Jump to content

СМС Шарнхорст

Координаты : 52 ° 53'49 "ю.ш. 56 ° 0'59" з.д.  /  52,89694 ° ю.ш. 56,01639 ° з.д.  / -52,89694; -56,01639  ( Примерное место крушения SMS Scharnhorst )

СМС Шарнхорст
Шарнхорст движется на высокой скорости, гр. 1907–1908 гг.
История
Германская империя
Имя Шарнхорст
Тезка Герхард фон Шарнхорст [ 1 ]
Заложен 22 марта 1905 г.
Запущен 23 марта 1906 г.
Введен в эксплуатацию 24 октября 1907 г.
Судьба Потоплен в бою в битве за Фолклендские острова , 8 декабря 1914 г.
Общие характеристики
Класс и тип Шарнхорст типа Броненосный крейсер
Смещение 12 985 т (12 780 длинных тонн )
Длина 144,6 м (474 ​​футов 5 дюймов)
Луч 21,6 м (70 футов 10 дюймов)
Черновик 8,37 м (27 футов 6 дюймов)
Установленная мощность
Движение
Скорость 22,5 узла (42 км/ч; 26 миль в час)
Диапазон 4800 миль (8900 км; 5500 миль) на скорости 14 узлов (26 км / ч; 16 миль в час)
Экипаж
  • 52 офицера
  • 788 военнослужащих
Вооружение
Броня

СМС Шарнхорст [ а ] броненосный крейсер Императорского флота Германии , построенный на верфи Blohm & Voss в Гамбурге , Германия. Она была головным кораблем своего класса , в который входил СМС Гнейзенау . Шарнхорст и ее сестра представляли собой увеличенные версии предыдущего Роон класса ; они были оснащены большим количеством основных орудий и обладали более высокой максимальной скоростью. Корабль был назван в честь прусского военного реформатора генерала Герхарда фон Шарнхорста и вступил в строй 24 октября 1907 года.

Шарнхорст некоторое время служил в составе Флота открытого моря в Германии в 1908 году, хотя большая часть этого времени была потрачена на ходовые испытания . В 1909 году она была направлена ​​в Восточно-Азиатскую эскадру, базирующуюся в Циндао , Китай. После прибытия она сменила крейсер «Фюрст Бисмарк» эскадры в качестве флагмана , и эту должность она будет занимать до конца своей карьеры. В течение следующих пяти лет она совершила несколько турне по различным азиатским портам, чтобы флаг Германии показать . Она часто возила командиров эскадрилий на встречи с главами азиатских государств и присутствовала в Японии на коронации императора Тайсё в 1912 году.

После начала Первой мировой войны в августе 1914 года «Шарнхорст» и «Гнейзенау» в сопровождении трёх лёгких крейсеров и нескольких угольщиков пересекли Тихий океан к южному побережью Южной Америки. 1 ноября 1914 года «Шарнхорст» и остальная часть восточноазиатской эскадры столкнулись и разгромили британскую эскадру в битве при Коронеле . Поражение побудило британское Адмиралтейство направить два линейных крейсера для выслеживания и уничтожения немецкой эскадры, что они и совершили в битве за Фолклендские острова 8 декабря 1914 года. Об обнаружении затонувшего корабля было объявлено в декабре 2019 года изданием Mensun Bound .

Корабль имел четыре дымовые трубы между парой высоких мачт. По обе стороны надстройки, ощетинившейся орудиями, располагались сдвоенные артиллерийские башни.
Штриховой рисунок Шарнхорст класса

Два крейсера типа «Шарнхорст» были заказаны в рамках программы строительства военно-морского флота, изложенной во Втором военно-морском законе 1900 года, который предусматривал создание силы из четырнадцати броненосных крейсеров . Корабли ознаменовали значительный рост боевой мощи по сравнению с предшественниками «Роон» класса , поскольку были более тяжеловооруженными и бронированными. Эти улучшения были внесены, чтобы позволить Шарнхорсту и Гнейзенау сражаться на линии боя, если возникнет такая необходимость, - возможность, запрошенная Генеральным департаментом. [ 2 ]

Шарнхорст 144,6 метра (474 ​​фута 5 дюймов) имел общую длину , ширину 21,6 м (70 футов 10 дюймов) и осадку 8,37 м (27 футов 6 дюймов). корабля Водоизмещение составило 11 616 тонн (11 433 длинных тонны ) по проекту и 12 985 тонн (12 780 длинных тонн) при полной загрузке . Он был оснащен тремя паровыми двигателями тройного расширения , пар которых вырабатывался восемнадцатью угольными водотрубными котлами . Ее силовая установка была рассчитана на мощность 26 000 лошадиных сил (19 000 кВт ) при максимальной скорости 22,5 узла (42 км/ч; 26 миль в час). Радиус плавания составлял 4800 морских миль (8900 км; 5500 миль) при скорости 14 узлов (26 км/ч; 16 миль в час). Экипаж « Шарнхорста » состоял из 52 офицеров и 788 рядовых; из них 14 офицеров и 62 рядовых были приписаны к штабу командира эскадрильи и являлись дополнительными к штатному составу. [ 3 ]

