Этельберт II Восточной Англии
Святой Этельберт Восточной Англии | |
---|---|
Рожденный | в. 774 |
Умер | 20 мая 794 г. (19–20 лет) Херефорд |
Причина смерти | Обезглавливание |
Почитается в | Католическая церковь, Восточная православная церковь |
Главный храм | Херефордский собор, Англия |
Праздник | 20 мая |
Атрибуты | Молодой король, иногда бородатый, держит церковь и пальмовую ветвь. |
Покровительство | Херефорд, Англия |

Этельберт ( древнеанглийский : Æðelbrihte , ÆÞelberhte ), также называемый Святым Этельбертом Королем ( ок. 774 – 20 мая 794), был святым 8-го века и королем , Восточной Англии англосаксонского королевства , которое сегодня включает в себя английские графства Норфолк и Саффолк . Мало что известно о его правлении, которое, согласно более поздним источникам, могло начаться в 779 году, и было обнаружено очень мало выпущенных им монет. известно Из англосаксонских хроник , что он был убит по приказу Оффы Мерсийского в 794 году.
Этельберт был канонизирован на местном уровне и стал центром культов в Восточной Англии и Херефорде , где когда-то существовала святыня святого короля. В отсутствие известных исторических фактов средневековые летописцы предоставили свои собственные подробности о его происхождении, жизни как короля и смерти от рук Оффы. Его праздник - 20 мая. Ему посвящены церкви в Норфолке, Саффолке и в западной Англии, и он является одним из покровителей Херефордского собора .
Жизнь и царствование
[ редактировать ]

Мало что известно о жизни или правлении Этельберта, поскольку в Восточной Англии . от этого периода сохранилось мало записей [ 1 ] Правление Этельберта, возможно, началось в 779 году, дата, указанная на неопределенных данных о жизни гораздо более позднего святого . [ 2 ] Средневековые летописцы предоставили сомнительные сведения о его жизни при отсутствии каких-либо реальных подробностей. Первые обширные отчеты о его жизни датируются 12 веком и связаны с его культом, сосредоточенным в Херефордском соборе . Самый ранний из них, « Пассио С. Этельберти» , написанный около 1080 года, [ 3 ] записано, что родителями Этельберта были Этельред I из Восточной Англии и Леофрана из Мерсии . В нем подробно рассказывается история благочестия Этельберта, его избрания королем и мудрого правления. Убежденный жениться против своей воли, он, по-видимому, согласился жениться на Эдбурге , дочери Оффы Мерсийского , и отправился навестить ее, несмотря на дурные предчувствия матери и пережитые им ужасающие события — землетрясение, солнечное затмение и видение. [ 4 ] Эта история изложена в житиях более поздних святых Осбертом Клерским и Джеральдом Уэльским , а ее элементы были заимствованы в истории Уильяма Малмсберийского , Роджера Вендовера , Мэтью Пэрис и Ричарда Сайренчестера , а также других позднесредневековых летописцев. [ 5 ]
Известны четыре пенни, отчеканенные Этельбертом (по состоянию на 2014 г.). [update]) — два из которых известны с XVIII века, а один — с начала XX века. [ 6 ] Один из них, «легкий» пенни, который, как говорят, был обнаружен в 1908 году в Тиволи , недалеко от Рима, по типу похож на монеты Оффы. На одной стороне находится слово REX с изображением Ромула и Рема, кормящих волка: на аверсе указаны имена короля и его торговца Лулом, которые также чеканили монеты для Оффы и Коэнвульфа из Мерсии . Автор Энди Хатчесон предположил, что использование рун на монете может означать «продолжающийся жесткий контроль со стороны местных лидеров». [ 7 ] Нумизмат отмечает , Марион Арчибальд что выпуск «лестных» монет этого типа с намерением завоевать друзей в Риме, вероятно, указывал на то, что, будучи субкоролем, Этельберт принимал на себя «большую степень независимости, чем [Оффа] готов терпеть». [ 8 ]
