СМС Шарнхорст
![]() Шарнхорст движется на высокой скорости, гр. 1907–1908 гг.
| |
История | |
---|---|
![]() | |
Имя | Шарнхорст |
Тезка | Герхард фон Шарнхорст [ 1 ] |
Заложен | 22 марта 1905 г. |
Запущен | 23 марта 1906 г. |
Введен в эксплуатацию | 24 октября 1907 г. |
Судьба | Потоплен в бою в битве за Фолклендские острова , 8 декабря 1914 г. |
Общие характеристики | |
Класс и тип | Шарнхорст типа Броненосный крейсер |
Смещение | 12 985 т (12 780 длинных тонн ) |
Длина | 144,6 м (474 футов 5 дюймов) |
Луч | 21,6 м (70 футов 10 дюймов) |
Черновик | 8,37 м (27 футов 6 дюймов) |
Установленная мощность |
|
Движение |
|
Скорость | 22,5 узла (42 км/ч; 26 миль в час) |
Диапазон | 4800 миль (8900 км; 5500 миль) на скорости 14 узлов (26 км / ч; 16 миль в час) |
Экипаж |
|
Вооружение | |
Броня |
СМС Шарнхорст [ а ] — броненосный крейсер Императорского флота Германии , построенный на верфи Blohm & Voss в Гамбурге , Германия. Она была головным кораблем своего класса , в который входил СМС Гнейзенау . Шарнхорст и ее сестра представляли собой увеличенные версии предыдущего Роон класса ; они были оснащены большим количеством основных орудий и обладали более высокой максимальной скоростью. Корабль был назван в честь прусского военного реформатора генерала Герхарда фон Шарнхорста и вступил в строй 24 октября 1907 года.
Шарнхорст некоторое время служил в составе Флота открытого моря в Германии в 1908 году, хотя большая часть этого времени была потрачена на ходовые испытания . В 1909 году она была направлена в Восточно-Азиатскую эскадру, базирующуюся в Циндао , Китай. После прибытия она сменила крейсер «Фюрст Бисмарк» эскадры в качестве флагмана , и эту должность она будет занимать до конца своей карьеры. В течение следующих пяти лет она совершила несколько турне по различным азиатским портам, чтобы флаг Германии показать . Она часто возила командиров эскадрилий на встречи с главами азиатских государств и присутствовала в Японии на коронации императора Тайсё в 1912 году.
После начала Первой мировой войны в августе 1914 года «Шарнхорст» и «Гнейзенау» в сопровождении трёх лёгких крейсеров и нескольких угольщиков пересекли Тихий океан к южному побережью Южной Америки. 1 ноября 1914 года «Шарнхорст» и остальная часть восточноазиатской эскадры столкнулись и разгромили британскую эскадру в битве при Коронеле . Поражение побудило британское Адмиралтейство направить два линейных крейсера для выслеживания и уничтожения немецкой эскадры, что они и совершили в битве за Фолклендские острова 8 декабря 1914 года. Об обнаружении затонувшего корабля было объявлено в декабре 2019 года изданием Mensun Bound .
Дизайн
[ редактировать ]
Два крейсера типа «Шарнхорст» были заказаны в рамках программы строительства военно-морского флота, изложенной во Втором военно-морском законе 1900 года, который предусматривал создание силы из четырнадцати броненосных крейсеров . Корабли ознаменовали значительный рост боевой мощи по сравнению с предшественниками «Роон» класса , поскольку были более тяжеловооруженными и бронированными. Эти улучшения были внесены, чтобы позволить Шарнхорсту и Гнейзенау сражаться на линии боя, если возникнет такая необходимость, - возможность, запрошенная Генеральным департаментом. [ 2 ]
Шарнхорст 144,6 метра (474 фута 5 дюймов) имел общую длину , ширину 21,6 м (70 футов 10 дюймов) и осадку 8,37 м (27 футов 6 дюймов). корабля Водоизмещение составило 11 616 тонн (11 433 длинных тонны ) по проекту и 12 985 тонн (12 780 длинных тонн) при полной загрузке . Он был оснащен тремя паровыми двигателями тройного расширения , пар которых вырабатывался восемнадцатью угольными водотрубными котлами . Ее силовая установка была рассчитана на мощность 26 000 лошадиных сил (19 000 кВт ) при максимальной скорости 22,5 узла (42 км/ч; 26 миль в час). Радиус плавания составлял 4800 морских миль (8900 км; 5500 миль) при скорости 14 узлов (26 км/ч; 16 миль в час). Экипаж « Шарнхорста » состоял из 52 офицеров и 788 рядовых; из них 14 офицеров и 62 рядовых были приписаны к штабу командира эскадрильи и являлись дополнительными к штатному составу. [ 3 ]
