Уитбур
Сент-Уитбур | |
---|---|
![]() Святой Уитбур, изображенный в церкви Святого Николая, Дерехэм , Норфолк. | |
Умер | 17 марта 743 г. Дерехэм |
Почитается в | |
Главный храм | Элийский собор |
Праздник | 8 июля (перенесение мощей), 17 марта (преставление) |
Атрибуты | Пара делает ; церковь |
Католический культ подавлен | 1540-е годы [ 1 ] |
Уитбур (также Уитбурга или Уитбург ; умер в 743 году) была восточноанглийской святой, принцессой и настоятельницей . По традиции, она была младшей дочерью Анны , короля Восточных англов , но Вирджиния Блэнтон предположила, что королевская связь, вероятно, была выдумкой. Одна история гласит, что Дева Мария послала пару оленей , чтобы обеспечить молоком рабочих Уитбура во время строительства ее монастыря в Дерехэме , в Норфолке . Когда местный чиновник попытался выследить самцов, его сбросили с лошади и убили.
Уитбур умер в 743 году и был похоронен в Дерехэме. Говорят, что ее тело не испортилось ни возрастом, ни разложением, когда ее могила была открыта через полвека после ее смерти, а церковь и гробница впоследствии стали местом паломничества . Когда ее мощи были украдены по приказу аббата аббатства Эли , останки были перезахоронены в Эли рядом с ее сестрами Этельтрит и Сиксбург . В 1106 году тело Уитбура было снова осмотрено и признано нетронутым.
Культ Уитбур в Восточной Англии, который никогда не был большим, был тесно связан с культом ее сестры Этельтрит. Она была подавлена во время Реформации 1540-х годов, и все ее мощи были уничтожены.
Семья
[ редактировать ]Уитбур предположительно была одной из дочерей Анны Восточной Англии . [ 2 ] сын Эни, член династии Вуффингас и племянник Редвальда , короля восточных англов с 600 по 625 год. [ 3 ] Восточная Англия была ранним и долгоживущим англосаксонским королевством, которое соответствует современным английским графствам Норфолк и Саффолк. [ 4 ] Из-за соперничества за контроль над народами Средней Англии Восточная Англия и ее соседка Мерсия , вероятно, стали потомственными врагами, а король Мерсии Пенда неоднократно нападал на восточных англов с середины 630-х по 654 год. [ 5 ]
Источниками информации о семье Уитбура, жизни и правлении Анны являются « Historia ecclesiastica gentis Anglorum» ( «Церковная история английского народа» ), завершенная в Нортумбрии английским монахом Бедой в 731 году, и «Англосаксонские хроники» , датирующие с 9 века. Liber Eliensis , написанная в Эли в 12 веке, также предоставляет информацию об Анне и его дочерях. [ 6 ]
Уитбур не упоминается Бедой, чьи записи о ее старших сестрах Сиксбер из Эли , Этельтрит , Этельбур из Фармутье и Сэтрит , ее старшей сводной сестре, указывают на то, что он был хорошо осведомлен о семье. [ 7 ] [ 8 ] Упоминания об Уитбурге впервые появляются в записях 10 и 11 веков, а медиевист Вирджиния Блэнтон предположила, что связь между Уитбуром и семьей Анны, скорее всего, является выдумкой, придуманной для повышения статуса аббатства Эли. [ 2 ]
Семья Уитбура |
---|
Легенда о делах
[ редактировать ]
После смерти ее отца в ок. В 653 году Уитбур построил монастырь в Дереме , Норфолк . В агиографическом отчете о жизни Этельтрита в Liber Eliensis говорится, что Уитбур «добровольно решил жить в одиночестве недалеко от Дерехэма». [ 9 ]
Традиционная история гласит, что, пока она строила монастырь, у нее не было ничего, кроме сухого хлеба, чтобы раздать рабочим. Она молилась Деве Марии , и ей было велено каждое утро отправлять своих служанок к местному колодцу. Там они нашли двух диких самок , которые были достаточно нежными, чтобы их можно было доить, и которые служили питательным напитком для рабочих. Согласно легенде, местный чиновник не одобрил чудо и решил выследить самок со своими собаками и не допускать их доения. За эту жестокость он был наказан, когда его сбросили с лошади и сломали шею. [ 10 ] [ 11 ] [ 12 ]
Легенда увековечена на городском знаке в центре Дерехема. [ 13 ] Оригинальный знак, сделанный в 1954 году Гарри Картером и мальчиками из гимназии Хамонда , был заменен в 2004 году копией из стекловолокна . [ 14 ]
Смерть и почитание в Дерехэме
[ редактировать ]Уитбур умер в преклонном возрасте в 743 году и был похоронен в Дерехэме. [ 15 ] Историк Барбара Йорк прокомментировала дату смерти Уитбура, заявив, что «слишком поздно для дочери Анны». [ 7 ]
Уитбур упоминается в англосаксонских хроник аннале за 799 год в дополнение к оригинальному тексту, написанному после норманнского завоевания 1066 года: [ 8 ] [ 16 ]
799 год нашей эры. В этот год архиепископ Этельберт и Синберт, епископ Уэссекса, отправились в Рим. Тем временем епископ Альфун умер в Садбери и был похоронен в Данвиче. После него на престол был избран Тидфрит; и Сирик, король восточных саксов, отправился в Рим. В этот год тело Витбурги было найдено целым и нетронутым в Дерхаме, по прошествии пятидесяти пяти лет с момента ее кончины.
