Настоятельница
Аббатиса . ( лат — abbatissa ) настоятельница общины монахинь в аббатстве . [1]
Описание
[ редактировать ]В католической церкви (как Латинской церкви , так и восточно-католической ), восточно-православных , коптских и англиканских аббатствах способ избрания, положение, права и власть настоятельницы обычно соответствуют таковым у настоятеля . [2] Ей должно быть не менее 40 лет, и она должна быть монахиней в течение 10 лет. [3] Возрастные требования в католической церкви со временем менялись и варьировались от 30 до 60. Требование к 10 годам монахини составляет всего восемь в католицизме. В том редком случае, когда нет монахини, соответствующей квалификации, требования могут быть снижены до 30 лет и пяти из них «честным образом», как это определено настоятелем. [1] Женщина, которая незаконнорождена, не является девственницей , подверглась неполезному публичному покаянию, является вдовой, слепой или глухой, как правило, лишается права занимать эту должность, за исключением разрешения Святого Престола. [1] Эта должность является выборной, выбор осуществляется тайным голосованием монахинь, принадлежащих к общине. [2] Как и настоятельница, после утверждения в своей должности Святым Престолом , настоятельница торжественно принимается в свою должность по формальному благословению, дарованному епископом, на территории которого расположен монастырь, или настоятелем или другим епископом, имеющим соответствующее разрешение. . В отличие от настоятеля, настоятельница получает только перстень, посох и копию устава ордена. Она не получает митру в рамках церемонии. [1] [4] Настоятельница также традиционно добавляет к внешней стороне своего облачения наперсный крест как символ должности, хотя она продолжает носить измененную форму своей религиозной одежды или одежды, поскольку она не рукоположена (женщины не могут быть рукоположены) и поэтому не облачается в сан. или использовать хоровое платье на литургии. [1] [ не удалось пройти проверку ] Настоятельница служит пожизненно, за исключением Италии и некоторых прилегающих островов. [1]
Роли и обязанности
[ редактировать ]Аббатисы, как и аббаты, являются главными настоятелями в соответствии с каноническим правом , эквивалентами аббатов или епископов (рукоположенных членов церковной иерархии мужского пола, которые по праву своей должности обладают исполнительной юрисдикцией над зданием, епархиальной территорией или общинной территорией). или необщинная группа лиц — юридических лиц по церковному праву). Они принимают обеты монахинь аббатства; они могут принимать кандидатов в послушники своего ордена; они могут отправить их учиться; и они могут послать их выполнять пасторскую или миссионерскую работу, или работать или помогать - в той степени, в которой это разрешено каноническим и гражданским законодательством - в управлении и служении прихода или епархии (эта деятельность может осуществляться как на территории общины, так и за ее пределами). Они имеют полную власть в его управлении.
Однако существуют существенные ограничения.
- Они не могут совершать таинства , совершение которых предназначено для епископов, священников , диаконов (клириков), а именно священнослужителей .
- Они могут предусмотреть рукоположенного священнослужителя для помощи в обучении и принятия некоторых из своих членов, если это необходимо, в качестве алтарных служителей, чрезвычайных служителей Святого Причастия или лекторов - все служения, которые теперь открыты для непосвященных.
- Они не могут выступать свидетелями заключения брака иначе, как по специальному рескрипту.
- Они не могут совершать покаяние (примирение), миропомазание больных ( чрезвычайное соборование ) или выступать в качестве рукоположенных служителей или сослужителей мессы ( в силу своей должности, обучения и учреждения они могут действовать, если возникнет необходимость, в качестве алтарников, чтецов, помощников, привратников или чрезвычайных служителей Святого Причастия, а при необходимости и Хозяина). [1]
- Они могут председательствовать на Часовой литургии , которую они обязаны произносить вместе со своей общиной, говорить о Священном Писании перед своей общиной и давать определенные виды благословений, не предназначенные для духовенства. С другой стороны, они обычно не могут произносить проповедь или проповедь или читать Евангелие во время мессы.
