Jump to content

Келантанское восстание

Келантанское восстание
Часть Азиатско-Тихоокеанского театра военных действий (Первая мировая война)
Дата 29 апреля 1915 г. - 24 мая 1915 г.
Расположение
Результат Британская победа
Воюющие стороны

Соединенное Королевство Великобритании и Ирландии Британская империя

Келантанские повстанцы
При поддержке:
 Османская империя
Командиры и лидеры
Соединенное Королевство Великобритании и Ирландии сэр Артур Хендерсон Янг
Келантан Султан Мухаммед IV
Хаджи Хасан бин Мунас  
Тенгку Бесар Туан Ахмад
Сила
Соединенное Королевство Великобритании и Ирландии 150 2,500
Жертвы и потери
Немного Несколько сотен

Келантанское восстание , также известное как восстание Ток Джанггута , — антиколониальное восстание, произошедшее в 1915 году в протекторате Келантан британском на северо-востоке Малайского полуострова , ныне штате Малайзия .

Вспышка Келантанского восстания в 1915 году привлекла большое внимание ученых, но существовало много разногласий по поводу того, что на самом деле было причиной восстания. Это остается областью истории Малайзии, которая до сих пор обсуждается среди ученых, независимо от того, где ученые изучали восстание с точки зрения британской колониальной эпохи или с точки зрения местных жителей. Обе версии представляют очень разные интерпретации мотивов восстания. Однако обе стороны пришли к единому мнению, что восстание было сосредоточено на бородатом джентльмене почтенного вида. [1] : 17  - Хаджи Мохд Хасан бин Мунас, псевдоним Ток Джанггут (Старая Длинная Борода).

Ход восстания

[ редактировать ]

Восстание началось 29 апреля 1915 года, когда полицейский был убит при попытке арестовать Ток Джанггута на митинге против недавно введенного налога на имущество .

Абдул Латиф, губернатор провинции Пасир-Путех , бежал со своей семьей вместе со всеми деньгами, находившимися в местной казне. Он обратился к британскому советнику в Кота-Бару с просьбой о помощи. Вскоре советник направил полк сикхских и малайских полицейских в Хуаран, деревню, расположенную между Пасир-Путехом и Кота-Бару.

Султан Келантана также послал двух полномочных представителей арестовать Ток Джанггута и восстановить порядок. В ответ Ток Джангут потребовал полного королевского помилования в обмен на прекращение восстания, которое было отклонено султаном.

Повстанцам удалось захватить город Пасир-Путех, разграбить правительственные здания и сжечь несколько магазинов. Британские власти направили в Пасир-Путех дополнительные вооруженные силы, в том числе гидов малайских штатов (сикхский полк).

Ток Джанггут погиб в бою 24 мая, сражаясь с гидами малайских штатов. Его тело провезли по Кота-Бару на повозке, запряженной волами, затем повесили вверх тормашками на городской площади, а примерно через час его сняли и похоронили.

Прежде чем исследовать или обсуждать различные причины, вызвавшие восстание, было бы важно понять место, а также способ применения Келантана, чтобы полностью понять ситуацию, в которой возникло восстание. В приведенном ниже сегменте будет показано, как управляли Келантаном и как это влияло на людей в различные периоды перемен.

Администрация Келантана (1902–1915)

[ редактировать ]

Ранее, когда Келантан еще был сиамской провинцией , англо-сиамский договор 1902 года позволил британским офицерам В. А. Грэму и Х. В. Томсону помогать в управлении Келантаном. Примечательно, что британская администрация смогла взять под свой контроль 1904 квадратных миль богатой полезными ископаемыми земли, ранее сданной в аренду султаном Келантана британскому предпринимателю Р.В. Даффу.

Вскоре Грэм приступил к модернизации государственного управления. Подтвердив статус султана, он реструктурировал государственную службу и создал несколько новых ведомств, в том числе Государственное казначейство. Государственное казначейство контролировало все платежи и поступления, собираемые для администрации. Грэм также преобразовал существующую полицию в более эффективную силу. Была создана судебная система западного образца , которая действовала параллельно с исламскими судами . Келантан также был реорганизован в три округа — Кота-Бару , Улу-Келантан и Пасир-Путех , чтобы упростить управление штатом. В каждой провинции будет свой магистрат , земельный инспектор, а также сборщик налогов. [1] : 8 

Эти изменения в конечном итоге подорвали власть и привилегии традиционных лидеров; раньше сбором налоговых поступлений занимался исключительно султан, его семья или знать, но с реформами Грэма султану придется довольствоваться тем, что ему выделили британцы.

