СМС Гнейзенау
![]() СМС Гнейзенау
| |
История | |
---|---|
![]() | |
Имя | Гнейзенау |
Тезка | СМС Гнейзенау |
Заказал | 8 июня 1904 г. |
Строитель | AG Weser , Бремен |
Заложен | 28 декабря 1904 г. |
Запущен | 14 июня 1906 г. |
Введен в эксплуатацию | 6 марта 1908 г. |
Судьба | Затонул, битва за Фолклендские острова , 8 декабря 1914 г. |
Общие характеристики | |
Класс и тип | Шарнхорст типа Броненосный крейсер |
Смещение |
|
Длина | 144,6 м (474 футов 5 дюймов) |
Луч | 21,6 м (70 футов 10 дюймов) |
Черновик | 8,37 м (27 футов 6 дюймов) |
Установленная мощность |
|
Движение |
|
Скорость | 22,5 узла (42 км/ч) |
Диапазон | 4800 миль (8900 км; 5500 миль) на скорости 14 узлов (26 км/ч; 16 миль в час) |
Экипаж |
|
Вооружение | |
Броня |
СМС Гнейзенау [ а ] — броненосный крейсер немецкой Kaiserliche Marine (Императорский флот), входящий в состав двухкорабельного Scharnhorst класса . Названный в честь более раннего винтового корвета одноименного , корабль был заложен в июне 1904 года на верфи AG Weser в Бремене , спущен на воду в июне 1906 года и вступил в строй в марте 1908 года. Он был вооружен восемью 21-см ГК ( 8,3 дюйма), что значительно увеличивало огневую мощь по сравнению с более ранними немецкими броненосными крейсерами, а максимальная скорость составляла 22,5 узла (42 узла). км/ч; 26 миль в час). Первоначально Гнейзенау немецкого флота служила в составе I разведывательной группы , хотя ее служба там была ограничена из-за разработки в Великобритании к 1909 году линейного крейсера , с которым менее мощные броненосные крейсеры не могли эффективно бороться.
Соответственно, «Гнейзенау» была направлена в немецкую восточноазиатскую эскадру , где присоединилась к своему однотипному кораблю «Шарнхорст» . Два крейсера составили ядро эскадры, в которую входило несколько легких крейсеров . В течение следующих четырех лет Гнейзенау патрулировал колониальные владения Германии в Азии и Тихом океане. Она также посетила иностранные порты, чтобы показать флаг , и следила за событиями в Китае во время Синьхайской революции в 1911 году. После начала Первой мировой войны в июле 1914 года Восточноазиатская эскадра под командованием вице-адмирала Максимилиана фон Шпее пересекла Тихий океан. к западному побережью Южной Америки, остановившись в Гнейзенау и Шарнхорсте, чтобы атаковать Французскую Полинезию во время бомбардировки Папеэте в сентябре.
Прибыв к побережью Чили, восточноазиатская эскадра столкнулась с британской эскадрой и разгромила ее в битве при Коронеле ; в ходе боя «Гнейзенау» вывел из строя британский броненосный крейсер HMS « Монмут» , который затем был потоплен немецким лёгким крейсером « Нюрнберг» . Поражение побудило британское Адмиралтейство выделить два линейных крейсера, чтобы выследить и уничтожить эскадру Шпее, что они и сделали в битве у Фолклендских островов 8 декабря 1914 года. «Гнейзенау» затонул с тяжелыми человеческими жертвами, хотя 187 членов ее экипажа были спасены британцы.
Дизайн
[ редактировать ]
Два крейсера типа «Шарнхорст» были заказаны в рамках программы строительства военно-морского флота, изложенной во Втором военно-морском законе 1900 года, который предусматривал создание силы из четырнадцати броненосных крейсеров . Корабли ознаменовали значительный прирост боевой мощи по сравнению со своими предшественниками «Роон» класса , поскольку были более тяжеловооруженными и бронированными. Эти улучшения были внесены, чтобы позволить «Шарнхорсту» и «Гнейзенау» сражаться на линии боя, если возникнет такая необходимость, - возможность, запрошенная Генеральным департаментом. [ 1 ]
Гнейзенау 144,6 метра (474 фута 5 дюймов) имел общую длину , ширину 21,6 м (70 футов 10 дюймов) и осадку 8,37 м (27 футов 6 дюймов). корабля Водоизмещение составляет 11 616 тонн (11 433 длинных тонны ) в нормальном режиме и 12 985 тонн (12 780 длинных тонн) при полной загрузке . Экипаж « Гнейзенау » состоял из 38 офицеров и 726 рядовых. Корабль был оснащен тремя паровыми двигателями тройного расширения , каждая из которых приводила в движение винтовой винт , а пар вырабатывался восемнадцатью угольными водотрубными котлами . Котлы были объединены в четыре трубы, расположенные на миделе корабля . Ее силовая установка была рассчитана на мощность 26 000 лошадиных сил (19 000 кВт ) при максимальной скорости 22,5 узла (42 км/ч; 26 миль в час). Радиус плавания составлял 4800 морских миль (8900 км; 5500 миль) при скорости 14 узлов (26 км/ч; 16 миль в час). [ 2 ]