состояло 21- см Шарнхорста Основное вооружение из восьми (8,3 дюйма) орудий SK L/40 . [ б ] четыре в двухорудийных башнях , одна в носовой части и одна в кормовой части главной надстройки по центральной линии , а остальные четыре установлены в одиночных казематах . Вспомогательное вооружение включало шесть 15-см (5,9 дюйма) орудий SK L/40 , также в отдельных казематах, которые размещались палубой под казематами главной батареи. Защиту от торпедных катеров обеспечивала батарея из восемнадцати орудий SK L/35 калибра 8,8 см (3,5 дюйма), установленных в казематах. Он также был оснащен четырьмя подводными торпедными аппаратами диаметром 45 см (17,7 дюйма) . Один устанавливался в носовой части, по одному на каждом борте , а четвертый размещался в корме. [ 3 ] [ 5 ]
Корабль был защищен 15-сантиметровым поясом из 15-сантиметровой (5,9 дюйма) крупповской брони , уменьшенной до 8 см (3,1 дюйма) вперед и назад от центральной цитадели . боеприпасов корабля У нее была бронированная палуба толщиной от 3,5 до 6 см (от 1,4 до 2,4 дюйма), причем более тяжелая броня защищала двигательное , котельное отделения и магазины . Центральные орудийные башни имели борта толщиной 18 см (7,1 дюйма), а крыльевые башни получили броневую защиту 15 см. Казематная аккумуляторная батарея была защищена броневой полосой толщиной 13 см (5,1 дюйма). [ 3 ] [ 6 ]
История обслуживания
[ редактировать ]
Названный в честь генерал-лейтенанта (генерала-лейтенанта) Герхарда фон Шарнхорста , прусского военного реформатора во время наполеоновских войн , Шарнхорст был заложен на верфи Blohm & Voss в Гамбурге, Германия, 22 марта 1905 года. [ 7 ] со строительным номером 175. [ 3 ] Он был спущен на воду 23 марта 1906 года, и генерал-фельдмаршал (фельдмаршал) Готлиб граф фон Хезелер произнес речь и окрестил корабль на церемонии спуска на воду. [ 8 ] Он был введен в состав флота полтора года спустя, 24 октября 1907 года. Затем он приступил к ходовым испытаниям ; при проведении скоростных испытаний она превысила расчетную скорость на один узел, достигнув 23,5 узлов (43,5 км/ч; 27,0 миль в час). [ 3 ] [ 8 ]
С 6 по 11 ноября ее испытания были прерваны рейсом во Флиссинген в Нидерландах и Портсмут в Великобритании в компании с кайзера Вильгельма II яхтой «Гогенцоллерн» и легким крейсером «Кенигсберг» . 14 января 1908 года «Шарнхорст» сел на мель у маяка Бюльк и получил серьезные подводные повреждения. Ремонт проводился в Blohm & Voss и длился до 22 февраля. Затем она возобновила испытания, которые продолжались до конца апреля. 1 мая он сменил «Йорк» на посту флагмана разведывательных сил Флота открытого моря под командованием контр-адмирала (контр-адмирала) Августа фон Херингена . В остальное время года она участвовала в обычных для мирного времени учениях и маневрах флота. [ 8 ]
Восточноазиатская эскадрилья
[ редактировать ]
1909–1911
[ редактировать ]11 марта 1909 года «Шарнхорст» был назначен в Ostasiengeschwader (Восточноазиатскую эскадрилью); Йорк заменил ее на посту флагмана разведывательной эскадры. Завершив подготовку к путешествию, «Шарнхорст» 1 апреля покинул Киль; на борту находился контрадмирал Фридрих фон Ингеноль , который по прибытии должен был принять командование Восточно-Азиатской эскадрой. [ 9 ] 29 апреля «Шарнхорст» встретился с «Фюрстом Бисмарком» , флагманом Восточноазиатской эскадры, в Коломбо . Там «Шарнхорст» взял на себя роль флагмана эскадры. В состав эскадры в то время входили также легкие крейсеры «Лейпциг» и «Аркона», а также несколько канонерских и торпедных катеров. В июле и августе «Шарнхорст» отправился в круиз по Желтому морю , а в августе обследовал порты в этом районе. Декабрь и начало января 1910 года она провела в Гонконге на праздновании Рождества и Нового года в компании с «Лейпцигом» и канонерской лодкой «Лучс» . [ 10 ]
В январе 1910 года Шарнхорст , Лейпциг и Лучс отправились в турне по портам Восточной Азии, включая Бангкок , Манилу , с остановками на Суматре и Северном Борнео . К 22 марта «Шарнхорст» и «Лейпциг» вернулись в немецкий порт Циндао . Тем временем Аркона в феврале покинула Восточноазиатскую эскадрилью; ее сменивший Нюрнберг прибыл 9 апреля. Ингеноль, получивший к настоящему времени звание вице-адмирала (вице-адмирала), отбыл 6 июня, и его заменил контрадмирал Эрих Гюлер . Новый командир эскадрильи взял Шарнхорст и Нюрнберг в турне по тихоокеанским колониям Германии, которое начнется 20 июня. Остановки включали Марианские острова , Трук и Апиа в Немецком Самоа . В последнем порту крейсера встретили незащищённые крейсеры «Корморан» и «Кондор» , станционные корабли Станции Южных морей. Там 22 июля прибыл новый легкий крейсер «Эмден» для дальнейшего усиления Восточноазиатской эскадры. [ 10 ]

