Jump to content

Мариология

Стиль Елеуса, такой как Владимирская икона Мадонны с младенцем Христом, прижавшимся к ее лицу, изображался как в восточных , так и в западных церквях. [1] [2]

Мариология – это теологическое исследование Марии , матери Иисуса . [3] Мариология стремится связать доктрину или догму о Марии с другими доктринами веры , например, с доктринами об Иисусе и понятиями об искуплении , заступничестве и благодати . Христианская мариология стремится поместить роль исторической Марии в контекст Священного Писания, традиций и учения Церкви о Марии. [4] [5] [6] С точки зрения социальной истории, мариологию можно в широком смысле определить как изучение преданности Марии и размышлений о ней на протяжении всей истории христианства. [7]

Существует множество христианских (и нехристианских) взглядов на Марию как на фигуру, начиная от почитания Марии в римско-католической мариологии и заканчивая критикой «мариопоклонства» как формы идолопоклонства. Последнее включало бы определенные протестантские возражения против преданности Марии . Существуют также более отличительные подходы к роли Марии в лютеранской мариологии и англиканской марианской теологии . [8] [9] Как область богословия, наиболее существенные достижения в мариологии (и основании специальных центров, посвященных ее изучению) в последние столетия произошли в римско-католической мариологии. Восточно-православные концепции и почитание Марии являются неотъемлемой частью обряда в целом (Богородицы) и в основном выражаются в литургии. Говорят, что почитание Марии в некотором смысле пронизывает всю жизнь Церкви как «измерение» догмы и благочестия, как христологии , так и экклезиологии . Хотя православные и схожи с взглядами римско-католической церкви, за исключением некоторых незначительных различий, они не видят необходимости в отдельной академической дисциплине мариологии, поскольку Богородица рассматривается как самоочевидный апогей человеческого творения Бога. [10]

Значительное количество марианских публикаций было написано в 20 веке: богословы Раймондо Спиацци и Габриэль Роскини выпустили 2500 и 900 публикаций соответственно. Папская академия Марии и Папский богословский факультет Марианум в Риме являются ключевыми мариологическими центрами.

взглядов Разнообразие Мариан

Статуя Марии в лютеранской церкви Сен-Пьер-ле-Жен , Страсбург.

Широкий спектр взглядов на Марию существует на разных уровнях дифференциации в рамках различных христианских систем верований. Во многих случаях взгляды, которых придерживались в любой момент истории, продолжали подвергаться сомнению и трансформироваться. На протяжении веков римско-католическая мариология формировалась под воздействием различных сил: от sensus fidelium до явлений Марии , писаний святых и размышлений богословов и папских энциклик .

Восточно-православное богословие называет Марию Богородицей , что означает Богоносица. Девственное материнство Марии стоит в центре православной титул Приснодевы мариологии, в которой часто используется . Православный мариологический подход подчеркивает возвышенную святость Марии, ее участие в искуплении и ее роль посредника благодати. [11] [12]

Восточно-православная марилогическая мысль восходит к святому Иоанну Дамаскину , который в 8 веке писал о посреднической роли Марии и об Успении Богородицы . [13] [14] В XIV веке ортодоксальная мариология начала процветать среди византийских богословов, которые придерживались космического взгляда на мариологию, помещая Иисуса и Марию вместе в центр космоса и рассматривая их как цель мировой истории. [11] Совсем недавно восточно-православная мариология добилась обновления среди богословов 20-го века в России, для которых Мария является сердцем Церкви и центром творения. [11] Однако, в отличие от католического подхода, восточно-православная мариология не поддерживает непорочное зачатие Марии. [11] До 20-го века восточно-православная мариология была почти полностью литургической и не имела систематического представления, подобного римско-католической мариологии. Однако богословы 20-го века, такие как Сергей Булгаков, начали разработку подробной систематической православной мариологии. [15] [16] [17] Мариологическая формулировка Булгакова подчеркивает тесную связь Марии и Святого Духа в тайне Боговоплощения. [12]