состояло 21- см Гнейзенау Основное вооружение из восьми (8,3 дюйма) орудий SK L/40 . [ б ] в двухорудийных башнях , одна в носовой части и одна в кормовой части главной надстройки по средней линии , а остальные четыре установлены в одиночных казематах корпуса четыре на уровне главной палубы, рядом с воронками. Вспомогательное вооружение включало шесть 15-см (5,9 дюйма) орудий SK L/40 , также в отдельных казематах, которые размещались палубой под казематами главной батареи. Защиту от торпедных катеров обеспечивала батарея из восемнадцати орудий SK L/35 калибра 8,8 см (3,5 дюйма), установленных в казематах. Он также был оснащен четырьмя подводными торпедными аппаратами диаметром 45 см (17,7 дюйма) . Один устанавливался в носовой части, по одному на каждом борте , а четвертый размещался в корме. [ 2 ]
Корабль был защищен 15-сантиметровым поясом крупповской брони , уменьшенным до 8 см (3,1 дюйма) вперед и назад от центральной цитадели . У нее была бронированная палуба толщиной от 3,5 до 6 см (от 1,4 до 2,4 дюйма), причем более тяжелая броня защищала машинное отделение корабля , котельные и магазины с боеприпасами . Центральные орудийные башни имели борта толщиной 17 см (6,7 дюйма), а казематные основные орудия получили броневую защиту 15 см. Казематная аккумуляторная батарея была защищена броневой полосой толщиной 13 см (5,1 дюйма). [ 2 ] [ 4 ]
История обслуживания
[ редактировать ]
Гнейзенау был первым членом этого класса, получившим приказ 8 июня 1904 года; он был заложен на верфи AG Weser в Бремене 28 декабря под номером 144. Длительная забастовка рабочих верфи задержала строительство судна, что позволило Scharnhorst спуститься на воду первым и, таким образом, стать головным кораблем этого класса. На «Гнейзенау » церемонии спуска на воду , окрестил его «Гнейзенау» , в честь более раннего винтового корвета «Гнейзенау» , 14 июня 1906 года, генерал Альфред фон Шлиффен , начальник Генерального штаба . Корабль перешел в Вильгельмсхафен для достройки и был принят в состав флота 6 марта 1908 года, а начались ходовые испытания 26 марта . Они продолжались до 12 июля, когда Гнейзенау присоединился к I разведывательной группе , разведывательной эскадре Флота открытого моря . В этот период Kapitän zur See ( KzS — Капитан моря) Франц фон Хиппер . первым командиром корабля был [ 2 ] [ 5 ]
Во время службы в I разведывательной группе Гнейзенау участвовал в обычных тренировках флота в мирное время. Сразу после завершения испытаний принял участие в крупном походе флота в Атлантическом океане в составе эскадр линкоров Флота открытого моря. Принц Генрих настаивал на таком круизе в прошлом году, утверждая, что он подготовит флот к заграничным операциям и разрушит монотонность тренировок в немецких водах. Круиз состоялся в то время, когда напряженность в отношениях с Великобританией из-за развивающейся англо-германской гонки военно-морских вооружений была высокой, хотя в результате никаких инцидентов не произошло. Флот покинул Киль 17 июля, прошел через канал Кайзера Вильгельма в Северное море и продолжил путь в Атлантику. Флот вернулся в Германию 13 августа. Осенние маневры продолжались с 27 августа по 12 сентября, после чего Хиппера сменил KzS Конрад Труммлер ] . [ 5 ] [ 6 ]
В 1909 году последовала аналогичная картина: было совершено еще два круиза по Атлантике: первый в феврале и марте, а второй в июле и августе. Последнее путешествие включало посещение Испании. Позже в том же году «Гнейзенау» и легкий крейсер «Гамбург» сопровождали кайзера Вильгельма II на борту его яхты » «Гогенцоллерн во время визита к царю российскому Николаю II у берегов Финляндии. Гнейзенау получил Kaiser's Schießpreis (Приз по стрельбе) за отличную стрельбу среди броненосных крейсеров в 1908–1909 учебном году. Первая половина следующего года прошла для «Гнейзенау» без происшествий , а в июле она приняла участие в круизе флота в Норвегию. 8 сентября корабль был переведен в Восточно-Азиатскую эскадру , и КзС Людольф фон Услар командование кораблем для развертывания принял . К тому времени британский Королевский флот начал ввод в строй своих новых линейных крейсеров , значительно превосходивших броненосные крейсеры типа «Гнейзенау» , однако немецкое командование решило, что корабль еще можно использовать для усиления колониальной крейсерской эскадры Германии. [ 5 ]
Восточноазиатская эскадрилья
[ редактировать ]
