Ода Кентерберийский
Ода | |
---|---|
Архиепископ Кентерберийский | |
Назначен | 941 |
Срок закончился | 958 |
Предшественник | Вульфхельм |
Преемник | Эльфийский |
Другие сообщения | Епископ Рамсбери |
Заказы | |
Посвящение | между 909 и 927 годами |
Личные данные | |
Рожденный | неизвестный |
Умер | 2 июня 958 г. |
Святость | |
Праздник | 4 июля |
Почитается в | Костел [1] Восточная Православная Церковь [2] |
канонизирован | Предварительная Конгрегация [2] |
Атрибуты | Архиепископ держит чашу |
Ода (или Одо ; [1] умер в 958 году) Гуд в X веке был архиепископом Кентерберийским в Англии . Сын датского захватчика, Ода стал епископом Рамсбери до 928 года. О его действиях как до того, как он стал епископом, так и во время его пребывания на посту, было рассказано несколько историй, но лишь немногие из этих инцидентов зафиксированы в современных отчетах. После назначения в Кентербери в 941 году Ода сыграл важную роль в разработке королевского законодательства, а также участвовал в установлении правил для своего духовенства. Ода также участвовал в усилиях по реформированию религиозной жизни в Англии. Он умер в 958 году, и впоследствии ему приписывали легендарные сказания. Позже его стали считать святым , а агиография была написана в конце 11 или начале 12 века.
Ранняя карьера
[ редактировать ]Родители Оды были датчанами , и он, возможно, родился в Восточной Англии . [3] что его отцом был датчанин, пришедший в Англию в 865 году вместе с армией викингов Уббы Говорят , и Ивара и предположительно поселившийся в Восточной Англии. Племянник Оды Освальд Вустерский позже стал архиепископом Йоркским . Возможно, что родственники Освальда Осцител , впоследствии архиепископ Йоркский, и Тюрцител, аббат, также были родственниками Оды, но это точно не известно. [4]
В Бирхтферте из «Жизни святого Освальда» Рэмси Ода , как сказано, присоединился к дому благочестивого дворянина по имени Этельхельм, которого он сопровождал в Риме в паломничестве. Во время паломничества Ода исцелил болезнь дворянина. [5] Другие истории, например, рассказы писателя XII века Уильяма Малмсберийского , описывают Оду как сражавшегося при Эдварде Старшем , а затем ставшего священником, но эти утверждения маловероятны. В других утверждениях в « Жизни» говорится, что король назвал Оду «епископом Уилтона», который, как утверждается, был братом Этельхельма. [4] Летописец, возможно, имеет в виду, хотя и немного неточно, Этельхельма, двоюродного брата короля. Этот благотворитель также был связан с епископом Ательмом , который, как сообщается, спонсировал Оду в его церковной карьере. [6] Некоторые источники утверждают, что Ода стал монахом во Флёри-сюр-Луар во Франции. [4] [7]
Епископ Рамсбери
[ редактировать ]Ода был рукоположен в епископа Рамсберийского где-то между 909 и 927 годами. [8] не Уилтону, как заявили Уильям Малмсберийский и « Жизнь» . Назначение, скорее всего, было сделано королем Этельстаном , и первое надежно засвидетельствованное упоминание в документах о новом епископе встречается в 928 году, когда он является свидетелем королевских грамот в качестве епископа. [4] Согласно летописцу конца X века Ричеру из Реймса , в 936 году Этельстан отправил Оду во Францию, чтобы организовать возвращение на французский престол короля Людовика IV . [9] [10] [а] Луи был племянником Этельстана. [12] и несколько лет находился в изгнании в Англии. [9] Однако эта история не упоминается ни в каких современных записях. [4] Говорят, что Ода сопровождал короля Этельстана в битве при Брунанбурге в 937 году. [5] [13] Говорят, что именно в этой битве Ода чудесным образом подарил королю меч, когда собственный меч короля выскользнул из ножен. В хрониках Рэмси записано, что в 1170-х годах меч все еще хранился в королевской сокровищнице, хотя летописец тщательно излагает эту историю «как сказано», а не как факт. [14] Современных записей о появлении Оды в битве нет. [4] В 940 году Ода заключил перемирие между Олафом III Гутфритсоном , королём Дублина и Йорка, и Эдмундом I , королём Англии. [4] [б]
