Пропаганда поступка
Эта статья , возможно, содержит оригинальные исследования . Проверьте, считаются ли инциденты в «заметных действиях» пропагандой деяния. ( июнь 2018 г. ) |
Часть серии о |
Анархизм |
---|
Часть серии о |
Либертарианство |
---|
Пропаганда дела (или пропаганда делом , от французского propagde par le fait [1] ) — это конкретное политическое прямое действие , призванное служить примером для других и служить катализатором революции.
В первую очередь это связано с актами насилия, совершаемыми сторонниками повстанческого анархизма в конце 19-го и начале 20-го века, включая взрывы и убийства, направленные против государства, правящего класса , а также поджоги церквей против религиозных групп, хотя пропаганда этого деяния также имели ненасильственные применения. [2] акты Эти террористические были направлены на то, чтобы разжечь «дух восстания», продемонстрировав, что государство, средний и высший классы, а также религиозные организации не всемогущи, а также спровоцировать государство на усиление репрессий в своих ответных действиях. [3] В 1881 году Международный анархистский конгресс в Лондоне одобрил эту тактику. [4]
происхождение Анархическое
Различные определения [ править ]
Одним из первых, кто концептуализировал пропаганду делом, был итальянский революционер Карло Писакане (1818–1857), который написал в своем «Политическом завещании» (1857), что «идеи возникают из дел, а не наоборот». [5] Михаил Бакунин (1814–1876) в своих «Письмах к французу о современном кризисе» (1870) заявил, что «мы должны распространять наши принципы не словами, а делами, ибо это самое популярное, самое мощное, и самая неотразимая форма пропаганды». [6]
Некоторые анархисты, такие как Иоганн Мост , выступали за пропаганду насильственных актов возмездия против контрреволюционеров, потому что «мы проповедуем не только действие само по себе, но и действие как пропаганду». [7] Это была не пропаганда массовых убийств, а призыв к целенаправленным убийствам представителей капитализма и власти в то время, когда такие действия могли вызвать сочувствие населения, например, в периоды правительственных репрессий или трудовых конфликтов. [8] хотя сам Мост однажды заявил, что «существующая система будет быстрее и радикальнее свергнута путем уничтожения ее представителей. Поэтому необходимо начать массовые убийства врагов народа». [9] В 1885 году он опубликовал «Науку революционной войны» — техническое руководство по приобретению и детонации взрывчатых веществ, основанное на знаниях, которые он приобрел, работая на заводе по производству взрывчатых веществ в Нью-Джерси. [10] Большинство из них оказало раннее влияние на американских анархистов Эмму Гольдман и Александра Беркмана . Беркман предпринял попытку пропаганды этим поступком, когда в 1892 году он попытался убить промышленника Генри Клея Фрика рабочих были застрелены после того, как несколько бастующих . [11]
Беверли Гейдж, профессор истории США в Йельском университете , подробно рассказывает о том, что эта концепция значила для посторонних и членов анархистского движения:
Для посторонних разговоры о бомбардировках и убийствах, которые внезапно прокатились по революционным кругам в конце 1870-х годов, звучали не более чем огульным призывом к насилию. Для Моста и других участников анархистского движения, напротив, идея пропаганды делом, или attentat (атака), имела очень специфическую логику. Среди основополагающих предпосылок анархизма была идея о том, что капиталистическое общество является местом постоянного насилия: каждый закон, каждая церковь, каждая зарплата основываются на силе. В таком мире ничего не делать, бездействовать, пока страдают миллионы, само по себе значило совершить акт насилия. Вопрос заключался не в том, может ли насилие быть оправданным само по себе, а в том , как именно насилие может быть максимально эффективным для, по словам Моста, уничтожения «зверя собственности», который «делает человечество несчастным и приобретает жестокость и прожорливость по мере прогресса нашего общества». так называемая цивилизация ». [12]
К 1880-м годам лозунг «пропаганда дела» начал использоваться как внутри, так и за пределами анархистского движения для обозначения отдельных взрывов, цареубийств и тираноубийств . В 1881 году «пропаганда делом» была официально принята в качестве стратегии анархистским Лондонским конгрессом. [3]