- Англосаксонская хроника [ 17 ]
Нетление . тела Уитбура считалось чудом , и ее останки были перезахоронены в церкви, которую она построила в Дерехэме Церковь и гробница стали местом паломничества . В большой церкви в Дерехэме есть часовня, посвященная Уитбургу, и план, который, по словам историка Тима Пестела, «возможно, указывает на ее прежний статус». [ 18 ] [ 19 ]
Переезд в Эли
[ редактировать ]
В 974 году Бритнот, аббат Эли , в сопровождении монахов и вооруженных людей отправился в Дерехэм с намерением силой захватить тело Уитбурга. В качестве отвлечения они устроили пир для горожан. Подождав, пока люди Дерехэма как следует напьются, Бритнот украл тело Уитбура и ночью отправился на остров Эли . Обнаружив кражу, жители Дерехема отправились в погоню за грабителями гробниц, на которых в Брэндоне напали горожане. [ 16 ] Используя свои знания о болотах , чтобы уклониться от преследователей, Бритнот и его люди успешно достигли Эли, и останки Уитбура были перезахоронены там. [ 20 ] [ примечание 1 ] Когда люди Дерехэма вернулись домой, они обнаружили, что в могиле Уитбура бил источник. [ 18 ]
святых Культы были характерной чертой христианства в англосаксонской Англии , и их останки привлекали благотворителей. Меньшие монастыри, возможно, не смогли противостоять просьбам таких мест, как Эли, о приобретении их реликвий, что и объясняет кражу останков Уитбурга в 974 году. [ 18 ] История кражи, появившаяся в Liber Eliensis , была взята из более раннего Жития святого. Аббатство попыталось рассказать эту историю как «подходящее святотатство», что оказало ей честь, поскольку ее хоронили рядом с останками ее старшей сестры Этельтрит. [ 16 ]

На месте могилы Уитбура за пределами западной части городской приходской церкви находятся остатки святого колодца , связанного со святым. [ 21 ] который, по ее легенде, вырос на месте ее могилы после того, как ее тело было украдено. От второго источника, расположенного дальше на запад и названного колодцем Уитбура, который был зарегистрирован в 18 веке, не сохранилось никаких останков. [ 18 ]
Похороны Уитбура в Эли впервые упоминаются в Гайд-реестре, списке захоронений английских святых XI века. [ 8 ] [ 22 ] Фраза из текста реестра, который сейчас хранится в Британской библиотеке под номером MS Stowe 944, гласит: И Sancta Wihtburh hyre sweostor Mid Hyre nu þ?r resteð. [ 23 ] Согласно реестру, ее поместили рядом с Этельтритом, Сексбургой и Эрменильдой , дочерью Сексбурги. [ 19 ]
В 1106 году, когда их останки были перенесены ближе к главному алтарю , тела Уитбург и ее сестер были публично выставлены перед группой епископов , аббатов и священнослужителей , включая Ансельма, архиепископа Кентерберийского . Было обнаружено, что тело Этельтрит сохранилось и что Уитбург так сохранилась, но ее конечности были гибкими, щеки румяными, а грудь твердой, что является признаком жизненной силы, молодости и «растущей продуктивности» ее тела. [ 24 ]
