Мариология святых

На протяжении всей истории католическая мариология находилась под влиянием ряда святых, подтвердивших центральную роль Марии в Божьем плане спасения. Анализ отцов ранней церкви продолжает отражаться в современных энцикликах. Ириней энергично защищал титул «Богородицы» или Богородицы. Взгляды Антония Падуанского , Роберта Беллармина и других поддерживали учение о непорочном зачатии Девы Марии, объявленное догмой в 1850 году.
Писания святых способствовали как народному благочестию, так и лучшему пониманию роли Марии в истории спасения.
![]() |
Часть серии о |
Мариология католической церкви |
---|
![]() |
![]() |
Ранние святые
[ редактировать ]Ириней Лионский
[ редактировать ]Одним из самых ранних изображений Марии в христианской традиции является изображение «Новой ночи». Ириней Лионский (около 140–202 гг.), возможно, самый ранний из отцов церкви, разработавший тщательную мариологию. В юности он встретил Поликарпа и других христиан, непосредственно общавшихся с апостолами. После 5-й главы Послания к Римлянам его анализ является одновременно библейским и христологическим, представляя Христа как «Нового Адама». Ириней развивает мысль об Иустине Мученике (100–165) и иллюстрирует различие между Евой и Марией как в Adversus haereses (Против ересей), так и в Demonstratio Apostolicae Praedictionis (Доказательство апостольской проповеди). [1]
По мнению Иринея, Христос, родившись от Девы Марии , создал совершенно новую историческую ситуацию. [2] Эта точка зрения повлияла на Амвросия Миланского и Тертуллиана , писавших о непорочном зачатии Богородицы . Папа Пий IX сослался на эту тему Иринея в апостольской конституции 1854 года Ineffabilis Deus , которая определила догмат Непорочного Зачатия. [3]
Амвросий Миланский
[ редактировать ]Святой Амвросий Миланский (339–397), епископ Миланский и Учитель Церкви, был одним из самых влиятельных церковных деятелей IV века. Будучи учеником Симплициана , девственность Марии и ее роль Богородицы были центральными в его взглядах на Марию. [4] Он изображал Богородицу «лишенной всякого изъяна и несовершенства, сияющей исключительным величием и святостью». [5]
В 390 году он защищал учение о вечной девственности Марии, отвергнутое Иовинианом . Он также оспаривал учение Боноса из Сардики о том, что у Марии были и другие дети после Иисуса, цитируя Иоанна 19:25-26 и утверждая, что если бы это было так, Иисус не доверил бы свою мать Иоанну. Далее он обратился к этому вопросу в De Institutione Virginis . [1]
Августин Гиппопотамский
[ редактировать ]Культ Марии не был так силен в Северной Африке во времена Августина (354–430 гг.) по сравнению с культом недавних мучеников. Августин умер за год до того, как Эфесский собор в 431 году провозгласил Марию Богородицей, что побудило к более глубокому рассмотрению роли Марии. Он не разработал независимой мариологии, но его высказывания о Марии превосходят по количеству и глубине высказывания других ранних писателей. [6] Его основные темы обсуждаются в De santa Virginitate («О святой девственности»), где он объясняет, что, как и церковь, Мария одновременно девственница и мать, как физически, так и духовно. [7]
Августин сказал, что Мария получила большее благословение, приняв веру во Христа, чем зачав плоть Христа. [8] Интерес Августина к материнству Марии был сосредоточен на Христе и подчеркивал как полную человечность, так и полную божественность Христа. [7]
Кирилл Александрийский
[ редактировать ]Кирилл Александрийский (412–444) председательствовал на Третьем Вселенском соборе , состоявшемся в 431 году в Эфесе, который определил как символ веры, что Мария была истинной Богородицей. Это возникло из-за очевидного христологического спора между Кириллом и Несторием Константинопольским. [9]
Почитание Марии как « Богородицы » (Богоносицы) поддерживало учение о воплощении и статус Христа как равного Богу Отцу. Кирилл считал, что предпочтение Несторием термина « Христотокос » (Христоносец) подрывает это, и предполагал, что Христос был отдельными личностями: одна полностью человечная и рожденная от Марии, другая полностью божественная и не подверженная рождению или смерти. [10] Собор утвердил имя «Богородица», что на Западе переводится как Богородица.
