: Хайнеманн. стр. 97–99. ISBN 9781532678103 . OCLC 179202190 .
- ^ Ли 1886 .
- ^ II, Эрнест В. Салливан (30 августа 2016 г.). « Джон Донн, Энн Донн, Вн-сделано «Переделано» . ANQ: Ежеквартальный журнал коротких статей, заметок и обзоров . 2 (3): 101–103. дои : 10.1080/19403364.1989.11755209 . ISSN 1940-3364 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж Гринблатт 2012 , стр. 1370–1372.
- ^ Донн, Джон. «О прогрессе души: вторая годовщина» . Фонд поэзии . Проверено 27 октября 2017 г.
- ^ Феррис, Джон П. «ДОНН, Джон (1572–1631) из Друри-Лейн, Вестминстер; ранее из Митчема, Сурр» . Historyofparliamentonline.org . Проверено 5 ноября 2021 г.
- ^ Хатчингс, Жозефина. «Джон Донн (1572–1631) и гостиница Линкольна» (PDF) . lincolnsinn.org.uk . Проверено 27 октября 2017 г.
- ^ "Мемориалы собора Святого Павла" Синклер, W.p. 464: Лондон; Чепмен и Холл, ООО; 1909 год.
- ^ Синклер 1909 , с. 93.
- ^ Коттрелл, Филип. «Памятник Джону Донну (ум. 1631) Николаса Стоуна в соборе Святого Павла в Лондоне» . www.churchmonumentssociety.org . Проверено 29 мая 2022 г.
- ^ «Новая статуя Джона Донна открыта в тени собора Святого Павла» . Собор Святого Павла . 15 июня 2012 года. Архивировано из оригинала 18 ноября 2021 года . Проверено 29 мая 2022 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Гринблатт 2006 , стр. 600–602.
- ^ Флад, Элисон (30 ноября 2018 г.). «Неизвестная рукопись Джона Донна обнаружена в Саффолке» . Хранитель . Проверено 3 декабря 2018 г.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Шервуд 1984 .
- ^ Драйден 1693 .
- ^ Блум 2004 , стр. 138–139.
- ^ «Календарь» . Англиканская церковь . Проверено 23 марта 2021 г.
- ^ Браун, Эндрю (11 июля 1995 г.). «Церковь выбирает кандидатов в не совсем святые» . Независимый . Проверено 25 апреля 2022 г.
- ^ Евангелическо-лютеранское богослужение – окончательный вариант (PDF) . Издательство Аугсбургской крепости. 2006. Архивировано из оригинала (PDF) 24 января 2007 года.
- ^ Малые праздники и посты 2018 . Church Publishing, Inc. 1 декабря 2019 г. с. 9. ISBN 978-1-64065-234-7 .
- ^ Купер 2012 .
- ^ «Джон Донн» . Национальная портретная галерея . Проверено 27 октября 2017 г.
- ^ «Джон Донн» . Национальная портретная галерея . Проверено 27 октября 2017 г.
- ^ «Портрет Джона Донна (1573–1631) в возрасте 49 лет» . Виктория и Альберта . 18 сентября 2023 г.
- ^ Спенсер, Стэнли (1911). «Джон Донн прибывает на небеса» . Wikiart.org . Проверено 27 октября 2017 г.
- ^ Пебворт 2006 , с. 23-35.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Маккарти 2013 , с. 59.
- ^ Кристофферсен 2018 , стр. 46–47.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Донн, Джон (1652). Парадоксы, Проблемы, Очерки, Персонажи , А2–А6.
- ^ Уолтон, Исаак (1658). Жизнь Джона Донна , 86–88.
- ^ Симпсон, Эвелин (1948). Исследование прозаических произведений Джона Донна . Издательство Оксфордского университета. стр. 4–5.
- ^ «Элегия доктору Донну» . Исследователь поэзии .
- ^ Донн 1633 , с. 373.
- ^ Макстон 1983 , стр. 62–64.
- ^ Холландер, Джон (2 апреля 1964 г.). «Это твоя жизнь, Джон Донн» . Нью-Йоркское обозрение книг . Проверено 27 октября 2017 г.
- ^ Харан 2009 .
- ^ О'Коннор, Гарри (2015). Дуэль смерти: Роман Джона Донна . Стараться. АСИН B019E0NQ1G .
- ^ Диккасон 2011 .
- ^ Крокетт 2015 .
- ^ Просить всей твоей любви в исполнении Джона Дауленда на YouTube.
- ^ Ты простишь? в исполнении Коннора Берроуза на YouTube
- ↑ Гимн Богу-Отцу, музыка Пелхэма Хамфри на YouTube
- ^ Шрок, Деннис (2009). Хоровой репертуар . Издательство Оксфордского университета, США. ISBN 9780195327786 .
- ^ Хоровая постановка "Negative Love" на YouTube.
- ^ Ария из «Святого сонета XIV» на YouTube.
- ^ Джон Ренборн на YouTube
- ^ Меччано на YouTube
- ^ В детской - Коррупция на YouTube.