Протестантские взгляды на Марию варьируются от конфессии к конфессии . В основном они сосредотачиваются на интерпретации Марии в Библии , Апостольском Символе веры (исповедующем непорочное зачатие) и Вселенском соборе в Эфесе в 431 году, назвавшем Марию Богородицей . Хотя некоторые ранние протестанты создавали марианское искусство и допускали ограниченные формы почитания Марии, [18] большинство протестантов сегодня не разделяют почитания Марии, практикуемого католиками и православными. [6] Взгляды Мартина Лютера на Марию , взгляды Жана Кальвина на Марию , взгляды Карла Барта на Марию и другие внесли свой вклад в современные протестантские взгляды. Англиканская марианская теология сильно различается: от англо-католической (очень близкой к римско-католическим взглядам ) до более реформатских взглядов. Англиканская церковь официально отмечает шесть Марианских праздников: Благовещение (25 марта), Посещение (31 мая), День Святой Марии ( Успение или Успение ) (15 августа), Рождество Марии (8 сентября), Богоматерь Уолсингемскую (15 октября). ) и Зачатие Марии (8 декабря). [19] [20] Англиканцы, наряду с другими протестантами, учат Марианским догмам о божественном материнстве и непорочном зачатии Иисуса нет систематического согласия по мариологии , хотя среди различных частей англиканского сообщества . Однако роль Марии как посредника принимается некоторыми группами современных англиканских богословов. [21] Лютеранская мариология основана на Аугсбургском исповедании и почитает Марию как «преблагословенную Богородицу, преблагословенную Деву Марию, Мать Христа» и «Царицу Небесную». [9] [8] Смалькальдские статьи , исповедание веры лютеранских церквей , подтверждают учение о вечной девственности Марии. [22]

Восточные православные церкви считают Марию высочайшей из святых и Богородицей. [23] Здесь отмечают различные Богородичные праздники. [23]

Лучшего взаимопонимания между различными христианскими группами относительно их мариологии добивались на ряде экуменических встреч, на которых были приняты общие документы .

За пределами христианства исламский взгляд на Деву Марию , известную по-арабски как Марьям , заключается в том, что она была чрезвычайно благочестивой и целомудренной женщиной, которая чудесным образом родила, будучи еще девственницей, пророка Иисуса, известного по-арабски как Иса . Мария — единственная женщина, имя которой конкретно упомянуто в Коране . Девятнадцатая глава Корана , названная в ее честь, начинается с двух повествований о «чудесном рождении».

Развитие [ править ]

Статуя Санта-Мария-Ассунта в Аттарде , Мальта

Первый Эфесский собор в 431 году официально утвердил преданность Марии как Богородице , что в наиболее точном переводе означает Богоносица; [24] [25] его использование подразумевает, что Иисус, которого родила Мария, есть Бог. Несториане предпочитали Христотокос, что означает «Христоносец» или «Мать Мессии», не потому, что они отрицали божественность Иисуса, а потому, что они верили, что, поскольку Бог-Сын или Логос существовал до времени и до Марии, поэтому Иисус взял божественность от Бога-Отца. и человечность от его матери, поэтому называть ее «Богородицей» было сбивающим с толку и потенциально еретическим. Другие на соборе считали, что отрицание титула Богородицы будет означать, что Иисус не был божеством.

Эфесский собор также одобрил создание икон с изображениями Богородицы с Младенцем. Однако преданность Марии была широко распространена еще до этого момента, что отражено во фресках с изображением Матери и Младенца в римских катакомбах. Ранние отцы церкви видели в Марии «новую Еву», сказавшую Богу «да» так же, как Ева сказала «нет». [26] Мария, как первая христианская Святая и Мать Иисуса, считалась сострадательным посредником между страдающим человечеством и ее сыном Иисусом, которого считали Царем и Судьей.

На Востоке преданность Марии расцвела в шестом веке под официальным покровительством и императорским продвижением при Константинопольском дворе . [27] Однако популярность Марии как индивидуального объекта поклонения началась лишь в пятом веке с появлением апокрифических версий ее жития, интереса к ее мощам и первых церквей, посвященных ее имени, например, церкви Санта Мария Маджоре. в Риме. [28] Признаком того, что в Риме этот процесс шел медленнее, служит инцидент во время визита папы Агапета в Константинополь в 536 году, когда его упрекали в том, что он выступает против почитания Богородицы и не разрешает выставлять ее иконы в римских церквях. [29] [ не удалось пройти проверку ] Примерами новых посвящений Марии в Риме в начале седьмого века являются посвящение в 609 году языческого Пантеона Санта -Мария-ад-Мартирес , «Святая Мария и мученики». [30] и повторное посвящение раннехристианского титула Юлия и Каликстии , одной из старейших римских церквей, как Санта-Мария-ин-Трастевере . [31] Самые ранние Марианские праздники были введены в римский литургический календарь папой Сергием I (687–701). [32]

