Манифест шестнадцати
Манифест шестнадцати | |
---|---|
Созданный | 1916 |
Автор(ы) | |
Подписавшиеся | см. ниже |
Цель | Способствовать анархистской поддержке победы союзных держав над центральными державами во время Первой мировой войны . |
Часть серии о |
Анархизм |
---|
Манифест шестнадцати ( французский : Manifeste des seize ), или Прокламация шестнадцати , был документом, составленным в 1916 году выдающимися анархистами Питером Кропоткиным и Жаном Гравом , который выступал за победу союзников над Германией и центральными державами во время Первой мировой войны . В начале войны Кропоткин и другие анархисты, сторонники дела союзников, отстаивали свою позицию на страницах газеты « Свобода» , что вызвало резкую критику. По мере того как война продолжалась, анархисты по всей Европе проводили кампании в антивоенных движениях и писали осуждения войны в брошюрах и заявлениях, включая одно заявление от февраля 1916 года, подписанное такими видными анархистами, как Эмма Гольдман и Рудольф Рокер .
В это время Кропоткин часто переписывался с теми, кто разделял его позицию, и один из них, Жан Грав, убедил его разработать документ, поощряющий анархистскую поддержку союзников. Получившийся в результате манифест был опубликован на страницах провоенного социалистического периодического издания La Bataille 14 марта 1916 года и вскоре после этого переиздан в других европейских анархистских периодических изданиях . В манифесте говорилось, что поддержка войны является актом сопротивления агрессии Германской империи и что войну следует вести до ее поражения. На этом этапе, предполагали авторы, правящие политические партии Германии будут свергнуты и будет достигнута анархическая цель освобождения Европы и немецкого народа.
Вопреки вводящему в заблуждение названию, « Манифест шестнадцати» первоначально подписали пятнадцать человек (среди них были некоторые из самых выдающихся анархистов Европы), а позже его подписали еще сотня. Позиция Манифеста резко контрастировала с позицией большинства анархистов того времени, многие из которых осуждали его подписавших и их сторонников и обвиняли их в предательстве анархистских принципов . В результате войны Кропоткин стал все более изолированным, и многие бывшие друзья разорвали с ним связи. Русское анархистское движение разделилось на две части: фракция поддерживала позицию Кропоткина в ответ на резкую критику большевиков . В других странах испанские и швейцарские анархистские движения отвергли Манифест и маргинализировали его сторонников.
Фон
[ редактировать ]Антинемецкая позиция Кропоткина
[ редактировать ]Антигерманские настроения были сильным течением в прогрессивных и революционных движениях в России с самого начала из-за немецкого влияния на аристократию правящей династии Романовых . Историк Джордж Вудкок утверждал, что, будучи русским, Кропоткин на протяжении всей своей жизни находился под влиянием подобных взглядов, кульминацией которых стали стойкие антинемецкие предрассудки в начале Первой мировой войны. Кропоткин также находился под влиянием русского анархиста Михаила Бакунина , на которого повлияло его соперничество с Карлом Марксом ; успехи Социал-демократической партии Германии , подорвавшей революционные движения Германии; и возникновение Германской империи под властью Отто фон Бисмарка . Таким образом, отмечает Вудкок, Кропоткин стал презирать рост марксизма, «немецких идей», и дополнял это интересом к Французской революции , которую Вудкок называл «своего рода приемным патриотизмом». [1]
Находясь в тюрьме, Кропоткин дал интервью для статьи, которая появится в выпуске The New York Times от 27 августа . В статье, в которой он упоминается как «ветеран российского агитатора и демократа», он цитируется как оптимистичный сторонник недавно разразившейся войны, полагая, что в конечном итоге она окажет либерализующее воздействие на российское общество. В письме к Жану Грейву , написанном в сентябре того же года, Кропоткин отчитал Грейва за желание мирного окончания конфликта и настаивал на том, что войну необходимо вести до конца, поскольку «условия мира будут навязаны победителем». . [2]