В 1910 году Шарнхорст выиграл Kaiser's Schießpreis (Приз по стрельбе) за отличную артиллерийскую стрельбу в Восточно-Азиатской эскадрилье. 25 ноября «Шарнхорст» и остальная часть эскадрильи отправились в путешествие в Гонконг и Нанкин ; в то время как в Гонконге произошла вспышка тифа . Среди заразившихся был Гюлер, скончавшийся от болезни 21 января 1911 года. Тем временем в Понапе вспыхнули волнения , потребовавшие присутствия Эмдена и Нюрнберга . Вместо этого Шарнхорст отправился в турне по портам Юго-Восточной Азии, включая Сайгон , Сингапур и Батавию . Затем она вернулась в Циндао через Гонконг и Сямэнь , прибыв туда 1 марта. Там ждал контрадмирал Гюнтер фон Крозиг, чтобы принять командование эскадрой. Две недели спустя эскадра была усилена за счет прибытия Гнейзенау » Шарнхорста « однотипного корабля . 14 марта [ 10 ]
С 30 марта по 12 мая «Шарнхорст» отправился в круиз по японским водам с Крозигком на борту. После этого в начале июля она направилась в северную часть немецкого протектората; в то время напряженность в Европе была высокой из-за Агадирского кризиса . Крозиг попытался сохранить спокойствие в Восточной Азии и отправился на своем флагманском корабле в тур по гаваням Желтого моря. К 15 сентября крейсер вернулся в Циндао. По прибытии в Циндао «Шарнхорст» отправился в док для ежегодного ремонта; Соответственно, Крозиг временно перенес свой флаг в Гнейзенау . 10 октября вспыхнула Синьхайская революция против династии Цин , вызвавшая большую напряженность среди европейцев, которые вспоминали нападения на иностранцев во время Боксерского восстания 1900–1901 годов. Остальная часть Восточноазиатской эскадрильи была приведена в боевую готовность для защиты интересов Германии, а для защиты немецкого консульства были отправлены дополнительные войска. Но нападения на европейцев, которых опасались, не оправдались, и поэтому Восточноазиатская эскадра не понадобилась. [ 11 ]
1912–1914
[ редактировать ]К концу ноября «Шарнхорст» вернулся в строй, а Крозиг вернулся на корабль. Она направилась в Шанхай через Тяньцзинь и Яньтай и прибыла 12 декабря. С 14 по 24 января 1912 года «Шарнхорст» совершил поездку по портам побережья центрального Китая и 9 марта вернулся в Циндао, где собралась остальная часть эскадры. [ 12 ] 13 апреля корабли отправились в месячный круиз в воды Японии и вернулись в Циндао 13 мая. С 17 июля по 4 сентября «Шарнхорст» совершил очередной тур по японским портам, за этот период он также посетил Владивосток в России и несколько портов в Желтом море. [ 13 ]
30 июля японский император Мэйдзи умер ; Шарнхорст сопровождал Лейпциг , который вез принца Генриха , брата Вильгельма II, на похороны императора Мэйдзи и церемонию коронации императора Тайсё . Корабли оставались в Японии с 5 по 26 сентября. Вернувшись в Циндао, принц Генрих провёл инспекцию всей Восточно-Азиатской эскадры. 4 декабря Крозиг передал командование эскадрой контрадмиралу Максимилиану фон Шпее . 27 декабря Шпее взял Шарнхорст и Гнейзенау в турне по юго-западной части Тихого океана, включая остановки в Сямэнь, Сингапуре и Батавии. Два крейсера достигли Циндао 2 марта 1913 года. С 1 апреля по 7 мая «Шарнхорст» отвез Спее в Японию, чтобы встретиться с императором Тайсё. [ 13 ] Начиная с 22 июня, Шпее начал тур по тихоокеанским колониям Германии на борту своего флагманского корабля. Корабль останавливался на Марианских островах, островах Адмиралтейства , островах Эрмит , Рабауле в Нойпоммернии и Фридрих-Вильгельмсхафене в Германской Новой Гвинее . [ 14 ]
Находясь 21 июля в Рабауле, Спи получил известие о дальнейших волнениях в Китае, что побудило его вернуться на Вусонг рейд недалеко от Шанхая к 30 июля. После того, как ситуация успокоилась, Спи смог отправиться на своих кораблях в короткий круиз в Японию, который начался 11 ноября. Шарнхорст и остальная часть эскадрильи вернулись в Шанхай 29 ноября, прежде чем отправиться в новое путешествие в Юго-Восточную Азию. Спи встретился с Ваджиравудом , королем Сиама , а также посетил Суматру, Северное Борнео и Манилу. Шарнхорст вернулся в Циндао 19 марта 1914 года. В начале мая Шпее, к тому времени получивший звание визеадмирала , взял Шарнхорста и торпедный катер SMS S90 с визитом в Порт-Артур, а затем в Тяньцзинь; Спи продолжил свой путь в Пекин, где встретился с Юань Шикаем , первым президентом Китайской Республики . Он вернулся на борт «Шарнхорста» 11 мая, и корабль вернулся в Циндао. После этого Шпее начал подготовку к круизу в Германскую Новую Гвинею; «Шарнхорст» ушел 20 июня, оставив только «Эмден» . в Циндао [ 15 ]
