Конвои в Первой мировой войне

Конвой — группа торговых или военных кораблей , следовавших вместе с военно-морским эскортом — был возрожден во время Первой мировой войны (1914–1918 гг.), после того как от него отказались в начале Эры пара . Хотя конвои использовались Королевским флотом в 1914 году для сопровождения военных кораблей из доминионов , а в 1915 году как им, так и французским флотом для прикрытия передвижений собственных войск для службы за рубежом, они не использовались систематически ни одним из воюющих флотов до 1916 года. Королевский флот был основным пользователем и разработчиком современной системы конвоев. [а] а регулярные трансокеанские конвои начались в июне 1917 года. Они активно использовали самолеты для сопровождения, особенно в прибрежных водах, что является очевидным отходом от практики конвоев эпохи парусного спорта .
Как выразился историк Пол Э. Фонтенуа, «система конвоев победила кампанию немецких подводных лодок ». [1] С июня 1917 года немцы не смогли достичь поставленной цели - потопить 600 000 длинных тонн (610 000 т) вражеских судов в месяц. В 1918 году им редко удавалось потопить более 300 000 длинных тонн (300 000 т). С мая 1917 года до окончания войны 11 ноября 1918 года было потоплено только 154 из 16 539 судов, переправленных через Атлантику, из которых 16 были потеряны из-за естественных опасностей морского путешествия, а еще 36 - потому, что они отстали. [1]
Разработка
[ редактировать ]Происхождение
[ редактировать ]Первым крупным конвоем войны стал конвой Армейского корпуса Австралии и Новой Зеландии (АНЗАК). 18 октября 1914 года японский линейный крейсер «Ибуки» покинул порт Веллингтон , Новая Зеландия, с 10 военными кораблями. Они присоединились к 28 австралийским кораблям и австралийским легким крейсерам HMAS Sydney и Melbourne в Олбани, Западная Австралия . Японцы также направили крейсер «Чикума» для патрулирования Индийского океана во время перехода конвоя в Аден . Во время перехода HMAS Sydney был вовлечен в битву при Кокосе (9 ноября), но конвой в сопровождении японцев достиг Адена 25 ноября. Японцы продолжали сопровождать конвои АНЗАК на протяжении всей войны. [2] Конвои войск Доминиона, если позволяла погода, сопровождались в порт дирижаблями . [3]
С появлением торговых рейдов Королевского подводных лодок флота, Императорского российского флота и Kaiserliche Marine (Императорского германского флота) именно нейтральная Швеция по настоянию Германии впервые применила систему конвоев в начале ноября 1915 года. для защиты собственного торгового судоходства после того, как британцы и русские атаковали его поставки железной руды в Германию. [1] Немецкий торговый флот предложил аналогичный вариант, но флот отказался. Однако в апреле 1916 года адмирал принц Генрих Прусский — главнокомандующий на Балтийском театре военных действий — утвердил регулярное регулярное сопровождение немецких кораблей в Швецию. Потери подводных лодок противника резко сократились по сравнению с уровнем прошлого года. [1] и только пять грузовых судов были потеряны до конца войны. [4] В июне 1916 года Балтийский флот атаковал немецкий конвой в Бровикене , уничтожив Q-корабль «Шифф H» и несколько шведских торговых судов, прежде чем ошибки командира дивизии эсминцев Александра Васильевича Колчака позволили большей части конвоя уйти обратно. в Норчёпинг . [5]
Возрождение
[ редактировать ]Чтобы прикрыть торговлю с нейтральными Нидерландами , 26 июля 1916 года британцы организовали свой первый регулярный конвой от Хук-оф-Холланд до Харвича , маршрута, являющегося целью немецких подводных лодок, базировавшихся во Фландрии . Только один отставший корабль был потерян до того, как немцы объявили неограниченную подводную войну 1 февраля 1917 года, и только шесть после этого до окончания войны, несмотря на 1861 плавание. [1] Голландские конвои иногда называли «говяжьими поездками» из-за большого количества перевозимой еды. Их сопровождали эсминцы Harwich Force , а позже во время войны - летающие лодки AD, базировавшиеся в Феликстоу . [3]
Первые конвои, отправившиеся после объявления Германии, были запрошены французским флотом, желавшим защитить поставки британского угля . Первый конвой с углем Королевского флота пересек Ла-Манш 10 февраля. [1] Эти конвои имели более слабое сопровождение и содержали как пароходы, так и парусные корабли. [1] а также сопровождение самолетов, базирующихся на побережье. [3] Всего за 39 352 плавания было потеряно всего 53 корабля. [1] Когда грузоотправители из Норвегии ( «нейтральный союзник» ) запросили конвои в 1916 году после года очень серьезных потерь, но отказались принять маршруты, выбранные Адмиралтейством , им было отказано. После провозглашения Германии норвежцы приняли британские требования, и в конце января началось неофициальное конвоирование. [3] или феврале 1917 года, но регулярные конвои начались только 29 апреля. [1] В тот же день первый прибрежный конвой вышел из Леруика на Шетландских островах , пункта назначения норвежских конвоев, и направился к Хамберу . Этот маршрут должен был стать регулярным. В состав норвежских и прибрежных конвоев входили дирижабли, базирующиеся в Шотландии (а в последнем случае и в Йоркшире). [3]
