Jump to content

Пропаганда поступка

Пропаганда дела (или пропаганда делом , от французского propagde par le fait [1] ) — это конкретное политическое прямое действие , призванное служить примером для других и служить катализатором революции.

В первую очередь это связано с актами насилия, совершаемыми сторонниками повстанческого анархизма в конце 19-го и начале 20-го века, включая взрывы и убийства, направленные против государства, правящего класса , а также поджоги церквей против религиозных групп, хотя пропаганда этого деяния также имели ненасильственные применения. [2] акты Эти террористические были направлены на то, чтобы разжечь «дух восстания», продемонстрировав, что государство, средний и высший классы, а также религиозные организации не всемогущи, а также спровоцировать государство на усиление репрессий в своих ответных действиях. [3] В 1881 году Международный анархистский конгресс в Лондоне одобрил эту тактику. [4]

происхождение Анархическое

Различные определения [ править ]

Одним из первых, кто концептуализировал пропаганду делом, был итальянский революционер Карло Писакане (1818–1857), который написал в своем «Политическом завещании» (1857), что «идеи возникают из дел, а не наоборот». [5] Михаил Бакунин (1814–1876) в своих «Письмах к французу о современном кризисе» (1870) заявил, что «мы должны распространять наши принципы не словами, а делами, ибо это самое популярное, самое мощное, и самая неотразимая форма пропаганды». [6]

Иоганн Мост

Некоторые анархисты, такие как Иоганн Мост , выступали за пропаганду насильственных актов возмездия против контрреволюционеров, потому что «мы проповедуем не только действие само по себе, но и действие как пропаганду». [7] Это была не пропаганда массовых убийств, а призыв к целенаправленным убийствам представителей капитализма и власти в то время, когда такие действия могли вызвать сочувствие населения, например, в периоды правительственных репрессий или трудовых конфликтов. [8] хотя сам Мост однажды заявил, что «существующая система будет быстрее и радикальнее свергнута путем уничтожения ее представителей. Поэтому необходимо начать массовые убийства врагов народа». [9] В 1885 году он опубликовал «Науку революционной войны» — техническое руководство по приобретению и детонации взрывчатых веществ, основанное на знаниях, которые он приобрел, работая на заводе по производству взрывчатых веществ в Нью-Джерси. [10] Большинство из них оказало раннее влияние на американских анархистов Эмму Гольдман и Александра Беркмана . Беркман предпринял попытку пропаганды этим поступком, когда в 1892 году он попытался убить промышленника Генри Клея Фрика рабочих были застрелены после того, как несколько бастующих . [11]

Беверли Гейдж, профессор истории США в Йельском университете , подробно рассказывает о том, что эта концепция значила для посторонних и членов анархистского движения:

Для посторонних разговоры о бомбардировках и убийствах, которые внезапно прокатились по революционным кругам в конце 1870-х годов, звучали не более чем огульным призывом к насилию. Для Моста и других участников анархистского движения, напротив, идея пропаганды делом, или attentat (атака), имела очень специфическую логику. Среди основополагающих предпосылок анархизма была идея о том, что капиталистическое общество является местом постоянного насилия: каждый закон, каждая церковь, каждая зарплата основываются на силе. В таком мире ничего не делать, бездействовать, пока страдают миллионы, само по себе значило совершить акт насилия. Вопрос заключался не в том, может ли насилие быть оправданным само по себе, а в том , как именно насилие может быть максимально эффективным для, по словам Моста, уничтожения «зверя собственности», который «делает человечество несчастным и приобретает жестокость и прожорливость по мере прогресса нашего общества». так называемая цивилизация ». [12]

К 1880-м годам лозунг «пропаганда дела» начал использоваться как внутри, так и за пределами анархистского движения для обозначения отдельных взрывов, цареубийств и тираноубийств . В 1881 году «пропаганда делом» была официально принята в качестве стратегии анархистским Лондонским конгрессом. [3]

Еще в 1887 году несколько важных фигур анархистского движения начали дистанцироваться от отдельных актов насилия. Петр Кропоткин написал в том же году в «Револьте» , что «структуру, основанную на многовековой истории, невозможно разрушить с помощью нескольких килограммов динамита». [13] Различные анархисты выступали за отказ от такого рода тактики в пользу коллективных революционных действий, например, через профсоюзное движение. Анархо -синдикалист Фернан Пеллутье в 1895 году выступал за возобновление участия анархистов в рабочем движении на том основании, что анархизм мог бы прекрасно обойтись без «индивидуального динамита». [14]

