Османский броненосец Месудие
![]() Османский броненосец Месудие
| |
Обзор класса | |
---|---|
Имя | Месудие Класс |
Операторы | ![]() |
Предшественник | Ясно |
Преемник | Хамидие |
История | |
![]() | |
Имя | Месудие |
Строитель | Металлургический завод Темзы |
Заложен | 1872 |
Запущен | 28 октября 1874 г. |
Введен в эксплуатацию | декабрь 1875 г. |
Судьба | Потоплен 13 декабря 1914 года британской подводной лодкой B-11. |
Общие характеристики (в состоянии сборки) | |
Класс и тип | центральной батареи Броненосец |
Смещение | 8938 метрических тонн (8797 длинных тонн ) |
Длина | 101,02 м (331 футов 5 дюймов) |
Луч | 17,98 м (59,0 футов) |
Черновик | 7,9 м (25 футов 11 дюймов) |
Установленная мощность |
|
Движение | |
Скорость | 13,7 узлов (25,4 км / ч; 15,8 миль в час) |
Дополнить | 700 |
Вооружение | |
Броня |
|
Общая характеристика (реконструкция 1903 г.) | |
Класс и тип | Линкор до дредноута |
Смещение | 9120 т (8980 длинных тонн; 10050 коротких тонн) |
Установленная мощность |
|
Движение |
|
Скорость | 17 узлов (31 км / ч; 20 миль в час) |
Дополнить | 800 |
Вооружение |
|
Месудие ( турецкий язык : «Счастье») — центральной батареи броненосец османского флота , один из крупнейших когда-либо построенных кораблей этого типа. Он был построен на заводе Thames Iron Works в Великобритании между 1871 и 1875 годами. У Mesudiye был один однотипный корабль, хотя он был куплен Королевским флотом и введен в эксплуатацию как HMS Superb . Основное вооружение Месудие состояло из двенадцати 10-дюймовых (250 - мм) орудий в центральной бронетанковой батарее .
Месудие находилась в плохом состоянии на протяжении большей части своей карьеры, включая двадцатилетний период между русско-турецкой войной 1877–1878 годов и греко-турецкой войной 1897 года. В результате к концу 1890-х годов она находилась в очень плохом состоянии. , что повлекло за собой масштабную реконструкцию его в до дредноута судно конструкции в Генуе . Вооружение корабля было капитально отремонтировано, хотя орудийные башни , на которых должны были быть установлены 230-мм (9 дюймов) орудия, так и не получили вооружение. Также была установлена новая двигательная установка, значительно улучшившая характеристики.
Корабль принимал активное участие во время Первой Балканской войны в 1912–1913 годах, включая сражения при Элли и Лемносе в декабре 1912 года и январе 1913 года соответственно. Во время последнего боя он был сильно поврежден греческим снарядом и был вынужден отступить. После начала Первой мировой войны в 1914 году «Месудие» был пришвартован в Наре для защиты минных полей, блокировавших вход в Дарданеллы . Утром 13 декабря британская подводная лодка HMS B11 прошла через минные поля и торпедировала Месудие , который быстро затонул. Однако большая часть экипажа выжила, а многие из ее орудий были спасены и использованы для усиления обороны Дарданелл. Батарея этих орудий, названная в честь корабля «Месудие», помогла потопить французский линкор «Буве» в марте 1915 года.