состояло 21- см Шарнхорста Основное вооружение из восьми (8,3 дюйма) орудий SK L/40 . [ б ] четыре в двухорудийных башнях , одна в носовой части и одна в кормовой части главной надстройки по центральной линии , а остальные четыре установлены в одиночных казематах . Вспомогательное вооружение включало шесть 15-см (5,9 дюйма) орудий SK L/40 , также в отдельных казематах, которые размещались палубой под казематами главной батареи. Защиту от торпедных катеров обеспечивала батарея из восемнадцати орудий SK L/35 калибра 8,8 см (3,5 дюйма), установленных в казематах. Он также был оснащен четырьмя подводными торпедными аппаратами диаметром 45 см (17,7 дюйма) . Один устанавливался в носовой части, по одному на каждом борте , а четвертый размещался в корме. [ 3 ] [ 5 ]

Корабль был защищен 15-сантиметровым поясом из 15-сантиметровой (5,9 дюйма) крупповской брони , уменьшенной до 8 см (3,1 дюйма) вперед и назад от центральной цитадели . боеприпасов корабля У нее была бронированная палуба толщиной от 3,5 до 6 см (от 1,4 до 2,4 дюйма), причем более тяжелая броня защищала двигательное , котельное отделения и магазины . Центральные орудийные башни имели борта толщиной 18 см (7,1 дюйма), а крыльевые башни получили броневую защиту 15 см. Казематная аккумуляторная батарея была защищена броневой полосой толщиной 13 см (5,1 дюйма). [ 3 ] [ 6 ]

История обслуживания

[ редактировать ]
Большой белый военный корабль с серой надстройкой; несколько мужчин стоят на носу
Шарнхорст движется на высокой скорости около 1908 года, вероятно, во время ходовых испытаний.

Названный в честь генерал-лейтенанта (генерала-лейтенанта) Герхарда фон Шарнхорста , прусского военного реформатора во время наполеоновских войн , Шарнхорст был заложен на верфи Blohm & Voss в Гамбурге, Германия, 22 марта 1905 года. [ 7 ] со строительным номером 175. [ 3 ] Он был спущен на воду 23 марта 1906 года, и генерал-фельдмаршал (фельдмаршал) Готлиб граф фон Хезелер произнес речь и окрестил корабль на церемонии спуска на воду. [ 8 ] Он был введен в состав флота полтора года спустя, 24 октября 1907 года. Затем он приступил к ходовым испытаниям ; при проведении скоростных испытаний она превысила расчетную скорость на один узел, достигнув 23,5 узлов (43,5 км/ч; 27,0 миль в час). [ 3 ] [ 8 ]

С 6 по 11 ноября ее испытания были прерваны рейсом во Флиссинген в Нидерландах и Портсмут в Великобритании в компании с кайзера Вильгельма II яхтой «Гогенцоллерн» и легким крейсером «Кенигсберг» . 14 января 1908 года «Шарнхорст» сел на мель у маяка Бюльк и получил серьезные подводные повреждения. Ремонт проводился в Blohm & Voss и длился до 22 февраля. Затем она возобновила испытания, которые продолжались до конца апреля. 1 мая он сменил «Йорк» на посту флагмана разведывательных сил Флота открытого моря под командованием контр-адмирала (контр-адмирала) Августа фон Херингена . В остальное время года она участвовала в обычных для мирного времени учениях и маневрах флота. [ 8 ]

Восточноазиатская эскадрилья

[ редактировать ]
Арендованная территория залива Цзяочжоу располагалась в естественной гавани Циндао на южном побережье полуострова Шаньдун.
Немецкая карта полуострова Шаньдун 1912 года с указанием арендованной территории залива Цзяочжоу.

11 марта 1909 года «Шарнхорст» был назначен в Ostasiengeschwader (Восточноазиатскую эскадрилью); Йорк заменил ее на посту флагмана разведывательной эскадры. Завершив подготовку к путешествию, «Шарнхорст» 1 апреля покинул Киль; на борту находился контрадмирал Фридрих фон Ингеноль , который по прибытии должен был принять командование Восточно-Азиатской эскадрой. [ 9 ] 29 апреля «Шарнхорст» встретился с «Фюрстом Бисмарком» , флагманом Восточноазиатской эскадры, в Коломбо . Там «Шарнхорст» взял на себя роль флагмана эскадры. В состав эскадры в то время входили также легкие крейсеры «Лейпциг» и «Аркона», а также несколько канонерских и торпедных катеров. В июле и августе «Шарнхорст» отправился в круиз по Желтому морю , а в августе обследовал порты в этом районе. Декабрь и начало января 1910 года она провела в Гонконге на праздновании Рождества и Нового года в компании с «Лейпцигом» и канонерской лодкой «Лучс» . [ 10 ]

В январе 1910 года Шарнхорст , Лейпциг и Лучс отправились в турне по портам Восточной Азии, включая Бангкок , Манилу , с остановками на Суматре и Северном Борнео . К 22 марта «Шарнхорст» и «Лейпциг» вернулись в немецкий порт Циндао . Тем временем Аркона в феврале покинула Восточноазиатскую эскадрилью; ее сменивший Нюрнберг прибыл 9 апреля. Ингеноль, получивший к настоящему времени звание вице-адмирала (вице-адмирала), отбыл 6 июня, и его заменил контрадмирал Эрих Гюлер . Новый командир эскадрильи взял Шарнхорст и Нюрнберг в турне по тихоокеанским колониям Германии, которое начнется 20 июня. Остановки включали Марианские острова , Трук и Апиа в Немецком Самоа . В последнем порту крейсера встретили незащищённые крейсеры «Корморан» и «Кондор» , станционные корабли Станции Южных морей. Там 22 июля прибыл новый легкий крейсер «Эмден» для дальнейшего усиления Восточноазиатской эскадры. [ 10 ]

Большой белый военный корабль на якоре в спокойном море, рядом с небольшой лодкой
Довоенное фото Шарнхорста

