Османский крейсер Хамидие
Османский крейсер Хамидие
| |
История | |
---|---|
Османская империя | |
Имя | Хамидие |
Тезка | Султан Абдул-Хамид II |
Заказал | 1900 [ 1 ] |
Строитель | Сэр У.Г. Армстронг, Whitworth & Co. Ltd. , Ньюкасл [ 1 ] |
Номер двора | 732 [ 1 ] |
Заложен | апрель 1902 г. [ 1 ] |
Запущен | 25 сентября 1903 г. [ 1 ] |
Введен в эксплуатацию | апрель 1904 г. [ 1 ] |
Почести и награды | Медаль крейсера Хамидие 1913 г. |
Судьба | Под британским контролем в 1918–1925 гг., затем передан ВМС Турции. |
Турция | |
Имя | Хамидие |
Введен в эксплуатацию | 1925 |
Выведен из эксплуатации | 1947 |
Судьба | Продан на металлолом, 10 сентября 1964 г. |
Примечания | Использовался для подготовки кадетов с 1940 по 1947 год. [ 1 ] |
Общие характеристики Хамидие | |
Тип | Защищенный крейсер [ 2 ] |
Смещение | 3904 тонны (нормальный) [ 1 ] |
Длина |
|
Луч | 14,5 м (48 футов) [ 1 ] |
Черновик | 4,8 м (16 футов) [ 1 ] |
Движение |
|
Скорость | |
Дополнить | |
Вооружение |
Хамидие [ Примечание 1 ] был османским крейсером , принимавшим участие в обширных боевых действиях во время Балканских войн и Первой мировой войны . Первоначально названный «Абдул Хамид» , он был заказан Османским флотом в 1900 году у британской судостроительной компании «Армстронг Уитворт» . [ 1 ] Он был заложен в Элсвике , Ньюкасл , в апреле 1902 года; спущен на воду 25 сентября 1903 г.; его ходовые испытания начались 17 декабря 1903 г.; и он был введен в эксплуатацию в апреле 1904 года. [ 1 ] Он весил 3904 тонны; имел длину 112 м, ширину 14,5 м и осадку 4,8 м; и был назван в честь османского султана Абдул-Хамида II . [ 1 ]
Он имел две скорострельные пушки калибра 150 мм L/45, восемь калибра 120 мм L/45 скорострельных орудий калибра 47 мм L/50 , шесть скорострельных орудий калибра 37 мм , шесть скорострельных орудий и два 457-мм скорострельных орудия . [ 1 ] «Хамидие» был оснащен двумя комплектами четырехцилиндровых тройного расширения паровых двигателей , обеспечивающими максимальную скорость 22,2 узла, и имел номинальную комплектацию 400 машин (в 1904 году) и 355 машин (в 1915 году). [ 1 ]
Его название Абдул Хамид было изменено на Хамидие после младотурецкой революции 1908 года . По условиям Севрского договора , завершившего Первую мировую войну между союзниками и Османской империей, корабль должен был быть передан Соединенному Королевству в качестве военной компенсации. Однако последовавшая за этим турецкая война за независимость завершилась отменой Севрского договора; его заменил Лозаннский договор , который позволил новой турецкой республике сохранить свой флот, в том числе «Хамидие» , ставший учебным кораблем.