«Гнейзенау» встретился с «Шарнхорстом» в Нагасаки , Япония, где они получили полный запас угля. Затем они отплыли на юг и в начале июля прибыли в Трук, где пополнили запасы угля. По пути они получили известие об убийстве эрцгерцога Франца Фердинанда , наследника престола Австро-Венгрии . [ 16 ] 17 июля восточноазиатская эскадра прибыла в Понапе на Каролинских островах . Теперь у Шпее был доступ к немецкой радиосети, и он узнал об объявлении Австро-Венгрией войны Сербии 28 июля и о российской мобилизации против Австро-Венгрии и, возможно, Германии 30 июля . 31 июля пришло известие, что срок действия немецкого ультиматума о демобилизации России истекает. Спи приказал подготовить свои корабли к войне. [ с ] 2 августа Вильгельм II приказал мобилизовать немцев против России и ее союзника Франции . [ 17 ]

Первая мировая война
[ редактировать ]
Когда разразилась Первая мировая война, в состав Восточноазиатской эскадры входили «Шарнхорст» , «Гнейзенау» , «Эмден» , «Нюрнберг» и «Лейпциг» . [ 18 ] В то время «Нюрнберг» возвращалась с западного побережья США, где «Лейпциг» ее только что сменил , а «Эмден» все еще находился в Циндао. [ 19 ] 6 августа 1914 года «Шарнхорст» , «Гнейзенау» , корабль снабжения «Титания » и японский угольщик «Фукоку Мару» все еще находились в Понапе. [ 20 ] Спи отдал приказ отозвать легкие крейсеры, которые были рассредоточены в круизах по Тихому океану. [ 21 ] Нюрнберг присоединился к Шпее. В тот день [ 20 ] после чего Шпее переправил свои корабли на остров Паган на Северных Марианских островах — немецкое владение в центральной части Тихого океана. Спи ночью отправился в Пэган без Фукоку Мару , чтобы японский экипаж не выдал его действия. [ 20 ] [ 19 ] [ д ]
Всем имеющимся угольщикам , кораблям снабжения и пассажирским лайнерам было приказано встретить восточноазиатскую эскадру в Пэгане. [ 23 ] и Эмден присоединился к тамошней эскадрилье 12 августа. [ 19 ] « вспомогательный крейсер Принц Эйтель Фридрих» . Там же к кораблям Шпее присоединился [ 24 ] 13 августа коммодор Карл фон Мюллер , капитан « Эмдена» , убедил Шпее выделить свой корабль в качестве торгового рейдера. Четыре крейсера в сопровождении Принца Эйтеля Фридриха и нескольких угольщиков 15 августа покинули Паган и направились в Чили. по пути к атоллу Эниветак на Маршалловых островах На следующее утро Эмден покинул строй вместе с одним из угольщиков. Остальные корабли снова загорелись углем после прибытия в Эниветак 20 августа. [ 25 ]
Чтобы держать немецкое командование в курсе, 8 сентября Шпее направил Нюрнберг в Гонолулу, чтобы передать сообщение через нейтральные страны. Нюрнберг вернулся с новостями о захвате союзниками Немецкого Самоа , который произошел 29 августа. Шарнхорст и Гнейзенау отправились в Апиа, чтобы разобраться в ситуации. [ 26 ] Спи надеялся застать врасплох британский или австралийский военный корабль, но по прибытии 14 сентября он не обнаружил в гавани ни одного военного корабля. [ 27 ] 22 сентября «Шарнхорст» и остальная часть Восточноазиатской эскадры прибыли во французскую колонию Папеэте . Немцы напали на колонию и в последовавшей битве при Папеэте потопили французскую канонерскую лодку Zélée . Корабли подверглись обстрелу французских береговых батарей, но не получили повреждений. [ 28 ] Боязнь мин в гавани не позволила Шпее войти в гавань, чтобы захватить уголь, который подожгли французы. [ 29 ]
К 12 октября «Шарнхорст» и остальная часть эскадры достигли острова Пасхи . Там к ним присоединились «Дрезден» и «Лейпциг» , вышедшие из американских вод 12 и 14 октября соответственно. Лейпциг также привез с собой еще трех угольщиков. [ 28 ] После недели пребывания в этом районе корабли отправились на материковую часть Чили. [ 30 ] Вечером 26 октября «Шарнхорст» и остальная часть эскадрильи вышли из Мас-а-Фуэра , Чили, и направились на восток, прибыв в Вальпараисо 30 октября. 1 ноября Шпее узнал от Prinz Eitel Friedrich , что британский легкий крейсер HMS Glasgow стоял на якоре в Коронеле , поэтому он повернул в сторону порта, чтобы попытаться поймать его в одиночку. накануне [ 31 ] [ 32 ]
Битва при Коронеле
[ редактировать ]
Британцы имели скудные ресурсы, чтобы противостоять немецкой эскадре у берегов Южной Америки. Контр-адмирал Кристофер Крэдок командовал броненосными крейсерами HMS Good Hope и Monmouth , Glasgow , а также переоборудованным вооруженным торговым крейсером Otranto . Флотилия была усилена старым додредноутным линкором «Канопус» и броненосным крейсером « Дефенс» . Последний, однако, прибыл только после битвы при Коронеле. [ 33 ] Канопус остался позади Крэдок, который, вероятно, чувствовал, что ее низкая скорость помешает ему вывести немецкие корабли в бой. [ 31 ]