Дизайн
[ редактировать ]После Крымской войны , когда целая османская эскадра была уничтожена русским флотом в Синопе , Османская империя начала программу строительства военно-морского флота, ограниченную, прежде всего, хронически слабой османской экономикой. несколько броненосных военных кораблей , в основном на британских и французских верфях. В 1860-х и 1870-х годах было заказано [ 1 ] Несмотря на нехватку средств, к концу 1870-х годов османы приобрели флот из тринадцати больших броненосцев и девяти меньших броненосных кораблей. [ 2 ] Mesudiye был разработан Эдвардом Ридом , который взял за основу недавно построенный британский броненосец HMS Hercules . [ 3 ]
Общие характеристики и оборудование
[ редактировать ]Месудие имела длину 101,02 метра (331 фут 5 дюймов), ширину 17,98 м (59 футов) и осадку 7,9 м (25 футов 11 дюймов). Его водоизмещение 8 938 метрических тонн (8 797 длинных тонн ) в первоначальном состоянии. Ее корпус был изготовлен из железа и оснащен таранной носовой частью . Корабль имел минимальную надстройку , включавшую короткую палубу бака и ют . У нее был экипаж из 700 офицеров и рядовых. [ 3 ] [ 4 ]
Корабль был оснащен единственной горизонтальной двухцилиндровой паровой машиной , пар которой вырабатывался восемью угольными котлами . Котлы были объединены в пару труб, расположенных на миделе корабля . Двигатели имели номинальную мощность 7431 лошадиную силу (5541 кВт) и максимальную скорость 13,7 узла (25,4 км/ч; 15,8 миль в час). К 1884 году десятилетие плохого обслуживания снизило ее максимальную скорость до 10 узлов (19 км/ч; 12 миль в час). Он перевез 600 т (590 длинных тонн; 660 коротких тонн) угля. предназначалась для работы в основном с помощью парового двигателя, она Несмотря на то, что «Месудие» также была оснащена тремя мачтами и парусным вооружением для барка . [ 3 ] [ 5 ]
Вооружение и броня
[ редактировать ]Месудие был вооружен главной батареей из двенадцати 10-дюймовых (254-мм) 18-тонных орудий RML , установленных в центральной батарее и стрелявших через орудийные порты . По четыре с каждой стороны, четыре по бокам , один наклонен вперед, а другой - назад, чтобы обеспечить возможность ведения огня с торца во время таранных атак. Он также был оснащен тремя 7-дюймовыми (178-мм) орудиями RML , все на верхней палубе, двумя носовыми и одной кормовой; они также служили охотничьими орудиями . были установлены шесть 76-мм (3 дюйма) скорострельных орудий В 1891 году для обеспечения защиты корабля от торпедных катеров (QF) и шесть 25,4-мм (1 дюйм) QF-орудий . [ 3 ] [ 4 ]
Броневая защита состояла из железных пластин; броневой пояс имел максимальную толщину 305 мм (12 дюймов) в центральной части корабля, где он защищал механизмы и магазины с боеприпасами, и уменьшался с обоих концов сначала до 127 мм (5 дюймов), а затем до 76 мм. . Самая толстая часть пояса простиралась на 1,5 м (5 футов) ниже ватерлинии и на 1,2 м (4 фута) над линией и состояла из трех полос . Средняя полоса была самой толстой, верхняя была немного уменьшена до 254 мм (10 дюймов), а нижняя составляла 230 мм (9 дюймов) и сужалась до 150 мм (5,9 дюйма). Орудийную батарею защищали еще две полосы брони: толщина нижней составляла 254 мм, а верхняя - 178 мм (7 дюймов). [ 3 ] [ 4 ]
История обслуживания
[ редактировать ]
Месудие , что означает «Счастье». [ 6 ] заложен на верфи Thames Ironworks был заказан в 1871 году и в следующем году в Лондоне. Она была спущена на воду 28 октября 1874 года. [ 3 ] [ 7 ] 15 сентября 1875 года она села на мель на реке Медуэй, когда ее везли в Чатем, Кент, для установки оружия. Ее сняли с мели и пришвартовали. [ 8 ] «Месудие» был сдан в эксплуатацию в декабре 1875 года для ходовых испытаний . У нее был один родственный корабль , Mahmûdiye был переименован в Hamidiye , который во время постройки . Он был приобретен Королевским флотом еще до завершения строительства и введен в эксплуатацию как HMS Superb . [ 3 ] [ 7 ] Месудие и Суперб были крупнейшими когда-либо построенными казематными броненосцами. [ 2 ] В начале карьеры корабля османский броненосный флот каждое лето активировался для коротких круизов от Золотого Рога до Босфора , чтобы убедиться, что их двигательные установки находятся в работоспособном состоянии. [ 9 ]