В средние века преданность Деве Марии как «новой Еве» во многом способствовала положению женщин. На женщин, на которых смотрели свысока как на дочерей Евы , стали смотреть как на объекты почитания и вдохновения. Средневековое развитие рыцарства с понятием чести дамы и вытекающей отсюда рыцарской преданностью ей не только вытекало из мысли о Деве Марии, но и способствовало этому. [33] Средневековому почитанию Девы Марии контрастировал тот факт, что на обычных женщин, особенно за пределами аристократических кругов, смотрели свысока. Хотя женщины иногда рассматривались как источник зла, именно Мария как посредник перед Богом была источником убежища для мужчины. Развитие средневековой мариологии и изменение отношения к женщинам шли параллельно друг другу и лучше всего могут быть поняты в общем контексте. [34]

Со времен Реформации некоторые протестанты обвиняют католиков в развитии нехристианского обожания и поклонения Марии, называемого марианизмом или мариолатрией , а также в изобретении небиблейских доктрин, которые придают Марии полубожественный статус. Они также нападают на такие титулы, как «Царица Небесная» , «Наша Мать Небесная» , «Царица мира » или «Посредница» .

Со времени написания апокрифического Протевангелия Иакова циркулировали различные верования относительно собственного зачатия Марии, что в конечном итоге привело к догме Римско-католической церкви, официально установленной в 19 веке, о непорочном зачатии Марии , освобождающей ее от первородного греха .

Римско-католическое и восточно-православное учение также распространяется на конец жизни Марии, заканчивающееся Успением Богородицы, официально установленным как догма в 1950 году, и Успением Богородицы соответственно.

Как богословская дисциплина [ править ]

В лютеранском марианском богословии и англиканском марианском богословии Пресвятая Дева Мария занимает почетное место. [8] В Восточной Православной Церкви ряд традиций вращается вокруг Приснодевы Марии и Богородицы , которые являются богословскими первостепенными концепциями. [8]

Как активная богословская дисциплина, мариология получила большее формальное внимание в римско-католической мариологии, основанной на четырех догмах о Марии, которые являются частью римско-католического богословия. Второго Ватиканского Собора Документ Lumen gentium обобщил взгляды на римско-католическую мариологию , сосредоточив внимание на почитании Богородицы . Со временем римско-католическая мариология была расширена за счет вкладов теологии освобождения , которая подчеркивает популярное марианское благочестие, а в последнее время и феминистской теологии , которая подчеркивает как равенство женщин, так и гендерные различия. [ нужна ссылка ]

Хотя систематическое богословие Марии не является чем-то новым, Папе Пию XII приписывают содействие независимому богословскому изучению Марии в больших масштабах, создав или возвысив четыре папских мариологических исследовательских центра в Риме, например, Марианум . [35] Папские институты были созданы для содействия мариологическим исследованиям, а также для объяснения и поддержки римско-католического почитания Марии. Эта новая ориентация была продолжена Папами Иоанном XXIII , Павлом VI и Иоанном Павлом II с дополнительным созданием Pontifica Academia Mariana Internationale и Centro di Cultura Mariana , пастырского центра для распространения марианских учений Церкви, и Societa Mariologica Italiana , Итальянское мариологическое общество с междисциплинарной ориентацией. [ нужна ссылка ]

Теология [ править ]

Существует два различных подхода к тому, как мариология может взаимодействовать с традиционными богословскими трактатами: один заключается в том, чтобы точки зрения и аспекты Марии были включены в традиционные трактаты, другой - предложить независимую презентацию. [36] Первого подхода придерживались отцы церкви и в средние века, хотя некоторые вопросы рассматривались отдельно. Преимущество этого метода состоит в том, что он позволяет избежать изоляции мариологии от остальной теологии. Недостаток этого метода в том, что он не может оценить Марию в полной мере ее роли и ее личности, а также не удается выделить внутренние связи между различными мариологическими утверждениями. [36] Второй метод имеет тот недостаток, что он может накладывать ограничения изоляции и иногда выходить за богословские границы. Однако этих проблем можно избежать при втором подходе, если в каждом случае делать конкретную ссылку, связывающую его с процессами спасения, искупления и т. д. [36]

