Двойной монастырь
( Двойной монастырь также двойной монастырь или двойной дом ) — это монастырь, объединяющий отдельные общины монахов и монахинь , объединенные в одно учреждение для совместного использования одной церкви и других помещений. [1] [а] Считается, что эта практика зародилась на Востоке на заре монашества . Считается более распространенным в монашестве восточного христианства , где оно восходит к IV веку. На Западе учреждение двойных монастырей стало популярным после Колумбана и возникло в Галлии и англосаксонской Англии . [2] Двойные монастыри были запрещены Вторым Никейским собором в 787 году, хотя потребовалось много лет, чтобы указ вступил в силу. [3] Двойные монастыри были возрождены после XII века существенно иным способом. [2] когда по этому образцу был основан ряд религиозных домов среди бенедиктинцев и, возможно, доминиканцев . XIV века Бриджиттинцы были намеренно основаны с использованием этой формы сообщества.
В католической церкви монахи и монахини жили в отдельных зданиях, но обычно объединялись под руководством аббатисы как главы всего дома. Примеры включают первоначальный монастырь Колдингем в Шотландии, аббатство Баркинг в Лондоне, а также аббатство Айнзидельн и монастырь Фар в отдельных кантонах Швейцарии , контролируемых настоятелем- мужчиной Эйнзидельна без обратной договоренности с настоятельницей Фара. Однако чаще всего двумя общинами управляла женщина, называемая настоятельницей. [4] В большинстве случаев в Англии и во многих странах континента настоятельницей нередко была принцесса или овдовевшая королева.
Происхождение
[ редактировать ]Двойные монастыри VII и VIII веков берут свое начало в раннехристианских религиозных общинах. Раннее женское монашество, хотя и не так хорошо задокументировано, как монашество мужского пола, известно к пятому веку в случае монастыря, основанного в Марселе в 410 году Иоанном Кассианом . [5] Это предшествовало созданию нескольких монастырей в Риме. Св. Василий и Пахомий основали женские религиозные общины в непосредственной близости от мужских на Востоке. [6] В 512 году епископ Арльский святой Цезарий основал монастырь Святого Иоанна Крестителя для своей сестры и ее религиозной женской общины. [7] Именно этот последний монастырь и Устав, которым его наделил Цезарь, послужили основой для развития двойного монастыря.
Цезарий установил, что отдельными монастырями должны управлять женщины. Настоятельница должна была или настоятельница быть «высшей по званию» и «повиноваться без ропота». [8] Цезарий гарантировал, что настоятельницы монастырей будут освобождены от принудительного подчинения местному епархиальному епископу, получив папскую грамоту, освобождающую монастырь от епископской власти. [9] Он также написал Regula Santarum Virginum , первое известное правило, специально созданное для монастыря. Это правило представляло собой сочетание старых и новых ограничений монашеской жизни, включая индивидуальный отказ от частной собственности, послушание Богу через настоятельницу и пожизненное целомудрие , что служило двойной цели: защитить ограждение членов монастыря и ограничить вторжение. светским миром. [5]
Рост
[ редактировать ]К VII веку ирландский миссионер Святой Колумбан основал самый известный женский монастырь в Галлии — Люксейское аббатство . После смерти ее мужа Хлодвига II в 657 году святая Балтильда , регент Нейстрии королева - и Бургундии, стала покровительницей общины, тем самым продвигая пример смешанного правления Люксейля — сочетания бенедиктинского и колумбийского монашества — во всей средневековой Европе. [10] Балтильд была ответственной за основание аббатства монахинь в Шелле около 659 года, двойного монастыря, куда она ушла на пенсию после отпуска на регентском престоле Меровингов . [11] Примерно в это же время брат епископа Аудоэнса, Адо, основал знаменитый двойной монастырь Жуар , также в Галлии. [12] Эти два монастыря имели многие общие черты: в них размещались мужские и женские религиозные общины в одном корпусе, хотя эти группы жили отдельно, и у них была общая церковь для литургических служб. Оба монастыря управлялись одной главой, обычно настоятельницей, что отражает точку зрения Цезаря Арльского на управление женскими домами. [6] Хотя эти религиозные дома находились под влиянием миссий Колумбана в Галлии , сам он никогда не основывал женские религиозные учреждения. Степень влияния, которое ирландское монашество могло оказать на основание этих франкских двойных домов, неясно. В V веке монастырь Святой Бригитты Килдэр представлял собой сообщество мужчин и женщин, живших вместе без строгого разделения, но имеется мало свидетельств того, было ли это традиционным или аномальным. [13]
