Jump to content

Анархо-пацифизм

Анархо-пацифизм , также называемый анархистским пацифизмом и пацифистским анархизмом , — это анархистская школа мысли , которая выступает за использование мирных, ненасильственных форм сопротивления в борьбе за социальные изменения . [1] [2] Анархо-пацифизм отвергает принцип насилия , который рассматривается как форма власти и, следовательно, противоречит ключевым анархистским идеалам, таким как отказ от иерархии и доминирования. [2] [3] Многие анархо-пацифисты также являются христианскими анархистами , отвергающими войну и применение насилия. [4]

Анархо-пацифисты не отвергают использование ненасильственных революционных действий против капитализма и государства с целью создания мирного волюнтаристского общества. [1] [5] Основным влиянием на раннем этапе была философия Генри Дэвида Торо и Льва Толстого , а позже идеи Махатмы Ганди приобрели значение. [1] [2] Анархо-пацифистские движения в основном возникли в Нидерландах, России, Великобритании и США до и во время Второй мировой войны . [2]

История [ править ]

Генри Дэвид Торо

Генри Дэвид Торо (1817–1862) оказал большое влияние на индивидуалистическую анархистскую мысль в Соединенных Штатах и ​​Европе. Эссе Торо « Гражданское неповиновение » ( Сопротивление гражданскому правительству ) было названо оказавшим влияние на Льва Толстого , Мартина Бубера , Махатму Ганди и Мартина Лютера Кинга-младшего из -за его пропаганды ненасильственного сопротивления . [1] По мнению Британского союза «Клятвы мира», это также стало главным прецедентом анархо-пацифизма. [1] Сам Торо не был сторонником пацифизма и не отвергал использование вооруженного восстания. Он продемонстрировал это своей безоговорочной поддержкой Джона Брауна и других насильственных аболиционистов. [6] Браун написал: «Вопрос не в оружии, а в духе, с которым вы его используете». [7]

В 1840-х годах американский аболиционист и сторонник непротивления Генри Кларк Райт и его английский последователь Джозеф Баркер отвергли идею правительств и выступили за форму пацифистского индивидуалистического анархизма . [8] В какой-то момент главным сторонником анархо-пацифизма стал христианский анархизм . Толстовское движение в России было первым крупным анархо-пацифистским движением.

Сломанная винтовка и Круг-А

Насилие всегда вызывало споры в анархизме. В то время как многие анархисты в девятнадцатом веке занимались насильственной пропагандой этого дела , анархо-пацифисты прямо выступали против насилия как средства перемен. Толстой утверждал, что анархизм должен быть ненасильственным, поскольку по определению он является оппозицией принуждению и силе, и что, поскольку государство по своей сути является жестоким, значимый пацифизм также должен быть анархическим. Фердинанд Домела Ньювенхейс также сыграл важную роль в установлении пацифистского направления в анархистском движении. [2] Во Франции антимилитаризм сильно проявился в индивидуалистических анархистских кругах, поскольку Эмиль Арманд основал «Антимилитаристскую лигу» в декабре 1902 года вместе с другими анархистами Жоржем Ивето , Анри Бейли , Параф-Жавалем , Альбертом Либертадом и Эмилем Жанвионом . должна Антимилитаристская лига была стать французским отделением Международной антимилитаристской ассоциации (МАА), основанной в Амстердаме в 1904 году. [9]

Философия Толстого была названа главным источником вдохновения Мохандасом Ганди , лидером независимости Индии и пацифистом, который называл себя анархистом. «Идеи Ганди были популяризированы на Западе в таких книгах, как « Ричарда Грегга » Сила ненасилия (1935) и » Барта де Лигта ( «Завоевание насилия 1937). Последняя особенно важна для анархистов, поскольку, как и сам человек, Де Лигт специально обращался к тем, кто жаждет революции. «Чем больше насилия, тем меньше революции», — заявил он. Он также связал принцип ненасилия Ганди с прагматическими ненасильственными прямыми действиями синдикалистов (« Всеобщая забастовка» является выражением полного отказа от сотрудничества) . рабочими, хотя следует добавить, что большинство синдикалистов считали, что революцию должны защищать вооруженные рабочие.)» [1] «Покорение насилия» Кропоткина отсылает к «Покорению хлеба» . [10]

Барт де Лигт , влиятельный голландский анархо-пацифист, автор теоретической работы «Покорение насилия».

