Эльфгифу из Шефтсбери
Эльфгифу из Шефтсбери | |
---|---|
Королева-консорт Англии | |
Срок владения | в. 939–944 |
Умер | в. 944 |
Похороны | |
Супруг | Эдмунд I, король Англии |
Проблема | Король Эдвиг Король Эдгар |
Мать | Винфлед |
Святой Эльфгифу из Шефтсбери | |
---|---|
Почитается в | Католическая церковь |
Праздник | 18 мая |
Эльфгифу Шефтсберийская (умерла в 944 г.) была первой женой короля Эдмунда I (годы правления 939–946). Она была королевой Англии с момента замужества примерно в 939 году до своей смерти в 944 году. Эльфгифу и Эдмунд были родителями двух будущих английских королей, Эдвига (годы правления 955–959) и Эдгара (годы правления 959–975). [ 1 ] Как и ее мать Винфлед , Эльфгифу имела тесную и особую, хотя и неизвестную, связь с королевским женским монастырем Шефтсбери (Дорсет), основанным королем Альфредом . [ 2 ] где она была похоронена и вскоре почиталась как святая. Согласно традиции Винчестера , предшествовавшей завоеванию , ее праздник приходится на 18 мая. [ 3 ] [ 4 ]
Семейное прошлое
[ редактировать ]
Ее мать, по-видимому, была соратницей аббатства Шефтсбери по имени Винфлед (также Виннфлед). Важнейший ключ к разгадке можно найти в хартии короля Эдгара , в которой он подтвердил дарение поместья в Аппиделене ( Пиддлетрентхайд , Дорсет ), сделанное его бабушкой ( ава ) Винфлед Шефтсбери . [ 6 ] Она вполне может быть монахиней или клятвенницей ( religiosa femina аббатства ) с этим именем в грамоте, датированной 942 годом и сохранившейся в уставе . В нем записано, что она получила и забрала у короля Эдмунда несколько поместий в Дорсете, а именно Чеселборн и Уинтерборн Томсон, которые каким-то образом оказались во владении общины. [ 7 ]
Поскольку ни отец, ни братья и сестры неизвестны, дальнейшие предположения о происхождении Эльфгифу во многом зависели от личности ее матери, чье относительно необычное имя вызвало дальнейшие догадки. HPR Финберг предполагает, что она была Винфледом, составившим завещание предположительно где-то в середине 10 века, после смерти Эльфгифу. Эта дама владела множеством поместий, разбросанных по Уэссексу (в Сомерсете , Уилтшире , Беркшире , Оксфордшире и Хэмпшире ) и имела хорошие связи с женскими монастырями в Уилтоне и Шефтсбери, которые оба были королевскими фондами. На этом основании для Эльфгифу было предложено несколько родственников, в том числе сестра по имени Этельфлед, брат по имени Эдмер и бабушка по имени Брихтвин. [ 8 ]
Однако среди ученых нет единого мнения по поводу предложения Финберга. Саймон Кейнс и Гейл Р. Оуэн возражают, что в завещании Винфледа нет никаких признаков королевских родственников или связей, и поэтому предположения Финберга о семье Эльфгифу стоят на шаткой почве. [ 9 ] Эндрю Уэрхема это меньше беспокоит, и он предполагает, что причиной этого могут быть разные стратегии родства. [ 10 ] Большая часть проблемы идентификации также, похоже, зависит от того, на сколько лет Винфлед могла пережить свою дочь. В этом свете важно, что по палеографическим соображениям Дэвид Дамвилл отверг традиционную дату ок . 950 г. за завещание, которое он считает «спекулятивным и слишком ранним» (а этот Винфлед был еще жив в 967 г.). [ 11 ]
Супружеская жизнь
[ редактировать ]В источниках не указана дата свадьбы Эльфгифу с Эдмундом . Старший сын Эдвиг, который едва достиг совершеннолетия к моменту своего вступления на престол в 955 году, возможно, родился около 940 года, что дает нам лишь очень приблизительный конечный результат помолвки. Хотя Эльфгифу, мать двух будущих королей, оказалась важной спутницей королевской постели, строго современных доказательств того, что она когда-либо была посвящена в королеву, не существует. В хартии сомнительной подлинности, датированной 942–946 годами, она указывается как наложница короля ( concubina regis ). [ 12 ] но позже в том же столетии Этельверд Летописец провозглашает свою королеву ( Регину ).