10 ноября «Гнейзенау» покинул Вильгельмсхафен и направился на арендованную территорию залива Цзяочжоу в Китае. По пути она остановилась в Малаге , Испания, для церемонии памяти людей, погибших в результате крушения ее одноименного корвета 16 декабря 1900 года. Затем она прошла через Средиземное море, Суэцкий канал и, пересекая Индийский океан. остановился в Коломбо , Цейлон . Там 11 декабря она погрузилась на борт наследного принца Вильгельма находился в турне по Британской Индии , который в то время . Гнейзенау отвез его в Бомбей , где он покинул корабль. Возобновив путешествие в Восточную Азию, «Гнейзенау» встретилась с легким крейсером «Эмден» и сделала остановки в Сингапуре , Гонконге и Сямэнь , прежде чем 14 марта 1911 года прибыла в Циндао , порт приписки немецкой эскадры. Там она встретилась со своей сестрой Шарнхорст. , флагман эскадры . 7 апреля Гнейзенау перевез нового посла в Японии ; Артура графа Рекса из Таку в Иокогаму где она встретилась с Шарнхорстом , командир эскадрильи, Контерадмирал ( КАдм — контр-адмирал) Гюнтер фон Крозиг , Услар и «Шарнхорста » капитан встретились с императором Мэйдзи . После этого Гнейзенау отправилась в турне по водам Японии и Сибири ее отправили обратно в Циндао, , но во время Агадирского кризиса чтобы подготовиться к потенциальному конфликту. [ 7 ]
В сентябре Крозиг перенес свой флаг в Гнейзенау, пока Шарнхорст находился в сухом доке для периодического технического обслуживания. 10 октября вспыхнула Синьхайская революция против династии Цин , вызвавшая большое напряжение среди европейцев в стране, вспоминавших нападения на иностранцев во время Боксерского восстания 1900–1901 годов. Остальная часть Восточноазиатской эскадрильи была приведена в боевую готовность для защиты интересов Германии, а для защиты немецкого консульства были отправлены дополнительные войска. Но нападения на европейцев, которых опасались, не оправдались, и поэтому Восточноазиатская эскадра не понадобилась. К концу ноября «Шарнхорст» вернулся в строй, и к нему вернулся Крозиг. [ 8 ] Гнейзенау снова выиграл Schießpreis в 1910–1911 учебном году. [ 7 ]

«Гнейзенау» вошел в сухой док в Циндао для ежегодного ремонта в первом квартале 1912 года. 13 апреля корабли отправились в месячный круиз в воды Японии и вернулись в Циндао 13 мая. В июне KzS Франц Брюнингхаус сменил Услара на посту Гнейзенау командира . В течение 1–4 августа «Гнейзенау» отправилась в Пусан , Корея, где вытащила HAPAG пароход «Силезия» после того, как он сел на мель, и сопроводила его в Нагасаки . В конце года Гнейзенау лежал в Шанхае. В начале декабря Крозигка сменил КАдм Максимилиан фон Шпее , который взял Шарнхорста и Гнейзенау в турне по юго-западной части Тихого океана, включая остановки в Сямэнь, Сингапуре и Батавии . Круиз продолжался до начала 1913 года, и 2 марта 1913 года два крейсера вернулись в Циндао. «Гнейзенау» выиграл Шисспрейс в 1912–1913 годах. [ 9 ]
В апреле 1913 года Гнейзенау и Шарнхорст отправились в Японию, чтобы Спе и командиры кораблей могли встретиться с новым императором Тайсё . Затем суда вернулись в Циндао, где оставались семь недель. В конце июня два крейсера начали круиз по колониальным владениям Германии в центральной части Тихого океана. Находясь в Рабауле 21 июля, Спи получил известие о новых волнениях в Китае, что побудило его вернуться на Усонг рейд недалеко от Шанхая к 30 июля. После этого Гнейзенау патрулировал Желтое море посетил Порт-Артур и в октябре . После того, как ситуация успокоилась, Спи смог отправиться на своих кораблях в короткий круиз в Японию, который начался 11 ноября. Шарнхорст и остальная часть эскадрильи вернулись в Шанхай 29 ноября, прежде чем отправиться в новое путешествие в Юго-Восточную Азию. Остановки включали Сиам , Суматру , Северное Борнео и Манилу на Филиппинах . [ 9 ] [ 10 ]
В июне 1914 года КзС Юлиус Меркер. командование кораблем принял [ 11 ] Вскоре после этого Спи отправился в круиз на Германскую Новую Гвинею ; «Гнейзенау» встретился с «Шарнхорстом» в Нагасаки, Япония, где они получили полный запас угля. Затем они отплыли на юг и в начале июля прибыли в Трук , где пополнили запасы угля. По пути они получили известие об убийстве эрцгерцога Франца Фердинанда , наследника престола Австро-Венгрии . [ 12 ] 17 июля восточноазиатская эскадра прибыла в Понапе на Каролинских островах . Здесь Шпее имел доступ к немецкой радиосети, где он узнал об объявлении Австро-Венгрией войны Сербии и российской мобилизации. 31 июля пришло известие, что срок действия немецкого ультиматума, требовавшего демобилизации российской армии, истекает. Спи приказал подготовить свои корабли к войне. [ с ] 2 августа Вильгельм II приказал мобилизовать немцев против Франции и России. [ 13 ]

Первая мировая война
[ редактировать ]