Как глобальное движение, анархистский пацифизм возник незадолго до Второй мировой войны в Нидерландах , Великобритании и США и активно присутствовал в последующих кампаниях за ядерное разоружение . Американский писатель Дуайт Макдональд поддерживал анархо-пацифистские взгляды в 1940-х годах и использовал политику своего журнала для продвижения этих идей. [11] По мнению Эндрю Корнелла: «Многие молодые анархисты этого периода отошли от предыдущих поколений, приняв пацифизм и посвятив больше энергии продвижению авангардной культуры, подготавливая при этом почву для поколения битников . Редакторы анархистского журнала Retort , для Например, выпустил том сочинений участников сопротивления призыву во время Второй мировой войны, заключенных в тюрьму в Дэнбери, штат Коннектикут, и при этом регулярно публиковал стихи и прозу таких писателей, как Кеннет Рексрот и Норман Мейлер . С 1940-х по 1960-е годы тогда было радикальное пацифистское движение в Соединенных Штатах. Штаты укрывали как социал-демократов, так и анархистов, в то время как само анархистское движение, казалось, было на последнем издыхании». [10] [12] Ведущим британским анархо-пацифистом был Алекс Комфорт , который считал себя «агрессивным антимилитаристом» и считал, что пацифизм опирается «исключительно на историческую теорию анархизма». [13] [14] Он был активным членом CND . [15]

Среди работ Комфорта по анархизму - «Мир и неповиновение» (1946), одна из многих брошюр, которые он написал для «Новости мира» и « Союз клятв мира» , а также «Власть и преступность в современном государстве» (1950). [13] Он обменялся публичной перепиской с Джорджем Оруэллом, защищая пацифизм в открытом письме/стихотворении «Письмо американскому гостю» под псевдонимом «Обадия Хорнбрук». [16]

В 1950-х и 1960-х годах анархо-пацифизм «начал объединяться: твердолобые анархисты добавляли к этой смеси свою критику государства, а мягкомыслящие пацифисты – свою критику насилия». [1] В контексте появления « Новых левых» и Движения за гражданские права «несколько тем, теорий, действий, явно либертарианских, начали выходить на передний план и получили интеллектуальное выражение американского анархо-пацифиста Пола Гудмана ». [1]

Дороти Дэй , американская христианская анархистка и анархо-пацифистка.

