Битва при Имбросе
Битва при Имбросе | |||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
Часть Средиземноморского театра Первой мировой войны. | |||||||
![]() Явуз Султан Селим выброшен на берег в Дарданеллах | |||||||
| |||||||
Воюющие стороны | |||||||
![]() ![]() |
![]() ![]() | ||||||
Командиры и лидеры | |||||||
![]() |
![]() | ||||||
Сила | |||||||
2 монитора 2 эсминца 12 самолетов |
1 линейный крейсер 2 легких крейсера 4 эсминца 10 самолетов | ||||||
Жертвы и потери | |||||||
139 убитых 2 монитора затонули 1 самолет уничтожен 1 самолет поврежден |
330 убитых 172 взято в плен 1 легкий крейсер потоплен 1 линейный крейсер выведен из строя 1 эсминец поврежден 3 самолета уничтожено |
Битва при Имбросе — военно-морское сражение, произошедшее во время Первой мировой войны. Сражение произошло 20 января 1918 года, когда османская эскадра вступила в бой с флотилией британского королевского флота у острова Имброс в Эгейском море . Отсутствие тяжелых военных кораблей союзников в этом районе позволило османскому линейному крейсеру Явуз Султан Селим и легкому крейсеру Мидилли совершить вылазку Королевского флота в Средиземное море и атаковать мониторы и эсминцы в Имбросе, а затем атаковать военно-морскую базу в Мудросе .
Хотя османским войскам удалось выполнить свою задачу по уничтожению мониторов, расположенных в Имбросе, битва для них обернулась неудачей, когда они проплыли через минное поле при отступлении. Мидилли был потоплен, а Явуз Султан Селим серьезно поврежден. Хотя Явуз Султан Селим сумела высадиться на берег в Дарданеллах, она подвергалась многодневным воздушным атакам, пока ее не отбуксировали в безопасное место. Поскольку самый современный крейсер Османского флота был затоплен, а его единственный линейный крейсер вышел из строя, битва фактически ограничила наступательные возможности Османского флота до конца войны.
Прелюдия
[ редактировать ]К январю 1918 года положение Османской армии в Палестине начало ухудшаться. Новый немецкий командующий османским Черноморским флотом Ребер Пашвиц решил попытаться ослабить военно-морское давление союзников на Палестину, совершив вылазку из Дарданелл . [ 3 ] Несколько британских военно-морских подразделений Эгейской эскадры укрывались в заливе Кусу у островов Имброс и были главной целью османского рейда. Совершив набег на корабли, которые можно было найти в Имбросе, Ребер-Пашвиц повернул к Мудросу и атаковал там британскую военно-морскую базу. [ 4 ] Силы союзников, охранявшие Дарданеллы, состояли из нескольких тяжелых британских и французских подразделений, а также нескольких наблюдателей, которым было поручено вести прибрежную бомбардировку. Сопровождали мониторы несколько британских эсминцев. Линкорам до дредноута HMS Agamemnon и HMS Lord Nelson также было поручено охранять этот район, но лорду Нельсону было поручено переправить адмирала эскадры на конференцию в Салониках . Воспользовавшись отсутствием британского линкора, немцы и османы решили направить для атаки на этот район линейный крейсер « Явуз Султан Селим» (бывший SMS Goeben ) и лёгкий крейсер Midilli (бывший SMS Breslau ). [ 4 ] Войска союзников в Имбросе 20 января состояли из мониторов HMS Raglan и HMS M28, а также Acheron класса эсминцев HMS Tigress и HMS Lizard . [ 5 ] Агамемнон находился неподалеку, в Мудросе, но она слишком медлила, чтобы преследовать османские корабли, если они хотели избежать столкновения с ней. [ 4 ]
