Анархия
Из серии «Политика». |
Основные формы правления |
---|
Список стран по системе правления |
Политический портал |
Анархия – это форма общества без правителей . Как разновидность общества без государства , его обычно противопоставляют государствам , которые представляют собой централизованные образования, претендующие на монополию на насилие на постоянной территории . Помимо отсутствия правительства , это слово может более точно относиться к обществам, в которых отсутствует какая-либо форма власти или иерархии . , основные защитники анархии, рассматривают это явление положительно Хотя анархисты , оно рассматривается отрицательно сторонниками этатизма , которые рассматривают его с точки зрения социального беспорядка .
Слово «анархия» было впервые определено древнегреческой философией , которая понимала под ним коррумпированную форму прямой демократии , при которой большинство людей преследуют исключительно свои собственные интересы. Такое использование этого слова проникло в латынь в Средние века , до того, как концепции анархии и демократии были отделены друг от друга после Атлантических революций . В эпоху Просвещения философы начали смотреть на анархию с точки зрения « естественного состояния », мысленного эксперимента, используемого для оправдания различных форм иерархического правления. К концу 18 века некоторые философы начали выступать в защиту анархии, видя в ней предпочтительную альтернативу существующим формам тирании . Это заложило основы развития анархизма , который выступает за создание анархии посредством децентрализации и федерализма .
Определение [ править ]
Как концепция анархия обычно определяется тем, что она исключает. [1] Этимологически анархия происходит от греческого : αναρχία , латинизированного : анархия ; где «αν» («ан») означает «без», а «αρχία» («архия») означает «правитель». [2] Следовательно, анархия фундаментально определяется отсутствием правителей . [3]
Хотя анархия конкретно представляет собой общество без правителей, в более общем смысле она может относиться к обществу без государства . [4] или общество без правительства . [5] Таким образом, анархия определяется как прямая противоположность государству . [6] институт, претендующий на монополию на насилие на определенной территории . [7] Анархисты, такие как Эррико Малатеста, также более точно определяли анархию как общество без власти . [8] или иерархия . [9]
Анархию также часто определяют как синоним хаоса или социального беспорядка . [10] отражающее состояние природы , изображенное Томасом Гоббсом . [11] Согласно этому определению, анархия представляет собой не только отсутствие правительства, но и отсутствие управления . Эта связь анархии с хаосом обычно предполагает, что без правительства не существует средств управления и, следовательно, беспорядок является неизбежным результатом анархии. [12] Социолог Франсис Дюпюи-Дери описал хаос как «выродившуюся форму анархии», при которой отсутствует не только правители, но и какая-либо политическая организация. [13] Он противопоставляет «правление всех» в условиях анархии «правилу ничего» в условиях хаоса. [14]
С момента своего зарождения анархия использовалась как в положительном, так и в отрицательном смысле, описывая соответственно свободное общество без принуждения или состояние хаоса. [15]
разработка Концептуальная
Классическая философия [ править ]
Когда слово «анархия» ( греч . αναρχία , латинизированное : анархия ) было впервые определено в Древней Греции, оно изначально имело как положительный, так и отрицательный смысл, обозначая соответственно спонтанный порядок или хаос без правителей. Последнее определение было принято философом Платоном , критиковавшим афинскую демократию как «анархическую», и его учеником Аристотелем , который задавался вопросом, как предотвратить скатывание демократии в анархию. [16] Древнегреческая философия изначально понимала анархию как коррумпированную форму прямой демократии , хотя позже она стала восприниматься как отдельная форма политического режима, отличная от любого вида демократии. [17] Согласно традиционной концепции политических режимов, анархия возникает, когда власть принадлежит большинству людей, преследующих свои собственные интересы. [18]
Постклассическое развитие
