Jump to content

Османский флот

Османский флот
Английский : Османский флот
Активный 1323–1922
Страна  Османская империя
Верность Османский султан
Тип Военно-морской
Гарнизон/штаб Морское министерство [ тр ] , Константинополь
Помолвки
Командиры
Капудан Паша
(1567–1867)
Министр военно-морского флота [ tr ]
(1867–1922)
Командующий флотом
(1877–1922)

Османский флот ( турецкий : Osmanlı Donanması ) или Императорский флот ( османский турецкий : Donanma-yı Humâyûn ), также известный как Османский флот , был военно-морским оружием Османской империи . Он был основан после того, как османы впервые достигли моря в 1323 году, захватив Пренетос (позже названный Карамюрзель в честь основателя Османского флота), место расположения первой османской военно-морской верфи и ядра будущего военно-морского флота.

За время своего долгого существования Османский флот участвовал во многих конфликтах и ​​подписал ряд морских договоров. Оно сыграло решающую роль в завоевании Константинополя и последующей экспансии на Средиземное и Черное моря. На пике своего развития в 16 веке военно-морской флот распространился до Индийского океана , отправив экспедицию в Индонезию в 1565 году, а к началу 17 века действовал до Атлантики . Соразмерно упадку и модернизации империи в конце 18 века, Османский флот находился в застое, хотя и оставался одним из крупнейших в мире: имея почти 200 военных кораблей, в том числе 21 линкор, он занимал третье место после британского и французского флотов. [1]

На протяжении большей части своей истории военно-морским флотом руководил Капудан-паша (гросс-адмирал; буквально «капитан-паша»); эта должность была упразднена в 1867 году, когда ее заменили военно-морской министр ( турецкий : Bahriye Nazırı ) и ряд командующих флотом ( турецкий : Donanma Komutanları ).

После распада Османской империи и провозглашения Турецкой Республики в 1923 году традиция ВМФ была продолжена в составе современных ВМС Турции .

История [ править ]

Доосманский турецкий флот [ править ]

Первый турецкий военно-морской флот в Анатолии , состоявший из 33 парусных и 17 весельных кораблей, был сформирован в порту Смирна ( Измир ) Цахасом в 1081 году после завоевания им Смирны, Вурлы ( Урлы ), Кысоса ( Чешме ), Фокея ( Фоча ) и Теос ( Сыгаджик ) на Эгейском побережье Анатолии в том же году. Флот Цахаса совершил набег на Лесбос в 1089 году и Хиос в 1090 году, а затем нанес поражение византийскому флоту у островов Инуссес у Хиоса 19 мая 1090 года, что ознаменовало первую крупную морскую победу анатолийских турок в морском сражении. В 1091 году флот Цахаса совершил набег на острова Самос и Родос в Эгейском море , но затем был разбит и изгнан византийскими адмиралами Константином Далассеносом и Иоанном Дукой . В 1095 году флот Цахаса совершил набег на стратегический портовый город и залив Адрамиттиум ( Эдремит ) на Эгейском побережье Анатолии и город Абидос в проливе Дарданеллы . [ нужна ссылка ]

Сельджукский султан Рум Кайкубад I завоевал Алайе ( Аланью ) и сформировал там военно-морской арсенал. Аланья стала портом приписки сельджукского флота в Средиземном море . Позже Кайкубад I сформировал флот на Черном море, базирующийся в Синопе ( Синоп ), который под командованием Амира Чупана завоевал часть Крымского полуострова и Сугдака на Азовском море (1220–1237). [ нужна ссылка ]

Райз (1299–1453) [ править ]

в Эгейское, Черное, Ионическое и Экспансия Адриатическое моря

Битва при Зонкио в 1499 году.
Сохранившийся фрагмент первой карты мира османского адмирала Пири Рейса (1513 г.) с изображением Атлантического океана и Америки .

Завоевание острова Калолимно ( остров Имралы ) в Мраморном море в 1308 году ознаменовало первую морскую победу Османской империи. Османский флот совершил первую высадку во Фракии в 1321 году. Первая османская крепость в Европе была построена в 1351 году, а анатолийские берега стратегического пролива Босфор недалеко от Константинополя в 1352 году, а также оба берега столь же стратегического пролива Дарданеллы были завоеваны Османский флот.

В 1373 году были произведены первые высадки и завоевания Эгейского побережья Македонии , за которыми последовала первая османская осада Салоников в 1374 году. Первое османское завоевание Салоников и Македонии было завершено в 1387 году. Между 1387 и 1423 годами османский флот внес свой вклад. территориальной экспансии Османской империи на Балканском полуострове и черноморском побережье Анатолии. Вслед за первыми завоеваниями венецианских территорий в Морее началась первая Османско-венецианская война (1423–1430).

Тем временем османский флот продолжал способствовать расширению Османской империи в Эгейском и Черном морях, завоевав Синоп (1424 г.), Смирну (1426 г.) и отвоевав Салоники у венецианцев (1430 г.). Албания была отвоевана османским флотом с высадкой десанта между 1448 и 1479 годами.