- Поскольку они не получают епископского рукоположения в Католической, Православной и Восточной Церквах, они не обладают способностью рукополагать других, а также не осуществляют власть, которой они обладают согласно каноническому праву, на любых территориях за пределами своего монастыря и его территории (хотя не затворнические, не созерцательные женщины-религиозные женщины, проживающие в женском монастыре или монастыре, но участвующие во внешних делах, могут при необходимости помогать епархиальному епископу, местному светскому духовенству и мирянам в определенных пастырских служениях, а также в административных и неадминистративных функциях. не требуя рукоположенного служения или статуса священнослужителя-мужчины в этих церквях или программах). [1]
Существуют неотложные обстоятельства, когда из-за апостольской привилегии некоторым аббатисам были предоставлены права и обязанности, превышающие обычные, например, аббатисе цистерцианского монастыря аббатства Санта-Мария-ла-Реаль-де-Лас-Уэльгас недалеко от Бургоса , Испания . Исключительные права также были предоставлены аббатисе цистерцианского ордена в Конверсано, Италия. Ей была предоставлена возможность назначать своего генерального викария, выбирать и утверждать духовников, а также практиковать публичное почитание своего духовенства. Эта практика продолжалась до тех пор, пока некоторые обязанности не были изменены из-за обращения духовенства в Рим. Наконец, в 1750 году общественное почитание было отменено. [1]
В средние века (VII–X века) в католической церкви усилились ограничения духовной независимости настоятельниц. Инструменты церковной власти, от папских булл до местных санкций, все чаще использовались для ограничения их свободы раздавать благословения, совершать таинства, включая надевание покрывала монахинь, а также публично читать Евангелия или проповедовать. Подобная духовная – и даже светская – власть в ранней церковной истории по большей части была ничем не примечательна. Как ясно дает понять Томас Остерайх, сотрудник Католической энциклопедии (1913 г.), прошлая духовная власть настоятельниц все чаще рассматривалась как «узурпация» соответствующей священнической власти и исключительно мужская привилегия. Он приводит пример отношения к такой практике начиная с IX века, которое сохраняется в церковном административном контроле до современной эпохи: [1]
Так, в Капитуляриях Карла Великого упоминается
некоторые настоятельницы, которые вопреки установленной дисциплине Церкви Божией, осмеливаются благословлять народ, возлагают на него свои руки, крестят чело мужчин и возлагают покрывало на девственниц, используя во время этой церемонии благословение принадлежит исключительно священнику,
- Луи Томасен , Старая и новая церковная дисциплина, часть I, книга 2, 12, нет. 17.всю эту практику епископам настоятельно рекомендуется полностью запретить в своих епархиях.
Точно так же в 1210 году Иннокентий III (умер в 1216 году) выразил свой взгляд на цистерцианских аббатис Бургоса и Паленсии в Испании, которые проповедовали и выслушивали исповедания своей религии , характеризуя эти действия как «неслыханные, самые неприличные и в высшей степени нелепые». " [1]
История
[ редактировать ]Исторически сложилось так, что в некоторых кельтских монастырях аббатисы возглавляли совместные дома монахов и монахинь. [2] Самый известный пример - руководство святой Бригиты Килдэр при основании монастыря в Килдэре в Ирландии . Этот обычай сопровождал кельтские монашеские миссии во Францию, Испанию и даже в сам Рим . В 1115 году Роберт, основатель аббатства Фонтевро недалеко от Шинона и Сомюра во Франции, поручил управление всем орденом, как мужчинами, так и женщинами, настоятельнице-женщине. [2] [5]
В лютеранских церквях титул настоятельницы ( нем . Äbtissin ) в некоторых случаях сохранился (например, в монастыре Итцехо ) для обозначения глав аббатств, которые после протестантской Реформации продолжали функционировать как монастыри или женские монастыри ( нем .: Стифте ). [2] Эти позиции сохранились, просто изменившись с католической на лютеранскую. Первым, кто внес это изменение, было аббатство Кведлинбург , последняя католическая настоятельница которого умерла в 1514 году. [1] Это коллегиальные фонды, которые обеспечивают дом и доход незамужним дамам, как правило, благородного происхождения, называемым канонисами ( нем . Kanonissinen ), или, чаще, Stiftsdamen или Kapitularinnen . Должность настоятельницы имеет большое социальное достоинство, и в прошлом ее иногда занимали принцессы царствующих домов. [2] До распада Священной Римской империи и медиатизации Наполеоном более мелких имперских феодальных владений евангелистка-аббатиса Кведлинбургская также по должности была главой этого государства рейхсунмиттельбар . Последней такой правящей настоятельницей была София Альбертина, принцесса Швеции . [6] Настоятельница Хильдегард из Фраунмюнстерского аббатства заседала в императорском сейме среди других принцев Священной Римской империи. [7] Старейшее женское аббатство в Германии — аббатство цистерцианских монахинь Санкт-Мариенталь недалеко от Острица , основанное в начале 13 века.
