Энфлед
Святой Энфлед | |
---|---|
Рожденный | 19 апреля 626 г. Район Дейра , Нортумбрия |
Умер | после 685 Уитби , Йоркшир |
Почитается в | Костел Восточная Православная Церковь |
канонизирован | Предварительная Конгрегация |
Праздник | 24 ноября [ 1 ] |
Энфлед (19 апреля 626 — после 685, также известная как Энфледа ) — дейранская принцесса, королева Нортумбрии. [ 1 ] а позже настоятельница влиятельного христианского монастыря в Уитби , Англия . Она была дочерью короля Нортумбрии Эдвина и Этельбурга , который, в свою очередь, был дочерью короля Кента Этельберта . Примерно в 642 году или вскоре после этого Энфлед стала второй женой короля Нортумбрии Освиу . [ 1 ] [ 2 ] После смерти Освиу в 670 году она удалилась в аббатство Уитби , основанное Хильдой Уитби . Энфлед стала настоятельницей около 680 года и оставалась там до своей смерти. Монастырь имел тесные связи с членами королевской семьи Нортумбрии и сыграл важную роль в утверждении римского христианства в Англии.
Рождение, крещение, изгнание
[ редактировать ]Мать Энфледа выросла христианкой, но ее отец был англосаксонским язычником , и он остался неприверженным новой религии, когда она родилась вечером перед Пасхой в 626 году в королевской резиденции на берегу реки Дервент . Беда вспоминает, что ранее, в день рождения Энфледа, убийца, посланный Квихельмом Уэссекским, совершил покушение на жизнь Эдвина. После этого Эдвин, по инициативе епископа Этельбурга Паулина , согласился на крещение Энфледа и пообещал стать христианином, если ему будет дарована победа над Квичхельмом. По словам Беды, Энфлед крестился в праздник Пятидесятницы (8 июня 626 г.) вместе с одиннадцатью другими членами королевского двора. [ 3 ]
Эдвин успешно провел кампанию против Квихельма и принял новую веру в 627 году. [ 4 ] Его правление закончилось в 633 году его поражением и смертью в битве при Хэтфилд-Чейз . Спасаясь от неспокойных времен, последовавших за смертью Эдвина, Этельбург вместе с епископом Паулином вернулась в Кент, где Энфлед выросла под защитой своего дяди, короля Кента Эдбальда . [ 5 ]
Возвращение, брак
[ редактировать ]В 642 году Освиу , король Берникии , глава конкурирующей королевской семьи Нортумбрии, послал священника по имени Утта в Кент, которым тогда управлял двоюродный брат Энфледа, Йорценберт , просить ее руки и сердца. [ 6 ] Освиу уже был женат на британской принцессе по имени Риинмельт , но недавно стал королем после смерти своего брата Освальда в битве при Мазерфилде . Король Мерсии Пенда , победитель Мазерфилда, доминировал в центральной Британии , и Освиу нуждался в поддержке. Брак с Энфледом обеспечил бы Кенту и, возможно, франкам поддержку, и любые дети Освиу и Энфледа могли бы иметь серьезные претензии на всю Нортумбрию. [ 7 ] Дата бракосочетания не зафиксирована. [ 8 ]
Если целью Освиу при женитьбе на Энфлед было мирное признание его правления в Дейре, план провалился. К 644 году Дейрой правил Освин , троюродный брат Энфледа по отцовской линии. [ 9 ] В 651 году Освин был убит одним из генералов Освиу. Чтобы искупить убийство родственника своей жены, Освиу основал аббатство Гиллинг в Гиллинге, где возносились молитвы за обоих королей. [ 10 ]
Дети, покровитель Уилфрида, сторонник Рима
[ редактировать ]С разной степенью уверенности дети Энфледа от Освиу идентифицируются как Экгфрит , Эльфвине , Острит и Эльфлед . Сложная серия браков и связей Освиу затрудняет определение матери каждого из его детей. Кирби утверждает, что Альдфрит , Элфрит и Элфлед не родились у Энфледа. [ 11 ]
Энфлед была ранней покровительницей Уилфрида , сыгравшего большую роль в политике Нортумбрии во время правления Экгфрита, Олдфрита и Осреда , а также в других местах Британии седьмого века. Когда Уилфрид пожелал совершить паломничество в Рим , королева порекомендовала его своему двоюродному брату, кентскому королю Йорценберту. [ 12 ]
Вдова, настоятельница, святая
[ редактировать ]Возможно, через несколько лет после смерти Освиу Энфлед удалился в монастырь в Уитби. Этот монастырь был тесно связан с ее царской семьей, и многие ее члены были похоронены там. Разногласия внутри Нортумбрийской церкви привели к Синоду Уитби, состоявшемуся в этом монастыре в 664 году, во время которого Освиу согласился урегулировать календарный спор о Пасхе, приняв римский метод датировки. Аббатство Уитби представляло собой двойной монастырь, в котором монахини и монахи жили в отдельных помещениях, хотя они разделяли церковь и религиозные обряды. После смерти своей родственницы и настоятельницы монастыря Хильд в 680 году Энфлед стала настоятельницей вместе со своей дочерью Эльфлед. Она умерла во время правления своего пасынка Олдфрита (685–704). За это время останки короля Эдвина были перезахоронены в Уитби. [ 13 ]
В некоторых поздних источниках праздник Энфледа указан как 24 ноября. Вместе с Эдвином, Освиу, Хильдой, а позже и Эльффледом, она была похоронена в Уитби. Уильям Малмсберийский считал, что ее останки позже были перевезены в аббатство Гластонбери, где, как говорят, в двенадцатом веке существовал ей памятник. [ 1 ]
Примечания
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д Такер, Энфлед
- ^ Крейг, Освиу
- ^ Такер; Беда, Церковная история , Книга II, Глава 9. Такер отмечает, что согласно валлийской традиции, записанной в Historia Brittonum , глава 64:
Хайэм, Нортумбрия , с. 81, предполагает, что Санктон является местом расположения рассматриваемой королевской резиденции.Его дочь Энфельд приняла крещение на двенадцатый день после Пятидесятницы вместе со всеми своими последователями, как мужчинами, так и женщинами. ... Если кто-то желает знать, кто их крестил, так это Рун, сын Уриена.
