Коллективистский анархизм
Часть серии о |
Анархизм |
---|
Коллективистский анархизм , [1] также называется анархистским коллективизмом [2] и анархо-коллективизм , [3] — анархистская школа мысли , выступающая за отмену как государственной , так и частной собственности на средства производства . Вместо них он предусматривает как коллективную собственность на средства производства, так и право рабочих на плоды их собственного труда. [4] которое будет обеспечено общественным договором между отдельными людьми и коллективами. [5] Коллективисты считали профсоюзы средством осуществления коллективизма посредством социальной революции , где они могли бы сформировать ядро посткапиталистического общества. [6]
как синтез социального равенства и свободы Первоначально эта тенденция была задумана русским революционным социалистом Михаилом Бакуниным . [7] Его обычно связывают с антиавторитарными секциями Международной ассоциации рабочих и ранним испанским анархистским движением , на которое он продолжал оказывать сильное влияние до конца 19 века. В конце концов, она была вытеснена как доминирующая тенденция анархизма анархо-коммунизмом , который выступал за отмену заработной платы и распределение ресурсов « от каждого по способностям, каждому по потребностям ».
История [ править ]
Коллективистский анархизм был впервые сформулирован в рамках Международной ассоциации рабочих (IWA) под влиянием Михаила Бакунина . [8] Бакунин был вдохновлен традиционным аграрным коллективизмом, практиковавшимся русским крестьянством, и хотел, чтобы его принципы взаимопомощи были применимы к индустриальному обществу, которое он надеялся мобилизовать в пользу свободы и социального равенства . [9] По мнению Фридриха Энгельса , коллективизм Бакунина представлял собой синтез Карла Маркса и коммунизма мутуализма -Жозефа Прудона Пьера . [10] Бакунин отверг коммунистический принцип « от каждого по способностям, каждому по потребностям », считая вместо этого, что ресурсы должны распределяться в соответствии с собственным трудом. Прудона Хотя Бакунин принял организационную теорию федерализма , он также отверг мутуалистическое центрирование независимого ремесленника , вместо этого считая коллектив базовой социальной единицей для организации общества. [11]
Коллективизм Бакунина имел широкую популярность в Испании , где промышленные рабочие и сельские крестьяне черпали вдохновение в его принципах децентрализации и прямого действия . [12] С самого начала распространения анархизма в Испании в 1868 г. [13] Испанские анархисты в основном придерживались коллективизма, вдохновленные анархистской доктриной Бакунина. [14] одновременно опираясь на антиавторитаризм и федерализм, которых придерживался Франческ Пи-и-Маргалл . [15] Влияние Пи на коллективистов было наиболее выражено в работах Хуана Серрано Отейсы , одного из первых приверженцев коллективистского анархизма, который предполагал создание федерального общества, поддерживающего автономию личности, профсоюзов и муниципалитетов. [16] Но коллективизм Серрано отличался от федерализма Пи тем, что отвергал реформистские политические партии и вместо этого поддерживал рабочий класс как проводника революционных перемен. [17]
К 1870-м годам Испанская региональная федерация Международной ассоциации рабочих (FRE-AIT) широко распространила доктрину коллективистского анархизма, а ее принципы были широко приняты рабочими обществами, многие из которых сами даже не были анархистами. [18] После распада FRE-AIT в 1881 году барселонское отделение преобразовало организацию в Федерацию рабочих испанского региона (FTRE), созданную в соответствии с принципами коллективистского анархизма. [19]
Разрыв с анархо-коммунизмом [ править ]