Монеты являются одним из немногих современных источников информации об Этельберте. В марте 2014 года четвертая монета была обнаружена Сассексе металлоискателем в . [ 6 ] По словам британского нумизмата Рори Нейсмита, «монеты Этельберта могли выпускаться в течение нескольких лет, либо во время периода, когда часть или вся Восточная Англия утверждала независимость от Оффы, либо в результате какой-то договоренности о разделении прав на чеканку с Мерсией. правитель». [ 9 ] Оффа помешал Этельберту чеканить собственные монеты. [ 10 ]
В 793 году уязвимость восточного побережья Англии была раскрыта, когда монастырь в Линдисфарне был разграблен викингами , а год спустя Джарроу также подвергся нападению, что, по мнению историка Стивена Планкетта, должно было гарантировать, что восточные англичане были «вынуждены искать твердого руководства». в целях укрепления обороны региона. [ 11 ] Заявление Этельберта о принадлежности к правящей династии Вуффингас , основанное на использовании римской волчицы и титула РЕКС на его монетах, возникло из-за необходимости сильной королевской власти в ответ на нападения викингов. [ 11 ]
Смерть и канонизация
[ редактировать ]Этельберт II Восточной Англии | |
---|---|
Почитается в | Римско-католическая церковь , Англиканская община , Восточная Православная Церковь |
Главный храм | ранее в Херефордском соборе |
Праздник | 20 мая, 29 мая в Восточной Православной Церкви. |
Этельберт был казнен Оффой при невыясненных обстоятельствах. По словам историка Энди Тодда Этельберта, он был убит в королевском поместье Саттон в Херефордшире. [ 12 ] в то время как Майкл Лапидж находит место убийства в соседней деревне Марден . [ 13 ] Согласно «Англосаксонской хронике» , он был обезглавлен . [ 14 ] Средневековые источники рассказывают, как он был схвачен во время посещения своей предполагаемой невесты Эльффрит , а затем был убит и похоронен. Хотя Passio S. Æthelberhti подразумевает, что королева Оффы, Кинетрит , была замешана в убийстве, она становится центром сюжета в более поздних версиях истории. Иоанн Вустерский в XII веке заявил, что Кинетрит убедила своего мужа убить своего гостя. Роджер Вендоверский в 13 веке, рассказ которого заимствован у Мэтью Пэрис, предлагает историю, в которой Кинетрит лично наблюдает за ловушкой, в которой Этельберт падает в яму в своей спальне, на дне которой поджидали ее палачи. [ 15 ] Роджер жил в аббатстве Сент-Олбанс , основанном королем Оффой, и Мэтью Ферт утверждает, что Роджер был заинтересован в освобождении Оффы от его роли в мученической смерти святого. [ 16 ] Ричард Сайренчестерский, писавший в 15 веке, утверждает, что Этельберт был связан и обезглавлен неким Гримбертом по настоянию королевы и избавился от его тела. Другой текст XV века, «Хроникон», приписываемый Джону Бромптону , сообщает, как оторванная голова короля упала с телеги в канаву, где она была найдена, прежде чем она вернула слепому зрение. Согласно « Хроникону» , Эльфтрит стала затворницей в Кроуленде , а ее раскаявшийся отец основал монастыри , отдал землю церкви и совершил паломничество в Рим. [ 17 ]
Казнь англосаксонского короля по приказу другого правителя случалась очень редко, хотя преступников вешали и обезглавливали, как это было обнаружено в Саттон-Ху . [ 18 ] Смерть Этельберта сделала возможность любого мирного союза между английскими народами, включая Мерсию, менее вероятной, чем раньше. [ 19 ]
В 2014 году металлоискатель Даррин Симпсон нашел монету, отчеканенную Этельбертом, на поле в Сассексе . Такие монеты, отчеканенные в знак независимости, возможно, привели к смерти Этельберта. [ 20 ] Он был продан на аукционе 11 июня 2014 года за 78 000 фунтов стерлингов. [ 21 ]
Наследие
[ редактировать ]Почитание
[ редактировать ]