В средние века слово «анархия» вошло в употребление на латыни, чтобы описать вечное существование христианского Бога . Позже оно восстановило свое первоначальное политическое определение, описывая общество без правительства. [15]
Христианские теологи пришли к выводу, что все люди по своей природе греховны и должны подчиниться всемогуществу высшей силы, а французский протестантский реформатор Жан Кальвин заявил, что даже худшая форма тирании предпочтительнее анархии. [19] Шотландский квакер Роберт Барклай также осудил «анархию» распутников, таких как Рантеры . [20] Напротив, радикальные протестанты , такие как диггеры, выступали за анархистские общества, основанные на общей собственности . [21] после попыток создать такое общество, Диггер Джерард Уинстенли стал выступать за авторитарную форму коммунизма Хотя . [22]
В 16 веке термин «анархия» впервые вошел в употребление в английском языке . [23] Оно использовалось для описания беспорядка, возникающего в результате отсутствия власти или противодействия ей, когда Джон Мильтон писал о «расходе/широкой анархии Хаоса» в «Потерянном раю » . [24] Первоначально использовавшиеся в качестве уничижительного описания демократии , эти два термина начали расходиться после Атлантических революций , когда демократия приобрела позитивный оттенок и была переопределена как форма выборного представительного правительства . [25]
Философия Просвещения [ править ]
Политические философы эпохи Просвещения противопоставляли государству то, что они называли « естественным состоянием », гипотетическим описанием безгосударственного общества, хотя и расходились во мнениях относительно его определения. [26] Томас Гоббс считал естественное состояние «кошмаром перманентной войны всех против всех». [27] Напротив, Джон Локк считал это гармоничным обществом, в котором люди жили «по разуму, без общего начальника». Они будут подчиняться только естественному праву , а в противном случае будут иметь «полную свободу управлять своими действиями». [28]
Изображая «естественное состояние» как свободное и равное общество, управляемое естественным законом, Локк проводил различие между обществом и государством. [29] Он утверждал, что без установленных законов такое общество будет по своей сути нестабильным, что сделает необходимым ограниченное правительство для защиты естественных прав людей . [30] Он также утверждал, что ограничение влияния государства было разумным, когда мирное сотрудничество без государства было возможным. [31] Его мысли о естественном состоянии и ограниченности правительства в конечном итоге послужили основой для классического либерального аргумента в пользу принципа невмешательства . [32]
Мысленный эксперимент Канта [ править ]
Иммануил Кант определил «анархию» с точки зрения «естественного состояния» как отсутствие правительства. Он обсуждал концепцию анархии, чтобы задаться вопросом, почему человечество должно оставить естественное состояние позади и вместо этого подчиниться « законному правительству ». [33] В отличие от Томаса Гоббса, который понимал естественное состояние как «войну всех против всех», существовавшую во всем мире, Кант считал ее лишь мысленным экспериментом . Кант считал, что человеческая природа побуждает людей не только искать общество , но и пытаться достичь более высокого иерархического статуса . [34]
Хотя Кант проводил различие между различными формами естественного состояния, противопоставляя «одиночную» форму «социальной», он считал, что не существует средств распределительной справедливости в таких обстоятельствах . Он считал, что без закона , судебной власти и средств обеспечения правопорядка опасность насилия будет постоянной, поскольку каждый человек может только сам судить о том, что правильно, без какой-либо формы арбитража. Таким образом, он пришел к выводу, что человеческое общество должно покинуть естественное состояние и подчиниться власти государства. [35] Кант утверждал, что угроза насилия побуждает людей из-за необходимости сохранить собственную безопасность выйти из естественного состояния и подчиниться государству. [36] Основываясь на своем « гипотетическом императиве », он утверждал, что если люди хотят обеспечить свою безопасность, им следует избегать анархии. [37] Но он также утверждал, согласно своему « категорическому императиву это не только разумно, но также моральное и политическое обязательство . », что избегать анархии и подчиняться государству — [38] Таким образом, Кант пришел к выводу, что даже если люди не желают выходить из анархии, они должны соблюдать универсальные законы. [39]