В то время как анархистская теория в Испании оставалась в застое, а коллективистские позиции оставались в основном неизменными, международное анархистское движение развивалось в сторону анархо-коммунизма , и многие анархисты начали принимать теорию пропаганды дела . [20] в авангарде процесса итальянских анархистов . [21] Внутри Федерации Юра коллективисты во главе с Адемаром Швицгебелем сопротивлялись принятию коммунизма, но переход от коллективизма к коммунизму прошел в основном без разногласий. Однако в Испании, где анархисты-коллективисты добились исключительного успеха в профсоюзном движении, коллективизм сохранял свои позиции гораздо дольше, чем в других странах. И только когда их профсоюзная деятельность стала подавляться, испанские анархисты тяготели к коммунизму. [22]
Анархо-коммунисты критиковали коллективистскую модель права рабочих на плоды своего труда, которая, по их мнению, лишала избирательных прав непроизводителей и рисковала создать новый правящий класс, определяющий заработную плату. Вместо этого они выступают за отмену наемного труда и замену его системой солидарности, где вся собственность является общей. [23] Этому развитию коллективизма в коммунизм предшествовали труды Джеймса Гийома , который обрисовал посткапиталистическую систему, в которой ресурсы будут распределяться « от каждого в соответствии с его способностями, каждому в соответствии с его потребностями », в то время как коллективистская система будет используется при переходе от капитализма. [24] В организационном плане коммунисты выступали против профсоюзов, за которые выступали коллективисты, считая их фундаментально реформистскими и бюрократическими и, следовательно, несовместимыми с антиавторитарными моделями организации. [25] Вместо этого коммунисты предпочитали небольшие группы по интересам , которые могли совершать жестокие атаки на экономический порядок, поддерживая теорию пропаганды дела . [26]
В 1884 году Севильский конгресс FTRE привел к тому, что многие анархисты покинули организацию, поскольку они больше не считали ее лучшим средством организации рабочего класса для социальной революции. Это предшествовало полному разрыву между испанскими коллективистами и коммунистами, который произошел в следующем году. [27] Серрано пытался защитить коллективизм FTRE от подъема коммунизма, считая эти две тенденции непримиримо противоположными друг другу. [28] Но аргументы Серрано не смогли заручиться поддержкой, поскольку более умеренный коллективизм начал уступать место более радикальному коммунизму. [29] Публичные дебаты о достоинствах двух систем также закладывают основу для развития интеллектуальной традиции в испанском анархизме. [30]
коллективизма Упадок
Подъем коммунизма, бросивший вызов коллективистским принципам FTRE, в конечном итоге привел к роспуску организации. [31] В 1888 году каталонская региональная федерация FTRE была реорганизована в Пакт Союза и Солидарности , который номинально сохранял коллективистскую направленность, но принимал членов всех направлений. [32] Коллективист Рикардо Мелла выступил против создания Пакта, поскольку считал его фундаментально коммунистической организацией и опасался, что он подорвет FTRE. [33] Крах FTRE ознаменовал вытеснение коллективизма как доминирующей анархистской идеологии в Испании, поскольку коммунисты укрепили контроль над движением. [34] Мелла надеялся воссоздать FTRE, отказываясь даже признать его роспуск и предлагая его реорганизацию по более децентрализованной основе. [35] Но его усилия в конечном итоге оказались тщетными, поскольку большинство испанских коллективистов поддержали роспуск FTRE. [36]