Предвидя недовольство, Грэм назначил нескольких членов королевской семьи руководителями нескольких правительственных ведомств. Эта договоренность продолжалась до 1909 года, когда Келантан формально стал британским протекторатом , приняв власть над Сиамом после подписания в том же году англо-сиамского договора .

Преемник Грэма, Дж. С. Мейсон, продолжил развитие новых событий в администрации Келантана. Среди этих изменений было то, что Британия будет курировать международные отношения и оборону Келантана, а султан назначит британского советника , будет следовать советам советника и претворять их в жизнь… во всех вопросах управления, кроме тех, которые касаются мусульманской религии и малайского языка . таможня . : чеа : 9 

Областная администрация

[ редактировать ]

Реформы Грэма предусматривали, что окружные чиновники будут контролировать руководителей округов и деревень. В прошлом руководители районов и деревень несли прямую ответственность за сбор налогов; при британской администрации за сбор налогов теперь отвечало государственное казначейство, действовавшее через районных чиновников.

В области управления земельными ресурсами Грэм разработал систему, которая делила земельные участки по всему штату на королевские гранты и обычные участки, которыми обменивались стороны, согласившиеся на сделку. : чеа Его преемники, Мейсон и Дж. Э. Бишоп, продолжили использовать систему, хотя и перенесли юридические споры, связанные с землей, из гражданских судов в Земельное управление.

Когда У. Лэнгэм-Картер занял должность советника, он ввел земельный реестр, в который были включены имена всех землевладельцев в Келантане. Это имело в виду улучшение собираемости налогов на недвижимость и поощрение крестьян к выращиванию на земле риса и товарных культур. В 1915 г. была введена новая система налогообложения; Земельные участки были разделены на четыре класса, с разными ставками налога для каждого класса. : чеа : 10  Это означало, что все землевладельцы облагались налогом на имущество, независимо от того, разрабатывалась земля или нет. Новые налоговые ставки вступили в силу 1 января того же года.

Политический заговор

[ редактировать ]

Ученые также отмечают, что во дворце Келантан было много интриг.

Принц Лонг Сеник стал преемником своего дяди, султана Мансура, в июне 1899 года и принял титул султана Мухаммеда IV после смерти последнего, но его восхождение не приветствовалось другими членами королевской семьи. Среди них был другой дядя принца Лонг Сеника, принц Лонг Джаафар, которого обошли на эту должность, а также Тунгку Чик Пенамбанг, которого не заметили на посту Раджи Муды - следующего в линии преемственности. : чеа Новый султан стал номинальным главой, поскольку его родственникам было разрешено накладывать вето на его приказы, и они накопили большие участки земли. Злоба на султана со стороны других принцев была очевидно очевидна У. А. Грэму, который упомянул, что «Семь наиболее могущественных из его дядей и других родственников образовали союз, благодаря силе которого они извлекли из него привилегии, к которым, без о такой сплоченности они никогда не могли и мечтать». : чеа : 7 

Интерпретации

[ редактировать ]

Келантанское восстание описывалось по-разному, поскольку многие ученые разошлись во мнениях относительно того, что на самом деле стало причиной начала восстания. Восстание рассматривалось и интерпретировалось как;

  1. Джихад ( Священная война) против Британии после начала Первой мировой войны в прошлом году. В этой войне Великобритания была частью Тройственной Антанты (союза, состоящего из Великобритании, Франции и России ), который сражался против Тройственного союза (состоящего из Германии , Австро-Венгрии и Османской империи). Османская империя была исламской страной и призвала всех мусульман поддержать ее усилия против британцев, французов и русских. Эта интерпретация является официальной в Малайзии: в школьных учебниках публикуется такая оценка причины Келантанского восстания.
  2. Крестьянское восстание, вызванное недовольством новыми ставками налога на имущество и жесткими методами, используемыми окружным чиновником для сбора этих налогов.
  3. Как протест/восстание против султана за принятие британской администрации и попытку отстранить его от власти.
  4. В качестве политического маневра султана с целью укрепить свои позиции и вытеснить тех, кто против него.

