Военно-морская война в Средиземноморье во время Первой мировой войны.
Морская война в Средиземноморье (1914–1918) | |||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
Часть морской войны Первой мировой войны. | |||||||
Средиземное море и прилегающие регионы | |||||||
| |||||||
Воюющие стороны | |||||||
Регия Марина Французский флот Королевский флот ВМС США Греческий флот Императорский флот Японии Императорский Российский Флот | Австро-Венгерский флот Императорский флот Германии Османский флот Болгарский флот |
Военно-морская война в Средиземном море во время Первой мировой войны происходила между военно-морскими силами Антанты и центральных держав в Средиземном море в период с 1914 по 1918 год.
Австро-Венгерский императорский и Королевский флот
[ редактировать ]В 1914 году Австро-Венгрия была военно-морской державой среднего размера. Ее береговая линия простиралась от Венеции и Триеста (на территории современной Италии) до ниже Каттаро в Черногории . В составе австро -венгерского флота было девять преддредноутных и четыре совершенно новых дредноутных «Тегеттофф» типа линкора , броненосные крейсеры, защищенные крейсеры, легкие крейсеры, эсминцы, большое количество быстроходных торпедных катеров и ряд подводных лодок. Кроме того, немцам удалось отправить еще несколько подводных лодок в Средиземное море , которые действовали с австрийских военно-морских баз сначала под флагом австрийского военно-морского флота, а затем под флагом военно-морского флота Германии.
Итальянская Regia Marina (Королевский флот)
[ редактировать ]Королевство Италия во время Первой мировой войны имело шесть линкоров- дредноутов ( «Данте Алигьери» в качестве прототипа, «Джулио Чезаре» , «Конте ди Кавур» и «Леонардо да Винчи» класса Конте ди Кавур» « , «Андреа Дориа» и « Дуилио» класса «Андреа Дориа» ) . Только четверо участвовали в Первой мировой войне , и ни один из них не участвовал в боевых действиях.
Во время войны и итальянский Королевский флот, и австро-венгерский флот держали свои самые современные крупные корабли внутри своих баз ( «Пола» и «Катаро» для австрийского флота, «Бриндизи» и «Таранто» для итальянского флота), оставляя в основном подводные лодки, эсминцы и торпедные катера. и крейсеры-разведчики для ведения боевых действий. [1] Так называемая Адриатическая кампания Первой мировой войны состояла в основном из относительно небольших боев между легкими силами, таких как битва при Дураццо и битва в проливе Отранто , нескольких прибрежных бомбардировок (таких как австро-венгерская бомбардировка Анконы и Бомбардировка Дураццо союзниками ), широкомасштабная подводная война Германии и Австро-Венгрии в Адриатике и Средиземном море, а также использование итальянцами нового оружия (в основном МАС и человеко-торпед ), которые успешно потопили три австрийских линкора.
На протяжении большей части войны итальянские и австро-венгерские военно-морские силы относительно пассивно следили за своими коллегами. Итальянский флот потерял линкор «Бенедетто Брин» , который взорвался в Бриндизи (27 сентября 1915 г.); а 2 августа 1916 года итальянский дредноут «Леонардо да Винчи» взорвался в Таранто, в результате чего погибло 249 членов его экипажа. Эти события , напоминающие события военного корабля США «Мэн» , широко освещались в итальянской прессе, которая сразу же обвинила австрийских или немецких диверсантов. Другие считали, что причиной взрыва стал нестабильный бурый уголь, но позже итальянская контрразведка обнаружила австрийскую диверсионную сеть, базирующуюся в Цюрихе , которая была ответственна за потопление двух линкоров. [2]
Итальянские потопления австрийских линкоров
[ редактировать ]В декабре 1917 года Луиджи Риццо на своем моторно-торпедном катере MAS потопил австро-венгерский линкор SMS Wien , который стоял на якоре в гавани Триеста. [3]
Рано утром 10 июня 1918 года адмирал Хорти и несколько кораблей направлялись к заграждению в Отранто, чтобы совершить внезапную атаку. Когда сравнительно новый дредноут « СМС Сент Иштван» проплывал мимо острова Премуда у берегов Далмации, небольшая итальянская моторная лодка с двумя торпедами, которой снова командовал Луиджи Риццо на обратном пути в Италию, внезапно увидела приближающийся вместе с ней линкор. эскорт. Приближаясь на высокой скорости, MAS выпустил обе торпеды и поразил линкор, прежде чем уйти невредимым. Несмотря на отважные усилия экипажа с насосами и попытки отбуксировать его в порт, через несколько часов уровень воды не удалось удержать, и корабль перевернулся.
