Анархизм в Боливии
Часть серии о |
Анархизм |
---|
Анархизм в Боливии имеет относительно короткую, но богатую историю, насчитывающую более ста лет и в первую очередь связанную с синдикализмом , крестьянством и различными социальными движениями. Его расцвет пришелся на первые десятилетия 20-го века, между 1910 и 1930 годами, но ряд современных движений все еще существует.
История [ править ]
Первым зарегистрированным анархистским движением в Боливии был Unión Obrera Primero de Mayo в 1906 году в небольшом южном городке Туписа . Организация редактировала газету La Aurora Social . Другими современными либертарианскими изданиями были Verbo Rojo , El Proletario и La Federación , издававшиеся в городах Потоси , Кочабамба и Санта-Крус-де-ла-Сьерра соответственно. Несколько мелких профсоюзов объединились, чтобы сформировать Местную Федерацию Обрера (FOL) в 1908 году, а в 1912 году — Международную Федерацию Обрера (FOI). Они приняли красно-черный флаг анархо -синдикализма . В городе Ла-Пас FOL вела периодическое издание Luz y Verdad , а FOI издавала Defensa Obrera , которая начала кампанию за восьмичасовой рабочий день . В 1918 году FOI была переименована в Federación Obrera del Trabajo (FOT), которая идеологически двигалась в сторону марксизма . [1]
В 1920-е годы присутствие анархизма в рабочем движении достигло своего апогея: анархисты участвовали в борьбе боливийских горняков. Многие забастовки, например, в Хуануни в 1919 году, начинались с требования восьмичасового рабочего дня. Анархо-синдикалистская организация FOL, позже связанная с международной конфедерацией Asociación Continental Americana de Trabajadores , издавала еженедельную газету La Humanidad . В Ла-Пасе действовали многочисленные анархистские движения, такие как Centrocultural Obrero , Centro Obrero Libertario , Grupo Libertario «Rendición» , Sembrando Ideas , Brazo y Cerebro и группа La Torcha (основанная в 1923 году) под руководством Луиса Кусиканки, Хасинто Сентеллас и Домитила Пареха. Другими группами в других частях страны были Centro Obrero Internacional в Оруро , Escuela Ferrer i Guardia в Сукре и газета Tierra y Libertad . [2]
Женщины играли заметную роль в анархо-синдикалистском движении. В 1927 году был основан Женский Синдикат Официос Вариос . Также в 1927 году была основана Federación Obrera Femenina , отделение FOL и слияние нескольких других женских союзов. Среди женщин-анархисток-активисток были Каталина Мендоса, Петронила Инфантес и Сусана Рада. Во время Третьего национального рабочего конгресса в 1926 году боливийские коммунисты предложили профсоюзным организациям присоединиться к Третьему Интернационалу , идея, которая была отвергнута анархо-синдикалистами. ФОЛ также присутствовал в аграрном крестьянстве, организовав Департаментскую аграрную федерацию (FAD), которая позже исчезла из-за интенсивных правительственных репрессий. [3] [4]
В боливийском анархо-синдикализме было большое количество иностранных активистов, многие из которых покинули свои страны из-за политических преследований. Среди них были некий Фурнаракис, активист Аргентинской региональной федерации рабочих (FORA), отправленный в изгнание, Армандо Тревиньо, чилийский сапожник, принадлежавший к организации «Промышленные рабочие мира» , перуанцы Франсиско Гамарра и Паулино Агилар, а также испанец Николас Мантилья и Антонио Гарсиа Барон, последний из которых приехал в страну в 1950-х годах. [1] [2]
В 1930 году при поддержке аргентинской ФОРА была основана Региональная Боливийская Конфедерация Обрера . Организация, просуществовавшая всего два года, издавала «Протесту» . В 1930-е годы в Туписе возникла группа «Идеарио» . Он опубликовал La Voz del Campo . К этому моменту анархистское движение находилось в упадке, столкнувшись с растущими преследованиями со стороны правительства. Война в Чако также вызвала множество проблем. Позже анархо-синдикалистские профсоюзы оказались вынуждены присоединиться к Боливийскому рабочему центру , чтобы выжить. Некоторые анархисты пытались повлиять на КБО изнутри, в том числе «Либер Форти». В 1946 году было образовано Núcleo de Capacitación Sindical Libertario . В отличие от своей материнской организации FOL, Federacion Obrera Femenina пережила межвоенный период , просуществовав до 1964 года. [1]
Испанский анархист-экспроприатор , печально известный грабитель банков и фальсификатор Лусио Уртубия участвовал в планировании похищения Клауса Барби мясника , « Лионского », бывшего нацистского немецкого офицера и военного преступника, который после бегства в Боливию с помощью ЦРУ помог правительство борется с коммунистическими партизанами, а затем способствовало государственному перевороту в 1980 году. В 1950-х годах Антонио Гарсиа Барон описала (1921–2008), которого BBC как последний выживший член Колонны Дуррути , анархистского ополчения во время гражданской войны в Испании. и бывший узник концлагеря Маутхаузен-Гузен , переехал в Боливию со своей женой Ирмой. Там он основал самопровозглашенное анархистское сообщество глубоко в джунглях Сан-Буэнавентуры . [5]
Современный [ править ]
В современный период анархизм пережил небольшой ренессанс в Боливии. Существует несколько групп, в первую очередь Mujeres Creando , анархо-феминистский коллектив. Организация участвует в ряде работ по борьбе с бедностью, включая распространение пропаганды , уличные театры и прямые действия . Группа была основана Марией Галиндо , Моникой Мендосой и Хульетой Паредес в 1992 году, и в ее состав входят две единственные активистки-лесбиянки в Боливии . Он издает Mujer Pública , выпускает еженедельную радиопередачу и содержит культурное кафе Virgen de los deseos . В 2001 году Мухерес Креандо привлекли международное внимание из-за их предполагаемого участия в вооруженной оккупации Боливийского агентства по банковскому надзору.
