Хельер
Хельер | |
---|---|
Рожденный | неизвестный Тонгерен (сейчас в Бельгии ) |
Умер | 555 |
Почитается в | Восточная Православная Церковь Костел Англиканская церковь |
Праздник | 16 июля |
Хелиер VI века (умер в 555 г.) был аскетом- отшельником . Он является покровителем Джерси и, в частности , на Нормандских островах города и прихода Сент - Хелиер острова , столицы . Его также называют святым-целителем от болезней кожи и глаз.
Легенда
[ редактировать ]Ранние годы
[ редактировать ]Геллериус или Хелиер родился в семье язычников в Тонгерене (ныне Бельгия ). Его отцом был Сигеберт, дворянин из Тонгреса, а матерью - Лусигард. [1] Имея трудности с зачатием ребенка, они обратились к учителю-христианину по имени Куниберт, который посоветовал им молиться Богу и о том, что, когда у них появится ребенок, они должны передать его Богу, и чтобы он, Куниберт, воспитал его в Христианская вера. [1] Их молитвы были услышаны, и родился Хельер, но отец Хелиера, франкский губернатор этого места, в конце концов рассердился на влияние, которое Куниберт оказал на своего не по годам развитого сына, который уже вызывал ужас своими юношескими чудесами. Отец Хелиера убил Куниберта, после чего Хелиер сбежал.
Странствия Хельера привели его в Котантен , где он искал убежища от мирских сует в монашеской общине Маркульфа в Нанте (Нантей, ныне Сен-Маркуф-де-л'Иль в Манше ). [2]
Джерси
[ редактировать ]Хельер, однако, обнаружил, что монашеская община не обеспечивает ему той тишины, которая была ему необходима, чтобы полностью посвятить себя созерцательной жизни. Маркульф получил просьбы от немногих жителей острова под названием Герсут, или Агна, ныне называемого Джерси , который практически обезлюдел из-за неоднократных нападений викингов . [3] Жители просили кого-нибудь помочь им и принести Евангелие им , поскольку у них не было пастыря, который бы направлял их.
Маркульф отправил Хелера и его товарища Ромарда в Джерси, где он нашел небольшую общину рыбаков на песчаных дюнах, где должен был развиваться современный город Сент-Хельер. Хельер поселился на приливном островке, ныне известном как Скала Эрмитаж, рядом с Л'Айлетом. [4] ныне приливной остров, занятый замком Елизаветы 16-го века . Ромар путешествовал туда и обратно между обителью на этой скале и рыбацкой деревней.
Со своей выгодной позиции на скале Хелиер мог видеть паруса приближающихся нападавших и подавать сигналы берегу, после чего жители разбегались по окружающим болотам, тем самым подавляя кровожадность нападавших. Небольшие темные облака на горизонте до сих пор известны в Жерриасе как les vailes dé St. Hélyi (паруса Сен-Хелиера).
Хельер оставался в своей обители в посте и молитве около пятнадцати лет. История гласит, что около 555 года он принял мученическую смерть. [5] грабителями-пиратами, которые обезглавили его топором – отсюда и скрещенные топоры на приходском гербе. [1]
Чудеса
[ редактировать ]Записано, что Хелиер совершил одно чудо исцеления в Джерси, исцелив хромого по имени Анкетиль.
Однажды, когда Маркульф был в гостях, прибыла банда рейдеров. Они помолились и перекрестились, и поднялась сильная буря, уничтожившая корабли разбойников. [3]
Хотя Хелиер морил себя голодом до аскетической слабости, легенда гласит, что, когда нападавшие обезглавили его, у него хватило сил поднять голову и дойти до берега. Согласно житию, Ромар обнаружил на берегу тело Хельера, все еще сжимавшего голову руками, поместил его в лодку и отправился на материк. Лодка, ведомая рукой Бога, прибыла в Бревиль-сюр-Мер по общему мнению, чудесный целебный источник , где на том месте, где ночью покоилось тело Хельера, . Рядом с источником была основана церковь, которая сейчас увенчана статуей и до сих пор привлекает ищущих исцеления.
Почитание
[ редактировать ]Маркульф основал аббатство на острове Л'Айлет недалеко от обители Хельера и назвал его в честь своего ученика. Позже его посетил Самсон из Дола .
Церкви, посвященные Хельеру, можно найти в Ренне , Сен-Хельере, Безвиле ( Эр ), Амекуре (Эр), Барентене (Приморская Сена), Монхуду ( Сарта ). Свидетельства почитания святого можно найти в Гааге, в Котантене в Керквиле , а также в Омонвиль-ла-Рог, где фреска 13-го века в церкви Св. Иоанна Крестителя связывает Хельера с Томасом Бекетом .
В Джерси Хелиера помнят за то, что он принес христианство на остров , но в Нормандии и Бретани он более известен как святой-исцелитель. Помимо целебных источников в Сен-Элье и Бревиле, есть также целебный источник в Сен-Жуан-де-Гере ( Иль-и-Вилен ), где имя Хелье было искажено народной этимологией в Сен-Делие ( délier означает « «развязать» по- французски , что может означать способность ослабить узы болезни). Есть также часовня Святого Хелиера в соборе Трентона, штат Нью-Джерси .