Несколько месяцев спустя Кропоткин разрешил включить написанное им письмо в октябрьский номер журнала Freedom за 1914 год . В нем, озаглавленном «Письмо Штеффену», он обосновал свою позицию в пользу войны, утверждая, что присутствие немецкой империи предотвратило развитие анархистских движений по всей Европе и что немецкий народ несет такую же ответственность за войну, как и немецкое государство. был. Он также утверждал, что после победы в войне население России будет радикализовано и объединено, что не позволит российской аристократии извлечь выгоду из конфликта. Таким образом, он утверждал, что тактика, направленная на прекращение войны, такая как пацифизм и всеобщие забастовки , не нужна и что вместо этого войну следует вести до тех пор, пока Германия не будет побеждена. [3]
Большевики быстро отреагировали на милитаризм Кропоткина , стремясь получить политический капитал . Владимир Ленин опубликовал в 1914 году статью в «Национальной гордости великороссов» , в которой он массово напал на Кропоткина и русских анархистов за ранние провоенные настроения первого, а также осудил Кропоткина и другого политического врага, Георгия Плеханова , как «шовинистов по оппортунизму». или бесхребетность». В других речах и эссе Ленин называл Кропоткина в первые годы войны «буржуазией», а в последующие месяцы понизил его до «мелкой буржуазии».
На протяжении 1915 и 1916 годов Кропоткин, живший в Брайтоне , Англия , часто имел слабое здоровье. Он не мог путешествовать зимой, поскольку в январе 1915 года врачи запретили этого делать, и в марте ему сделали две операции на груди. В результате большую часть 1915 года он был прикован к кровати, а в 1916 году — к креслу для ванны на колесиках. В это время Кропоткин вел постоянную переписку с другими анархистами, в том числе с русской анархисткой Мари Голдсмит . Голдсмит и Кропоткин часто расходились во мнениях о мировой войне , роли интернационализма во время конфликта и о том, можно ли было защищать антимилитаризм в тот период (начало 1916 г.). Как объяснялось выше, во время этих коммюнике Кропоткин занимал твердую провоенную позицию, поскольку он был предрасположен часто критиковать Германскую империю. [4]
Анархический ответ на войну и Кропоткина
[ редактировать ]Неподготовленные к тому, что историк Макс Неттлау назвал «взрывной неизбежностью» Первой мировой войны в момент ее начала в августе 1914 года, анархисты смирились с реальностью ситуации и через некоторое время начали принимать чью-либо сторону. [5] Как и все граждане, анархисты были вынуждены реагировать на политические интересы своих стран, влияние которых мало кого оставляло незатронутым. [6] О климате того времени Неттлау заметил: «Воздух был пропитан общепринятыми нациями, общепринятыми мнениями и своеобразными иллюзиями, которые люди питали относительно малых национальностей, а также достоинств и недостатков определенных рас. Существовали всевозможные правдоподобные оправдания империализма. для финансового контроля и так далее. А поскольку Толстой был мертв с 1910 года, в мире не было слышно ни одного голоса либертарианской и моральной силы: ни одна организация, большая или маленькая, не высказалась». [7] Европейская анархистская деятельность была ограничена как физически, так и внутренними разногласиями внутри анархистского движения по поводу отношения к войне. [8]
Мне очень больно выступать против такого старого и любимого друга, как Кропоткин, который так много сделал для дела анархизма. Но именно потому, что Кропоткин так всеми нами почитаем и любим, необходимо заявить, что мы не следуем за ним в его высказываниях о войне...