Без Агамемнона и лорда Нельсона британцы значительно превосходили по вооружению османские корабли. «Тигрица» и «Ящерица» были вооружены двумя 4-дюймовыми пушками , двумя 12-фунтовыми пушками и двумя 21-дюймовыми торпедными аппаратами. Это были быстрые корабли, способные развивать максимальную скорость 27 узлов (50 км/ч). Два монитора, присутствовавшие на Имбросе, лучше подходили для береговой бомбардировки, чем для морского боя, хотя их тяжелые орудия давали им элемент огневой мощи, которого не хватало эсминцам. «Раглан» , «Аберкромби» монитор класса , был вооружен двумя 14-дюймовыми пушками , двумя 6-дюймовыми и двумя 3-дюймовыми пушками. [ 6 ] M28 был меньшим судном, чем «Раглан» , и поэтому имел более легкое вооружение: одну 9,2-дюймовую пушку , одну 12-фунтовую пушку, а также шестифунтовую зенитную пушку . Слабым местом как Raglan , так и M28 была их низкая максимальная скорость - 7 и 11 узлов (13 и 20 км/ч; 8,1 и 12,7 миль в час) соответственно, что не давало им возможности избежать османского набега. В отличие от британских войск, османские корабли были быстрыми и хорошо вооруженными. Мидилли имел восемь 150-мм пушек, 120 мин , два торпедных аппарата и развивал максимальную скорость 25 узлов (46 км/ч; 29 миль в час). [ 7 ] «Явуз Султан Селим» был самым мощным кораблем османского флота с максимальной скоростью 25,5 узлов, десятью 283-мм орудиями, двенадцатью 150-мм орудиями, дюжиной 8,8-сантиметровых орудий и четырьмя торпедными аппаратами. [ 8 ] Таким образом, из-за отсутствия тяжелых подразделений для их отражения у союзников было мало средств для эффективного противодействия, когда османы приступили к выполнению своей миссии.
Боевой
[ редактировать ]Направляясь к Имбросу, Явуз Султан Селим по дороге на остров подорвался на мине, но ущерб был незначительным, и два османских корабля смогли продолжить свою миссию. Затем Явуз Султан Селим приступил к бомбардировке британской сигнальной станции на мысе Кефало, в то время как Мидилли был отправлен вперед охранять вход в залив Кусу. Когда Явуз Султан Селим и Мидилли подошли к заливу Кусу, в 5:30 утра их заметил эсминец HMS Lizard . [ 9 ] Ящерица попыталась вступить в бой с османскими кораблями, но не смогла приблизиться к дальности торпедного огня из-за сильного огня противников. Явуз Султан Селим вскоре заметил двух британских наблюдателей, укрывшихся в бухте, и оторвался от Ящерицы , чтобы вступить с ними в бой. Пока Явуз Султан Селим атаковал мониторы, Мидилли продолжал сражаться с Ящером , к которому затем присоединился эсминец HMS Tigress . [ 9 ] Ящерица и Тигрица попытались защитить мониторы от Явуза Султана Селима , поставив дымовую завесу , но это оказалось неэффективно. Оба монитора были слишком медленными, чтобы уклониться от Явуза Султана Селима , и она смогла нанести многочисленные удары по Реглану , попав в ее фортоп и убив ее артиллеристов и офицеров направления. «Раглан» попытался открыть ответный огонь из своих 6- и 14-дюймовых орудий, но не попал по немецким кораблям, прежде чем его основное вооружение было выведено из строя, когда снаряд пробил каземат и воспламенил находящиеся в нем боеприпасы. Вскоре после того, как она была разоружена, Реглан попала в магазин одним из 11-дюймовых снарядов Явуза Султана Селима , в результате чего монитор затонул. После того, как «Раглан» был потоплен, османский линейный крейсер начал переключать свое внимание на HMS M28 , ударив ее по миделю и поджег, прежде чем он был потоплен, когда в 6:00 утра взорвался ее магазин. Когда два монитора были потоплены, османы решили прервать бой и отправиться на юг, пытаясь совершить набег на военно-морскую базу союзников в Мудросе. [ 9 ]
При выходе из залива Кусу османские войска случайно попали на минное поле , и их преследовали два британских эсминца, с которыми они ранее вступили в бой. Помимо эсминцев, для поражения немцев с Мудроса было запущено несколько британских и греческих самолетов. Греческий ас Аристейдис Мораитинис , сопровождая два гидросамолета Sopwith Baby , сразился с десятью самолетами противника и сбил три гидросамолета противника на своем Sopwith Camel. [ 1 ] С приближением вражеского самолета Мидилли , преследовавшая Явуза Султана Селима , взяла на себя инициативу, чтобы воспользоваться своим более тяжелым зенитным вооружением. Затем Мидилли подорвалась на мине возле кормовой трубы , а вскоре после этого Явуз Султан Селим тоже подорвался на мине. В течение получаса «Мидилли» подорвался еще на четырех минах и начал тонуть. Явуз Султан Селим пытался спасти Мидилли , но подорвался на мине и был вынужден отступить. Убегая в безопасное место к Дарданеллам, Явуз Султан Селим преследовался Ящерицей и Тигрицей . Чтобы прикрыть Явуз Султан Селим, четыре османских эсминца и старый крейсер бросились в бой с британскими эсминцами. [ 5 ] После того, как головной османский эсминец начал получать попадания, османская эскадра была вынуждена отойти обратно в Дарданеллы. Когда британские эсминцы приблизились к мысу Хеллес , они были обстреляны береговыми батареями Османской империи и отошли. [ 9 ]
