HMS Агамемнон (1906)
Агамемнон
| |
История | |
---|---|
Великобритания | |
Имя | Агамемнон |
Строитель | Уильям Бердмор и компания Далмюр |
Расходы | £1,652,347 [ 1 ] |
Заложен | 15 мая 1905 г. |
Запущен | 23 июня 1906 г. |
Спонсор | Графиня Абердин |
Завершенный | Июнь 1908 г. |
Введен в эксплуатацию | 25 июня 1908 г. |
Выведен из эксплуатации | 20 марта 1919 г. |
реклассифицирован | Корабль-мишень 1921–1926 гг. |
Судьба | Продан на металлолом , 24 января 1927 г. |
Примечания | Последний уцелевший британский предредноут, сданный на слом. |
Общие характеристики | |
Класс и тип | Лорд Нельсон класса - линкор до дредноута |
Смещение |
|
Длина | 443 футов 6 дюймов (135,2 м) |
Луч | 79 футов 6 дюймов (24,2 м) |
Черновик | 26 футов 9 дюймов (8,2 м) |
Установленная мощность |
|
Движение | 2 вала, 2 паровые машины тройного расширения. |
Скорость | 18 узлов (33 км/ч; 21 миля в час) |
Диапазон | 9180 морских миль (17000 км; 10560 миль) при скорости 10 узлов (19 км/ч; 12 миль в час) |
Дополнить | 800–817 |
Вооружение |
|
Броня |
HMS Agamemnon был одним из двух Lord Nelson, класса до дредноута линкоров спущенных на воду в 1906 году и завершенных в 1908 году. Он был Королевского флота предпоследним построенным линкором до дредноута, за ним следовал ее родственный корабль . Lord Nelson . Он был приписан к флоту Ла-Манша, когда в 1914 году началась Первая мировая война . Корабль был переведен в Средиземное море вместе с лордом Нельсоном в начале 1915 года для участия в Дарданелльской кампании . Она совершила ряд бомбардировок турецких укреплений и в поддержку британских войск. Агамемнон остался в Средиземном море после завершения этой кампании, чтобы не допустить немецкого линейного крейсера СМС «Гебен» и легкого крейсера «Бреслау» прорыва в Средиземное море . Агамемнон сбил немецкий цеппелин LZ-55 ( LZ-85 ) во время бомбардировки Салоник в 1916 году. 30 октября 1918 года Османская империя подписала Мудросское перемирие на борту корабля, когда он стоял на якоре на Лемносе в северной части Эгейского моря. Море . Ее переоборудовали в радиоуправляемую. корабль-мишень после ее возвращения в Соединенное Королевство в марте 1919 года и начал службу в 1921 году. «Агамемнон» был последним дредноутом, находившимся на вооружении Королевского флота; она была заменена на «Центурион» в конце 1926 года и продана на слом в январе 1927 года.
