Протестантские взгляды на Марию
Часть серии статей о |
Мать Иисуса |
Хронология |
---|
|
Марианские перспективы |
|
Католическая мариология |
|
Марианские догматы |
|
Мария в культуре |
Протестантские взгляды на Марию включают богословские позиции основных протестантских представителей, таких как Мартин Лютер и Жан Кальвин, а также некоторых современных представителей. Хотя трудно сделать обобщение о месте Марии, матери Иисуса в протестантизме, учитывая большое разнообразие протестантских верований, мы попытаемся сделать некоторые обобщенные утверждения.
Протестантские богословы
[ редактировать ]Некоторые ранние протестантские реформаторы почитали и почитали Марию. Мартин Лютер сказал о Марии:
честь, оказанная Богородице, так глубоко укоренилась в сердцах людей, что никто не хочет слышать никакого противодействия этому торжеству... Мы также допускаем, чтобы ее чтили, так как мы, по словам святителя Павла [ Римлянам 12] обязаны оказывать честь друг другу ради Живущего в нас, Иисуса Христа. Поэтому у нас есть обязанность чтить Марию. Но будьте осторожны, оказывая ей достойную честь. К сожалению, я беспокоюсь, что мы воздаем ей слишком высокую честь, поскольку ей оказывают гораздо больше уважения, чем ей следует оказывать или чем она себе представляла. [ 1 ]
Цвингли сказал: «Я безмерно уважаю Богородицу» и «Чем больше возрастает честь и любовь Христа среди людей, тем больше должно расти уважение и честь, оказываемые Марии». [ нужна ссылка ]
Таким образом, идея уважения и высокой чести не была отвергнута первыми протестантами; вопрос степени чести, оказанной Марии как матери Иисуса, но, скорее, протестантских реформаторов волновал и поэтому практические последствия для мариологии до сих пор остаются предметом споров.
Джон Уиклиф
[ редактировать ]Долютеранский реформатор Джон Уиклиф отразил марианский дух позднего Средневековья в одной из своих ранних проповедей: «Мне кажется невозможным, чтобы мы получили награду Небес без помощи Марии. Нет ни пола, ни возраста. ни одно звание или положение ни у кого из всего человеческого рода не имело бы нужды призывать на помощь Пресвятую Деву». [ 2 ]
Мартин Лютер
[ редактировать ]Несмотря на полемику Лютера со своими римско-католическими оппонентами по вопросам, касающимся Марии и святых, богословы, похоже, согласны с тем, что Лютер придерживался марианских постановлений вселенских соборов и догм церкви. Он твердо придерживался веры в то, что Мария была вечной девой и Богородицей , или Богородицей . [ 3 ] Особое внимание уделено утверждению, что Лютер примерно за 300 лет до догматизации непорочного зачатия папой Пием IX в 1854 г. был твердым приверженцем этой точки зрения. Другие утверждают, что Лютер в последующие годы изменил свою позицию по вопросу о Непорочном зачатии, которая в то время не имела определения в Церкви, сохраняя, однако, безгрешность Марии на протяжении всей ее жизни. [ 4 ] По поводу Успения Марии он заявил, что в Библии об этом ничего не сказано. Важным для него была вера в то, что Мария и святые продолжают жить после смерти. [ 5 ] «На протяжении всей своей карьеры священника-профессора-реформатора Лютер проповедовал, учил и спорил о почитании Марии с многословием, которое варьировалось от детского благочестия до изощренной полемики. Его взгляды тесно связаны с его христоцентрическим богословием и его последствиями для литургии. и благочестие». [ 6 ] Лютер, почитая Марию, стал критиковать «папистов» за размытие границы между высоким восхищением благодатью Божией, где бы она ни проявлялась в человеке, и религиозным служением, оказываемым другому творению. римско-католическую практику празднования дней святых и обращения с ходатайственными просьбами, адресованными особенно Марии и другим усопшим святым Он считал идолопоклонством . [ 7 ]
Джон Кальвин
[ редактировать ]Марии Жан Кальвин принял вечную девственность и титул «Богородицы» в ограниченном смысле. Он считал себя настоящим последователем Марии [ нужна ссылка ] за то, что он освободил ее от злоупотреблений этими титулами и незаслуженной «папистской» чести, которая причитается только Иисусу Христу, и за то, что вернул эту честь только Ему одному. [ 8 ] Кальвин заявил, что Мария не может быть защитницей верующих, поскольку она нуждается в Божьей благодати так же, как и любой другой человек. [ 9 ] Если католическая церковь восхваляет ее как Царицу Небесную, то это кощунственно и противоречит ее собственному намерению, потому что хвалят ее, а не Бога. [ 10 ]
Кальвин выразил глубокую обеспокоенность по поводу возможного «суеверного» использования титула «Богородица» из учения Эфесского Собора : [ 11 ]
Я не сомневаюсь, что они проявили некоторое невежество в том, что они порицали этот образ речи — что Дева Мария есть Богородица… Я не могу скрыть, что обычно считается плохой практикой использовать этот титул, говоря о эта Дева: и, со своей стороны, я не могу считать такие слова хорошими, правильными или подходящими… ибо сказать, что Богородица для Девы Марии, может только ожесточить невежественных в их суевериях.
