Jump to content

Освиу

Освиу
Король Нортумбрии
Царствование 642–670
Предшественник Освальд
Преемник Экгфрит
Король Мерсии
Царствование 655 или 656–658
Предшественник Пеада
Преемник Вульфхер из Мерсии
Рожденный в. 612
Умер 15 февраля 670 г. (57–58 лет)
Похороны
Супруг Энфлед
Отлично
Райнмельт
Проблема Элфрит
Экгфрит
Эльфвине
Олдфрит
Элфлед
Эльфийский поток
Острит
Отец Этельфрит
Мать Ача из Дейры
Религия христианство

Освиу , также известный как Осви или Освиг ( древнеанглийский : Ōswīg ; ок. 612 – 15 февраля 670), был королем Берникии с 642 года и Нортумбрии с 654 года до своей смерти. Он известен своей ролью в Синоде Уитби в 664 году, который в конечном итоге привел церковь в Нортумбрии в соответствие с более широкой католической церковью .

Один из сыновей Этельфрита Бернисийского, Освиу стал королем после смерти своего брата Освальда в 642 году. В отличие от Освальда, Освиу боролся за власть над Дейрой , другим составным королевством средневековой Нортумбрии , на протяжении большей части своего правления.

Освиу и его братья выросли в изгнании в ирландском королевстве Дал Риата на территории современной Шотландии после смерти их отца от рук Эдвина Дейрского и вернулись только после смерти Эдвина в 633 году. Освиу стал королем, когда его брат Освальд был убит в бою против Пенды Мерсийской . Начало его правления было отмечено борьбой за контроль над Дейрой и его спорными отношениями с Пендой, его повелителем. [1] В 655 году войска Освиу разгромили Пенду в решающей победе в битве при Винваэде , сделав Освиу одним из самых могущественных правителей Британии. Он обеспечил контроль над Дейрой, а его сын Альфрит стал вице-королем. [2] и в течение трех лет власть Освиу распространялась на Мерсию, что принесло ему признание как бретвальда на большей части территории Великобритании. [3]

Освиу был преданным христианином, продвигая веру среди своих подданных и основав ряд монастырей, в том числе аббатство Джиллинг и аббатство Уитби . [4] Он был воспитан в кельтских христианских традициях большей части ирландского мира, а не в римской традиции, практикуемой южными англосаксонскими королевствами, а также некоторыми представителями дейранской знати, включая королеву Освиу Энфлед . В 664 году Освиу председательствовал на Синоде Уитби , где священнослужители обсуждали две традиции, и помог разрешить напряженность между сторонами, постановив, что Нортумбрия будет следовать римскому стилю. [5] Освиу умер в 670 году, и ему наследовал его сын Экгфрит . [6] Его праздник – 15 февраля на Востоке и на Западе. [7]

Предыстория и ранняя жизнь

[ редактировать ]
Англосаксонские королевства начала VII века.

, Освиу родился около 612 года, поскольку на момент смерти в 670 году ему было 58 лет По словам Беды . Он был третьим ребенком Этельфрита , тогдашнего короля Берникии; среди его братьев и сестер были старшие братья Энфрит и Освальд , а также сестра Эббе . [8] [9] Мать Освиу, вероятно, была единственной зарегистрированной женой Этельфрита, Ача , принцессой королевской линии Дейры, которая, как известно, была матерью Освальда. [10] Тем не менее, его наследие не способствовало привлечению к нему любви дейранской знати; Хотя они признали Освальда королем, очевидно, из-за его матери, они сопротивлялись Освиу на протяжении всего его правления. [11]

На момент рождения Освиу Этельфрит был на пике своего могущества. В 604 году он взял под свой контроль Дейру, очевидно, путем завоевания; он убил предыдущего короля (очевидно, Этельрика ), женился на Аче, члене королевской линии, и сослал брата Ачи Эдвина . Его власть распространялась от земель пиктов и дал риата в современной Шотландии до Уэльса и Мидлендса на юге. [12] Могущество Этельфрита основывалось на его военном успехе, и этот успех подошел к концу в 616 году, когда изгнанный Эдвин Дейрский при поддержке короля Рэдвальда победил и убил его в битве на реке Айдл . [13]