Архиепископ Кентерберийский
[ редактировать ]Ода был назначен архиепископом Кентерберийским после смерти Вульфхельма 12 февраля 941 года. [15] Неизвестно, поехал ли он в Рим, чтобы получить паллиум , или когда он его получил, но это было до того, как он издал свои конституции . [16] Во время своего пребывания на посту архиепископа он помогал королю Эдмунду с новым королевским сводом законов. [4] в котором имелся ряд законов, касающихся церковных дел. [5] Архиепископ присутствовал вместе с архиепископом Йоркским Вульфстаном на совете, который провозгласил первый из этих сводов законов и который проводил Эдмунд. [17] в Лондоне на Пасху около 945 или 946 года. [18] Ода также урегулировал спор по поводу пяти районов с Вульфстаном. [5]
Ода также издал конституции или правила для своего духовенства. Его «Конституции Оды» — первые сохранившиеся конституции английского церковного реформатора X века. [19] Ода переработал некоторые уставы 786 года, чтобы сформировать свой обновленный кодекс, и один из пунктов, который был исключен, - это любые положения, касающиеся язычества. [20] Также были затронуты вопросы отношений между мирянами и духовенством, обязанности епископов, необходимость заключения мирянами канонических браков, соблюдение поста и необходимость отдачи мирянами десятины. [21] Работа сохранилась только в одной сохранившейся рукописи: Британская библиотека Коттона М.С. Веспасиана A XIV, листы 175–177v. Это копия XI века, сделанная для Вульфстана II , архиепископа Йоркского. [22]
После смерти короля Англии Эдреда в 955 году Ода был одним из получателей завещания от короля, в его случае большого количества золота. [23] Вероятно, он стоял за восстановлением епископства в Элмхеме , поскольку линия епископов на этом престоле начинается с Эдвульфа из Элмхэма в 956 году. [24] Ода короновал короля Эдвига в 956 году, но в конце 957 года архиепископ присоединился к сопернику Эдвига и брату Эдгару , который был провозглашен королем Мерсии в 957 году, в то время как Эдвиг продолжал править Уэссексом . [25] Точная причина разрыва между двумя братьями, который привел к разделу ранее Соединенного королевства, неизвестна, но, возможно, она возникла в результате усилий Эдвига по продвижению близких родственников и его жены. Разделение было мирным, и Эдвиг продолжал называть себя «королем англичан», в отличие от титула Эдгара «короля Мерсии». [26] В начале 958 года Ода аннулировал брак Эдвига и его жены Эльфгифу , которые были слишком близкими родственниками. [25] Этот поступок, вероятно, был политическим шагом, связанным с расколом между Эдвигом и Эдгаром, поскольку маловероятно, что о близком родстве между Эдвигом и Эльфгифу не было известно до их свадьбы. [26]
Ода был сторонником монашеских реформ Данстана . [27] и был агентом реформирования в церкви вместе с Ценвальдом, епископом Вустера , и Эльфхеа, епископом Винчестера . Он также широко построил и перекрыл Кентерберийский собор . после поднятия стен выше. [4] В 948 году Ода забрал святого Вилфрида . из Рипона мощи [28] Фритегода « В стихотворении Жизнь Уилфрида» есть предисловие, написанное Одой, в котором архиепископ утверждал, что он спас реликвии из Рипона, которые он описал как «истлевшие» и «покрытые шипами». [29] Он также приобрел мощи святого Уэна , а Фритегод также написал по велению Оды стихотворное житие этого святого, которое было утеряно. [5] Он также принимал активное участие в реорганизации епархиальной структуры своей провинции, поскольку кафедры Элмхэма и Линдси были реформированы во время его архиепископства. [21]