Еще в 1887 году несколько важных фигур анархистского движения начали дистанцироваться от отдельных актов насилия. Петр Кропоткин написал в том же году в «Револьте» , что «структуру, основанную на многовековой истории, невозможно разрушить с помощью нескольких килограммов динамита». [13] Различные анархисты выступали за отказ от такого рода тактики в пользу коллективных революционных действий, например, через профсоюзное движение. Анархо -синдикалист Фернан Пеллутье в 1895 году выступал за возобновление участия анархистов в рабочем движении на том основании, что анархизм мог бы прекрасно обойтись без «индивидуального динамита». [14]
Государственные репрессии (включая печально известные французские lois scélérates 1894 года ) анархистского и рабочего движений после нескольких успешных взрывов и убийств, возможно, способствовали отказу от такого рода тактики, хотя, в первую очередь, взаимные государственные репрессии, возможно, сыграли свою роль. роль в этих отдельных действиях. Расчленение французского социалистического движения на множество групп и, после подавления Парижской Коммуны 1871 года , казнь и ссылка многих коммунаров в исправительные колонии , способствовали индивидуалистическому политическому выражению и действиям. [15]
Среди более поздних авторов-анархистов, выступавших за «пропаганду дела», были немецкий анархист Густав Ландауэр и итальянцы Эррико Малатеста и Луиджи Галлеани . Для Густава Ландауэра «пропаганда дела» означала создание либертарианских социальных форм и сообществ, которые вдохновили бы других на преобразование общества. [16]
С другой стороны, анархист Луиджи Галлеани, возможно, самый ярый сторонник «пропаганды делом» с начала века до конца Первой мировой войны, с нескрываемой гордостью называл себя подрывным революционным пропагандистом. и сторонник насильственного свержения существующего правительства и институтов посредством использования «прямых действий», то есть взрывов и убийств. [17] [18] Галлеани искренне поддерживал физическое насилие и терроризм не только против символов правительства и капиталистической системы, таких как здания суда и фабрики, но и посредством прямых убийств «врагов народа»: капиталистов, промышленников, политиков, судей и полицейских. [18] [19] Он проявлял особый интерес к использованию бомб, вплоть до того, что включил формулу взрывчатого вещества нитроглицерина в одну из своих брошюр, рекламируемых через его ежемесячный журнал Cronaca Sovversiva . [19] По общему мнению, Галлеани был чрезвычайно эффективным оратором и защитником своей политики насильственных действий, привлекая ряд преданных итало-американских последователей-анархистов, называвших себя галлеанистами . Карло Буда, брат галлеаниста-изготовителя бомб Марио Буды , сказал о нем: «Вы слышали речь Галлеани и были готовы застрелить первого полицейского, которого увидели». [20]
к революции Отношение
Таким образом, пропаганда этого поступка включала воровство (в частности, ограбления банков , называемые «экспроприациями» или «революционными экспроприациями» для финансирования организации), беспорядки и всеобщие забастовки , направленные на создание условий для восстания или даже революции. Эти действия были оправданы как необходимая альтернатива государственным репрессиям. Еще в 1911 году Лев Троцкий осудил отдельные акты насилия со стороны анархистов как полезные лишь для оправдания государственных репрессий. «Анархистские пророки «пропаганды делом» могут сколько угодно спорить о возвышающем и стимулирующем влиянии террористических актов на массы, — писал он в 1911 году. — Теоретические соображения и политический опыт доказывают обратное». Владимир Ленин во многом согласился, рассматривая отдельные анархистские террористические акты как неэффективную замену скоординированных действий дисциплинированных кадров масс. И Ленин, и Троцкий признавали необходимость насильственного восстания и убийств как катализатора революции, но они различали специальные взрывы и убийства, совершаемые сторонниками пропаганды этого деяния, а также организованное насилие, координируемое профессиональным революционным авангардом , используемым для этой конкретной цели. [21]
Известные действия [ править ]
На этой временной шкале перечислены некоторые важные действия, которые начиная с 19 века описывались как «пропаганда дела».