После смерти Этельфрита его сыновья и их сторонники бежали из Нортумбрии , найдя убежище среди гэлов и пиктов северной Британии и Ирландии . Здесь они оставались до смерти Эдвина в битве при Хэтфилд-Чейз в 633 году. [14] [15]

В изгнании сыновья Этельфрита были обращены в христианство или воспитаны как христиане. [14] В случае Освиу он стал изгнанником в возрасте четырех лет и не мог вернуться в Нортумбрию до двадцати одного года, проведя детство и юность в гэльской среде. Беде пишет, что Освиу свободно говорил на староирландском языке и был ирландцем по своей вере. [16]

Освиу не только выучил ирландский язык и был полностью христианизирован, но, возможно, сражался на стороне своих гэльских войск, возможно, получив свое оружие (значительное событие) от короля Дала Риаты , такого как Эохайд Буйде , сын того Аэдана мак Габрейна , которого его отец потерпел поражение в битве при Дегсастане . [17] В ирландских анналах упоминается некий Ойзирик мак Альбруит, ригдомна Саксан Этелинг Осрик — среди погибших, наряду с Коннадом Серром , королем Даля Риаты, и другими членами Сенела нГабраина в битве при Фид-Эойне . [18] Неизвестно, следует ли помещать брак Освиу с Уи Нейл принцессой Фин из Сенела Неогейна и рождение Олдфрита в контекст его изгнания или имело место позднее. [19]

Столь же неопределенной является дата возвращения Освиу в Нортумбрию. Возможно, он вернулся со своим братом Энфритом после смерти Эдвина в 633 году, как, по-видимому, пишет Беда. [14] Энфрит отступил и был убит Кадваллоном ап Кадфаном , который был побежден и убит, в свою очередь, другим братом, Освальдом , который стал королем Берникии и, вероятно, унаследовал прежнее господство своего отца в северной и центральной Британии. [20]

Энфлед и Освин

[ редактировать ]

Освальд погиб в битве против Пенды Мерсийской в ​​битве при Мазерфилде , датированной Бедой 5 августа 642 года. [21] Сын Освальда Этельвальд, возможно, был его предпочтительным преемником, но Этельвальд не мог быть взрослым в 642 году. Итак, королевская власть перешла к Освиу. В отличие от Энфрита и Осрика, Освиу придерживался христианской веры, несмотря на поражение своего брата от язычника Пенды. Возможно, это произошло из-за его более христианского воспитания, но влияние епископа Эйдана Линдисфарнского , к тому времени крупной фигуры в Берникии, также могло быть значительным. [22]

Беде так резюмирует правление Освиу:

Когда Освальд был перенесен в Царство Небесное, его брат Осви, молодой человек около тридцати лет, сменил его на троне его земного царства и удерживал его двадцать восемь лет с большими трудностями, подвергаясь преследованиям со стороны языческого короля. Пенда, а также языческий народ мерсийцев, убивший его брата, а также его сын Альфред [т. е. Элфрит ] и его двоюродный брат-немец Этельвальд [т. е. Этельвальд из Дейры], сын его брата, который правил раньше ему. [23]

Первым зарегистрированным действием Освиу на посту короля Берникии было укрепление своего положения и, возможно, его притязаний на Дейру, женившись на дочери Эдвина Энфлед , находившейся тогда в изгнании в Королевстве Кент . [24] Этот брак состоялся между 642 и 644 годами. [25]

Известно, что Освиу был женат трижды. Его королева Энфлед родила ему двух сыновей и двух дочерей. Сыновьями были Экгфрит (644/645–685) и Эльфвине (ок. 660–679), дочери Острит (умерли в 697 г.) и Эльфлед (ок. 654–714). Ирландская принцесса Фин была матерью Олдфрита (умерла в 705 г.). Наконец, британская принцесса Риинмельт Регедская Historia названа женой Освиу в Brittonum . [26] Считается, что Элфрит был ее сыном. [27] и Элфлед могла быть ее дочерью. [28]

