Критархия
Из серии «Политика». |
Основные формы правления |
---|
Список стран по системе правления |
Политический портал |
Критархия , также называемая критократией , была системой правления библейских судей ( שופטים , шофтим ) в древнем Израиле , основанной Моисеем согласно Книге Исхода . [1] до установления единой монархии при Сауле . [2] [3]
Поскольку имя представляет собой соединение греческих слов κριτής , krites («судья») и ἄρχω , árkhō («править»), [4] его разговорное использование расширилось и теперь охватывает и правление судей в современном смысле этого слова. Чтобы противопоставить такое правило (современных) судей фактической форме Конституции Южно-Африканской Республики 1996 года , судья Альби Сакс термин «дикастократия» придумал для него от δικαστής («судья»), отвергнув термин «юристократия». [5] потому что это смесь латыни и греческого языка. [6] Слово «присяжные заседатели» использовалось и другими. [7]
Определения
[ редактировать ]В отличие от существующей системы
[ редактировать ]Сакс и другие отвергли идею о том, что Конституционный суд Южной Африки , в котором он заседал, был дикастократией; используя это название для обозначения того, чем, по их мнению, Суд не был. [8] конституции ЮАР Оно было использовано в решении суда 1996 года, который отклонил «горизонтальное» применение (между гражданами в отличие от «вертикального» применения между гражданами и правительством) Билля о правах и предупредил, что «горизонтальное» применение превратит республику в такая дикастократия. [9]
Другие аналогичным образом использовали это определение как обратное, чтобы обозначить то, чем, по их утверждению, не является их форма правления. Верховного суда США Судья Стэнли Форман Рид , последний инакомыслящий, которого убедили в решении по делу Браун против Совета по образованию, использовал критархию как название судебного активизма , с которым он первоначально не соглашался, спросив своего клерка (Джона Фассетта), кто спорил с указанием написать особое мнение, поддерживает ли он (Фассет) критархию. [10] [11] Фассетт не знал этого слова, и Рид посоветовал ему поискать его. [10] [11] Фассетт не смог найти его в нескольких словарях и, наконец, нашел его в Оксфордском словаре английского языка . [10] [11]
Фактический термин, который использовал Рид, был «критократия», и он описал ее как «правление судей». [12]
По словам ван Ноттена
[ редактировать ]Эта форма правления (в небиблейском смысле) характерна для Сомали , где правят судьи с полицентрической правовой традицией ксиер . [13] [14] [15] Определение, использованное Михаэлем ван Ноттеном (основанное на определении Франка ван Дуна [16] ) не является, строго говоря, правлением судей, поскольку судьи не являются формальным политическим классом, а скорее людьми, выбранными случайным образом для выполнения этой задачи ad hoc; Это, скорее, правовая и политическая система, ближайшим аналогом которой в других обществах является система, полностью основанная на обычном, а не на статутном праве. [17] Айитти назвал это «почти критархией». [18] Сам Ван Ноттен утверждает, что, за немногими исключениями, система правления, которую он называет критархией, «гармонична с концепцией естественного права » и «очень близка к тому, что в философии можно было бы назвать «естественным порядком существования людей»». [17]
Неортодоксальные мнения
[ редактировать ]По мнению либертарианского антрополога Спенсера МакКаллума , критархия представляет собой управление обществами без государства, [19] объясняя, что племенные правительства Сомали состоят из судов и полиции, работающих по совместительству. [20]
Потенциальные критархии
[ редактировать ]Многие ученые-юристы и комментаторы говорили о возможности перехода систем к форме критархии, рассматривая это в негативном свете. [21] Конкретным примером является Конституция Филиппин , которая допускает прямое решение Верховного суда в случае, если исполнительная власть совершит «серьезное злоупотребление» , которое не определено в законе. [22]
Исторические примеры
[ редактировать ]В Ирландии существовала система критархии с 5-го века до нашей эры до 5-го века нашей эры в соответствии с Законом Брегона , Брегоны были классом судей-друидов . [23] [24] [4] Система критархии также существовала в средневековой Ирландии до 13 века. [25] [4]
Исландское Содружество между 9 и 13 веками было названо критархией Дэвидом Д. Фридманом и Эйнаром Ольгейрссоном . [26] [27]
Сардинские средневековые королевства , также называемые Судьями, с 10 по 14 века. [28]
Во Фризии , в конце фризской свободы , в 16 веке существовала система критархии. [29] [4]
Союз исламских судов с 1994 по 2006 год в Сомали, следуя правовой системе xeer . [30]
В популярной культуре
[ редактировать ]- Вымышленный режим Mega-city One , в центре действия франшизы «Судья Дредд» , можно охарактеризовать как критархию. [31]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Исход 18: 13–26.