Государственные репрессии (включая печально известные французские lois scélérates 1894 года ) анархистского и рабочего движений после нескольких успешных взрывов и убийств, возможно, способствовали отказу от такого рода тактики, хотя, в первую очередь, взаимные государственные репрессии, возможно, сыграли свою роль. роль в этих отдельных действиях. Расчленение французского социалистического движения на множество групп и, после подавления Парижской Коммуны 1871 года , казнь и ссылка многих коммунаров в исправительные колонии , способствовали индивидуалистическому политическому выражению и действиям. [15]

Среди более поздних авторов-анархистов, выступавших за «пропаганду дела», были немецкий анархист Густав Ландауэр и итальянцы Эррико Малатеста и Луиджи Галлеани . Для Густава Ландауэра «пропаганда дела» означала создание либертарианских социальных форм и сообществ, которые вдохновили бы других на преобразование общества. [16]

С другой стороны, анархист Луиджи Галлеани, возможно, самый ярый сторонник «пропаганды делом» с начала века до конца Первой мировой войны, с нескрываемой гордостью называл себя подрывным революционным пропагандистом. и сторонник насильственного свержения существующего правительства и институтов посредством использования «прямых действий», то есть взрывов и убийств. [17] [18] Галлеани искренне поддерживал физическое насилие и терроризм не только против символов правительства и капиталистической системы, таких как здания суда и фабрики, но и посредством прямых убийств «врагов народа»: капиталистов, промышленников, политиков, судей и полицейских. [18] [19] Он проявлял особый интерес к использованию бомб, вплоть до того, что включил формулу взрывчатого вещества нитроглицерина в одну из своих брошюр, рекламируемых через его ежемесячный журнал Cronaca Sovversiva . [19] По общему мнению, Галлеани был чрезвычайно эффективным оратором и защитником своей политики насильственных действий, привлекая ряд преданных итало-американских последователей-анархистов, называвших себя галлеанистами . Карло Буда, брат галлеаниста-изготовителя бомб Марио Буды , сказал о нем: «Вы слышали речь Галлеани и были готовы застрелить первого полицейского, которого увидели». [20]

к революции Отношение

Таким образом, пропаганда этого поступка включала воровство (в частности, ограбления банков , называемые «экспроприациями» или «революционными экспроприациями» для финансирования организации), беспорядки и всеобщие забастовки , направленные на создание условий для восстания или даже революции. Эти действия были оправданы как необходимая альтернатива государственным репрессиям. Еще в 1911 году Лев Троцкий осудил отдельные акты насилия со стороны анархистов как полезные лишь для оправдания государственных репрессий. «Анархистские пророки «пропаганды делом» могут сколько угодно спорить о возвышающем и стимулирующем влиянии террористических актов на массы, — писал он в 1911 году. — Теоретические соображения и политический опыт доказывают обратное». Владимир Ленин во многом согласился, рассматривая отдельные анархистские террористические акты как неэффективную замену скоординированных действий дисциплинированных кадров масс. И Ленин, и Троцкий признавали необходимость насильственного восстания и убийств как катализатора революции, но они различали специальные взрывы и убийства, совершаемые сторонниками пропаганды этого деяния, а также организованное насилие, координируемое профессиональным революционным авангардом , используемым для этой конкретной цели. [21]

Известные действия [ править ]

На этой временной шкале перечислены некоторые важные действия, которые начиная с 19 века описывались как «пропаганда дела».

