Индукт Гластонбери
Навязать | |
---|---|
Исповедник и мученик | |
Рожденный | неизвестный Ирландия |
Умер | неизвестно, но традиционно либо Хьюиш Епископи , либо Шапвик |
Главный храм | Гластонберийское аббатство |
Праздник | 5 февраля |
Католический культ подавлен | Роспуск монастырей , 1539 г. |
Индракт или Индрахт был ирландским святым , который вместе со своими спутниками почитался в аббатстве Гластонбери , монастыре в графстве Сомерсет на юго-западе Англии. В эпоху высокого средневековья Гластонберийская традиция гласила, что он был ирландским паломником — сыном короля — на обратном пути из Рима, который был подвергнут насилию и убит местным тэном после того, как остановился, чтобы посетить храм Святого Патрика . Эта традиция синхронизировала его жизнь с жизнью короля Ине (688–726), хотя историк Майкл Лапидж утверждал, что он, скорее всего, представляет собой аббата Ионы 9-го века по имени Индрехтах уа Финнахта .
Судя по всему, культ возник в конце 10 или начале 11 века, хотя это точно не известно. Существует один основной сохранившийся отчет — анонимный Passio Santi Indracti XII века . Говорят, что более ранний текст, написанный на древнеанглийском языке, существовал и использовался автором Passio . Есть также свидетельства того, что историк XII века Уильям Малмсберийский написал житие своего святого, и, хотя оно сейчас утеряно, оно, возможно, также использовало древнеанглийский текст. В 14 веке монах Святого Альбана добавил важный новый материал, вероятно, корнуоллского происхождения, упомянув сестру по имени Доминика (в честь которой Святой Доминик, Корнуолл назван ) и некоторые чудеса.
Ранние доказательства
[ редактировать ]Тело Индракта предположительно лежало в каменном храме вместе с храмом Святого Патрика в Старой церкви Святой Марии в аббатстве Гластонбери . [ 1 ] Историческая личность Индракта, покоящегося в этом святилище, неясна, но маловероятно, что его можно отождествить с какой-либо известной личностью VII или VIII веков, периода его жизни, согласно более поздним источникам Гластонбери. [ 2 ]
Однако существует сильное сходство между историей Индракта Гластонбери и историей аббата Ионы 9-го века , Индрехтаха уа Финнахта , о котором некоторые современные ирландские источники сообщают, что он «принял мученическую смерть среди англичан ( апуд саксонцев )» в 854 году. [ 3 ] Эти источники указывают дату его смерти 12 марта, что отличается от даты Кентербери 8 мая. [ 4 ] Правдоподобное объяснение состоит в том, что более поздние монахи в Гластонбери, обладая телом и лишь голой историей, изобрели все остальное. [ 5 ] Культ, хотя и никогда не был широко распространен за пределами Гластонбери, стал известен в Ирландии: Мартиролог Таллахта XII века в Ленстерской книге имеет примечание на полях о Гластонберийском законе, а также указывает его праздник как 8 мая. [ 6 ]
Однако нет никаких доказательств того, что культ Индракта существовал в Гластонбери до 11 века. [ 7 ] В календаре, выпущенном в Гластонбери около 970 года (из Миссала Леофрика ), его имя отсутствует, однако в Леоминстерской литании (BL Cotton Galba A xiv), датированной историком Майклом Лапиджем второй четвертью XI века, его имя указано как «исповедник». , и расположен рядом с собором Святого Патрика, намекая на базу культа в Гластонбери. [ 8 ] Эта литания является самым ранним свидетельством культа Индракта, по крайней мере, в Англии. [ 9 ] Он назван «мучеником» в литании из Винчестера конца XI века . [ 10 ]
Страсти святого Индракти
[ редактировать ]Его история в самой ранней форме рассказана в Passio Santi Indracti XII века или «Страстях святого Индракта» (Оксфордская Бодлианская библиотека MS Digby 112). [ 9 ] Анонимный автор « Пассио » он использовал раннюю жизнь на древнеанглийском языке . утверждает, что в качестве источника [ 11 ] Эта более ранняя работа не сохранилась. [ 11 ]