Святые Средневековья
[ редактировать ]Бернар Клервоский
[ редактировать ]
Бернар Клервоский был одним из влиятельных церковников своего времени. В «Проповеди в воскресенье в октаве Успения» он описал участие Марии в искуплении. [11] «Похвала Бернара Деве-Матери» представляла собой небольшой, но полный трактат по мариологии . [12]
Бернар писал о Марии под названием « Богоматерь, Морская Звезда ».
Когда на тебя обрушатся бури искушений, когда ты увидишь себя гонимым по камням скорби, взгляни на звезду, призови Марию. Когда вас поглотит гордость, амбиции, ненависть или зависть, посмотрите на звезду и призовите Марию. Если гнев, или корыстолюбие, или плотское желание сильно нападут на хрупкий сосуд вашей души, взгляните на звезду, призовите Марию. Если вы обеспокоены гнусностью своих грехов, огорчены грязным состоянием вашей совести и напуганы мыслью о грядущем страшном суде, вы начинаете погружаться в бездонную пропасть печали и быть поглощены бездной. отчаяния, затем подумай о Мэри. В опасностях, в сомнениях, в трудностях думайте о Марии, взывайте к Марии. Пусть ее имя не сходит с твоих уст, никогда не позволяй ему покинуть твое сердце. [13]
В 1953 году, к восьмому столетию со дня смерти Бернара, Папа Пий XII издал энциклику «Доктор Меллифлуус» о святом Бернаре Клервоском.
Хильдегард Бингенская
[ редактировать ]Хильдегард Бингенская «представляет самую сложную мариологию средневековых немецких писательниц». [14] Следуя традиционному сопоставлению Евы и Марии, Адам изображен в иллюстрированном Скивии слушающим искусителя и, таким образом, несет равную вину. [14] Из шестидесяти трех песен «Симфонии » Хильдегард шестнадцать посвящены роли Марии в истории спасения. [14] наиболее преданный какой-либо фигуре. [15] В «Мариологии» Хильдегард Мария принимает на себя статус важного и активного партнера в плане искупления. Вторая характерная тема Марии — это тема Девы-Матери, исцеляющей разбитость, принесенную в мир первой матерью, Евой. [15] Хильдегард принадлежит скорее романскому периоду, чем готическому веку. Не затронутая новым аффективным стилем благочестия, который монахи будут популяризировать по всей Европе, Мария Хильдегард, как и вся ее духовность, является монашеской. [16]
Святой Доминик
[ редактировать ]Популярная легенда гласит, что Доминик получил Розарий от Марии. Хотя широко распространено мнение, что он использовал Розарий в работе по обращению альбигойцев, в Актах канонизации святого Доминика подчеркивается, что он часто молился простым гимном Ave Maris Stella . Розарий остается уникальной частью харизмы Ордена проповедников . [17]
Антоний Падуанский
[ редактировать ]Многие проповеди Антония Падуанского (1195–1231) о Деве Марии отражают его веру в различные учения Марии, которые были объявлены догмами спустя столетия после его смерти. Он размышлял об Успении Марии и, ссылаясь на 132-й псалом, утверждал, что Мария вознеслась на Небеса так же, как Иисус. [18] Он также поддержал свободу Марии от греха и ее непорочное зачатие . [19] [20] Учитывая, что Энтони был одним из наиболее образованных и красноречивых среди первых францисканцев , по его приказу он считался Доктором Церкви еще до того, как ему был присвоен этот титул в 1946 году.
Взгляды Антония Падуанского как Доктора Церкви сформировали мариологический подход большого числа францисканцев, которые следовали его подходу на протяжении столетий после его смерти. [21]
Екатерина Сиенская
[ редактировать ]Екатерина Сиенская , доминиканка третьего ордена, почти все свои более чем 300 писем начинала словами: «Во имя Иисуса Христа распятого и нежной Марии». Для Екатерины Воплощение — это начало искупления. [22] Город Сиена был посвящен Марии в 1260 году, и Екатерина впитала в себя окружающую его духовность. Она переняла обычай посвящать субботу Марии и рекомендовала молиться Малой канцелярии Пресвятой Богородицы .
Ее сочинения оказали влияние на богослова Шарля Журне . [23]
Реформация
[ редактировать ]Питер Канисиус
[ редактировать ]
Святой Петр Канисий (1521–1597), член Общества Иисуса , учил, что, хотя есть много дорог, ведущих к Иисусу Христу, почитание Марии является лучшим. Канисий пытался показать практическое обоснование преданности Марии и защищал ее от протестантских аргументов. Его непреходящим вкладом в эту «прикладную мариологию» являются три катехизиса, которые он опубликовал на латыни и немецком языке и которые получили широкое распространение и популярность в католических регионах. Под заголовком «молитва» он объясняет Аве Мария (Радуйся, Мария) как основу католического марианского благочестия. [24] Менее известны его Марианские книги, в которых он публиковал молитвы и созерцательные тексты.