Методология [ править ]

В качестве области исследования мариология использует источники, методы и критерии богословия, начиная с упоминания Марии в Апостольском Символе веры . В мариологии более акцентируется вопрос о библейской основе. [37] В римско-католической мариологии общий контекст католических доктрин также учитывается и других учений Церкви. Документ Марианской главы Второго Ватиканского собора , Lumen gentium , включает двадцать шесть библейских ссылок. В них говорится о зачатии, рождении и детстве Иисуса, роли Марии в нескольких событиях и ее присутствии у подножия креста . Важное значение для мариологической методологии имеет конкретное заявление II Ватиканского собора о том, что эти отчеты являются не аллегориями, имеющими символическое значение, а историческими откровениями, и это обстоятельство дополнительно подчеркнул Папа Бенедикт XVI . [38]

Организация [ править ]

Отношение к мариологии у богословов разное. Одни предпочитают излагать его историческое развитие, другие акцентируют внимание на его содержании (догматах, благодати, роли в искуплении и т. д.). Некоторые богословы предпочитают рассматривать Мариологию только с точки зрения атрибутов Марии (честь, титулы, привилегии), в то время как другие пытаются интегрировать Марию в общее богословие тайны спасения Иисуса Христа. [39]

Некоторые видные богословы 20-го века, такие как Карл Барт и Карл Ранер , рассматривали мариологию только как часть христологии . Однако между ними существуют различия, например, Хьюго Ранер , брат Карла Ранера, не согласился и разработал мариологию, основанную на писателях ранней церкви, включая Амвросия Миланского и Августина Гиппопотама среди других. [40] Он рассматривал Марию как мать и образец для Церкви, и эта точка зрения позже была подчеркнута Папами Павлом VI и Бенедиктом XVI . [41]

с другими богословскими Связь дисциплинами

Христология [ править ]

Хотя христология была предметом детального изучения, некоторые марианские взгляды, в частности, в римско-католической мариологии , рассматривают ее как важную основу для изучения Марии. В целом протестантские конфессии не согласны с таким подходом. [ нужна ссылка ]

Идея о том, что, будучи «Богородицей», Мария играет уникальную роль в спасении и искуплении, рассматривалась и писалась в ранней Церкви. [42] В последние столетия римско-католическая мариология стала рассматриваться как логическое и необходимое следствие христологии: Мария способствует более полному пониманию того, кто такой Христос и что он сделал. Согласно этим взглядам, мариология может быть получена из христоцентрических тайн Воплощения: Иисус и Мария — сын и мать, Искупитель и искупленные. [43] [44] [45]

История церкви [ править ]

В области церковной истории мариология занимается развитием марианских учений и различных форм марианской культуры. Важной частью истории Церкви является патристика или патрология , учение ранних отцов Церкви. Они дают указания на веру ранней Церкви и анализируются с точки зрения их высказываний о Марии. [ нужна ссылка ]

В контексте римско-католической церкви патрология и догматическая история предоставили папам основу для оправдания учения Марии, почитания и догм, таких как Непорочное зачатие и Успение. Так, в «Короне Фульгенса» и «Munificentissimus Deus» Папа Пий XII объяснил эти два догмата с точки зрения существующих библейских ссылок на Марию, святоотеческой традиции и сильной исторической веры верующих ( sensus fidelium ), используя дедуктивный богословский метод. [46]

Моральное богословие [ править ]

Некоторые ученые не видят прямой связи мариологии с моральным богословием . Пий X , однако, описал Марию как образец добродетели и жизни, свободной от греха , жизни, которая иллюстрирует многие моральные учения Римско-католической церкви. В результате Мария часто упоминается в этом облике в пастырском богословии и проповедях. [ нужна ссылка ]

См. также [ править ]

Примечания [ править ]