— Эррико Малатеста , 1914 г. [9]
В ноябрьском номере журнала Freedom за 1914 год были опубликованы статьи и Верлебена, в поддержку дела союзников анархистов, в том числе Кропоткина, Жана Грава, Варлаама Черкесова , а также опровержение «Письма Кропоткина Штеффену» итальянского анархиста под названием «Анархисты забыли свои принципы». Эррико Малатеста . [8] В последующие недели многочисленные письма с критикой Кропоткина были отправлены в «Фридом» и, в свою очередь, опубликованы благодаря редакционной беспристрастности редактора газеты Томаса Кила . [10] Отвечая на критику, Кропоткин разгневался на Киля за то, что он не отверг такие письма, назвав его трусом, недостойным своей роли редактора. созвали собрание, Позже члены «Свободы» которое поддержало провоенную позицию Кропоткина и призвало приостановить деятельность газеты. Келл, единственный приглашенный на участие антивоенный анархист, отклонил это требование, закончив встречу враждебным разногласием. В результате связь Кропоткина с «Свободой» прекратилась, и газета продолжала издаваться как орган для большинства антивоенных членов « Свободы » . [11]
К 1916 году Великая война длилась почти два года, в течение которых анархисты принимали участие в антивоенных движениях по всей Европе, делая многочисленные антивоенные заявления в анархистских и левых изданиях. В феврале 1915 года было опубликовано заявление собрания анархистов из различных регионов, включая Англию, Швейцарию, Италию, США, Россию, Францию и Нидерланды. Документ подписали такие фигуры, как Домела Ньювенхейс , Эмма Гольдман , Александр Беркман , Луиджи Бертони , Сол Яновский , Гарри Келли , Томас Килл, Лилиан Вулф , Рудольф Рокер и Джордж Барретт. Его также поддержали Эррико Малатеста и Александр Шапиро , двое из трех секретарей, избранных на свою должность в Анархистском Интернационале в 1907 году . В нем изложено несколько точек зрения, в том числе то, что все войны были результатом нынешней системы общества и, следовательно, не являются виной какого-либо конкретного правительства; не считал оборонительную и наступательную войну принципиально разными; и призвал всех анархистов поддерживать только классовый конфликт и освобождение угнетенного населения как средство разрешения войн между национальными государствами. [12]
Джордж Вудкок отмечает, что в результате их растущей изоляции от большинства антивоенных анархистов Кропоткин и анархисты, поддерживавшие его позицию, сблизились в месяцы, предшествовавшие Манифеста созданию . Некоторые из этих же людей позже подписали Манифест , в том числе Жан Грейв , Чарльз Малато , Поль Реклю и Кристиан Корнелиссен . [11] [13]
Манифест
[ редактировать ]Концепция и публикация
[ редактировать ]Поскольку он не мог путешествовать в 1916 году, Кропоткин часто переписывался с другими людьми, в том числе с Жаном Гравом, который посетил Кропоткина из Франции со своей женой. Вместе они обсуждали войну и твердую поддержку ее Кропоткиным. На предложение Кропоткина о том, что он хотел бы стать бойцом, если бы он был моложе, Грейв предложил опубликовать документ, призывающий анархистов поддерживать военные усилия на стороне союзных держав. Поначалу Кропоткин колебался из-за своей личной неспособности записаться на действительную военную службу, но в конце концов Грейв уговорил его. [13]
Какую роль каждый из них сыграл в авторстве, неизвестно. Тогда Грейв утверждал, что он был автором манифеста, а Кропоткин его отредактировал. В качестве альтернативы Григорий Максимов сообщил, что документ написал Кропоткин, а Грейв лишь посоветовал внести в него незначительные изменения. Джордж Вудкок отметил, что на эту работу, похоже, сильно повлияли общие опасения и аргументы Кропоткина против Германской империи, и поэтому посчитал, что точное авторство не имеет значения. [13]
Манифест « , который позже получит свое знаменитое название, датируется 28 февраля 1916 года и впервые был опубликован в Ла Батай» 14 марта. [14] La Bataille было неоднозначным социалистическим периодическим изданием, известным своей поддержкой войны, и марксистские группы обвинили его в том, что оно является прикрытием для правительственной пропаганды. в результате [13]
Содержание
[ редактировать ]Оригинальное заявление, состоящее из десяти абзацев, включает в себя философско-идеологические предпосылки, основанные на взглядах Петра Кропоткина. [13]
Эссе начинается с заявления о том, что анархисты правильно сопротивлялись войне с самого ее начала и что авторы предпочли бы мир, достигнутый международной конференцией европейских рабочих. Затем он утверждает, что немецкие рабочие, скорее всего, также поддержали бы такое завершение войны, и приводит несколько причин, почему в их интересах было бы призвать к перемирию . Эти причины заключались в том, что граждане после двадцати месяцев войны поймут, что их обманом заставили поверить, что они принимают участие в оборонительной войне ; что они признают, что немецкое государство давно готовилось к такому конфликту и поэтому неизбежно будет виновато; что Германская империя не могла материально поддержать оккупацию захваченной ею территории; и что люди, живущие на оккупированных территориях, имеют свободу выбора, хотят ли они быть аннексированы или нет.