Архиепископ умер 2 июня 958 г. [15] и считается святым, праздник отмечается 4 июля. [2] Отмечались и другие даты, в том числе 2 июня или 29 мая. После его смерти легенды приписывали ему чудеса, в том числе одно, когда Евхаристия пролилась кровью. Другим был чудесный ремонт меча. [1] Не существует современных свидетельств почитания Оды, причем первые признаки культа появились в агиографии Биртферта об Освальде, но никакой агиографии конкретно об Оде не было написано до тех пор, пока Эдмер не написал Vita Santi Odonis где-то между 1093 и 1125 годами. [4] Ода был известен современникам как «Хороший». [5] а также стал известен как Северус «Суровый». [с]
Примечания
[ редактировать ]- ^ Епископы и архиепископы в средневековый период участвовали в светском управлении, а также выполняли свои церковные обязанности. [11]
- ↑ Олаф, уже король Дублина, захватил контроль над Нортумбрией и Йорком у Эдмунда вскоре после коронации Эдмунда на пост короля в 939 году. Это перемирие установило границу между владениями двух королей на Уотлинг-стрит . [12]
- ↑ В Майкла Дрейтона стихотворении «Поли-Ольбион» (Песня 24) он описан как «Одо Суровый».
Цитаты
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с фермера Оксфордский словарь святых , стр. 393
- ^ Jump up to: а б с Уолша, Новый словарь святых с. 454–455
- ^ Брукса Ранняя история Кентерберийской церкви с. 222–224
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж Кубитт и Костамбейс "Ода" Оксфордский национальный биографический словарь
- ^ Jump up to: а б с д и ж Лапидж «Ода» Блэквелл Энциклопедия англосаксонской Англии
- ^ Флетчером Преобразование Европы с. 393
- ^ Stenton Anglo-Saxon England p. 448
- ^ Фрид и др. Справочник британской хронологии стр. 220.
- ^ Jump up to: а б Stenton Anglo-Saxon England p. 347
- ^ Фут Этельстан с. 169
- ^ Южно- Западное общество и Церковь, стр. 173–174.
- ^ Jump up to: а б Миллер «Эдмунд» Блэквелл, Энциклопедия англосаксонской Англии, стр. 159–160.
- ^ Делани, Словарь святых стр. 464
- ^ Кланчи От памяти к письменной записи с. 40
- ^ Jump up to: а б Фрид и др. Справочник британской хронологии стр. 214.
- ^ Брукс, Ранняя история Кентерберийской церкви , с. 371, н. 46
- ^ Wormald Создание английского права с. 310
- ^ Wormald Making of English Law, стр. 440–441.
- ^ Стаффордское объединение и завоевание, с. 9–10
- ^ Церковь Блэра в англосаксонском обществе с. 481 сноска 252
- ^ Jump up to: а б Дарлингтон «Церковная реформа» English Historical Review с. 386
- ^ Шебе «Главы архиепископа Оды» Бюллетень Института исторических исследований, стр. 75–83.
- ^ Флетчер Кровная вражда с. 24
- ^ Stenton Anglo-Saxon England p. 437
- ^ Jump up to: а б Стаффордское объединение и завоевание с. 48–49
- ^ Jump up to: а б Миллер «Эдвиг» Блэквелл, Энциклопедия англосаксонской Англии, стр. 151–152.
- ^ Дарлингтон «Церковная реформа» English Historical Review с. 387
- ^ Церковь Блэра в англосаксонском обществе с. 314
- ^ Брукса Ранняя история Кентерберийской церкви с. 53
Ссылки
[ редактировать ]- Блэр, Джон П. (2005). Церковь в англосаксонском обществе . Оксфорд, Великобритания: Издательство Оксфордского университета. ISBN 0-19-921117-5 .
- Брукс, Николас (1984). Ранняя история Кентерберийской церкви: Церковь Христа с 597 по 1066 год . Лондон: Издательство Лестерского университета. ISBN 0-7185-0041-5 .
- Кланши, Коннектикут (1993). От памяти к письменным записям: Англия 1066–1307 (второе изд.). Молден, Массачусетс: Blackwell Publishing. ISBN 978-0-631-16857-7 .