Хотя британский военный кабинет предложил ввести конвои в марте 1917 года, Адмиралтейство все равно отказалось. Так продолжалось до тех пор, пока в апреле подводные лодки не потеряли 860 334 длинных тонны (874 140 т) грузов (а запасы зерна на Британских островах упали до шестинедельного запаса). [6] что Адмиралтейство одобрило конвоирование всех грузов, идущих через северную и южную Атлантику. Контр-адмирал Александр Дафф , командующий противолодочной дивизией , предложил это 26 апреля, а Первый морской лорд адмирал Джон Джеллико одобрил это на следующий день. Эскорты должны были состоять из устаревших крейсеров , вооруженных торговых крейсеров и линкоров до дредноутов на океанской части маршрутов, тогда как в более опасных водах вокруг Британии они состояли из эсминцев. [1] Наблюдательные аэростаты , особенно кайтоны , использовались для обнаружения подводных лодок под поверхностью, тогда как авианосец еще не разрабатывался. [3] В ходе мартовских обсуждений было решено, что необходимо 75 эсминцев, но в наличии имеется только 43. [1] Первый экспериментальный конвой торговых судов покинул Гибралтар 10 мая 1917 года и прибыл в Даунс 22 мая. [1] на последнем этапе пути его сопровождала летающая лодка с островов Силлис . [3]
Созревание
[ редактировать ]Первый трансатлантический конвой покинул Хэмптон-Роудс 24 мая в сопровождении броненосного крейсера HMS Roxburgh , встретился с восемью эсминцами из Девонпорта 6 июня и к 10 июня доставил все свои корабли, за исключением одного отставшего, который был торпедирован, в соответствующие порты. [1] Первый регулярный конвой покинул Хэмптон-Роудс 15 июня, следующий покинул Сидней, Новая Шотландия , 22 июня, а еще один покинул Нью-Йорк впервые 6 июля. Сиднейский конвой пришлось направить в Галифакс в зимние месяцы. [1] Первый регулярный конвой из южной Атлантики отправился 31 июля. Быстрые конвои отправлялись из Сьерра-Леоне — британского протектората — а медленные отправлялись из Дакара во Французской Западной Африке . [1] С 26 июля конвои в Гибралтаре стали регулярными. [1]
Потери в конвое снизились до десяти процентов от потерь независимых кораблей. [6] Доверие к системе конвоев быстро росло летом 1917 года, особенно когда стало понятно, что соотношение торговых судов и военных кораблей может быть выше, чем считалось ранее. Если в первые конвои входило 12 кораблей, то к июню их стало уже 20, а в сентябре их число увеличилось до 26 и в октябре до 36. [1] Представитель ВМС США в Великобритании — контр-адмирал Уильям Симс — и его посол Уолтер Х. Пейдж — одновременно были решительными сторонниками конвоирования и противниками неограниченной подводной войны Германии. Вскоре после вступления США в войну Симс перевел более 30 эсминцев в воды вокруг Британии, чтобы восполнить дефицит Королевского флота. [1]
Успех конвоев заставил немецкие подводные лодки в Атлантике переключить свое внимание с прибывающих судов на исходящие. В ответ первый исходящий конвой отправился на Хэмптон-Роудс 11 августа 1917 года. За ним последовали соответствующие исходящие конвои по каждому регулярному маршруту. Когда они покидали Британию, их сопровождали эсминцы, а при выходе в открытый океан они были захвачены типичными флотилиями крейсеров. [1]

Немцы снова ответили изменением стратегии и концентрацией внимания на Средиземноморском театре военных действий , где крайне ограниченное использование конвоев было одобрено на конференции Корфу (28 апреля – 1 мая 1916 г.). [9] Средиземное море оказалось более трудной зоной для конвоев, чем Атлантика, поскольку его маршруты были более сложными, а все море считалось опасной зоной (как и домашние воды Великобритании). [9] Там эскорт обеспечивала не только Великобритания. Внесли свой вклад ВМС Франции, ВМС США, Императорский флот Японии, Regia Marina (Королевский флот Италии) и ВМС Бразилии . [1] Первыми маршрутами, получившими защиту конвоев, был угольный маршрут из Египта в Италию через Бизерту , французский Тунис , а также маршрут между южной метрополией Франции и французским Алжиром . США взяли на себя ответственность за входящие маршруты в Гибралтар и, в большей степени, за большую часть восточного Средиземноморья. [9] Главнокомандующий Королевским флотом в Средиземноморье Сомерсет Калторп приступил к внедрению системы конвоев на маршруте из Порт-Саида в Великобританию. в середине октября 1917 года [1] Калторпу не хватало эскорта, и он был не в состоянии прикрывать всю средиземноморскую торговлю, но его просьба отвлечь военные корабли от конвоирования на менее эффективный заграждение в Отранто было отклонено Адмиралтейством. [10]