По нашему глубокому сознанию, нападение Германии было угрозой не только нашим надеждам на освобождение, но и всей человеческой эволюции. Вот почему мы, анархисты, мы, антимилитаристы, мы, враги войны, мы, страстные сторонники мира и братства народа, мы встали на сторону сопротивления и считаем, что нам не нужно отделять свою судьбу от судьбы населения.
— Манифест Шестнадцати , 28 февраля 1916 г.
В нескольких параграфах обрисовываются потенциальные условия перемирия, отвергая любое представление о том, что Германская империя может диктовать условия мира. Авторы также настаивают на том, что немецкое население должно взять на себя некоторую вину за то, что оно не оказало сопротивления движению к войне со стороны немецкого правительства. Авторы утверждают, что немедленные призывы к переговорам не будут благоприятными, поскольку немецкое государство потенциально будет диктовать процесс с позиции дипломатической и военной мощи. Вместо этого в манифесте провозглашается, что война должна продолжаться, чтобы немецкое государство потеряло свою военную мощь и, как следствие, свою способность вести переговоры.
Авторы заявляют, что из-за их антиправительственной, антимилитаристской и интернационалистической философии поддержка войны была актом «сопротивления» Германской империи. Затем в манифесте делается вывод, что победа над Германией и свержение Социал-демократической партии Германии и других правящих партий Германской империи будет способствовать достижению анархистской цели освобождения Европы и немецкого народа, и что авторы готовы сотрудничать. с немцами для достижения этой цели. [13]
Подписавшиеся и сторонники
[ редактировать ]Манифест подписали некоторые из самых выдающихся анархистов Европы. [15] Первоначально подписантов было пятнадцать, с ошибочным шестнадцатым именем « Хусейн Дей », которое было названием города, в котором жил Антуан Орфила. [16] Соавторы манифеста Жан Грав и Петр Кропоткин были одними из первых, кто его подписал. [13]
анархо-синдикалистов Кристиан Корнелиссен и Франсуа Ле Леве Из Франции подписанты ; Корнелиссен был сторонником Union Sacree , перемирия между французским правительством и профсоюзами во время Первой мировой войны , и написал несколько антинемецких брошюр, а тридцатидвухлетний Ле Леве позже присоединился к французскому Сопротивлению во время Первой мировой войны. Вторая мировая война . Другим подписавшимся французом был Поль Реклю , брат известной анархистки Элизе Реклю . [17] чья поддержка войны и манифеста убедила японского анархиста Санширо Исикаву (который гостил у Реклю) подписать его. Исикава подписал бумагу как «Чикава». [18]
Варлам Черкезишвили (подписавшийся на русский манер как «Варлаам Черкесов»), грузинский анархист, марксистский критик и журналист, был еще одним заслуживающим внимания подписавшим. Остальными лицами, подписавшими первоначальную публикацию документа, были Анри Фюсс , Жак Герен , Шарль-Анж Лесан , Шарль Малато , Жюль Муано , Антуан Орфила, Марк Пьеро и Ф. Ришар. [19] Джеймс Гийом , хотя и был сторонником войны, по неизвестным причинам не был первоначальным подписавшим. [13] Манифест был подписан примерно сотней других анархистов, половина из которых были итальянскими анархистами . [16]
Влияние и наследие
[ редактировать ]Анархисты обязаны протестовать против этой попытки обвинить анархизм в продолжении жестокой бойни, которая никогда не обещала никакой пользы делу справедливости и свободы и которая теперь показывает себя абсолютно бесплодной и безрезультатной даже с самого начала. точки зрения правителей обеих сторон.