Согласно « Пассио» , Индракт был дьяконом и сыном ирландского короля. [ 12 ] Он и девять его товарищей отправились в паломничество в Рим, а на обратном пути решили посетить Гластонбери и тамошнюю святыню Святого Патрика, остановившись на ночь в месте под названием Хьюиш Эпископи ( Хивиск ). [ 12 ] Так случилось, что правитель региона, король Ине , находился неподалеку, в Южном Петертоне ( Педред ). [ 12 ] Королевский тэн по имени Хуса с несколькими последователями напал и убил ирландских паломников, полагая, что у них есть золото. [ 12 ] После посмертного чуда король Ине похоронил тела большинства мучеников в церкви Святой Марии. [ 12 ] Говорят, что тело одного товарища не было найдено, но в день их праздника, 8 мая, от места его захоронения исходит столб света. [ 12 ] В тексте рассказывается еще о некоторых посмертных чудесах, включая видение Гутлака Гластонберийского , будущего аббата Гластонбери . [ 12 ]
Уильям Малмсбери
[ редактировать ]Антиквар XVI века Джон Лиланд писал, что среди различных житий святых в Гластонбери было Vita Indracti Уильяма Малмсберийского. [ 13 ] Уильям Малмсберийский в своей книге « De Antiquitate Glastoniensis Ecclesiae» утверждал, что обсуждал святого в другой работе. [ 14 ] Уильяма Vita Indracti , хотя когда-то считалось, что это была Passio , не сохранилась. [ 15 ]
Однако Индракт упоминается Уильямом Малмсберийским в трех сохранившихся работах. [ 16 ] Заметные «расхождения» [Лапиджа] между утверждениями Пассио и Уильяма в этих работах включают в себя его неспособность связать Индракта с аббатом Гутлаком (несмотря на упоминание этого аббата в других контекстах), неспособность назвать место мученичества и указать число спутников Индракта - семь. [ 17 ] Историк Майкл Лапидж считал, что источником работы Уильяма Малмсберийского был древнеанглийский текст, и что различия между Passio и Уильямом Малмсберийским можно объяснить украшениями, добавленными автором Passio . [ 18 ]
Более поздние доказательства
[ редактировать ]Джон Син из Гластонбери, писавший около 1342 года, является следующим важным источником информации об Индракте и его культе. [ 19 ] Он повторяет более или менее ту же историю, что и « Пассио» , но его рассказ отличается в различных деталях. [ 19 ] Мученичество происходит в Шапвике ( Шапвик ), а не в Хьюиш-Эпископи ( Хивиск ), и он следует за Вильгельмом Малмсберийским, указывая число товарищей как семь. [ 19 ] На основании сходства с Уильямом Малмсберийским Майкл Лапидж предположил, что Джон Син, вероятно, сверился с утраченной работой Уильяма. [ 19 ]
Святого Альбана Монах Джон Тайнмутский , еще один автор середины 14-го века, добавляет информацию об Индракте в свой Sanctilogium Angliae . Суммируя рассказ Пассио иначе , он рассказывает новую традицию об Индракте и его сестре по имени Доминика. [ 20 ] Индракт со своими (девятью) спутниками и сестрой Доминикой, направляясь в Рим, остановился в месте под названием Тамерунта . [ 20 ] Там Индракт воткнул свой посох в землю, в результате чего вырос дуб, и там он создал пруд, в котором было много рыбы. [ 20 ] Место Тамерунта (см. « Тамертон Фолиот ») расположено вдоль реки Тамар на границе с Корнуоллом и позволяет предположить, что эта новая информация пришла из корнуоллского источника, возможно, из церкви Св. Германцев . [ 21 ]
Летописец Уильям Вустер в 1478 году утверждал, что Индракт и его спутники лежали в Шептон-Маллете , в пяти милях от Гластонбери. [ 22 ] Возможно, это недоразумение, возможно, основанное на поминальном камне в Шепвике, который Уильям спутал с Шептоном. [ 23 ] Реликвии Индракта внесены в два списка реликвий Гластонбери XIV века (BL Cotton Titus D vii, л. 2r–13v и Кембриджский Тринити-колледж MS R.5.33 (724), л. 104r–105v). [ 23 ]
Как свидетельство местного характера его культа, его имя встречается только в одном английском календаре святых, рукописи XV века, вероятно, написанной в Гластонбери (Колледж Ап-Холланд, MS 98). [ 23 ] Ему была посвящена часовня в церкви Святого Доминика в Корнуолле, хотя предположение, что Лэндрейк был назван в его честь, было сочтено «невозможным» [Лэпидж]. [ 24 ] Лицензия на эту часовню была получена в 1405 и 1418 годах и, возможно, находилась в месте под названием Часовня, где есть святой колодец. [ 25 ] На набережной Халтон, недалеко от Святого Доминика, есть небольшая современная часовня, посвященная Святому Индракту.