Когда разразилась Первая мировая война , Восточноазиатская эскадра состояла из «Шарнхорста» , «Гнейзенау» и лёгких крейсеров «Эмден» , «Нюрнберг» и «Лейпциг» . [ 14 ] В то время «Нюрнберг» возвращалась с западного побережья США, где «Лейпциг» ее только что сменил , а «Эмден» все еще находился в Циндао. [ 15 ] 6 августа 1914 года «Шарнхорст» , «Гнейзенау» , корабль снабжения «Титания » и японский угольщик «Фукоку Мару» все еще находились в Понапе. [ 16 ] Спи отдал приказ отозвать легкие крейсеры, которые были рассредоточены в круизах по Тихому океану. [ 17 ] В тот же день Нюрнберг присоединился к Шпее, после чего Шпее перевел свои корабли на остров Паган в Северных Марианских островах — немецкое владение в центральной части Тихого океана. Спи ночью отправился в Пэган без Фукоку Мару , чтобы японский экипаж не выдал его действия. [ 16 ] [ 15 ] [ д ]
Всем имеющимся угольщикам, кораблям снабжения и пассажирским лайнерам было приказано встретить восточноазиатскую эскадру в Пэгане. [ 19 ] и Эмден присоединился к тамошней эскадрилье 12 августа. [ 15 ] « вспомогательный крейсер Принц Эйтель Фридрих» . Там же к кораблям Шпее присоединился [ 20 ] 13 августа коммодор Карл фон Мюллер , капитан « Эмдена» , убедил Шпее выделить свой корабль в качестве торгового рейдера. Четыре крейсера в сопровождении Принца Эйтеля Фридриха и нескольких угольщиков 15 августа покинули Паган и направились в Чили. по пути к атоллу Эниветак на Маршалловых островах На следующее утро Эмден покинул строй вместе с одним из угольщиков. Остальные корабли снова загорелись углем после прибытия в Эниветак 20 августа. [ 21 ]
Чтобы держать немецкое командование в курсе, 8 сентября Шпее направил Нюрнберг в Гонолулу, чтобы передать сообщение через нейтральные страны. Нюрнберг вернулся с новостями о захвате союзниками Немецкого Самоа , который произошел 29 августа. Шарнхорст и Гнейзенау отправились в Апиа, чтобы разобраться в ситуации. [ 22 ] Спи надеялся застать врасплох британский или австралийский военный корабль, но по прибытии 14 сентября он не обнаружил в гавани ни одного военного корабля. [ 23 ] 22 сентября «Шарнхорст» и остальная часть Восточноазиатской эскадры прибыли во французскую колонию Папеэте . Немцы напали на колонию и в завязавшемся сражении при Папеэте потопили французскую канонерскую лодку « Зелее» . Корабли подверглись обстрелу французских береговых батарей, но не получили повреждений. [ 24 ] Боязнь мин в гавани не позволила Шпее войти в гавань, чтобы захватить уголь, который подожгли французы. [ 25 ]
К 12 октября Гнейзенау и остальная часть эскадры достигли острова Пасхи . Там к ним присоединились легкие крейсеры «Дрезден» и «Лейпциг» , вышедшие из американских вод 12 и 14 октября соответственно. Лейпциг также привез с собой еще трех угольщиков. [ 24 ] После недели пребывания в этом районе корабли отправились в Чили. [ 26 ] Вечером 26 октября Гнейзенау и остальная часть эскадрильи вышли из Мас-а-Фуэра , Чили, и направились на восток, прибыв в Вальпараисо 30 октября. 1 ноября Шпее узнал от Prinz Eitel Friedrich , что британский легкий крейсер HMS Glasgow стоял на якоре в Коронеле , поэтому он повернул в сторону порта, чтобы попытаться поймать его в одиночку. накануне [ 27 ] [ 28 ]
Битва при Коронеле
[ редактировать ]
Британцы имели скудные ресурсы, чтобы противостоять немецкой эскадре у берегов Южной Америки. Контр-адмирал Кристофер Крэдок командовал броненосными крейсерами HMS Good Hope и Monmouth , Glasgow , а также переоборудованным вооруженным торговым крейсером Otranto . Флотилия была усилена старым додредноутным линкором «Канопус» и броненосным крейсером « Дефенс» . Последний, однако, прибыл только после битвы при Коронеле. [ 29 ] Канопус остался позади Крэдок, который, вероятно, чувствовал, что ее низкая скорость помешает ему вывести немецкие корабли в бой. [ 27 ]
Восточноазиатская эскадрилья прибыла к Коронелю во второй половине дня 1 ноября; к удивлению Спи, , он встретил Гуд-Хоуп , Монмут и Отранто помимо Глазго . Канопус все еще отставал примерно на 300 миль (560 км; 350 миль) от британских угольщиков. [ 30 ] В 16:17 Глазго заметил немецкие корабли. Крэдок выстроил боевую линию: Гуд Хоуп лидировал, за ним следовали Монмут , Глазго и Отранто в тылу. Спи решил отложить бой до тех пор, пока солнце не сядет еще сильнее, после чего силуэты британских кораблей будут вырисовываться в солнце, а его собственные корабли будут скрыты на фоне побережья позади них. Спи повернул свои корабли курсом, почти параллельным кораблям Крэдока, медленно сокращая дистанцию. Крэдок осознал бесполезность Отранто на боевой линии и отделил ее. Сильное волнение затрудняло работу казематных орудий броненосных крейсеров обеих сторон. [ 31 ] [ 32 ]