Первая половина правления Освиу прошла в тени Пенды, который доминировал на большей части Британии с 642 по 655 год, по-видимому, создавая и разрушая королей по своему усмотрению. [29] При жизни Освиу будущее королевство Нортумбрия все еще состояло из двух отдельных королевств. Северным королевством Бернисия , простиравшимся от реки Тис до залива Ферт-оф-Форт , правил Освиу. Королевство Дейра , расположенное между маврами Норт-Йорка и Хамбером , управлялось рядом родственников Освиу, сначала как отдельное королевство, а затем как форма удела сыновей Освиу. [30]

В течение первого десятилетия правления Освиу Дейрой правил независимый король Освин , сын отступника Осрика , принадлежавший к конкурирующей королевской семье Дейрана. [31] Освин и Освиу вступили в конфликт около 651 года. Беда винит Освиу в бедах и пишет:

Ибо, когда они подняли армии друг против друга, Освин понял, что он не может вести войну против того, у кого было больше союзников, чем у него самого, и он решил, что в это время лучше отложить все мысли о вступлении в бой и сохранить себя для лучшего будущего. раз. Поэтому он распустил собранную им армию и приказал всем своим людям вернуться в свои дома из места, называемого Вилфаресдан, то есть холма Уилфара, который находится почти в десяти милях от деревни под названием Катаракт [т. е. Каттерик ], в направлении северо-запада. Сам он, имея только одного верного солдата по имени Тонхере, удалился и спрятался в доме графа [ приходит ] Хунвальда, которого он считал своим самым верным другом. Но, увы! все было иначе; ибо граф предал его, и Осви отвратительным образом, руками своего командира [ префекта ] Этилвина, убил его... [23]

Чтобы искупить убийство Освина, который позже был причислен к лику святых , Освиу основал аббатство Гиллинг в Гиллинге , где возносились молитвы за Освина и Освиу. [23] За Освином на посту короля Дейрана последовал сын Освальда Этельвальд.

Любить это

[ редактировать ]

Отношения Освиу с Пендой между 642 и 655 годами не были полностью мирными. Беда, по-видимому, организовал крупное нападение на Бернисию со стороны Пенды, которое достигло ворот Бамбурга , незадолго до 651 года и смерти епископа Эйдана Линдисфарнского . [32] К этой кампании может относиться запись в ирландских анналах, в которой записана «[т] битва при Осви против Пенды» около 650 года. [33]

Д. П. Кирби предполагает, что убийство Освина могло привести к улучшению отношений между Пендой и Освиу в начале 650-х годов. Сын Освиу Элфрит женился на дочери Пенды Кинебург , а его дочь Элфлед вышла замуж за сына Пенды Пеаду . Пеада был крещен в Ад-Муруме — в районе вала Адриана — преемником Эйдана Финаном . Пеада и Элфлед взяли с собой миссионерскую группу, в которую входили Седд и Диума , чтобы основать церковь на своих землях. [34]

В 655 году Беда сообщает, что Пенда во главе большой армии вторгся в Бернисию. Беде заявляет, что Освиу предложил «неисчислимое количество регалий и подарков в качестве цены мира», но Пенда отказался. Освиу поклялся отдать свою дочь Эльффледу церкви и основать дюжину монастырей, если ему будет дарована победа, и с помощью Элфрита он вступил в бой с Пендой с небольшой армией в битве при Винведе , которая произошла в районе Лойдиса. , то есть Лидс . Ему это удалось, и Пенда был убит вместе со многими его союзниками, включая короля Этельхера Восточных англов . Этельвальд помогал Пенде, но стоял в стороне от боевых действий. [35]