Дизайн
[ редактировать ]Общие характеристики
[ редактировать ]Хамидие имел длину 112 м (367 футов) ( общая длина ). [ 1 ] (103,6 м (340 футов) между перпендикулярами ) [ 1 ] и имел ширину 47 футов 6 дюймов (14,48 м) и осадку 16 футов (4,88 м). [ 1 ] Водоизмещение корабля 3904 т (3842 длинных тонны; 4303 коротких тонны) при нормальной загрузке. [ 1 ] Ее защищала крупповская броня . Система брони состояла из внутренней защитной палубы: горизонтальные части над ватерлинией на миделе корабля имели толщину 1,5 дюйма (3,8 см), а скаты на бортах корабля, выступающие ниже ватерлинии, имели толщину 4 дюйма (10 см). . Хамидие был оснащен двухвальными вертикальными двигателями тройного расширения , которые снабжались паром цилиндрическими котлами. Мощность силовой установки составляла 12 500 лошадиных сил , что обеспечивало максимальную скорость 22,2 узла (41,1 км/ч ; 25,5 миль в час ). [ 1 ] [ 3 ]
Вооружение
[ редактировать ]Хамидие был вооружен широким набором орудий среднего и меньшего калибра. Самыми крупными из них были два скорострельных орудия Армстронга диаметром 6 дюймов (15 см)/45, каждое на центральном шарнире с открытым огневым щитом, одно переднее и одно кормовое. [ 3 ] Эти орудия стреляли снарядами массой 100 фунтов (45 кг) со скоростью от 5 до 7 выстрелов в минуту. Крепления допускали угол подъема до 20 °, что обеспечивало максимальную дальность действия 14 600 ярдов (13 350 м). [ 4 ] Восемь скорострельных орудий Армстронга калибра 4,7 дюйма (12 см)/50 завершали основное вооружение; они были размещены в одиночных экранированных опорах с центральным шарниром на бортах миделя корабля, по четыре с каждой стороны. [ 3 ]
Вспомогательное вооружение состояло из шести 3-фунтовых орудий и шести 1-фунтовых орудий, каждое из которых было установлено в отдельных огневых точках. Хамидие также нес пару торпедных аппаратов диаметром 18 дюймов (46 см); они были размещены в двух прицельных установках под передним мостиком. [ 3 ]
После Первой мировой войны Хамидие был перевооружен; оба типа основных орудий были сняты и заменены орудиями 5,9 дюйма (15 см) SK L/45 и 3 дюйма (7,6 см) SK L/50 Круппа . [ 3 ]
История обслуживания
[ редактировать ]1908–1909
[ редактировать ]Хамидие участвовал в подавлении греческого восстания на острове Самос в 1908 году. В 1909 году он был прикреплен к армии, которая под командованием Махмуда Шевкет-паши двинулась на Стамбул, чтобы подавить контрреволюцию ( инцидент 31 марта ), и встала на якорь у Йешилкёй. , напротив штаба Шевкет-паши.
Балканские войны
[ редактировать ]Хамидие сражался в Балканских войнах под командованием капитана Рауфа Орбая и был единственным османским кораблем, отличившимся в этом конфликте. [ 5 ] В ноябре 1912 года при обстреле болгарских позиций во время Первой Балканской войны « Хамидие» был повреждён в бою при Калиакре болгарским миноносцем « Дразки» , [ 6 ] хотя Орбай утверждал, что потопил еще два торпедных катера. [ 7 ] Торпеда пробила дыру длиной 10 футов (3,0 м) в носовой части корабля по правому борту и убила восемь человек. [ 8 ] Хотя носовая часть судна была большей частью затоплена, ее удалось вернуть в порт приписки для ремонта. 14 января 1913 года Хамидие прорвался через греческую военно-морскую блокаду Дарданелл и под покровом ночи приступил к набегам на греческие корабли в Эгейском море. На следующий день у Сироса он потопил греческий вооруженный торговый крейсер «Македония» и обстрелял город Эрмуполи . Оттуда он отправился в Бейрут и Порт-Саид . [ 9 ] [ 10 ] Набеги на Хамидие и его способность бродить по Средиземному морю и сеять замешательство, нарушать судоходство и уничтожать различные корабли и объекты, избегая при этом преследователей, стали важным фактором повышения боевого духа османов. Однако главная цель его вылазки — отвлечь греческий крейсер «Георгиос Авероф» , чтобы позволить османскому флоту противостоять остальной части греческого флота в поддержку сухопутных войск Османской империи, провалилась .