- 17 февраля 1880 г. - Степан Халтурин успешно взрывает часть Зимнего дворца в попытке убить российского царя Александра II. Хотя царь ускользает невредимым, восемь солдат убиты и 45 ранены. Ссылаясь на изобретение динамита в 1862 году, историк Бенедикт Андерсон отмечает, что «изобретение Нобеля теперь стало политическим». [23] Халтурин повешен по приказу сына и преемника Александра Александра III в 1882 году после убийства полицейского чиновника.
- 13 марта [ OS 1 марта] 1881 г. - российский царь Александр II убит в результате взрыва бомбы « Народной волей» . [24]
- 23 июля 1892 г. — Александр Беркман пытается убить американского промышленника Генри Клея Фрика в отместку за найм детективов Пинкертона для разгона Хомстедской забастовки , в результате которой погибли семь бастующих членов Объединенной ассоциации рабочих черной металлургии . Несмотря на тяжелое ранение, Фрик выживает, а Беркмана арестовывают и приговаривают к 22 годам тюремного заключения. [22]
- 7 ноября 1893 г. - Испанский анархист Сантьяго Сальвадор бросает две бомбы Орсини в оркестровую яму театра Лисео в Барселоне во время второго акта оперы «Гийом Телль» , в результате чего погибло около двадцати человек и было ранено множество других. [25]
- 9 декабря 1893 г. - Огюст Вайан бросает гвоздевую бомбу в Национальное собрание Франции , никого не убивая и одного ранив. Затем его приговаривают к смертной казни и казнят на гильотине 4 февраля 1894 года с криком «Смерть буржуазному обществу и да здравствует анархия!» ( À mort la société буржуазное общество et vive l'anarchie! ). Во время суда Вайян заявляет, что он не собирался никого убивать, а лишь ранил нескольких депутатов в отместку за казнь Равашоля , казненного за четыре взрыва. [4]
- 12 февраля 1894 г. - Эмиль Анри , намереваясь отомстить за Огюста Вайана, взрывает бомбу в Café Terminus (кафе недалеко от вокзала Сен-Лазар в Париже), убивая одного и ранив двадцать. Во время суда, когда его спросили, почему он хотел причинить вред такому количеству невинных людей, он заявил: «Невиновных буржуазии не существует». Этот акт является одним из редких исключений из правила, согласно которому пропаганда этого деяния нацелена только на конкретных влиятельных лиц. Генри осужден и казнен на гильотине 21 мая. [4]
- 15 февраля 1894 г. - химическая взрывчатка, которую нес Марсьяль Бурден, преждевременно взрывается возле Королевской обсерватории в Гринвиче в Гринвичском парке , убивая его. [26]
- 24 июня 1894 г. - итальянский анархист Санте Джеронимо Казерио , желая отомстить Огюсту Вайану и Эмилю Анри, закалывает Сади Карно президента Франции . Казерио казнен на гильотине 15 августа. [4]
- 8 августа 1897 г. - Микеле Анджолильо застрелил премьер-министра Испании Антонио Кановаса дель Кастильо на термальном курорте, желая отомстить за тюремное заключение и пытки предполагаемых революционеров на процессе в Монжуике . Анджолильо казнен на гаротте 20 августа. [27]
- 10 сентября 1898 года — Луиджи Лучени закалывает надфилем императрицу Елизавету , супругу императора Франца Иосифа I Австро -Венгрии , в Женеве , Швейцария. Лучени приговорен к пожизненному заключению и в конце концов покончил жизнь самоубийством в своей камере. [28]
- 29 июля 1900 года — Гаэтано Бреши застрелил Умберто короля Италии в отместку за резню Бава Беккарис в Милане . В связи с отменой смертной казни в Италии Бреши приговорен к пожизненной каторге на острове Санто-Стефано , где менее чем через год его находят мертвым. [30]
- 6 сентября 1901 года — Леон Чолгош смертельно стреляет в президента США Уильяма МакКинли в упор на Панамериканской выставке в Буффало , Нью-Йорк . МакКинли умирает 14 сентября, а Чолгош казнен на электрическом стуле 29 октября. Анархистские взгляды Чолгоша обсуждались. [29]
- 15 ноября 1902 г. - Дженнаро Рубино пытается убить короля Бельгии Леопольда II , когда он возвращается в процессии с заупокойной мессы по своей недавно умершей жене, королеве Марии Генриетте . Все три выстрела Рубино не попадают в карету монарха, и толпа быстро подавляет его и забирает под стражу в полиции. Он приговорен к пожизненному заключению и умирает в тюрьме в 1918 году. [31]