К 18:07 расстояние между двумя эскадрильями упало до 13 500 м (44 300 футов), а в 18:37 Спи приказал своим кораблям открыть огонь, к этому времени дальность упала до 10 400 м (34 100 футов). Каждый корабль вступил в бой со своими противниками на британской линии, Гнейзенау был целью Монмут . «Гнейзенау» поразила Монмут третьим залпом, один снаряд попал в ее переднюю башню, снес крышу и вызвал пожар. Гнейзенау» стрелял в основном бронебойными снарядами и нанес многочисленные попадания, выбив многие Монмута « орудия . К 18:50 «Монмут» был сильно поврежден Гнейзенау и выпал из строя; Гнейзенау Поэтому присоединился к Шарнхорсту в битве с Доброй Надеждой . Примерно в это же время «Гнейзенау» получил попадание в заднюю башню, но не пробило броню, а вместо этого взорвалось снаружи и подожгло хранившиеся там спасательные жилеты , хотя экипаж быстро потушил пожар. [ 33 ]
В это же время «Нюрнберг» в упор приблизился к Монмуту и засыпал его снарядами. [ 34 ] В 19:23 орудия Доброй Надежды замолчали после двух сильных взрывов; Вскоре после этого немецкие артиллеристы прекратили огонь. Доброе Надежда исчезла во тьме. Шпее приказал своим легким крейсерам приблизиться к потрепанным противникам и добить их торпедами, а сам повел Шарнхорст и Гнейзенау дальше на юг, чтобы уйти с дороги. Глазго был вынужден покинуть Монмут после 19:20, когда подошли немецкие легкие крейсеры, прежде чем бежать на юг и встретиться с Канопусом . Шквал помешал немцам обнаружить Монмут , но в 20:18 она в конце концов перевернулась и затонула. [ 35 ] [ 36 ] В результате затопления двух броненосных крейсеров, включая «Крэдок», погибло более 1600 человек. Потери немцев были незначительными; «Гнейзенау» получил четыре попадания, но не получил серьезных повреждений, и только два члена экипажа получили легкие ранения. Однако немецкие корабли израсходовали более 40 процентов запаса боеприпасов. [ 31 ] [ 37 ]
Путешествие на Фолклендские острова
[ редактировать ]
После битвы Спи повел свои корабли на север, в Вальпараисо. Поскольку Чили была нейтральной, в порт могли заходить одновременно только три корабля; Шпее взял Шарнхорст , Гнейзенау и Нюрнберг Утром 3 ноября первыми, оставив Дрезден и Лейпциг с угольщиками в Мас-а-Фуэра. В Вальпараисо корабли Спи могли заправиться углем, пока он совещался со штабом Адмиралтейства в Германии, чтобы определить численность оставшихся британских войск в регионе. Корабли оставались в порту всего 24 часа в соответствии с ограничениями нейтралитета и 6 ноября прибыли в Мас-а-Фуэра, где приняли еще уголь с захваченных британских и французских пароходов. 10 ноября «Дрезден» и «Лейпциг» были отправлены для остановки в Вальпараисо, а пять дней спустя Шпее повел остальную часть эскадры на юг, в залив Сен-Квентин в заливе Пенас . 18 ноября Дрезден и Лейпциг по пути встретили Шпее, а через три дня эскадра достигла залива Сен-Квентин. Там они взяли больше угля, так как плавание вокруг Мыс Горн будет длинным, и было неясно, когда у них появится еще одна возможность добыть уголь. [ 38 ]
Как только слухи о поражении достигли Лондона, Королевский флот приступил к организации сил для выслеживания и уничтожения Восточноазиатской эскадры. мощные линейные крейсеры «Инвинсибл» и «Инфлексибл» были выделены С этой целью из состава Великого флота и переданы под командование вице-адмирала Даветона Стерди . [ 39 ] Два корабля покинули Девонпорт 10 ноября. На пути к Фолклендским островам к ним присоединились броненосные крейсеры «Карнарвон» , «Кент» и «Корнуолл» , легкие крейсеры «Бристоль» и «Глазго» , «Отранто»; К 7 декабря отряд из восьми кораблей достиг Фолклендских островов, где сразу же загорелся углем. [ 40 ]
Тем временем корабли Спи 26 ноября покинули залив Сен-Квентин и 2 декабря обогнули мыс Горн. Они захватили канадский барк «Драммюр» , на борту которого было 2500 т (2461 длинная тонна) доброкачественного кардиффского угля. Лейпциг взял корабль на буксир, и на следующий день корабли остановились у острова Пиктон . Экипажи переправили уголь из Драммюра на угольные шахты эскадрильи. Утром 6 декабря Спи провел совещание с командирами кораблей на борту «Шарнхорста», чтобы определить их дальнейшие действия. Немцы получили многочисленные отрывочные и противоречивые сообщения о британских подкреплениях в этом регионе; Спи и два других капитана выступали за нападение на Фолклендские острова, в то время как трое других командиров, включая Меркера, утверждали, что было бы лучше обойти острова и атаковать британские корабли у берегов Аргентины. Мнение Спи возобладало, и в 12:00 эскадра отправилась на Фолклендские острова. [ 41 ]