Восточноазиатская эскадрилья прибыла к Коронелю во второй половине дня 1 ноября; к удивлению Спи, , он встретил Гуд-Хоуп , Монмут и Отранто помимо Глазго . Канопус все еще отставал примерно на 300 миль (560 км; 350 миль) от британских угольщиков. [ 34 ] В 16:17 Глазго заметил немецкие корабли. Крэдок выстроил боевую линию: Гуд Хоуп лидировал, за ним следовали Монмут , Глазго и Отранто в тылу. Спи решил отложить бой до тех пор, пока солнце не сядет еще сильнее, после чего силуэты британских кораблей будут вырисовываться в солнце, а его собственные корабли будут скрыты на фоне побережья позади них. Крэдок осознал бесполезность Отранто на боевой линии и отделил ее. [ 35 ] [ 36 ]
К 18:07 расстояние между двумя эскадрами сократилось до 13 500 м (44 300 футов), и Спи приказал своим кораблям открыть огонь через тридцать минут; каждый корабль вступил в бой со своими противниками на британской линии. [ 37 ] «Шарнхорст» атаковал «Гуд Хоуп» и поразил ее третьим залпом, попав между ее передней орудийной башней и боевой рубкой и вызвав крупный пожар. Как только немецкие артиллеристы обнаружили полигон, они начали вести быстрый огонь, выпуская один залп осколочно-фугасных снарядов каждые пятнадцать секунд. [ 38 ] Оберлейтенант цур Зее (морской лейтенант) Кнооп, офицер-корректировщик на борту «Шарнхорста» , сообщил, что «можно было наблюдать постоянные попадания… в мидель корабля « Гуд Хоуп» неоднократно попадали, что привело к сильному пожару… внутри этой части корабля. Корабль горел, и это было видно через иллюминаторы, оно ярко сияло». [ 39 ]
Тем временем «Глазго» начал стрелять и по «Шарнхорсту» , и по «Гнейзенау» , так как уже не мог вступить в бой с немецкими лёгкими крейсерами. Один из ее 4-дюймовых (102-мм) снарядов попал Шарнхорста в бак , но не взорвался. К 18:50 Монмут был сильно поврежден Гнейзенау и выпал из строя; Гнейзенау Поэтому присоединился к Шарнхорсту в битве с Доброй Надеждой . [ 40 ] В это же время «Нюрнберг» в упор приблизился к Монмуту и засыпал его снарядами. [ 41 ] В 19:23 орудия Доброй Надежды замолчали после двух сильных взрывов; Вскоре после этого немецкие артиллеристы прекратили огонь. Доброе Надежда исчезла во тьме. Шпее приказал своим легким крейсерам приблизиться к потрепанным противникам и добить их торпедами, а сам повел Шарнхорст и Гнейзенау дальше на юг, чтобы уйти с дороги. [ 42 ]
Глазго был вынужден покинуть Монмут после 19:20, когда подошли немецкие легкие крейсеры, прежде чем бежать на юг и встретиться с Канопусом . Шквал помешал немцам обнаружить Монмут , но в 20:18 она в конце концов перевернулась и затонула. [ 42 ] [ 43 ] В результате затопления двух броненосных крейсеров, включая «Крэдок», погибло более 1600 человек. Потери немцев были незначительными. Однако немецкие корабли израсходовали более 40 процентов запаса боеприпасов. [ 35 ] «Шарнхорст» получил два попадания, но оба снаряда не взорвались. В ходе боя [ 43 ] Второе попадание прошло через третью воронку и не взорвалось; в нее попали осколки снаряда, которые повредили ее антенную решетку беспроводной сети. Она не пострадала, и единственными ранениями немцев были двое легко раненых мужчин на борту «Гнейзенау» . [ 44 ]
Путешествие на Фолклендские острова
[ редактировать ]
После битвы Спи повел свои корабли на север, в Вальпараисо. Поскольку Чили была нейтральной, в порт могли заходить одновременно только три корабля; Шпее первым взял Шарнхорст , Гнейзенау и Нюрнберг Утром 3 ноября , оставив Дрезден и Лейпциг с угольщиками в Мас-а-Фуэра. В Вальпараисо корабли Спи могли заправиться углем, пока он совещался со штабом Адмиралтейства в Германии, чтобы определить численность оставшихся британских войск в регионе. Корабли оставались в порту всего 24 часа в соответствии с ограничениями нейтралитета и 6 ноября прибыли в Мас-а-Фуэра, где приняли еще уголь с захваченных британских и французских пароходов. 10 ноября «Дрезден» и «Лейпциг» были отправлены для остановки в Вальпараисо, а пять дней спустя Шпее повел остальную часть эскадры на юг, в залив Сен-Квентин в заливе Пенас . 18 ноября Дрезден и Лейпциг по пути встретили Шпее, а через три дня эскадра достигла залива Сен-Квентин. Там они взяли больше угля, так как плавание вокруг Мыс Горн будет длинным, и было неясно, когда у них появится еще одна возможность добыть уголь. [ 45 ]