В 1910 году Шарнхорст выиграл Kaiser's Schießpreis (Приз по стрельбе) за отличную артиллерийскую стрельбу в Восточно-Азиатской эскадрилье. 25 ноября «Шарнхорст» и остальная часть эскадрильи отправились в путешествие в Гонконг и Нанкин ; в то время как в Гонконге произошла вспышка тифа . Среди заразившихся был Гюлер, скончавшийся от болезни 21 января 1911 года. Тем временем в Понапе вспыхнули волнения , потребовавшие присутствия Эмдена и Нюрнберга . Вместо этого Шарнхорст отправился в турне по портам Юго-Восточной Азии, включая Сайгон , Сингапур и Батавию . Затем она вернулась в Циндао через Гонконг и Сямэнь , прибыв туда 1 марта. Там ждал контрадмирал Гюнтер фон Крозиг, чтобы принять командование эскадрой. Две недели спустя эскадра была усилена за счет прибытия Гнейзенау » Шарнхорста « однотипного корабля . 14 марта [ 10 ]

С 30 марта по 12 мая «Шарнхорст» отправился в круиз по японским водам с Крозигком на борту. После этого в начале июля она направилась в северную часть немецкого протектората; в то время напряженность в Европе была высокой из-за Агадирского кризиса . Крозиг попытался сохранить спокойствие в Восточной Азии и отправился на своем флагманском корабле в тур по гаваням Желтого моря. К 15 сентября крейсер вернулся в Циндао. По прибытии в Циндао «Шарнхорст» отправился в док для ежегодного ремонта; Соответственно, Крозиг временно перенес свой флаг в Гнейзенау . 10 октября вспыхнула Синьхайская революция против династии Цин , вызвавшая большую напряженность среди европейцев, которые вспоминали нападения на иностранцев во время Боксерского восстания 1900–1901 годов. Остальная часть Восточноазиатской эскадрильи была приведена в боевую готовность для защиты интересов Германии, а для защиты немецкого консульства были отправлены дополнительные войска. Но нападения на европейцев, которых опасались, не оправдались, и поэтому Восточноазиатская эскадра не понадобилась. [ 11 ]

Пожилой мужчина в двубортной морской форме.
Визеадмирал Максимилиан фон Шпее , который командовал Шарнхорстом во время Первой мировой войны.

К концу ноября «Шарнхорст» вернулся в строй, а Крозиг вернулся на корабль. Она направилась в Шанхай через Тяньцзинь и Яньтай и прибыла 12 декабря. С 14 по 24 января 1912 года «Шарнхорст» совершил поездку по портам побережья центрального Китая и 9 марта вернулся в Циндао, где собралась остальная часть эскадры. [ 12 ] 13 апреля корабли отправились в месячный круиз в воды Японии и вернулись в Циндао 13 мая. С 17 июля по 4 сентября «Шарнхорст» совершил очередной тур по японским портам, за этот период он также посетил Владивосток в России и несколько портов в Желтом море. [ 13 ]

30 июля японский император Мэйдзи умер ; Шарнхорст сопровождал Лейпциг , который вез принца Генриха , брата Вильгельма II, на похороны императора Мэйдзи и церемонию коронации императора Тайсё . Корабли оставались в Японии с 5 по 26 сентября. Вернувшись в Циндао, принц Генрих провёл инспекцию всей Восточно-Азиатской эскадры. 4 декабря Крозиг передал командование эскадрой контрадмиралу Максимилиану фон Шпее . 27 декабря Шпее взял Шарнхорст и Гнейзенау в турне по юго-западной части Тихого океана, включая остановки в Сямэнь, Сингапуре и Батавии. Два крейсера достигли Циндао 2 марта 1913 года. С 1 апреля по 7 мая «Шарнхорст» отвез Спее в Японию, чтобы встретиться с императором Тайсё. [ 13 ] Начиная с 22 июня, Шпее начал тур по тихоокеанским колониям Германии на борту своего флагманского корабля. Корабль останавливался на Марианских островах, островах Адмиралтейства , островах Эрмит , Рабауле в Нойпоммернии и Фридрих-Вильгельмсхафене в Германской Новой Гвинее . [ 14 ]

Находясь 21 июля в Рабауле, Спи получил известие о дальнейших волнениях в Китае, что побудило его вернуться на Вусонг рейд недалеко от Шанхая к 30 июля. После того, как ситуация успокоилась, Спи смог отправиться на своих кораблях в короткий круиз в Японию, который начался 11 ноября. Шарнхорст и остальная часть эскадрильи вернулись в Шанхай 29 ноября, прежде чем отправиться в новое путешествие в Юго-Восточную Азию. Спи встретился с Ваджиравудом , королем Сиама , а также посетил Суматру, Северное Борнео и Манилу. Шарнхорст вернулся в Циндао 19 марта 1914 года. В начале мая Шпее, к тому времени получивший звание визеадмирала , взял Шарнхорста и торпедный катер SMS S90 с визитом в Порт-Артур, а затем в Тяньцзинь; Спи продолжил свой путь в Пекин, где встретился с Юань Шикаем , первым президентом Китайской Республики . Он вернулся на борт «Шарнхорста» 11 мая, и корабль вернулся в Циндао. После этого Шпее начал подготовку к круизу в Германскую Новую Гвинею; «Шарнхорст» ушел 20 июня, оставив только «Эмден» . в Циндао [ 15 ]