Битва за Фолклендские острова
[ редактировать ]
Гнейзенау и Нюрнберг Для атаки были отправлены ; На следующее утро они подошли к Фолклендским островам с намерением уничтожить там беспроводной передатчик. Наблюдатели на борту «Гнейзенау» заметили дым, поднимающийся над Порт-Стэнли , но предположили, что это британцы сжигали свои запасы угля, чтобы не дать немцам захватить их. Когда они приблизились к гавани, вокруг немецких кораблей начали падать снаряды калибра 30,5 см (12 дюймов) с корабля «Канопус» , который был выброшен на берег в качестве сторожевого корабля. Наблюдатели на немецких кораблях заметили большие треножные мачты линейных крейсеров, хотя первоначально предполагалось, что они принадлежали линейному крейсеру HMAS Australia ; Сообщения о нескольких вражеских военных кораблях в сочетании с огнем «Канопуса» побудили Спи прекратить атаку. [ 40 ] [ 42 ] Немцы взяли юго-восточный курс со скоростью 22 узла (41 км / ч; 25 миль в час) после реформирования к 10:45. [ 43 ] Шпее построил свою линию с Гнейзенау и Нюрнбергом впереди, Шарнхорстом в центре и Дрезденом и Лейпцигом позади. [ 44 ] Быстроходные линейные крейсеры быстро набрали обороты и вышли из гавани, чтобы преследовать Восточноазиатскую эскадру. [ 40 ]
Спи понял, что его броненосные крейсеры не смогут уйти от гораздо более быстрых линейных крейсеров, и приказал трем легким крейсерам попытаться оторваться, в то время как он развернулся и позволил британским линейным крейсерам вступить в бой с превосходящими по вооружению Шарнхорстом и Гнейзенау . Тем временем Стерди направил свои крейсеры для преследования немецких легких крейсеров. [ 45 ] «Инвинсибл» открыл огонь по «Шарнхорсту» , в то время как «Инфлексибл» атаковал Гнейзенау , и Шпее приказал двум своим броненосным крейсерам аналогичным образом атаковать своих противников. Спи занял подветренную позицию; из-за ветра его корабли задымлялись, что улучшало видимость для артиллеристов. Это вынудило Стерди занять наветренную позицию, что привело к ухудшению видимости. Гнейзенау быстро нанесла сопернице два удара. В ответ на эти попадания Стерди попытался увеличить дистанцию, повернув на два пункта к северу. Это выведет его корабли за пределы эффективной дальности действия немецких орудий, но оставит его противников в пределах досягаемости его собственных. Обе стороны пока приостановили огонь; На этом этапе боя в Гнейзенау дважды попали: первый снаряд попал в кормовую трубу, в результате чего несколько человек были убиты и ранены осколками снаряда. корабля Второй снаряд повредил несколько катеров и проник в некоторые каюты на миделе корабля. Осколки снаряда при близком попадании попали в один из магазинов к 8,8-см орудиям, вынудив его затопить, чтобы предотвратить возгорание. [ 46 ]
Спи парировал маневр Стерди, быстро повернув на юг, что значительно расширило дальность действия и временно повысило возможность побега к наступлению темноты. Маневр заставил Стерди также повернуть на юг и преследовать его на высокой скорости. Учитывая преимущество в скорости и ясную погоду, надежда немцев на побег оказалась недолговечной. Тем не менее, маневр позволил Шпее повернуть обратно на север, приблизив Шарнхорст и Гнейзенау достаточно близко, чтобы они могли атаковать свои второстепенные 15-сантиметровые орудия; их стрельба была настолько эффективной, что заставила британцев отступить во второй раз. После возобновления боя британская артиллерийская стрельба стала более точной, а так как британцы стреляли на очень большую дистанцию, снаряды приближались к пикирующему огню , что позволило им пробить тонкую броню палубы, а не более толстый пояс. На этом этапе «Гнейзенау» получил несколько попаданий, в том числе пару подводных попаданий, которые начали затоплять котельные 1 и 3. [ 47 ]

Затем Стерди повернул влево, пытаясь занять подветренную позицию, но Спи парировал поворот, чтобы сохранить свою выгодную позицию; Однако маневрирование изменило порядок кораблей, поэтому «Гнейзенау» теперь вступил в бой с «Инвинсиблом» . [ 48 ] Во время разворота «Гнейзенау» временно был скрыт дымом, поэтому британские корабли сосредоточили свой огонь на «Шарнхорсте» , который на этом этапе боя получил серьезные повреждения. Спи и Меркер обменялись серией сигналов, чтобы определить состояние сосудов друг друга; Спи завершил беседу сигналом, отметив, что Меркер был прав, выступив против нападения на Фолклендские острова. В 15:30 «Гнейзенау» получила сильное попадание, которое проникло в машинное отделение правого борта и вывело из строя этот двигатель, в результате чего у него осталось всего два работающих винта. Еще одно попадание в 15:45 опрокинуло ее переднюю трубу, а в 16:00 ее котельная номер 4 была выведена из строя. [ 49 ]