В сентябре 1876 года «Месудие» стал флагманом Османской Черноморской эскадры, хотя не участвовал в русско-турецкой войне , разразившейся в апреле 1877 года. [ 10 ] После поражения Османской империи флот был поставлен на стоянку в Золотом Роге и оставался без присмотра в течение следующих двадцати лет. Завершились ежегодные летние круизы по Босфору. К середине 1880-х годов османский броненосный флот находился в плохом состоянии, и Месудие не мог выйти в море. Ее двигатели были непригодны для использования, заклинившие от ржавчины, а корпус был сильно загрязнен . Британский военно-морской атташе в Османской империи в то время подсчитал, что Императорскому арсеналу потребуется шесть месяцев, чтобы подготовить к выходу в море всего пять броненосцев. На протяжении всего этого периода экипаж корабля ограничивался примерно одной третью обычного показателя. В период напряженности в отношениях с Грецией в 1886 году флот был доукомплектован и корабли были готовы к выходу в море, но ни один из них фактически не покинул Золотой Рог, и они снова были быстро поставлены на прикол. К тому времени «Месудие» , вероятно, была способна развивать скорость немногим более 10 узлов (19 км/ч; 12 миль в час), но ее плохо обученный экипаж, вероятно, не смог поддерживать эту скорость в течение длительного периода времени. [ 11 ]
В этот период бездействия Mesudiye прошел незначительную модернизацию на верфи Терсане-и-Амире на Золотом Роге. В начале греко-турецкой войны в феврале 1897 года «Месудие» был признан боеспособным, как и большинство других крупных военных кораблей флота. 15 мая «Месудие» и несколько других военных кораблей попытались провести учения, что лишь подчеркнуло плохую подготовку экипажей кораблей. [ 12 ]
Реконструкция
[ редактировать ]
После окончания войны правительство решило начать программу реконструкции военно-морского флота. Первым этапом стала реконструкция старых броненосных кораблей, в том числе «Месудие» . Запросы предложений были разосланы зарубежным верфям, и в октябре 1898 г. Gio. Ansaldo & C. Верфь в Генуе запросила разрешение на обследование корабля и броненосца Asar-i Tevfik . Оба судна соответственно были отправлены в Геную в январе 1899 года и прибыли 28-го числа, хотя Ансальдо получил контракт только на Месудие . [ 13 ] «Месудие» был перестроен в судно додредноутного типа. [ 14 ]
Модернизация включала радикальную реконструкцию корпуса; Носовая и кормовая часть были урезаны, чтобы освободить место для пары орудийных башен , каждая из которых устанавливала одну 230-мм (9 дюймов) пушку 40-го калибра производства Vickers . Башни имели броню толщиной 230 мм, но орудия так и не получили; На их месте были установлены деревянные макеты ружей. Батарея из двенадцати 150-мм (5,9 дюйма) орудий QF 45 калибра была установлена вместо старых нарезных дульнозарядных устройств, а в верхнюю батарею были добавлены шестнадцать 76-мм орудий QF. Месудие также получил десять 57-мм (2,2 дюйма) орудий и пару 47-мм (1,9 дюйма) орудий. [ 3 ]
В миделе корабля была построена большая надстройка с новой боевой рубкой , получившей броню толщиной 200 мм (7,9 дюйма). Водоизмещение выросло до 9 120 т (8 980 длинных тонн; 10 050 коротких тонн) в нормальном режиме и 9 710 т (9 560 длинных тонн; 10 700 коротких тонн) при полной нагрузке. Также была полностью заменена двигательная установка корабля. Были установлены два двигателя тройного расширения , а также шестнадцать угольных котлов Никлауса . Два гребных винта перекрывались, поэтому левый винт располагался немного впереди правого. Производительность улучшилась до 11 000 л.с. (8 200 кВт) и 17 узлов (31 км / ч; 20 миль в час). [ 3 ] В результате доработок ее экипаж увеличился до 800 человек. 15 марта 1904 года «Месудие» завершил ходовые испытания и после этого вернулся в Константинополь . [ 15 ]