Historia Brittonum приводит несколько иную версию. Здесь предложение Освиу о сокровищах принимается и связано с осадой места под названием Иудеу . Предполагается, что в это время Экгфрит был передан в качестве заложника на хранение королеве Пенды Киневайз. [36] « История» предполагает, что многие из союзников Пенды были британскими королями, и отмечает, что Кадафаэль, сын Синфедва, присоединился к Этельвальду, чтобы избежать битвы, получив таким образом прозвище Кадомедд («Уклоняющийся от битвы»). Решающая битва развернется на «поле Гая». [37]

Повелитель Британии

[ редактировать ]

Удивительное поражение до сих пор доминирующей Пенды и смерть короля Восточной Англии Этельхера сделали Освиу доминирующей фигурой в Британии. Двусмысленная позиция Этельвальда во время кампании, которая привела к Винведу, похоже, привела к его удалению, поскольку в это время он исчезает из записей. Освиу назначил своего взрослого сына Элфрита королем Дейрана вместо Этельвальда. Сын Пенды Пеада стал королем южной Мерсии, а Освиу захватил север королевства. Другие подчиненные правители, похоже, обосновались в других местах Мерсии.

брат Этельхера, Этельволд Дальше на юг с помощью Освиу, возможно, обосновался , а также его родственник по браку, король Кента Йорсенберт . Кенвал из Уэссекса , которого Пенда изгнал из своих земель за отказ от брака с сестрой Пенды, возможно, также вернулся к власти в этот период, опять же с помощью Освиу. Союзником Освиу был король Сигеберт Добрый . восточных саксов [38] Племянник Освиу, сын Энфрита Талоркан , возможно, также стал в то время ведущим королем среди пиктов. [39]

Полное господство Освиу длилось недолго, около трёх лет. Непосредственной причиной стала смерть Пеады, предположительно отравленного его женой, дочерью Освиу Элфлед. [40] Вероятно, это произошло на Пасху 656 года, и Освиу приступил к назначению губернаторов или подвластных королей в Мерсии. Вероятно, в конце 659, но, возможно, в 657 году восстание, возглавленное тремя мерсийскими дворянами - Иммином, Эатой и Эдбертом, - поставило сына Пенды Вулфера правителем мерсийцев и изгнало сторонников Освиу. [41] Освиу оставался силой, с которой нужно считаться, и политическое урегулирование, а не открытая война, похоже, разрешило кризис. Родственник Освиу Трумхер был назначен епископом Вулфхера. [42] В то время как Вульфхер расширял влияние и власть Мерсии на юге Британии, он, очевидно, продолжал признавать главенство Освиу. [43]

Валлийские источники предполагают, что Освиу проводил кампанию в Уэльсе в конце 650-х годов, облагая данью валлийских королей, которые ранее были союзниками Пенды, таких как Кадафаэль , уклоняющийся от битвы король Гвинеда . [44] В другом месте на юге союзник Освиу Сигеберт из восточных саксов был убит и заменен его братом Свитхельмом , который оставался христианином, но дистанцировался от Освиу и ирландско-нортумбрийской церкви. Свитхельм, вероятно, подчинялся восточным англам. [45]

Элфрит и Синод Уитби

[ редактировать ]

году на синоде Уитби В 664 [46] Освиу принял обычаи Римской церкви, что привело к отъезду епископа Линдисфарна Кольмана . [47] Беда пишет, что спор был доведен до апогея сыном Освиу Элфритом, который перенял римские обычаи по настоянию Уилфрида . [48] Элфрит был воспитан на ирландско-нортумбрийских обычаях, и его отказ от них, а также изгнание будущих святых Катберта Линдисфарнского и Эаты Хексхэмского из Рипона , как полагают, имели сильную политическую составляющую. [49] Точно так же 665 год будет, как пишет Беда, «когда Пасха соблюдалась дважды в год, так что, когда король закончил Великий пост и соблюдал Пасху, королева и ее приближенные все еще постились и соблюдали Вербное воскресенье ». [48]

В 660 году Освиу женил своего сына Экгфрита на Этельтрит , дочери бывшего восточноанглийского короля Анны . [50]