Ему приписывают добавление к « Радуйся, Мария» фразы « Святая Мария, Богородица, молись о нас, грешных». Это предложение впервые появилось в его катехизисе 1555 года. [25] Одиннадцать лет спустя оно было включено в Катехизис Тридентского собора 1566 года.
«Петрус Канисиус обеспечил классическую защиту всей католической мариологии от протестантизма», как это оценил триста лет спустя ведущий католический богослов. [26]
Роберт Беллармин
[ редактировать ]ежедневно молился Розарием и Маленькой канцелярией, но при -иезуит Кардинал Роберт Беллармин этом он особенно предан Непорочному Зачатию. Папа Пий XII цитирует Беллармина в апостольской конституции Munificentissimus Deus 1950 года , провозглашающей догмат Успения. [27]
Франсис де Саль
[ редактировать ]Франсису де Сальсу было около двенадцати лет, когда он приехал в Париж, чтобы получить образование в иезуитском колледже Клермона, где он присоединился к Содалию Марии. Учение о непорочном зачатии, хотя в то время еще обсуждалось, было важным элементом иезуитской преданности Марии. В 1584 году личный религиозный кризис привел его в часовню Нотр-Дам-де-Бонн-Освобождение в доминиканской церкви Сен-Этьен-де-Гр , где он посвятил себя Пресвятой Богородице. [28]
В качестве ректора епископа Женевы де Саль занимался миссионерской работой в кальвинистском Шабле, недавно присоединенном к католической Савойе. Продвижение культа Марии было частью его евангелизационной деятельности. Будучи епископом, он воздвигал церкви ичасовни, посвященные Нотр-Даму. Многие из них были освящены в честь Непорочного Зачатия и Пресвятой Богородицы.Успение, тем самым придав этим доктринам выдающееся значение. [29]
В «Введении в благочестивую жизнь » де Саль рекомендовал преданность Марии, особенно вверение себя ее материнскому сердцу. В «Трактате о любви к Богу » он вслед за Дунсом Скотом утверждает, что быть предопределенным бытьБогородица Мария по особой привилегии была сохранена от первородного греха в момент своего зачатия. Это было сделано посредством превентивного применения к ней заслуг Христа и, таким образом, охранительного искупления. «Для него ответная любовьБога и человечества парадигмально обнаруживается в союзе сердец Марии и Иисуса». [28]
современная эпоха
[ редактировать ]Жан Эд
[ редактировать ]Жан Эд (1601–1680) частично находился под влиянием сочинений святого Франциска Сальского о совершенстве Сердца Марии как образца любви к Богу. [30] Он представил преданность Сердцам Иисуса и Марии и основал Общество Сердца Достославной Матери . Юд начал свое религиозное учение с Сердца Марии, а затем распространил его на Святое Сердце Иисуса. [31]
Праздник Святого Сердца Марии впервые отмечался в 1648 году, а праздник Святого Сердца Иисуса - в 1670 году. Месса и службы, соответствующие этим праздникам, были составлены Сен-Жаном Эдом в 1668 году.
Луи де Монфор
[ редактировать ]Луи де Монфор (1673–1716) был защитником мариологии от янсенизма ; его «Истинная преданность Марии» синтезировала многие сочинения более ранних святых. Подход Монфора к «полному посвящению Иисусу Христу через Марию» оказал сильное влияние на преданность Марии как в народном благочестии, так и в духовности религиозных институтов . Папа Иоанн Павел II процитировал Монфора в своем Апостольском послании Rosarium Virginis Mariae : «Поскольку Мария из всех творений наиболее соответствует Иисусу Христу, отсюда следует, что среди всех поклонений то, что больше всего посвящает и сообразует душу нашему Господу, — это преданность Марии. Его Святой Матери, и что чем больше душа посвящена Ей, тем больше она будет посвящена Иисусу Христу». [32]
книга Монфора «Тайна четок» Широко читаема также .