Восстание как джихад (Священная война)

[ редактировать ]

В этой интерпретации восстания большая часть написанных работ сосредоточена на биографии и жизненном опыте Ток Джанггута, а также на том, как это сформировало его мировоззрение на восстание против британцев как часть джихада . Хотя исторических свидетельств, подробно описывающих раннюю жизнь Ток Джанггута, мало, романтизированный образ Ток Джанггута как исламского воина все еще оставался сильным в сознании малазийцев. Большая часть интерпретации проистекает из народных сказок, в которых он изображается как борец за свободу , который сопротивлялся даже султану за то, что он боролся за то, что, по его мнению, было справедливым делом, и что его считали «человеком с некоторой образованностью и, следовательно, репутацией в неграмотном обществе». сообщество". : чеа : 139  Егогоды пребывания в Мекке подразумевают, что он был религиозным человеком; этот момент использовался последующими поколениями историков, чтобы изобразить его как исламского боевика, который вел джихад , несмотря на то, что не было никаких исторических доказательств того, что его восстание было совершено во имя ислама. Тем не менее, политический контекст, в котором произошло восстание, действительно послужил аргументом в пользу того, почему некоторые историки изображали восстание как исламскую борьбу.

В 1915 году Великобритания была вовлечена в Первую мировую войну и уменьшила свое внимание к своим заморским владениям. Ученые также отметили, что британцы также столкнулись с проблемами внутри своих собственных рядов, где солдаты-мусульмане из Британской индийской армии были недовольны слухами о том, что они будут отправлены на Ближний Восток для борьбы со своими братьями-мусульманами в османской армии . Это недовольство действительно привело к Сингапурскому мятежу (также известному как Сипайский мятеж), который длился с января по март 1915 года, прежде чем британцы смогли восстановить порядок и казнили мятежников. Тем не менее, этот мятеж стал сигналом для лидеров повстанцев в Келантане о том, что ход войны поворачивается против британцев и что они не смогут вовремя развернуть подкрепление для подавления своего восстания.

Несмотря на отсутствие доказательств того, что восстание было осуществлено как джихад, многие поколения историков пытались вписать его в этот образ праведного исламского воина. Например, в книге Яхьи Абдуллы « Пеперанган Ток Джангут» 1955 года атау Баласан Дерхака Ток Джангут изображался красивым, ухоженным мужчиной с белой остроконечной бородой и тюрбаном на голове. » Рубайдина Сивара Точно так же в «Пемберонтакан Пантай Тимор (1980) Ток Джанггут снова изображался в тюрбане, с длинной бородой и недавно добавленной длинной мантией, что делает его похожим на исламского радикала, что соответствует контексту того времени, когда существовал произошел подъем международных радикальных исламских движений.

Устойчивость этого романтизированного изображения Ток Джанггута во многом была связана с тем, что большая часть информации и фотографий не была обнародована, что создает ауру тайны и интриги над всем восстанием. Однако, позволяя романтике Ток Джанггута оставаться, он продолжает подчеркивать идеалы и фантазии в ущерб реальности. Одним из таких распространенных убеждений было то, что Ток Джанггут был непобедим и опытен в Силате (малайском боевом искусстве). Анализируя термин «романтика», антрополог Джеймс Бун указывает на это;

«Романтика изображает уязвимых, замаскированных главных героев, частичных социальных неудачников, которые чувствуют превосходящие идеалы и должны доказать конечную осуществимость реализации этих идеалов, часто вопреки магическим шансам… Романтика касается скорее чемпионов, чем героев… они окружены знаками и символами получудесное рождение, склонны к мифическим прозрениям и знакомы с природными и деревенскими порядками более близко, чем их привилегированные аристократические коллеги». [2]

Несмотря на отсутствие доказательств, свидетельствующих о политическом исламском пробуждении, стоящем за восстанием, некоторые ученые занялись включением современных проблем в исторические интерпретации, изображая таким образом романтизированный образ Ток Джанггута, который приведет к тому, что «предрассудки и предубеждения проскользнут незамеченными и исказят наши представления». чтениедоказательство". [3]

Недовольство новым земельным налогом

[ редактировать ]