Участие преемников Колумбана на посту аббатов Люксея Вальдеберта , Юстаса и . , хорошо задокументировано Правило отца для девственниц , приписываемое Вальдеберту, установило материнскую роль настоятельницы на условиях, очень похожих на роль аббата. В этом Правиле Уолберт утверждает, что настоятельницы разделяют многие полномочия настоятеля, включая возможность выслушивать исповеди своих монахинь и отпускать им грехи. [6] Эти настоятельницы часто были знатного происхождения, прямые или дальние потомки семьи, основавшей монастырь. [6] Между началом VI и серединой VIII века, когда двойные монастыри пришли в упадок, в Галлии было основано более ста двойных монастырей или женских монастырей. [13]
Двойные монастыри англосаксонской Англии находились под сильным влиянием монашеской системы Галлии. [14] Хильда Уитби , настоятельница самого известного двойного дома в Англии , первоначально намеревалась присоединиться к своей сестре в Шелле в 647 году, где получали образование многие другие дочери английской знати. [9] Вместо этого она осталась в Англии, где епископ Линдисфарнский Эйдан , впоследствии святой , обучал ее монашеству. Она продолжила галльскую традицию благородных женщин-глав двойных монастырей в аббатстве Уитби , которую она непосредственно смоделировала, опираясь как на учение Эйдана, так и на Правило, которому следовали ее современники в Шелле и Жуарре. [15] По приказу короля Освиу в 664 году Хильда организовала Синод Уитби , на котором собрались представители кельтской и римской церквей для разрешения церковных разногласий между ними, включая Пасхальный спор . [16] [17] Уитби стал известен как школа для епископов и выпустил пять школ во время пребывания Хильды настоятельницей , Беды Согласно «Истории» . [18] Видное положение, занимаемое в Англии двойными монастырями, вытекает из того факта, что Уитби служил в седьмом веке местом уединения и захоронения нескольких англосаксонских королей. Это также способствовало значительным культурным достижениям, таким как стихи Кэдмона . [17] [19]
За пределами Уитби в англосаксонской Англии существовали двойные монастыри, в том числе , основанный королевой (а позже святой) Этельдредой Нортумбрии Эли . Проведя двенадцать лет, отказываясь заключить брак, Этельдреда получила землю для Эли от своего мужа, короля Нортумбрии Экгфрита . [4] Другой знаменитый двойной дом, аббатство Баркинг , следовал галльской традиции разделения полов с одним исключением: после смерти, при Хильделит , настоятельнице Баркинга, как мужские, так и женские захоронения были объединены в единую братскую могилу. [20] Англосаксонские миссионеры на континенте основали там двойные дома, одним из примеров является двойной монастырь Хайденхайм, Бавария , основанный святым Виллибальдом около 742 года, а позже возглавляемый его сестрой, святой Вальпургой . [21]
Характерной чертой англосаксонских религиозных учреждений было одновременное учреждение двойных монастырей и двойных соборов . Хотя в обоих учреждениях проживали представители обоих полов, двойной собор служил церковью, часто основанной королевской семьей или магнатом, с прикрепленной к ней общиной священников, монахинь и монахов, а не закрытой религиозной общиной для выполнения благотворительной и пастырской работы. в местном районе. [22] Это различие было проиллюстрировано дихотомией между сантимониалой , исповедующей монахиню, и каноникой — женщиной, живущей под религиозным правилом, но не обязательно принявшей личные религиозные обеты, как в случае с бегинами и бегардами. [22]
