Джон Тиллотсон
Джон Тиллотсон | |
---|---|
Архиепископ Кентерберийский | |
Церковь | Англиканская церковь |
епархия | Кентербери |
Установлено | Апрель 1691 г. |
Срок закончился | 22 ноября 1694 г. |
Предшественник | Уильям Сэнкрофт |
Преемник | Томас Теннисон |
Заказы | |
Посвящение | 31 мая 1691 г. Питер Мьюс |
Личные данные | |
Рожденный | Октябрь 1630 г. |
Умер | 22 ноября 1694 г. (64 года) |
Национальность | Английский |
Номинал | англиканский |
Альма-матер | Клэр-Колледж, Кембридж |
Подпись |
Джон Тиллотсон (октябрь 1630 — 22 ноября 1694) был англиканским архиепископом Кентерберийским с 1691 по 1694 год.
Священник и ректор
[ редактировать ]Тиллотсон был сыном пуританского портного из Хогенда, Сауэрби , Йоркшир. Мало что известно о его ранней юности; он учился в Колна , гимназии [1] прежде чем поступить пенсионером в Клэр -Холл в Кембридже в 1647 году. Его наставником был Дэвид Кларксон , и он окончил учебу в 1650 году, а в 1651 году стал научным сотрудником своего колледжа. [2] [3]
В 1656 году Тиллотсон стал наставником сына Эдмунда Придо , генерального прокурора Оливера Кромвеля . Около 1661 года он был рукоположен без подписки Томасом Сидсерфом , шотландским епископом. Тиллотсон присутствовал на Савойской конференции в 1661 году и оставался отождествленным с пресвитерианами до принятия Акта о единообразии 1662 года . Вскоре после этого он стал викарием Чешанта , Хертс, а в июне 1663 года — ректором Кедингтона , Саффолк. [3]
Теперь он посвятил себя точному изучению библейских и святоотеческих писателей, особенно Василия и Златоуста . Результат этого чтения и влияния Джона Уилкинса , магистра Тринити-колледжа в Кембридже , был виден в общем тоне его проповедей, которые были скорее практическими, чем теологическими, и касались вопросов личной морали, а не теоретической доктрины. Этот простой стиль проповеди отражает эпоху конца 17 века, когда интеграция разума в протестантское богословие стало рассматриваться как одно из его лучших качеств, направленных против католицизма . Сам Тиллотсон лично был достаточно терпим к католикам, отметив в своей знаменитой проповеди, что, хотя папство было «грубым суеверием», тем не менее «паписты, я не сомневаюсь, сделаны как другие люди». На самом деле он был сторонником широты , также известным как «Кембриджское арминианство». [4] Кроме того, Тиллотсон придерживался арминианских взглядов. [5]
Он был человеком мирским и божественным, и в своих проповедях он проявлял такт, который позволил ему сразу завоевать внимание аудитории. В 1664 году он стал проповедником в Линкольнс-Инне . В том же году он женился на Элизабет Френч, племяннице Оливера Кромвеля ; и он также стал лектором по вторникам в школе Святого Лаврентия, еврейство (где он позже был похоронен). Тиллотсон умело использовал свое противоречивое оружие против атеизма и католицизма. В 1663 году он опубликовал характерную проповедь на тему «Мудрость быть религиозным», а в 1666 году ответил на Джона Сержанта книгу «Надежная опора в христианстве» брошюрой о «Правилах веры». В этом же году он получил степень доктора медицинских наук. [6]
Декан Кентерберийского и архиепископ
[ редактировать ]В 1670 году он стал пребендарием, а в 1672 году — деканом Кентерберийского . В том же году он также был избран членом Королевского общества . [7] В 1675 году он отредактировал » Джона Уилкинса , «Принципы естественной религии завершив то, что осталось в ней незавершенным, а в 1682 году — свои «Проповеди». Вместе с Бернетом Тиллотсон присутствовал Уильяма Рассела, лорда Рассела на эшафоте в 1683 году. В 1684 году он написал « Рассуждение против пресуществления ». Впоследствии он пользовался дружбой леди Рассел, и отчасти благодаря ей он приобрел такое большое влияние на принцессу Анну , которая последовала его совету относительно передачи короны Вильгельму Оранскому . Он пользовался особым доверием Уильяма и Марии и в марте 1689 года был назначен клерком при короле. [6]
Главным образом по его совету король назначил церковную комиссию для примирения несогласных. В августе этого года глава своего собора назначил его осуществлять архиепископскую юрисдикцию провинции Кентербери во время приостановки деятельности Санкрофта. Примерно в то же время он был назначен деканом церкви Святого Павла . Вскоре после этого он был избран преемником Санкрофта на посту архиепископа; но принял повышение с крайней неохотой, и время от времени оно откладывалось по его просьбе до апреля 1691 года. В 1693 году он опубликовал четыре лекции по социнианскому спору : [8] отчасти для того, чтобы очистить свое имя от обвинений в симпатиях к социнианству в своих предыдущих связях с Томасом Фирмином , Стивеном Наем и другими.