( 1453–1683 Рост )

В 1453 году османский флот участвовал в исторических завоеваниях Константинополя , Гёкчеады , Лемноса и Тасоса . Завоевание Афинского герцогства и Морейского деспотата было завершено между 1458 и 1460 годами, после чего последовало завоевание Трапезундской империи и генуэзской колонии Амасра в 1461 году, что положило конец последним остаткам Византийской империи. . В 1462 году османский флот завоевал генуэзские острова в северной части Эгейского моря, которыми управляла семья Гаттилузио , включая их столицу Митилини на острове Лесбос . За этим последовала Османско-венецианская война 1463–1479 годов .

Османский адмирал Хайреддин Барбаросса разбил Священную лигу Карла V под командованием Андреа Дориа в битве при Превезе в 1538 году.

В последующий период османский флот завоевал большую территорию в Эгейском море и в 1475 году ступил в Крым на северном берегу Черного моря . До 1499 года за этим последовала дальнейшая экспансия на побережье Черного моря (например, завоевание Грузии в 1479 году) и на Балканском полуострове (например, окончательное завоевание Албании в 1497 году и завоевание Черногории в 1499 году). Потеря венецианских фортов в Черногории, недалеко от стратегического Кастельнуово , спровоцировала Османско-венецианскую войну 1499–1503 годов , в ходе которой турецкий флот Кемаля Рейса разгромил венецианские войска в битве при Зонкьо (1499) и битве при Модоне ( 1500). К 1503 году османский флот совершил набег на северо-восточное Адриатическое побережье Италии и полностью захватил венецианские земли на Морее , побережье Ионического моря и юго-восточное побережье Адриатического моря .

По словам Катипа Челеби, типичный османский флот в середине 17 века состоял из 46 судов (40 галер и 6 маон), экипаж которых составлял 15 800 человек, примерно две трети (10 500) были гребцами, а остальные (5300) истребители. [2]

Экспансия в Левант и Магриб, операции Западном в Средиземноморье

Во время осады Ниццы в 1543 году объединенным силам франко-османского союза удалось захватить город.
Османский флот на зимовке во французском порту Тулон в 1543 году. Миниатюра Матракчи Насуха , путешествовавшего вместе с флотом.
Османский флот во время захвата Туниса при Ла-Гулетте в 1574 году.

Начиная с завоевания Сирии в 1516 году, османский флот Селима I начал расширять османские территории в направлении Леванта и средиземноморского побережья Северной Африки . Между 1516 и 1517 годами Алжир был завоеван у Испании войсками Оруча Рейса , который заявил о своей верности Османской империи, за чем последовало завоевание Египта и конец Империи мамлюков в 1517 году. В 1522 году стратегический остров Родос , тогда резиденция рыцарей Св. Иоанна , была завоевана военно-морским флотом Куртоглу Муслихиддина Рейса ; Сулейман I позволил рыцарям покинуть остров, и они переместили свою базу сначала на Сицилию, а затем на Мальту.

В 1527 османский флот участвовал в завоевании Далмации , Хорватии , Славонии и Боснии . В 1529 году османский флот под командованием Салиха Рейса и Айдына Рейса уничтожил испанский флот Родриго Портундо возле острова Форментера . За этим последовало первое завоевание Туниса у Испании и отвоевание Мореи силами Хайреддина Барбароссы , флот которого позже в 1537 году завоевал острова, принадлежавшие герцогству Наксос. После этого османский флот осадил венецианский остров Корфу , и высадился на побережьях Калабрии и Апулии , что заставило Венецианскую республику и Габсбургскую Испанию, управляемую Карлом V, просить Папу создать Священную лигу, состоящую из Испании, Венецианской республики, Генуэзской республики , Папской Штаты и Мальтийские рыцари . Объединенным флотом командовал ведущий адмирал Карла V Андреа Дориа . Священная лига и османский флот под командованием Хайреддина Барбароссы встретились в сентябре 1538 года в битве при Превезе , которую часто считают величайшей морской победой Турции в истории. В 1543 году османский флот вместе с французскими войсками участвовал в осада Ниццы , которая в то время входила в состав Савойского герцогства. После этого Франциск I из Франции позволил османскому флоту перезимовать во французской гавани Тулона . Эта уникальная зимовка османов в Тулоне (иногда ошибочно называемая оккупацией; османы просто перезимовали и не навязывали населению никакой формы управления) позволила османам атаковать испанские и итальянские порты Габсбургов (врагов Франции); они покинули Тулон в мае 1544 года. Матракчи Насух XVI века , османский янычар , эрудит и мастер меча , как сообщается, участвовал в зимовке в Тулоне. [ нужна ссылка ]

В 1541, 1544, 1552 и 1555 годах испано-итальянский флот Карла V под командованием Андреа Дориа потерпел поражение соответственно в Алжире , Неаполе , Понце и Пьомбино .

Операции в Индийском океане и окончательные Северной завоевания Африки

Сельман Рейс защищает Джидду от нападения португальцев в 1517 году.
Португальское изображение кораблей в Индийском океане , включая османскую каракку справа.
Захваченные османские и ачехские орудия после голландцами завоевания Ачеха в 1874 году.

Тем временем османский флот в Индийском океане, базирующийся в Суэце и Басре , наносил поражение португальским несколько раз войскам вблизи Аравийского полуострова , захватывая Аден и Йемен (1538–1539 гг.), которые были важными португальскими портами, наряду с Джиддой и Джибути на Красного моря Побережье . Османская осада Диу в 1538 году, направленная на изгнание португальцев из Индии , не достигла этой цели.