- 21 июля 1905 г. - Члены Армянской революционной федерации совершили покушение на османского султана Абдул Хамида II , но бомба не попала в цель, вместо этого погибло 26 человек и было ранено 58 человек. Один из заговорщиков, армянский анархист Кристапор Микаелян , был убит еще на этапе планирования. Бельгийский анархист Эдвард Джорис также был среди арестованных и осужденных за участие в заговоре. [32]
- 31 мая 1906 г. - каталонский анархист Матеу Морраль пытается убить короля Испании Альфонсо XIII и королеву Викторию Евгению сразу после их свадьбы, бросив бомбу в процессию. Король и королева не пострадали, но 24 прохожих и лошади убиты и более 100 человек ранены. Через два дня Моррала задерживают, и он кончает жизнь самоубийством во время перевода в тюрьму. [33]
- 1 февраля 1908 г. - Мануэль Буиса и Альфредо Коста застрелили короля Португалии Карлоса I и его сына, наследного принца Луиша Филипе соответственно, во время Лиссабонского цареубийства . И Буиса, и Коста, симпатизирующие республиканскому движению в Португалии, включающему анархистские элементы, были застрелены полицейскими. [34]
- 15 июня 1910 г. - боснийский анархист Богдан Жераич пытается убить губернатора Боснии и Герцеговины Мариана Варешанина , но потерпел неудачу и впоследствии покончил жизнь самоубийством. [35]
- 14 сентября 1911 г. - Дмитрий Богров стреляет в премьер-министра России Петра Столыпина в Киевском оперном театре в присутствии царя Николая II и двух его дочерей, великих княжон Ольги и Татьяны . Через четыре дня Столыпин умирает, а 28 сентября Богрова вешают. [5]
- 12 ноября 1912 г. - анархист Мануэль Пардиньяс застрелил премьер-министра Испании Хосе Каналехаса перед книжным магазином в Мадриде . Затем Пардиньяс немедленно направляет пистолет на себя и кончает жизнь самоубийством. [24]
- 9 февраля 1913 г. - Фермеры Мулатило Вирхилио, Фермин Перес и Фабиан Грасиано убивают президента Сальвадора Мануэля Энрике Араужо с помощью мачете. [36]
- 18 марта 1913 г. - Александрос Схинас застрелил короля Греции Георга I, когда монарх прогуливался возле Белой башни в Салониках . Схинас схвачен и подвергнут пыткам; он покончил жизнь самоубийством 6 мая, выпрыгнув из окна жандармерии, хотя есть предположение, что его могли бросить насмерть . [37]
- 4 июля 1914 г. - Бомба, готовящаяся к использованию в Джона Д. Рокфеллера доме в Тэрритауне, штат Нью-Йорк, преждевременно взрывается, в результате чего погибают трое анархистов: Артур Кэрон, Карл Хансен и Чарльз Берг. [38] и невинная женщина Мэри Чавес. [39]
- 13 октября и 14 ноября 1914 г. - галлеанисты - радикальные последователи Луиджи Галлеани - взорвали две бомбы в Нью-Йорке после того, как полиция силой разогнала акцию протеста анархистов и коммунистов в доме Джона Д. Рокфеллера в Тэрритауне. [38]
- 16 сентября 1920 г. - в результате взрыва на Уолл-стрит 38 человек убито и 400 ранено в финансовом районе Манхэттена . галлеанисты Виновными считаются , в частности Марио Буда , главный изготовитель бомб группировки, хотя официально преступление остается нераскрытым. [40]
- 31 октября 1926 — Антео Замбони (11 апреля 1911 — 31 октября 1926) — 15-летний анархист , который пытался убить Бенито Муссолини в Болонье , стреляя в него во время парада в честь Марша на Рим . Замбони, выстрел которого не попал в Муссолини, был немедленно атакован и линчеван ближайшими скадристи ( фашистскими отрядами). [41] [ нужна проверка ]
- 27 сентября 1932 г. - Начиненная динамитом бомба, оставленная галлеанистами, разрушает дом судьи Вебстера Тайера в Вустере, штат Массачусетс , ранив его жену и экономку. [42] [43] Судья Тайер председательствовал на процессах над галлеанистами Сакко и Ванцетти . [44]
См. также [ править ]
Ссылки [ править ]
- ^ Хоуэн, Алекс (1998). «Секретный агент: анархизм и термодинамика права» . ЭЛХ . 65 (4): 995–1016. дои : 10.1353/elh.1998.0031 . S2CID 159570078 . Проверено 28 мая 2021 г.