— Эррико Малатеста , 1916.
Публикация Манифеста была встречена международным анархистским движением с большим неодобрением, и, рассматривая его влияние, Джордж Вудкок заявил, что он «просто подтвердил раскол, существовавший в анархистском движении». [12] [13] Подписавшие Манифест рассматривали Первую мировую войну как битву между немецким империализмом и международным рабочим классом. Напротив, большинство анархистов того времени, в том числе Эмма Гольдман и Александр Беркман , рассматривали войну как войну различных капиталистически-империалистических государств за счет рабочего класса. [15] Число сторонников позиции Кропоткина достигло примерно 100 человек, в то время как подавляющее большинство анархистов разделяли взгляды Гольдмана и Беркмана. [12]
Наряду с перепечатанным манифестом в колонках писем «Свободы» в апреле 1916 года был подготовлен ответ Эррико Малатесты . [20] В ответе Малатесты, озаглавленном «Правительственные анархисты», признавались «добросовестность и добрые намерения» подписавших сторон, но они обвинялись в предательстве анархистских принципов. [8] [21] Вскоре к осуждению Малатесты присоединились и другие, в том числе Луиджи Фаббри , Себастьен Фор , [22] и Эмма Голдман [Я] :
Мы решили отказаться от позиции Петра [Кропоткина], и, к счастью, мы были в этом не одиноки. Многие другие чувствовали то же, что и мы, как бы ни было тяжело повернуться против человека, который так долго был нашим вдохновением. [...] Конечно, мы были всего лишь горсткой по сравнению с миллионами опьяненных войной, но нам удалось распространить по всему миру манифест, выпущенный нашим Международным бюро, и мы увеличили нашу энергию дома, чтобы разоблачить истинную правду. характер милитаризма.
— Эмма Голдман, «Живу своей жизнью» . [24]
В результате его твердой поддержки войны популярность Кропоткина упала, и многие бывшие друзья разорвали с ним связи. Двумя исключениями были Рудольф Рокер и Александр Шапиро , но оба в то время отбывали тюремное заключение. В результате Кропоткин стал все более изолированным в последние годы своего пребывания в Лондоне перед возвращением в Россию. [25] В книге «Петр Кропоткин: Его федералистские идеи» (1922), обзоре произведений Кропоткина, написанном Камилло Бернери , автор вставил критику милитаризма первого. Бернери писал: «своей провоенной позицией Кропоткин отделил себя от анархизма» и утверждал, что « Манифест Шестнадцати » «маркирует кульминацию непоследовательности среди провоенных анархистов; [Кропоткин] также поддерживал Керенского в России по вопросу о ведение войны». [26] Ученый-анархист Вернон Ричардс предполагает, что если бы не желание редактора журнала «Freedom» Томаса Кила (который сам является ярым противником войны) с самого начала предоставить сторонникам войны справедливое выслушивание, они могли бы оказаться в политической изоляции гораздо раньше. [8]
Россия
[ редактировать ]Историк Пол Аврич описывает последствия поддержки войны как «почти фатальный» раскол в российском анархистском движении . [15] Московские анархисты разделились на две группы: более крупная фракция поддерживала Кропоткина и его соратников-оборонщиков; меньшая антивоенная фракция ответила отказом от кропоткинского анархического коммунизма в пользу анархо-синдикализма . Несмотря на это, анархистское движение в России продолжало набирать силу. [15] В статье, опубликованной в декабрьском номере журнала «Государство и революция» за 1916 год , лидер большевиков Ленин обвинил подавляющее большинство российских анархистов в следовании Кропоткину и Грейве и назвал их «анархо-шовинистами». Подобные замечания были сделаны и другими большевиками, такими как Иосиф Сталин , который написал в письме лидеру коммунистов: «Я недавно читал статьи Кропоткина — старый дурак, должно быть, полностью сошел с ума». [27] Лев Троцкий процитировал поддержку Кропоткиным войны и его манифеста, одновременно осуждая анархизм:
Престарелый анархист Кропоткин, с юности питавший слабость к народникам , воспользовался войной, чтобы отречься от всего, чему он учил почти полвека. Этот обличитель государства поддерживал Антанту , и если он и обличал двойную власть в России, то не во имя анархии, а во имя единой власти буржуазии.