«Гнейзенау» встретился с «Шарнхорстом» в Нагасаки , Япония, где они получили полный запас угля. Затем они отплыли на юг и в начале июля прибыли в Трук, где пополнили запасы угля. По пути они получили известие об убийстве эрцгерцога Франца Фердинанда , наследника престола Австро-Венгрии . [ 16 ] 17 июля восточноазиатская эскадра прибыла в Понапе на Каролинских островах . Теперь у Шпее был доступ к немецкой радиосети, и он узнал об объявлении Австро-Венгрией войны Сербии 28 июля и о российской мобилизации против Австро-Венгрии и, возможно, Германии 30 июля . 31 июля пришло известие, что срок действия немецкого ультиматума о демобилизации России истекает. Спи приказал подготовить свои корабли к войне. [ с ] 2 августа Вильгельм II приказал мобилизовать немцев против России и ее союзника Франции . [ 17 ]

Восточноазиатская эскадрилья в Циндао; Шарнхорст и Гнейзенау в центре.

Первая мировая война

[ редактировать ]
Карта с указанием маршрута Восточноазиатской эскадрильи

Когда разразилась Первая мировая война, в состав Восточноазиатской эскадры входили «Шарнхорст» , «Гнейзенау» , «Эмден» , «Нюрнберг» и «Лейпциг» . [ 18 ] В то время «Нюрнберг» возвращалась с западного побережья США, где «Лейпциг» ее только что сменил , а «Эмден» все еще находился в Циндао. [ 19 ] 6 августа 1914 года «Шарнхорст» , «Гнейзенау» , корабль снабжения «Титания » и японский угольщик «Фукоку Мару» все еще находились в Понапе. [ 20 ] Спи отдал приказ отозвать легкие крейсеры, которые были рассредоточены в круизах по Тихому океану. [ 21 ] Нюрнберг присоединился к Шпее. В тот день [ 20 ] после чего Шпее переправил свои корабли на остров Паган на Северных Марианских островах — немецкое владение в центральной части Тихого океана. Спи ночью отправился в Пэган без Фукоку Мару , чтобы японский экипаж не выдал его действия. [ 20 ] [ 19 ] [ д ]

Всем имеющимся угольщикам , кораблям снабжения и пассажирским лайнерам было приказано встретить восточноазиатскую эскадру в Пэгане. [ 23 ] и Эмден присоединился к тамошней эскадрилье 12 августа. [ 19 ] « вспомогательный крейсер Принц Эйтель Фридрих» . Там же к кораблям Шпее присоединился [ 24 ] 13 августа коммодор Карл фон Мюллер , капитан « Эмдена» , убедил Шпее выделить свой корабль в качестве торгового рейдера. Четыре крейсера в сопровождении Принца Эйтеля Фридриха и нескольких угольщиков 15 августа покинули Паган и направились в Чили. по пути к атоллу Эниветак на Маршалловых островах На следующее утро Эмден покинул строй вместе с одним из угольщиков. Остальные корабли снова загорелись углем после прибытия в Эниветак 20 августа. [ 25 ]

Чтобы держать немецкое командование в курсе, 8 сентября Шпее направил Нюрнберг в Гонолулу, чтобы передать сообщение через нейтральные страны. Нюрнберг вернулся с новостями о захвате союзниками Немецкого Самоа , который произошел 29 августа. Шарнхорст и Гнейзенау отправились в Апиа, чтобы разобраться в ситуации. [ 26 ] Спи надеялся застать врасплох британский или австралийский военный корабль, но по прибытии 14 сентября он не обнаружил в гавани ни одного военного корабля. [ 27 ] 22 сентября «Шарнхорст» и остальная часть Восточноазиатской эскадры прибыли во французскую колонию Папеэте . Немцы напали на колонию и в последовавшей битве при Папеэте потопили французскую канонерскую лодку Zélée . Корабли подверглись обстрелу французских береговых батарей, но не получили повреждений. [ 28 ] Боязнь мин в гавани не позволила Шпее войти в гавань, чтобы захватить уголь, который подожгли французы. [ 29 ]

К 12 октября «Шарнхорст» и остальная часть эскадры достигли острова Пасхи . Там к ним присоединились «Дрезден» и «Лейпциг» , вышедшие из американских вод 12 и 14 октября соответственно. Лейпциг также привез с собой еще трех угольщиков. [ 28 ] После недели пребывания в этом районе корабли отправились на материковую часть Чили. [ 30 ] Вечером 26 октября «Шарнхорст» и остальная часть эскадрильи вышли из Мас-а-Фуэра , Чили, и направились на восток, прибыв в Вальпараисо 30 октября. 1 ноября Шпее узнал от Prinz Eitel Friedrich , что британский легкий крейсер HMS Glasgow стоял на якоре в Коронеле , поэтому он повернул в сторону порта, чтобы попытаться поймать его в одиночку. накануне [ 31 ] [ 32 ]

Битва при Коронеле

[ редактировать ]
Британский и немецкий флот сошлись соответственно с юга и севера. Два британских корабля разделились, чтобы спастись.
Движение кораблей во время битвы при Коронеле. Британские корабли показаны красным; Немецкие корабли показаны синим цветом.