Среди других известных анархо-пацифистских исторических деятелей — Аммон Хеннаси , Дороти Дэй и Жан-Поль Сартр , хотя последний лишь в течение короткого периода между 1939 и 1940 годами. [17] Дороти Дэй (8 ноября 1897 — 29 ноября 1980) — американская журналистка, общественная активистка и набожная католичка ; она защищала католическую экономическую теорию дистрибутизма . Ее также считали анархисткой . [18] [19] [20] и без колебаний использовал этот термин. [21] В 1930-х годах Дэй тесно сотрудничал с коллегой-активистом Питером Морином над созданием Католического рабочего движения, ненасильственного пацифистского движения, которое продолжает сочетать прямую помощь бедным и бездомным с ненасильственными прямыми действиями в их пользу. Вопрос о канонизации Дэя открыт в Католической церкви . Аммон Хеннаси (24 июля 1893 — 14 января 1970) — американский пацифист , христианский анархист, вегетарианец , общественный деятель, член Католического рабочего движения и шаткий человек . Он основал « Дом гостеприимства Джо Хилла » в Солт-Лейк-Сити, штат Юта, и практиковал налоговое сопротивление. Шарль-Огюст Бонтан был плодовитым автором, главным образом, в анархистской, свободомыслящей , пацифистской и натуристской прессе того времени. [22] Его взгляд на анархизм был основан на его концепции «социального индивидуализма», о которой он много писал. [22] Он защищал анархистскую точку зрения, которая заключалась в «коллективизме вещей и индивидуализме личностей». [23] Жерар де Лаказ-Дютье — французский писатель, искусствовед, пацифист и анархист . Лаказ-Дютье, художественный критик символистского обзорного журнала La Plume , находился под влиянием Оскара Уайльда , Ницше и Макса Штирнера . » (1906) Его книга «Идеал человека в искусстве помогла основать движение «Аристократия» – движение, защищающее жизнь на службе искусства. [24] Его идеалом был антиэлитарный эстетизм: «Все люди должны быть художниками». [25] Жан-Рене Сольер (также Рене Сольер) ( Бордо , 6 сентября 1911 — 2 января 1999) — французский анархо-пацифист, анархист-индивидуалист. [26] и свободомыслящий писатель и активист, выступавший под псевдонимом Андре Арру . [27] [28] [29] В конце 1950-х годов он основал в рамках Федерации свободных мыслителей Буш-дю-Рон Группу Франсиско Феррера . [30] а в 1959 году он вступает в Союз пацифистов Франции (Союз пацифистов Франции). [30] С 1968 по 1982 год Арру вместе с членами группы Франсиско Феррера издавал « La Libre Pensée des Bouches du Rhône» .

Анархистский протест, демонстрирующий анархистскую и пацифистскую символику.

« Движение за новое общество (МНС), национальная сеть феминистских радикальных пацифистских коллективов, существовавшая с 1971 по 1988 год», [10] иногда называют анархистом, [12] хотя они себя таковыми не называли. [31] По мнению Эндрю Корнелла, «МНС популяризировало принятие решений на основе консенсуса, представило активистам в Соединенных Штатах метод организации «представительского совета» и было ведущим сторонником различных практик – общественной жизни, отказа от репрессивного поведения, создания предприятий, находящихся в совместной собственности – которые теперь часто подпадают под категорию « префигуративной политики ». [10] Лидер МНБ Джордж Лейки заявил, что «анархисты претендуют на меня, но я всегда немного удивляюсь, когда они это делают, потому что мне нравится социал-демократия в том виде, в котором она развита в Норвегии». Лейки поддерживал избирательную политику , включая переизбрание Барака Обамы президентом США. [32]

Мысль [ править ]

По мнению авторов Anarchist FAQ , «привлекательность пацифизма для анархистов очевидна. Насилие является авторитарным и принудительным, и поэтому его использование действительно противоречит анархистским принципам... (Эррико) Малатеста выражается еще более откровенно, когда пишет, что « Главной опорой анархизма является устранение насилия из человеческих отношений». [33]

Анархистский антивоенный протест в Вашингтоне, округ Колумбия

Анархо-пацифисты склонны рассматривать государство как «организованное насилие», и поэтому они видят, что «поэтому было бы логично, чтобы анархисты отвергли любое насилие». [1] Анархо-пацифизм критикует разделение между средствами и целями. «Средства… не должны просто согласовываться с целями; этот принцип, хотя и предпочтительнее принципа «цель оправдывает средства», основан на вводящей в заблуждение дихотомии. Средства — это цели, никогда не просто инструментальные, но всегда выражающие ценности; цель-творящая или цель-в-созидании». [1]