- ^ Зеттлер 1978 , с. 84.
- ^ Хеллвег 1993 , с. 71.
- ^ Jump up to: а б с д Айиттей 2006 , стр. 305.
- ^ Хиршль 2007 .
- ^ Корнелл и ван Марле, 2014 , с. 90.
- ^ Мартин 2005 , с. XVIII.
- ^ Бизос 2011 , стр. 905–906.
- ^ Джеффри 2010 , с. 49.
- ^ Jump up to: а б с Робертс и Страттон-младший, 1997 , с. 43.
- ^ Jump up to: а б с СКОТУС 1980 , с. 38.
- ^ Фассетт, Джон (лето 2004 г.). «Воспоминания клерков Верховного суда о деле Браун против Совета по образованию» . Обзор закона Святого Иоанна . 78 (3): 528 . Проверено 12 декабря 2023 г.
- ^ МакКаллум 1998 .
- ^ Макутчев 2020 .
- ^ Ван Ноттен 2003 .
- ^ ван Ноттен 2005 , с. 73.
- ^ Jump up to: а б Тобин 2014 , с. 73.
- ^ Айиттей 2006 , стр. 120–123.
- ^ МакКаллум (1998) : «Общество, организованное строго в соответствии с Xeer, технически является «критархией», в отличие от демократии, теократии, монархии, олигархии или другой формы политического правления. Этот термин, малоиспользуемый девятнадцатый век Слово, образованное из греческого языка, буквально означает «правление судей». Многие общества без гражданства были критархиями, включая хорошо известный пример ветхозаветных евреев во времена Судей. Предлагаемые свободные анклавы также будут критархиями, поскольку они будут основаны исключительно на принципах успешной современной торговли и традиционных традиций. Ксиер».
- ^ МакКаллум (1998) : «Но племенное правительство оставалось предпочтительным правительством для сомалийцев. По словам моих друзей, это коренное правительство, состоящее из полиции и судов, работающих по совместительству, эффективно в течение последних семи лет поддерживало мир в сельской местности».
- ^ Рэдлетт и Рэдлетт (2012) ; Хацистергос (2009) ; Мориссетт (1998) ; Вайнштейн (2004) , с. 101–102.
- ^ Ороса 2004 .
- ^ Горман 1913 .
- ^ ИК 2017 .
- ^ ван Ноттен 2005 , с. 187–196.
- ^ Фридман 1979 , с. 399–415.
- ^ Ольгейрссон 1971 , с. 44.
- ^ Узел 1965 .
- ^ ван Ноттен 2005 , с. 187-196.
- ^ Гарвардская школа богословия, 2016 .
- ^ Молчер (2017) ; Олсон (2020) ; 2000 г. № 2118; 2000 г., № 1744.
Справочная библиография
[ редактировать ]- Айитти, Джордж (2006). Учреждения коренных народов Африки: 2-е издание (2-е изд.). БРИЛЛ . ISBN 9789047440031 .
- Бизос, Джордж (2011). Одиссея к свободе . Случайный дом пингвинов в Южной Африке. ISBN 9781415203071 .
- Корнелл, Друзилла ; ван Марле, Карин (2014). Альби Сакс и трансформация в Южной Африке . ЦРК Пресс . ISBN 9781317819585 .
- Фридман, Дэвид Д. (март 1979 г.). «Частное создание и применение права: исторический случай» . Журнал юридических исследований . 8 (2): 399–415. дои : 10.1086/467615 . S2CID 59062557 . Проверено 12 февраля 2017 г.
- Горман, MJ (февраль 1913 г.). «Древние законы Брегона Ирландии» . Обзор права Пенсильванского университета . 61 (4) . Проверено 12 февраля 2017 г.
- Гарвардская школа богословия (2016). «Союз исламских судов» . Гарвардская школа богословия . Архивировано из оригинала 30 июля 2020 года . Проверено 30 сентября 2020 г.
- Хацистергос, Джон (июль 2009 г.). «Хартия прав или хартия неправ?» . Оригинальный обзор закона . 5 (3). Песчаник Академик Пресс : 85 . Проверено 1 октября 2021 г.
- Хеллвег, Пол (1993). «критархия». Книга интригующих слов Вордсворта . Отсылка к Вордсворту. Вордсворт. ISBN 9781853263125 .