Между 1547 и 1548 годами Йемен был отвоеван у португальцев, а в Персидском заливе и Аравийском море другие важные португальские порты, такие как Оман и Катар, были завоеваны в 1552 году. [3] но османам не удалось захватить остров Ормуз , и поэтому контроль над Персидским заливом остался в руках Португалии. [4]

В 1565 году султанат Ачех на Суматре ( Индонезия ) объявил о верности Османской империи, а в 1569 году османский флот Куртоглу Хызыра Рейса отплыл в новые порты, такие как Дебал , Сурат , Джанджира, и, наконец, ступил в Ачех с хорошо оснащенным флотом. флот из 22 кораблей , что ознаменовало самую восточную территориальную экспансию Османской империи.

Победа османского флота в битве при Превезе в 1538 году и битве при Джербе в 1560 году обеспечила османское господство в Средиземном море на несколько десятилетий, пока османы не потерпели свое первое военное поражение от европейцев в битве при Лепанто. (1571) . Но поражение при Лепанто, несмотря на то, что его широко праздновали в Европе, было лишь временной неудачей: оно не смогло обратить вспять османское завоевание Кипра , и в течение года османы построили столь же большой флот, который в 1574 году отвоевал Тунис у Испании. Это завершило османское завоевание Северной Африки после операций османского флота под командованием Тургута Рейса , который ранее завоевал Ливию (1551 г.); и флота под командованием Салиха Рейса , который завоевал побережье Марокко за Гибралтарским проливом в 1553 году.

Операции в Атлантическом океане [ править ]

С начала 17 века османский флот начал выходить в Атлантический океан (ранее Рейс отплыл на Канарские острова в 1501 году, а флот Мюрата Рейса Старшего захватил Лансароте Канарский Кемаль в 1585 году). [5] В 1617 году османский флот захватил Мадейру в Атлантическом океане, а затем в августе 1625 года совершил набег на Сассекс , Плимут , Девон , Хартленд-Пойнт , Корнуолл и другие графства западной Англии. [5] В 1627 году османские военные корабли в сопровождении берберийских корсаров под предводительством Мюрата Рейса Младшего захватили остров Ланди в Бристольском проливе , который в течение следующих пяти лет служил главной базой для османских военно-морских и каперских операций в Северной Атлантике. . [6] Они совершили набеги на Шетландские острова , Фарерские острова , Данию-Норвегию , Исландию и Вестманнаэйяр . [5] [7] [8] Между 1627 и 1631 годами те же самые османские войска совершали набеги на побережья Ирландии и Швеции . [5] [9] [10] Позднее османские корабли появились у восточных побережий Северной Америки, особенно в английских колониях, таких как Ньюфаундленд и Вирджиния . [5]

Черноморские операции [ править ]

Запорожские казаки на чайках уничтожают османские галеры и захватывают Каффу в 1616 году.
Немецкая карта заключительного этапа осады Кандии во время Османско-венецианской войны 1645–1669 годов . укреплений города Он ясно иллюстрирует следы итальянских и близость характерных османских осадных траншей.

До османов сельджукский султан Рума Алаеддин Кейкубад I сформировал Черноморский флот, базирующийся в Синопе , который под командованием Амира Чупана завоевал части Крымского полуострова и Сугдака на Азовском море между 1220 и 1220 годами. 1237.

В годы, прошедшие после завоевания Константинополя в 1453 году, турки-османы доминировали в Средиземноморье флота с помощью своего галерного . В 1475 году османский султан Мехмед II использовал 380 галер под командованием Гедика Ахмет-паши , чей флот завоевал греческое княжество Феодоро вместе с генуэзцами управляемыми крымскими портовыми городами Чембало , Солдая и Каффа («Кефе» на тюркских языках). .) [11] В результате этих завоеваний, начиная с 1478 года, Крымское ханство стало вассальным государством и протекторатом Османской империи, просуществовавшим до 1774 года.

Провал осады Мальты в 1565 году и победа флотов Священной лиги над османами в битве при Лепанто в 1571 году показали, что маятник начал качаться в другую сторону. [12] но Черное море какое-то время считалось «турецким озером». [13] На протяжении более ста лет османское военно-морское господство на Черном море опиралось на три столпа: турки-османы контролировали турецкие проливы и устье Дуная ; ни одно из государств региона не могло собрать эффективные военно-морские силы; и фактическое отсутствие пиратства на Черном море. [13] Однако после 1550-х годов начало частых морских набегов запорожских казаков ознаменовало серьезные изменения в контроле над Черным морем. [13] Безкилевые гребные лодки казаков, называвшиеся «чайками» , вмещали до семидесяти человек и были оснащены пушечными орудиями и представляли собой грозные морские суда. У них было преимущество перед османскими галерами в том, что они были небольшими и низкорасположенными в воде, их было трудно обнаружить и они были очень маневренными. В начале 1600-х годов казаки смогли собрать флот из 300 таких лодок и отправить их в любой уголок Черного моря. [13] Они начали нападать на крупные города, такие как Каффа , Варна , Трабзон и даже пригороды Константинополя . [14]

Гийом Левассер де Боплан , французский военный инженер, из первых рук рассказал об операциях казаков и их тактике против турецких кораблей и городов на Черноморском побережье. [13] [15] Пик казачьих набегов наступил в 1637 году, когда большая группа запорожских и донских казаков осадила Азовскую крепость . После двухмесячного сухопутного и морского сражения крепость была взята казаками. [13]

Османский флот также участвовал в блокаде западного побережья Грузии в шестнадцатом и семнадцатом веках, чтобы принудить к подчинению местные королевства.