Анархо-пацифистская критика капитализма была представлена ​​Бартом де Лигтом в его книге «Покорение насилия» . Анархистский FAQ сообщает, что «все анархисты согласились бы с де Лигтом в том, что, если использовать название одной из глав его книги, об «абсурдности буржуазного пацифизма». Для де Лигта и всех анархистов насилие присуще капиталистической системе и любая попытка сделать капитализм пацифистским обречена на провал, потому что, с одной стороны, война часто представляет собой просто экономическое соревнование, осуществляемое другими средствами, когда страны сталкиваются с экономическим кризисом, чего они не могут добиться в экономике. борьбу они пытаются добиться посредством конфликта. С другой стороны, «насилие необходимо в современном обществе... [потому что] без него правящий класс был бы совершенно неспособен сохранять свое привилегированное положение по отношению к эксплуатируемым массам в каждой стране. Армия используется в первую очередь для угнетения рабочих... когда они становятся недовольными» [Барт де Лигт, Указ. соч., стр. 62]. для анархо-пацифистов последовательный пацифист должен быть анархистом, точно так же, как последовательный анархист должен быть пацифистом». [33]

Лев Толстой

Основным компонентом анархо-пацифистской стратегии является гражданское неповиновение , пропагандируемое одним из первых мыслителей-анархистов Генри Дэвидом Торо в одноименном эссе 1849 года (хотя Торо решительно поддерживал права на оружие и самооборону). [1] Лев Толстой находился под этим влиянием и видел, что «великим оружием подрыва (а не свержения) государства является отказ отдельных лиц сотрудничать с ним и подчиняться его аморальным требованиям». [1] Также актуальны концепции пассивного и активного сопротивления, разработанные позднее Мохандасом Ганди . [1]

По мнению историка-анархиста Джорджа Вудкока , «современные анархисты-пацифисты... имеют тенденцию концентрировать свое внимание в основном на создании либертарианских сообществ – особенно фермерских сообществ – внутри нынешнего общества, как своего рода мирной версии пропаганды делом . Они разделяют , однако, по вопросу о действии». [2] Анархо-пацифисты могут даже принять «принцип сопротивления и даже революционного действия ( ненасильственной революции ) при условии, что он не влечет за собой насилие, которое они рассматривают как форму власти и, следовательно, неанархистскую по своей природе. Это изменение отношения привело к тому, что анархисты-пацифисты склониться в сторону анархо-синдикалистов , поскольку концепция последних о всеобщей забастовке как великом революционном оружии апеллировала к тем пацифистам, которые признавали необходимость фундаментальных социальных изменений, но не хотели ставить под угрозу свой идеал, используя негативные (т.е. , жестокий) означает». [2]

Идеологическое разногласие [ править ]

Сходство символов анархизма и мира

Анархо-пацифизм часто ассоциируется с различными формами религиозного анархизма, такими как толстовский христианский анархизм и буддийский анархизм. Примечательно, что христианский анархизм уделяет особое внимание благословению Иисусом Христом миротворцев и учениям, включающим ненасильственное сопротивление. [34] Что касается анархических характеристик христианства, греческий писатель Александр Христояннопулос утверждает, что концепция государства должна быть отвергнута христианами из-за присущего ей противоречия учениям религии. [4] Следуя определению государства, данному Максом Вебером в его эссе Politik als Beruf 1921 года , Христояннопулос утверждает, что государство основано на монополии на использование насильственной силы для обеспечения соблюдения закона и порядка и, следовательно, находится в прямом противоречии с фундаментальное учение Иисуса Христа. [4] [35] Размышляя о последствиях этих противоречивых отношений, Христояннопулос ссылается на толстовскую идею о том, что сила, используемая системой правосудия для обеспечения соблюдения результатов судебных разбирательств, также противоречит учению христианства. [4] Эйлмер Мод (друг, биограф и переводчик Льва Толстого ) заявляет, что христианство предполагает анархизм, поскольку оно требует «отмены всего обязательного законодательства, судов, полиции и тюрем, а также всякого насильственного ограничения человека человеком». [4] [36] Благодаря религиозным взглядам Толстого в сочетании с его сторонниками полного демонтажа государства и его аппарата в пользу создания волюнтаристского общества , он считается видным зачинщиком христианского анархизма. [5] [4]