Затем Орбай повел свой корабль для обстрела греческих и сербских позиций на побережье Албании . 12 марта 1913 года Хамидие атаковал 13 греческих торговых судов, выгружавших сербские войска (следовавшие из Салоник) в порту Сан-Джованни-ди-Медуа , Албания. Ей удалось потопить или серьезно повредить шесть греческих кораблей, а также повредить нейтральный австрийский корабль, а также обстрелять находившийся там сербский военный лагерь, но, помня об отсутствии поблизости дружественных портов, где можно было бы провести ремонт, Орбай решил открыть полигон путем несколько километров, когда пара сербских горных орудий открыла ответный огонь с палубы торгового судна «Трифимия» . [ 11 ] Это, в сочетании с плохой османской артиллерией и ограниченным запасом снарядов, спасло союзников от дальнейшего ущерба. Весь этот инцидент вызвал яростную жалобу сербов на отсутствие защиты греческим флотом их зафрахтованных транспортов, что вынудило греков сопровождать дальнейшие конвои броненосной « Псарой» . Тем временем Хамидие удалось уклониться от посланных на его поиски греческих эсминцев и отплыть в Египет . Еще одна вылазка к югу от Крита привела к захвату еще одного греческого торгового судна, но сообщения о греческих военных кораблях возле Родоса вынудили Хамидие , котлы которой были повреждены и снизили скорость, искать убежища в Красном море , где она переждала конец войны. . [ 10 ]
Первая мировая война
[ редактировать ]Во время Первой мировой войны он воевал против российского флота на Черном море и вместе с Явузом Султаном Селимом и Мидилли сохранял контроль над черноморскими путями и портами. Он участвовал в многочисленных морских сражениях, неоднократно подвергался ударам. Хамидие провел ряд операций вместе с Явузом и Мидилли ; 23 сентября 1914 года Хамидие отплыл вместе с Явузом в Трапезунд, чтобы сопровождать три транспорта. [ 12 ] В ноябре они подвергли бомбардировке военные объекты в российском порту Туапсе . Корабль снова вышел в плавание в январе 1915 года вместе с Мидилли ; 9 января два корабля случайно столкнулись с российским флотом у Ялты . В ходе короткого боя Мидилли один раз поразил русский линкор «Евстафи» . По возвращении их преследовали корабли российского флота. Недавно отремонтированный «Явуз» вышел из Босфора, чтобы прикрыть прибытие Хамидие и Мидилли и отогнать преследующих русских. [ 13 ]
После Первой мировой войны
[ редактировать ]Война между союзниками и Османской империей закончилась подписанием Севрского договора 10 августа 1920 года; По условиям договора «Хамидие» вместе с «Явузом» и несколькими другими военными кораблями должны были быть переданы Великобритании в качестве военных репараций. [ 14 ] Однако турецкая война за независимость, которую возглавил Мустафа Кемаль Ататюрк , в конечном итоге привела к созданию нового турецкого государства; Севрский договор был отменен, и Лозаннский договор вместо него был подписан . По условиям этого договора новая Турецкая республика вернула себе большую часть своего флота. [ 14 ] Это был первый [ нужна ссылка ] Османский военный корабль будет передан ВМС Турции в 1925 году.
23 октября 1937 года Хамидие участвовал в столкновении с Орду в Бешикташе . Орду затонул с потерей двух членов экипажа. [ 15 ]
Награды
[ редактировать ]Единственной памятной военной медалью, выпущенной османами за Балканские войны , была медаль крейсера Хамидие 1913 года , которой был награжден каждый из 394 членов экипажа корабля. [ 16 ]
Корабль списан в марте 1947 года после службы по подготовке курсантов с 1940 года. [ 1 ] Некоторое время, с 1949 по 1951 год, это был корабль-музей, стоявший на якоре в порту квартала Кабаташ в Стамбуле , на европейском берегу Босфора . [ 1 ] Затем «Хамидие» стоял на приколе в Золотом Роге между 1951 и 1964 годами, пока 10 сентября 1964 года не был продан на металлолом. [ 1 ] Затем его отбуксировали в квартал Пашабахче в стамбульском районе Бейкоз , на анатолийском берегу Босфора, и там его разборка завершилась в 1966 году. [ 1 ]
Примечания
[ редактировать ]- ^ Имя также иногда переводится как Хамидие на английском языке; см. Гардинер и Грей, с. 389 и Халперн, с. 228. Также оно было переведено Hamidie на французском языке. Видеть «Вход в Хамидье в Одессу» . Сервет-и Фюнун . 20 июня 1918 г. с. не указано .