Альфонс Лигуори
[ редактировать ]
Мариология Альфонса Лигуори , преимущественно пасторальная по своему характеру, заново открывает, объединяет и защищает мариологию Августина и Амвросия и других отцов и представляет собой интеллектуальную защиту мариологии в восемнадцатом веке. [33] Лигуори продвигал учение о телесном Вознесении Марии на Небеса, утверждая, что Иисус не хотел бы, чтобы тело его матери развратилось во плоти, поскольку это было бы бесчестием, учитывая, что он сам был рожден от Девы, и, следовательно, Мария должна была были приняты на Небеса.
В «Славе Марии » Лигуори основывал свой анализ Марии как «Врат в Небеса» на утверждении святого Бернара: «Никто не может войти в Небеса, кроме как через Марию, как будто через дверь». Он также написал «Славься, Святая Королева: объяснение бальзама Регина» . [34]
Тереза Лизье
[ редактировать ]Говорят, что для Терезы Лизье «... людям было важнее подражать Марии, чем восхищаться ею. Она была откровенно нетерпима к проповедям, которые преувеличивали привилегии Пресвятой Девы – как будто Мария не ходила во тьме, котораяокутывает всю истинную веру». [35] Говоря о Марии, Тереза сказала: «Она больше Мать, чем Королева». [36]
Максимилиан Кольбе
[ редактировать ]
В 1915 году, еще учась в семинарии , святой Максимилиан Кольбе (1894–1941) и шесть других студентов основали движение Militia Immaculatae для пропаганды преданности Непорочному зачатию , частично опираясь на послания 1858 года Богоматери Лурдской . Кольбе подчеркнул обновление обетований, данных при крещении, путем полного посвящения Непорочной Непорочной, которую он считал наиболее совершенным средством достижения единства с Иисусом. [37] [38] Позже Кольбе основал монастырь Непорочного города и основал издание Militia Immaculatae (Рыцарь Непорочного). Усилия Кольбе по содействию посвящению Непорочной Девы Марии сделали его известным как « Апостол Посвящения Марии ». [39] [40]
См. также
[ редактировать ]- Римско-католическая мариология
- История римско-католической мариологии
- Мариология пап
- Марианские молитвы
Примечания
[ редактировать ]- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Джелли, Фредерик М., Мадонна: Мария в католической традиции , Wipf and Stock Publishers, 1 998 ISBN 9781579101954
- ^ Ириней, Книга V, 19,3.
- ^ «Невыразимый Бог» Папские энциклики в Интернете Проверено 7 декабря 2012 г.
- ^ «Католическая архиепархия Сиднея – Новости и события» . www.sydneycatholic.org . Проверено 17 августа 2018 г.
- ^ Гамберо, Луиджи. Мария и отцы церкви: Пресвятая Дева Мария в святоотеческой мысли , Ignatius Press, 1999. ISBN 9780898706864
- ^ Стегмюллер, О., Мариенкунде , Регенсбург, 1967, стр.455.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б «Мэри», Augnet. Архивировано 15 апреля 2016 г. в Wayback Machine.
- ^ О святом девстве 3.3.
- ^ Поле, Йозеф (1916). Мариология: Догматический трактат о Пресвятой Деве Марии, Богородице . Гердер. п. 173 .
Мариология святителя Кирилла Александрийского.
- ^ «Святой Кирилл Александрийский» . Католическое информационное агентство . Архивировано из оригинала 3 октября 2009 года . Проверено 17 августа 2018 г.
- ^ «Святой Бернар Клервоский» . www.ewtn.com . Проверено 17 августа 2018 г.
- ^ Дуиньян, Брайан. Средневековая философия , Издательская группа Rosen, 2011. ISBN 9781615301430
- ^ Хом. 2 выше «Он был послан», 17; Минь, PL, 1833, 70-б, в, г, 71-а. Цитируется в Докторе Меллифлюусе 31.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Гарбер, Ребекка ЛР, «Где тело?», МакИнерни, Мод Бернетт Хильдегард из Бингена , Рутледж, 2013 г. ISBN 9781134824465
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б «Аве Мария, о auctrix vite» . www.hildegard-society.org . Проверено 17 августа 2018 г.
- ^ «Хильдегарда Бингенская: Голос живого света - Католический мировой отчет» . www.catholicworldreport.com . Проверено 17 августа 2018 г.
- ^ «Нгома, Дамцио ОП, «Пропаганда Розария», доминиканцы Южной Африки» . Архивировано из оригинала 14 апреля 2016 г. Проверено 7 апреля 2016 г.