Карл Барт
[ редактировать ]Карл Барт (1886–1968), протестант-реформатор , был ведущим богословом 20-го века. Сознавая общую догматическую традицию ранней Церкви, Барт полностью принял догмат о Марии как Богородице . По его мнению, через Марию Иисус принадлежит человеческому роду; через Иисуса Мария стала Богородицей. Барт также согласился с догмой о непорочном зачатии . Для него это означало, что Иисус как человек не имеет отца и что как Сын Божий у него нет матери. Святой Дух, через которого зачала Мария, — это не какой-то дух, а Сам Бог, деяние которого нужно понимать духовно, а не телесно. [ 12 ] По словам Барта, Мария «полна благодати», но эта благодать не заработана, а полностью отдана ей. Марии Что касается девственности после рождения, Барт утверждал, что Церковь заняла такую позицию не из-за Марии, а в защиту своей христологии . Барт считал римско-католическое почитание Марии ужасной ошибкой и идолопоклоннической ересью. [ 13 ]
Джеймс Данн
[ редактировать ]Исследователь Нового Завета Джеймс Данн обсуждает традицию католической дулии и почитания Марии у Августина и Фомы Аквинского, отмечая, что использование в Новом Завете слова δουλεία (произносится как дулия) всегда используется отрицательно. Он заявляет:
«дулея встречается только в смысле «рабства, раболепия», и всегда в отрицательном смысле – рабство телесному тлению (Рим. 8:21), рабство закону (Гал. 5:1), рабство страху смерти (Евр. . 2.15)», а также диавол (ср. Евр. 2.14–15 [смерть Иисуса разрушает] силу держащего державу смерти, то есть диавола, 15 и освобождает тех, в ком всю жизнь держался. рабство из-за страха смерти»). [ 14 ]
Использование слова «рабство» в Новом Завете
[ редактировать ]Римлянам 8:15 | Ибо вы не приняли духа рабства (douleias | δουλείας | gen sg fem), ведущего обратно к страху, но получили Духа усыновления. Рядом с Ним мы взываем: «Авва! Отец!" |
Римлянам 8:21 | что само творение будет освобождено от своего рабства (douleias | δουλείας | gen sg fem) и распадется в славную свободу детей Божьих. |
Галатам 4:24 | Это можно истолковать аллегорически, поскольку эти женщины представляют два завета. Одна — с горы Синай, рожает детей для рабства (douleian | δουλείαν | acc sg fem); она Агарь. |
Галатам 5:1 | Для свободы Христос освободил нас. Поэтому стойте твердо и не подвергайтесь снова игу рабства (douleias | δουλείας | gen sg fem). |
Евреям 2:15 | и освободить тех, кто на протяжении всей жизни находился в (douleias | ελεβίας | gen sg fem) рабстве (douleias | ελεβίας | gen sg fem) из-за страха смерти. [ 15 ] |
Проблемы протестантского богословия
[ редактировать ]Богородица
[ редактировать ]Обозначение Богородицы (по -гречески : Θεοτόκος ) или «Носительница Бога» для Марии появилось в Александрийской церкви и позже было принято Вселенской Церковью святоотеческой эпохи на Эфесском соборе в 431 году. Это утверждение христологической ортодоксальности ( См.: ипостась ) в противоположность несторианству , а также религиозный титул Марии, широко используемый в восточно-православных и римско-католических странах. , восточно-православная , лютеранская и англиканская литургия. Второй куплет известного протестантского гимна « Стражи и святые » обращен непосредственно к Марии и основан на православной молитве.
В настоящее время Всемирная лютеранская федерация [ 16 ] принимает учение Ефесского собора и других вселенских соборов патристической эпохи Церкви , в том числе формулировку «Богородица» как функции ипостасного союза Христа . Лютер говорит: [ 17 ]
Мы тоже очень хорошо знаем, что Бог не получил свою божественность от Марии; но из этого не следует, что неверно говорить, что Бог родился от Марии, что Бог — это Сын Марии, а Мария — Божья мать.