Британцы имели скудные ресурсы, чтобы противостоять немецкой эскадре у берегов Южной Америки. Контр-адмирал Кристофер Крэдок командовал броненосными крейсерами HMS Good Hope и Monmouth , Glasgow , а также переоборудованным вооруженным торговым крейсером Otranto . Флотилия была усилена старым додредноутным линкором «Канопус» и броненосным крейсером « Дефенс» . Последний, однако, прибыл только после битвы при Коронеле. [ 33 ] Канопус остался позади Крэдок, который, вероятно, чувствовал, что ее низкая скорость помешает ему вывести немецкие корабли в бой. [ 31 ]

Восточноазиатская эскадрилья прибыла к Коронелю во второй половине дня 1 ноября; к удивлению Спи, , он встретил Гуд-Хоуп , Монмут и Отранто помимо Глазго . Канопус все еще отставал примерно на 300 миль (560 км; 350 миль) от британских угольщиков. [ 34 ] В 16:17 Глазго заметил немецкие корабли. Крэдок выстроил боевую линию: Гуд Хоуп лидировал, за ним следовали Монмут , Глазго и Отранто в тылу. Спи решил отложить бой до тех пор, пока солнце не сядет еще сильнее, после чего силуэты британских кораблей будут вырисовываться в солнце, а его собственные корабли будут скрыты на фоне побережья позади них. Крэдок осознал бесполезность Отранто на боевой линии и отделил ее. [ 35 ] [ 36 ]

К 18:07 расстояние между двумя эскадрами сократилось до 13 500 м (44 300 футов), и Спи приказал своим кораблям открыть огонь через тридцать минут; каждый корабль вступил в бой со своими противниками на британской линии. [ 37 ] «Шарнхорст» атаковал «Гуд Хоуп» и поразил ее третьим залпом, попав между ее передней орудийной башней и боевой рубкой и вызвав крупный пожар. Как только немецкие артиллеристы обнаружили полигон, они начали вести быстрый огонь, выпуская один залп осколочно-фугасных снарядов каждые пятнадцать секунд. [ 38 ] Оберлейтенант цур Зее (морской лейтенант) Кнооп, офицер-корректировщик на борту «Шарнхорста» , сообщил, что «можно было наблюдать постоянные попадания… в мидель корабля « Гуд Хоуп» неоднократно попадали, что привело к сильному пожару… внутри этой части корабля. Корабль горел, и это было видно через иллюминаторы, оно ярко сияло». [ 39 ]

Тем временем «Глазго» начал стрелять и по «Шарнхорсту» , и по «Гнейзенау» , так как уже не мог вступить в бой с немецкими лёгкими крейсерами. Один из ее 4-дюймовых (102-мм) снарядов попал Шарнхорста в бак , но не взорвался. К 18:50 Монмут был сильно поврежден Гнейзенау и выпал из строя; Гнейзенау Поэтому присоединился к Шарнхорсту в битве с Доброй Надеждой . [ 40 ] В это же время «Нюрнберг» в упор приблизился к Монмуту и ​​засыпал его снарядами. [ 41 ] В 19:23 орудия Доброй Надежды замолчали после двух сильных взрывов; Вскоре после этого немецкие артиллеристы прекратили огонь. Доброе Надежда исчезла во тьме. Шпее приказал своим легким крейсерам приблизиться к потрепанным противникам и добить их торпедами, а сам повел Шарнхорст и Гнейзенау дальше на юг, чтобы уйти с дороги. [ 42 ]

Глазго был вынужден покинуть Монмут после 19:20, когда подошли немецкие легкие крейсеры, прежде чем бежать на юг и встретиться с Канопусом . Шквал помешал немцам обнаружить Монмут , но в 20:18 она в конце концов перевернулась и затонула. [ 42 ] [ 43 ] В результате затопления двух броненосных крейсеров, включая «Крэдок», погибло более 1600 человек. Потери немцев были незначительными. Однако немецкие корабли израсходовали более 40 процентов запаса боеприпасов. [ 35 ] «Шарнхорст» получил два попадания, но оба снаряда не взорвались. В ходе боя [ 43 ] Второе попадание прошло через третью воронку и не взорвалось; в нее попали осколки снаряда, которые повредили ее антенную решетку беспроводной сети. Она не пострадала, и единственными ранениями немцев были двое легко раненых мужчин на борту «Гнейзенау» . [ 44 ]

Путешествие на Фолклендские острова

[ редактировать ]
Группа больших военных кораблей медленно удалялась от города.
Немецкая эскадра покидает Вальпараисо 3 ноября после боя, Шарнхорст и Гнейзенау лидируют, а Нюрнберг следует за ними. На среднем расстоянии группа чилийских военных кораблей.

После битвы Спи повел свои корабли на север, в Вальпараисо. Поскольку Чили была нейтральной, в порт могли заходить одновременно только три корабля; Шпее первым взял Шарнхорст , Гнейзенау и Нюрнберг Утром 3 ноября , оставив Дрезден и Лейпциг с угольщиками в Мас-а-Фуэра. В Вальпараисо корабли Спи могли заправиться углем, пока он совещался со штабом Адмиралтейства в Германии, чтобы определить численность оставшихся британских войск в регионе. Корабли оставались в порту всего 24 часа в соответствии с ограничениями нейтралитета и 6 ноября прибыли в Мас-а-Фуэра, где приняли еще уголь с захваченных британских и французских пароходов. 10 ноября «Дрезден» и «Лейпциг» были отправлены для остановки в Вальпараисо, а пять дней спустя Шпее повел остальную часть эскадры на юг, в залив Сен-Квентин в заливе Пенас . 18 ноября Дрезден и Лейпциг по пути встретили Шпее, а через три дня эскадра достигла залива Сен-Квентин. Там они взяли больше угля, так как плавание вокруг Мыс Горн будет длинным, и было неясно, когда у них появится еще одна возможность добыть уголь. [ 45 ]