- ^ Хаффнер, Пол. Тайна Марии , 2004 г. ISBN 0-85244-650-0 страница
- ^ Хубер, Рафаэль Мария, Святой Антоний Падуанский: Доктор Вселенской церкви , 1948 г. ISBN 1-4367-1275-0 стр. 31
- ^ Хубер, Рафаэль М. «Мариология святого Антония Падуанского», в Studia Mariana 7, Труды Первого францисканского национального конгресса марианцев в знак признания догмы Успения, 8–11 октября 1950 г., Берлингтон, Висконсин.
- ^ Кляйнхенц, Кристофер. Средневековая Италия: Энциклопедия , Том. 1, 2003 г. ISBN 0-415-93930-5 стр. 40
- ^ Уайзман, Денис Винсент ОП, Глава 3: «Мария в жизни и мыслях Екатерины Сиенской», «Распятый Иисус и Нежная Мария» Марианские библиотечные исследования , ns27, 2005, статья 5, страницы 199-284
- ^ Буфер, Томас. «Мариология кардинала Журне (1891–1975) и ее влияние на некоторые судебные заявления Мариан», Марианские исследования: Том 54 (2003), статья 5.
- ^ Штрайхер, 95 245 267.
- ^ Катехизис Штрейхера, I, 12.
- ^ Шибен, католический справочник. Догматика, 1882, 478.
- ^ «Мунифисентиссимус Бог (1 ноября 1950 г.) | ПИУС XII» . w2.vatican.va Проверено 17 августа 2018 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б М., Райт, Венди (2004). «Святой Франциск де Саль (1567-1622) и зачатие Девы Марии» . Марианские исследования . 55 (1). ISSN 0464-9680 .
{{cite journal}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) - ^ Карни, Эдвард, Джон. Мариология святого Франциска Сальского , 1963 г.
- ^ Мерфи, Джон Ф., Непорочное сердце Мэри , 2007 г. ISBN 1-4067-3409-8 стр. 24
- ^ Де Монтзи, Чарльз. Жизнь достопочтенного Джона Юдеса , Cousens Press 2008, ISBN 1-4097-0537-4 стр. 215
- ^ «Rosarium Virginis Mariae на Святейшем Розарии (16 октября 2002 г.) | Иоанн Павел II» . w2.vatican.va . Проверено 17 августа 2018 г.
- ^ П. Хитц, Альфонс против. Лигуори, Мариенкунде, 1967 г. 130
- ^ Лигуори, Святой Альфонс (9 июня 1995 г.). Слава Святой Королеве!: Объяснение бальзама Регина . Книги ТАН. ISBN 9781505105872 .
- ^ «Ахерн, Патрик В., «Дело о святой Терезе как докторе церкви», журнал America Magazine , 28 августа 1993 г.» (PDF) . Архивировано из оригинала (PDF) 9 августа 2012 года . Проверено 8 апреля 2016 г.
- ^ «Письмо к 750-летию кармелитского наплечника» . www.carmelite.org . Проверено 17 августа 2018 г.
- ^ Расмуссен, Марта. Католическая церковь: первые 2000 лет , 2003 г. ISBN 0-89870-969-5 стр. 261
- ^ Энциклопедия католицизма Флинна, Фрэнка К. и Мелтона, Дж. Гордона, 2007 г. ISBN 0-8160-5455-X стр. 409-410.
- ^ Армстронг, Реджис Дж. и др. Францисканская традиция , 2010 г. ISBN 0-8146-3030-8 стр. 51
- ^ «Ополчение Непорочного» . ewtn.com.au. Архивировано из оригинала 6 июля 2011 г. Проверено 17 августа 2018 г.
Ссылки
[ редактировать ]- Михаэль Шмаус, Мариология, католическая догматика, Мюнхен, том V, 1955 г.
- К. Альгермиссен, Боес, Эгельхард, Феккес, Михаэль Шмаус, Лексикон Мариенкунде, Verlag Friedrich Puste, Регенсбург, 1967 г.
- Карни, Эдвард Джон. Мариология святого Франциска Сальского 1963 ASIN B0006CWCFS
- Петрус Канисиус (редактор Фридрих Штрейхер), Meditaciones seunatae in evangelicas lectiones, 1591,1593 (Фрибур, Швейцария, 1939,1955)
- Отто Штегмюллер, Петрус Канисиус, Мариенкунде, Регенсбург, 1967 г.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Гамберо, Луиджи. Мария и отцы церкви: Пресвятая Дева Мария в святоотеческой мысли , Ignatius Press, 1999. ISBN 9780898706864