Код
Xeer (произносится ħeːr] ) — традиционная правовая система Сомали [ , Сомалиленда , Джибути , сомалийского региона и северо-восточной провинции Кении. Это одна из трех систем, в которых формальное право черпает свое вдохновение Сомали (остальные системы — гражданское право и исламское право) . [1] Считается, что он появился еще до ислама . Однако на него повлиял ислам: Хир включил в себя некоторые элементы исламской веры. [ нужны разъяснения ] В соответствии с этой системой старейшины , известные как xeer begti , выступают в качестве посредников судей- и помогают урегулировать судебные дела , принимая прецеденты и обычаи . во внимание [2] Xeer полицентричен в том смысле, что разные группы внутри сомалийского общества по-разному интерпретируют xeer.
Применение xeer
[ редактировать ]Сомалийское общество традиционно структурировано вокруг патриархальной клановой системы, которая подразделяется на субкланы , затем на родословные и, наконец, на магические группировки. Эти группы связаны либо семейными узами , либо контрактом . Xeer Правосудие обычно вращается вокруг последних групп, поскольку они самые маленькие. В этих группах каждый член несет ответственность за преступления другого и, соответственно, должен нести некоторую часть любого назначенного наказания . В рамках этой системы только жертва или ближайшие родственники жертвы могут возбудить уголовное дело в порядке посредничества. Если жертвой является мужчина, жалобу могут подать его отец, братья или дяди. Если жертвой является женщина, жалобы могут быть поданы мужчинами из ее семьи или мужчинами из семьи ее мужа. [3]
В xeer преступлениями являются нарушения прав собственности . Правосудие направлено в виде материальной компенсации потерпевшему. Если обвиняемый признан виновным, ему должна быть выплачена некоторая материальная компенсация . Если реституция не может быть предоставлена, возмездие , измеряемое в количестве домашнего скота (обычно здоровых верблюдиц ) , должно быть выплачено жертве или семье жертвы. не существует понятия тюремного заключения В рамках xeer . В некоторых случаях старейшины могут посоветовать, чтобы ни одна из сторон не добивалась возмещения ущерба или возмездия. Приговор приводится в исполнение семьей жертвы или всеми трудоспособными членами клана на территории, где приговор должен быть приведен в исполнение. [3]
Судьи Xeer состоят из глав больших семей . Главы этих семей выбираются за их знание закона и мудрости , но в остальном формального обучения не существует, и каждому судье разрешено формулировать свои собственные доктрины и правовые принципы . Заинтересованные стороны выбирают несколько судей для ведения каждого дела, причем это делегирование называется «эрго». [4] Число судей, участвующих в деле, обычно составляет около десяти, хотя может быть и два. [2]
В каждом случае целью является достижение консенсуса между сторонами. Арбитраж традиционно происходит под большим деревом, и посредники просят каждую сторону подчиниться решению судьи. В наше время залы для собраний . вместо сидения под деревом часто используются [2] Каждая сторона имеет право назначить представителя, который будет говорить от ее имени, в то время как записывающий орган громко повторяет любые важные моменты. Если факт оспаривается, его правдивость должна быть подтверждена показаниями трех свидетелей. Если это невозможно сделать, присягу необходимо принести . Если разбирательство станет жарким, председательствующий судья может объявить перерыв, во время которого обе стороны обсуждают вопросы, относящиеся к делу, в небольших неформальных группах. После принятия решения о медиации апелляцию , хотя все стороны должны с этим согласиться. можно подать [3]
Принципы ксира
[ редактировать ]Различные группы внутри сомалийского общества заключают устные соглашения друг с другом для определения закона xeer . [2] Несмотря на такой неформальный характер, существует ряд общепринятых принципов , соглашений и идей, которые составляют ксиер , называемые в совокупности « ксиси адкаадай ». Это:
- выплата мага коллективной группой (кланом, подкланом, родословной или магической группой), из которой происходит преступник, в качестве компенсации за преступления, связанные с убийством , телесным нападением , кражей , изнасилованием и клеветой , выплаченную жертве или семья жертвы;
- защита уязвимых или уважаемых членов общества, таких как пожилые люди, женщины, дети, поэты, гости и религиозные люди
- такие как выплата приданого невесте обязательства перед семьей ,
- права вдовца жениться на сестре умершей жены и наследование вдовы братом умершего
- наказания за побег
- а также разделение и использование природных ресурсов, таких как вода и земля. [4]
См. также
[ редактировать ]- Обычай ( Малайцы Архипелага )
- Англосаксонское право ( Англия )
- Гадаа ( Оромо )
- Аксакал ( Средняя Азия )
- Таможня ( Франция )
- Обычное право аборигенов ( Австралия )
- Обычное право
- Раннее германское право
- Раннее ирландское право ( Ирландия )
- Frith-borh
- Закон (Албания)
- Критархия
- Законы бретов и шотландцев ( Шотландия )
- Средневековые скандинавские законы
- Пуштунвали и Джирга ( пуштуны Пакистана и Афганистана )
- Смрити и Ачара ( Индия )
- Урф - арабский исламский термин, означающий общественные обычаи или знания.
- Влахское право ( румыны )
- Валлийский закон ( Уэльс )
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Всемирный справочник ЦРУ - Сомали» . 14 ноября 2022 г.
- ^ Jump up to: а б с д Юридические вопросы
- ^ Jump up to: а б с Сомали: правовая традиция, Никола Гладиц.
- ^ Jump up to: а б Войковска, Ева (декабрь 2006 г.). «Отправление правосудия: какой вклад могут внести неформальные системы правосудия» (PDF) . Проверено 23 февраля 2017 г.
Источники
[ редактировать ]- Абдиле, Махди (2012). Обычное разрешение споров в Сомали. Обзор африканских конфликтов и миростроительства , Том 2 , Номер 1: 87–110.
- Гладиц, Никола. Сомали: правовая традиция
- Ноттен, Майкл ван (2005). Закон Сомали: стабильная основа экономического развития на Африканском Роге .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Спенсер Хит МакКаллум (4 сентября 2007 г.). «Верховенство права без государства» . Мизес Ежедневно . Институт Мизеса.