- ↑ Историк-анархист Джордж Вудкок , говоря об эволюции анархо-пацифизма в начале 20-го века, сообщает, что «современные анархисты-пацифисты ... имеют тенденцию концентрировать свое внимание в основном на создании либертарианских сообществ - особенно фермерских сообществ - внутри нынешнего общества, как своего рода мирная версия пропаганды делом». Джордж Вудкок . Анархизм: история либертарианских идей и движений (1962), стр. 20.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Мерриман, Джон М. (2016). Динамитный клуб: как взрыв в Париже конца века положил начало эпохе современного террора . Издательство Йельского университета . п. 63. ИСБН 978-0300217926 – через Google Книги .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и Абидор, Митчелл (2016). Смерть буржуазному обществу: пропагандисты дела . ПМ Пресс. ISBN 978-1629631127 .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Смит, Пол Дж. (2010). Грядущий терроризм: борьба с транснациональным насилием в XXI веке . Рутледж . п. 22. ISBN 978-0765619884 .
- ^ Бакунин, Михаил (1870). Письмо французу о современном кризисе – через Интернет-архив марксистов .
- ^ «Действие как пропаганда» . dwardmac.pitzer.edu .
- ^ Гейдж, Беверли (2009). День, когда взорвалась Уолл-стрит: история Америки в первую эпоху террора . Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета . п. 48. ИСБН 978-0199759286 – через Google Книги .
- ^ Кетчем, Кристофер (16 декабря 2014 г.). «Когда революция пришла в Америку» . Порок . Проверено 8 апреля 2017 г.
- ^ Гейдж, Беверли (2009). День, когда взорвалась Уолл-стрит: история Америки в первую эпоху террора . Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета . п. 49. ИСБН 978-0199759286 – через Google Книги .
- ^ «Глава 4» . dwardmac.pitzer.edu .
- ^ Гейдж, Беверли (2009). День, когда взорвалась Уолл-стрит: история Америки в первую эпоху террора . Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета . стр. 44–45. ISBN 978-0199759286 – через Google Книги .
- ^ цитируется по Биллингтону, Джеймсу Х. 1998. Огонь в умах людей: истоки революционной веры, Нью-Джерси: Transaction Books, стр. 417.
- ^ «Анархизм: документальная история либертарианских идей, том первый | Роберт Грэм» . Книги Черной розы . Архивировано из оригинала 29 сентября 2008 года . Проверено 26 октября 2010 г.