Лэнгэм-Картер инициировал новую систему земельного налога, согласно которой все землевладельцы должны были платить земельную ренту независимо от того, обрабатывалась земля или нет. Неуплата налогов вовремя влечет за собой дальнейшие штрафы, обычно штраф, и им запрещается использовать земельный участок для обработки в следующем году. [4] : 116  Эта политика была встречена с недовольством крупными землевладельцами, особенно членами королевской семьи, которые считали, что такие законы о налогообложении помешают их желанию получить больше земли под свой собственный контроль. В соответствии с этой политикой даже султан не был освобожден от уплаты земельного налога, когда Лэнгэм-Картер настаивал на том, что султан должен был платить 1800 долларов в год за участок земли площадью 3000 акров. [1] : 10 

До введения земельного налога фермеры в Келантане платили налоги в зависимости от того, что они производили (налог на продукцию). Когда Лэнгэм-Картер ввел земельный налог, он должен был фактически заменить налог на продукцию, но жителям Келантана это не было должным образом объяснено. Теперь крестьяне рассматривали земельный налог как дополнение к налогу, который они уже имели.платить за свою продукцию, что увеличивает их финансовое бремя и разочарование по отношению к британским властям. Помимо финансового разочарования, они также были недовольны тем, что районный чиновник, ответственный за сбор налогов, был назначен не из числа местных жителей, а из-за пределов Келантана.

Это неприятие ответственности перед кем-то не из этого региона уже наблюдалось во времена У. А. Грэма, когда в 1905 году он назначил Энчика Ибрагима окружным офицером Пасира Путеха. Энчик Ибрагим был родом из Сингапура, а районным чиновником, курировавшим сбор налогов в 1915 году, был Че Абдул Латиф, также из Сингапура. Эта подозрительность к посторонним еще больше обострялась тем, что уездный чиновник, обычно некомплектный, долго собирал налоги с крестьян. Крестьяне стояли в длинных очередях передони смогли оплатить свои взносы. Ситуация также не стала более благоприятной, особенно когда чиновники часто были высокомерны по отношению к крестьянам при сборе налогов. Подобные действия только создали недоверие и подозрительность среди крестьян по отношению к британским властям, которые не понимали борьбы крестьян. [4] : 117 

Их разочарование еще больше усилилось в 1915 году, когда большая часть крестьянских земель принесла плохой урожай, но не была освобождена от уплаты земельного налога. Кроме того, длинные очереди в райкоме привели к тому, что некоторые крестьяне стояли в очереди три дня подряд. [4] : 119  Среди стоявших в очереди был Ток Джангут и несколько его последователей, которые, устав ждать, просто покинули это место. За это действие окружной офицер Че Абдул Латиф отправил сержанта Че Ванаарестовать Ток Джанггута за его предполагаемый отказ платить налоги. Ток Джангут вместе с другими влиятельными местными лидерами подстрекал крестьян к восстанию против земельного налога, который считался слишком карательным для крестьян. Сержант Че Ван в конечном итоге был зарезан после ожесточенного спора с Ток Джанггутом , и это официально положило начало Келантанскому восстанию в 1915 году.

Крестьянское восстание в Пасир-Путихе главным образом подчеркнуло тот факт, что крестьяне были недовольны необходимостью изменить свой традиционный образ жизни, в том числе способ учета и сбора налогов. Они чувствовали, что недавно принятые британские законы обременили и сделали их жизнь более трудной, чем раньше. С другой стороны, британское налоговое законодательство также не учитывало исламское право в отношении владения землей и налогов. Рассматриваемый исламский закон был основан на принципе усилий или ихья , а не на земле. [5] Этот принцип сильно отличался от британской модели налогообложения, и когда жалобы британским властям остались без внимания, крестьяне присоединились к восстанию под руководством Ток Джанггута в качестве платформы для выражения своего недовольства британской политикой.

Восстание против султана и попытка отстранить его от власти

[ редактировать ]

Нежелание местных ученых, в основном малайских мусульман, изучать антифеодальный характер восстания Ток Джанггута можно объяснить священным имиджем, которым пользовались малайские правители до принятия в 1993 году знаковой поправки к конституции Малайзии, которая лишила их иммунитета от уголовных обвинений. Согласно этому разделу, восстание было организовано Ток Джанггутом в рамках акции против королевской власти или оскорбления величества . [6] Согласно этой интерпретации, восстание рассматривалось как критика отношений Келантанского султана со своим народом, а также роли и поведения во время восстания. Хотя эта интерпретация не встречается в официальных малайских и британских повествованиях, она дает интересное объяснение того, почемупроизошло восстание. Ток Джанггут был простолюдином, прославленным народом за то, что он сопротивлялся британскому правительству во имя социальной справедливости и политическойсвободу, бросая вызов власти султана из-за поддержки последним британской политики, а также из-за его собственного стремления к личной мести султану. Эта история представлена ​​главным образом как форма конфликта между традицией и современностью, а также между сопротивлением и властью. Это также можно интерпретировать как тонкую критику малайских феодальных лидеров и ценностей, которые они поддерживают.