Как только слухи о поражении достигли Лондона, Королевский флот приступил к организации сил для выслеживания и уничтожения Восточноазиатской эскадры. мощные линейные крейсеры «Инвинсибл» и «Инфлексибл» были выделены С этой целью из состава Великого флота и переданы под командование вице-адмирала Даветона Стерди . [ 46 ] Два корабля покинули Девонпорт 10 ноября и по пути к Фолклендским островам к ним присоединились броненосные крейсеры «Карнарвон» , «Кент» и «Корнуолл» , легкие крейсеры «Бристоль» и «Глазго» , а также вооруженный торговый крейсер «Македония» . К 7 декабря отряд из восьми кораблей достиг Фолклендских островов, где сразу же загорелся углем. [ 47 ]

Тем временем корабли Спи 26 ноября покинули залив Сен-Квентин и 2 декабря обогнули мыс Горн. Они захватили канадский барк «Драммюр» , на борту которого было 2500 т (2500 длинных тонн) доброкачественного кардиффского угля. Лейпциг взял корабль на буксир, и на следующий день корабли остановились у острова Пиктон . Экипажи переправили уголь из Драммюра на угольные шахты эскадрильи. Утром 6 декабря Спи провел совещание с командирами кораблей на борту «Шарнхорста», чтобы определить их дальнейшие действия. Немцы получили многочисленные отрывочные и противоречивые сообщения о британских подкреплениях в этом регионе; Спи и два других капитана выступали за нападение на Фолклендские острова, в то время как трое других командиров утверждали, что было бы лучше обойти острова и атаковать британские корабли у берегов Аргентины. Мнение Спи возобладало, и в 12:00 эскадра отправилась на Фолклендские острова. [ 48 ]

Битва за Фолклендские острова

[ редактировать ]
Большой темно-серый военный корабль, яростно горящий, переворачивается.
Картина маслом, изображающая Шарнхорста, опрокидывающегося во время боя.
Большой военный корабль лежит на боку в воде, обнажая красное дно; Вдалеке виден еще один большой военный корабль, горящий и стреляющий из орудий.
Шарнхорст переворачивается и тонет, а Гнейзенау продолжает сражаться.

Гнейзенау и Нюрнберг Для атаки были назначены ; На следующее утро (8 декабря) они подошли к Фолклендским островам с намерением уничтожить там беспроводной передатчик. Наблюдатели на борту «Гнейзенау» заметили дым, поднимающийся над Порт-Стэнли , но предположили, что это британцы сжигали свои запасы угля, чтобы не дать немцам захватить их. [ 49 ] Когда они приблизились к гавани, снаряды калибра 30,5 см (12 дюймов) с «Канопуса» , который был выброшен на берег в качестве сторожевого корабля, начали падать вокруг немецких кораблей, что побудило Спи прекратить атаку. [ 47 ] Немцы взяли юго-восточный курс со скоростью 22 узла (41 км / ч; 25 миль в час) после реформирования к 10:45. [ 50 ] «Шарнхорст» был центральным кораблем, «Гнейзенау» и «Нюрнберг» впереди, а «Дрезден» и «Лейпциг» позади. [ 51 ] [ 52 ] Быстроходные линейные крейсеры быстро набрали обороты и вышли из гавани, чтобы преследовать более медленную восточноазиатскую эскадру. [ 47 ]

К 13:20 британские корабли догнали «Шарнхорст» и другие крейсеры и начали огонь на дальность 14 км (8,7 миль). [ 53 ] Спи понял, что его броненосные крейсеры не смогут уйти от гораздо более быстрых линейных крейсеров, и приказал трем легким крейсерам попытаться оторваться, а сам развернулся и позволил британским линейным крейсерам вступить в бой с превосходящими по вооружению Шарнхорстом и Гнейзенау . Тем временем Стерди направил свои крейсеры для преследования немецких легких крейсеров. [ 54 ] «Инвинсибл» открыл огонь по «Шарнхорсту» , в то время как «Инфлексибл» атаковал Гнейзенау , и Шпее приказал двум своим броненосным крейсерам аналогичным образом атаковать своих противников. Спи занял подветренную позицию; из-за ветра его корабли задымлялись, что улучшало видимость для артиллеристов. Это вынудило Стерди занять наветренную позицию, что привело к ухудшению видимости. «Шарнхорст» оседлал «Инвинсибл» своим третьим залпом и быстро поразил британский линейный крейсер двумя попаданиями. На этом этапе боя немецкий флагман не пострадал. [ 55 ]

Стерди попытался увеличить расстояние, повернув на два пункта к северу, чтобы не дать Спи приблизиться на расстояние досягаемости своих многочисленных вспомогательных орудий. Спи противодействовал этому маневру, быстро повернув на юг, что вынудило Стерди также повернуть на юг, чтобы оставаться в пределах досягаемости. Это позволило «Шарнхорсту» и «Гнейзенау» повернуть на север и подобраться достаточно близко, чтобы атаковать свои второстепенные 15-см орудия. Их стрельба была настолько точной, что британцам пришлось отступить во второй раз. [ 56 ] После возобновления боя британская артиллерийская стрельба стала более точной; [ 57 ] «Шарнхорст» несколько раз пострадал, возникли пожары. Темп ее стрельбы начал замедляться, хотя она продолжала поражать Инвинсибла . Затем Стерди повернул влево, пытаясь занять подветренную позицию, но Спи парировал поворот, чтобы сохранить свою выгодную позицию; Однако маневрирование изменило порядок кораблей, поэтому «Шарнхорст» теперь задействовал «Инфлексибл» . [ 58 ]