Описание ее жизни и чудесного нетления очень близко к описанию Этельфрит, которая также была девственницей и основала монастырь в Восточной Англии. По словам Блэнтона, «выдающееся положение гробниц [Уитбура и других членов ее семьи в Эли] продемонстрировало, что родство было важной идеологической конструкцией, которую необходимо было представить визуально». [ 2 ] Это, а также включение семьи в такие тексты, как Liber Eliensis , «указывают на дополнительный акцент на силе и сплоченности этой святой семьи как краеугольного камня истории монастыря». [ 2 ] Другие документы, происходящие из аббатства, показывают, что культы Уитбур и ее сестер Этельтрит и Сиксбер составляли часть того, что историк Вирджиния Блэнтон описывает как «идеологию родства» Эли. [ 25 ] Эли стремился продвигать и укреплять себя как место, известное своей святостью и связями с королевской семьей Восточной Англии, чего было достигнуто за счет размещения королевских гробниц Уитбурга и ее сестер в непосредственной близости и документирования того, что дочери Анны были аббатисами. в Эли. [ 26 ]
Все мощи сестер были уничтожены во время Реформации ; никаких следов королевских гробниц, включая гробницу Уитбурга, сейчас не существует. [ 19 ]
Распространение легенды
[ редактировать ]
Процесс распространения истории Уитбурга доподлинно неизвестен. Между 1325 и 1340 годами английский летописец Джон Тайнмутский включил жития святых Эли, в том числе Уитбура, в свой Sanctilogium Angliae . [ примечание 2 ] Работа была расширена в 15 веке, и ее переработанное издание было напечатано на английском языке Винкином де Вордом в 1516 году и переведено на английский язык Ричардом Пинсоном в том же году. [ 30 ]
Уитбур включен как «Сент-Витбург» в «Жизнеописания женщин-святых нашей страны в Англии», а также в «Некоторые другие жития святых женщин, написанные некоторыми древними отцами» , написанные в первой половине 1610-х годов. [ 30 ]
История Уитбура, похоже, оказала влияние только на местном уровне; На четырех изображениях изображен Уитбур (а также Этельтрит) на ширмах церкви Норфолка . По словам Блэнтона, изображение сестер вместе в этих церквях «было результатом, если не директивой, повествовательной истории Эли». [ 31 ] [ примечание 3 ] Локализованная концентрация изображений позволяет предположить, что культ Уитбур никогда не был большим и был тесно связан с культом, связанным с ее более прославленной сестрой Этельтрит. [ 36 ]
Примечания
[ редактировать ]- ↑ Согласно Liber Eliensis , останки Уитбура были перевезены в Эли по приказу Эдгара, короля Англии , который передал Эли поместье Восточный Дерехем «со всем, что относилось к этому самому городу». [ 20 ]
- ^ Sanctilogium Британской сохранился в единственной рукописи , которая сейчас находится в библиотеке , где находится Библиотека Коттона MS Tiberius Ei. [ 27 ] [ 28 ] [ 29 ]
- ^ Приходские церкви в Норфолке со средневековыми экранными изображениями Уитбура - это церковь Святого Андрея, Северный Берлингем , [ 32 ] и Св. Петр и Св. Павел, Барнем Брум . [ 33 ] Изображение святого в Дерехеме происходит из церкви Святого Иоанна, Оксборо . [ 34 ] а средневековое изображение в церкви Вулпита было закрашено в ходе современной реставрации. [ 35 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «История Эли» . Элийский собор . Проверено 20 февраля 2023 г.
- ^ Jump up to: а б с д Блэнтон 2004 , с. 129.
- ^ Келли 2013 .
- ^ Лапидж 2001 , с. 154.
- ^ Дамвилл 1989 , с. 132.
- ^ Fairweather 2005 , стр. 8–10.
- ^ Jump up to: а б Йорк 2002 , с. 70.
- ^ Jump up to: а б с Блэнтон 2004 , с. 132.
- ^ Блэнтон 2004 , с. 135.
- ^ Анон. 1852 , с. 21.
- ^ Бэринг-Гулд 1897 , с. 310.
- ^ Браунинг и Тинк 2020 , с. 189.