В 16:00 Шпее приказал Гнейзенау попытаться уйти, а сам изменил курс и попытался запустить торпеды в своих преследователей. Однако повреждение двигателя и котельного отделения корабля снизило его скорость до 16 узлов (30 км / ч; 18 миль в час), и поэтому корабль продолжал сражаться. Тем не менее «Гнейзенау» не смогла уклониться от британского огня, и примерно в то же время ее мост был подбит. В 16:15 последовали еще два попадания: одно полностью прошло через корабль, не взорвавшись, а другое взорвалось на главном перевязочном пункте , в результате чего погибла большая часть раненого экипажа. В 16:17 «Шарнхорст» наконец перевернулся налево и затонул; Британцы, их внимание теперь было сосредоточено на Гнейзенау , не предприняли никаких попыток спасти команду. К этому времени Карнарвон присоединилась к бою и внесла в бомбардировку свое оружие. Когда дальность упала до 8500 м (27 900 футов), сильный огонь уцелевших немецких орудий заставил британцев снова отвернуться, увеличив дальность до 13 500 м (44 300 футов). [ 50 ]

На заключительной фазе боя у Гнейзенау закончились боеприпасы, и он прибег к стрельбе инертными учебными патронами; один из них поразил Инвинсибла . попали еще три снаряда в Гнейзенау Около 17:15 , два из них под водой по правому борту, а другой - по правому каземату. Первые попадания вызвали серьезное наводнение, но третье не имело большого эффекта, поскольку от предыдущего попадания уже погиб расчет, а каземат уже горел. Последовало еще несколько попаданий, и к 17:30 «Гнейзенау» превратился в горящую аварию; у нее был сильный крен на правый борт, и из корабля повалил дым, который остановился. В 17:35 Меркер приказал экипажу установить затопленные заряды и собраться на палубе, так как корабль не мог продолжать бой. Передняя артиллерийская башня выпустила последний снаряд, несмотря на инструкции Меркера, что вызвало ответный выстрел «Инфлексибл» , который поразил передовой перевязочный пункт, убив там множество раненых. В 17:42 взорвались затопленные заряды, и передний торпедный расчет выпустил торпеду, чтобы очистить трубу и ускорить затопление. [ 51 ] [ 52 ]
Корабль медленно перевернулся и затонул, но не раньше, чем дал возможность 270–300 выжившим спастись. Многие из этих мужчин быстро умерли от воздействия воды с температурой 4 ° C (39 ° F). [ 53 ] Всего в бою погибло 598 человек из ее экипажа. [ 2 ] хотя лодки «Инвинсибл» и «Инфлексибл» подобрали 187 человек из Гнейзенау , в том числе ее старшего офицера Корветтенкапитана ( капитана корвета) Ганса Поххаммера, самого высокопоставленного немецкого офицера из выживших и источника немецких записей о битве. [ 54 ] [ 55 ] Лейпциг и Нюрнберг также были потоплены. Только Дрездену удалось спастись, но в конце концов его выследили до островов Хуана Фернандеса и он затонул. В результате полного уничтожения эскадры погибло около 2200 немецких матросов и офицеров, в том числе Шпее и двое его сыновей. [ 56 ]
Примечания
[ редактировать ]Сноски
[ редактировать ]- ^ «SMS» означает « Seiner Majestät Schiff » (английский: Корабль Его Величества ).
- ↑ В номенклатуре орудий Императорского флота Германии буква «SK» (Schnelladekanone) означает, что орудие быстро заряжается, а L/40 обозначает длину орудия. В данном случае пушка L/40 имеет диаметр 40 калибров , а это означает, что длина ствола пушки в 40 раз превышает ее диаметр ствола . [ 3 ]
- ^ Это означало удаление всех второстепенных предметов, включая парадную форму, гобелены, мебель и другие легковоспламеняющиеся предметы. [ 57 ]
- ↑ Япония, хотя и оставалась нейтральной, была союзницей Великобритании и вскоре вступит в войну против Германии. [ 18 ]
Цитаты
[ редактировать ]- ^ Додсон , стр. 58–59, 67.
- ^ Перейти обратно: а б с д и Гренер , с. 52.
- ^ Грисмер , с. 177.
- ^ Додсон , с. 206.
- ^ Перейти обратно: а б с Хильдебранд, Рёр и Штайнмец, том 3 , стр. 211–212.
- ^ Хильдебранд, Рёр и Штайнмец Том 2 , стр. 238.
- ^ Перейти обратно: а б Хильдебранд, Рёр и Штайнмец Том 3 , с. 212.
- ^ Хильдебранд, Рёр и Штайнмец, Том 7 , стр. 108–109.
- ^ Перейти обратно: а б Хильдебранд, Рёр и Штайнмец, Том 3 , стр. 211–213.
- ^ Хильдебранд, Рёр и Штайнмец, Том 7 , стр. 109–110.
- ^ Хильдебранд, Рёр и Штайнмец Том 3 , стр. 211.
- ^ Хаф , стр. 11–12.
- ^ Хаф , стр. 17–18.
- ^ Халперн , с. 66.
- ^ Перейти обратно: а б с Персонал , с. 29.
- ^ Перейти обратно: а б Халперн , с. 71.
- ^ Хаф , стр. 1–2.