- Троцкий, Леон, История русской революции , 1930 г. [27]
Историк Джордж Вудкок охарактеризовал эту критику как приемлемую, поскольку она сосредоточена на милитаризме Кропоткина. Однако он нашел критику русских анархистов «неоправданной», а относительно обвинений в том, что русские анархисты поддержали послание Кропоткина и Грейва, Вудкок заявил: «Ничего подобного не произошло; только около сотни анархистов подписали различные заявления в поддержку война; большинство во всех странах придерживалось антимилитаристской позиции так же последовательно, как и большевики». [27]
Швейцария и Испания
[ редактировать ]В Женеве разгневанная группа «интернационалистов» – среди них Гроссман-Рощин, Александр Ге и ученик Кропоткина К. Оргеиани – назвала анархистов-поборников войны «анархо-патриотами». [15] [28] Они утверждали, что единственной формой войны, приемлемой для истинных анархистов, является социальная революция , которая свергнет буржуазию и ее репрессивные институты. [15] Жан Винч , основатель Лозаннской школы Феррера и редактор La libre fédération , был изолирован от швейцарского анархистского движения, когда присоединился к Манифесту и его подписавшим сторонам. [29]
Испанские анархо-синдикалисты, выступавшие против войны из-за доктринерского цинизма и убеждения, что ни одна из фракций не находится на стороне рабочих, гневно отвергли своих прежних кумиров (включая Кропоткина, Малато и Граве), обнаружив, что они были авторами манифеста. Небольшое количество анархистов в Галисии и Астурии выразило инакомыслие и было горячо осуждено большинством каталонских анархо-синдикалистов (которые преобладали в анархистском союзе Confederación Nacional del Trabajo ). [30]
См. также
[ редактировать ]Сноски
[ редактировать ]Я. ^ В своей автобиографии « Живи своей жизнью » Эмма Гольдман вспоминала многочисленных анархистов из воюющих стран Великобритании, Франции, Нидерландов и Германии, которых она противопоставляла Кропоткину за их антивоенную позицию во время Первой мировой войны. перечислил Эррико Малатесту, Рудольфа Рокера, Александра Шапиро, Томаса Х. Кила и «других анархистов, говорящих по-еврейски и на родном языке». Во Франции она отметила Себастьяна Фора, «А. Армана» (Э. Арманд? — прим. ред.) и «членов анархистско-синдикалистского движения». Из Нидерландов она насчитала Домелу Ньювенхейса и «его коллег». Что касается Германии, она перечислила Густава Ландауэра, Эриха Мюзама, Фрица Эртера, Фрица Катера и «множество других товарищей». [24]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Вудкок 1990 , с. 374
- ^ Вудкок 1990 , с. 379
- ^ Кропоткин 1914 г.
- ^ Конфино 1981
- ^ Неттлау 1996 , с. 290
- ^ Неттлау 1996 , стр. 290–1.
- ^ Неттлау 1996 , с. 291
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д Ричардс 1965 , стр. 219–222.
- ^ Вудкок 1990 , с. 382
- ^ Вудкок 1990 , с. 381
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Вудкок 1990 , с. 383
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Вудкок 1990 , с. 385
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж г час я Вудкок 1990 , с. 384
- ^ Майтрон 1975 , с. 15
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д и ж Аврич 2005 , стр. 116–119.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Скирда 2002 , с. 109
- ^ Герен 2005 , с. 390
- ^ Крамп 1993 , с. 248
- ^ Майтрон 1975 , с. 21
- ^ Неттлау 1924 г.
- ^ Росмер 1987 , с. 119
- ^ Вудкок и Авакумович 1970 , с. 385
- ^ Векслер 1984 , стр. 235–244.