Застой (1683–1827) [ править ]

Однако в оставшуюся часть 17 и 18 веков действия османского флота в основном ограничивались Средиземным , Черным , Красным морями , Персидским заливом и Аравийским морем . Длительная османско-венецианская война 1645–1669 годов закончилась победой Османской империи и завершением завоевания Крита , что ознаменовало территориальный зенит Империи. В 1708 году была достигнута еще одна долгосрочная цель — завоевание Орана (последнего испанского оплота в Алжире ).

Военные корабли Османского флота встали на якорь у мечети Ортакёй , дворца Чираган и дворца Долмабахче в Стамбуле .

XVIII век был периодом тупика для османского флота: многочисленные победы сопровождались столь же многочисленными поражениями. Важные военно-морские победы Османской империи в этот период включали отвоевание Молдавии и Азова у русских в 1711 году. Османско-венецианская война 1714–1718 годов привела к отвоеванию Мореи у венецианцев и уничтожению последних венецианских островных опорных пунктов в Эгейском море.

На протяжении большей части XVIII века, в течение периода в восточном Средиземноморье, известного некоторыми как Pax Ottomana, османский военно-морской флот был сосредоточен как на определении и защите своих территориальных вод от соперничающих государств, так и на обеспечении соблюдения своей власти над ними. все больше внимания уделяется защите международных торговых путей и защите своей морской торговли от постоянной проблемы пиратства. [16]

Однако во время русско-турецкой войны 1768–1774 годов османский флот был уничтожен в Чесменском сражении (1770). Следующая русско-турецкая война (1787–1792) снова привела к многочисленным морским поражениям от русского Черноморского флота под командованием адмирала Федора Ушакова .

Во время греческой войны за независимость (1821–1829 гг.) греческий повстанческий флот, состоящий из переоборудованных торговых судов, первоначально бросил вызов османскому военно-морскому превосходству в Эгейском море, блокируя османские форты в Морее и способствуя их захвату греческими сухопутными войсками. После вмешательства османского эялета в Египет в 1824 году значительно превосходящий османско-египетский флот под командованием Ибрагим-паши одержал верх и успешно вторгся на Крит и Морею, пока не прибыл объединенный британско - французско - российский флот, который уничтожил большая часть османско-египетских военно-морских сил в битве при Наварине в 1827 году.

Размер экипажа османских кораблей в 1699 и 1738 годах. [17]
Размер экипажа корабли в 1699 году корабли в 1738 году
1500 - 1
1300 - 1
1100 - 1
1000 - 1
800 - 6
750 - 5
650 - 4
600 1 -
500 - 1
450 - 7
400 2 3
350 3 1
300 8 1
250 3 1
200 3 -
Общий 20 33
Примечание. Между 1699 и 1738 годами османский флот начал использовать больше парусных кораблей, которым требовалось больше экипажа на каждом корабле, вместо галер с меньшим количеством людей.

Дунайский флот [ править ]

Численность Дунайского флота Османского флота на момент Великой турецкой войны в конце 17 века составляла 52 судна (4 галиота , 28 фрегатов и 20 плоскодонных речных катеров) с экипажем в 4070 человек. [18]

( Упадок ) 1827–1908

«Махмудие» (1829 г.), построенный Императорским военно-морским арсеналом на проливе Золотой Рог в Константинополе , долгие годы был самым большим военным кораблем в мире. [19] Один из немногих в мире завершенных тяжелых первоклассных линкоров , это был линейный корабль со 128 орудиями на 3 палубах. [20] Участвовала в многочисленных морских сражениях, в том числе в осаде Севастополя (1854–1855) во время Крымской войны . [20]
«Меджидие» класса Весельные фрегаты были первыми военными кораблями с паровым двигателем, построенными в Османской империи.
класса «Норденфельт» Османская подводная лодка «Абдул Хамид» (1886 г.) была первой подводной лодкой в ​​мире, выпустившей торпеду , находясь под водой. [21]
Османская подводная лодка Абдул Хамид на военно-морской верфи Ташкизак в Константинополе (Стамбул), 1886 год.

В XIX веке военно-морская мощь Османской империи продолжала снижаться, несмотря на периодическое восстановление. После поражения объединенного британско-французско-русского флота в битве при Наварине в 1827 году султан Махмуд II отдал приоритет развитию сильных и современных османских военно-морских сил. Первые паровые корабли Османского флота были приобретены в 1828 году. В 1829 году самый большой в мире военный корабль за многие годы - кадем 201 х 56 (1 кадем = 37,887 см). [22] ) или 76,15 м × 21,22 м (249,8 футов × 69,6 футов) линейный корабль Mahmudiye , имевший 128 пушек на 3 палубах и несший на борту 1280 моряков, был построен для Османского флота в Императорском арсенале на Золотом Роге в Константинополе. . В 1830-е годы в османский флот было набрано около 2500 моряков-христиан (в основном армян и греков). Это вызвало негативную реакцию со стороны христианских общин. Многие греки с Родоса и Хиоса бежали на соседние более мелкие острова. В 1847 году моряки-христиане потребовали иметь на военных кораблях собственных священников и часовни, в чем было отказано по шариату. Великий адмирал и великий визирь поддержали требования христиан, но шейхуль-ислам заявил, что христианские службы на борту приравниваются к строительству новых церквей и поэтому запрещены религиозным законом. [23]