Итало-турецкие и Балканские войны
[ редактировать ]В 1909 году он участвовал в первом за двадцать лет маневре флота, проведенном Османским флотом в рамках программы реформ, инициированной британской военно-морской миссией в Османской империи. Начиная с июля 1911 года, «Месудие» присоединился к двум дредноутам «Барбарос Хайреддин» и «Тургут Рейс» , четырем эсминцам и торпедному катеру для серии учений, кульминацией которых стал обычный летний круиз в Бейрут . Флот возвращался в Константинополь, когда Италия объявила войну, начав итало-турецкую войну 29 сентября 1911 года. Месудие и остальная часть флота пришвартовались в мысе Нагара 2 октября и вернулись в Константинополь на следующий день. [ 16 ] После этого Месудие был переведен в резервную дивизию, в которую также входили восстановленный броненосец «Асар-и Тевфик» и торпедный крейсер «Берк-и Сатвет» . Она не участвовала в боевых действиях во время конфликта, поскольку османский флот провел войну в порту. [ 17 ] Частично это произошло из-за роста напряженности на Балканах, который предвещал Балканские войны ; Османы держали свой флот в порту, чтобы подготовить его к неизбежному конфликту. [ 18 ]
В октябре 1912 года Балканский союз объявил войну османам, за месяц до окончания итало-турецкой войны. В то время «Месудие» был пришвартован у Бююкдере, района Константинополя, а торпедные катера «Хамидабад» и «Кютахья» находились в качестве сторожевого корабля. В декабре османский флот был реорганизован: Месудие присоединился к недавно сформированной дивизии линкоров под командованием Рамиза Наман-бея . В состав дивизии также входили Барбарос Хайреддин , Тургут Рейс и Асар-и Тевфик . 15 ноября корабль был переведен в Бююкчекмедже , где присоединился к остальному флоту. [ 19 ] Двумя днями позже Месудие и Барбарос Хайреддин провели береговые бомбардировки в поддержку османских войск, удерживающих линию Чаталджа ; Бомбардировки не нанесли особенно значительного материального ущерба атакующим болгарам, но подняли моральный дух Османской империи. [ 18 ] [ 20 ]
Битва при Элли
[ редактировать ]
Корабли приняли участие в битве при Элли , первом османском надводном сражении с участием крупных военных кораблей после русско-турецкой войны, 16 декабря 1912 года. [ 21 ] Османский флот вышел из Дарданелл в 9:30; корабль меньшего размера оставался в устье пролива, а линкоры шли на север, прижимаясь к побережью. Греческая флотилия, в которую входили броненосный крейсер «Георгиос Авероф» и три «Гидра» броненосца класса , отплывшая от острова Лемнос , изменила курс на северо-восток, чтобы заблокировать продвижение османских линкоров. [ 22 ] Османские корабли открыли огонь по грекам в 9:40 с дистанции около 15 000 ярдов (14 000 м). Пять минут спустя Георгиос Авероф переправился на другую сторону османского флота, поставив османов в невыгодное положение, поскольку они оказались под огнем с обеих сторон. [ 23 ]
В 9:50 под сильным давлением греческого флота османские корабли совершили поворот на 16 градусов (180 °), изменив свой курс, и направились в безопасный пролив. Разворот был выполнен неудачно, и корабли выпали из строя, перекрыв друг другу поля обстрела. Барбарос Хайреддин , Тургут Рейс и Месудие получили несколько попаданий во время боя, но только Барбарос Хайреддин получил значительные повреждения. К 10:17 обе стороны прекратили огонь, и османский флот отошел в Дарданеллы. При подходе к проливам Месудие и Асар-и Тевфик заняли позиции для прикрытия отхода поврежденных преддредноутов. Корабли прибыли в порт к 13:00 и перевезли раненых на госпитальное судно Resit Paşa . [ 23 ]
Битва при Лемносе