Двое мужчин сидят за столом, а третий мужчина входит в офис с пистолетом.
Александра Беркмана Попытка убить промышленника Генри Клея Фрика , как показано У. П. Снайдером для Harper's Weekly в 1892 году. [22]
Художественное исполнение бомбы, брошенной анархистом Огюстом Вайяном в Палату депутатов Национального собрания Франции в декабре 1893 года. [4]
Взрыв Барселонского лицея анархистом Сантьяго Сальвадором на обложке газеты Le Petit Journal , 7 ноября 1893 года. [25]
  • 7 ноября 1893 г. - Испанский анархист Сантьяго Сальвадор бросает две бомбы Орсини в оркестровую яму театра Лисео в Барселоне во время второго акта оперы «Гийом Телль» , в результате чего погибло около двадцати человек и было ранено множество других. [25]
  • 9 декабря 1893 г. - Огюст Вайан бросает гвоздевую бомбу в Национальное собрание Франции , никого не убивая и одного ранив. Затем его приговаривают к смертной казни и казнят на гильотине 4 февраля 1894 года с криком «Смерть буржуазному обществу и да здравствует анархия!» ( À mort la société буржуазное общество et vive l'anarchie! ). Во время суда Вайян заявляет, что он не собирался никого убивать, а лишь ранил нескольких депутатов в отместку за казнь Равашоля , казненного за четыре взрыва. [4]
  • 12 февраля 1894 г. - Эмиль Анри , намереваясь отомстить за Огюста Вайана, взрывает бомбу в Café Terminus (кафе недалеко от вокзала Сен-Лазар в Париже), убивая одного и ранив двадцать. Во время суда, когда его спросили, почему он хотел причинить вред такому количеству невинных людей, он заявил: «Невиновных буржуазии не существует». Этот акт является одним из редких исключений из правила, согласно которому пропаганда этого деяния нацелена только на конкретных влиятельных лиц. Генри осужден и казнен на гильотине 21 мая. [4]
  • 15 февраля 1894 г. - химическая взрывчатка, которую нес Марсьяль Бурден, преждевременно взрывается возле Королевской обсерватории в Гринвиче в Гринвичском парке , убивая его. [26]
  • 24 июня 1894 г. - итальянский анархист Санте Джеронимо Казерио , желая отомстить Огюсту Вайану и Эмилю Анри, закалывает Сади Карно президента Франции . Казерио казнен на гильотине 15 августа. [4]
Убийство премьер-министра Испании Антонио Кановаса дель Кастильо Микеле Анджолильо в августе 1897 года. [27]
Художественное исполнение ножевого ранения императрицы Елизаветы Австрийской, совершенного итальянским анархистом Луиджи Лучени в Женеве, 10 сентября 1898 года. [28]
Набросок Леона Чолгоша , стреляющего в Мак-Кинли в Нью-Йорке, 6 сентября 1901 года. [29]
Попытка цареубийства Альфонсо XIII Испанского и принцессы Виктории Евгении Баттенбергской, совершенная каталонским анархистом Матеу Морралем , 31 мая 1906 года. [33]
Убийство Георга I Греческого Александроса Схинаса в 1913 году, изображенное на современной литографии . [37]

См. также [ править ]

Ссылки [ править ]

  1. ^ Хоуэн, Алекс (1998). «Секретный агент: анархизм и термодинамика права» . ЭЛХ . 65 (4): 995–1016. дои : 10.1353/elh.1998.0031 . S2CID   159570078 . Проверено 28 мая 2021 г.
  2. Историк-анархист Джордж Вудкок , говоря об эволюции анархо-пацифизма в начале 20-го века, сообщает, что «современные анархисты-пацифисты ... имеют тенденцию концентрировать свое внимание в основном на создании либертарианских сообществ - особенно фермерских сообществ - внутри нынешнего общества, как своего рода мирная версия пропаганды делом». Джордж Вудкок . Анархизм: история либертарианских идей и движений (1962), стр. 20.
  3. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Мерриман, Джон М. (2016). Динамитный клуб: как взрыв в Париже конца века положил начало эпохе современного террора . Издательство Йельского университета . п. 63. ИСБН  978-0300217926 – через Google Книги .
  4. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и Абидор, Митчелл (2016). Смерть буржуазному обществу: пропагандисты дела . ПМ Пресс. ISBN  978-1629631127 .
  5. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Смит, Пол Дж. (2010). Грядущий терроризм: борьба с транснациональным насилием в XXI веке . Рутледж . п. 22. ISBN  978-0765619884 .
  6. ^ Бакунин, Михаил (1870). Письмо французу о современном кризисе – через Интернет-архив марксистов .
  7. ^ «Действие как пропаганда» . dwardmac.pitzer.edu .
  8. ^ Гейдж, Беверли (2009). День, когда взорвалась Уолл-стрит: история Америки в первую эпоху террора . Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета . п. 48. ИСБН  978-0199759286 – через Google Книги .
  9. ^ Кетчем, Кристофер (16 декабря 2014 г.). «Когда революция пришла в Америку» . Порок . Проверено 8 апреля 2017 г.
  10. ^ Гейдж, Беверли (2009). День, когда взорвалась Уолл-стрит: история Америки в первую эпоху террора . Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета . п. 49. ИСБН  978-0199759286 – через Google Книги .
  11. ^ «Глава 4» . dwardmac.pitzer.edu .
  12. ^ Гейдж, Беверли (2009). День, когда взорвалась Уолл-стрит: история Америки в первую эпоху террора . Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета . стр. 44–45. ISBN  978-0199759286 – через Google Книги .
  13. ^ цитируется по Биллингтону, Джеймсу Х. 1998. Огонь в умах людей: истоки революционной веры, Нью-Джерси: Transaction Books, стр. 417.
  14. ^ «Анархизм: документальная история либертарианских идей, том первый | Роберт Грэм» . Книги Черной розы . Архивировано из оригинала 29 сентября 2008 года . Проверено 26 октября 2010 г.
  15. Историк Бенедикт Андерсон пишет:

    В марте 1871 года Коммуна взяла власть в заброшенном городе и удерживала ее два месяца. Затем Версаль воспользовался моментом для нападения и за одну ужасающую неделю казнил около 20 000 коммунаров или подозреваемых сочувствующих, что намного больше, чем число убитых в недавней войне или во время » Робеспьера « террора 1793–1794 годов. Более 7500 человек были заключены в тюрьму или депортированы в такие места, как Новая Каледония. Тысячи других бежали в Бельгию, Англию, Италию, Испанию и США. В 1872 году были приняты строгие законы, исключавшие все возможности организации левых сил. Лишь в 1880 году была объявлена ​​всеобщая амнистия для ссыльных и заключенных в тюрьму коммунаров. Тем временем Третья республика оказалась достаточно сильной, чтобы возобновить и усилить империалистическую экспансию Луи-Наполеона — в Индокитае, Африке и Океании. Многие из ведущих французских интеллектуалов и художников участвовали в Коммуне ( Курбе был ее квазиминистром культуры, Рембо и Писсарро были активными пропагандистами) или симпатизировали ей. Жестокие репрессии 1871 года и последующих лет, вероятно, были ключевым фактором в отчуждении этих слоев населения от Третьей республики и возбуждении их сочувствия к ее жертвам внутри страны и за рубежом. Андерсон, Бенедикт (июль – август 2004 г.). «В мире-тени Бисмарка и Нобеля» . Новый левый обзор . II (28). Обзор новых левых: 85–129.