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Гольдман 1930 , стр. 654–656.
- ^ Вудкок 1990 , с. 387
- ^ Бернери 1943 , с. 16
- ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Вудкок 1990 , с. 380
- ^ Ге 1987
- ^ Документы Жана Винча . Международный институт социальной истории.
- ^ Микер 1974 , с. 28
Библиография
[ редактировать ]- Аврич, Пол (2005). Русские анархисты . Эдинбург: АК Пресс . ISBN 978-1-904859-48-2 . ОСЛК 65204096 .
- Бернери, Камилло (1943). Петр Кропоткин: Его федералистские идеи . Лондон: Фридом Пресс . OCLC 256074911 .
- Конфино, Майкл (1981). «Анархизм и интернационализм. Вокруг Манифеста шестнадцати неопубликованных переписок Петра Кропоткина и Мари Голдсмит, январь-март 1916 года». Записные книжки русского и советского мира . 22 (2–3): 231–249. дои : 10.3406/смр.1981.1914 . S2CID 161829629 .
- Крамп, Джон (1993). Хатта Сюдзо и чистый анархизм в межвоенной Японии . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Пресса Св. Мартина . ISBN 978-0-312-10631-7 . OCLC 28585495 .
- Ге, Александр (1987). Открытое письмо П. Кропоткину . Александрия, Вирджиния : Chadwyck-Healey Inc. OCLC 221190113 .
- Гольдман, Эмма (1930). Живу своей жизнью . Нью-Йорк: Dover Publications . ISBN 978-0-486-22544-9 . OCLC 42598818 .
- Герен, Даниэль (2005). Нет богов, нет хозяев: Антология анархизма . Окленд, Калифорния ; Эдинбург: АК Пресс. ISBN 978-1-904859-25-3 . OCLC 67874678 .
- Кропоткин, Петр (октябрь 1914 г.). «Письмо Штеффену» . Свобода . Проверено 8 ноября 2008 г.
- Майтрон, Жан (1975). Анархистское движение во Франции. Полет. II (на французском языке). Париж: Франсуа Масперо. OCLC 79508348 .
- Микер, Джеральд (1974). Революционные левые в Испании, 1914-1923 гг . Стэнфорд: Издательство Стэнфордского университета . ISBN 978-0-8047-0845-6 . ОСЛК 1205813 .
- Неттлау, Макс (1996). Краткая история анархизма . Лондон: Freedom Press. ISBN 978-0-900384-89-9 . ОСЛК 37529250 .
- Неттлау, Макс (1924). Эррико Малатеста: Биография анархиста . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Еврейская анархистская федерация . Проверено 8 декабря 2008 г.
- Ричардс, Вернон (1965). Эррико Малатеста: его жизнь и идеи . Лондон: Freedom Press. OCLC 246691800 .
- Росмер, Альфред (1987). Ленинская Москва . Лондон: Закладки. ISBN 978-0-906224-37-3 . OCLC 17158402 .
- Скирда, Александр (2002). Лицом к врагу: история анархистской организации от Прудона до мая 1968 года . Эдинбург; Окленд, Калифорния: AK Press/ Библиотека Кейт Шарпли . ISBN 978-1-902593-19-7 . OCLC 50014468 .
- Векслер, Алиса (1984). Эмма Гольдман: Интимная жизнь . Нью-Йорк: Книги Пантеона . ISBN 978-0-394-52975-2 . ОСЛК 230810657 .
- Вудкок, Джордж (1990). Петр Кропоткин: От принца до бунтовщика . Монреаль: Книги Черной розы . ISBN 978-0-921689-60-7 . OCLC 21156316 .
- Вудкок, Джордж; Авакумович, Иван (1970). Князь-анархист: биографическое исследование Петра Кропоткина . Лондон, Нью-Йорк: TV Boardman. ОСЛК 2676280 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Manifeste des seize и ответы на Манифест (на французском языке) , архивировано 21 января 2001 г.
- Манифест шестнадцати в Анархической энциклопедии Daily Bleed