- ^ Приоль Ренье - Цикл декламации на YouTube
- ^ Вебстер, Дэниел (31 марта 2009 г.). «Два волнующих реквиема: один старый, другой новый» . Филадельфийский исследователь . Проверено 14 сентября 2015 г.
- ^ О смерти праведников на YouTube.
- ^ «Антон Батагов – я больше не боюсь» . ФАНТИМУЗЫКА . 1 июня 2015 года . Проверено 23 октября 2015 г.
- ↑ Больше не бойтесь: Избранные песни и медитации Джона Донна в исполнении Антона Багатова на YouTube.
- ^ Стаббс, Джон (2006). «Записка об условностях». Донн, реформированная душа . Лондон: Случайный дом пингвинов . п. xi. ISBN 978-0-141-90241-8 .
Источники
[ редактировать ]- Блум, Гарольд (2004). Лучшие стихи английского языка: от Чосера до мороза . Нью-Йорк: ХарперКоллинз. ISBN 978-0-06-054041-8 .
- Блум, Гарольд (2009). Джон Донн: комплексное исследование и учебное пособие . Брумолл, Пенсильвания: Дом Челси. ISBN 9781438115733 .
- Колклаф, Дэвид (19 мая 2011 г.). «Донн, Джон (1572–1631)». Оксфордский национальный биографический словарь (онлайн-изд.). Издательство Оксфордского университета. doi : 10.1093/ref:odnb/7819 . (Требуется подписка или членство в публичной библиотеке Великобритании .)
- Кристофферсен, Уилл (2018). Маленький мир, созданный хитро: формирование Джона Донна в период гражданской войны (с отличием). Университет Северной Каролины в Чапел-Хилл. дои : 10.17615/7571-p676 .
- Купер, Тарня (16 мая 2012 г.). «Джон Донн почти закончил… –» . Национальная портретная галерея . Проверено 27 октября 2017 г.
- Крокетт, Брайан (2015). Алхимия любви . Сенгадж Гейл. ISBN 978-1-4328-3025-0 .
- Дикасон, Кристи (2011). Благородный убийца . Издательство ХарперКоллинз. ISBN 978-0-00-738381-8 .
- Донн, Джон (1633). Стихи Дж. Д. С элегиями на смерть автора . Лондон: Джон Марриот.
- Драйден, Джон (1693). Рассуждение о происхождении и развитии сатиры . Лондон.
- Дюрант, Уилл ; Дюрант, Ариэль (1961). Начало века разума: история европейской цивилизации в период Шекспира, Бэкона, Монтеня, Рембрандта, Галилея и Декарта: 1558–1648 гг . Нью-Йорк: Саймон и Шустер. ISBN 978-0-671-01320-2 .
- Гринблатт, Стивен (2006). Антология английской литературы Нортона, издание основных авторов: Средние века через реставрацию и восемнадцатый век . Нортон. ISBN 978-0-393-92830-3 .
- Гринблатт, Стивен, изд. (2012). «Джон Донн, 1572–1631». Нортон Антология английской литературы . Том. Б (9 изд.). Нью-Йорк: Нортон. ISBN 9780393912500 .
- Грирсон, Герберт Дж. К. , изд. (1971). Поэтические произведения Донна . Издательство Оксфордского университета . ISBN 0-19-281113-4 .
- Харан, Мейв (2009). Дама и Поэт . Пан Макмиллан. ISBN 978-0-330-50538-3 .
- Йокинен, Аннина (22 июня 2006 г.). «Жизнь Джона Донна (1572–1631)» . Люминариум . Проверено 27 октября 2017 г.
- Ли, Сидней (1886). , Лесли (ред.). Словарь национальной биографии . Том. 6. Лондон: Смит, Элдер и компания. . Стивен
- Куниц, Стэнли; Хейкрафт, Ховард, ред. (1952). Британские авторы до 1800 года: Биографический словарь . Нью-Йорк: Уилсон. ISBN 978-0-8242-0006-0 .
- Макстон, Хью (1983). «Иосиф Бродский и «Великая элегия Джону Донну» ». Сумка-журавль . 7 (1): 62–64. JSTOR 30060547 .
- Маккарти, Эрин (2013). «Стихи Дж. Д. (1635) и создание литературной биографии Джона Донна». Журнал Джона Донна . 32 : 57–85. hdl : 10379/5258 .
- Пебворт, Тед-Ларри (2006). «Текст сочинений Донна». В Ахсе Гиббори (ред.). Кембриджский компаньон Джона Донна . Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-0-521-83237-3 .
- Шервуд, Терри Грей (1984). Заполнение круга: исследование мысли Джона Донна . Университет Торонто Пресс. ISBN 978-0-8020-5621-4 .
- Синклер, Уильям Макдональд (1909). Мемориалы собора Святого Павла . Джордж В. Джейкобс и компания.
- Уолтон, Исаак (1888) [1658]. Жизни Джона Донна, Генри Уоттона, Ричарда Хукера и Джорджа Герберта Исаака Уолтона . Лондон: Джордж Рутледж и сыновья.