Конструкция и описание
[ редактировать ]HMS Agamemnon был заказан в 1904 году и стал первым военным кораблем, построенным компанией William Beardmore and Company Dalmuir Naval Construction Works . Он был заложен 15 мая 1905 года и спущен на воду 23 июня 1906 года еще до завершения строительства верфей. Ее завершение было сильно задержано из-за проблем с рабочей силой и отвлечения 12-дюймовых (305-мм) орудий, предназначенных для ускорения завершения строительства « Дредноута» , и он был окончательно завершен только в июне 1908 года, на шесть месяцев раньше, чем его сестра Лорд Нельсон . [ 2 ]
Водоизмещение Агамемнона 17 683 длинных тонны (17 967 т) при глубокой нагрузке в построенном виде, длина 443 фута 6 дюймов (135,2 м), ширина 79 футов 6 дюймов (24,2 м) и осадка 26 футов 9 дюймов (8,2 м). ). Он был оснащен двумя перевернутыми тройного расширения вертикальными четырехцилиндровыми паровыми двигателями , которые развивали в общей сложности 16 750 лошадиных сил (12 490 кВт) и обеспечивали максимальную скорость 18 узлов (33 км / ч; 21 миля в час). [ 1 ]
Корабль был вооружен четырьмя 12-дюймовыми орудиями BL Mk X, расположенными в двух спаренных орудийных башнях , по одной в носовой и кормовой части. Ее вторичное вооружение состояло из десяти 9,2-дюймовых орудий BL Mk XI в спаренных орудийных башнях на каждом углу надстройки и одной орудийной башни между ними, а также 24 12-фунтовых орудий QF мощностью 18 центнеров . На нем также были установлены пять подводных 18-дюймовых (457-мм) торпедных аппаратов, на борту которых размещалось 23 торпеды. [ 1 ]
У «Агамемнона» был броневой пояс по ватерлинии толщиной 12 дюймов (305 мм), а также грани и борта ее орудийных башен. [ 3 ]
История обслуживания
[ редактировать ]До Первой мировой войны
[ редактировать ]HMS Agamemnon введен в эксплуатацию 25 июня 1908 года на верфи Чатема для службы в дивизии Нор метрополии Флота . 11 февраля 1911 года она задела неизведанную скалу в гавани Феррола, Испания , и повредила дно. [ 4 ] В сентябре 1913 года она была временно прикреплена к 4-й боевой эскадрилье . [ 5 ]
Первая мировая война
[ редактировать ]После начала Первой мировой войны в августе 1914 года Агамемнон был направлен в 5-ю боевую эскадру флота Ла-Манша и базировался в Портленде . Вместе с другими кораблями он прикрывал безопасную транспортировку британского экспедиционного корпуса под командованием сэра Джона Френча во Францию. 14 ноября она перебралась в Ширнесс , чтобы охранять английское побережье от возможного немецкого вторжения. Она вернулась в Портленд 30 декабря и до февраля 1915 года участвовала в защите южных портов Англии и патрулировании Ла-Манша . [ 4 ]
Дарданелльская кампания, 1915–16 гг.
[ редактировать ]В феврале 1915 года Агамемнону было приказано участвовать в Дарданелльском походе . Она покинула Портленд 9 февраля и присоединилась к британской Дарданелльской эскадре в Мудросе через 10 дней . Это был второй день первой бомбардировки османско-турецких фортов, охранявших вход в Дарданеллы, и корабль сразу же присоединился к атаке. Позже в феврале она также приняла участие в последующей бомбардировке внутренних фортов. 25 февраля в «Агамемнон» попало семь 9,4-дюймовых (240-мм) снарядов за десять минут, и он получил пробоину над ватерлинией, в результате чего трое человек погибли. [ 4 ]
Она поддержала небольшой десант 4 марта и участвовала в еще одной бомбардировке 6 марта 1915 года. 7 марта она попала под шквальный огонь из форта Хамидие , получив восемь попаданий крупнокалиберных снарядов; один из них, предположительно 14-дюймовый (356-мм) снаряд, пробил большую дыру в ее квартердеке и разрушил кают-компанию и орудийную рубку . В тот день он также получил несколько попаданий легких снарядов, и, хотя надстройка была повреждена, ее боевые и паровые возможности серьезно не пострадали. [ 4 ]
Корабль также участвовал в главном наступлении на форты Дарданеллы 18 марта. На этот раз батарея 6-дюймовых (152-мм) гаубиц открыла огонь по Агамемнон и поразила ее 12 раз за 25 минут; пять снарядов гаубицы попали в ее броню и не причинили вреда, но семь, попавшие за пределы ее броневой защиты, нанесли значительный структурный ущерб и временно вывели из строя одно из ее 12-дюймовых (305-мм) орудий. [ 4 ]
25 апреля «Агамемнон» поддерживал основные высадки в составе 5-й эскадры, а после этого патрулировал для защиты судов-тральщиков и закладчиков сетей союзников, действующих в Дарданеллах. В бою против османских полевых батарей она получила два попадания в период с 28 по 30 апреля и обеспечивала огневую поддержку войскам союзников во время турецкой контратаки 1 мая. Агамемнон обстрелял османские артиллерийские батареи 6 мая перед Второй битвой при Критии . [ 4 ]
Позже в мае «Агамемнон» был отозван на Мальту для ремонта и вернулся в Дарданеллы в июне. 2 декабря корабль присоединился к защищенному крейсеру «Эндимион» и монитору М33 в бомбардировке моста Кавак , разрушив несколько его пролетов и перекрыв сообщения Османской империи с полуостровом Галлиполи . [ 4 ]
Средиземноморские операции, 1916–18 гг.