На этом этапе боя «Шарнхорст» имел небольшой крен влево и находился в воде примерно на метр ниже. Ее третью воронку прострелили. «Гнейзенау» на короткое время был скрыт дымом, что привело к тому, что оба линейных крейсера нацелились на «Шарнхорст» . К 16:00 Шпее приказал Гнейзенау попытаться сбежать, а сам изменил курс и попытался запустить торпеды в своих преследователей. К этому моменту список портов значительно увеличился, и она находилась далеко внизу по носу, имея всего 2 метра (6 футов 7 дюймов) надводного борта . В 16:17 корабль наконец перевернулся влево и затонул; Британцы, их внимание теперь было сосредоточено на Гнейзенау , не предприняли никаких попыток спасти команду. [ 59 ] Все 860 офицеров и солдат, находившихся на борту, включая Шпее, погибли вместе с кораблем. [ 3 ] «Гнейзенау» , «Лейпциг» и «Нюрнберг» Также были потоплены . Только Дрездену удалось спастись, но в конце концов его выследили до островов Хуана Фернандеса и он затонул. При полном уничтожении эскадры погибло около 2200 немецких матросов и офицеров, в том числе двое сыновей Шпее. [ 53 ]

В середине 1915 года прибрежный пароход нашел у берегов Бразилии тело немецкого моряка. У матроса была прикреплена водонепроницаемая гильза от снаряда калибра 21 см; внутри находился один из Reichskriegsflaggen (Имперских военных флагов), развевавшихся на борту «Шарнхорста» . Моряк был похоронен в Бразилии, а флаг в конечном итоге был возвращен в Германию, где его выставили в Музее морской науки в Берлине, хотя он был утерян во время Второй мировой войны. [ 60 ] В середине 1930-х годов новый немецкий военно-морской флот Кригсмарине построил линкор, названный в честь Шарнхорста . На спуске на воду нового «Шарнхорста» в октябре 1936 года присутствовала вдова капитана предыдущего корабля. [ 61 ]

Крушение

[ редактировать ]