Анархо-пацифизм часто сочетается с социалистической критикой капитализма в отношении экономического класса . [5] Утверждается, что анархо-пацифистский идеал мирного бесклассового общества несовместим с конкурентной природой капитализма , которая в конечном итоге может привести к насильственному конфликту. [5] Анархо-пацифисты часто осуждают предполагаемую тенденцию капиталистической экономической системы к увековечению систематического насилия в формах эксплуатации, иерархии политической и экономической власти, а также лишения собственности. [37] Однако социалистическая критика капитализма, которая часто появляется внутри движения, не означает, что анархо-пацифизм по своей сути является социальным анархизмом . [5] Анархистские школы мысли в целом можно отличить друг от друга по взглядам на два ключевых элемента, а именно: революционные методы и экономическую организацию. [2] Анархо-пацифизм отличается от социального анархизма тем, что отвергает использование насильственных революционных методов для достижения социальных изменений и отмены государства. [5]

нерелигиозные или даже антирелигиозные Появились тенденции, такие как французская индивидуалистическая анархическая анархо-пацифистская тенденция, примером которой являются авторы и активисты, такие как Шарль-Огюст Бонтан , Андре Арру и Жерар де Лаказ-Дютье, которые присоединились к атеизму и свободомыслию . Анархо -панк -группа Crass полемизировала с вариантом анархо-пацифизма, в то же время явно отвергая все религии, особенно символы истеблишментского христианского богословия . [38] Противодействие применению насилия не запрещает анархо-пацифистам принимать принцип сопротивления или даже революционного действия, при условии, что оно не приводит к насилию. Именно их одобрение таких форм оппозиции власти побудило некоторых анархо-пацифистов поддержать анархо-синдикалистскую концепцию всеобщей забастовки как великого революционного оружия. [2]

См. также [ править ]

Ссылки [ править ]