- Уолтон, Исаак (1999). Посвящения в исключительных случаях: и дуэль смерти . Винтажные книги. ISBN 978-0-375-70548-9 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Болд, Р.К.: Влияние Донна на английскую литературу. Питер Смит, Глостер, Массачусетс, США, 1965 год.
- Лысый, Роберт Сесил (1970). Джон Донн, Жизнь . Издательство Оксфордского университета.
- Берман, Антуан (1995). За критику переводов: Джон Донн [ К критике перевода: Джон Донн ] (на французском языке). Перевод Франсуазы Массардье-Кенни . Париж: Галлимар.
- Брукс, Чистота (2004). «Язык парадокса». В Ривкине, Джули; Райан, Майкл (ред.). Литературная теория: Антология (2-е изд.). Уайли. стр. 28–39. ISBN 978-1-4051-0696-2 .
- Кэри, Джон (1981). Джон Донн. Жизнь, разум и искусство . Лондон: Фабер и Фабер. Переработано и переиздано в 1990 году.
- Колклаф, Дэвид (2003). Профессиональная жизнь Джона Донна . Д.С. Брюэр. ISBN 978-0-85991-775-9 .
- Госс, Эдмунд Уильям (1911). . Британская энциклопедия . Том. 8 (11-е изд.). стр. 417–419.
- Грант, Патрик . 1974. Трансформация греха: исследования Донна, Герберта, Воана и Траэрна . Монреаль: Издательство Университета Макгилла-Куина. ISBN 0870231588
- Грирсон, Герберт Дж. К., изд. (1902). Стихи Джона Донна . Оксфорд: Университетское издательство. В двух томах
- Гиббори, Ахса, изд. (2006). Кембриджский компаньон Донна . Кембридж: Университетское издательство.
- Джессопп, Август (1885–1900). « Донн, Джон (1573–1631) ». Словарь национальной биографии . Лондон: Смит, Элдер и компания.
- Ле Конт, Эдвард (1965). Благодать остроумному грешнику: Жизнь Донна . Уокер.
- Стивен, Лесли (1898). . Исследования биографа . Лондон: Дакворт и Ко, стр. 36–82.
- Лим, Кит (2005). Джон Донн: Вечность песни . Пингвин.
- Лонг, Уильям Дж. (2013). Английская литература: ее история и значение для жизни англоязычного мира . Запуск Классики. ISBN 978-1-62793-876-1 .
- Моррисси, Мэри (2011). Политика и проповеди о кресте Павла, 1558–1642 гг . Оксфорд: ОУП. doi : 10.1093/acprof:oso/9780199571765.001.0001 . ISBN 978-0-19-957176-5 .
- Рунделл, Кэтрин (2022). Супер-бесконечность: Трансформации Джона Донна . Фаррар, Штраус и Жиру. ISBN 978-0-37460740-1 .
- Стаббс, Джон (2007). Джон Донн: реформированная душа . Пингвин Букс Лимитед. ISBN 978-0-14-190241-8 .
- Салливан, Кери (2008). Риторика совести у Донна, Герберта и Воана . Оксфорд: Университетское издательство.
- Варнке, Фрэнк Дж. (1987). Джон Донн . Твейн. ISBN 978-0-8057-6941-8 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]


- Джон Донн на Britannica.com
- Работы Джона Донна в Project Gutenberg
- Работы Джона Донна или о нем в Internet Archive
- Работы Джона Донна в LibriVox (аудиокниги, являющиеся общественным достоянием)
- Стихи Джона Донна на PoetryFoundation.org
- Памятник Джону Донну, собор Святого Павла
- Джон Донн: Спаркноты
- Digital Donne (цифровые изображения ранних изданий и рукописей Донна)
- Настройка Майкла Джона Тротты "Break of Day" для SATB/фортепиано/английской рожки на YouTube
- Стихи Джона Донна в English Poetry
- 1572 рождения
- 1631 смерть
- Английские поэты XVI века.
- Английские писатели XVI века
- Англиканские богословы 17 века
- Англиканские священники 17 века
- Английские поэты 17 века.
- Английские писатели-публицисты XVII века.
- Английские писатели XVII века
- Выпускники Харт-холла, Оксфорд
- Выпускники Кембриджского университета
- Англиканские поэты
- Англиканские святые
- Похороны в соборе Святого Павла
- Христианские поэты
- Переходит в англиканство из римского католицизма
- Критики католической церкви
- Деканы собора Святого Павла
- Английские писатели научной литературы мужского пола
- Английские поэты-мужчины
- Англичане валлийского происхождения
- Английские депутаты 1601 г.
- Английские депутаты 1614 г.
- Английские сатирики
- Английские авторы песен-мужчины
- Эпиграмматики
- Независимые ученые
- Заключенные тюрьмы Флит
- Теоретики грамотности и общества
- Литературные теоретики
- Лютеранские святые
- Теоретики метафоры
- Метафизические поэты
- Памфлетисты
- Люди, празднуемые по лютеранскому литургическому календарю
- Люди из лондонского Сити
- Философы религии
- Поэты-священники
- Сонетисты
- Писатели об активизме и социальных изменениях
- Писатели из Лондона
- Джон Донн