- ↑ Историк Бенедикт Андерсон пишет:
По мнению некоторых аналитиков, в послевоенной Германии запрет Коммунистической партии (КПГ) и, следовательно, институциональной крайне левой политической организации, возможно, также сыграл свою роль в создании Фракции Красной Армии .В марте 1871 года Коммуна взяла власть в заброшенном городе и удерживала ее два месяца. Затем Версаль воспользовался моментом для нападения и за одну ужасающую неделю казнил около 20 000 коммунаров или подозреваемых сочувствующих, что намного больше, чем число убитых в недавней войне или во время » Робеспьера « террора 1793–1794 годов. Более 7500 человек были заключены в тюрьму или депортированы в такие места, как Новая Каледония. Тысячи других бежали в Бельгию, Англию, Италию, Испанию и США. В 1872 году были приняты строгие законы, исключавшие все возможности организации левых сил. Лишь в 1880 году была объявлена всеобщая амнистия для ссыльных и заключенных в тюрьму коммунаров. Тем временем Третья республика оказалась достаточно сильной, чтобы возобновить и усилить империалистическую экспансию Луи-Наполеона — в Индокитае, Африке и Океании. Многие из ведущих французских интеллектуалов и художников участвовали в Коммуне ( Курбе был ее квазиминистром культуры, Рембо и Писсарро были активными пропагандистами) или симпатизировали ей. Жестокие репрессии 1871 года и последующих лет, вероятно, были ключевым фактором в отчуждении этих слоев населения от Третьей республики и возбуждении их сочувствия к ее жертвам внутри страны и за рубежом. Андерсон, Бенедикт (июль – август 2004 г.). «В мире-тени Бисмарка и Нобеля» . Новый левый обзор . II (28). Обзор новых левых: 85–129.
- ^ Ландауэр, Густав (1895). Анархизм в Германии . Книги Черной розы . Архивировано из оригинала 29 сентября 2008 года . Проверено 18 апреля 2006 г.
- ^ Галлеани, Луиджи, La Fine Dell'Anarchismo? , изд. Curata da Vecchi Lettori di Cronaca Sovversiva, Мичиганский университет (1925), стр. 61–62: Работы Галлеани ясны по этому вопросу: он испытывал нескрываемое презрение к тем, кто отказывался одновременно защищать и непосредственно участвовать в насильственном свержении капитализма.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Галлеани, Луиджи, Лицом к лицу с врагом , Бостон, Массачусетс: Gruppo Autonomo, (1914)
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Аврич, Пол, Сакко и Ванцетти: Анархистский фон , Princeton University Press (1991), стр. 51, 98–99.
- ^ Аврич, Пол, Голоса анархистов: устная история анархизма в Америке , Принстон: Princeton University Press (1996), стр. 132 (Интервью Чарльза Поджи)
- ^ Гейдж, Беверли (2009). День, когда взорвалась Уолл-стрит: история Америки в первую эпоху террора . Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета . п. 263. ИСБН 978-0199759286 – через Google Книги .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Гейдж, Беверли (2009). День, когда взорвалась Уолл-стрит: история Америки в первую эпоху террора . Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета . стр. 59–60 . ISBN 978-0199759286 .
- ^ Андерсон, Бенедикт (июль – август 2004 г.). «В мире-тени Бисмарка и Нобеля» . Новый левый обзор . II (28). Новый левый обзор.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Джун, Натан (2011). Анархизм и политическая современность . Континуум. п. 109. ИСБН 978-1441166869 .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Закон, Рэндалл Д. (2009). Терроризм: история . Политика. п. 107. ИСБН 978-0745640389 .
- ^ «Пропаганда делом — бомба Гринвичской обсерватории 1894 года» . Архивировано из оригинала 17 февраля 2013 года.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Эзенвейн, Джордж Ричард (1989). Анархическая идеология и рабочее движение в Испании, 1868–1898 гг . Издательство Калифорнийского университета. п. 197. ИСБН 978-0520063983 .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Ньютон, Майкл (2014). Знаменитые убийства в мировой истории: Энциклопедия . АВС-КЛИО . п. 134. ИСБН 978-1610692854 .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Вейр, Роберт Э. (2013). Рабочие в Америке: Историческая энциклопедия, Том 1 . АВС-КЛИО. п. 39. ИСБН 978-1598847185 .
- ^ Хилл, Ребекка (2009). Мужчины, мафия и закон: борьба с линчеванием и трудовая защита в радикальной истории США . Издательство Университета Дьюка. п. 167 . ISBN 978-0822342809 .