Как только слухи о поражении достигли Лондона, Королевский флот приступил к организации сил для выслеживания и уничтожения Восточноазиатской эскадры. мощные линейные крейсеры «Инвинсибл» и «Инфлексибл» были выделены С этой целью из состава Великого флота и переданы под командование вице-адмирала Даветона Стерди . [ 46 ] Два корабля покинули Девонпорт 10 ноября и по пути к Фолклендским островам к ним присоединились броненосные крейсеры «Карнарвон» , «Кент» и «Корнуолл» , легкие крейсеры «Бристоль» и «Глазго» , а также вооруженный торговый крейсер «Македония» . К 7 декабря отряд из восьми кораблей достиг Фолклендских островов, где сразу же загорелся углем. [ 47 ]
Тем временем корабли Спи 26 ноября покинули залив Сен-Квентин и 2 декабря обогнули мыс Горн. Они захватили канадский барк «Драммюр» , на борту которого было 2500 т (2500 длинных тонн) доброкачественного кардиффского угля. Лейпциг взял корабль на буксир, и на следующий день корабли остановились у острова Пиктон . Экипажи переправили уголь из Драммюра на угольные шахты эскадрильи. Утром 6 декабря Спи провел совещание с командирами кораблей на борту «Шарнхорста», чтобы определить их дальнейшие действия. Немцы получили многочисленные отрывочные и противоречивые сообщения о британских подкреплениях в этом регионе; Спи и два других капитана выступали за нападение на Фолклендские острова, в то время как трое других командиров утверждали, что было бы лучше обойти острова и атаковать британские корабли у берегов Аргентины. Мнение Спи возобладало, и в 12:00 эскадра отправилась на Фолклендские острова. [ 48 ]
Битва за Фолклендские острова
[ редактировать ]

Гнейзенау и Нюрнберг Для атаки были назначены ; На следующее утро (8 декабря) они подошли к Фолклендским островам с намерением уничтожить там беспроводной передатчик. Наблюдатели на борту «Гнейзенау» заметили дым, поднимающийся над Порт-Стэнли , но предположили, что это британцы сжигали свои запасы угля, чтобы не дать немцам захватить их. [ 49 ] Когда они приблизились к гавани, снаряды калибра 30,5 см (12 дюймов) с «Канопуса» , который был выброшен на берег в качестве сторожевого корабля, начали падать вокруг немецких кораблей, что побудило Спи прекратить атаку. [ 47 ] Немцы взяли юго-восточный курс со скоростью 22 узла (41 км / ч; 25 миль в час) после реформирования к 10:45. [ 50 ] «Шарнхорст» был центральным кораблем, «Гнейзенау» и «Нюрнберг» впереди, а «Дрезден» и «Лейпциг» позади. [ 51 ] [ 52 ] Быстроходные линейные крейсеры быстро набрали обороты и вышли из гавани, чтобы преследовать более медленную восточноазиатскую эскадру. [ 47 ]
К 13:20 британские корабли догнали «Шарнхорст» и другие крейсеры и начали огонь на дальность 14 км (8,7 миль). [ 53 ] Спи понял, что его броненосные крейсеры не смогут уйти от гораздо более быстрых линейных крейсеров, и приказал трем легким крейсерам попытаться оторваться, а сам развернулся и позволил британским линейным крейсерам вступить в бой с превосходящими по вооружению Шарнхорстом и Гнейзенау . Тем временем Стерди направил свои крейсеры для преследования немецких легких крейсеров. [ 54 ] «Инвинсибл» открыл огонь по «Шарнхорсту» , в то время как «Инфлексибл» атаковал Гнейзенау , и Шпее приказал двум своим броненосным крейсерам аналогичным образом атаковать своих противников. Спи занял подветренную позицию; из-за ветра его корабли задымлялись, что улучшало видимость для артиллеристов. Это вынудило Стерди занять наветренную позицию, что привело к ухудшению видимости. «Шарнхорст» оседлал «Инвинсибл» своим третьим залпом и быстро поразил британский линейный крейсер двумя попаданиями. На этом этапе боя немецкий флагман не пострадал. [ 55 ]
Стерди попытался увеличить расстояние, повернув на два пункта к северу, чтобы не дать Спи приблизиться на расстояние досягаемости своих многочисленных вспомогательных орудий. Спи противодействовал этому маневру, быстро повернув на юг, что вынудило Стерди также повернуть на юг, чтобы оставаться в пределах досягаемости. Это позволило «Шарнхорсту» и «Гнейзенау» повернуть на север и подобраться достаточно близко, чтобы атаковать свои второстепенные 15-см орудия. Их стрельба была настолько точной, что британцам пришлось отступить во второй раз. [ 56 ] После возобновления боя британская артиллерийская стрельба стала более точной; [ 57 ] «Шарнхорст» несколько раз пострадал, возникли пожары. Темп ее стрельбы начал замедляться, хотя она продолжала поражать Инвинсибла . Затем Стерди повернул влево, пытаясь занять подветренную позицию, но Спи парировал поворот, чтобы сохранить свою выгодную позицию; Однако маневрирование изменило порядок кораблей, поэтому «Шарнхорст» теперь задействовал «Инфлексибл» . [ 58 ]