- ^ Браунинг и Тинк 2020 , с. 192.
- ^ Викерс, Ной (3 февраля 2021 г.). «Требуется место для хранения оригинальной знаковой вывески города» . Истерн Дейли Пресс . Проверено 18 февраля 2023 г.
- ^ Арнольд-Форстер 1899 , с. 370.
- ^ Jump up to: а б с Пестель 2004 , с. 90.
- ^ «Англосаксонские хроники: восьмой век» . Проект Авалон . Йельская юридическая школа . Проверено 17 февраля 2023 г.
- ^ Jump up to: а б с д Пестель 2004 , с. 89.
- ^ Jump up to: а б с Круз 1977 , с. 61.
- ^ Jump up to: а б Блэнтон 2004 , с. 136.
- ^ «Церковь Святого Николая, Дерехэм» . Исследователь наследия Норфолка . Служба исторической среды Норфолка . Проверено 18 февраля 2023 г.
- ^ Stenton 1970 , p. 195.
- ^ Холл, Аларик. «Жизнь святой Милдрит» . alarichall.org.uk . Проверено 19 февраля 2023 г.
- ^ Блэнтон 2004 , стр. 138–139.
- ^ Блэнтон 2004 , с. 141.
- ^ Блэнтон 2004 , стр. 129, 134.
- ^ «Джон Тайнмут, Священная книга Англии, Уэльса, Шотландии и Ирландии — Британская библиотека» . searcharchives.bl.uk . Проверено 12 марта 2023 г.
- ^ «Оцифрованные рукописи - Коттон М.С. Тиберий Э.И./1» . www.bl.uk. Проверено 12 марта 2023 г.
- ^ «Оцифрованные рукописи - Коттон М.С. Тиберий EI/2» . www.bl.uk. Проверено 12 марта 2023 г.
- ^ Jump up to: а б Блэнтон 2004 , с. 142.
- ^ Блэнтон 2004 , стр. 143–144.
- ^ Даффи 2014 , с. 79.
- ^ Кейзер 1883 , с. 18.
- ^ Уоллер 2016 , с. 57.
- ^ Блэнтон 2004 , с. 144.
- ^ Блэнтон 2004 , с. 148.
Источники
[ редактировать ]- Анон. (1852). «Экран в Норт-Берлингеме» . Норфолкская археология . 3 : 20–21.
- Арнольд-Форстер, Фрэнсис (1899). Исследования посвящений церкви: или святые покровители Англии . Том. 2. Лондон: Скеффингтон и сын. OCLC 1157773694 .
- Бэринг-Гулд, Сабина (1897). Жития святых . Том. 3. Лондон: Джон К. Ниммо. OCLC 187514575 .
- Блэнтон, Вирджиния (2004). «Дочери короля Анны: генеалогическое повествование и формирование культа в «Liber Eliensis» ». Исторические размышления / Réflexions Historiques . 30 (1): 127–149. JSTOR 41299300 .
- Браунинг, Стивен; Тинк, Дэниел (2020). Норвич и Норфолк: каменный век до Великой войны . Барнсли, Великобритания: Pen & Sword Books Limited. ISBN 978-15267-0-845-8 .
- Круз, Джоан Кэрролл (1977). Нетленные: исследование нетления тел различных католических святых и Беати . Рокфорд, Иллинойс: Tan Books and Publishers. ISBN 978-08955-5-066-8 .
- Даффи, Имон (2014). Святые, святотатство и подстрекательство: религия и конфликты в эпоху Тюдоровских реформ . Лондон: Блумсбери. ISBN 978-14729-0-917-6 .
- Дамвилл, Дэвид (1989). «Эссекс, Средняя Англия и расширение Мерсии на юго-востоке Мидлендса». В Бассете, Стивен (ред.). Происхождение англосаксонских королевств . Лондон: Издательство Лестерского университета. стр. 123–140. ISBN 978-0-7185-1317-7 .
- Фэйрвезер, Джанет, изд. (2005). Liber Eliensis: История острова Эли с седьмого по двенадцатый век, составленная монахом Эли в двенадцатом веке . Вудбридж, Великобритания: Boydell Press . ISBN 978-1-84383-015-3 .
- Келли, SE (2013). «Анна (ум. 654?), король восточных англов» . В Голдмане, Лоуренсе (ред.). Оксфордский национальный биографический словарь (онлайн-изд.). Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. (Требуется подписка или членство в публичной библиотеке Великобритании .)