    По мнению некоторых аналитиков, в послевоенной Германии запрет Коммунистической партии (КПГ) и, следовательно, институциональной крайне левой политической организации, возможно, также сыграл свою роль в создании Фракции Красной Армии .
  16. ^ Ландауэр, Густав (1895). Анархизм в Германии . Книги Черной розы . Архивировано из оригинала 29 сентября 2008 года . Проверено 18 апреля 2006 г.
  17. ^ Галлеани, Луиджи, La Fine Dell'Anarchismo? , изд. Curata da Vecchi Lettori di Cronaca Sovversiva, Мичиганский университет (1925), стр. 61–62: Работы Галлеани ясны по этому вопросу: он испытывал нескрываемое презрение к тем, кто отказывался одновременно защищать и непосредственно участвовать в насильственном свержении капитализма.
  18. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Галлеани, Луиджи, Лицом к лицу с врагом , Бостон, Массачусетс: Gruppo Autonomo, (1914)
  19. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Аврич, Пол, Сакко и Ванцетти: Анархистский фон , Princeton University Press (1991), стр. 51, 98–99.
  20. ^ Аврич, Пол, Голоса анархистов: устная история анархизма в Америке , Принстон: Princeton University Press (1996), стр. 132 (Интервью Чарльза Поджи)
  21. ^ Гейдж, Беверли (2009). День, когда взорвалась Уолл-стрит: история Америки в первую эпоху террора . Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета . п. 263. ИСБН  978-0199759286 – через Google Книги .
  22. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Гейдж, Беверли (2009). День, когда взорвалась Уолл-стрит: история Америки в первую эпоху террора . Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета . стр. 59–60 . ISBN  978-0199759286 .
  23. ^ Андерсон, Бенедикт (июль – август 2004 г.). «В мире-тени Бисмарка и Нобеля» . Новый левый обзор . II (28). Новый левый обзор.
  24. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Джун, Натан (2011). Анархизм и политическая современность . Континуум. п. 109. ИСБН  978-1441166869 .
  25. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Закон, Рэндалл Д. (2009). Терроризм: история . Политика. п. 107. ИСБН  978-0745640389 .
  26. ^ «Пропаганда делом — бомба Гринвичской обсерватории 1894 года» . Архивировано из оригинала 17 февраля 2013 года.
  27. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Эзенвейн, Джордж Ричард (1989). Анархическая идеология и рабочее движение в Испании, 1868–1898 гг . Издательство Калифорнийского университета. п. 197. ИСБН  978-0520063983 .
  28. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Ньютон, Майкл (2014). Знаменитые убийства в мировой истории: Энциклопедия . АВС-КЛИО . п. 134. ИСБН  978-1610692854 .
  29. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Вейр, Роберт Э. (2013). Рабочие в Америке: Историческая энциклопедия, Том 1 . АВС-КЛИО. п. 39. ИСБН  978-1598847185 .
  30. ^ Хилл, Ребекка (2009). Мужчины, мафия и закон: борьба с линчеванием и трудовая защита в радикальной истории США . Издательство Университета Дьюка. п. 167 . ISBN  978-0822342809 .
  31. ^ Ван Гиндерахтер, Маартен (2017). «Эдвард Джорис: между континентами и идеологиями?» . В Аллуле, Уссин; Элдем, Эдем; Смаэле, Хенк де (ред.). Убить султана: транснациональная история покушения на Абдулхамида II . Пэлгрейв Макмиллан . п. 77. ИСБН  978-1137489319 .
  32. ^ Ван Гиндерахтер, Маартен (2017). «Эдвард Джорис: между континентами и идеологиями?» . В Аллуле, Уссин; Элдем, Эдем; Смаэле, Хенк де (ред.). Убить султана: транснациональная история покушения на Абдулхамида II . Пэлгрейв Макмиллан . стр. 67–97. ISBN  978-1137489319 .
  33. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Санчес, Пабло Мартин (2018). Анархист, носивший мое имя . Издательство Дип Веллум. п. 218. ИСБН  978-1941920718 .
  34. ^ Уикс, Маркус (2016). Политика в минутах . Кверкус. ISBN  978-1681444796 .
  35. ^ Чорович, Владимир (1992). Отношения Сербии и Австро-Венгрии в XX веке . Белградская городская библиотека. п. 624. ИСБН  978-8671910156 .
  36. ^ Куни Мена, Энрике (11 мая 2003 г.). «90 лет после убийства доктора Мануэля Энрике Араухо» [90 лет после убийства доктора Мануэля Энрике Араужо]. Вертис (на испанском языке). Архивировано из оригинала 17 июня 2008 года . Проверено 17 сентября 2020 г.
  37. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Апоифис, Николас (2016). Анархия в Афинах: этнография воинственности, эмоций и насилия . Издательство Оксфордского университета . стр. 73–75. ISBN  978-1526100634 .
  38. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Морган, Тед, Красные: маккартизм в Америке двадцатого века , Нью-Йорк: Рэндом Хаус, ISBN   978-0679443995 (2003), с. 58
  39. ^ Гуманитарные науки, Национальный фонд помощи (5 июля 1914 г.). «Нью-Йоркская трибуна. [том] (Нью-Йорк [Нью-Йорк]) 1866–1924, 5 июля 1914 г., изображение 1» – через Chroniclingamerica.loc.gov.
  40. ^ Лоуденталь, Майкл (2017). Политика нападения: коммюнике и повстанческое насилие (серия MUP «Современные анархистские исследования») . Издательство Манчестерского университета . п. 46. ​​ИСБН  978-1526114440 .
  41. ^ Делзелл, с. 325; Робертс, с. 54; Ризи, с. 113
  42. New York Times : «Бомба угрожает жизни судьи по делу Сакко», 27 сентября 1932 г. , по состоянию на 20 декабря 2009 г.
  43. ^ Каннистраро, Филип В., и Мейер, Джеральд, ред., « Затерянный мир итало-американского радикализма: политика, труд и культура» , Вестпорт, Коннектикут: Praeger Publishers, ISBN   0-275-97891-5 (2003), с. 168
  44. ^ Аврич, Пол, Сакко и Ванцетти: Анархистский фон , Princeton University Press (1991), стр. 58–60

Библиография [ править ]

Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: e872c56636e2b28c0e9a492ec0ad7abb__1714563720
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/e8/bb/e872c56636e2b28c0e9a492ec0ad7abb.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Propaganda of the deed - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)