- ^ Халперн , стр. 71–74.
- ^ Хаф , стр. 3–4.
- ^ Хаф , с. 5.
- ^ Хаф , стр. 23, 33.
- ^ Страчан , с. 471.
- ^ Персонал , стр. 29–30.
- ^ Перейти обратно: а б Персонал , с. 30.
- ^ Халперн , с. 89.
- ^ Хокинс , с. 34.
- ^ Перейти обратно: а б Халперн , с. 92.
- ^ Персонал , стр. 30–31.
- ^ Хервиг , с. 156.
- ^ Халперн , стр. 92–93.
- ^ Перейти обратно: а б Халперн , с. 93.
- ^ Персонал , стр. 32–33.
- ^ Персонал , стр. 33–35.
- ^ Хервиг , с. 157.
- ^ Персонал , с. 36.
- ^ Страчан , с. 36.
- ^ Персонал , с. 39.
- ^ Персонал , стр. 58–59.
- ^ Страчан , с. 41.
- ^ Перейти обратно: а б с Страчан , с. 47.
- ^ Персонал , стр. 61–62.
- ^ Персонал , стр. 62–63.
- ^ Персонал , с. 64.
- ^ Беннетт , с. 115.
- ^ Беннетт , с. 117.
- ^ Персонал , с. 66.
- ^ Персонал , стр. 66–67.
- ^ Беннетт , с. 118.
- ^ Персонал , стр. 68–69.
- ^ Персонал , стр. 69–71.
- ^ Беннетт , стр. 119–120.
- ^ Персонал , с. 71.
- ^ Беннетт , с. 120.
- ^ Хильдебранд, Рёр и Штайнмец Том 3 , стр. 213.
- ^ Хаф , с. 152.
- ^ Хервиг , с. 158.
- ^ Хаф , с. 17.
Ссылки
[ редактировать ]- Беннетт, Джеффри (2005). Морские сражения Первой мировой войны . Барнсли: Военная классика Pen & Sword. ISBN 978-1-84415-300-8 .
- Додсон, Эйдан (2016). Боевой флот кайзера: крупные немецкие корабли 1871–1918 гг . Барнсли: Издательство Сифорт. ISBN 978-1-84832-229-5 .
- Грисмер, Аксель (1999). Линейные корабли Императорского флота: 1906–1918 гг.; Конструкции между конкуренцией вооружений и военно-морским правом [ Линкоры Императорского флота: 1906–1918; Конструкции между законами о конкуренции вооружений и флотом ] (на немецком языке). Бонн: Бернар и Грефе Верлаг. ISBN 978-3-7637-5985-9 .
- Грёнер, Эрих (1990). Немецкие военные корабли: 1815–1945 гг . Том. I: Крупные надводные корабли. Аннаполис: Издательство Военно-морского института. ISBN 978-0-87021-790-6 .
- Халперн, Пол Г. (1995). Военно-морская история Первой мировой войны . Аннаполис: Издательство Военно-морского института. ISBN 978-1-55750-352-7 .
- Хокинс, Найджел (2002). Голодная блокада: военно-морские блокады Первой мировой войны . Аннаполис: Издательство Военно-морского института. ISBN 978-0-85052-908-1 .
- Хервиг, Хольгер (1998) [1980]. «Роскошный» флот: Императорский флот Германии 1888–1918 гг . Амхерст: Книги человечества. ISBN 978-1-57392-286-9 .
- Хильдебранд, Ганс Х.; Рёр, Альберт и Штайнмец, Ханс-Отто (1993). Немецкие военные корабли: биографии - отражение военно-морской истории с 1815 года по настоящее время [ Немецкие военные корабли: биографии - отражение военно-морской истории с 1815 года по настоящее время ] (на немецком языке). Том 2. Ратинген: Mundus Verlag. ISBN 978-3-7822-0210-7 .
- Хильдебранд, Ганс Х.; Рёр, Альберт и Штайнмец, Ханс-Отто (1993). Немецкие военные корабли: биографии - отражение военно-морской истории с 1815 года по настоящее время [ Немецкие военные корабли: биографии - отражение военно-морской истории с 1815 года по настоящее время ] (на немецком языке). Том 3. Ратинген: Mundus Verlag. ISBN 978-3-7822-0211-4 .
- Хильдебранд, Ганс Х.; Рёр, Альберт и Штайнмец, Ханс-Отто (1993). Немецкие военные корабли: биографии - отражение военно-морской истории с 1815 года по настоящее время [ Немецкие военные корабли: биографии - отражение военно-морской истории с 1815 года по настоящее время ] (на немецком языке). Том 7. Ратинген: Mundus Verlag. ISBN 978-3-7822-0267-1 .
- Хаф, Ричард (1980). Фолклендские острова, 1914 год: погоня за адмиралом фон Шпее . Пензанс: Издательство Periscope. ISBN 978-1-904381-12-9 .
- Персонал, Гэри (2011). Битва на семи морях: сражения немецких крейсеров, 1914–1918 гг . Барнсли: Морское перо и меч. ISBN 978-1-84884-182-6 .
- Страчан, Хью (2001). Первая мировая война: Том 1: К оружию . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19-926191-8 .