На этом этапе боя «Шарнхорст» имел небольшой крен влево и находился в воде примерно на метр ниже. Ее третью воронку прострелили. «Гнейзенау» на короткое время был скрыт дымом, что привело к тому, что оба линейных крейсера нацелились на «Шарнхорст» . К 16:00 Шпее приказал Гнейзенау попытаться сбежать, а сам изменил курс и попытался запустить торпеды в своих преследователей. К этому моменту список портов значительно увеличился, и она находилась далеко внизу по носу, имея всего 2 метра (6 футов 7 дюймов) надводного борта . В 16:17 корабль наконец перевернулся влево и затонул; Британцы, их внимание теперь было сосредоточено на Гнейзенау , не предприняли никаких попыток спасти команду. [ 59 ] Все 860 офицеров и солдат, находившихся на борту, включая Шпее, погибли вместе с кораблем. [ 3 ] «Гнейзенау» , «Лейпциг» и «Нюрнберг» Также были потоплены . Только Дрездену удалось спастись, но в конце концов его выследили до островов Хуана Фернандеса и он затонул. При полном уничтожении эскадры погибло около 2200 немецких матросов и офицеров, в том числе двое сыновей Шпее. [ 53 ]
В середине 1915 года прибрежный пароход нашел у берегов Бразилии тело немецкого моряка. У матроса была прикреплена водонепроницаемая гильза от снаряда калибра 21 см; внутри находился один из Reichskriegsflaggen (Имперских военных флагов), развевавшихся на борту «Шарнхорста» . Моряк был похоронен в Бразилии, а флаг в конечном итоге был возвращен в Германию, где его выставили в Музее морской науки в Берлине, хотя он был утерян во время Второй мировой войны. [ 60 ] В середине 1930-х годов новый немецкий военно-морской флот Кригсмарине построил линкор, названный в честь Шарнхорста . На спуске на воду нового «Шарнхорста» в октябре 1936 года присутствовала вдова капитана предыдущего корабля. [ 61 ]
Крушение
[ редактировать ]Экспедиция под руководством морского археолога Менсуна Баунда по поиску кораблей эскадры Шпее началась в 2014 году, но успеха не имела. Баунд вернулся для еще одной попытки в 2019 году на исследовательском судне Seabed Constructor , а 5 декабря он объявил, что обнаружил место крушения Шарнхорста . Судно лежит вертикально на глубине около 1610 м (5280 футов), примерно в 98 морских милях (181 км; 113 миль) к юго-востоку от Фолклендских островов. Большая часть надстройки разрушена или лежит вокруг места крушения, но большая часть корпуса все еще цела. [ 62 ] [ 63 ]
Примечания
[ редактировать ]Сноски
[ редактировать ]- ^ «SMS» означает « Seiner Majestät Schiff » (нем. « Корабль Его Величества» ).
- ↑ В номенклатуре орудий Императорского флота Германии буква «SK» (Schnelladekanone) означает, что орудие быстро заряжается, а L/40 обозначает длину орудия. В данном случае пушка L/40 имеет калибр 40 , а это означает, что длина канала пушки в 40 раз превышает ее диаметр . [ 4 ]
- ^ Это означало удаление всех второстепенных предметов, включая парадную форму, гобелены, мебель и другие легковоспламеняющиеся предметы. См.: Хаф , с. 17.
- ↑ Япония, хотя и оставалась нейтральной, была союзницей Великобритании и вскоре вступит в войну против Германии. [ 22 ]
Цитаты
[ редактировать ]- ^ Рюгер , с. 160.
- ^ Додсон , стр. 58–59, 67.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Гренер , с. 52.
- ^ Грисмер , с. 177.
- ^ Кэмпбелл и Сич , с. 142.
- ^ Додсон , с. 206.
- ^ Хильдебранд, Рёр и Штейнмец , стр. 105.
- ^ Jump up to: а б с Хильдебранд, Рёр и Штейнмец , с. 106.
- ^ Хильдебранд, Рёр и Штайнмец , стр. 106–107.
- ^ Jump up to: а б с Хильдебранд, Рёр и Штейнмец , с. 107.
- ^ Хильдебранд, Рёр и Штейнмец , стр. 108.
- ^ Хильдебранд, Рёр и Штайнмец , стр. 108–109.
- ^ Jump up to: а б Хильдебранд, Рёр и Штейнмец , с. 109.
- ^ Хильдебранд, Рёр и Штайнмец , стр. 109–110.
- ^ Хильдебранд, Рёр и Штейнмец , стр. 110.
- ^ Хаф , стр. 11–12.
- ^ Хаф , стр. 17–18.
- ^ Халперн , с. 66.
- ^ Jump up to: а б с Персонал , с. 29.
- ^ Jump up to: а б с Халперн , с. 71.
- ^ Хаф , стр. 1–2.
- ^ Халперн , стр. 71–74.
- ^ Хаф , стр. 3–4.
- ^ Хаф , с. 5.
- ^ Хаф , стр. 23, 33.
- ^ Страчан , с. 471.
- ^ Персонал , стр. 29–30.
- ^ Jump up to: а б Персонал , с. 30.
- ^ Халперн , с. 89.
- ^ Хокинс , с. 34.
- ^ Jump up to: а б Халперн , с. 92.
- ^ Персонал , стр. 30–31.
- ^ Хервиг , с. 156.
- ^ Халперн , стр. 92–93.
- ^ Jump up to: а б Халперн , с. 93.
- ^ Персонал , с. 32.
- ^ Персонал , с. 33.
- ^ Персонал , стр. 33–34.