С постепенным успехом средиземноморских конвоев немцы начали концентрироваться на атаках на суда в прибрежных водах Великобритании, по мере того как конвоируемые суда расходились по своим портам. Прибрежные маршруты конвоев добавлялись постепенно из-за ограниченной доступности эскорта, но к концу войны почти все морские перевозки в зонах боевых действий были конвоированы. [1] Прибрежные конвои в значительной степени полагались на поддержку с воздуха. После июня 1918 года почти все конвои частично сопровождались самолетами и дирижаблями наземного базирования, а также морскими самолетами . Организация этих конвоев также была поручена Адмиралтейством местным командирам. [3]
Сопротивление и возражения Адмиралтейства
[ редактировать ]Главным возражением Адмиралтейства против обеспечения сопровождения торговых судов (в отличие от транзита войск) было то, что у него не было достаточных сил. Во многом это произошло из-за просчета. Оценки Адмиралтейства количества судов, требующих сопровождения, и количества сопровождения, необходимого для каждого конвоя - оно ошибочно предположило, что соотношение между эскортом и торговыми судами составляет 1: 1 - были неверными. Первая ошибка была раскрыта командующим Р.Г. Хендерсоном противолодочной дивизией и Норманом Лесли из Министерства судоходства, которые показали, что Адмиралтейство полагалось на таможенную статистику, учитывающую каждое прибытие и отбытие, и пришли к выводу, что 2400 судов в неделю, что соответствует 300 кораблям в день, требуется сопровождение. На самом деле в трансокеанских рейсах совершало всего 140 кораблей в неделю или 20 в день. [1] Но выполнимость задачи была не единственным возражением Адмиралтейства.
В нем утверждалось, что конвои представляют собой более крупные и легкие цели для подводных лодок и более трудный объект для защиты ВМФ, что повышает опасность подводной угрозы, а не снижает ее. Он сослался на сложность координации встречи, которая привела бы к уязвимости, пока торговые суда находились в процессе сборки, а также к большему риску мин . Адмиралтейство также проявило недоверие к капитанам торговых судов: они не могли маневрировать в компании, особенно учитывая, что корабли будут иметь различную максимальную скорость, и нельзя было ожидать, что они будут оставаться на месте. На конференции в феврале 1917 года некоторые капитаны торговых судов выразили ту же обеспокоенность. Наконец, Адмиралтейство предположило, что большое количество торговых судов, прибывающих одновременно, будет слишком большим тоннажем для портов, но это тоже было частично основано на просчете. [1]
В свете культа наступления колонну также назвали «оборонительной». Фактически это уменьшало количество доступных целей для подводных лодок, вынуждая их атаковать хорошо защищенные позиции и обычно оставляя им только один шанс, поскольку военные корабли сопровождения отвечали бы контратакой. оно также «сузило до минимально возможных пределов [район, в котором будет вестись охота на подводную лодку]». Согласно отчету о борьбе с подводными лодками ( Воздушной службы Королевского военно-морского флота RNAS) за декабрь 1917 года, [11] В том же месяце первый лорд Адмиралтейства отстранил Эрик Геддес адмирала Джеллико от поста первого морского лорда из-за сопротивления последнего системе конвоев, для внедрения которой премьер-министр Дэвид Ллойд Джордж поручил Геддесу. [12] [13]
Организация
[ редактировать ]Виды конвоя
[ редактировать ]По словам Джона Аббатиелло, во время Первой мировой войны использовалось четыре категории конвоев. Первая категория состоит из конвоев на короткие расстояния, например, между Великобританией и ее европейскими союзниками, а также между Великобританией и нейтральными странами. Примерами могут служить коммерческие конвои между Англией и Нидерландами или Норвегией, а также конвои с углем между Англией и Францией. [3] Вторая категория состоит из сопровождения военных кораблей, обычно военных кораблей, например, кораблей Доминионов на ранних стадиях войны. Они сформировали самые первые конвои, но «вероятно, самую игнорируемую категорию». Сам Британский Великий Флот мог быть включен в эту категорию, поскольку его всегда сопровождал прикрытие эсминцев в Северном море и часто дирижабли дальнего действия прибрежного и североморского классов . [3] Третья категория — это так называемые «океанские конвои», обеспечивающие трансокеанскую торговлю. Они пересекли Атлантику из США или Канады на севере или из британской или французской колониальной Африки или Гибралтара на юге. [3] Четвертая категория — это «прибрежные конвои», защищающие торговлю и движение судов вдоль побережья Великобритании и в пределах британских внутренних вод. Большая часть прибрежных и внутренних морских перевозок не конвоировалась до середины 1918 года. В этих конвоях использовалась интенсивная авиация. [3]