[ редактировать ]С окончанием Дарданелльской кампании в январе 1916 года британские военно-морские силы в этом районе были реорганизованы, и «Агамемнон» вошел в состав Восточно-Средиземноморской эскадры , которая в августе 1917 года была переименована в Эгейскую эскадру. Под обоими названиями эскадра была рассредоточена по всему региону. Район для защиты островов, удерживаемых союзниками, поддержки британской армии в Салониках и защиты от любых попыток прорыва из Дарданелл немецкого линейного крейсера «Гебен» и легкого крейсера «Бреслау» . Агамемнон провела остаток войны, базируясь в Салониках и Мудросе , поочередно перемещаясь между двумя базами со своей сестрой лордом Нельсоном ; Агамемнон базировался в основном в Мудросе, лорд Нельсон — в основном в Салониках. [ 4 ] Выполняя эти обязанности, Агамемнон Императорского Германии флота повредил дирижабль LZ-55 ( LZ-85 ) 5 мая 1916 года в Салониках снарядом из 12-фунтовой пушки и заставил его совершить аварийную посадку. [ 4 ]
Из всех обязанностей, возложенных на два корабля, самой важной была охрана Восточного Средиземноморья от прорыва Гебена , но когда Гебен и Бреслау 20 января 1918 года наконец предприняли попытку прорыва, лорд Нельсон был в Салониках, и Агамемнон не смог получить приготовьтесь покинуть Мудрос вовремя и принять участие в битве при Имбросе . После того, как оба немецких корабля подорвались на минах, Бреслау затонул, а Гебен вернулся в Дарданеллы до того, как Агамемнон . на место происшествия успел прибыть [ 4 ]
«Агамемнон» прошел ремонт на Мальте в 1918 году. 30 октября Османская империя подписала Мудросское перемирие на борту «Агамемнона», когда он стоял на якоре на Лемносе в северной части Эгейского моря . [ 4 ]
Пост-был
[ редактировать ]Агамемнон входил в состав британской эскадры, отправившейся в Константинополь в ноябре 1918 года после перемирия. Она вернулась в Соединенное Королевство в марте 1919 года, где расплатилась на верфи Чатема и 20 марта ушла в резерв. [ 4 ]
сентябре 1918 года главнокомандующий адмирал Великим флотом Дэвид В Битти призвал создать большую цель, которая позволила бы провести реалистичную артиллерийскую практику на линкорах Великого флота, которые мало участвовали в боевых действиях после битвы при Ютландия в 1916 году. Испытания против бронелиста в 1919 году показали, что стрельба из 15-дюймовых (381-мм) орудий по любому дредноуту быстро потопит ее, но использование предварительного дредноута для стрельбы и испытаний орудий 6-мм дюймовый калибр (152-мм) или меньше казался практичным. Сначала пред-дредноут «Гиберния» для целевых задач предлагался , но в конечном итоге «Агамемнон» стал доступным и вместо него был выбран. [ 6 ]
Основываясь на более раннем опыте использования радиоуправляемого британского беспилотного оружия , «Агамемнон» был модифицирован на верфи Чатема для использования в качестве корабля-мишени в период с 6 декабря 1920 года по 8 апреля 1921 года. [ Примечание 1 ] Корабль был перемонтирован на радиоуправление и разобран; 12-дюймовые башни остались на борту, но все ее орудия и их оборудование были сняты, как и ее торпедное оборудование, летная палуба, морские каюты, главная вышка и оборудование лодки, нижняя боевая рубка, мачты и реи, большая часть удобств экипажа. и другое ненужное оборудование. Ненужные люки, комингсы, иллюминаторы и подъемники были сняты и покрыты обшивкой, а балластировка у него была иная, чем у линкора. Его не планировалось топить, поэтому к нему был приписан экипаж из 153 человек для обслуживания и эксплуатации, когда он не находился под обстрелом. [ 6 ]