В последующие годы в либертарианской прессе предпринимались попытки примирить раскол. [37] На страницах El Productor коллективист Селс Гомис и Местре выступил с призывом против догматизма . [38] Анархисты, выступавшие против раскола, в конечном итоге установили тенденцию « анархизма без прилагательных », чтобы преодолеть идеологические споры между двумя фракциями. [39] Коллективистско-коммунистические дебаты также вдохновили Эррико Малатесту на развитие плюралистической концепции анархизма. [40] Хотя он лично поддерживал анархо-коммунизм, он проводил различие между желаемыми целями и средствами, с помощью которых социальная революция , полагая, что организацию общества следует предоставить стихийному развитию. произойдет [41] Таким образом, он предложил союз коммунистов и коллективистов, основанный на общей тактической линии, выступая против догматизма как авторитарного инстинкта. [42] Но, несмотря на свои плюралистические наклонности, Малатеста продолжал выступать против коллективизма, считая его несовместимым с анархизмом. [43]
К концу XIX века коллективизм в Испании превратился в тенденцию меньшинства, включённую в состав анархо-коммунизма. [44] Это также уступило место развитию анархо-синдикализма , который объединил общину и организацию труда, преодолев как местничество коллективистов, так и заговорщический характер коммунистов. [45]
Дальнейшие события [ править ]
Коллективистский анархизм оставался заметным в сельских районах Андалусии , где местных квалифицированных рабочих привлекали обещания коллективного труда с индивидуальной собственностью на плоды этого труда. [46] Во время Испанской революции 1936 года многие идеи, предложенные коллективистским анархизмом, были воплощены в жизнь, поскольку наступление конфедеративных ополчений уступило место повсеместной коллективизации сельского хозяйства (около 35-40%) по всей Испанской республике . [47]
Современные потомки коллективистского анархизма включают экономику участия , пропагандируемую Майклом Альбертом и Робином Ханелем , которая принимает коллективистскую модель вознаграждения. [48]
Люди [ править ]
См. также [ править ]
- Анархическая Каталония
- Анархистские школы мысли
- Анархо-коммунизм
- Анархо-синдикализм
- Свободные ассоциации (марксизм и анархизм)
- Экономика участия
- Испанская революция 1936 года.
- Рабочий совет
- Рабочее самоуправление
Ссылки [ править ]
- ^ Аврич, Пол (1995) [2005]. Голоса анархистов: устная история анархизма в Америке . АК Пресс. п. 3 . «В целом представлен широкий спектр взглядов: индивидуалистический анархизм, мутуалистический анархизм, коллективистский анархизм, коммунистический анархизм и синдикалистский анархизм, если упомянуть только наиболее заметные». ISBN 978-1904859277 .
- ^ Кропоткин, Петр. (1905) [1987]. Анархизм и анархо-коммунизм . Свобода Пресс. п. 19 .
- ^ Бакли, AM (2011). Анархизм . Незаменимая библиотека. п. 97 . «Коллективистский анархизм, также называемый анархо-коллективизмом, возник после мутуализма». ISBN 978-1617147883 .
- ^ Эзенвейн 1989 , стр. 104–105; Мартин 1990 , стр. 75–76.
- ^ Эзенвейн 1989 , стр. 104–105.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Эзенвейн 1989 , с. 106.
- ^ Моррис 1993 , с. 115.
- ^ Туркато 2012 , с. 51.
- ^ Букчин 1978 , стр. 29–30.
- ^ Моррис 1993 , с. 76.
- ^ Букчин 1978 , стр. 28–29.
- ^ Букчин 1978 , стр. 30–31.
- ^ Эзенвейн 1989 , с. 106; Мартин 1990 , с. 88.
- ^ Эзенвейн 1989 , стр. 99–100.
- ^ Эзенвейн 1989 , стр. 100–101.
- ^ Эзенвейн 1989 , стр. 101–103.
- ^ Эзенвейн 1989 , стр. 103–104.
- ^ Мартин 1990 , с. 95.
- ^ Мартин 1990 , с. 84.
- ^ Эзенвейн 1989 , стр. 106–107.
- ^ Эзенвейн 1989 , с. 107; Туркато 2012 , с. 51.
- ^ Эзенвейн 1989 , стр. 109–110.
- ^ Эзенвейн 1989 , стр. 107–108.
- ^ Эзенвейн 1989 , с. 108.
- ^ Эзенвейн 1989 , стр. 108–109.
- ^ Эзенвейн 1989 , с. 109.
- ^ Эзенвейн 1989 , с. 113.
- ^ Эзенвейн 1989 , стр. 113–115.
- ^ Эзенвейн 1989 , с. 115.
- ^ Эзенвейн 1989 , стр. 115–116.