Структура командования
[ редактировать ]Благодаря успеху системы конвоев Королевский флот создал новую секцию конвоев и отдел торговых перевозок в Адмиралтействе для работы с Министерством судоходства и отделом военно-морской разведки над организацией конвоев, маршрутов и графиков. [1] До этого норвежские конвои, конвои с углем и конвои с говядиной часто организовывались местными командирами. Адмиралтейство устраивало встречи, решало, какие корабли будут сопровождать и в каком порядке они будут плыть, но состав самого эскорта оставило за главнокомандующим Плимутом . Капитан звена Юго-Западной авиагруппы также получил уведомление о конвоях Адмиралтейства и обеспечивал прикрытие с воздуха при их приближении к своим портам. [3] Секция подводных лодок и пеленгации противника и дешифровщики комнаты 40 сотрудничали, чтобы предоставить планировщикам конвоя информацию о движении подводных лодок. [1]
С появлением прибрежных конвоев состав и техника эскорта перешли в руки главнокомандующих округов . [14]
Использование самолетов
[ редактировать ]В апреле 1918 года дирижабль НС-3 в течение 55 часов сопровождал конвой, включая патрулирование в ночное время как при луне, так и без нее. В полной темноте дирижаблю пришлось держаться позади кораблей и следовать за их кормовыми огнями. Единственная польза от таких патрулей заключалась в максимальном увеличении полезного светового дня за счет того, что дирижабли уже поднимались в воздух на рассвете. В июле Противолодочный дивизион и Управление авиации Адмиралтейства рассмотрели и отвергли возможность использования прожекторов в ночное время, полагая, что дирижабли станут уязвимыми для надводных подводных лодок. Испытания прожекторов на самолетах показали, что для размещения прожекторных систем необходимо значительно уменьшить полезную нагрузку бомбы. Парашютные сигнальные ракеты обеспечивали лучшее освещение (и меньше освещали позиции дирижаблей), но они весили 80 фунтов (36 кг) каждая, что делало их слишком дорогостоящим для сброса, если приблизительное положение противника уже не было известно. Адмиралтейство ограничило использование огней на дирижаблях только для распознавания, в чрезвычайных ситуациях и по приказу старших офицеров ВМФ. [15]
Из 257 кораблей, потопленных подводными лодками из конвоев Первой мировой войны, только пять были потеряны при помощи авиации надводного эскорта. [6] 26 декабря 1917 года, когда дирижабль сопровождал три торговых судна из Фалмута для встречи с конвоем, они подверглись нападению трижды в течение 90 минут, торпедировав и потопив два судна и едва не промахнувшись мимо третьего, прежде чем скрыться. Дирижабль находился на расстоянии 7 миль (6,1 миль ; 11 км ) во время инцидента, который был одним из последних в своем роде. В 1918 году подводные лодки атаковали конвои, сопровождаемые как надводными кораблями, так и авиацией, всего шесть раз, потопив в общей сложности три корабля из тысяч. [14] Из-за децентрализованного характера системы конвоев RNAS не имела права голоса в составе и использовании воздушного сопровождения. Северо-восток Англии лидировал в использовании самолетов для сопровождения на короткие и дальние расстояния, но береговые воздушные «охотничьи патрули» широко считались лучшим вариантом использования воздушных ресурсов. Последующие историки с этим не согласились, хотя они были склонны преувеличивать фактическое использование самолетов для сопровождения конвоев. [14] Исследование штаба Адмиралтейства, проведенное в 1957 году, пришло к выводу, что конвой является лучшей защитой от атак противника на суда, и отказалось от береговых патрулей, но одобрило использование поддержки с воздуха при конвоировании. [16]
Примечания
[ редактировать ]- ^ Под «системой конвоев» подразумевается систематическое использование конвоев для всех перевозок или всех перевозок определенного вида, например трансатлантических перевозок, с военно-морским эскортом, работающим по установленным расписаниям и маршрутам.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в v В х и С Пол Э. Фонтеной, «Система конвоев», Энциклопедия Первой мировой войны: политическая, социальная и военная история , том 1, Спенсер К. Такер , изд. (Санта-Барбара: ABC-CLIO, 2005), 312–14.
