Философия, теология и фундаментальная теория католического канонического права
Часть серии о |
Каноническое право Католическая церковь |
---|
Портал католицизма |
Философия , теология и фундаментальная теория католического канонического права — это области философской , богословской ( экклезиологической ) и юридической науки , которые касаются места канонического права в природе Католической Церкви как естественной и сверхъестественной сущности. . Философия и теология формируют концепции и самопонимание канонического права как закона как человеческой организации, так и сверхъестественного существа, поскольку католическая церковь считает, что Иисус Христос учредил церковь по прямому божественному повелению, в то время как фундаментальная теория канонического права это метадисциплина «тройных отношений между теологией, философией и каноническим правом». [1]
Философия канонического права
[ редактировать ]Выделяют тройной вид человеческого [позитивного] права: церковное или каноническое право, гражданское право и право народов . Каноническое право ( jus canonicum ) и гражданское право различаются между собой частично по природе происхождения, частично по характеру объекта и частично по характеру цели:
- Они различаются по происхождению: ибо происхождение гражданской власти — от Бога, творца природы; тогда как происхождение церковной власти от Бога, подателя сверхъестественной благодати.
- Они различаются по объекту: потому что каноническое право регулирует духовные и священные вопросы, а гражданское право регулирует мирские и политические вопросы.
- Они различаются по своей цели: ведь каноническое право прежде всего направлено на вечное счастье ( beitudo ) людей; Гражданское право, однако, нацелено на их временное счастье ( felicitas ). [2]
Аристотелевско-томистическая юриспруденция
[ редактировать ]Хотя каноническая теория права в целом следует принципам аристотелевско - томистической философии права , [3] Фома Аквинский никогда открыто не обсуждает место канонического права в своем «Трактате о праве». [4] (небольшой раздел его Summa Theologiæ ). Однако сам Фома Аквинский находился под влиянием канонического права; Четвертый пункт его знаменитого определения права, состоящего из четырех частей, — требование обнародования — взят у канонистов, а sed contra его статьи об обнародовании цитирует Грациана («Отца канонического права») как авторитетного источника. [5] По словам Рене А. Вормсера,
Служба Грациана в сборе и координации [sic.] массы канонического права имела неоценимую ценность; но человек, которому Церковь и каноническое право больше всего обязаны, - это св. Фома Аквинский ... И именно на основании тезиса св. Фомы Аквинского церковные юристы зашли так далеко, что заявили, что законы не имеют абсолютно никакой силы. что бы то ни было, если бы они не служили общему благу. [6]
Хотя термин «закон» ( lex ) никогда не определен явно в Кодексе 1983 года , [7] В Катехизисе Католической церкви цитируется Фома Аквинский , определяющий закон как «...постановление разума для общего блага, провозглашенное тем, кто отвечает за общество». [8] и переформулирует его как «...правило поведения, установленное компетентной властью ради общего блага». [9] Некоторые авторы, однако, оспаривают применимость томистского определения права ( lex ) к каноническому праву, утверждая, что его применение обеднит экклезиологию и исказит саму сверхъестественную цель канонического права. [10]
Церковное публичное право
[ редактировать ]С рождением всекомпетентного суверенного национального государства в XVII веке [11] которая претендовала на исключительную юрисдикцию над всеми своими гражданами, двойная или совместная юрисдикция Католической церкви и суверенного государства была интеллектуально и юридически оспорена. В новом правовом и политико-религиозном климате в период после протестантской Реформации вновь образованные суверенные государства Европы претендовали на большую юрисдикцию над областями права и юридической практики, которые традиционно находились под юрисдикцией церкви. [12] В этот постреформационный период политических перемен канонические юристы стремились защитить в рамках категорий публичного права право Католической церкви создавать и обеспечивать соблюдение законов . [13] Отсюда и название публичного церковного права .
Церковь – это не просто корпорация ( колледж ) или часть гражданского общества. Следовательно, ложна максима: « Церковь находится в государстве » или «Церковь находится под властью государства». Церковь по праву называется суверенным государством. Это доказывает Соглиа 13 в таких словах: « Согласно определению Пуфиендорфиуса, Государство есть соединение многих людей, которое содержится в управляемом людьми правительстве, которое присуще самому себе и не зависит ни от кого другого». Но по учреждению Христа Церковь есть соединение людей, которое осуществляется через людей, то есть через Петра и Апостолов, и их преемников, и управляется своей собственной властью и, следовательно, не зависящей ни от кого; Церковь – это государство ». [14]
Оправдание законных полномочий Католической Церкви теперь будет защищаться по принципу оправдания суверенным государством своих собственных юридических полномочий, а Католическая Церковь будет рассматриваться как совпадающая и дополняющая Communitas Perfecta в сфере сверхъестественной цели. человека к гражданскому суверенному государству в сфере естественной цели человека. [15]
Идеальное сообщество
[ редактировать ]Многие канонисты в годы, предшествовавшие Второму Ватиканскому собору , считали оправданием и основой для канонического права как истинной правовой системы то, что Католическая Церковь была основана Иисусом Христом как Communitas Perfecta и как таковая была настоящим человеческим обществом, которое имел право создавать человеческие законы.