Экспедиция под руководством морского археолога Менсуна Баунда по поиску кораблей эскадры Шпее началась в 2014 году, но успеха не имела. Баунд вернулся для еще одной попытки в 2019 году на исследовательском судне Seabed Constructor , а 5 декабря он объявил, что обнаружил место крушения Шарнхорста . Судно лежит вертикально на глубине около 1610 м (5280 футов), примерно в 98 морских милях (181 км; 113 миль) к юго-востоку от Фолклендских островов. Большая часть надстройки разрушена или лежит вокруг места крушения, но большая часть корпуса все еще цела. [ 62 ] [ 63 ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ «SMS» означает « Seiner Majestät Schiff » (нем. « Корабль Его Величества» ).
  2. В номенклатуре орудий Императорского флота Германии буква «SK» (Schnelladekanone) означает, что орудие быстро заряжается, а L/40 обозначает длину орудия. В данном случае пушка L/40 имеет калибр 40 , а это означает, что длина канала пушки в 40 раз превышает ее диаметр . [ 4 ]
  3. ^ Это означало удаление всех второстепенных предметов, включая парадную форму, гобелены, мебель и другие легковоспламеняющиеся предметы. См.: Хаф , с. 17.
  4. Япония, хотя и оставалась нейтральной, была союзницей Великобритании и вскоре вступит в войну против Германии. [ 22 ]
  1. ^ Рюгер , с. 160.
  2. ^ Додсон , стр. 58–59, 67.
  3. ^ Jump up to: а б с д и ж Гренер , с. 52.
  4. ^ Грисмер , с. 177.
  5. ^ Кэмпбелл и Сич , с. 142.
  6. ^ Додсон , с. 206.
  7. ^ Хильдебранд, Рёр и Штейнмец , стр. 105.
  8. ^ Jump up to: а б с Хильдебранд, Рёр и Штейнмец , с. 106.
  9. ^ Хильдебранд, Рёр и Штайнмец , стр. 106–107.
  10. ^ Jump up to: а б с Хильдебранд, Рёр и Штейнмец , с. 107.
  11. ^ Хильдебранд, Рёр и Штейнмец , стр. 108.
  12. ^ Хильдебранд, Рёр и Штайнмец , стр. 108–109.
  13. ^ Jump up to: а б Хильдебранд, Рёр и Штейнмец , с. 109.
  14. ^ Хильдебранд, Рёр и Штайнмец , стр. 109–110.
  15. ^ Хильдебранд, Рёр и Штейнмец , стр. 110.
  16. ^ Хаф , стр. 11–12.
  17. ^ Хаф , стр. 17–18.
  18. ^ Халперн , с. 66.
  19. ^ Jump up to: а б с Персонал , с. 29.
  20. ^ Jump up to: а б с Халперн , с. 71.
  21. ^ Хаф , стр. 1–2.
  22. ^ Халперн , стр. 71–74.
  23. ^ Хаф , стр. 3–4.
  24. ^ Хаф , с. 5.
  25. ^ Хаф , стр. 23, 33.
  26. ^ Страчан , с. 471.
  27. ^ Персонал , стр. 29–30.
  28. ^ Jump up to: а б Персонал , с. 30.
  29. ^ Халперн , с. 89.
  30. ^ Хокинс , с. 34.
  31. ^ Jump up to: а б Халперн , с. 92.
  32. ^ Персонал , стр. 30–31.
  33. ^ Хервиг , с. 156.
  34. ^ Халперн , стр. 92–93.
  35. ^ Jump up to: а б Халперн , с. 93.
  36. ^ Персонал , с. 32.
  37. ^ Персонал , с. 33.
  38. ^ Персонал , стр. 33–34.
  39. ^ Персонал , с. 34.
  40. ^ Персонал , с. 35.
  41. ^ Хервиг , с. 157.
  42. ^ Jump up to: а б Персонал , с. 36.
  43. ^ Jump up to: а б Страчан , с. 36.
  44. ^ Персонал , с. 39.
  45. ^ Персонал , стр. 58–59.
  46. ^ Страчан , с. 41.
  47. ^ Jump up to: а б с Страчан , с. 47.
  48. ^ Персонал , стр. 61–62.
  49. ^ Персонал , с. 62.
  50. ^ Персонал , с. 64.
  51. ^ Беннетт , с. 115.
  52. ^ Персонал , с. 63.
  53. ^ Jump up to: а б Хервиг , с. 158.
  54. ^ Беннетт , с. 117.
  55. ^ Персонал , с. 66.
  56. ^ Беннетт , с. 118.
  57. ^ Персонал , с. 67.
  58. ^ Персонал , с. 68.
  59. ^ Персонал , с. 69.
  60. ^ Хильдебранд, Рёр и Штейнмец , стр. 112.
  61. ^ Уильямсон , с. 8.
  62. ^ «Обнаружение немецкого линейного крейсера СМС Шарнхорст времен Первой мировой войны в водах Фолклендских островов» . Мерко Пресс . 5 декабря 2019 года. Архивировано из оригинала 5 декабря 2019 года . Проверено 5 декабря 2019 г.
  63. ^ «У берегов Фолклендских островов обнаружен затонувший немецкий корабль времен Первой мировой войны «Шарнхорст»» . Новости Би-би-си . 5 декабря 2019 года. Архивировано из оригинала 5 декабря 2019 года . Проверено 5 декабря 2019 г.
  • Беннетт, Джеффри (2005). Морские сражения Первой мировой войны . Барнсли: Военная классика Pen & Sword. ISBN  978-1-84415-300-8 .
  • Кэмпбелл, Н.Дж.М. и Сич, Эрвин (1986). "Германия". В Гардинер, Роберт и Грей, Рэндал (ред.). Конвея «Все боевые корабли мира 1906–1921» . Лондон: Conway Maritime Press. стр. 134–189. ISBN  978-0-85177-245-5 .
  • Додсон, Эйдан (2016). Боевой флот кайзера: крупные немецкие корабли 1871–1918 гг . Барнсли: Издательство Сифорт. ISBN  978-1-84832-229-5 .
  • Грисмер, Аксель (1999). Линейные корабли Императорского флота: 1906–1918 гг.; Конструкции между конкуренцией вооружений и военно-морским правом [ Линкоры Императорского флота: 1906–1918; Конструкции между законами о конкуренции вооружений и флотом ] (на немецком языке). Бонн: Бернар и Грефе Верлаг. ISBN  978-3-7637-5985-9 .
  • Грёнер, Эрих (1990). Немецкие военные корабли: 1815–1945 гг . Том. I: Крупные надводные корабли. Аннаполис: Издательство Военно-морского института. ISBN  978-0-87021-790-6 .
  • Халперн, Пол Г. (1995). Военно-морская история Первой мировой войны . Аннаполис: Издательство Военно-морского института. ISBN  978-1-55750-352-7 .
  • Хокинс, Найджел (2002). Голодная блокада: военно-морские блокады Первой мировой войны . Аннаполис: Издательство Военно-морского института. ISBN  978-0-85052-908-1 .
  • Хервиг, Хольгер (1998) [1980]. «Роскошный» флот: Императорский флот Германии 1888–1918 гг . Амхерст: Книги человечества. ISBN  978-1-57392-286-9 .
  • Хильдебранд, Ганс Х.; Рёр, Альберт и Штайнмец, Ханс-Отто (1993). Немецкие военные корабли: биографии - отражение военно-морской истории с 1815 года по настоящее время [ Немецкие военные корабли: биографии - отражение военно-морской истории с 1815 года по настоящее время ] (на немецком языке). Том 7. Ратинген: Mundus Verlag. OCLC   310653560 .
  • Хаф, Ричард (1980). Фолклендские острова, 1914 год: погоня за адмиралом фон Шпее . Пензанс: Издательство Periscope. ISBN  978-1-904381-12-9 .
  • Рюгер, Ян (2007). Большая военно-морская игра: Великобритания и Германия в эпоху Империи . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. ISBN  978-0-521-87576-9 .
  • Персонал, Гэри (2011). Битва на семи морях: сражения немецких крейсеров, 1914–1918 гг . Барнсли: Морское перо и меч. ISBN  978-1-84884-182-6 .
  • Страчан, Хью (2001). Первая мировая война: Том 1: К оружию . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. ISBN  978-0-19-926191-8 .
  • Уильямсон, Гордон (2003). Немецкие линкоры 1939–45 . Оксфорд: Издательство Osprey. ISBN  978-1-84176-498-6 .

52 ° 53'49 "ю.ш. 56 ° 0'59" з.д.  /  52,89694 ° ю.ш. 56,01639 ° з.д.  / -52,89694; -56,01639  ( Примерное место крушения SMS Scharnhorst )

Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: c148ddbc422d61fe84355b6fc3730608__1722080940
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/c1/08/c148ddbc422d61fe84355b6fc3730608.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
SMS Scharnhorst - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)