Традиционный год его мученической кончины — 555 г. н.э. Его праздник , отмечаемый на Джерси ежегодным муниципальным и экуменическим паломничеством в Эрмитаж, приходится на 16 июля. [6] Эрмитаж изображен на монете номиналом 2 пенса Джерси и на банкноте номиналом 10 фунтов стерлингов Джерси выпуска 2010 года .
В 1870 году скала Эрмитаж была соединена волнорезом с Л'Айлетом (замком Елизаветы).
Реликвии
[ редактировать ]Мощи Хельера были отправлены в аббатство Беллюс-Беккус в Бобек-ла-Розьер (Приморская Сена)), где они оставались до разрушения аббатства во время Французской революции .
Комментарий
[ редактировать ]«Житие Сент-Хелиера» было написано в 10 веке или позже.
Г. Р. Баллейн критиковал «Страсти по Сент-Хельеру», отмечая, что «их хронология абсурдна. Сент-Хельер родился, как нам говорят, «после смерти злой королевы Брюнехильды , когда Хильдеберт правил франками ». Должно быть, это Хильдеберт. III , взошедший на престол в 693 году. Но Хелиер стал учеником святого Маркульфа, который умер в 558 году и «по одному сообщению, он был похоронен знаменитым епископом восьмого века Виллебродом ». Другими словами, он был крещен за 150 лет до своего рождения и похоронен, будучи еще молодым человеком, двести лет спустя». [6]
Чарльз Гроссе отмечает, что «Страсти по Сент-Хелиеру», написанные в 10 или 11 веке, основаны на двух очень ранних жизнях Маркульфа (А и Б), и изменяет их, чтобы они соответствовали повествованию.Вывод Гроссе состоит в том, что жизнь Хелиера крайне плохо задокументирована, и, как и Баллейн, он считает ее во многом вымышленной. Он считает, что писателю «поручили написать жизнь отшельника Хелиера, который жил в Джерси и о нем известно лишь несколько фактов: пещера, в которой он жил, исцеление больных и смерть от рук Он обнаружил похожее по звучанию имя Хелиера в районе Тонгреса, а также отшельника по имени Элет в «Житии святого Маркуфа». Он без колебаний отождествил Хельера с ближайшим тезкой в Тонгресе или провел идентификацию. с Элетом, рассказывая историю чуда, произошедшего на острове, географическое название которого не было найдено на карте».
Согласно А. М. Беллоузу, в древнейшем Житии святого Маркульфа упоминается остров Агна, на котором проживает всего тридцать жителей, и отшельник по имени Элет. Его отождествляли с Джерси и Хелером, но это в значительной степени возвращение к истории отождествлений, сделанных в «Страстях по Сент-Хелиеру», гораздо более поздней работе. По мнению Беллоуза, что в то время на Джерси могло быть так мало жителей (тридцать) по сравнению с Гернси, в гораздо лучше задокументированных визитах Сэмпсона, это слишком легковерно. Если выбран Нормандский остров, то размер Герма будет более подходящим. [7]
Тот факт, что существовал город под названием «Сент-Хелиер», сам по себе не является доказательством того, что Хелиер существовал или, если он существовал, посещал Джерси. Первоначальное приписывание могло принадлежать Хилари из Пуатье, но со временем оно было искажено, особенно в средние века, когда Дольская епархия была опустошена вторжениями язычников. Однако скала-эрмитаж и связанный с ней монастырь на острове замка Элизабет имеют долгую историю. Конечно, казалось бы, существует достаточно доказательств в поддержку идеи отшельников, а затем и отшельнической общины, которая постепенно развивалась. [7]
Более того, «Страсти по Сент-Хелиеру» были написаны гораздо позже, когда первоначальные атрибуции были скрыты временем; это явно работа, которая опирается на любые доступные источники других святых для рассказов, и именно это Житие позволяет отождествить Элета Маркульфа с Хелиром. [7]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с «Насколько святым был Сент-Хелиер?», Jersey Evening Post , 29 января 2000 г.
- ^ Батлер, Албан. «Святой Элиер или Хелир, отшельник и мученик», Жития святых, том. VII, 1866 г. В данную статью включен текст из этого источника, находящегося в свободном доступе .
- ^ Jump up to: а б «Сент-Хельер - легендарная жизнь Сент-Хелиера», BBC - Местные легенды
- ^ Фалле, Сэмюэл. «Святой Хельер Мученик», Общество Джерси
- ^ Британника, Редакторы энциклопедии. «Сент-Хелиер». Британская энциклопедия
- ^ Jump up to: а б «Сен-Хельер», Societe Jersiaise
- ^ Jump up to: а б с Беллоуз, А. М., «Сент-Хельер: человек и миф», Societe Jersiaise.
Источники
[ редактировать ]- Биографический словарь Джерси, Г. Р. Баллейн
- Теория евангелизации Котантена (полуостров Нормандия): Сен-Маркульф, М. Шарль Гроссе
- Замок Елизаветы майора Н.В.Л. Рыбота