Большая часть претензий Эльфгифу на славу проистекает из ее связей с Шефтсбери. О ее покровительстве общине свидетельствует грамота короля Этельреда , датированная 984 годом, согласно которой аббатство обменяло с королем Эдмундом большое поместье в Тисбери (Уилтшир) на Буттиканлею (неопознанное). Эльфгифу получила его от мужа и намеревалась завещать обратно монастырю, но этого еще не произошло (ее сын Эдвиг потребовал, чтобы Буттиканлея сначала была возвращена королевской семье). [ 13 ]
Эльфгифу умерла раньше своего мужа, вероятно, в 944 году, и, возможно, умерла при родах Эдгара. [ 14 ] В начале 12 века Уильям Малмсберийский писал, что она страдала от болезни в течение последних нескольких лет своей жизни, но, возможно, была некоторая путаница с подробностями жизни Этельгифу, записанными в поддельном уставе фонда конца 11 или 12 века. века (см. ниже). [ 15 ] Ее тело было похоронено и оставлено в монастыре. [ 16 ]
Святость
[ редактировать ]Эльфгифу почитали как святую вскоре после ее похорон в Шефтсбери. Этельверд сообщает, что до его времени на ее могиле происходило много чудес. [ 17 ] и они, очевидно, привлекали внимание местного населения. Лантфред Винчестерский, писавший в 970-х годах и поэтому его можно назвать самым ранним известным свидетелем ее культа, рассказывает о молодом человеке из Коллингборна (вероятно, Коллингборн Кингстон, Уилтшир), который в надежде излечиться от слепоты отправился в Шефтсбери и держал бдение. Его привела туда репутация «почтенного святого Эльфгифу [...], у чьей могилы многие тела больных получают лекарства благодаря всемогуществу Бога». [ 18 ] Несмотря на новую известность Эдварда Мученика как святого, похороненного в Шефтсбери, ее культ продолжал процветать в более поздней англосаксонской Англии, о чем свидетельствует ее включение в список мест упокоения святых, по крайней мере, 8 календарей до завоевания и 3 или 4 ектении из Винчестера. [ 19 ]
Эльфгифу назван святым ( Sancte Ælfgife ) в D-тексте англосаксонских хроник (середина 11 века) в том месте, где указано королевское происхождение Эдвига и Эдгара. [ 20 ] Ее культ, возможно, поощрялся и использовался для повышения статуса королевской линии, а точнее, ее потомков. [ 21 ] Лантфред приписывает ее целебную силу как своим собственным заслугам, так и заслугам своего сына Эдгара. Возможно, именно благодаря ее участию в 979 году предполагаемое тело ее убитого внука Эдварда Мученика было эксгумировано и на зрелищной церемонии принято в монастыре Шефтсбери под наблюдением элдормена Эльфхера. [ 22 ]
По словам Уильяма Малмсберийского, Эльфгифу тайно выкупала тех, кто был публично приговорен к суровому приговору, она раздавала бедным дорогую одежду, а также обладала пророческими способностями, а также способностями к исцелению. [ 23 ]
Слава Эльфгифу в Шефтсбери, кажется, затмила славу его первой настоятельницы, дочери короля Альфреда Этельгифу . [ 24 ] возможно, настолько, что Уильям Малмсберийский написал противоречивые отчеты о ранней истории аббатства. В Gesta regum он правильно определяет первую настоятельницу как дочь Альфреда, вслед за Ассером , хотя и дает ей имя Эльфгифу ( Эльфгива ), [ 25 ] в своем Gesta pontificum он приписывает создание фонда жене Эдмунда Эльфгифу. [ 26 ] Либо Уильям столкнулся с противоречивой информацией, либо он хотел сказать, что Эльфгифу заново основал женский монастырь. [ 27 ] В любом случае Уильям имел бы доступ к местным традициям в Шефтсбери, поскольку он, вероятно, написал для общины ныне утерянную метрическую « Жизнь» , фрагмент которой он включил в свой Gesta pontificum : [ 28 ]
Латинский текст Перевод Несколько лет он страдал от болезней,
Он отдал свою испражненную и сваренную душу Богу.
Поэтому функции жизни благословлены судьбой.
Божество озаряло бесконечными милостивыми знаками.
Плохое зрение и слух, если они поклоняются кургану,
выздоровев, они доказывают заслугу святого.
Прямой шаг возвращает дом, пришедший к Лорипесу,
он вернулся в добром здравии, полный здравого смыслаНесколько лет она страдала от болезни.