Его попытки исправить некоторые злоупотребления англиканской церкви, особенно нерезидентство духовенства, вызвали много недоброжелательности, и этим воспользовались якобиты , преследуя его до конца жизни с оскорблениями и упреками. Он умер 22 ноября 1694 года. [6]
За его рукописные проповеди вдова Тиллотсона получила 2500 гиней. Ральф Баркер отредактировал около 250 из них вместе с «Правилом веры» (1695–1704). В 1752 году вышло издание в трех томах с «Жизнью» Томаса Бёрча , составленной на основе оригинальных документов и писем Тиллотсона. Различные отрывки из его проповедей и произведений опубликованы отдельно. [9] AMS Press, Нью-Йорк, опубликовало современное издание его работ в 1980-х годах. В его родном городе Сауэрби до сих пор стоит статуя Тиллотсона в церкви Святого Петра, а в его честь назван проспект в нижней части города.
Он похоронен в еврейской церкви Святого Лаврентия к западу от Банка Англии в лондонском Сити.
Томас Тиллотсон был его внучатым племянником.
Работает
[ редактировать ]- Проповедь о единстве Божественной природы и Пресвятой Троицы . Лондон. 1693.
- Томас Берч, изд. (1752 г.). Произведения Джона Тиллотсона с жизнью автора .
- Беседа против пресуществления
- Побуждение к частому причащению Святого Таинства Вечери Господней
- Десять томов сочинений Джона Тиллотсона
Примечания и ссылки
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ Карр 1878 .
- ^ «Тиллотсон, Джон (TLT647J)» . База данных выпускников Кембриджа . Кембриджский университет.
- ^ Перейти обратно: а б Гордон 1898 г.
- ^ Люкер 2000 .
- ^ Люкер 2000b .
- ^ Перейти обратно: а б с Чисхолм 1911 года .
- ^ Тиллотсон 1752 , с. lvii.
- ^ Тиллотсон 1693 .
- ^ Г.В. Велдон в 1886 году
Источники
[ редактировать ]- Карр, Джеймс (1878). Летопись и рассказы Кольна и окрестностей .
- Чисхолм, Хью , изд. (1911). . Британская энциклопедия . Том. 26 (11-е изд.). Издательство Кембриджского университета.
- Риверс, Изабель. «Тиллотсон, Джон (1630–1694)». Оксфордский национальный биографический словарь (онлайн-изд.). Издательство Оксфордского университета. doi : 10.1093/ref:odnb/27449 . (Требуется подписка или членство в публичной библиотеке Великобритании .)
- Гордон, Александр (1898). Ли, Сидни (ред.). Словарь национальной биографии . Том. 56. Лондон: Смит, Элдер и компания. . В
- Люкер, Эрвин Луи (2000b). «Арминианство» . Христианская циклопедия . Сент-Луис, Миссури: Concordia publ. Дом.
- Люкер, Эрвин Луи (2000). «Тиллотсон, Джон Роберт» . Христианская циклопедия . Сент-Луис, Миссури: Concordia publ. Дом.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Библиографический каталог проекта Кентербери.
- 1630 рождений
- 1694 смерти
- Англиканские архиепископы 17 века
- Выпускники Клэр-колледжа, Кембридж
- Архиепископы Кентерберийские
- Арминианские министры
- арминианские богословы
- Служащие гардероба
- Деканы Кентербери
- Деканы собора Святого Павла
- Члены Королевского общества
- Участники Савойской конференции
- Люди с моста Сауэрби
- Англиканские богословы 17 века
- Линкольнс Инн