Помимо «Ящерицы» и «Тигрицы» была запущена дюжина британских гидросамолетов из «Арк Ройал» , для победы над Явузом Султаном Селимом . Хотя им удалось нанести два попадания в линейный крейсер, османский корабль к этому времени уже находился недалеко от берега. Совместные усилия десяти османских гидросамолетов, а также сильный зенитный огонь смогли отразить воздушные атаки, сбив один Sopwith Baby и повредив другой самолет. [ 9 ] Четыре османских эсминца вернулись и охраняли Явуз Султан Селим, когда он плыл вверх по Дарднелам. [ 10 ] Сильно поврежденный османский линейный крейсер сел на мель на песчаной косе у мыса Нагара и застрял. В следующие шесть дней гидросамолеты союзников продолжили воздушные атаки на османский линейный крейсер, в результате чего по нему было нанесено шесть попаданий. [ 11 ] Османские гидросамолеты и тяжелые береговые батареи ответили на налеты и смогли охранять Явуз Султан Селим и отбивать воздушные атаки. Несмотря на воздушные налеты, Явуз Султан Селим получил от них лишь поверхностный ущерб, поскольку 65-фунтовые (29 кг) бомбы, использованные британцами, были слишком малы, чтобы быть эффективными. [ 3 ] Командование союзников предложило план рейда подводных лодок на линейный крейсер, но единственная подводная лодка, входившая в состав Эгейской эскадры, HMS E12 , имела механические проблемы и вышла из строя. Поэтому рейд в Дарданеллы был отложен до тех пор, пока в этот район не будет отправлена действующая подводная лодка. [ 4 ]
Последствия
[ редактировать ]Не имея возможности освободиться, Явуз Султан Селим оставалась на мель на песчаной косе до 26 января, когда наконец прибыл османский линкор «Тургут Рейс» и отбуксировал ее обратно в Черное море. В последней попытке уничтожить линейный крейсер 27 января британцы направили подводную лодку HMS E14 в Дарданеллы . Явуз Султан Селим уже покинул этот район, и поэтому E14 начала плыть обратно в воды союзников, обнаружив отсутствие линейного крейсера. Заметив османское грузовое судно, британская подводная лодка попыталась его торпедировать. Вторая выпущенная торпеда взорвалась преждевременно. [ 12 ] Возникший взрыв повредил подводную лодку, вынудив ее попытаться покинуть пролив. Она попала под шквальный огонь близлежащих османских береговых батарей и в конечном итоге была выброшена на берег вместе со своим командиром Джеффри Сакстоном Уайтом , а еще один моряк был убит и семеро взяты в плен. [ 5 ] Уайт был посмертно награжден Крестом Виктории за усилия по высадке подводной лодки на берег и спасению ее команды. [ 13 ]
Хотя османские войска уничтожили два монитора, как и планировалось, их потери на минном поле после боя в заливе Кусу значительно нивелировали эти успехи. После того, как Мидилли затонул, а Явуз Султан Селим серьезно пострадал, угроза Османского флота для союзников значительно уменьшилась на оставшуюся часть войны. Несмотря на удаление этих двух кораблей с линии фронта Османской империи , командиры британской Эгейской эскадры подверглись критике за отправку своих линкоров так далеко от Дарданелл. Если бы Агамемнон или лорд Нельсон находились поблизости во время османского набега, Явуз Султан Селим мог бы быть уничтожен. [ 5 ]
Примечания
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б Джон Гутман (23 сентября 1998 г.). «Воздушная атака над Дарданеллами - врезка: очерк истории авиации за сентябрь 98 г.» . сайт Historynet.com . Архивировано из оригинала 4 января 2012 года . Проверено 4 мая 2010 г.