  1. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и ж г час я дж к л м Остергаард, Джеффри (1982). Сопротивление национальному государству: пацифистские и анархистские традиции . Лондон: Союз «Клятвы мира». ISBN  978-0-902680-35-7 .
  2. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и ж г час я Вудкок, Джордж (1962). Анархизм: история либертарианских идей и движений . Книги о пингвинах. ISBN  978-0-14-016821-1 .
  3. ^ Уильямс, Дана (24 августа 2017 г.). «Современные анархисты и анархические движения». Социологический компас . 12 (6): e12582. дои : 10.1111/soc4.12582 .
  4. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и ж Христояннопулос, Александр (2010). «Христианская анархическая критика насилия: от подставления другой щеки к неприятию государства» . В Кинге, Стивене; Салзани, Карло; Стейли, Оуэн (ред.). Право, мораль и политика: глобальные перспективы насилия и государства . Оксфордшир: Междисциплинарная пресса. стр. 19–26. ISBN  978-1-84888-041-2 .
  5. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и ж Атак, Иэн (2005). Этика мира и войны . Эдинбург: Издательство Эдинбургского университета. ISBN  978-0-7486-2245-0 .
  6. ^ «Джеймс Марк Шилдс, «Удлиняющаяся тень Торо: пацифизм и наследие «гражданского неповиновения»», веб-сайт Университета Бакнелла» (PDF) .
  7. ^ Мейер, Майкл (1980). «Спасение Торо Джона Брауна из истории». Исследования американского Возрождения : 301–316. JSTOR   30228175 .
  8. ^ Брок, Питер , Пацифизм в Европе до 1914 года , Принстон, Нью-Джерси: Princeton University Press, 1972, ISBN   0691046085 (стр. 395-6).
  9. ^ Миллер, Пол Б. (2002). От революционеров к гражданам: антимилитаризм во Франции, 1870–1914 гг . Издательство Университета Дьюка. п. 38. ISBN  0-8223-8058-7 .
  10. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д Корнелл, Эндрю (2009). «Анархизм и движение за новое общество: прямое действие и префигуративное сообщество в 1970-х и 80-х годах» . Перспективы анархической теории . Архивировано из оригинала 18 мая 2013 года.
  11. ^ Уолд, Алан М. Нью-йоркские интеллектуалы: взлет и упадок антисталинистских левых сил с 1930-х по 1980-е годы . Пресс-книги UNC, 1987 г. ISBN   0807841692 , (стр. 210).
  12. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Дэвид Гребер . «ВОЗРОЖДЕНИЕ АНАРХИЗМА В СЕВЕРНОЙ АМЕРИКЕ, 1957–2007» . ХАОЛ, № 21 (Инвьерно, 2010), 123–131.
  13. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Рейнер, Клэр (28 марта 2000 г.). «Новости: Некрологи: Алекс Комфорт» . Хранитель . Лондон . Проверено 23 августа 2008 г.
  14. ^ Для обсуждения политических взглядов Комфорта см. « Требование невозможного: история анархизма» (1992) Питера Маршалла и «Анархистские семена под снегом » (2006) Дэвида Гудвея .
  15. ^ Скотт-Браун, Софи (2022). «Автономия» . Колин Уорд и искусство повседневной анархии . Тейлор и Фрэнсис. ISBN  978-1-00-062286-7 .
  16. ^ Полное собрание эссе, журналистики и писем Джорджа Оруэлла, том II, стр. 294–303
  17. ^ Тейлор, Джон, «Отказ от пацифизма: случай Сартра», Журнал европейских исследований , Vol. 89, 1993 г.
  18. ^ День, Дороти. О паломничестве – май 1974 г. Архивировано 7 октября 2012 г. в Wayback Machine : «У них не было времени ответить на одно большое разногласие, которое было в их головах: как вы можете примирить свою веру с монолитной, авторитарной Церковью, которая, кажется, так далека от Иисуса, который «не было места, где приклонить голову», и кто сказал: «продай то, что имеешь, и раздай бедным», — с твоим анархизмом. Потому что я сидел за решеткой в ​​полицейских участках, арестных домах, тюрьмах и тюремных фермах, Как бы их ни называли, одиннадцать раз, они отказались платить федеральный подоходный налог и никогда не голосовали, они принимают меня как анархиста, а я, в свою очередь, могу видеть в них Христа, даже если они отрицают Его, потому что они отдаются Ему. работая над лучшим социальным порядком для обездоленных на земле».