Церковь — это суверенное государство, то есть совершенное и высшее общество, учрежденное нашим Господом с целью вести людей на небеса. Мы говорим: общество; а что такое общество? Если говорить вообще, то это ряд лиц, объединенных вместе, чтобы общими усилиями достичь какой-то общей цели. Мы говорим: идеально; потому что она самодостаточна и, следовательно, имеет в себе все средства, достаточные для достижения своей цели. Мы говорим «высшая», потому что она не подчиняется никакому другому обществу на земле. Как и любое общество, Церковь является внешней организацией. Ибо она состоит из людей, у которых есть тело так же, как и душа. Фактически, по воле своего божественного Основателя, она представляет собой сообщество, ассоциацию мужчин, управляемую мужчинами. Как и любая внешняя организация, Церковь должна управляться законами и правилами, которые позволят ей выполнить свою миссию и достичь своей цели. Цель и цель Церкви – поклонение Богу и спасение душ. Поэтому любое действие или бездействие со стороны ее членов, которое мешает ей выполнить свою миссию или достичь своей цели, и, следовательно, все, что противоречит установленным ею правилам относительно поклонения Богу и освящения ее детей, наказуемо ею. Ибо Бог, дав ей миссию, дал ей также средства или силу для ее выполнения. Следовательно, она может устанавливать и фактически установила законы и постановления, обязательные для ее членов. Если члены Церкви нарушают эти законы, они не только грешат против Бога, но также нарушают порядок, дисциплину, законы и правила, установленные Церковью. [16]
Фернандо делла Рокка утверждал, что это «фундаментальный принцип канонического права, который настаивает на праве Церкви как совершенного общества ». [Примечание 1] определять, особенно в области законодательства, пределы своей власти». [17] Даже Папа Бенедикт XV в своей апостольской конституции , провозгласившей 1917 года Кодекс канонического права , приписал законодательную власть церкви тому, что она была основана Иисусом Христом со всеми требованиями Communitas Perfecta . [18]
Богословие канонического права
[ редактировать ]В течение десятилетий после Второго Ватиканского Собора многие канонисты призывали к более теологической, а не философской концепции канонического права. [19] признание «тройной связи между теологией, философией и каноническим правом». [1]
Папа Бенедикт XVI в своем обращении 21 января 2012 года перед Римской Ротой учил, что канонические законы могут быть интерпретированы и полностью поняты только внутри Католической Церкви в свете ее миссии и экклезиологической структуры. [20]
Если бы кто-то был склонен отождествлять каноническое право с системой канонических законов, то понимание того, что является юридическим в Церкви, по существу состояло бы в понимании того, что устанавливают юридические тексты. На первый взгляд может показаться, что этот подход полностью сохраняет ценность человеческого права. Однако обеднение, к которому привела бы эта концепция, становится очевидным: с практическим забвением Естественного Закона и Божественного Положительного Закона , а также жизненной связи каждого Закона с общением и миссией Церкви, работой Толкователь лишается жизненного контакта с церковной реальностью. [20]
Некоторые авторы рассматривают каноническое право как богословское , а дисциплину канонического права как богословскую субдисциплину. [19] но монсеньор. Карлос Хосе Эррасурис утверждает, что «в определенном смысле все постсоборные канонические исследования демонстрируют богословскую озабоченность в самом широком смысле, то есть тенденцию более четко определять место юридического в тайне Церкви». [19]
Экклезиологическое вдохновение Кодекса 1983 года
[ редактировать ]Ввиду решения о реформировании существующего Кодекса 1983 года Второй Ватиканский Собор в декрете Optatam totius (§16) постановил, что «преподавание канонического права [...] должно учитывать тайну Церкви, согласно догматической конституции De Ecclesia ». [21]
Кодекс 1917 года был структурирован в соответствии с разделением римского права на «нормы, лица, вещи, процедуры, наказания», тогда как Кодексу 1983 года, в отличие от него, намеренно была придана гораздо более доктринально-теологическая структура. Иоанн Павел II так описал экклезиологическое вдохновение нового кодекса канонического права: [22]