Даже в последние годы своей жизни Освиу оставался важной фигурой в Великобритании. Недавно назначенный архиепископ Кентерберийский прибыл на север, чтобы встретиться с ним в 669 году. Беда пишет , Теодор Тарсийский что Освиу намеревался совершить паломничество в Рим в компании епископа Уилфрида. Однако он заболел и умер в возрасте 58 лет 15 февраля 670 года. [9] Его старший сын от королевы Энфлед, Экгфрит , стал его преемником на посту короля Берникии , а их младший сын, Эльфвине , сменил Экгфрита на посту короля Дейры . Он был похоронен в аббатстве Уитби , рядом с Эдвином Дейрским . Его вдова и их дочь Эльфлед позже стали аббатисой Уитби и также были похоронены там. [35]

Алкуин , писавший примерно через столетие после смерти Освиу, описывает его как «очень справедливого, с справедливыми законами, непобедимым в битве, но заслуживающим доверия в мире, щедрым на дары несчастным, набожным, справедливым ко всем». [51]

Святые мощи

[ редактировать ]

Осви и его жена Энфлед были подарены мощами нескольких святых от Папы Виталиана около 665 года: Святого Петра , Святого Павла , Святого Лаврентия , Иоанна Апостола , Святого Григория и Святого Панкраса . Энфледу также был пожалован «крест с золотым ключом от него, сделанный из святейших цепей апостолов Петра и Павла». Этот дар задокументирован Бедой в «Церковной истории английского народа» как часть возвращающейся из Рима делегации, которую возглавлял Вигхард . [52]