В 1875 году, во время правления султана Абдулазиза , Османский флот имел 21 линкор и 173 других типа военных кораблей, занимая третий по величине военно-морской флот в мире после британского и французского флотов. Но огромные размеры военно-морского флота были слишком тяжелым бременем для разрушающейся османской экономики .Абдул-Хамид II осознавал, что империи нужен флот, чтобы защитить себя от постоянно растущей российской угрозы. Однако османский экономический кризис 1875 года и дополнительное финансовое бремя катастрофической русско-турецкой войны (1877–1878) лишили Османскую империю финансовых ресурсов и экономической независимости для содержания и модернизации большого флота. Вторая половина XIX века стала периодом прорывов в области военно-морской техники. Османский флот быстро устаревал, и ему приходилось раз в десятилетие заменять все свои военные корабли, чтобы идти в ногу с темпами технического прогресса, что, учитывая плачевное состояние экономики, было явно невозможным.

«Норденфельт» Османская подводная лодка класса «Абдул Хамид» (1886 г.) была первой подводной лодкой в ​​истории, выпустившей торпеду , находясь под водой. [24] Две подводные лодки этого класса, Nordenfelt II ( Abdül Hamid , 1886) и Nordenfelt III ( Abdül Mecid , 1887) были построены для ВМС Османской империи. Они были построены по частям компаниями Des Vignes (Чертси) и Vickers (Шеффилд) в Англии и собраны на военно-морской верфи Ташкизак в Константинополе (Стамбул). Эти подводные лодки были попыткой получить преимущество над греческим флотом (у которого была только одна подводная лодка «Норденфельт», меньшая и старая версия). Однако быстро стало понятно, что, как и другие подводные лодки Nordenfelt, заказанные Россией, они страдают от проблем с остойчивостью и их слишком легко затопить на поверхности. Турки не смогли найти экипаж, готовый служить на примитивных подводных лодках. Абдул Хамид в конечном итоге сгнил в доке, а Абдул Медид так и не был достроен до конца. [25]

( Роспуск 1908–1922 )

Два линкора-дредноута, приобретенные ВМС Османской империи, но захваченные британским правительством незадолго до поставки из-за начала Первой мировой войны в 1914 году: «Султан Осман-и Эввел» (переименованный в HMS Agincourt , на переднем плане) и «Решадие» (переименованный в HMS Erin , слева).
Фэнтезийный рисунок султана Османа I готовится для ВМС Османской империи. королевская яхта «Эртугрул» Слева — крейсер «Хамидие» . , на заднем плане —

После младотурецкой революции 1908 года Комитет Союза и Прогресса , который фактически взял под свой контроль страну, стремился создать сильные военно-морские силы Османской империи. Плохое состояние флота стало очевидным во время Османского военно-морского парада 1910 года, и османское правительство учредило Фонд Османского военно-морского флота для приобретения новых кораблей за счет общественных пожертвований. Те, кто сделал пожертвования, получили медали разных видов в зависимости от размера пожертвований.

В 1910 году Османский флот приобрел у Германии два линкора до дредноута : SMS Weissenburg и его однотипный корабль SMS Kurfürst Friedrich Wilhelm . Эти корабли были переименованы в «Тургут Рейс» и «Барбарос Хайреддин» соответственно.

Итало -турецкая война 1911–1912 годов и Балканские войны 1912–1913 годов оказались катастрофическими для Османской империи. В первом случае итальянцы оккупировали Османскую Триполитанию (современная Ливия ) и острова Додеканес в Эгейском море, а Регия-Марина разгромила османские легкие военно-морские силы в сражениях при Превезе , Бейруте и заливе Кунфуда . В последнем случае меньший греческий флот успешно вступил в бой с османскими линкорами в морских стычках у Элли и Лемноса . Лучшее состояние греческого флота в Эгейском море во время Балканских войн привело к освобождению всех контролируемых Османской империей островов Эгейского моря, за исключением тех, что находятся на оккупированном Италией Додеканесе. Это также помешало османским подкреплениям и снабжению участвовать в сухопутных сражениях на Балканском полуострове, где Балканская лига вышла победителем. Единственными военно-морскими успехами Османской империи во время Балканских войн стали рейдовые действия легкого крейсера «Хамидие» под командованием Рауфа Орбая .

Османский флот в бухте Золотой Рог в Константинополе в первые дни Первой мировой войны .
Османский линейный крейсер Явуз Султан Селим (ранее SMS Goeben ) в 1914 году.