Инструмент, которым является Кодекс , вполне соответствует природе Церкви , особенно так, как он предложен учением Второго Ватиканского Собора вообще и в частности его экклезиологическим учением. Действительно, в определенном смысле этот новый Кодекс можно понимать как огромную попытку перевести то же самое учение, то есть соборную экклезиологию, на канонический язык. Если же невозможно совершенно перевести на канонический язык соборный образ Церкви, тем не менее, в этом образе всегда следует находить, насколько возможно, ее существенный ориентир. [22]
1983 года Таким образом, Кодекс построен, насколько это возможно, в соответствии с «тайной Церкви», наиболее важные разделы — Книги II, III и IV — соответствующие munus regendi , munus Sancificandi и munus docendi (мунус досенди ). «миссии» управления, поклонения/освящения и обучения), которые, в свою очередь, вытекают из царской, священнической и пророческой ролей или функций Христа . [23]
Фундаментальная теория канонического права
[ редактировать ]Фундаментальная теория канонического права — это дисциплина, охватывающая основы канонического права в самой природе церкви. [24] Фундаментальная теория — это новая дисциплина, которая принимает за объект «существование и природу того, что является юридическим в Церкви Иисуса Христа ». [25] Дисциплина право стремится обеспечить теоретическую основу для сосуществования и взаимодополняемости канонического права и католической церкви , а также стремится опровергнуть «канонический антиюридизм» (убеждение, что церкви представляет собой противоречие в терминах; право и церковь что совершенно несовместимо) [26] различных еретических движений и протестантской Реформации. [27] с одной и с другой стороны, антиюридизм, вытекающий из убеждения, что любое право можно отождествить с законом государства; что для того, чтобы быть истинным законом, государство должно быть его создателем. [28] Дисциплина стремится лучше объяснить природу закона в церкви и участвует в богословских дискуссиях в постсоборном католицизме . [29] и стремится бороться с «постсоборным антиюридизмом». [30]
Примечания
[ редактировать ]- ↑ В контексте экклезиологического дискурса «идеальное общество ( societas perfecta )» и «идеальное сообщество ( communitas perfecta )» имеют одно и то же значение и используются как синонимы.
Ссылки
[ редактировать ]- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Ладислас Орси, «К богословской концепции канонического права» (опубликовано в журналах Джордан Хайт, TOR, и Дэниел Дж. Уорд, OSB, «Чтения, примеры, материалы по каноническому праву: Учебник для студентов-служителей, исправленное издание» (Колледжвилль, МН: Литургическая Пресса, 1990), стр. 11.
- ^ Баржилья, М., «Prælections Juris Canonici—Tomus Primus» (Париж: Berche et Tralin, Publishers, 1909), стр. 3.
- ^ CanonLaw.info, главная страница . По состоянию на 9 апреля 2016 г.
- ^ Дж. Будзишевский, Архитектура права согласно Фоме Аквинскому ; по состоянию на 14 марта 2016 г.
- ^ Blackfriars Summa Theologiæ Vol. 28, с. 16 [заметки Томаса Гилби ОП о Summa Ia-IIæ, q. 90, а. 4]
- ^ Рене А. Вормсер, История ЗАКОНА, стр. 187-188.
- ^ «Справочник по комплексному экзамену JCL I» . JGray.org . Архивировано из оригинала 10 мая 2023 года . Проверено 8 июня 2013 г.
- ^ Катехизис Католической Церкви §1976 , со ссылкой на Summa Theologiae I-II, 90, 4.
- ^ Катехизис Католической Церкви §1951
- ^ Экзегетический комментарий к Кодексу канонического права, Vol. Я, стр. 261-262 (комментарий к CIC 1983 года, Книга I, Раздел I)
- ^ Фергюсон и МакГенри, Федеральное правительство Америки , стр. 2
- ^ Эррасурис М., Фундаментальная теория , стр. 27-28.
- ^ Эррасурис М., Фундаментальная теория , стр. 43.
- ^ РЕД. С.Б. СМИТ, Д.Д., ЭЛЕМЕНТЫ ЦЕРКОВНОГО ЗАКОНА, 9-е издание (1895 г.), §185
- ^ Эррасурис М., Фундаментальная теория , стр. 42.
- ^ РЕД. С.Б. СМИТ, Д.Д., ЭЛЕМЕНТЫ ЦЕРКОВНОГО ПРАВА, ТОМ. III. ЦЕРКОВНЫЕ НАКАЗАНИЯ. ИЗДАНИЕ ВТОРОЕ, ПЕРЕСМОТРЕННОЕ. (Нью-Йорк: братья Бензигер, 1888 г.), §§1658-1659 (по состоянию на 31 января 2018 г.)