Защита состояния природы [ править ]
Напротив, работа Эдмунда Бёрка 1756 года «Защита естественного общества » приводила доводы в пользу анархического общества в защиту естественного состояния. [40] Берк настаивал на том, что разум — это все, что необходимо для управления обществом, и что «искусственные законы» несут ответственность за все социальные конфликты и неравенство, что заставило его осудить церковь и государство. [41] Антиэтатистские аргументы Бёрка предшествовали работам классических анархистов и непосредственно вдохновили политическую философию Уильяма Годвина . [42]
В своей книге «Политическая справедливость » 1793 года Годвин предложил создать более справедливое и свободное общество путем отмены правительства, заключив, что порядка можно достичь посредством анархии. [43] Хотя он стал известен как отец-основатель анархизма, [44] Сам Годвин чаще всего употреблял слово «анархия» в его негативном определении. [45] опасаясь, что немедленный роспуск правительства без какого-либо предварительного политического развития приведет к беспорядкам. [46] Годвин считал, что анархию лучше всего можно реализовать посредством постепенной эволюции, культивирования разума посредством образования, а не посредством внезапной и насильственной революции. [47] Но он также считал временную анархию предпочтительнее длительного деспотизма , заявляя, что анархия имеет искаженное сходство с «истинной свободой». [45] и в конечном итоге может уступить место «лучшей форме человеческого общества». [46]
Эта позитивная концепция анархии вскоре была подхвачена другими политическими философами. В своей работе 1792 года «Пределы действий государства » Вильгельм фон Гумбольдт пришел к выводу, что анархическое общество, которое он задумал как сообщество, построенное на добровольных контрактах между образованными людьми, «бесконечно предпочтительнее любых государственных механизмов». [48] Французский политический философ Донатьен Альфонс Франсуа в своем романе 1797 года «Жюльетта» задался вопросом, какая форма правления лучше. [49] Он утверждал, что именно страсть, а не закон движет человеческое общество вперед, и в заключение призвал к отмене закона и возвращению к естественному состоянию путем принятия анархии. [50] В заключение он заявил, что анархия является лучшей формой политического режима, поскольку именно закон порождает тиранию и анархическую революцию, способную свергнуть плохие правительства. [51] После Американской революции предположил, что общество без гражданства может привести к большему счастью человечества , Томас Джефферсон и ему приписали принцип «лучшее правительство, которое управляет меньше всего». Политическая философия Джефферсона позже вдохновила развитие индивидуалистического анархизма в Соединенных Штатах , когда современные правые либертарианцы предлагали использовать частную собственность для гарантии анархии. [52]
Анархическая мысль [ править ]
Proudhon[editПрудон
Пьер-Жозеф Прудон был первым человеком, назвавшим себя анархистом, принявшим этот ярлык, чтобы спровоцировать тех, кто воспринимал анархию как беспорядок. [53] Прудон был одним из первых, кто использовал слово «анархия» ( по-французски : anarchie ) в положительном смысле, обозначая свободное общество без правительства. [54] Для Прудона, поскольку анархия не допускала принуждения, ее можно было определить как синоним свободы . [55] Выступая против монархии , он утверждал, что « Республика — это положительная анархия [...] именно свобода является МАТЬЮ, а не дочерью порядка. [54] Признавая общепринятое определение анархии как беспорядка, Прудон утверждал, что на самом деле истинными причинами социальных беспорядков являются авторитарное правительство и неравенство в богатстве. [56] Противопоставляя это анархии, которую он определял как отсутствие правителей, [57] Прудон заявил, что «так же, как человек ищет справедливости в равенстве, общество ищет порядка в анархии». [58] Прудон основывал свою аргументацию в пользу анархии на своей концепции справедливого и морального естественного состояния. [59]