Примечания
[ редактировать ]- ^ Лапидж, «Культ Святого Индракта», с. 419
- ^ Лапидж, «Культ Святого Индракта», с. 427
- ^ Лапидж, «Культ Святого Индракта», стр. 427–32.
- ^ Лапидж, «Культ Святого Индракта», стр. 431.
- ^ Лапидж, «Культ Святого Индракта», с. 433
- ^ Лапидж, «Культ Святого Индракта», стр. 431–32.
- ^ Лапидж, «Культ Святого Индракта», стр. 423–24.
- ^ Блэр, «Справочник», с. 540; Лапидж, «Культ Святого Индракта», стр. 423–24.
- ^ Jump up to: а б Лапидж, «Культ Святого Индракта», с. 424
- ^ Блэр, «Справочник», с. 540
- ^ Jump up to: а б Лапидж, «Культ Святого Индракта», с. 425
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Лапидж, «Культ Святого Индракта», с. 423
- ^ Лапидж, «Культ Святого Индракта», стр. 434–35.
- ^ Лапидж, «Культ Святого Индракта», с. 434
- ^ Уинтерботтом и Томсон, Уильям Малмсберийский , стр. 310–12.
- ^ Лапидж, «Культ Святого Индракта», с. 435
- ^ Лапидж, «Культ Святого Индракта», стр. 435–36.
- ^ Лапидж, «Культ Святого Индракта», стр. 436–37.
- ^ Jump up to: а б с д Лапидж, «Культ Святого Индракта», с. 436
- ^ Jump up to: а б с Лапидж, «Культ Святого Индракта», с. 437
- ^ Лапидж, «Культ Святого Индракта», стр. 437–38; см. дополнительное примечание в Lapidge, Anglo-Latin Literature , p. 491, н. для п. 437, где историк Оливер Падель утверждает, что Тамерунта был ошибкой вместо Тамертуны , то есть Тамертона, которых существует три.
- ^ Блэр, «Справочник», с. 540; Лапидж, «Культ Святого Индракта», с. 438
- ^ Jump up to: а б с Лапидж, «Культ Святого Индракта», с. 438
- ^ Блэр, «Справочник», с. 40; Лапидж, «Культ Святого Индракта», с. 437, н. 96
- ^ Путеводитель Корнуоллской церкви (1925) Труро: Блэкфорд; п. 86
Ссылки
[ редактировать ]- Блэр, Джон (2002), «Список англосаксонских святых», в Такере, Алан; Шарп, Ричард (ред.), Местные Святые и Поместные Церкви на Западе раннего средневековья , Оксфорд: Oxford University Press, стр. 495–565, ISBN. 0-19-820394-2
- Лапидж, Майкл (1993), «Культ Святого Индракта в Гластонбери», в Лапидж, Майкл (редактор), Англо-латинская литература, 900–1066 , Лондон: The Hambledon Press, стр. 419–52 , ISBN 1-85285-012-4 , первоначально опубликованный как Уайтлок, Дороти ; МакКиттерик, Розамонд ; Дамвилл, Дэвид , ред. (1982), Ирландия в раннесредневековой Европе: исследования памяти Кэтлин Хьюз , Кембридж: Издательство Кембриджского университета, стр. 179–212, ISBN 0-521-23547-2
- Уинтерботтом, М.; Томсон, Р.М., ред. (2002), Уильям Малмсберийский. Жития святых: Жития СС. Вульфстан, Данстан, Патрик, Бенигнус и Индракт , Оксфордские средневековые тексты, Оксфорд: Clarendon Press, ISBN 0-19-820709-3