После Балканских войн османы продолжали спорить о суверенитете островов Северного Эгейского моря с Грецией. В 1913–1914 годах последовала военно-морская гонка, когда Османский флот заказал большие дредноуты линкоры- , такие как «Султан Осман-и Эввел» и «Решадие», на основе вышеупомянутых общественных пожертвований, сделанных в Фонд военно-морского флота Османской империи. Хотя османское правительство полностью завершило оплату обоих линкоров и направило турецкую делегацию в Соединенное Королевство , чтобы забрать их после завершения ходовых испытаний, британское правительство конфисковало их в начале Первой мировой войны в августе 1914 года и переименовало их как HMS Agincourt и HMS Erin . Это вызвало значительное недовольство Британией среди османской общественности, и Германская империя воспользовалась ситуацией, когда линейный крейсер СМС Гебен и легкий крейсер СМС Бреслау прибыли в Дарданеллы и поступили на службу в Османский флот как Явуз Султан Селим и Мидилли . соответственно. Эти события в значительной степени способствовали Порты Решение вступить в Первую мировую войну на стороне Центральных держав . Однако Германия и османы уже подписали секретный союз, Османско-германский союз , 2 августа 1914 года, еще до британского военно-морского захвата.

Первая мировая война и ее последствия [ править ]

Первой военной акцией османов в Первой мировой войне стал черноморский рейд , который представлял собой внезапное нападение османского флота на российское побережье Черного моря 29 октября 1914 года. Военно-морской рейд побудил Россию и ее союзников, Великобританию и Францию, совершить объявить войну Османской империи в ноябре 1914 года. Во время Первой мировой войны Османский флот вступил в бой с державами Антанты в Средиземном и Черном морях.

Muâvenet-i Millîye торпедный катер (находившийся на вооружении в 1910–1923 гг.), который потопил до дредноута линкор «Голиаф» во время битвы при Галлиполи причислялся к той же лиге, что и минный заградитель «Нусрет в Первой мировой войне. По своей роли он ». Сыгранный в морских сражениях во время сражения, Муавенет-и Миллие сильно повлиял на ход конфликтов, вызвав эффект домино , который привел к провалу стратегии Антанты .
Силуэты боевых кораблей Османского флота по проекту на 1914 год (включая недоставленный дредноут « Султан Осман-и Эввел »)

В 1915 году в битве при Галлиполи британскому французскому и Нусрет флотам не удалось пройти через пролив Дарданеллы ( Чанаккале Богазы ) из-за тяжелых турецких укреплений, окружающих пролив, минирования турецкими минными заградителями, такими как , и ожесточенных боев турецких солдат на суше. , море и воздух. [26] [ нужна страница ] Во время боя британская подводная лодка HMS E11 потопила Барбароса Хайреддина 8 августа 1915 года .

В последний год Первой мировой войны, возвращаясь с бомбардировки союзного порта Мудрос на греческом острове Лемнос , Мидилли 20 января 1918 года наткнулся на минное поле между Лемносом и Гекчеадой и затонул после того, как был серьезно поврежден пятью последовательные попадания в мины. В ходе миссии Мидилли вместе с Явузом Султаном Селимом сумел потопить британские военные корабли HMS Raglan и HMS M28 , а также 2000-тонный транспортный корабль, а также подверг бомбардировке порт Мудрос вместе с постами связи и воздушным транспортом. поля Антанты в других частях Лемноса. Линейный крейсер «Явуз Султан Селим» стал одним из самых активных османских военных кораблей на протяжении Первой мировой войны; она бомбардировала многочисленные порты на Черном и Эгейском морях , вступая в бой с российскими -дредноутами линкорами «Императрица Мария» класса и потопив ряд российских и британских военных кораблей и транспортных судов. [ нужна ссылка ]

TCG Явуз (Б-70) в Стамбуле, 1947 г.

После окончания Первой мировой войны победившая Антанта распустила Османский флот, а большие корабли османского флота были отбуксированы на Принцевы острова в Мраморном море под контролем военных кораблей союзников или заперты внутри Золотого Рога . Некоторые из них были списаны [ нужна ссылка ] .

независимости После обретения Турецкой Республикой в 1923 году оставшиеся крупные военные корабли бывшего Османского флота, такие как линейный крейсер TCG Yavuz , преддредноутный линкор TCG Turgut Reis , защищенные крейсеры TCG Hamidiye и TCG Mecidiye , торпедные крейсеры Berk-i Сатвет и Пейк-и Шевкет , эсминцы TCG Samsun , TCG Basra и TCG Taşoz , а также торпедные катера TCG Burak Reis , TCG Kemal Reis , TCG Îsâ Reis и TCG Sakız прошли капитальный ремонт, ремонт и модернизацию в 1920-х годах, а новые корабли и подводные лодки были приобретались с начала 1930-х годов.

Адмиралы [ править ]

Османское военно-морское министерство ( Бахрие Незарети ) в Касымпаша квартале района Бейоглу в Стамбуле , вдоль северной береговой линии Золотого Рога . В настоящее время здесь находится штаб командования Северного морского района ( Кузей Дениз Саха Комутанлыгы ) ВМС Турции .
Турецкая военно-морская средняя школа (1773 г.) на острове Хейбелиада недалеко от Стамбула .