- ^ Вудхаус 1920, с. 160.
- ^ Перейти обратно: а б Халперн 1994, с. 255.
- ^ Перейти обратно: а б с д Джеймсон 2004, с. 89.
- ^ Перейти обратно: а б с д Чисхолм 1922, с. 1082.
- ^ Seeche 1985, с. 44.
- ^ Грёнер 1990, с. 107.
- ^ Грёнер 1990, с. 54.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Литтлфилд 1918, с. 414.
- ^ Бьюкен 1922, с. 241.
- ^ «220 потерянных на реглане» (PDF) . Нью-Йорк Таймс . 25 января 1918 г. с. 4. Архивировано (PDF) из оригинала 25 ноября 2021 г. Проверено 30 ноября 2009 г.
- ^ Джеймсон 2004, стр. 95, 96.
- ^ «№31354» . Лондонская газета (Приложение). 23 мая 1919 г. с. 6445.
Ссылки
[ редактировать ]
- Бьюкен, Джон (1922). История Великой войны, том VII . Бостон: Компания Houghton Mifflin. Архивировано из оригинала 2 мая 2021 года . Проверено 14 октября 2020 г.
- Чисхолм, Хью (1922). Британская энциклопедия, двенадцатое издание, том 2 . Нью-Йорк: Британская энциклопедия, ООО. Архивировано из оригинала 2 мая 2021 года . Проверено 14 октября 2020 г.
- Грёнер, Эрих (1990). Немецкие военные корабли: 1815–1945 гг . Том. 1: Крупные надводные корабли. Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. ISBN 0-87021-790-9 .
- Халперн, Пол Г. (1994). Военно-морская история Первой мировой войны . Аннаполис: Военно-морской институт США. ISBN 0-87021-266-4 . Архивировано из оригинала 2 мая 2021 года . Проверено 17 октября 2016 г.
- Джеймсон, Уильям (2004). Подводники ВК . Пензанс, Корнуолл: Издательство Periscope. ISBN 978-1-904381-24-2 . Архивировано из оригинала 2 мая 2021 года . Проверено 14 октября 2020 г.
- Литтлфилд, Уолтер (1918). Европейская война . Текущая история «Нью-Йорк Таймс». Том. 14. Нью-Йорк: Компания «Нью-Йорк Таймс». Архивировано из оригинала 2 мая 2021 года . Проверено 14 октября 2020 г.
- Сиече, Эрвин (1980). "Германия". В Шено, Роджер (ред.). Конвей «Все боевые корабли мира 1922–1946» . Лондон: Conway Maritime Press. ISBN 0-85177-146-7 .
- Вудхаус, Генри (1920). Учебник воздушного права . Нью-Йорк: Компания Фредерика А. Стокса. п. 160 .
хмс реглан м28.
40 ° 14' с.ш. 25 ° 58' в.д. / 40,233 ° с.ш. 25,967 ° в.д.
- Бои 1918 года
- Средиземноморские военно-морские операции Первой мировой войны
- Морские происшествия 1918 года
- Морские сражения Первой мировой войны с участием Османской империи
- Морские сражения Первой мировой войны с участием Соединенного Королевства
- История провинции Чанаккале
- Имброс
- События января 1918 года
- Сражения Первой мировой войны с участием Греции
- Морские сражения Первой мировой войны с участием Германии