  1. ^ Справочник по иконам: руководство по пониманию икон и литургии Дэвида Кумлера, 1995 г. ISBN   0872432106 с. 203.
  2. ^ Эпоха Микеланджело: шедевры Альбертины Ахима Гнанна 2004 г. ISBN   8837027559 с. 54.
  3. ^ Лливелин, Дориан С.Дж. (июнь 2016 г.). «Оксфордские онлайн-справочники - Мэри и мариология» . дои : 10.1093/oxfordhb/9780199935420.013.62 . ISBN  978-0199935420 .
  4. Энциклопедия христианства, том 3 Эрвина Фалбуша, Джеффри Уильям Бромили, 2003 г. ISBN   9004126546, стр. 403–404.
  5. ^ Ранер, Карл , Энциклопедия теологии, 2004 г.: краткий Sacramentum mundi. ISBN   0860120066 с. 901.
  6. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Хиллербранд, Ганс Иоахим. Энциклопедия протестантизма, том 3, 2003 г. ISBN   0415924723 с. 1174.
  7. ^ Энциклопедия социальной истории ( ISBN   0815303424 с. 573) утверждает: «В более широком смысле мариология — это изучение преданности Марии и размышлений о ней на протяжении всей истории христианства».
  8. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д Макнабб, Кимберлинн; Феннелл, Роберт С. (2019). Живые традиции: полтысячелетия реформирования христианства . Wipf и Stock Publishers. ISBN  978-1532659799 . Сосредоточенная позиция Лютера на Марии имеет больше общего с православным взглядом на Богородицу , Марию как Богородицу, а не с римско-католическим взглядом на нее как заступницу. ... В результате ранняя лютеранская Реформация имела как «библейски обоснованный догмат о Богородице , использующий мариологию древней церкви, так и марианское благочестие и преданность, основанные на этом догмате, опираясь на сотериологически интерпретируемое понятие Божье снисхождение». ... Таким образом, лютеране исповедовали Формулу согласия в Твердой декларации, статья VIII. 24: Ради этого человеческого соединения и общения ест Мария, Преблагословенная Дева, зачала не простого, обыкновенного человека, но человека, который истинно есть Сын Бога Всевышнего, как свидетельствует Ангел. . Свое божественное величие он продемонстрировал еще во чреве матери тем, что родился от девы, не нарушив ее девства. Следовательно, она поистине Богородица и все же осталась девственницей.
  9. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Каркан, Бетси (31 мая 2017 г.). «Любовь Лютера к святой Марии, Царице Небесной» . Лютеранская реформация . Проверено 20 января 2020 г.
  10. ^ Шмеманн, Александр (1970) «О мариологии в православии», Марианские библиотечные исследования: Том. 2, статья 4, стр. 25–32. Доступно по адресу: http://ecommons.udayton.edu/ml_studies/vol2/iss1/4.
  11. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д Ранер, Карл 2004 Энциклопедия богословия: краткое Sacramentum mundi ISBN   0860120066, стр. 393–394.
  12. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Энциклопедия христианства, том 3 Эрвина Фальбуша, Джеффри Уильяма Бромили, 2003 г. ISBN   9004126546 с. 409.
  13. ^ Дамаскин, Джон. Слово 2 на Успение 14 ; п. 96, 741 Б.
  14. ^ Дамаскин, Джон. Слово 2 на Успение 16 ; PG 96, 744 Д.
  15. Православная церковь Сергея Николаевича Булгакова 1997 г. ISBN   0881410519 с. 67.
  16. ^ Праздник веры: Дева Мария Александра Шмемана, 2001 г. ISBN   0881411418, стр. 60–61.
  17. ^ Современное русское богословие: православное богословие в новом ключе , Поль Валлири, 2000 г. ISBN   0567087557 .
  18. ^ «Протестантское марианское искусство», в Bäumer, Marienlexikon , V, стр. 325–336, Почитание Мариан в протестантизме, стр. 336–342.
  19. ^ Шредель, Дженни. Книга «Все о Мэри» , 2006 г. ISBN   1593377134 с. 84.
  20. ^ «Уолсингемский храм» . Архивировано из оригинала 29 декабря 2010 года.
  21. ^ Берк, Раймонд и др. Мариология: Руководство для священников, диаконов, семинаристов и посвященных в сан людей 2008 г. ISBN   978-1579183554 с. 590.