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Йорк, Короли и королевства , стр. 78–79, 105.
  2. ^ Йорк, Короли и королевства , с. 79.
  3. ^ Йорк, Короли и королевства , стр. 82, 105.
  4. ^ Йорк, Короли и королевства , стр. 48, 80.
  5. ^ Йорк, Короли и королевства , стр. 79, 82.
  6. ^ Йорк, Короли и королевства , с. 82.
  7. ^ «Менология Англии и Уэльса, или Краткие воспоминания древних британских и английских святых, расположенных по календарю, вместе с мучениками XVI и XVII веков» . 1892.
  8. ^ Фрайд и др., Справочник британской хронологии , стр. 5.
  9. ^ Перейти обратно: а б Беда, Церковная история , Книга IV, Глава 5.
  10. ^ Беда, Церковная история , Книга III, Глава 6, утверждает, что Освальд был сыном Ачи; Кирби, с. 89, а также Стэнклифф и Кембридж, с. 13, рисунок 1, считают вероятным, что Освиу также был ее сыном.
  11. ^ Йорк, Короли и королевства , с. 78, 79.
  12. ^ Беда, Церковная история , Книга I, Глава 34 и Книга II, Глава 3.
  13. ^ Беда, Церковная история , Книга II, Глава 12.
  14. ^ Перейти обратно: а б с Беда, Церковная история , Книга III, Глава 1.
  15. Сыновья Этельфрита не были первыми английскими изгнанниками, искавшими убежища в северных королевствах. Геринг , сын короля Хуссы из Берникии сообщается, что В «Англосаксонских хрониках» , сражался с Эданом мак Габрайном , королем Дала Риаты , против Этельфрита в битве при Дегсастане ; «Англосаксонские хроники» , г-жа Э., sa 603. Выбор изгнания на север вместо бегства в одно из южных англосаксонских королевств обсуждается Гриммером, §3–§6.
  16. ^ «Осви думал, что нет ничего лучше, чем ирландское обучение, поскольку он был обучен и крещен ирландцами и полностью владел их языком»; Беда, Церковная история , Книга III, Глава 25.
  17. ^ Гриммер, §8.
  18. ^ Анналы Тигернаха , около 631 г.; Гриммер, §9.
  19. ^ Гриммер, §25; Кирби, с. 143.; Уильямс, с. 18.
  20. ^ Беда, Церковная история , Книга III, Главы 1–2; Адомнан, Жизнь святого Колумбы , Книга I, Глава 1; Стэнклифф, стр. 46–61.
  21. ^ Беда, Церковная история , Книга III, Глава 9.
  22. ^ Хайэм, Convert Kings , стр. 220–221.
  23. ^ Перейти обратно: а б с Беда, Церковная история , Книга III, Глава 14.
  24. ^ Беда, Церковная история , Книга III, Глава 15.
  25. Их сын Экгфрит родился не позднее мая 645 года.
  26. ^ Риинмельт также появляется как Рэгнмэльд в Liber Vitae Ecclesiae Dunelmensis среди королев, непосредственно перед Энфледом; Гриммер §28.
  27. ^ Стэнклифф и Кембридж, с. 13, рисунок 1.
  28. Говорят, что Элфлед организовал убийство Пеады в 657 или 658 году, что позволяет предположить, что она не была дочерью Энфледа; Беда, HE , Книга III, глава 24. См. также Higham, Convert Kings , стр. 252–253.
  29. Кенвал из Уэссекса был изгнан из своей страны, когда он отверг сестру Пенды. Анна Восточно-Английская , войско Кенваля, также была изгнана, а позже побеждена и убита Пендой в Балкампе, недалеко от Блитбурга , в 653 или 654 году, когда он вернулся в Восточную Англию .
  30. Дейрой правил Освин с 642 по 651 год, затем Этельвальд до 655 года или позже, затем Илфрит до 664 года и, наконец, Экгфрит. См. Кирби, с. 226, фигура 7; Йорк, «Короли и королевства» , с. 75, таблица 8.
  31. Освин был троюродным братом Освиу по материнской линии; Йорк, «Короли и королевства» , с. 76, таблица 9.
  32. ^ Беда, Церковная история , Книга III, Глава 16.
  33. ^ Фрейзер, с. 20; Анналы Ольстера , около 650 г.
  34. ^ Кирби, стр. 93–94; Беда, Церковная история , Книга III, Глава 21.
  35. ^ Перейти обратно: а б Беда, Церковная история , Книга III, Глава 24. Считается, что Винвед — это река Вент ; Кейнс, «Пенда».
  36. ^ Кирби, стр. 90, 94–95 допускает, что Иудеу , также Джуди , возможно, был местом расположения современного Стерлинга , и предполагает, что Экгфрит стал заложником в результате подчинения Освиу Пенде.
  37. ^ История британцев , главы 64–65.
  38. ^ Кирби, с. 96–97.
  39. ^ Или нет, нужно.
  40. ^ Хайэм, Convert Kings , стр. 252–253, видит руку Элфрита в убийстве его сестры ее мужа.
  41. ^ Беда, Церковная история , Книга III, Глава 24.