- ^ Эзенвейн 1989 , с. 118.
- ^ Букчин 1978 , с. 117; Эзенвейн 1989 , стр. 118–119.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Эзенвейн 1989 , с. 120.
- ^ Эзенвейн 1989 , с. 122.
- ^ Эзенвейн 1989 , стр. 122–123.
- ^ Эзенвейн 1989 , с. 123.
- ^ Эзенвейн 1989 , стр. 126–127.
- ↑ Перейти обратно: Перейти обратно: а б Эзенвейн 1989 , с. 127.
- ^ Акельсберг 2005 , стр. 62–63; Эзенвейн 1989 , с. 99.
- ^ Туркато 2012 , стр. 51–53.
- ^ Туркато 2012 , стр. 53–54.
- ^ Туркато 2012 , с. 53.
- ^ Туркато 2012 , с. 54.
- ^ Акельсберг 2005 , с. 69; Мартин 1990 , с. 88.
- ^ Акельсберг 2005 , с. 69.
- ^ Акельсберг 2005 , с. 68.
- ^ Мартин 1990 , с. 393.
- ^ Шеннон 2018 , с. 101.
- ^ Эзенвейн 1989 , стр. 101–107.
- ^ Эзенвейн 1989 , стр. 99, 106.
Библиография [ править ]
- Акельсберг, Марта А. (2005) [1991]. Свободные женщины Испании . АК Пресс . ISBN 978-1902593968 .
- Букчин, Мюррей (1978). Испанские анархисты . Нью-Йорк : Харпер и Роу . ISBN 0-06-090607-3 .
- Эзенвейн, Джордж Ричард (1989). Анархическая идеология и рабочее движение в Испании, 1868-1898 гг . Издательство Калифорнийского университета . ISBN 978-0520063983 .
- Мартин, Бенджамин (1990). Агония модернизации: труд и индустриализация в Испании . Издательство Корнелльского университета . ISBN 978-0875461656 .
- Моррис, Брайан (январь 1993 г.). Бакунин: Философия свободы . Книги Черной розы. ISBN 978-1-895431-66-7 .
- Шеннон, Дерик (2018). «Антикапитализм и либертарианская политическая экономия». В Адамсе, Мэтью С.; Леви, Карл (ред.). Справочник Пэлгрейва по анархизму . Лондон: Пэлгрейв Макмиллан. стр. 91–106. дои : 10.1007/978-3-319-75620-2_5 . ISBN 978-3319756196 . S2CID 158841066 .
- Туркато, Давиде (2012). Осмысление анархизма: эксперименты Эррико Малатесты с революцией, 1889–1900 гг . Пэлгрейв Макмиллан . ISBN 978-0230301795 .
- Туркато, Давиде (2018). «Анархический коммунизм». В Адамсе, Мэтью С.; Леви, Карл (ред.). Справочник Пэлгрейва по анархизму . Лондон: Пэлгрейв Макмиллан. стр. 237–247. дои : 10.1007/978-3-319-75620-2_13 . ISBN 978-3319756196 . S2CID 242094330 .
Дальнейшее чтение [ править ]
- Блонна, Алекс (1977). Марксизм и анархический коллективизм в Международной ассоциации рабочих, 1864–1872 гг. (Диссертация). Чико : Калифорнийский государственный университет . ОСЛК 6221011 .
- Хейвуд, Эндрю (16 февраля 2017 г.). "Анархизм". Политические идеологии: Введение (6-е изд.). Международное высшее образование Макмиллана. п. 146.
- Максимофф, врач общей практики (1964) [1953]. Политическая философия Бакунина . Издательство Макмиллан .
Внешние ссылки [ править ]
- Запись «Коллективистская система заработной платы» в Архиве анархии . анархо-коммуниста Петра Кропоткина Критика коллективистского анархизма со стороны в книге «Завоевание хлеба» (1892).