  19. ^ Часто задаваемые вопросы по анархистам - A.3.7 Существуют ли религиозные анархисты? Архивировано 23 ноября 2010 года в Wayback Machine : «Идеи Толстого оказали сильное влияние на Ганди, который вдохновил своих соотечественников использовать ненасильственное сопротивление, чтобы выгнать Британию из Индии. Крестьянские коммуны аналогичны анархистскому видению свободного общества Толстым (хотя мы должны подчеркнуть, что Ганди не был анархистом. Католическое рабочее движение в Соединенных Штатах также находилось под сильным влиянием Толстого Прудона ), как и Дороти Дэй, которая была его стойкой). Христианский пацифист и анархист, основавший его в 1933 году».
  20. Рид, Стюарт (8 сентября 2008 г.) День у бассейна. Архивировано 26 октября 2010 г. в Wayback Machine , The American Conservative.
  21. ^ День, Дороти. О паломничестве - февраль 1974 г. Архивировано 6 октября 2012 г. в Wayback Machine : «В аннотации на обратной стороне книги «Маленькое красиво» перечислены другие выразители высказанных идей, в том числе «Алекс Комфорт, Пол Гудман и Мюррей Букчин. Эту традицию мы могли бы назвать анархизмом». Мы сами никогда не колебались в использовании этого слова».
  22. Перейти обратно: Перейти обратно: а б «Анархистские эфемериды 9 февраля» . www.ephemanar.net .
  23. ^ «БОНТЕМП Огюст, Шарль, Марсель, известный как «Шарль-Огюст»; «ШАБ»; «МИНКСИТ» - [Международный словарь анархистских боевиков]» . активисты-анархисты.info .
  24. ^ Петерсон, Джозеф (1 августа 2010 г.). Жерар Де Лаказ-Дютье, Шарль Пеги и Эдвард Карпентер: исследование неоромантического радикализма перед Великой войной (магистерская диссертация). Клемсонский университет. стр. 8, 15–30.
  25. ^ Лаказ-Дютье, Человеческий идеал искусства , стр. 57–8.
  26. ^ Герен, Седрик. «Мысли и действия анархистов во Франции: 1950–1970» (PDF) . Общественная федерация. Архивировано из оригинала (PDF) 30 сентября 2007 года . Проверено 31 августа 2013 г.
  27. ^ «АРРУ, Андре [СОЛЬЕР Жан, Рене, Гастон дит] - [Международный словарь анархистских боевиков]» . активисты-анархисты.info .
  28. ^ « Андре Арру (он же Жан-Рене Сольер)» в «Анархистской энциклопедии: Галерея святых и грешников» » . Recollectionbooks.com. Архивировано из оригинала 14 июня 2012 года . Проверено 29 сентября 2012 г.
  29. ^ «Courte biographie (1ère party)» . Рафорум.инфо. 27 августа 1948 года. Архивировано из оригинала 1 января 2014 года . Проверено 29 сентября 2012 г.
  30. Перейти обратно: Перейти обратно: а б «Courte biographie (2ème party)» . Архивировано из оригинала 1 января 2014 года . Проверено 8 июля 2013 г.
  31. ^ Кристол, Джули; Хилл, TL III (октябрь 2011 г.). «Рецензия на книгу: Противостоять и предлагать! Уроки движения за новое общество Эндрю Корнелла» . Теория в действии . 4 (4): 115–119. дои : 10.3798/tia.1937-0237.11036 . ISSN   1937-0229 .
  32. ^ «Zcomm» Интервью Джорджа Лейки» . zcomm.org . 7 августа 2012 г.
  33. Перейти обратно: Перейти обратно: а б «2А.3 Какие виды анархизма существуют?» . Архивировано из оригинала 6 июля 2013 года . Проверено 1 июля 2013 г.
  34. ^ Андервуд, Сэм (2018). «Блаженны миротворцы: вклад христианского ненасилия в анархизм» . Очерки анархизма и религии . 2 : 196–231. дои : 10.16993/bas.g . ISBN  978-91-7635-075-1 .
  35. ^ Вебер, Макс (1921). Политика как призвание . Мюнхен. {{cite book}}: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка )
  36. ^ Мод, Эйлмер (2015). Жизнь Толстого . Креативные Медиа Партнеры, ООО. п. 36. ISBN  978-1-296-44232-3 .
  37. ^ Ллевеллин, Джозеф (2018). Представление анархо-пацифистского мира: аргументы в пользу сближения анархизма и пацифизма и исследование Гандианского движения за общество без государства (PDF) . Данидин: Университет Отаго . Проверено 14 мая 2020 г.
  38. ^ Эйч, Иэн (19 октября 2007 г.). «Почему мы должны соглашаться на что-то меньшее, чем на лучший способ ведения дел?» . Хранитель . Безграничное искусство. Лондон. Архивировано из оригинала 24 июля 2008 года . Проверено 26 декабря 2007 г.

Библиография [ править ]

Внешние ссылки [ править ]

Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 927b738b9d28e342c4c16f0ccdd655f8__1714807020
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/92/f8/927b738b9d28e342c4c16f0ccdd655f8.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Anarcho-pacifism - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)