Однако двойные монастыри встречались не только на Западе. были зафиксированы случаи создания двойных монастырей В VIII веке в Византийской империи . Эти монастыри не были физически закрытыми общинами и имели отдельные церкви для монахинь и монахов. Наиболее примечательным из этих заведений является монастырь Мантинеон , основанный Анфузой Константинопольской во время правления патриарха Никифора . [23] В Мантинеоне при мужском монастыре была школа для мальчиков, и в отличие от галльских и англосаксонских аналогов, мужская и женская части монастыря вели совершенно разный образ жизни. Однако они полагались друг на друга и создали центр деятельности между двумя церквями, который позволял монахам и монахиням обмениваться навыками и товарами. [24] Как и западные двойные монастыри, создание средневековых византийских двойных домов достигло пика к середине восьмого века. [23]
Упадок и возрождение
[ редактировать ]К концу VIII века двойной монастырь как учреждение пришел в упадок. Наиболее очевидное доктринальное объяснение этого сдвига содержится в двадцатом правиле седьмого Вселенского синода, провозглашенном на Втором Никейском соборе в 787 году. Этот канон, в частности, гласит:
«Двойные монастыри отныне запрещены. Если вся семья желает вместе отречься от мира, то мужчины должны уйти в мужские монастыри, а женщины - в женские монастыри. Уже существующие двойные монастыри могут продолжать свое существование… но должны соблюдать следующее постановление: монахи и монахини не могут проживать в одном здании, поскольку совместное проживание дает повод для невоздержания. Ни один монах не может войти в жилище монахини, и ни одна монахиня не может разговаривать отдельно с монахом». [25]
Запретив дальнейшее создание двойных монастырей и ограничив число претендентов, Второй Никейский собор фактически гарантировал, что двойные монастыри как в Англии, так и в Галлии не будут существовать в течение столетия. Это церковное постановление было не единственным ограничением на расширение системы двойных домов. В Англии последствия постоянных набегов викингов в сочетании с общим упадком замкнутой жизни в начале 9 века привели к резкому сокращению численности населения и деятельности этих двойных домов. [26] Датские вторжения в 9 веке привели к разрушению двойных монастырей Уитби, Баркинга и Эли к 870 году. [27] Часто бывшие двойные монастыри со временем превращались в женские монастыри.
Начиная с конца X века, в англосаксонской Англии произошло возрождение монашества. Альфред Великий и его королева Эльсвита основали монастыри, хотя ко времени норманнского завоевания в Англии осталось лишь несколько монастырей и не было двойных монастырей. [27] В ходе этой новой волны была составлена Regularis Concordia , которая представляла собой форму стандартизированного монашеского правила. Это правило содержало четкие инструкции относительно разделения полов, запрещая мужчинам входить в монастыри или беспокоить монахиню во время молитвы. [26] К двенадцатому веку двойные монастыри пережили слабое возрождение, особенно в Англии под властью Гилберта Семпрингемского . К концу того же столетия он основал в общей сложности тринадцатые смешанные дома. [28] Однако эти новые монастыри не обошлись без противоречий. По каноническим основаниям Папа Александр угрожал Гилберту отлучением от церкви за пропаганду запрещенной формы религиозной общины, и только вмешательство короля Генриха и видных английских епископов позволило Гилберту продолжить свои двойные монастыри. [28] Были якобы и более приземленные причины скандала — беременные монахини.
Двойные монастыри сохранялись во франкском обществе, но обе части, мужская и женская, со временем превратились в более отдельные общины каноников и канонисс. [29] В Швеции , с другой стороны, двойные монастыри пережили большое возрождение в конце четырнадцатого века с распространением Ордена Святого Спасителя, также известного как Бриджиттины в честь их основательницы Биргитты Шведской . [27] Хотя двойные монастыри больше никогда не достигли тех высот влияния и повсеместного распространения, которых они достигли в середине седьмого века, в более позднем средневековье произошло возрождение и эволюция двойных домов, которые распространились по Европе.
Более поздний восточно-православный пример появился в Англии, в Толлешант-Найтс в Эссексе , где находился Патриарший ставропигиальный монастырь Св. Иоанна Крестителя. [30] была создана в 1959 году.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Янковский, Теодора А. (2000). Чистое сопротивление: странная девственность в английской драме раннего Нового времени . Издательство Пенсильванского университета. п. 65. ИСБН 978-0-8122-3552-4 .