Сноски
[ редактировать ]- ^ Николь, Дэвид и Раффаэле Руджери, с. 34
- ^ Jump up to: а б с д и Гардинер, Шено и Колесник, с. 392
- ^ ДиДжулиан, Тони (21 января 2009 г.). «British 6 дюймов/45 (15,2 см) BL Mark VII 6 дюймов/45 (15,2 см) BL Mark VIII 6 дюймов/45 (15,2 см) BL Mark XXIV» . Navweaps.com . Проверено 8 декабря 2009 г.
- ^ Хаф, стр. 66–67.
- ^ Сондхаус, с. 219
- ^ Хаф, с. 67
- ^ Гардинер и Грей, с. 389
- ^ Холл, с. 200, с. 65
- ^ Jump up to: а б «Хамидие» . Турция в Первой мировой войне . Архивировано из оригинала 25 февраля 2010 года . Проверено 4 декабря 2009 г.
- ^ Джон Карр (2014). РХНС Авероф . Перо и меч. п. 79. ИСБН 978-1-4738-3821-5 .
- ^ Халперн, с. 228
- ^ Халперн, стр. 228–229.
- ^ Jump up to: а б Гардинер и Грей, с. 388
- ^ «Корабль водоизмещением 6554 тонны затонул». Таймс . № 47824. Лондон. 25 октября 1937 г. полковник С, с. 16.
- ^ «Медали Османской кампании» . Архивировано из оригинала 15 декабря 2009 года . Проверено 29 января 2012 г.
Библиография
[ редактировать ]Книги
[ редактировать ]- Гардинер, Роберт; Грей, Рэндал, ред. (1985). Конвея «Все боевые корабли мира 1906–1921» . Аннаполис: Издательство Военно-морского института. ISBN 0-87021-907-3 .
- Гардинер, Роберт; Шено, Роджер; Колесник, Евгений М., ред. (1979). Конвей «Все боевые корабли мира 1860–1905» . Лондон: Conway Maritime Press. ISBN 0-85177-133-5 .
- Холл, Ричард К. (2000). Балканские войны 1912–1913 годов: прелюдия к Первой мировой войне . Рутледж. ISBN 978-0-415-22946-3 .
- Хаф, Ричард (1966). Большой линкор . издательства Periscope Publishing Ltd. ISBN 978-1-904381-14-3 .
- Инчи, Тевфик (1952). Рейды Хамидие во время Балканских войн (Рейдовая операция крейсера Хамидие в Балканской войне) (на турецком языке). Стамбул, Турция: Дениз Басимеви.
- Дэвид Николле и Раффаэле Руджери, Османская армия 1914–18 , Osprey Publishing Ltd., 1994.
- Сарачоглу, Джемаледдин (2006). Рауф Орбай и Хамидие: Слава и приключения ветерана Хамидие (Рауф Орбай и Хамидие: Славные приключения Гази Хамидие) (на турецком языке). Стамбул, Турция: Йедитепе.
- Сондхаус, Лоуренс (2001). Морская война, 1815–1914 гг . Рутледж. ISBN 978-0-415-21478-0 .
Онлайн
[ редактировать ]- ДиДжулиан, Тони. «Navweaps.com: Военно-морское вооружение, военно-морские технологии и военно-морские воссоединения» . Округ Бакс, штат Пенсильвания.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Корабли, построенные на реке Тайн
- Корабли, построенные Армстронгом Уитвортом
- Военно-морская история Османской империи
- Крейсеры Османского флота
- Военные корабли Итало-турецкой войны Османской империи
- Военные корабли Османской империи в Балканских войнах
- Крейсеры Первой мировой войны Османской империи
- Крейсеры ВМС Турции
- корабли 1903 года