  42. Трумхер был родственником королевы Энфлед и первого аббата Гиллинга, созданного для искупления убийства Освина Дейрского; Беда, Церковная история , Книга III, Глава 24.
  43. ^ Хайэм, Convert Kings , стр. 245–247. Кирби отмечает брак Вульфхера с Йорменхильдой , дочерью кентского короля Йорценберта, единственного правителя, над которым Освиу не имел никакой власти; Кирби, с. 114.
  44. ^ Кирби, с. 96.
  45. ^ Беда, Церковная история , Книга III, Глава 22; Хайэм, «Обращение королей» , с. 249; Кирби, с. 97.
  46. ^ Датировка обсуждается Кирби, стр. 101, который приходит к выводу, что синод можно с уверенностью отнести к 644 году.
  47. ^ Чисхолм 1911 .
  48. ^ Перейти обратно: а б Беда, Церковная история , Книга III, Глава 25.
  49. ^ Хайэм, Convert Kings , стр. 250–275. Обзор пасхального спора см. у Стивенса.
  50. Беда, Церковная история , Книга IV, Глава 19.
  51. ^ Предложение англосаксонской Англии, цитируя книгу Алкуина « Епископы, короли и святые Йорка» .
  52. ^ Беда, Церковная история , Книга III, Глава 29.
  • «Анналы Тигернаха» (на среднеирландском языке). CELT: Корпус электронных текстов . Проверено 22 апреля 2007 г.
  • «Анналы Ольстера, том 1» . CELT: Корпус электронных текстов . Проверено 22 апреля 2007 г.
  • Беда , Церковная история английского народа . Перевод Лео Шерли-Прайса , отредактированный Р.Э. Лэтэмом , изд. ДХ Фермер. Лондон: Пингвин, 1990. ISBN   0-14-044565-X
  • Блэр, Питер Хантер, Мир Беды. Кембридж: Издательство Кембриджского университета, переиздано в 1990 г. ISBN   0-521-39138-5
  • Чарльз-Эдвардс, ТМ, Раннехристианская Ирландия. Кембридж: Издательство Кембриджского университета, 2000. ISBN   0-521-36395-0
  • Эддиус , «Жизнь Уилфрида» в Д.Х. Фармере (ред.) и Дж.Х. Уэббе (пер.), «Эпоха Беды». Лондон: Пингвин, 1998. ISBN   0-140-44727-X
  • Фрейзер, Джеймс, Пиктское завоевание: битва при Даннихене 685 г. и рождение Шотландии. Страуд: Темпус, 2006. ISBN   0-7524-3962-6
  • Гриммер, Мартин (октябрь 2006 г.). «Экзогамные браки Освиу Нортумбрии» . Героический век, выпуск 9 . Проверено 6 апреля 2007 г.
  • Хайэм, Нью-Джерси, Новообращенные короли: власть и религиозная принадлежность в ранней англосаксонской Англии. Манчестер: Издательство Манчестерского университета, 1997. ISBN   0-7190-4828-1
  • Хайэм, Нью-Джерси, Королевство Нортумбрия, 350–1100 гг. н.э. Страуд: Саттон, 1993. ISBN   0-86299-730-5
  • Холдсворт, Филип, «Освиу» в книге М. Лапиджа и др. (ред.), Энциклопедия Блэквелла англосаксонской Англии . Оксфорд: Блэквелл, 1999. ISBN   0-631-22492-0
  • Кейнс, Саймон, «Пенда» у М. Лапиджа и др. (ред.), Энциклопедия Блэквелла англосаксонской Англии . Оксфорд: Блэквелл, 1999. ISBN   0-631-22492-0
  • Кирби, Д.П., Самые ранние английские короли. Лондон: Анвин Хайман, 1991. ISBN   0-04-445691-3
  • Стентон, сэр Фрэнк , англосаксонская Англия. Оксфорд: Издательство Оксфордского университета, 3-е издание, 1971 г. ISBN   0-19-280139-2
  • Стивенс, Уэсли М., «Пасхальный спор» в книге М. Лапиджа и др. (ред.), Энциклопедия Блэквелла англосаксонской Англии . Оксфорд: Блэквелл, 1999. ISBN   0-631-22492-0
  • Вейт, Кеннет (1997). «Колумбанская церковь на севере Великобритании, 664–717: переоценка» (PDF) . Труды Общества антикваров Шотландии, том 127 . Проверено 6 апреля 2007 г.
  • Уильямс, Энн, Царство и правительство в Англии до завоевания, ок. 500–1066. Бейзингсток: Макмиллан, 1999. ISBN   0-333-56798-6
  • Йорк, Барбара , Короли и королевства в ранней англосаксонской Англии. Лондон: Сиби, 1990. ISBN   1-85264-027-8
  • Йорк, Барбара, Обращение Британии: религия, политика и общество в Великобритании ок. 600–800. Лондон: Лонгман, 2006. ISBN   0-582-77292-3
  • Залуцкий, Сара, Мерсия: Англо-саксонское королевство Центральной Англии. Логастон: Логастон Пресс, 2001. ISBN   978-1-873827-62-8 .
  • Зиглер, Мишель (зима 2001 г.). «Освальд и ирландцы» . Героический век, выпуск 4 . Проверено 22 апреля 2007 г.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: c2405f5bd94df6c9ff450c9cf19eb09b__1715619060
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/c2/9b/c2405f5bd94df6c9ff450c9cf19eb09b.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Oswiu - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)