- Кейзер, CE (1883 г.). Список зданий в Великобритании и Ирландии, имеющих фрески и другие расписные украшения, датированные до второй половины шестнадцатого века, с историческим введением и алфавитным указателем предметов (3-е изд.). Лондон: Музей Южного Кенсингтона.
- Лапидж, Майкл (2001). Блэквеллская энциклопедия англосаксонской Англии . Оксфорд: Блэквелл. ISBN 978-0-631-22492-1 .
- Пестель, Тим (2004). Пейзажи монастырского фонда. Основание религиозных домов в Восточной Англии, ок. 650–1200 гг . Вудбридж, Великобритания: Boydell Press . ISBN 978-18438-3-062-7 .
- Стентон, Фрэнк Мерри (1970). Стентон, Дорис Мэри (ред.). Подготовка к англосаксонской Англии: собрание сочинений Фрэнка Мерри Стентона . Оксфорд: Кларендон Пресс . ISBN 978-01982-2-314-6 .
- Уоллер, Гэри (2016). Уолсингем и английское воображение . Лондон; Нью-Йорк: Рутледж . ISBN 978-13170-0-061-7 .
- Йорк, Барбара (2002). Короли и королевства ранней англосаксонской Англии . Лондон и Нью-Йорк: Рутледж. ISBN 978-0-415-16639-3 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Блэнтон, Вирджиния (2013). «Кентская королева как Omnium Mater: Госселин из лекций Сен-Бертена и возникновение культа Святого Сиксбурга». В Сармахе, Пол Э. (ред.). Написание женщин-святых в англосаксонской Англии . Торонто: Издательство Университета Торонто . ISBN 978-14426-4-612-4 .
- Дагдейл, Уильям; Кейли, Джон; Эллис, Генри; Бандинель, Балкли (1846 г.). «Монастырь Ист-Дерехэм в Норфолке». Monasticon Anglicanum: История аббатств и других монастырей, больниц, монастырей, соборов и коллегиальных церквей с их зависимостями в Англии и Уэльсе . Том. 2. Лондон: Джеймс Бон. п. 176. OCLC 79444109 .
- Надежда, Роберт Чарльз; Гатч, Элиза (1893). Легендарные предания о святых колодцах Англии: включая реки, озера, фонтаны и источники . Лондон: Эллис Сток. ISBN 9781861430922 . ОСЛК 931121963 .
- Ридьярд, Сьюзен Дж. (1988). Королевские святые англосаксонской Англии: исследование западно-саксонских и восточно-английских культов . Кембридж: Издательство Кембриджского университета . ISBN 978-05210-8-810-7 .
- Тейлор, Джон (2004). «Тайнмут [Тинмут], Джон» . В Ватте, Норма (ред.). Оксфордский национальный биографический словарь (онлайн-изд.). Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. (Требуется подписка или членство в публичной библиотеке Великобритании .)
Первоисточники
[ редактировать ]- Хорстманн, Карл, изд. (1886). Жития святых женщин нашей страны в Англии: а также некоторые другие жизнеописания святых женщин, написанные некоторыми из древних отцов. (ок. 1610–1615) . Лондон: Н. Трубнер и Ко. с. 79. OCLC 931112840 .
- С любовью, Розалинда С. , изд. (2004). Госселен Сен-Бертен: Житие святых женщин Эли . Оксфордские средневековые тексты (на латыни и английском языке). Оксфорд. ISBN 978-0-19-820815-0 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка )
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Витбург 1 в Просопографии англосаксонской Англии
- Преподобный Уитбург (Витбурга) Дерехэмский из православия
- Святая Витбурга Деремская, Дева (Витбург, Витбур) из CelticSaints
- Запись о значке паломника , связанном с культом Витбура, хранится в Британском музее.
- Христианские святые VII века
- Христианские святые VIII века
- 743 смерти
- Англосаксонская королевская семья
- Святые Восточной Англии
- Англосаксонские монахини
- Похороны в Элийском соборе
- Нетленные святые
- Женщины-святые средневековой Англии
- Английские монахини VIII века
- Христианские монахини VIII века
- Английские монахини VII века
- Христианские монахини VII века
- Люди из Норфолка