Ток Джанггут бросил вызов феодальной власти, как и его отец Монас до него. У Монаса было два сына: Мат Тахир и Мат Хасан (Ток Джангут). Мат Тахир был убит слугой султана. Когда Монас попытался обратиться к своему учителю, Тунгку Сери Махарадже Туа, с просьбой восстановить справедливость, его просьбы были по большей части проигнорированы. Монас разгневался и захотел разрушить жизнь своего хозяина. Он взял любимую наложницу своего хозяина, Ван Серанг Булан, против ее воли, и когда эта информация достигла ушей его хозяина, он приказал казнить Монаса. Монас был убит, когда он наклонился, чтобы зачерпнуть воду, чтобы умыться перед молитвой. Его палач Пак Сулунг Булат вонзил копье в шею Панглимы Монаса.

Эта казнь произошла незадолго до того, как Мат Хасан вернулся из Мекки, куда он уехал в поисках религиозных знаний и для совершения паломничества, которое было одним из пяти обязательств ислама. Он был человеком, который всегда был готов помочь любому, кто попал в трудную ситуацию, независимо от расы. Он также ненавидел любого угнетателя и принимал меры, чтобы люди, угнетающие других, были наказаны. Следовательно, когда представится возможность отомстить за смерть своего отца, Ток Джанггут воспользуется этой возможностью, чтобы побудить крестьян восстать против британских властей. Когда султан попытался вести переговоры с повстанцами, послав двух своих министров, они бросили вызов его власти. Это побудило бы султана объявить повстанцев пендерхакой (предательским поведением) и обратиться за помощью к Великобритании для подавления восстания. [1] : 26  Действия султана подтверждают исследование Дж. де В. Аллена, в котором говорится, что несколько членов королевской семьи, особенно дяди, сотрудничали с Унгку Бесаром, вождем Пасир Путих, в попытке свергнуть его. [1] : 26  Аллен отметил, что султан обратился за помощью к Великобритании; это показало, что его авторитет в королевских кругах был недостаточно силен, и ему пришлось обратиться за помощью к Великобритании, чтобы защитить свое положение на троне.

«Двойная игра» султана

[ редактировать ]

Султан традиционно рассматривается как готовый партнер в адаптации к изменениям в администрации Келантана, который будет управлять государством по совету британского советника. Большинство ученых воздержались от изучения роли, которую сыграл султан, из-за закона об оскорблении величества , согласно которому султан и другие члены королевской семьи не могли быть привлечены к уголовной ответственности в соответствии с конституцией Малайзии. Таким образом, любые обвинения против султана были отвергнуты и скрыты от общественности. После того как вспыхнуло восстание, У. Лэнгэм-Картер обвинил султана в «двойной игре» — обвинение, которое было выдвинуто против султана после того, как британские власти сняли с него всю вину за восстание. [1] : 117  Тем не менее, новые доступные британские колониальные записи показали, что в отличие от склонного к сотрудничеству пробританского человека, султан на самом деле симпатизировал повстанцам и смог манипулировать событиями, чтобы сместить Лэнгэм-Картера с поста британского советника.

До начала восстания официально было признано, что у султана и Лэнгэм-Картера возникли разногласия по ряду вопросов. Основное разногласие касалось поведения окружного офицера Че Абдула Латифа. Султан направил серию петиций, выражая свое недовольство темпераментом Абдул Латифа и обращением с местным населением. Лэнгэм-Картер встал на сторону Абдула Латифа, не согласился с оценкой султана и указал, что действия Абдула Латифа соответствовали обеспечению соблюдения им британских земельных законов того времени. Султан также трижды обращался к губернатору с просьбой о замене Лэнгэм-Картера, что показало, насколько испорчены их отношения. Больным вопросом, упомянутым султаном, был тот факт, что Лэнгэм-Картер недостаточно разбирался в малайском языке и малайских обычаях. [7]

Когда вспыхнуло восстание, между Лэнгэм-Картером и султаном возникли разногласия по поводу того, как им следует справиться с ситуацией. Султан хотел использовать свои местные силы и решить вопрос путем переговоров. Лэнгэм-Картер, с другой стороны, хотел быстрой и решительной военной победы и поэтому обратился за военной помощью к Сингапуру. [8] : 15  Лэнгэм-Картер и другие британские официальные лица обвинили султана в том, что он преуменьшает серьезность восстания, поскольку до прибытия британских подкреплений было решено, что султан будет использовать своих собственных чиновников и вооруженные рекруты для встречи с повстанцами и полностью отдаст им приказ. контроль перешел к британцам после прибытия их подкрепления. Это было то, что султан пытался предотвратить в течение следующих нескольких дней.