Прудон постулировал федерализм как организационную форму, а мутуализм как экономическую форму, которая, по его мнению, приведет к конечной цели — анархии. [60] В своей работе 1863 года «Федеральный принцип » Прудон развил свой взгляд на анархию как на «правление каждого человека сам по себе», используя английский термин «самоуправление» как его синоним. [61] По мнению Прудона, при анархии «все граждане правят и управляют» посредством непосредственного участия в принятии решений. [62] Он предположил, что этого можно достичь посредством системы федерализма и децентрализации . [63] в котором каждое сообщество является самоуправляемым, и любое делегирование полномочий по принятию решений подлежит немедленному отзыву . [62] Он также призвал к тому, чтобы экономика была поставлена под индустриальную демократию , которая упразднит частную собственность . [64] Прудон считал, что все это в конечном итоге приведет к анархии, поскольку индивидуальные и коллективные интересы совпадут и будет достигнут спонтанный порядок . [65]
Таким образом, Прудон стал известен как «отец анархии» в анархическом движении, возникшем из либертарианской социалистической фракции Международной ассоциации рабочих (IWA). [66] До создания IWA в 1864 году не существовало анархистского движения, а были только отдельные люди и группы, которые считали анархию своей конечной целью. [67]
Бакунин [ править ]
Одним из самых ярких учеников Прудона был русский революционер Михаил Бакунин , который перенял его критику частной собственности и правительства, а также его взгляды на желательность анархии. [68] Во время революций 1848 года Бакунин писал о своих надеждах разжечь революционный переворот в Российской империи , написав немецкому поэту Георгу Гервегу : «Я не боюсь анархии, но желаю ее всем сердцем». Хотя он по-прежнему использовал негативное определение анархии как беспорядка, он, тем не менее, видел необходимость «чего-то иного: страсти, жизни и нового мира, беззаконного и тем самым свободного». [69]
Бакунин популяризировал термин «анархия». [70] используя как его отрицательные, так и положительные определения, [71] чтобы соответственно описать беспорядочное разрушение революции и построение нового социального порядка в послереволюционном обществе. [72] Бакунин предполагал создание «Интернационального Братства», которое могло бы провести людей через «гущу народной анархии» в социальной революции . [73] Вступив в ИВА, в 1869 году, Бакунин составил программу такого Братства, в которой придал слову «анархия» более позитивный оттенок: [74]
Мы не боимся анархии, мы призываем к ней. Ибо мы убеждены, что анархия, то есть неограниченное проявление освобожденной жизни народа, должна возникнуть из свободы, равенства, нового социального порядка и силы самой революции, направленной против реакции. Нет сомнения, что эта новая жизнь — народная революция — в свое время организуется, но свою революционную организацию она создаст снизу вверх, от окружности к центру, в соответствии с принципом свободы, а не извне. сверху вниз или от центра к окружности в порядке всякой власти. Для нас мало имеет значение, будет ли эта власть называться Церковью , Монархией , конституционным государством , буржуазной республикой или даже революционной диктатурой . Мы одинаково ненавидим и отвергаем их всех как неизменные источники эксплуатации и деспотизма.
См. также [ править ]
Ссылки [ править ]
- ^ Белл 2020 , с. 310.
- ^ Дюпюи-Дери 2010 , с. 13; Маршалл 2008 , с. 3.
- ^ Chartier & Van Schoelandt 2020 , с. 1; Дюпюи-Дери 2010 , с. 13; Маршалл 2008 , с. 19–20; Маккей 2018 , с. 118–119.
- ^ Chartier & Van Schoelandt 2020 , с. 1; Дюпюи-Дери 2010 , стр. 14–15.
- ^ Маршалл 2008 , с. 3; Моррис 2020 , с. 40; Сенсен 2020 , с. 99.
- ^ Амстер 2018 , с. 15; Белл 2020 , с. 310; Беттке и Кандела 2020 , с. 226; Моррис 2020 , стр. 39–42; Сенсен 2020 , с. 99.
- ^ Белл 2020 , с. 310; Беттке и Кандела 2020 , с. 226; Моррис 2020 , стр. 43–45.
- ^ Маршалл 2008 , с. 42; Маклафлин 2007 , с. 12.
- ^ Амстер 2018 , с. 23.
- ^ Белл 2020 , с. 309; Беттке и Кандела 2020 , с. 226; Chartier & Van Schoelandt 2020 , с. 1.
- ^ Беттке и Кандела 2020 , с. 226; Моррис 2020 , стр. 39–40; Сенсен 2020 , с. 99.
- ^ Беттке и Кандела 2020 , с. 226.
- ^ Дюпюи-Дери 2010 , стр. 16–17.
- ^ Дюпюи-Дери 2010 , стр. 17–18.
- ^ Jump up to: а б Маршалл 2008 , с. 3.