И отдал Богу душу, которую она очистила и очистила
Когда она умерла, Бог прославил ее благословенные останки.
В его милосердии бесчисленные чудеса.
Если слепой или глухой поклонится ее могиле,
Они выздоравливают и доказывают заслуги святого.
Тот, кто пошел туда хромой, возвращается домой твердой походкой,
Сумасшедший возвращается в здравом уме, богатый здравым смыслом. [ 29 ]
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Уильямс 2004 .
- ^ Ассер , Вита Эльфреди , гл. 98.
- ^ Лантфред , Перевод и чудеса святого Суизина : стр. 328-9 н. 299 (комментарий Лапиджа).
- ^ Эльгива, 18 мая . Латинские святые Православного Патриархата Рима.
- ^ Устав S 1539 в Electronic Sawyer
- ^ S 744 (966 г. н.э.). Бабушкой Эдгара по отцовской линии была Эдгифу из Кента .
- ^ S 485 (942 г. н.э.); Йорк, женские монастыри и англосаксонские королевские дома . стр. 82-3. См. далее Келли, Хартии аббатства Шефтсбери . стр. 53-9.
- ^ С 1539; Финберг, Ранние хартии Уэссекса . п. 44. Уайтлок, Англосаксонские завещания, с. 109, отождествляет завещательницу с religiosa femina S 485 (942 г. н.э.), но умалчивает о бабушке Эдгара. Бритвин предварительно была идентифицирована как жена Альфреда, епископа Шерборна, но это оспаривается. См. Уайтлок, Anglo-Saxon Wills ; Оуэн, «Гардероб Винфлед». п. 197, примечание 2.
- ^ Кейнс, «Альфред Великий и аббатство Шефтсбери». стр. 43-5; Оуэн, «Гардероб Винфлед». п. 197 примечание 1; Йорк, женские монастыри и англосаксонские королевские дома . п. 100, примечание 136.
- ^ Уэрхэм, «Трансформация родства». стр. 382-3.
- ^ Дамвилл, «Английский квадратный минускул». п. 146, примечание 75. «Просопография англосаксонской Англии» также связывает Винфледа с благородной матроной с таким именем, которая появляется еще в 967 году, получая королевские гранты на землю в Хэмпшире. S 754 (967 г. н. э.); Виннфлед 3 , ПАСЕ.
- ^ S 514 (942 x 946 г. н. э.); Кэмпбелл, А., 1973 г., Хартии Рочестера , с. xxvi (цитируется по Сойеру, S514 ),
- ^ S 850 (984 г. н. э.).
- ^ Йорк 2014 , с. 143; Кейнс 1999 , с. 65, н. 78.
- ^ С 357; Папская Gesta Anglorum , том II, стр. 107-1. 130-1 (комментарий Томсона); Йорк, Женские монастыри и англосаксонские королевские дома , с. 76.
- ^ См . Лантфред и Этельверд ниже.
- ^ Этельверд, Хроникон, книга IV, глава 6.
- ^ Лантфред, Перевод и чудеса святого Суизина , гл. 36.
- ^ Такер., «Династические монастыри». п. 259; О местах упокоения английских святых , изд. Либерманн, II нет. 36.
- ↑ Англосаксонские хроники (D), 955 г.
- ^ Йорк, женские монастыри и англосаксонские королевские дома . п. 83.
- ^ Йорк, женские монастыри и англосаксонские королевские дома . п. 115.
- ^ Исследования ранней истории аббатства Шефтсбери. Совет графства Дорсет, 1999 г.
- ^ Йорк, Женские монастыри и англосаксонские королевские дома, с. 77.
- ^ Уильям Малмсберийский, Деяния королей , гл. 122
- ^ Уильям Малмсберийский, Gesta pontificum , книга 2, гл. 86.
- ^ Уильям Малмсберийский, Gesta pontificum. Том. II. п. 131. Последнее предложение было сделано Патриком Вормальдом в переписке с Томсоном.
- ^ Уильям Малмсберийский, Папские акты. Том. II. п. 131
- ^ Уильям Малмсберийский, Gesta pontificum, книга 2, гл. 86.
Ссылки
[ редактировать ]Первоисточники
[ редактировать ]- Англосаксонские хартии
- S 514 (942 x 946 гг. н. э.), король Эдмунд дарует землю. Архив: Кентербери.
- S 850 (984 г. н. э.) король Этельред дарует поместья Шефтсбери. Архив: Шефтсбери.