- ^ Перейти обратно: а б Парисс 1258.
- ^ Хефеле 385.
- ^ Перейти обратно: а б Лоуренс 52.
- ^ Перейти обратно: а б Герхова 15.
- ^ Перейти обратно: а б с д Лоуренс 46.
- ^ Ранфт 114.
- ^ Ранфт 116.
- ^ Перейти обратно: а б Ранфт 117.
- ^ Лоуренс 45.
- ^ Рекеляйн 207.
- ^ Лоуренс 44.
- ^ Перейти обратно: а б Герхов 16.
- ^ Диркенс.
- ^ Лоуренс 50.
- ^ Ранфт 118
- ^ Перейти обратно: а б Лоуренс 53.
- ^ Холлис 125.
- ^ Герхов 17
- ^ Холлис 259.
- ^ Прокш 45-46.
- ^ Перейти обратно: а б Гилкрист 24.
- ^ Перейти обратно: а б Руджери 173.
- ^ Руджери 175.
- ^ Хефеле 1894: 385.
- ^ Перейти обратно: а б Гилкрист 32.
- ^ Перейти обратно: а б с Ранфт 121.
- ^ Перейти обратно: а б Лоуренс 183.
- ^ Ранфт 120
- ^ О монастыре Святого Иоанна Крестителя, Эссекс.
Примечание
[ редактировать ]- ^ Реже этот термин используется для описания одного монастыря, основанного на двух местах, таких как монастырь Монквермут-Джарроу .
Библиография
[ редактировать ]- Диркенс, Ален (1989). «Пролегомены к истории культурных связей между Британскими островами и континентом в раннем средневековье». В Атсме, Х. (ред.). Нейстрия. Страны к северу от Луары с 650 по 850 гг . Полет. II. Зигмаринген. стр. 371–94.
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - Герчоу, Январь (2008). «Ранние монастыри и фонды (500–1200 гг.)». В Джеффри Ф. Гамбургере (ред.). Корона и покрывало: женское монашество с пятого по пятнадцатый века . Сьюзен Марти. Нью-Йорк: Колумбия, UP. стр. 13–40. ISBN 978-0-231-13980-9 .
- Гилкрист, Роберта. Гендер и материальная культура: археология религиозных женщин . Лондон: Рутледж, 1994.
- Хефеле, Шарль Джозеф. История христианских соборов, от подлинных документов до закрытия Никейского собора. Переведено с немецкого и отредактировано Уильямом Р. Кларком . Эдинбург: Т. и Т. Кларк, 1894.
- Хефеле, Шарль Джозеф. История Соборов Церкви . Лондон: Т&Т Кларк, 1896.
- Холлис, Стефани. Англосаксонские женщины и церковь: разделяющие общую судьбу . Рочестер: Бойделл, 1992.
- Прокш, Никола (1997). «Англосаксонские миссионеры на континенте». Монахи Англии: бенедиктинцы в Англии от Августина до наших дней . Общество распространения христианских знаний . стр. 37–54.
- Ранфт, Патрисия. Женщины и духовное равенство в христианской традиции . Нью-Йорк: Св. Мартина, 1998.
- Лоуренс, CH Средневековое монашество . Лондон: Лонгман, 1984.
- Парисс, М. «Двойной монастырь». Лексикон Средневековья . Том III. Мецлер. стр. 1258–59. ISBN 3-476-01742-7 .
- Руджери, С. Дж. Византийская религиозная архитектура (582-867): ее история и структурные элементы. Рим: Понт. Институт востоковедения, 1991.
- Рёкеляйн, Хедвиг (2008). «Основатели, благотворители и святые: покровители монастырей монахинь». В Джеффри Ф. Гамбургере (ред.). Корона и покрывало: женское монашество с пятого по пятнадцатый века . Сьюзен Марти. Нью-Йорк: Колумбия, UP. стр. 207–24. ISBN 978-0-231-13980-9 .