- ^ Маршалл 2008 , с. 66.
- ^ Дюпюи-Дери 2010 , с. 9.
- ^ Дюпюи-Дери 2010 , с. 11.
- ^ Маршалл 2008 , с. 74.
- ^ Маршалл 2008 , стр. 106–107.
- ^ Маршалл 2008 , стр. 98–100.
- ^ Маршалл 2008 , с. 100.
- ^ Дэвис 2019 , стр. 59–60; Маршалл 2008 , с. 487.
- ^ Маршалл 2008 , с. 487.
- ^ Дэвис 2019 , стр. 59–60.
- ^ Моррис 2020 , стр. 39–40.
- ^ Маршалл 2008 , с. х; Сенсен 2020 , стр. 99–100.
- ^ Маршалл 2008 , с. х.
- ^ Маршалл 2008 , стр. 13–14.
- ^ Маршалл 2008 , стр. 13–14, 129.
- ^ Chartier & Van Schoelandt 2020 , с. 3.
- ^ Маршалл 2008 , с. 14.
- ^ Сенсен 2020 , с. 99.
- ^ Сенсен 2020 , стр. 99–100.
- ^ Сенсен 2020 , с. 100.
- ^ Сенсен 2020 , стр. 100–101.
- ^ Сенсен 2020 , с. 101.
- ^ Сенсен 2020 , стр. 101–102.
- ^ Сенсен 2020 , стр. 107–109.
- ^ Маршалл 2008 , с. 133.
- ^ Маршалл 2008 , стр. 133–134.
- ^ Маршалл 2008 , с. 134.
- ^ Маршалл 2008 , с. 206; Маклафлин 2007 , стр. 117–118.
- ^ Маршалл 2008 , с. 488.
- ^ Jump up to: а б Маршалл 2008 , стр. 214, 488.
- ^ Jump up to: а б Маршалл 2008 , с. 214.
- ^ Маклафлин 2007 , с. 132.
- ^ Маршалл 2008 , стр. 154–155.
- ^ Маршалл 2008 , с. 146.
- ^ Маршалл 2008 , стр. 146–147.
- ^ Маршалл 2008 , с. 147.
- ^ Маршалл 2008 , с. 497.
- ^ Маршалл 2008 , с. 234.
- ^ Jump up to: а б Причард 2019 , с. 71.
- ^ Причард 2019 , с. 84.
- ^ Маршалл 2008 , с. 239.
- ^ Маршалл 2008 , стр. 5, 239; Маккей, 2018 г. , стр. 118–119; Маклафлин 2007 , с. 137.
- ^ Маршалл 2008 , стр. 5, 239; Маклафлин 2007 , с. 137.
- ^ Маршалл 2008 , с. 39.
- ^ Маршалл 2008 , с. 7.
- ^ Маршалл 2008 , стр. 252, 254.
- ^ Jump up to: а б Маккей 2018 , с. 120.
- ^ Маршалл 2008 , с. 252; Маккей 2018 , с. 120.
- ^ Маккей 2018 , стр. 120–121.
- ^ Маршалл 2008 , стр. 254–255.
- ^ Маршалл 2008 , стр. 235–236.
- ^ Грэм 2019 , с. 326.
- ^ Маршалл 2008 , стр. 269–270.
- ^ Маршалл 2008 , с. 271.
- ^ Маршалл 2008 , с. 5.
- ^ Маршалл 2008 , с. 265.
- ^ Грэм 2019 , с. 330; Маршалл 2008 , стр. 5, 285, 306.
- ^ Грэм 2019 , с. 330.
- ^ Маршалл 2008 , стр. 281–282.
Библиография [ править ]
- Амстер, Рэндалл (2018). «Антииерархия». У Фрэнкса, Бенджамин; Джун, Натан; Уильямс, Леонард (ред.). Анархизм: концептуальный подход . Рутледж . стр. 15–27. ISBN 978-1-138-92565-6 . LCCN 2017044519 .