- ^ Ван Гиндерахтер, Маартен (2017). «Эдвард Джорис: между континентами и идеологиями?» . В Аллуле, Уссин; Элдем, Эдем; Смаэле, Хенк де (ред.). Убить султана: транснациональная история покушения на Абдулхамида II . Пэлгрейв Макмиллан . п. 77. ИСБН 978-1137489319 .
- ^ Ван Гиндерахтер, Маартен (2017). «Эдвард Джорис: между континентами и идеологиями?» . В Аллуле, Уссин; Элдем, Эдем; Смаэле, Хенк де (ред.). Убить султана: транснациональная история покушения на Абдулхамида II . Пэлгрейв Макмиллан . стр. 67–97. ISBN 978-1137489319 .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Санчес, Пабло Мартин (2018). Анархист, носивший мое имя . Издательство Дип Веллум. п. 218. ИСБН 978-1941920718 .
- ^ Уикс, Маркус (2016). Политика в минутах . Кверкус. ISBN 978-1681444796 .
- ^ Чорович, Владимир (1992). Отношения Сербии и Австро-Венгрии в XX веке . Белградская городская библиотека. п. 624. ИСБН 978-8671910156 .
- ^ Куни Мена, Энрике (11 мая 2003 г.). «90 лет после убийства доктора Мануэля Энрике Араухо» [90 лет после убийства доктора Мануэля Энрике Араужо]. Вертис (на испанском языке). Архивировано из оригинала 17 июня 2008 года . Проверено 17 сентября 2020 г.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Апоифис, Николас (2016). Анархия в Афинах: этнография воинственности, эмоций и насилия . Издательство Оксфордского университета . стр. 73–75. ISBN 978-1526100634 .
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Морган, Тед, Красные: маккартизм в Америке двадцатого века , Нью-Йорк: Рэндом Хаус, ISBN 978-0679443995 (2003), с. 58
- ^ Гуманитарные науки, Национальный фонд помощи (5 июля 1914 г.). «Нью-Йоркская трибуна. [том] (Нью-Йорк [Нью-Йорк]) 1866–1924, 5 июля 1914 г., изображение 1» – через Chroniclingamerica.loc.gov.
- ^ Лоуденталь, Майкл (2017). Политика нападения: коммюнике и повстанческое насилие (серия MUP «Современные анархистские исследования») . Издательство Манчестерского университета . п. 46. ИСБН 978-1526114440 .
- ^ Делзелл, с. 325; Робертс, с. 54; Ризи, с. 113
- ↑ New York Times : «Бомба угрожает жизни судьи по делу Сакко», 27 сентября 1932 г. , по состоянию на 20 декабря 2009 г.
- ^ Каннистраро, Филип В., и Мейер, Джеральд, ред., « Затерянный мир итало-американского радикализма: политика, труд и культура» , Вестпорт, Коннектикут: Praeger Publishers, ISBN 0-275-97891-5 (2003), с. 168
- ^ Аврич, Пол, Сакко и Ванцетти: Анархистский фон , Princeton University Press (1991), стр. 58–60
Библиография [ править ]
- Абидор, Митчелл, изд. (2016). Смерть буржуазному обществу: пропагандисты дела . ПМ Пресс . ISBN 978-1629631127 .
- Бантман, Констанс (2018). «Эра пропаганды делом». В Адамсе, Мэтью С.; Леви, Карл (ред.). Справочник Пэлгрейва по анархизму . Лондон: Пэлгрейв Макмиллан. стр. 371–388. дои : 10.1007/978-3-319-75620-2_22 . ISBN 978-3319756196 . S2CID 150140014 .
- Биллингтон, Джеймс (1980). Огонь в умах людей . Основные книги . ISBN 0-465-02405-Х . LCCN 79-2750 .
- Кулсэт, Рик (сентябрь 2004 г.). «Анархистские бесчинства» . Дипломатический мир .
- Гейдж, Беверли (2009). День, когда взорвалась Уолл-стрит: история Америки в первую эпоху террора . Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета . ISBN 978-0199759286 .
- Мерриман, Джон (2009). Динамитный клуб . Бостон: Хоутон Миффлин Харкорт . ISBN 978-0-618-55598-7 .