- S 744 (966 г. н.э.). Архив: Шефтсбери.
- S 485 (942 г. н.э.). Архив: Шефтсбери.
- С 1539 , изд. и тр. Дороти Уайтлок, «Англо-Саксон Уиллс» . Кембриджские исследования по истории английского права. Кембридж, 1930. стр. 10–5 (с комментариями, стр. 109–14).
- Англосаксонские хроники (MS D), изд. Д. Дамвилл и С. Кейнс, Англосаксонские хроники. Совместное издание . Том. 6. Кембридж, 1983.
- Этельверд , Хроникон , изд. и тр. Алистер Кэмпбелл, «Хроники Этельверда» . Лондон, 1961 год.
- Лантфред Винчестерский , Translatio et Miracula S. Swithuni , изд. и тр. М. Лапидж, Культ святого Свитуна . Винчестерские исследования 4. Англо-саксонские министры Винчестера 2. Оксфорд, 2003. 252–333.
- О местах упокоения английских святых , изд. Ф. Либерман, Святые Англии. Англосаксонский и латынь . Ганновер, 1889. II, № 36 (стр. 17–8).
- Уильям Малмсберийский , Gesta Pontificum Anglorum , изд. и тр. М. Уинтерботтом и Р. М. Томсон, Уильям Малмсберийский. Gesta Pontificum Anglorum История английских епископов . ОМТ. 2 тома (т. 1: текст и перевод, т. 2: комментарии). Оксфорд: ОУП, 2007.
- Уильям Малмсберийский, Gesta Regum Anglorum , изд. и тр. РАБ Майнорс, Р. М. Томсон и М. Уинтерботтом, Уильям Малмсберийский. Что произошло в регионе Англорум. История английских королей ОМТ. 2 тома: том 1. Оксфорд, 1998.
Вторичные источники
[ редактировать ]- Ælfgifu 3 в Просопографии англосаксонской Англии . Проверено 27 марта 2009 г.
- Дамвилл, Дэвид . «Английское квадратное крошечное письмо: этапы середины века» Англосаксонская Англия ; 23 (1994): 133–64.
- Финберг, HPR Ранние хартии Уэссекса . Лестер, 1964 год.
- Кейнс, Саймон (1999). «Король Альфред Великий и аббатство Шефтсбери». В Кин, Лоуренс (ред.). Исследования ранней истории аббатства Шефтсбери . Дорчестер, Великобритания: Совет графства Дорсет. стр. 17–72. ISBN 978-0-85216-887-5 .
- Оуэн, Гейл Р. «Гардероб Винфлед». Англосаксонская Англия 8 (1979): 195–222.
- Такер, Алан. «Династические монастыри и семейные культы. Святые родственники Эдварда Старшего. В Эдварде Старшем, 899–924 , изд. Нью-Джерси Хайэм и Дэвид Хилл. Лондон: Рутледж, 2001. 248–63.
- Уэрхэм, Эндрю. «Трансформация родства и семьи в позднеанглосаксонской Англии». Раннесредневековая Европа ; 10 (2001). 375–99.
- Уильямс, Энн (2004). «Эдмунд I (920/21–946)» . Оксфордский национальный биографический словарь . Издательство Оксфордского университета. doi : 10.1093/ref:odnb/8501 . ISBN 978-0-19-861412-8 . (требуется подписка или членство в публичной библиотеке Великобритании )
- Йорк, Барбара. Женские монастыри и англосаксонские королевские дома . Лондон, Континуум, 2003.
- Йорк, Барбара (2014). «Женщины в жизни Эдгара». В Скрэгге, Дональде (ред.). Эдгар Кинг англичан, 595–975 (изд. в мягкой обложке). Вудбридж, Великобритания: The Boydell Press. стр. 143–57. ISBN 978-1-84383-928-6 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Фут, Сара. Завуалированные женщины . 2 тома: т. 2 (Женские религиозные общины в Англии, 871–1066). Олдершот, 2000.
- Джексон, Р.Х. «Землевладения Тисбери, подаренные монастырю Шефтсбери саксонскими королями». Журнал Уилтшира по археологии и естественной истории 79 (1984): 164–77.
- Келли, SE Чартеры аббатства Шефтсбери . (Англо-саксонские хартии; 5.) Лондон, 1996.
- Мерфи, Э. «Женский монастырь, построенный Альфредом в Шефтсбери». Обзор Хэтчера ; 4 (1994): 40–53.