В ночь с 31 октября на 1 ноября 1918 года небольшая итальянская живая торпеда под названием « мигнатта », на борту которой находились два человека, проникла на базу Пола и подорвала плавучую мину под корпусом стоящего на якоре линкора SMS Viribus Unitis . Они не знали, что весь австрийский флот только что был передан новому Национальному совету словенцев, хорватов и сербов ; это произошло вечером 31 октября, когда итальянские корабли, назначенные для операции, уже покинули порт и поэтому не могли быть проинформированы. [4] После установки мин два итальянских оператора были схвачены и сообщили команде, что корабль собирается затонуть, хотя и не сообщили, что установили мины на корпус; однако взрывы были отложены, и команда начала возвращаться на борт корабля, полагая, что они лгут. Вскоре после этого взорвались мины, в результате чего « Вирибус Юнитис» затонул.Славянский национальный совет не предпринял никаких усилий для поднятия корабля, поскольку всего несколько дней спустя Италия оккупировала этот регион.
Кампании
[ редактировать ]В Средиземном море война началась с того, что большая часть большого, но устаревшего французского флота была задействована в сопровождении для защиты конвоев через Средиземное море от меньшего, но более нового австрийского флота и прикрытия от возможного вступления Италии в войну на стороне Австрии. Несколько британских кораблей также были отправлены на Мальту для усиления британского Средиземноморского флота . Германия также имела небольшое присутствие в Средиземном море: несколько кораблей базировались на австрийской военно-морской базе Пола (нынешняя Хорватия), а в начале боевых действий ее мощный крейсер СМС Гебен и легкий крейсер СМС Бреслау патрулировали западную часть Средиземного моря. Средиземноморье. Немецкие корабли не обнаружили французские конвои, поэтому приступили к бомбардировке городов Бизерта и Бон во французском протекторате Тунис . Преследуемые более крупными французскими и британскими силами, «Гебен» и «Бреслау» направились в Турцию , где они были номинально переданы Османскому флоту, когда Османская империя вступила в войну на стороне Центральных держав, и провели несколько сражений против российского Черноморского флота, пока Россия не вступила в войну. капитуляция в 1917 году.
После того, как Королевство Италия вступило в войну на стороне союзников в 1915 году, стратегия союзников заключалась в блокаде Адриатики в проливе Отранто и контроле за перемещениями австрийского флота. В целом эта стратегия оказалась успешной, но австрийцы несколько раз атаковали заграждение, потопив множество судов: в ночь с 26 на 27 апреля 1915 года австрийская подводная лодка U-5 под командованием лейтенанта Георга фон Траппа ( «Звуки музыки» известного как ). ), потопил французский крейсер «Леон Гамбетта» .
Австрийцы и немцы также смогли отправить подводные лодки в Средиземное море, где они нанесли некоторый ущерб. Общие потери военных кораблей союзников от австрийских и немецких подводных лодок составили: два линкора, два броненосных крейсера, пять эсминцев и две подводные лодки (помимо множества поврежденных военных кораблей и затонувших грузовых судов). Основными морскими базами австрийского флота на Адриатике были Пола (в Истрии ) и Каттаро (в южной Далмации ).
Военно-морские силы союзников могли относительно свободно плавать по Средиземному морю, удерживая надводные части центральных держав взаперти либо на Адриатике, либо в Константинополе. Эта свобода передвижения была чрезвычайно важна для союзников, поскольку они могли не только сохранять открытыми маршруты снабжения (например, в Египет), но и эвакуировать остатки сербской армии из плена и даже спускать на воду (и доставлять) десантные корабли. вторжения в Галлиполи в 1915 году и в Салоники в 1916 году.
В 1915 году основным действием флота стала неудавшаяся попытка союзников вывести Османскую империю из войны путем нападения на Константинополь. Союзникам нужно было пройти пролив Дарданеллы , чтобы снабжать Россию. Битва при Галлиполи длилась большую часть года, но оказалась безуспешной. Первоначальный морской десант был отбит минами и прибрежными крепостями, последующий наземный десант также был разбит, но с тяжелыми потерями с обеих сторон.
После Галлиполи единственное значимое морское сражение произошло 15 мая 1917 года, когда три австрийских крейсера под командованием капитана Миклоша Хорти совершили набег на заграждение Отранто, военно-морскую блокаду союзниками пролива Отранто. Рейд увенчался частичным успехом, но рейдеры были почти уничтожены попаданием снаряда, выведшим из строя двигатель австрийского крейсера SMS Novara . С приближением более тяжелых сил союзников австрийцы вернулись в Полу. Затем австрийцы решили совершить набег на патрульные катера, охранявшие пролив Отранто между Италией, Корфу и Албанией. Более подробную информацию см. в сражении у Отрантоского заграждения .
Вторичные кампании и вмешательства
[ редактировать ]От союзников
[ редактировать ]Союзные флоты также сыграли роль в принуждении греческого правительства присоединиться к союзникам, а затем снабжать военные кампании в Палестине и Македонии . Хотя Германия смогла получить контроль над Черным морем и частью российского флота после распада Российской империи, им так и не удалось прорваться в Эгейское море . Немецко-турецкий флот наконец вышел в Эгейское море в 1918 году в битве при Имбросе , но после уничтожения двух британских мониторов попал на минное поле. В результате « Бреслау» был потоплен, и «Гебен» почти повторил эту судьбу, но капитан смог посадить корабль на мель и выбросить на берег, прежде чем он перевернулся. « Гебен» не ремонтировали до окончания войны, а оставшиеся военно-морские силы Османской империи хранились в Черном море.