Среди знаменитых османских адмиралов:

Османский адмирал и картограф Пири Рейс создал карты и книги по навигации, в том числе свою первую карту мира (1513 г.) , которая является одной из старейших сохранившихся карт Америки и, возможно, самой старой сохранившейся картой Антарктиды . Первая карта мира (1513 г.) и вторая карта мира (1528 г.) Пири Рейса сегодня хранятся в библиотеке дворца Топкапы в Стамбуле . Другие работы Пири Рейса хранятся в морском музее Стамбула Военно - . [27]

Стамбульский военно-морской музей [ править ]

конца 16 или начала 17 века Османская галера , известная как Тарихи Кадырга в Стамбульском военно-морском музее , построенная в период между правлением султана Мурада III (1574–1595) и султана Мехмеда IV (1648–1687), [28] [29] о чем свидетельствуют радиоуглеродные датировки AMS и дендрохронологические исследования . [29] Это единственная сохранившаяся оригинальная галера в мире. [28] [30] и имеет старейший в мире деревянный корпус, постоянно обслуживаемый. [31]

Стамбульский военно-морской музей расположен в районе Бешикташ в Стамбуле , Турция . Он был основан в 1897 году министром военно-морским империи Османской Бозджаадали Хасаном Хюсню-пашой . [32] [33]

В музее хранится важная коллекция военных артефактов, относящихся к Османскому флоту. [32] В морской сфере это крупнейший музей Турции с огромным разнообразием коллекций. В его коллекции представлено около 20 000 экспонатов, в том числе галера Османского флота конца 16 или начала 17 века, известная как Тарихи Кадырга , построенная в период между правлением султана Мурада III (1574–1595) и султана Мехмеда IV (1648–1687). , [28] [29] о чем свидетельствуют радиоуглеродные датировки AMS и дендрохронологические исследования . [29] Это единственная сохранившаяся оригинальная галера в мире. [28] [30] и имеет старейший в мире деревянный корпус, постоянно обслуживаемый. [31]

Будучи связанным с командованием военно-морских сил Турции, это также первый военный музей страны. [34]

В начале XXI века было построено новое выставочное здание. Строительство началось в 2008 году, а здание было вновь открыто 4 октября 2013 года. Оно имеет два надземных этажа и один цокольный этаж, общая площадь которых составляет 20 000 м². 2 (220 000 кв. футов). [34]

Подвал состоит из разнообразных предметов, таких как носовые фигуры , украшения военных кораблей, модели кораблей и фрагменты византийской цепи, которая использовалась для блокирования входа в Золотой Рог во время османского завоевания Константинополя (Стамбула) в 1453 году. большое количество императорских и других каиков на вторых этажах выставлено .

Многие экспонаты выставки прошли специальные реставрационные и консервационные работы из-за деформации сырья, вызванной воздействием тепла, света, влажности, атмосферных условий, вандализма и других факторов. [34]

Галерея [ править ]

Корабли [ править ]

См. также [ править ]

Ссылки и источники [ править ]