[ редактировать ]В конце декабря османы начали кампанию набегов и патрулей в Эгейском море против островов, недавно завоеванных греками. В конце декабря Османская армия начала планировать высадку на Тенедосе , который ранее был захвачен Грецией во время войны. Месудие и остальная часть дивизии линкоров вышли из Дарданелл утром 4 января 1913 года, но операция была отменена после появления греческого флота. 10 января флот предпринял еще одну наступательную операцию, на этот раз с целью рейда на остров Имброс . После короткого, безрезультатного столкновения с греческими эсминцами флот снова отошел в безопасные Дарданеллы. Восемь дней спустя началась еще одна операция флота, в результате которой произошла битва при Лемносе , второе крупное морское сражение войны. [ 24 ] План Османской империи заключался в том, чтобы переманить более быстрого Георгиоса Аверофа подальше от Дарданелл. Защищенный крейсер «Хамидие» уклонился от греческой блокады и ворвался в Эгейское море, пытаясь вовлечь греческий крейсер в погоню. Несмотря на угрозу, исходящую от крейсера, греческий командующий отказался отсоединить Георгиоса Аверофа . [ 22 ]
Османский флот покинул Дарданеллы в 8:20 утра 18 января и направился к острову Лемнос со скоростью 11 узлов (20 км/ч; 13 миль в час). Барбарос Хайреддин возглавил линию линкоров, с флотилией торпедных катеров по обе стороны от строя. Артиллерийская дуэль на дальней дистанции, продолжавшаяся два часа, началась около 11:55, когда османский флот открыл огонь на расстоянии 8000 м (26000 футов). Они сосредоточили свой огонь на греке Георгиосе Аверофе , который открыл ответный огонь в 12:00. В 12:50 греки попытались пересечь реку Т османского флота, но Барбарос Хайреддин повернул на север, чтобы заблокировать греческий маневр. Примерно в это же время «Месудие» получила серьезное попадание, в результате которого были выведены из строя три ее 150-мм орудия; Это повреждение в сочетании с неисправностью котла заставило османского командующего отсоединить корабль и отправить его обратно в порт. [ 25 ]
5 февраля Месудие поддерживал операции у Шаркёя в Мраморном море , обстреливая болгарские войска, оккупировавшие город. Это была последняя операция, проведенная кораблем во время войны; три дня спустя она не участвовала в высадке морского десанта на Шаркёй. Затем османский флот провел оставшиеся месяцы войны в порту, пока в апреле конфликт не завершился перемирием. [ 26 ]
Первая мировая война
[ редактировать ]В конце июля 1914 года Первая мировая война в Европе разразилась , хотя османы поначалу оставались нейтральными. 6 сентября 1914 года Месудие был отправлен в Нару для защиты минных полей, охранявших вход в Дарданеллы. Ее поддерживали минный заградитель «Нусрет» и буксир «Интиба» . Напряженность между османами и британским флотом, патрулирующим вход в Дарданеллы, нарастала до 5 ноября, когда Великобритания и Франция объявили войну Османской империи. [ 27 ]
Утром 13 декабря британская подводная лодка B11 под командованием лейтенанта Нормана Холбрука вошла в Дарданеллы. Около 11:30 он заметил Месудие на якоре и выпустил одну торпеду с расстояния 750 м (2460 футов). Торпеда попала в корму корабля и причинила ему серьезные повреждения; Месудие Орудия ненадолго обстреляли B11 , перископ и прежде чем корабль перевернулся затонул на мелководье. Потери были небольшими: в результате нападения погибло всего 10 офицеров и 27 рядовых. В ходе спасательной операции были сняты 150-мм и 76-мм орудия, которые использовались для усиления обороны Дарданелл. Тем временем B11 успешно прошел Дарданеллы и вернулся в порт; Холбрук был награжден Крестом Виктории за потопление Месудие . [ 28 ] [ 29 ] [ 30 ]
Месудие Утилизированные 150-мм орудия были установлены как «Батарея Месудие» в Дарданеллах. [ 31 ] Эти орудия сыграли свою роль в затоплении французского линкора «Буве» 18 марта 1915 года, нанеся восемь ударов по кораблю, один из которых вывел из строя его переднюю башню. [ 32 ] - прежде чем она подорвалась на мине и затонула с очень тяжелыми человеческими жертвами. [ 33 ]
Примечания
[ редактировать ]- ^ Лион , стр. 388–389.
- ^ Jump up to: а б Сондхаус , с. 123.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я Лион , с. 391.
- ^ Jump up to: а б с Лангензипен и Гюлерюз , с. 134.
- ^ Лангензипен и Гюлерюз , с. 135.