- Кубитт, Кэтрин; Костамбейс, Мариос (2004). «Ода (ум. 958)» . Оксфордский национальный биографический словарь . Издательство Оксфордского университета. doi : 10.1093/ref:odnb/20541 . Проверено 7 ноября 2007 г. (требуется подписка или членство в публичной библиотеке Великобритании )
- Дарлингтон, Р.Р. (июль 1936 г.). «Церковная реформа в позднем древнеанглийском периоде». Английский исторический обзор . 51 (203): 385–428. дои : 10.1093/ehr/LI.CCIII.385 . JSTOR 553127 .
- Делани, Джон П. (1980). Словарь святых (Второе изд.). Гарден-Сити, Нью-Йорк: Даблдей. ISBN 0-385-13594-7 .
- Фермер, Дэвид Хью (2004). Оксфордский словарь святых (Пятое изд.). Оксфорд, Великобритания: Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-860949-0 .
- Флетчер, РА (1997). Обращение Европы: от язычества к христианству 371-1386 гг . Лондон: ХарперКоллинз. ISBN 0-0025-5203-5 .
- Флетчер, РА (2003). Кровная месть: убийство и месть в англосаксонской Англии . Оксфорд, Великобритания: Издательство Оксфордского университета. ISBN 0-19-516136-Х .
- Фут, Сара (2011). Этельстан: Первый король Англии . Нью-Хейвен и Лондон: Издательство Йельского университета. ISBN 978-0-300-12535-1 .
- Фрайд, Э.Б.; Гринуэй, Делавэр; Портер, С.; Рой, И. (1996). Справочник по британской хронологии (третье издание, исправленное издание). Кембридж, Великобритания: Издательство Кембриджского университета. ISBN 0-521-56350-Х .
- Лапидж, Майкл (2001). «Ода». В Лапидже, Майкл ; Блэр, Джон; Кейнс, Саймон ; Скрэгг, Дональд (ред.). Блэквеллская энциклопедия англосаксонской Англии . Молден, Массачусетс: Blackwell Publishing. стр. 339–340. ISBN 978-0-631-22492-1 .
- Миллер, Шон (2001). «Эдвиг». В Лапидже, Майкл ; Блэр, Джон; Кейнс, Саймон ; Скрэгг, Дональд (ред.). Блэквеллская энциклопедия англосаксонской Англии . Молден, Массачусетс: Blackwell Publishing. стр. 151–152–160. ISBN 978-0-631-22492-1 .
- Миллер, Шон (2001). "Эдмунд". В Лапидже, Майкл ; Блэр, Джон; Кейнс, Саймон ; Скрэгг, Дональд (ред.). Блэквеллская энциклопедия англосаксонской Англии . Молден, Массачусетс: Blackwell Publishing. стр. 159–160. ISBN 978-0-631-22492-1 .
- Шебе, Г. (май 1962 г.). «Главы архиепископа Оды (942/6) и каноны легатинов 786 года». Вестник Института исторических исследований . xxxv (91): 75–83. дои : 10.1111/j.1468-2281.1962.tb01415.x .
- Южный, RW (1970). Западное общество и церковь в средние века . Нью-Йорк: Книги Пингвина. ISBN 0-14-020503-9 .
- Стаффорд, Полина (1989). Объединение и завоевание: политическая и социальная история Англии в десятом и одиннадцатом веках . Лондон: Эдвард Арнольд. ISBN 0-7131-6532-4 .
- Стентон, FM (1971). Англосаксонская Англия (Третье изд.). Оксфорд, Великобритания: Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-280139-5 .
- Уолш, Майкл Дж. (2007). Новый словарь святых: Восток и Запад . Лондон: Бернс и Оутс. ISBN 978-0-86012-438-2 .
- Вормальд, Патрик (1999). Создание английского права: король Альфред в двенадцатом веке . Кембридж, Массачусетс: Издательство Blackwell. ISBN 0-631-22740-7 .