- Белл, Том В. (2020). «Прогноз анархии». В Шартье, Гэри; Ван Шоландт, Чад (ред.). Справочник Рутледжа по анархии и анархической мысли . Нью-Йорк : Рутледж . стр. 309–324. дои : 10.4324/9781315185255-22 . ISBN 9781315185255 . S2CID 228898569 .
- Беттке, Питер Дж.; Кандела, Розолино А. (2020). «Позитивная политическая экономия аналитического анархизма». В Шартье, Гэри; Ван Шоландт, Чад (ред.). Справочник Рутледжа по анархии и анархической мысли . Нью-Йорк : Рутледж . стр. 222–234. дои : 10.4324/9781315185255-15 . ISBN 9781315185255 . S2CID 228898569 .
- Чартье, Гэри; Ван Шеландт, Чад (2020). "Введение". В Шартье, Гэри; Ван Шоландт, Чад (ред.). Справочник Рутледжа по анархии и анархической мысли . Нью-Йорк : Рутледж . стр. 1–12. дои : 10.4324/9781315185255 . ISBN 9781315185255 . S2CID 228898569 .
- Дэвис, Лоуренс (2019). «Человек и сообщество». В Адамсе, Мэтью С.; Леви, Карл (ред.). Справочник Пэлгрейва по анархизму . Лондон: Пэлгрейв Макмиллан. стр. 47–70. дои : 10.1007/978-3-319-75620-2_3 . ISBN 978-3319756196 . S2CID 158605651 .
- Дюпюи-Дери, Франсис (2010). «Анархия в политической философии». В июне Натан Дж.; Уол, Шейн (ред.). Новые взгляды на анархизм . Роуман и Литтлфилд . стр. 9–24. ISBN 978-0-7391-3240-1 . LCCN 2009015304 .
- Грэм, Роберт (2019). «Анархизм и Первый Интернационал». В Адамсе, Мэтью С.; Леви, Карл (ред.). Справочник Пэлгрейва по анархизму . Лондон: Пэлгрейв Макмиллан. стр. 325–342. дои : 10.1007/978-3-319-75620-2_19 . ISBN 978-3319756196 . S2CID 158605651 .
- Маршалл, Питер Х. (2008) [1992]. Требуя невозможного: история анархизма . Лондон : Харпер Многолетник . ISBN 978-0-00-686245-1 . OCLC 218212571 .
- Маккей, Иэн (2018). «Организация». У Фрэнкса, Бенджамин; Джун, Натан; Уильямс, Леонард (ред.). Анархизм: концептуальный подход . Рутледж . стр. 115–128. ISBN 978-1-138-92565-6 . LCCN 2017044519 .
- Маклафлин, Пол (2007). Анархизм и власть: философское введение в классический анархизм . Олдершот: Издательство Ashgate . ISBN 978-0-7546-6196-2 . LCCN 2007007973 .
- Моррис, Кристофер В. (2020). «О различии между государством и анархией». В Шартье, Гэри; Ван Шоландт, Чад (ред.). Справочник Рутледжа по анархии и анархической мысли . Нью-Йорк : Рутледж . стр. 39–52. дои : 10.4324/9781315185255-3 . ISBN 9781315185255 . S2CID 228898569 .
- Причард, Алекс (2019). "Свобода". В Адамсе, Мэтью С.; Леви, Карл (ред.). Справочник Пэлгрейва по анархизму . Лондон: Пэлгрейв Макмиллан. стр. 71–89. дои : 10.1007/978-3-319-75620-2_4 . hdl : 10871/32538 . ISBN 978-3319756196 . S2CID 158605651 .
- Сенсен, Оливер (2020). «Кант об анархии». В Шартье, Гэри; Ван Шоландт, Чад (ред.). Справочник Рутледжа по анархии и анархической мысли . Нью-Йорк : Рутледж . стр. 99–111. дои : 10.4324/9781315185255-7 . ISBN 9781315185255 . S2CID 228898569 .
Дальнейшее чтение [ править ]
- Кроу, Джонатан (2020). «Анархия и закон». В Шартье, Гэри; Ван Шоландт, Чад (ред.). Справочник Рутледжа по анархии и анархической мысли . Нью-Йорк : Рутледж . стр. 281–294. дои : 10.4324/9781315185255-20 . ISBN 9781315185255 . S2CID 228898569 .