Первая целевая служба Агамемнона . состоялась до того, как ее модификации были завершены 19 марта 1921 года он подвергся воздействию облака ядовитого газа , чтобы определить воздействие газа на линкор. Было обнаружено, что газ мог проникнуть в корабль через различные отверстия, но перед испытанием корабль не был герметично закрыт от газа, и не удалось получить точных результатов, применимых к введенному в строй линкору. 21 сентября она подверглась пулеметному обстрелу с обстрела самолета. Эти испытания показали, что такой обстрел может беспокоить линкор, но не может ухудшить его боевые или паровые возможности, и помогли определить защиту персонала мостика. [ 6 ]
«Агамемнон» также использовался для проверки уязвимости линкоров от 6-дюймовых (152-мм), 5,5-дюймовых (140-мм) и 4,7-дюймовых (120-мм) снарядов, выпущенных по ним такими кораблями, как линейные крейсеры « Слава » и «Слава». Дайте отпор, пока она маневрирует под радиоуправлением. Эти испытания показали, что корабли, защищенные так же, как и «Агамемнон» , такие как более поздние дредноуты, получат повреждения своих верхних частей в случае попадания таких снарядов, но их паровая или боевая способность не будет серьезно нарушена даже из-за многочисленных попаданий меньшего калибра. [ 6 ]
Утилизация
[ редактировать ]В декабре 1926 года «Агамемнон» был заменен дредноутом «Центурион» в качестве целевого корабля . К тому времени последний существовавший британский линкор до дредноута был продан Дж. Кэшмору из Ньюпорта , Южный Уэльс, 24 января 1927 года на металлолом и покинул портсмутскую верфь 24 января 1927 года. 1 марта будет разбит в Ньюпорте. [ 6 ]
Примечания
[ редактировать ]- ↑ В большинстве источников говорится, что «Агамемнон» служил кораблем- мишенью с 1923 по 1926 год, а Берт, с. 298, говорится, что она подвергалась переоборудованию в радиоуправляемый корабль-мишень с сентября 1922 по апрель 1923 года. Однако Берт, с. 295, приводятся сведения о ее переоборудовании в радиоуправляемый корабль-мишень в 1920–21 гг., а также подробности ее использования в качестве мишени в 1921 г. Не исключено, что переоборудование произошло в 1920–1921 гг., и его часто путают с 1922–23 ремонт.
Сноски
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- Берт, Р.А. (1988). Британские линкоры 1889–1904 гг . Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. ISBN 0-87021-061-0 .
- Гардинер, Роберт и Грей, Рэндал, ред. (1985). Конвея «Все боевые корабли мира 1906–1921» . Аннаполис, Мэриленд: Издательство Военно-морского института. ISBN 0-85177-245-5 .
- Макбрайд, Кейт (2005). «Лорд Нельсон и Агамемнон». В Иордании, Джон (ред.). Военный корабль 2005 года . Лондон: Конвей. стр. 66–72. ISBN 1-84486-003-5 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Линкоры класса «Лорд Нельсон»
- Картинная галерея HMS Agamemnon
- Информационная страница Worldwar1.co.uk
- Страницы MaritimeQuest HMS Agamemnon. Архивировано 23 января 2007 г. на Wayback Machine.