После его смерти Этельберт был канонизирован английской церковью. Его почитали в религиозных культах как в Восточной Англии, так и в Херефорде. Англосаксонская церковь епископского поместья в Хоксне была одной из нескольких, посвященных ему в Саффолке. Церковь упоминается в завещании Теодреуса , епископа Лондона и Хоксны (ок. 938 – ок. 951), что является возможным указанием на существование религиозного культа , посвященного святому королю. [ 22 ] Очень немногие посвящения Этельберту находятся рядом с местом его смерти – Херефордский собор и, немного поодаль, Литтлдин в Глостершире – остальные одиннадцать находятся в Норфолке или Саффолке. Историк Лоуренс Батлер утверждал, что эту необычную модель можно объяснить существованием королевского культа в Восточной Англии, который представлял собой «возрождение христианства после датского поселения путем увековечивания памяти политически «безопасного» и телесно далекого местного правителя». [ 23 ]
Христианские постройки, посвященные Этельберту
[ редактировать ]


Пресвятая Дева Мария и святой Этельберт являются совместными святыми покровителями Херефордского собора, где музыка канцелярии святого Этельберта XIII века сохранилась в Херефордском требнике . [ 24 ]
Ворота Святого Этельберта — один из двух главных входов на территорию Нориджского собора . Часовня в Олбрайстоуне , расположенная рядом с важным раскопанным англосаксонским кладбищем в Босс-холле в Ипсвиче , была посвящена Этельберту. В Уилтшире приходская церковь англиканской церкви в Лакингтоне посвящена Святой Марии и Святому Этельберту. В Норфолке приходские церкви англиканской церкви в Олби , Ист-Ретэме , Ларлинге , Тертоне , Мандеме и Бёрнем-Саттоне (где находятся остатки разрушенной церкви), а также церкви Саффолка в Фолкенхэме , Хессетте , Херрингсвелле и Таннингтоне посвящены святой. В соседнем Эссексе приходская церковь в Белчамп-Оттене посвящена Святому Этельберту и Всем Святым, а церковь в Стэнуэе , первоначально бывшая англосаксонской часовней, посвящена Святой Олбрайт, которая, как полагают, является той же святой. [ 25 ] В 1937 году имя Святого Этельберта было добавлено к приходской церкви Святого Георгия в Ист-Хэме , Эссекс (ныне Лондон), по указанию Херефордского собора, который профинансировал восстановление церкви, ранее представлявшей собой временное деревянное сооружение. [ 26 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Йорк 2002 , с. 58.
- ^ Йорк 2002 , с. 64.
- ^ Такер 1985 , стр. 16–18; Кубитт 2000 , стр. 75–76.
- ^ Джеймс 1917 , стр. 237–238.
- ^ Ферт 2020 , стр. 2–3.
- ^ Перейти обратно: а б Нейсмит 2014 , с. 230.
- ^ Хатчесон 2009 , с. 203.
- ^ Арчибальд 1985 , с. 34.
- ^ Нейсмит 2014 , с. 231.
- ^ Кирби 2000 , с. 147.
- ^ Перейти обратно: а б Планкетт 2005 , стр. 171–172.
- ^ Тодд 2004 .
- ^ Лапидж 1993 , с. 401 н. 67.
- ^ Суонтон 1997 , с. 55.
- ^ Ферт 2020 , стр. 2–3; Тодд 2004 .
- ^ Ферт 2020 , с. 17; Тодд 2004 .
- ^ Залуцкий 2001 , стр. 153–154.
- ^ Планкетт 2005 , с. 173.
- ^ Кирби 2000 , с. 148.
- ^ « Уникальная» англосаксонская монета может дать ключ к разгадке королевского убийства» . Новости Би-би-си. 20 мая 2014 года . Проверено 14 июня 2014 г.
- ^ «Англосаксонская монета продана на лондонском аукционе за 78 000 фунтов стерлингов» . Истборн Геральд . Проверено 14 июня 2014 г.
- ^ Уорнер 1996 , стр. 123.
- ^ Батлер 1986 , стр. 44–50.
- ^ Колдуэлл 2001 , с. 39.
- ^ Баклер 1856 , с. 242.
- ^ «Сайт Святого Георгия и Святого Этельберта - О нас» . Приходская церковь Св. Георгия и Св. Этельберта . Проверено 30 октября 2015 г.
Источники
[ редактировать ]- Арчибальд, Мэрион М. (1985). «Чеканка Беонны в свете Среднего клада Харлинга» (PDF) . Британский нумизматический журнал . 55 . Британское нумизматическое общество : 10–54. ISSN 0143-8956 .