В Градчанах Праги находится католический институт, хозяйка которого носит титул аббатисы. Он был основан в 1755 году императрицей Марией Терезией и традиционно был ответственным за коронацию королевы Богемии . Настоятельница должна быть австрийской эрцгерцогиней. [1]
В 1997 году [update] По оценкам, в католической церкви было около 200 председательствующих настоятельниц. [4]
топоним Аббаса
[ редактировать ]Слово «Аббас» используется как часть топонима (например, английские деревни Комптон-Аббас и Милтон-Аббас ). Название обычно относится к земле, ранее принадлежавшей настоятельнице. [8]
См. также
[ редактировать ]- Список аббатов и настоятельниц Килдэра
- Катарина фон Циммерн (1478–1547), последняя настоятельница аббатства Фраумюнстер.
Цитаты
[ редактировать ]- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м Острайх (1913) .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и ж Чисхолм 1911 года .
- ^ Хойберг 2010 , стр. 11.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Хеннеберри 1997 , с. 8
- ^ Флетчер (2007) .
- ^ Рамблер 2010.
- ^ Хант, Джули (21 июля 2020 г.). «Монахини: влиятельные женщины Средневековья» . Свиссинфо . Проверено 26 сентября 2022 г.
- ^ Уайт, Брэдли (17 сентября 2020 г.). «Познакомьтесь с Аббасом, человеком, путешествующим по городам Дорсета, носящим его имя» . Бридпортские новости . Проверено 16 мая 2024 г.
Общие и цитируемые ссылки
[ редактировать ]- свободном доступе : Чисхолм, Хью , изд. (1911). « Настоятельница ». Британская энциклопедия . Том. 1 (11-е изд.). Издательство Кембриджского университета. п. 11. В эту статью включен текст из публикации, которая сейчас находится в
- Флетчер, Адриан (2007). «Королевское аббатство Фонтевро» . Место Парадоксов . Архивировано из оригинала 5 мая 2015 года . Проверено 8 мая 2015 г. [ нужен лучший источник ]
- Хеннеберри, Томас Э. (1997). «Настоятельница». В Джонстоне, Бернард (ред.). Энциклопедия Кольера . Том. Я: А Амеланду (1-е изд.). Нью-Йорк: П. Ф. Коллиер. ISBN 1-5716-1093-6 . LCCN 96084127 .
- Хойберг, Дейл Х., изд. (2010). «Настоятельница» энциклопедия Британская Том. 1: A-Ac Байес (15-е изд.). Чикаго: Британская энциклопедия, Inc. ISBN 978-0-85229-961-6 . LCCN 2002113989 .
- Острайх, Томас (1913). Католическая энциклопедия . Нью-Йорк: Компания Роберта Эпплтона. стр. 7–10. . В Герберманне, Чарльз (ред.).
- Рамблер, Нэш (11 мая 2010 г.). «Последняя в своем роде: принцесса Швеции и Норвегии София Альбертина» . Эзотерическая диковинка . Проверено 8 мая 2015 г. [ нужен лучший источник ]