Мариолатрия
[ редактировать ]Этот раздел нуждается в расширении . Вы можете помочь, добавив к нему . ( май 2016 г. ) |
С 17 по 19 века различные группы протестантов начали использовать термин Мариолатрия для обозначения католической , англо-католической , восточной и восточно-православной практики почитания и преданности Марии . Согласно их исследованиям, внимание, уделяемое Марии, чрезвычайно и может не только отвлекать от поклонения Богу , но и фактически представлять собой идолопоклонство . [ 18 ] [ 19 ]
Эта тенденция с течением времени принимала различные направления: в то время как некоторые протестанты временами смягчали свое отношение к ней, другие усилили свою оппозицию в 21 веке. Например, во время празднования в мае 2006 года у Уолсингемской Богоматери в Англии, когда англикане и католики проводили марианскую процессию, протестантские хулиганы-нонконформисты держали транспаранты, осуждающие мессы , идолопоклонство и «Мариопоклонство». [ 20 ] [ 21 ]
См. также
[ редактировать ]- Англиканское марианское богословие
- Мария в Исламе
- Римско-католическая мариология
- Почитание Марии в католической церкви
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Базово, Джоэл Р. (2005). Праздничные проповеди Мартина Лютера . Дирборн, Мичиган: Публикации Mark V. п. 167. ИСБН 0-9652403-1-2 . Проверено 24 марта 2015 г.
- ^ Герберманн, Чарльз, изд. (1913). Католическая энциклопедия . Нью-Йорк: Компания Роберта Эпплтона. .
- ^ Ремигиус Боймер, полное издание Marienlexikon , Лео Шеффчик, изд. (Регенсбург: Institutum Marianum, 1994), 190.
- ^ Боймер, 191.
- ^ Боймер, 190.
- ^ Эрик В. Грич (1992). Х. Джордж Андерсон; Дж. Фрэнсис Стаффорд; Джозеф А. Берджесс (ред.). Один Посредник, Святые и Мария, лютеране и католики в диалоге . Том. VII. Миннеаполис: Крепость Аугсбург. п. 235.
- ^ Сочинения Лютера , 47, стр. 45f; см. также: Лютеране и католики в Диалоге VIII, с. 29.
- ^ Джон Кальвин. «От Иоанна 2:1–11» . Комментарий к Иоанну . Том. 1 . Проверено 19 мая 2008 г.
- ^ Джон Кальвин, Сочинения , Серм. из реквизита. де Крист: оп. 35, 686.
- ^ Джон Кальвин. «От Луки 1:46–50» . Гармония евангелистов . Том. 1 . Проверено 19 мая 2008 г.
- ↑ Кальвин Церкви иностранцев в Лондоне, 27 октября 1552 г., в книге Джорджа Корнелиуса Горэма , Крупицы нескольких разрозненных колосьев, в период Реформации в Англии и в последующие времена: с 1533 г. по 1588 г. н. э. (Лондон: Белл и Далди, 1857), с. 285
- ^ Барт, Церковная догматика I, 2, 219.
- ^ "Где когда-либо почитается Мария и совершается почитание Ей, там не существует Церкви Христовой" (" Церковная Догматика" , I, 2, 154). «Католическая мариология есть рак, больное богословское развитие, и раки надо искоренить» ( «Церковная догматика» , I, 2, 153). «Ересью католической церкви является ее мариология и культ Марии». ( «Церковная догматика» , I, 2, 157).
- ^ Данн, Джеймс Д.Г. 2010. Поклонялись ли первые христиане Иисусу? : Свидетельства Нового Завета, Лондон: SPCK., см. стр. 19.
- ^ Билл Маунс https://www.billmounce.com/greek-dictionary/douleia
- ^ «Экуменические соборы и власть в Церкви» (PDF) , 7-е пленарное заседание Совместной лютеранской и православной комиссии в Сандбьерге, Дания , Всемирная лютеранская федерация, 10 июля 1993 г.
- ^ Мартин Лютер (2007). Теодор Г. Тапперт (ред.). Избранные сочинения Мартина Лютера . Крепость Пресс. п. 291. ИСБН 978-0-8006-6226-4 .
- ↑ История христианской церкви Филиппа Шаффа, 1960 г. ISBN 0-8028-8049-5 страниц 295-305
- ↑ Киган, Мэтью С. (27 апреля 2011 г.). Рецензия на книгу: Дева Мария в свете Слова Божия. Журнал WordJourney , получено с http://www.wordjourney.com.
- ^ Книга «Все об Иисусе: его жизнь, его учения» , Джон Кеннеди, 2006 г. ISBN 1-59337-712-6 стр. 7
- ^ Уолсингем в литературе и культуре от средневековья до современности Доминика Джейнса, Гэри Фредрика Уоллера, 2010 г. ISBN 0-7546-6924-6 страницы 12–13
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Протестантская Мэри , Religion and Ethics Newsweekly отчет
- Теплый протестантский прием Мэри , от US News & World Report
- Мария, Лютер и лютеранство , от Лютеранской церкви – Синода Миссури.
- Майкл Дж. Пенфолд. «Христос из сущности Марии» – история защиты учения. https://www.webtruth.org/the-person-of-christ/christ-of-the-substance-of-mary-a-history-of-the-defence-of-the-doctrine/#_ftnref38
- Что Объединенная методистская церковь учит о Деве Марии?
- Проповедь о Марии, Пречистой Богородице , 1520 , Хульдрих Цвингли.