- ^ Хирама Ёичи, «Конвой Анзака (октябрь 1914 г.)», Энциклопедия Первой мировой войны: политическая, социальная и военная история , Том 1, Спенсер К. Такер, изд. (Санта-Барбара: ABC-CLIO, 2005), 114.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м Джон Дж. Аббатиелло, Противолодочная война в Первой мировой войне: британская военно-морская авиация и поражение подводных лодок (Оксфорд: Routledge, 2006), 109–11.
- ^ Пол Э. Фонтеной, «Подводная война, союзные державы», Энциклопедия Первой мировой войны: политическая, социальная и военная история , Том 1, Спенсер К. Такер, изд. (Санта-Барбара: ABC-CLIO, 2005), 1122–24. Автор ссылается на турецкий «конвой» из пяти кораблей, выброшенный на берег подводной лодкой «Нерпа» российского Черноморского флота 5 сентября 1915 года, где он был обстрелян эсминцами.
- ^ Клод Р. Сассо и Спенсер К. Такер, «Колчак, Александр Васильевич (1874–1920)», Энциклопедия Первой мировой войны: политическая, социальная и военная история , Том 1, Спенсер К. Такер, изд. (Санта-Барбара: ABC-CLIO, 2005), 642–43.
- ^ Jump up to: а б с Уотерс, Джон М. младший (1967). Кровавая зима . Принстон, штат Нью-Джерси: Компания Д. Ван Ностранда. стр. 6–8.
- ^ Симс, контр-адмирал Уильям Сноуден (1920). Победа на море . Лондон: Джон Мюррей. п. 344 .
- ^ фон Мюллер, Георг Александр (1961). Кайзер и его двор: дневники, записные книжки и письма адмирала Георга Александра фон Мюллера, начальника военно-морского кабинета, 1914-1918 гг . Лондон: Макдональд.
- ^ Jump up to: а б с Уильям П. МакЭвой и Спенсер К. Такер, «Средиземноморский театр, военно-морские операции (1914–1918)», Энциклопедия Первой мировой войны: политическая, социальная и военная история , том 1, Спенсер К. Такер, изд. (Санта-Барбара: ABC-CLIO, 2005), 774–77.
- ^ Патрисия Робертс, «Калторп, сэр Сомерсет (1864–1937)», Энциклопедия Первой мировой войны: политическая, социальная и военная история , Том 1, Спенсер К. Такер, изд. (Санта-Барбара: ABC-CLIO, 2005), 249–50.
- ^ Аббатиелло (2006), 111.
- ^ Раймонд Вестфаль младший и Спенсер К. Такер, «Геддес, сэр Эрик Кэмпбелл (1875–1937)», Энциклопедия Первой мировой войны: политическая, социальная и военная история , Том 1, Спенсер К. Такер, изд. (Санта-Барбара: ABC-CLIO, 2005), 468–69.
- ^ Стивен Роскилл, Хэнки: Человек секретов (Лондон: Коллинз, 1970), Vol. Я, стр. 442–443 .
- ^ Jump up to: а б с Аббатиелло (2006), 108.
- ^ Аббатиелло (2006), 28–29.
- ^ Переработанное издание исследования персонала, см. Фредди Барли и Дэвид Уотерс (ред.), Поражение вражеского нападения на судоходство, 1939–45 (Олдершот: Эшгейт для Общества звукозаписи ВМФ, 1997). Заключениями Барли и Уотерса об охотничьих патрулях по отношению к конвоям последовал Артур Мардер , «От дредноута до Скапа-Флоу» , 5 томов. (Оксфорд: Oxford University Press, 1961–70), цитируется по Abbatiello (2006), 82.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Миллер Б., Майкл: Морской транспорт и снабжение , в: 1914-1918-онлайн. Международная энциклопедия Первой мировой войны .