- ^ Делла Рокка, Руководство по каноническому праву , стр. 60.
- ^ Бенедикт XV, ап. константа Providentissima Mater Ecclesia , (найдено у Питерса [пер.], Кодекс канонического права 1917 года , стр. 21.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с Эррасурис, «Фундаментальная теория» , стр. 71
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Бенедикт XVI, 2012 Адрес Римской Роты :
- ↑ Optamata totius §16, по состоянию на 14 апреля 2016 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Священные дисциплинарные законы , по состоянию на 11 января 2013 г.
- ^ Конференция «КАНОНОВОЕ ПРАВО И КОММУНИО». Сочинения о конституционном праве Церкви», 1, 1, ат. "Дом" . Архивировано из оригинала 26 марта 2014 г. Проверено 26 марта 2014 г. .
- ^ Эррасурис М., Фундаментальная теория, 3
- ^ Эррасурис М., Фундаментальная теория, xvii.
- ^ Эррасурис М., Фундаментальная теория, 4-5.
- ^ Эррасурис М., Фундаментальная теория, 7, 20.
- ^ Эррасурис М., Фундаментальная теория, 26.
- ^ Эррасурис М., Фундаментальная теория, 59 и след.
- ^ Эррасурис М., Фундаментальная теория, 62.
Библиография
[ редактировать ]- Аквинский, Фома . «Св. Фома Аквинский: Summa Theologiæ, Том 28: Право и политическая теория (Ia2æ. 90-97); латинский текст. Английский перевод, введение, примечания, приложения и глоссарий [автора] Томаса Гилби OP», Blackfriars (Кембридж: Эйр) и Spottiswoode Limited, 1966).
- Айманс, Винфрид. Экклезиологические последствия нового законодательства (эссе опубликовано в журналах Джордан Хайт, TOR, и Дэниел Дж. Уорд, OSB, Чтения, дела, материалы по каноническому праву: Учебник для студентов-служителей, исправленное издание (Колледжвилл, Миннесота: The Liturgical Press, 1990) ).
- Баржилья, М., «Prælections Juris Canonici — Tomus Primus» (Париж: Berche et Tralin, Publishers, 1909).
- Бенедикт XVI, Папа Римский . Обращение Его Святейшества Бенедикта XVI по случаю открытия судебного года Трибунала Римской Роты , Клементина-Холл, 21 января 2012 г. https://w2.vatican.va/content/benedict-xvi/en/speeches/2012/ january/documents/hf_ben-xvi_spe_20120121_rota-romana.html По состоянию на 29 марта 2016 г.
- Капаррос, Эрнест. Экзегетический комментарий к Кодексу канонического права, том I: Подготовлено под руководством Института Мартина де Аспилкуэта, факультета канонического права, Университет Наварры (Чикаго, Иллинойс: Теологический форум Среднего Запада, 2004 г.) Под редакцией Анхеля Марсоа, Хорхе Мираса и Рафаэль Родригес-Оканья (англоязычное издание, главный редактор: Эрнест Капаррос; координатор обзора: Патрик Лаггес).
- Делла Рокка, Фернандо. Руководство по каноническому праву (Милуоки: The Bruce Publishing Company, 1959), перевод преподобного Ансельма Тэтчера, OSB
- Эррасурис М., Карлос Хосе. Справедливость в церкви: фундаментальная теория канонического права (Монреаль: Wilson & Lefleur Ltée, 2009), пер. Джин Грей в сотрудничестве с Майклом Данниганом.
- Фергюсон, Джон Х. и МакГенри, Дин Э. Американское федеральное правительство: третье издание (серия McGraw-Hil по политологии) (Нью-Йорк: McGraw-Hill Book Company, Inc., 1953).
- Орси, Ладислас. К богословской концепции канонического права (эссе опубликовано в журнале Джордан Хайт, TOR, и Дэниел Дж. Уорд, OSB, Чтения, дела, материалы по каноническому праву: Учебник для студентов-служителей, исправленное издание (Колледжвилл, Миннесота: The Liturgical Press, 1990).
- Питерс, доктор Эдвард Н., переводчик, Пио -Бенедиктинский кодекс канонического права 1917 года : в английском переводе с обширным научным аппаратом (Ignatius Press, 2001).
- Питерс, доктор Эдвард Н. , JD, JCD , Ref. Сиг. Ап., CanonLaw.info
- Вормсер, Рене А., История ЗАКОНА и людей, которые его создали — с древнейших времен до наших дней: исправленное и обновленное издание закона (Нью-Йорк: Саймон и Шустер, 1962).
- Катехизис Католической Церкви в Vatican.va