  22. ^ Хиллербранд, Ханс Дж. (2004). Энциклопедия протестантизма: 4-томный комплект . Рутледж. ISBN  978-1135960285 . Этот взгляд на надлежащее место Марии и святых в жизни верующих закреплен для лютеран в Книге Согласия (1580 г.); эти признания также включают подтверждение вечной девственности Марии (в Шмалькадических статьях Лютера 1537 г. ) и ее титула Богородицы , а также восхваление ее как «наиблагословенной девы» (Формула согласия, 1577 г.).
  23. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б «Святая Мария в православном понятии» . Коптская православная епархия Лос-Анджелеса . Проверено 20 января 2020 г.
  24. ^ Мария, Богородица, авторы Карл Э. Бротен и Роберт В. Дженсон, 2004 г. ISBN   0802822665 с. 84.
  25. ^ «Каноны двухсот святых и блаженных отцов, собравшихся в Ефесе» . ccel.org . Проверено 15 марта 2022 г.
  26. ^ «Мария, Новый Канун» . Архивировано из оригинала 3 декабря 2008 года . Проверено 8 октября 2008 г.
  27. ^ А. Кэмерон, «Богородица в Константинополе шестого века», Журнал богословских исследований , новая серия 19 (1978:79–108).
  28. ^ Джон Л. Осборн, «Раннесредневековая живопись в Сан-Клементе, Рим: Мадонна с Младенцем в нише» Gesta 20.2 (1981:299–310) и (примечание 9) со ссылкой на Т. Клаузера, «Рим под культом Богородица Мария», Ежегодник античности и христианства 15 (1972:120–135).
  29. ^ М. Манделл, «Украшение монофизитской церкви» Иконоборчество (Бирмингем) 1977:72.' [1] , [2] .
  30. ^ Папская книга , I, 317.
  31. Впервые упоминается под этим новым посвящением в Зальцбургском маршруте, без даты, но первая половина седьмого века (Мария Андалор, «Датировка панели Санта-Мария-ин-Трастевере», Журнал Национального института археологии и истории искусств , Новый Серия 20 [1972–73: 139–215], с.
  32. ^ Папская книга , I, 376.
  33. ^ Международная стандартная библейская энциклопедия: K – P Джеффри В. Бромили, 1994 г. ISBN   0802837832 с. 272.
  34. Дочери церкви , 1987, Рут Такер. ISBN   0310457416 с. 168.
  35. ^ Марианская Салезианская академия, 1950 г., Centro Mariano Monfortano в Риме, 1950 г., Папский университет Марианум , 1950 г., и Collegiamento Mariano Nationale, 1958 г.
  36. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Мариология в Михаэля Шмауса Энциклопедии богословия: Краткий Sacramentum Mundi Карла Ранера (28 декабря 2004 г.) ISBN   0860120066, стр. 901–902.
  37. ^ Кихн, 63.
  38. ^ Йозеф Ратцингер, «Введение в христианство» , 1968, в оригинальной немецкой версии, стр. 230.
  39. ^ «Мариология», в Bäumer, Lexicon of Marienkunde .
  40. ^ Мария и церковь , Тироль-Верлаг, 1961 (английский перевод: Богоматерь и церковь, Zaccheus Press, 2004).
  41. ^ Хьюго Ранер в Боймере, Лексикон марианских исследований .
  42. ^ Лексикон католика , «Догматика, Мариология», 1988.
  43. ^ Сен-Луи де Монфор , Один Бог .
  44. Папа Иоанн Павел II , Мать Искупителя , 51 год.
  45. ^ Папа Пий XII , Mystici Corporis Christi ; Джон Генри Ньюман: Мариология всегда христоцентрична , в книге Майкла Тесты « Мария: Дева Мария в жизни и сочинениях Джона Генри Ньюмана» , 2001.
  46. ^ Лексикон католика Догматика , Мариология, 1988.

Ссылки [ править ]

  • Конрад Альгермиссен, Лексикон Мариенкунде, Регенсбург , 1967 ( Римско-католическая мариологическая энциклопедия)
  • Ремигиус Боймер, Marienlexikon, Eos, St. Ottilien , 1992 (Римско-католическая мариологическая энциклопедия)
  • В. Бейнерт, Лексикон католической догматики , Herder Freiburg, 1988 (Римско-католическая богословская энциклопедия)
  • Генрих Кихн, Энциклопедия и методология богословия , Фрайбург, Гердер, 1892 г. (Римско-католическая богословская энциклопедия)
  • Йозеф Ратцингер , «Введение в христианство» , 1968 ( римско-католический Папа Бенедикт XVI )

Внешние ссылки [ править ]

Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: a8399bcb03623c1c6ec7283111102e08__1718641020
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/a8/08/a8399bcb03623c1c6ec7283111102e08.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Mariology - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)