- ^ Персонал , с. 34.
- ^ Персонал , с. 35.
- ^ Хервиг , с. 157.
- ^ Jump up to: а б Персонал , с. 36.
- ^ Jump up to: а б Страчан , с. 36.
- ^ Персонал , с. 39.
- ^ Персонал , стр. 58–59.
- ^ Страчан , с. 41.
- ^ Jump up to: а б с Страчан , с. 47.
- ^ Персонал , стр. 61–62.
- ^ Персонал , с. 62.
- ^ Персонал , с. 64.
- ^ Беннетт , с. 115.
- ^ Персонал , с. 63.
- ^ Jump up to: а б Хервиг , с. 158.
- ^ Беннетт , с. 117.
- ^ Персонал , с. 66.
- ^ Беннетт , с. 118.
- ^ Персонал , с. 67.
- ^ Персонал , с. 68.
- ^ Персонал , с. 69.
- ^ Хильдебранд, Рёр и Штейнмец , стр. 112.
- ^ Уильямсон , с. 8.
- ^ «Обнаружение немецкого линейного крейсера СМС Шарнхорст времен Первой мировой войны в водах Фолклендских островов» . Мерко Пресс . 5 декабря 2019 года. Архивировано из оригинала 5 декабря 2019 года . Проверено 5 декабря 2019 г.
- ^ «У берегов Фолклендских островов обнаружен затонувший немецкий корабль времен Первой мировой войны «Шарнхорст»» . Новости Би-би-си . 5 декабря 2019 года. Архивировано из оригинала 5 декабря 2019 года . Проверено 5 декабря 2019 г.
Ссылки
[ редактировать ]
- Беннетт, Джеффри (2005). Морские сражения Первой мировой войны . Барнсли: Военная классика Pen & Sword. ISBN 978-1-84415-300-8 .
- Кэмпбелл, Н.Дж.М. и Сич, Эрвин (1986). "Германия". В Гардинер, Роберт и Грей, Рэндал (ред.). Конвея «Все боевые корабли мира 1906–1921» . Лондон: Conway Maritime Press. стр. 134–189. ISBN 978-0-85177-245-5 .
- Додсон, Эйдан (2016). Боевой флот кайзера: крупные немецкие корабли 1871–1918 гг . Барнсли: Издательство Сифорт. ISBN 978-1-84832-229-5 .
- Грисмер, Аксель (1999). Линейные корабли Императорского флота: 1906–1918 гг.; Конструкции между конкуренцией вооружений и военно-морским правом [ Линкоры Императорского флота: 1906–1918; Конструкции между законами о конкуренции вооружений и флотом ] (на немецком языке). Бонн: Бернар и Грефе Верлаг. ISBN 978-3-7637-5985-9 .
- Грёнер, Эрих (1990). Немецкие военные корабли: 1815–1945 гг . Том. I: Крупные надводные корабли. Аннаполис: Издательство Военно-морского института. ISBN 978-0-87021-790-6 .
- Халперн, Пол Г. (1995). Военно-морская история Первой мировой войны . Аннаполис: Издательство Военно-морского института. ISBN 978-1-55750-352-7 .
- Хокинс, Найджел (2002). Голодная блокада: военно-морские блокады Первой мировой войны . Аннаполис: Издательство Военно-морского института. ISBN 978-0-85052-908-1 .
- Хервиг, Хольгер (1998) [1980]. «Роскошный» флот: Императорский флот Германии 1888–1918 гг . Амхерст: Книги человечества. ISBN 978-1-57392-286-9 .
- Хильдебранд, Ганс Х.; Рёр, Альберт и Штайнмец, Ханс-Отто (1993). Немецкие военные корабли: биографии - отражение военно-морской истории с 1815 года по настоящее время [ Немецкие военные корабли: биографии - отражение военно-морской истории с 1815 года по настоящее время ] (на немецком языке). Том 7. Ратинген: Mundus Verlag. OCLC 310653560 .
- Хаф, Ричард (1980). Фолклендские острова, 1914 год: погоня за адмиралом фон Шпее . Пензанс: Издательство Periscope. ISBN 978-1-904381-12-9 .
- Рюгер, Ян (2007). Большая военно-морская игра: Великобритания и Германия в эпоху Империи . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. ISBN 978-0-521-87576-9 .
- Персонал, Гэри (2011). Битва на семи морях: сражения немецких крейсеров, 1914–1918 гг . Барнсли: Морское перо и меч. ISBN 978-1-84884-182-6 .
- Страчан, Хью (2001). Первая мировая война: Том 1: К оружию . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-926191-8 .
- Уильямсон, Гордон (2003). Немецкие линкоры 1939–45 . Оксфорд: Издательство Osprey. ISBN 978-1-84176-498-6 .
52 ° 53'49 "ю.ш. 56 ° 0'59" з.д. / 52,89694 ° ю.ш. 56,01639 ° з.д.
- корабли 1906 года
- Морские происшествия в декабре 1914 г.
- Крейсера типа Шарнхорст
- Корабли постройки в Гамбурге
- Боевые корабли, потерянные в бою со всеми руками
- Кораблекрушения Фолклендских островов
- Крейсеры Германии Первой мировой войны
- Кораблекрушения времен Первой мировой войны в Атлантическом океане