Другие группы и коллективы включают Grupo de Apoyo a los Movimientos Sociale в Кочабамбе, Combate La Paz и El Alto , Acción Anarquista Quepus im Sucre, Quilombo Libertario e Infrarrojo в Санта-Крусе и Colectivo Libertario Gritos в Тарихе . существует анархистское студенческое движение С 2005 года в южном регионе Гран-Чако — Autonomía Frente Universitario . Анархистские газеты и журналы для фанатов включают Contraataque , Insusión и Oveja Negra . [6]
Black Bridge International, несуществующая «децентрализованная анархистская сеть взаимопомощи », имела местную группу в Боливии. В 2003 году дочерний коллектив в Нью-Йорке снял документальный фильм «Черный мост» под названием « Боливия зовет ».
и Латинской Америке . В Боливии действует Неофициальная анархистская федерация (ФАИ), повстанческая анархистская организация, имеющая ячейки по всей Европе 30 мая 2012 г. четверо молодых людей были арестованы в связи с взрывом динамита в военной казарме и взрывом автосалона. Ответственность за оба нападения взяла на себя ФАИ. [7]
Ссылки [ править ]
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Капеллетти, Ангел (1990). Анархизм в Латинской Америке (на испанском языке). Каракас : Библиотека Аякучо. стр. 94–98. ISBN 980-276-116-8 .
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Гильермо, Лора; Уайтхед, Лоуренс (1977). История боливийского рабочего движения, 1848-1971 гг . Кембридж : Издательство Кембриджского университета. стр. 151–153. ISBN 052-110-021-6 .
- ^ Лем, Сулема; Ривера, Сильвия (1988). Либертарианские ремесленники и трудовая этика (на испанском языке). Ла-Пас : Семинар устной истории Анд.
- ^ Уэббер, Джеффри Р. (2011). Красный Октябрь: борьба левых коренных народов в современной Боливии (на испанском языке). Лейден : Брилл. стр. 49–50 . ISBN 978-160-846-258-2 .
- ^ Дэниелс, Альфонсо (8 июля 2008 г.). «Встреча с последним анархистом Испании» . www.news.bbc.co.uk/ . Би-би-си . Проверено 31 августа 2014 г.
- ^ Баррет, Дэниел (2011). Крамольное пробуждение анархии (на испанском языке). Каракас : Книги Анарреса. ISBN 978-987-152-312-2 .
- ^ Кастельон-младший (30 мая 2012 г.). «Четверо молодых людей арестованы за нападение на банкомат» . Ла Разон (на испанском языке). Мир . Архивировано из оригинала 4 сентября 2014 года.
Дальнейшее чтение [ править ]
- де Лафоркад, Жоффруа (2020). «Аборигенность, гендер и сопротивление: критика и современность боливийского анархизма в историческом воображении Сильвии Ривера Кусиканки». Анархистские исследования . 28 (2): 19–53. дои : 10.3898/AS.28.2.02 . ISSN 0967-3393 . S2CID 225179207 . ПроКвест 2489034063 .
- Маргаруччи, Иванна (2023). « Отечество, в котором стоит жить»: анархизм, гражданство и нация в Боливии, 1900–1941». Нации и национализм . 29 (1): 191–208. дои : 10.1111/nana.12895 . ISSN 1469-8129 .
- Маргаруччи, Иванна (июнь 2023 г.). «Una Historia Sin Fronteras. Difusión Y Recepción Del Anarquismo, Чили-Боливия, 1904–1923: ИСТОРИЯ БЕЗ ГРАНИЦ. РАСПРОСТРАНЕНИЕ И РЕЦЕПЦИЯ АНАРХИЗМА, ЧИЛИ-БОЛИВИЯ, 1904–1923» . Записные книжки истории (на испанском языке). 58 : 255–281. дои : 10.5354/0719-1243.2023.70978 . ISSN 0716-1832 . EBSCO Хост 164882171 .