Союзные флоты ненадолго оккупировали Константинополь после Мудросского перемирия , пока новая Турецкая Республика под руководством Мустафы Кемаля не вернула себе контроль над городом в 1923 году.
Корабли союзников продолжали вмешиваться в дела России после окончания войны, доставляя экспедиционные силы и припасы через Средиземное море белым армиям на юге России.
Румыния, член союзников, имела как минимум 1 вооруженное торговое судно в Средиземном море. 1 февраля 1917 года недалеко от Жиронды подводная лодка всплыла возле румынского купца Бухареста , последний был вооружен двумя 120-мм пушками. Завязалась короткая артиллерийская дуэль между кормовым орудием купца (которое возглавлял офицер Чокаш Михаил) и палубным орудием подводной лодки. В конце концов снаряд из торгового орудия упал в 50 метрах от подводной лодки, заставив подводную лодку погрузиться под воду и отступить. [5]
Япония , союзник Великобритании, с апреля 1917 года отправила в Средиземное море в общей сложности 12 эсминцев (позже усиленных двумя, арендованными у Королевского флота). Японские корабли были очень эффективны в патрулировании и противолодочной деятельности (72 процента времени японский флот проводил в море, тогда как британский — 60 процентов, а французский и итальянский — около 45 процентов). [6] [7] [8] Япония потеряла 68 человек убитыми и получила тяжелые повреждения на эсминце « Сакаки» , торпедированном австрийской подводной лодкой U-27 . [9]
От центральных держав
[ редактировать ]Болгарский флот с 1915 года создал в Средиземном море собственный независимый военно-морской род для защиты своих территорий Беломорья (в нынешних греческих провинциях Восточная Македония и Фракия ), который назывался Болгарским Беломорским флотом и патрулировал в бывшие болгарские прибрежные территории в Эгейском море . В 1916 году этот флот модернизировался, получив первые подводные лодки, и свой первый постоянно действующий военный корабль «Искра» . Болгарское средиземноморское участие возобновилось в обороне Дедеагача (установив комплекс из 52 мин перед городом) от бомбардировки английскими, французскими и русскими кораблями. 6 февраля 1917 года болгары сбили в Эгейском море гидросамолет союзников. 4 мая 1917 года мобилизованный английский траулер « Лорд Солсбери » затонул в Средиземном море из-за мин, заложенных болгарами. После Салоникского перемирия вместе с болгарскими территориями на Белом море весь этот флот перешел под управление Франции. [10]
Австро-венгерский флот потерял за время войны девять подводных лодок: пять потоплены итальянским флотом ( U-10 , U-12 , U-16 , U-20 , U-23 ), по одной итальянскими и французскими частями ( U-30 ). , один британских подразделений ( U-3 ). [11]
Примечания
[ редактировать ]- ^ «Совместные операции на Адриатике, 1915-18» . Проверено 29 мая 2016 г.
- ^ «Архивный вестник Исторического управления ВМФ – ВМФ» . Проверено 29 мая 2016 г.
- ^ Статья в NY Times о затоплении Луиджи Риццо Вены и других нападениях.
- ^ «Траншеи в сети – Специальное предложение: Нападение на Вирибус Юнитис» . Проверено 29 мая 2016 г.
- ^ Раймонд Стэнеску, Кристиан Крэчунойу, Румынский флот в Первой мировой войне , стр. 260 (на румынском языке)
- ^ Фолс, с. 295
- ^ Тимоти Д. Саксон/Англо-японское военно-морское сотрудничество, 1914-1918 гг.
- ^ «Страница включена/Уведомление о прекращении обслуживания» Архивировано Проверено 13 февраля 2012 г. 29 мая 2016 г. .
- ^ «Японский флот, IJN, Первая мировая война» . Проверено 29 мая 2016 г.
- ^ «БОЛГАРСКИЙ В МАКЕДОНИИ И ЭГЕЙСКОЙ ФРАКИИ» . 20 января 2012 г. Архивировано из оригинала 20 января 2012 г. Проверено 28 марта 2024 г.
- ^ «Австрийский или австро-венгерский флот, Первая мировая война» . Проверено 29 мая 2016 г.
Источники
[ редактировать ]- Фолс, Сирил (1961). Великая война . Книги Козерога.
- Халперн, Пол Г. (1995). Военно-морская история Первой мировой войны . Рутледж. ISBN 1-85728-498-4 .
- ВМС Австрии, Первая мировая война , загружено с Naval-History.net (май 2017 г.)
- Средиземноморская кампания , загруженная с Naval-History.net (май 2017 г.)
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Хальперн, Пол Г.: Средиземноморский театр, Военно-морские операции , в: 1914-1918-онлайн. Международная энциклопедия Первой мировой войны .