Несколько других инцидентов вызвали у британцев подозрения, что к восстанию был причастен сам султан. Во-первых, несмотря на возросшую напряженность, из-за которой султан усилил охрану вокруг дворца, он не согласился на предложение повстанцев отступить в обмен на королевское помилование, что британцы считали тем, что султан минимизировал серьезность угрозы. [8] : 17  Во-вторых, когда министр султана Дато Сетиа вернулся после переговоров с повстанцами, он предоставил много информации о численности, расположении, а также планах повстанцев, которые, как подозревали британцы, были придуманы для предотвращения действий британских войск. Более того, британские войска столкнулись с тактикой промедления со стороны местного населения, стремившегося максимально затруднить свой проход. [8] : 17  Тем не менее султан не смог помешать британским войскам, которые в конце концов прибыли, чтобы расправиться с повстанцами. В конце концов султан издал драконовские прокламации против повстанцев, а когда восстание в конечном итоге было возобновлено, султан издал еще одно прокламацию, согласно которой жители Пасир-Путиха должны были заплатить штраф в течение 15 дней или рисковали сжечь свой дом дотла.

Интересно отметить, что султан смог изобразить себя уступчивым по отношению к британским чиновникам, назначая карательные штрафы, чтобы продемонстрировать свою поддержку британцам, и в то же время продемонстрировать подозрительное поведение, в результате которого британцы видели в султане находящегося в опасности. в сговоре с самими повстанцами. Благодаря этому деликатному балансирующему действию султана британцы никогда не могли обвинить его в непокорном правителе. [8] : 23  В целом, компромисс, согласие и оппозиция были меняющимися стратегиями султана в его политической игре с Лэнгэм-Картером и другими британскими чиновниками. Но, судя по всему, его окончательному триумфу способствовало правильное прочтение султаном мыслей своих британских противников. В конечном итоге его просьба была принята, поскольку Лэнгэм-Картер был отстранен от должности и заменен Р. Дж. Фаррером, человеком, которого султан назначил британским советником в своем первоначальном запросе к губернатору.

  1. ^ Jump up to: а б с д и ж Чеа Бун Кенг (2006). То Джанггут: легенды, истории и представления о восстании 1915 года в Келантане . НУС Пресс .
  2. ^ Бун, Джеймс (1977). Антропологический роман Бали: динамические перспективы брака и касты, политики и религии . Издательство Кембриджского университета. п. 3.
  3. ^ Эванс, Ричард Дж. (1997). В защиту истории . Книги Гранты. п. 230.
  4. ^ Jump up to: а б с Ник Хаслинда Ник Хуссейн (2010). «Восстание в Келантане, 1915 год: последствия введения новых колониальных земельных законов». Очерки истории государств и политики Малайзии; festschrift в честь доцента Мухаммада Исы Османа . Университет Тун Хуссейн Онн, Малайзия.
  5. ^ Абдулла Алви Хаджи Хасан (1996). Управление исламского права в Келантане . Куала-Лумпур: Совет по языку и библиотекам.
  6. ^ Уэллс, Карвет (1925). Шесть лет в малайских джунглях . Город-сад. стр. 177–8.
  7. ^ Мохд Камаруззаман Рахман (1990). «Южное экономическое развитие (1900-1920): роль британских советников». Наследие Келантана . 9 : 71–72.
  8. ^ Jump up to: а б с д Чеа Бун Кенг (1995). «Охота на повстанцев в Келантане, 1915 год: «двойная игра» султана ». Журнал малазийского отделения Королевского азиатского общества . 68 (2): 269 и далее.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 5ece1cb2ec4e2c5b236b53eea8c4c6d7__1714054320
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/5e/d7/5ece1cb2ec4e2c5b236b53eea8c4c6d7.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Kelantan rebellion - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)