- ^ Лангензипен и Гюлерюз , с. 197.
- ^ Jump up to: а б Лангензипен и Гюлерюз , стр. 134–135.
- ^ «Морская и военная разведка». Таймс . № 28423. Лондон. 17 сентября 1875 г. полковник С, с. 7.
- ^ Стертон , с. 138.
- ^ Лангензипен и Гюлерюз , стр. 5–8.
- ^ Стертон , стр. 138, 144.
- ^ Лангензипен и Гюлерюз , стр. 8–9, 135.
- ^ Лангензипен и Гюлерюз , с. 10.
- ^ Сондхаус , с. 218.
- ^ Лангензипен и Гюлерюз , стр. 10, 135.
- ^ Лангензипен и Гюлерюз , стр. 14, 20.
- ^ Билер , с. 12.
- ^ Jump up to: а б Лангензипен и Гюлерюз , с. 20.
- ^ Лангензипен и Гюлерюз , с. 18, 20–22, 25.
- ^ Эриксон , с. 133.
- ^ Сондхаус , с. 219.
- ^ Jump up to: а б Фотакис , с. 50.
- ^ Jump up to: а б Лангензипен и Гюлерюз , с. 22.
- ^ Лангензипен и Гюлерюз , стр. 22–23.
- ^ Лангензипен и Гюлерюз , стр. 23–24.
- ^ Лангензипен и Гюлерюз , с. 25.
- ^ Лангензипен и Гюлерюз , стр. 27, 30.
- ^ Лангензипен и Гюлерюз , с. 34.
- ^ Халперн , с. 119.
- ^ Корбетт , с. 73.
- ^ Корбетт , с. 161.
- ^ Лион , с. 294.
- ^ Корбетт , с. 218.
Ссылки
[ редактировать ]- Билер, Уильям Генри (1913). История итало-турецкой войны: 29 сентября 1911 г. — 18 октября 1912 г. Аннаполис: Военно-морской институт США. OCLC 1408563 .
- Корбетт, Джулиан Стаффорд (1921). Военно-морские операции: от битвы за Фолклендские острова до вступления Италии в войну в мае 1915 года . Том. II. Лондон: Longmans, Green & Co. OCLC 924170059 .
- Эриксон, Эдвард Дж. (2003). Поражение в деталях: Османская армия на Балканах, 1912–1913 гг . Вестпорт: Издательская группа Greenwood. ISBN 978-0-275-97888-4 .
- Фотакис, Зисис (2005). Греческая военно-морская стратегия и политика, 1910–1919 гг . Лондон: Рутледж. ISBN 978-0-415-35014-3 .
- Халперн, Пол Г. (1994). Военно-морская история Первой мировой войны . Аннаполис: Издательство Военно-морского института. ISBN 978-1-55750-352-7 .
- Лангензипен, Бернд и Гюлерюз, Ахмет (1995). Османский паровой флот 1828–1923 гг . Лондон: Conway Maritime Press. ISBN 978-0-85177-610-1 .
- Лион, Хью (1979). "Турция". В Гардинере, Роберт (ред.). Конвей «Все боевые корабли мира 1860–1905» . Лондон: Conway Maritime Press. стр. 388–394. ISBN 978-0-85177-133-5 .
- Сондхаус, Лоуренс (2001). Морская война, 1815–1914 гг . Лондон: Рутледж. ISBN 978-0-415-21478-0 .
- Стертон, Ян. «Глазами британцев: Константинопольская верфь, османский флот и последний броненосец, 1876–1909». Военный корабль Интернешнл . 57 (2). Толедо: Международная организация военно-морских исследований. ISSN 0043-0374 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Линкоры Османского флота
- Корабли, построенные в Лимуте
- 1874 корабля
- Броненосные корабли Османского флота
- Морские инциденты в сентябре 1875 г.
- Военные корабли Итало-турецкой войны Османской империи
- Военные корабли Османской империи в Балканских войнах
- Военные корабли Первой мировой войны Османской империи
- Корабли, потопленные британскими подводными лодками
- Кораблекрушения Первой мировой войны в Дарданеллах
- Морские происшествия в декабре 1914 г.