- Габай, Клайв (2010). «Что анархисты когда-либо делали для нас? Анархия, децентрализация и автономия во время протестов против ВТО в Сиэтле». В июне Натан Дж.; Уол, Шейн (ред.). Новые взгляды на анархизм . Роуман и Литтлфилд . стр. 121–132. ISBN 978-0-7391-3240-1 . LCCN 2009015304 .
- Гордон, Ури (2010). «Власть и анархия: In/равенство + In/видимость в автономной политике». В июне Натан Дж.; Уол, Шейн (ред.). Новые взгляды на анархизм . Роуман и Литтлфилд . стр. 39–66. ISBN 978-0-7391-3240-1 . LCCN 2009015304 .
- Хиршлейфер, Джек (1995). «Анархия и ее распад» (PDF) . Журнал политической экономии . 103 (1): 26–52. дои : 10.1086/261974 . ISSN 1537-534X . S2CID 154997658 .
- Хьюмер, Майкл (2020). «Правильная анархия: капиталистическая или социалистическая?». В Шартье, Гэри; Ван Шоландт, Чад (ред.). Справочник Рутледжа по анархии и анархической мысли . Нью-Йорк : Рутледж . стр. 342–359. дои : 10.4324/9781315185255-24 . ISBN 9781315185255 . S2CID 228898569 .
- Леви, Карл (2019). «Анархизм и космополитизм» (PDF) . В Адамсе, Мэтью С.; Леви, Карл (ред.). Справочник Пэлгрейва по анархизму . Лондон: Пэлгрейв Макмиллан. стр. 125–148. дои : 10.1007/978-3-319-75620-2_7 . ISBN 978-3319756196 . S2CID 158605651 .
- Маклафлин, Пол (2020). «Анархизм, анархисты и анархия». В Шартье, Гэри; Ван Шоландт, Чад (ред.). Справочник Рутледжа по анархии и анархической мысли . Нью-Йорк : Рутледж . стр. 15–27. дои : 10.4324/9781315185255-1 . ISBN 9781315185255 . S2CID 228898569 .
- Пауэлл, Бенджамин; Стрингхэм, Эдвард П. (2009). «Общественный выбор и экономический анализ анархии: обзор» (PDF) . Общественный выбор . 140 (3–4): 503–538. дои : 10.1007/s11127-009-9407-1 . ISSN 1573-7101 . S2CID 189842170 .
- Ньюман, Сол (2019). «Постанархизм». В Адамсе, Мэтью С.; Леви, Карл (ред.). Справочник Пэлгрейва по анархизму . Лондон: Пэлгрейв Макмиллан. стр. 293–304. дои : 10.1007/978-3-319-75620-2_17 . ISBN 978-3319756196 . S2CID 158605651 .
- Шеннон, Дерик (2018). «Экономика». У Фрэнкса, Бенджамин; Джун, Натан; Уильямс, Леонард (ред.). Анархизм: концептуальный подход . Рутледж . стр. 142–154. ISBN 978-1-138-92565-6 . LCCN 2017044519 .
- Шанц, Джефф; Уильямс, Дана М. (2013). Анархия и общество: размышления об анархической социологии . Брилл . дои : 10.1163/9789004252998 . ISBN 978-90-04-21496-5 . LCCN 2013033844 .
- Тэмблин, Натан (30 апреля 2019 г.). «Точка соприкосновения права и анархизма» . Обзор права Ливерпуля . 40 (1): 65–78. дои : 10.1007/s10991-019-09223-1 . hdl : 10871/36939 . S2CID 155131683 .
- Тейлор, Майкл (1982). Сообщество, анархия и свобода . Издательство Кембриджского университета . ISBN 0-521-24621-0 . LCCN 82-1173 .
- Вертер, Митчелл (2010). «Анархизм другого человека». В июне Натан Дж.; Уол, Шейн (ред.). Новые взгляды на анархизм . Роуман и Литтлфилд . стр. 67–84. ISBN 978-0-7391-3240-1 . LCCN 2009015304 .