- Хиршль, Ран (30 сентября 2007 г.). На пути к юристократии: истоки и последствия нового конституционализма . Издательство Гарвардского университета . ISBN 9780674025479 .
- «Ирландские законы Брегона намного опередили свое время» . Ирландский Централ . 14 июля 2016 года. Архивировано из оригинала 13 февраля 2017 года . Проверено 12 февраля 2017 г.
- Джеффри, Антея (2010). В погоне за радугой: переход Южной Африки от Манделы к Зуме . Южноафриканский институт расовых отношений . ISBN 9781869825829 .
- МакКаллум, Спенсер Хит (1 июня 1998 г.). «Мирное брожение в Сомали» . Фримен . Фонд экономического образования . Проверено 25 мая 2022 г. - через Независимый институт .
- Макутчев, Александр В. (2020). «Критархия как особая форма государства (на примере Сомали)» . Юридический журнал Самарского университета . 6 (4). Самарский национальный исследовательский университет : 17–25. дои : 10.18287/2542-047X-2020-6-4-17-25 . Проверено 27 сентября 2021 г.
- Мартин, Роберт И. (2005). Самая опасная отрасль: как Верховный суд Канады подорвал наш закон и нашу демократию . Издательство Университета Макгилла-Куина . ISBN 978-0773529175 – через Google Книги .
- Молчер, Майкл (10 марта 2017 г.). «Политика судьи Дредда» . policy.co.uk . Проверено 16 июня 2020 г.
- Мориссетт, Ив-Мари (1998). «Канада как постмодернистская критархия». Австралийский юридический журнал . 72 .
- Ольгейрссон, Эйнар [на исландском языке] (1971). От семьи к классу [ От семьи к классу ] (на шведском языке). Перевод Джонсона, Силла. Стокгольм: Пан.
- Олсон, Мэтью А. (5 июля 2020 г.). «Миростроительство: 36 типов правления (Часть 2)» . Чатойский писатель . Архивировано из оригинала 5 мая 2021 года . Проверено 5 мая 2021 г.
- Ороса, Теобен Джердан К. (2004). «Конституционная критархия под статьей о тяжких злоупотреблениях» . Юридический журнал Атенео . 49 (2). Архивировано из оригинала 27 сентября 2021 года . Проверено 27 сентября 2021 г.
- Рэдлетт, Сьюзен; Рэдлетт, Дэвид (17 сентября 2012 г.). «Ответ Комиссии на вторую консультацию по Биллю о правах» (PDF) . Проверено 27 сентября 2021 г.
- Робертс, Пол Крейг ; Страттон-младший, Лоуренс М. (1997). Новая цветная линия: как квоты и привилегии разрушают демократию . Издательство Регнери. ISBN 9780895264237 .
- Солми, А. (1965). Исторические исследования сардинских институтов в средние века [ Исторические исследования сардинских институтов в средние века ] (на итальянском языке). Кальяри: Сардинское историческое общество.
- «Памяти достопочтенного Стэнли Формана Рида». Слушания коллегии адвокатов и должностных лиц Верховного суда США . Верховный суд США . 1980.
- Тобин, Брендан (2014). Коренные народы, обычное право и права человека — почему важно жить по закону . Исследования Рутледжа в области права и устойчивого развития. Рутледж . ISBN 9781317697541 .
- ван Ноттен, Майкл (2003). «От национального государства к нации без гражданства: опыт Сомали» . Африка: Ежеквартальный журнал исследований и документации Итальянского института Африки и Востока . 58 (2). Итальянский институт Африки и Востока : 147–157. JSTOR 40761688 . Проверено 27 сентября 2021 г.
- ван Ноттен, Майкл (2005). «Приложение: Что такое Критархия? (Франк ван Дун)» . В МакКаллуме, Спенсер Хит (ред.). Закон Сомали: стабильная основа экономического развития на Африканском Роге . Красное Море Пресс. ISBN 9781569022504 . LCCN 2005018531 .
- Вайнштейн, Джек Б. (декабрь 2004 г.). «Каждый день — хороший день для судьи, чтобы отдать свою профессиональную жизнь ради правосудия» . Журнал городского права Фордхэма . 32 (1). Юридический факультет Университета Фордхэма : 101–138 . Проверено 3 декабря 2021 г.
- Зеттлер, Ховард Г. (1978). «критархия». -ологии и -измы: тематический словарь . Исследовательская компания Гейла . ISBN 9780810310148 .