  1. ^ Сучу, Питер (5 марта 2022 г.). «Турция снова может стать военно-морской державой в Европе» . Национальный интерес . Проверено 9 марта 2022 г.
  2. ^ Османская война 1500–1700, Роудс Мерфи, 1999, стр. 23
  3. ^ Питер Малкольм Холт, Энн К.С. Лэмбтон, Бернард Льюис Кембриджская история ислама 1977.
  4. ^ Соучек, Сват (июнь 2013 г.), «Пири Рейс. Его уникальность среди картографов и гидрографов эпохи Возрождения» , в Ваньоне, Эммануэль; Хофманн, Кэтрин (ред.), Морские карты: от техники к культуре. Материалы конференции от 3 декабря 2012 г. , ЦФК, с. 135–144, заархивировано из оригинала (PDF) 27 июня 2018 г. , получено 21 августа 2016 г.
  5. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и Официальный сайт ВМС Турции: «Турецкое морское судоходство в Атлантике» [ постоянная мертвая ссылка ] Szkk.tsk.tr
  6. ^ Констам, Ангус (2008). Пиратство: полная история . Издательство Оспри. п. 91. ИСБН  978-1-84603-240-0 .
  7. ^ Турецкий рейд - юбилейная выставка на островах Вестман в 17:00. Архивировано 22 июля 2011 г. в Wayback Machine.
  8. ^ «Откройте для себя Южную Исландию — Вестманнаэйяр, острова Вестман» . Архив.is . 24 июля 2008 г. Архивировано из оригинала 24 июля 2008 г. Проверено 20 июля 2011 г.
  9. ^ «Барберийские пираты в Ирландии: Разграбление Балтимора, штат Колорадо (...)» . Divainternational.ch . Проверено 11 мая 2019 г.
  10. ^ «О'Брайен Пресс - Украденная деревня - Балтимор и берберийские пираты Дес Экин» . Обрайен.ie . Проверено 11 мая 2019 г.
  11. ^ Габор Агостон. Малая Азия и за ее пределами: Османы. Великие империи Азии. Эд. Джим Масселос. Беркли, Калифорния: University of California Press, 2010. с. 121 ISBN   978-0-520-26859-3
  12. ^ «Османский флот» . Военно-морское историческое общество Австралии . 6 сентября 1978 года.
  13. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д и ж Чарльз Кинг, Черное море: история , Oxford University Press, 2004 г. ISBN   978-0-19-924161-3 стр. 125, 131, 133–134
  14. ^ Энциклопедия Османской империи , Габор Агостон, Брюс Алан Мастерс (ред.) Infobase Publishing, 2009 г. ISBN   978-0-8160-6259-1 стр. 450
  15. ^ «Гийом Ле Вассер де Боплан. Описание Украины, представляющей собой несколько провинций Царства Польского» . Litopys.org.ua . Проверено 11 мая 2019 г.
  16. ^ Талбот, Майкл (31 июля 2017 г.). «Защита Средиземноморья: реакция Османской империи на насилие на море, 1718–1770» . Журнал ранней современной истории . 21 (4): 283–317. дои : 10.1163/15700658-12342524 . Проверено 2 ноября 2022 г.
  17. ^ Вооружение государства: военный призыв на Ближнем Востоке и в Центральной Азии, Эрик Дж. Цурчер, с. 45
  18. ^ Османская война 1500-1700 гг., Роудс Мерфи, 1999, с. 235
  19. ^ Сондхаус, Лоуренс (2001). Морская война, 1815–1914 гг . Лондон: Рутледж. п. 17. ISBN  978-0-415-21478-0 .
  20. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Дейли, Джон СК (1991). Русская морская мощь и «восточный вопрос» 1827–1841 гг . Аннаполис: Издательство Военно-морского института. п. 69. ИСБН  1557507260 .
  21. ^ «Центр подводного наследия - подводная история Барроу-ин-Фернесс» . Submarineheritage.com . Архивировано из оригинала 4 июля 2007 года . Проверено 11 мая 2019 г.
  22. ^ kadem , что переводится как «фут», часто ошибочно интерпретируется как эквивалент по длине одному имперскому футу , отсюда и неправильно преобразованные размеры «201 x 56 футов или 62 x 17 м» в некоторых источниках.
  23. ^ Мехмет Хаджисалихоглу, «Включение и исключение: воинская повинность в Османской империи», Журнал современной европейской истории , Vol. 5, № 2 (2007), стр. 266, 269.
  24. ^ «Центр подводного наследия - подводная история Барроу-ин-Фернесс» . Submarineheritage.com . Архивировано из оригинала 4 июля 2007 года . Проверено 11 мая 2019 г.
  25. ^ «Изобретение подводной лодки» . Архивировано из оригинала 19 декабря 2012 года . Проверено 6 июля 2007 г.
  26. ^ См. Мэсси, Стальные замки.
  27. ^ «Военно-морской музей Турции - Главная страница» . Архивировано из оригинала 26 февраля 2009 года . Проверено 20 июля 2011 г.
  28. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д «Историческая галера» . denizmuzesi.dzkk.tsk.tr . 24 ноября 2021 года. Архивировано из оригинала 8 октября 2021 года.
  29. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с д «Лифшиц, Н., 2014. Галера Кадирга в Стамбуле - Кайке турецкого султана: дендроисторическое исследование. В: Окружающая среда и экология в Средиземноморском регионе II (ред. Р. Эфе и М. Озтюрк). Cambridge Scholars Pub. Стр. .39-48. Кембридж» .
  30. Перейти обратно: Перейти обратно: а б «Журнал «Рог изобилия» . www.cornucopia.net . Проверено 16 марта 2022 г.
  31. Перейти обратно: Перейти обратно: а б «Центр морской археологии и охраны природы - Техасский университет A&M» . nautarch.tamu.edu . Проверено 24 ноября 2021 г.
  32. Перейти обратно: Перейти обратно: а б Мир обучения 2004 Майкл Зальцман стр.1670
  33. ^ «Архивная копия» . Архивировано из оригинала 30 сентября 2012 года . Проверено 30 августа 2011 г. {{cite web}}: CS1 maint: архивная копия в заголовке ( ссылка )
  34. Перейти обратно: Перейти обратно: а б с «Главная страница» . Дениз Мюзелери. Архивировано из оригинала 11 ноября 2014 года . Проверено 11 ноября 2014 г.

Библиография [ править ]

  • Э. Гамильтон Карри, Морские волки Средиземноморья (Лондон, 1910). ISBN   978-1500883430
  • Боно, Сальваторе: Средиземноморье ( Корсары в Перуджа, Oscar Storia Mondadori, 1993); Корсары Средиземноморья: Повелители удачи. Интернет-база данных на итальянском языке, основанная на книге Сальваторе Боно.
  • Брэдфорд, Эрнл, Адмирал султана: Жизнь Барбароссы (Лондон, 1968). ISBN   978-1845117931
  • Вольф, Джон Б., Берберийское побережье: Алжир под турками (Нью-Йорк, 1979). ISBN   978-0393012057
  • Мелис, Никола, «Важность Ормуза для португальско-османской политики, ориентированной на Персидский залив, в 16 веке: некоторые наблюдения, основанные на современных источниках», в Р. Лоурейро-Д. Коуто (ред.), «Возвращаясь к Ормузу – взаимодействия Португалии в регионе Персидского залива в период раннего Нового времени» (Висбаден, Харрассовиц, 2008, 107–120 (Maritime Asia, 19).
  • Тунчай Зорлу, Инновации и империя в Турции: султан Селим III и модернизация османского флота (Лондон, IB Tauris, 2011). ISBN   978-1848857827

Внешние ссылки [ править ]

в популярной Представления культуре

Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 944a5c8a056fec53986d4649470dcb43__1712630220
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/94/43/944a5c8a056fec53986d4649470dcb43.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Ottoman Navy - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)