- ^ Беда, Церковная история , Книга II, Глава 13.
- ^ Беда, Церковная история , Книга II, Глава 20. Беда заявляет, что Этельбург не доверяла своему брату или святому преемнику Эдвина Освальду жизни потомков Эдвина мужского пола, которых она отправила ко двору короля Дагоберта I во Франции .
- ^ Беда, Церковная история , Книга III, Глава 15.
- ^ Хайэм, Обращение королей , с. 225; Холдсворт «Освиу»; Такер.
- ^ Такер заявляет «в 642 году или вскоре после него»; Холдсворт, «Освиу», предпочитает 643.
- ^ Кирби, стр. 91–92; Йорк, «Короли» , стр. 78–79.
- ^ Беда, Церковная история , Книга III, Глава 14; Холдсворт, «Освиу»; Такер; Хайэм, Convert Kings , стр. 226–230.
- ^ Хайэм, Нортумбрия , с. 80; Кирби, стр. 90 и 143; Такер.
- ^ Эддиус, Жизнь Уилфреда , cc. 2–3.
- ^ Холдсворт, «Эдвин»; Лапидж, «Эанфлед»; Такер. Такер называет дату ее смерти «после 685 года», Лапидж, около 704 года.
Ссылки
[ редактировать ]- Беда , Церковная история английского народа . Перевод Лео Шерли-Прайса, отредактированный Р.Э. Лэтэмом , изд. ДХ Фермер. Лондон: Пингвин, 1990. ISBN 0-14-044565-X
- Крейг, диджей (2004). «Освиу [Осви] (611/12–670)» . Оксфордский национальный биографический словарь . Издательство Оксфордского университета. doi : 10.1093/ref:odnb/20930 . ISBN 978-0-19-861412-8 . (требуется подписка или членство в публичной библиотеке Великобритании )
- Эддиус , «Жизнь Уилфрида» в книге Д. Х. Фармера (ред.) и Дж. Х. Уэбба (пер.), «Эпоха Беды». Лондон: Пингвин, 1998. IBN 0-140-44727-X.
- Хайэм, штат Нью-Джерси, «Обращенные короли: власть и религиозная принадлежность в ранней англосаксонской Англии». Манчестер: Издательство Манчестерского университета, 1997. ISBN 0-7190-4828-1
- Хайэм, Нью-Джерси, Королевство Нортумбрия, 350–1100 гг. н.э. Страуд: Саттон, 1993. ISBN 0-86299-730-5
- Холдсворт, Филип, «Эдвин, король Нортумбрии» в книге М. Лапиджа и др. (ред.), Энциклопедия Блэквелла англосаксонской Англии . Оксфорд: Блэквелл, 1999. ISBN 0-631-22492-0
- Холдсворт, Филип, «Освиу» в книге М. Лапиджа и др. (ред.), Энциклопедия Блэквелла англосаксонской Англии . Оксфорд: Блэквелл, 1999. ISBN 0-631-22492-0
- Кирби, ДП, «Самые ранние англосаксонские короли» , Рутледж, 1991 г. ISBN 0-415-09086-5
- Лапидж, Майкл, «Эанфлед» у Майкла Лапиджа и др., Энциклопедия Блэквелла англосаксонской Англии. Блэквелл, 1999. ISBN 0-631-22492-0
- Лапидж, Майкл, «Паулинус» у Майкла Лапиджа и др., Энциклопедия Блэквелла англосаксонской Англии. Блэквелл, 1999. ISBN 0-631-22492-0
- Такер, Алан (2004). «Эанфлед (St Eanflæd) ( р. 626, ум. после 685)» . Оксфордский национальный биографический словарь (онлайн-изд.). Издательство Оксфордского университета. doi : 10.1093/ref:odnb/8392 . Проверено 20 августа 2007 г. (Требуется подписка или членство в публичной библиотеке Великобритании .)