- Батлер, Лос-Анджелес (1986). Батлер, Лос-Анджелес; Моррис, Р.К. (ред.). «Церковные посвящения и культы англосаксонских святых в Англии» (PDF) . Англо-саксонская церковь (60). Лондон: Отчет Совета британской археологии об исследованиях: 44–50. Архивировано из оригинала (PDF) 17 декабря 2010 года . Проверено 7 ноября 2010 г.
- Баклер, Джордж (1856). Двадцать две церкви Эссекса: архитектурное описание и иллюстрация . Лондон: Белл и Далди.
- Колдуэлл, Джон (2001). «Святой Этельберт, король и мученик: его культ и должность на западе Англии» . Plainsong и средневековая музыка . 10 (1). Издательство Кембриджского университета: 39–46. дои : 10.1017/S0961137101000043 . ISSN 0961-1371 . S2CID 162245405 .
- Кубитт, Кэтрин (2000). «Места и святость: возвращение к культу убитых и замученных англосаксонских королевских святых». Раннесредневековая Англия . 9 : 53–83. дои : 10.1111/1468-0254.00059 .
- Ферт, Мэтью (2020). «Характер коварной женщины в страстях раннесредневековых английских королевских мучеников» . Журнал королевских исследований . 7 : 1–21. дои : 10.21039/rsj.188 .
- Хатчесон, Эндрю (2009). «Чеканка монет в восточно-английском ландшафте ок. 749–939 гг. Н.э.: от Беонны до смерти Ательстана» (PDF) . Происхождение городов Восточной Англии: потеря монет в ландшафте, 470–939 гг. Н.э. (доктор философии). Университет Восточной Англии .
- Джеймс, MR (1917). «Две жизни святого Этельберта, короля и мученика». Английский исторический обзор . 32 : 214–244. doi : 10.1093/ehr/XXXII.CXXVI.214 .
- Кирби, ДП (2000). Первые английские короли . Лондон и Нью-Йорк: Рутледж. ISBN 978-0-415-24211-0 .
- Лапидж, Майкл (1993). Англо-латинская литература 900–1066 . Лондон, Великобритания: Hambledon Press. ISBN 978-1-85285-012-8 .
- Нейсмит, Рори (2014). «Новый тип Этельберта II из Восточной Англии» (PDF) . Британский нумизматический журнал . 84 . Британское нумизматическое общество: 230–232. ISSN 0143-8956 .
- Планкетт, SJ (2005). Саффолк в Anglo-Saxon Times . Страуд: Темпус. ISBN 978-0-7524-3139-0 .
- Суонтон, Майкл (1997). Англосаксонская хроника . Лондон: Рутледж. ISBN 978-0-415-92129-9 .
- Такер, Алан (1985). «Короли, святые и монастыри в Мерсии до викингов». История Мидленда . 10 :1–25. дои : 10.1179/mdh.1985.10.1.1 .
- Тодд, Энди (2004). «Этельберт [Сент-Этельберт, Этельберт]» . Оксфордский национальный биографический словарь (онлайн-изд.). Издательство Оксфордского университета. doi : 10.1093/ref:odnb/8903 . OCLC 56568095 . Проверено 20 мая 2021 г. (Требуется подписка или членство в публичной библиотеке Великобритании .)
- Уорнер, Питер (1996). Происхождение Саффолка . Манчестер и Нью-Йорк: Издательство Манчестерского университета. ISBN 978-0-7190-3817-4 .
- Йорк, Барбара (2002). Короли и королевства ранней англосаксонской Англии . Лондон и Нью-Йорк: Рутледж. ISBN 978-0-415-16639-3 .
- Залуцкий, Сара (2001). Мерсия: Англо-саксонское королевство Центральной Европы . Алмели: Логастон Пресс. ISBN 1873827628 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]СМИ, связанные с Этельбертом II из Восточной Англии, на Викискладе?
- Этельберт 11 в Просопографии англосаксонской Англии
- Факсимиле рукописи Passio Sancti Athelberhti в библиотеке Паркера Колледжа Корпус-Кристи.