Jump to content

СМС Нюрнберг (1906)

Координаты : 53 ° 28' ю.ш., 55 ° 04' з.д.  /  53,467 ° ю.ш., 55,067 ° з.д.  / -53,467; -55,067
Это хорошая статья. Нажмите здесь для получения дополнительной информации.

СМС Нюрнберг перед войной
История
Германская империя
Имя Нюрнберг
Тезка Нюрнберг
Строитель Императорская верфь , Киль
Заложен 16 января 1906 г.
Запущен 28 августа 1906 г.
Введен в эксплуатацию 10 апреля 1908 г.
Судьба Затонул в битве за Фолклендские острова , 8 декабря 1914 г.
Общие характеристики
Класс и тип «Кенигсберг» типа Легкий крейсер
Смещение
Длина 115,3 м (378 футов)
Луч 13,2 м (43 фута)
Черновик 5,29 м (17,4 фута)
Установленная мощность
Движение
Скорость 23,4 узла (43,3 км/ч)
Дополнить
  • 14 офицеров
  • 308 военнослужащих
Вооружение
Броня

СМС Нюрнберг («Корабль Его Величества Нюрнберг »), [ а ] Названный в честь баварского города Нюрнберг , был «Кенигсберг», типа лёгким крейсером Германии построенным для Императорского флота ( Kaiserliche Marine ). Среди ее сестер были Кенигсберг , Штеттин и Штутгарт . Она была построена на Императорской верфи в Киле , заложена в начале 1906 года и спущена на воду в августе того же года. Он был завершен в апреле 1908 года. «Нюрнберг» был вооружен десятью 10,5-мм (0,41 дюйма) орудиями, восемью 5,2-см (2 дюйма) орудиями SK L/55 и двумя подводными торпедными аппаратами. Ее максимальная скорость составляла 23,4 узла (43,3 км/ч; 26,9 миль в час).

Нюрнберг некоторое время служил во флоте, а затем был отправлен за границу в 1910 году. Он был направлен в Восточно-Азиатскую эскадру . Когда в августе 1914 года началась Первая мировая война , он возвращался на немецкую военно-морскую базу Циндао из мексиканских вод. Она воссоединилась с остальной частью эскадры под командованием вице-адмирала Максимилиана фон Шпее , которая пересекла Тихий океан и столкнулась с британской эскадрой под командованием контр-адмирала Кристофера Крэдока . В последовавшей битве при Коронеле 1 ноября британская эскадра потерпела поражение; «Нюрнберг» добил британский крейсер HMS Monmouth . Месяц спустя немцы попытались совершить набег на британскую базу на Фолклендских островах ; в порту находилась мощная британская эскадра, включавшая пару линейных крейсеров , которой командовал вице-адмирал Даветон Стерди . Корабли Стерди преследовали и уничтожили четыре из пяти немецких крейсеров; HMS Kent затонул Нюрнберг с тяжелыми человеческими жертвами.

Корабли класса «Кёнигсберг» были спроектированы для использования в качестве разведчиков флота как в домашних водах, так и в колониальной империи Германии . Это было результатом бюджетных ограничений, которые не позволяли Kaiserliche Marine (Императорскому флоту) построить более специализированные крейсеры, подходящие для обеих ролей. [ 1 ] Класс Кенигсберга был итеративным развитием предыдущего Бремена класса . Все четыре члена этого класса должны были быть идентичными, но после того, как первое судно было начато, конструкторский состав учел уроки русско -японской войны . К их числу относились внутренние перестановки и удлинение корпуса . [ 2 ]

План и профиль Кенигсбергского класса [ б ]

Нюрнберг 116,8 метра (383 фута) имел общую длину , ширину 13,3 м (44 фута) и осадку вперед 5,24 м (17,2 фута). ее Водоизмещение составляло 3469 т (3414 длинных тонн ; 3824 коротких тонны ) в нормальном режиме и до 3902 т (3840 длинных тонн; 4301 коротких тонн) при полной нагрузке . Корабль имел минимальную надстройку , состоявшую из небольшой боевой рубки и мостика . Ее корпус имел приподнятый бак и квартердек , а также ярко выраженный таранный нос . Она была оснащена двумя мачтами . «Нюрнберг» имел экипаж из 14 офицеров и 308 рядовых. [ 3 ]

Ее двигательная установка состояла из двух 3-цилиндровых паровых машин тройного расширения, приводивших в движение пару винтовых винтов . Пар вырабатывался одиннадцатью угольными водотрубными котлами морского типа , вентиляция которых осуществлялась через три воронки . Силовая установка корабля была рассчитана на мощность 13 200 лошадиных сил (9700 кВт ) при максимальной скорости 23 узла (43 км / ч; 26 миль в час), хотя в эксплуатации она превышала эти показатели. Нормальный склад угля составил 400 т (390 длинных тонн; 440 коротких тонн). При более экономичном темпе 12 узлов (22 км/ч; 14 миль в час) корабль имел дальность полета примерно 4120 морских миль (7630 км; 4740 миль). [ 3 ]

Корабль был вооружен главной батареей из десяти орудий SK L/40 калибра 10,5 см (4,1 дюйма) на одиночных установках . Двое были размещены рядом на баке; шесть располагались по бортам , по три с каждой стороны; и два находились рядом на корме. Орудия имели максимальный угол возвышения 30 градусов, что позволяло им поражать цели на расстоянии до 12 700 м (41 700 футов). [ 4 ] Им было поставлено 1500 патронов по 150 снарядов на ствол. Корабль также был оснащен восемью 5,2-см (2-дюймовыми) орудиями СК с боезапасом 4000 выстрелов. Он также был оснащен парой торпедных аппаратов диаметром 45 см (17,7 дюйма) с пятью торпедами, погруженными в борт корпуса . [ 3 ]

Корабль был защищен изогнутой броневой палубой толщиной 80 мм (3,1 дюйма) на миделе. Палуба имела наклон вниз по бокам и имела толщину 45 мм (1,8 дюйма), чтобы обеспечить защиту от огня противника. Борта боевой рубки имели толщину 100 мм (3,9 дюйма). Орудия ее главного калибра были оснащены орудийными щитами толщиной 50 мм (2 дюйма) . [ 3 ]

История обслуживания

[ редактировать ]
Нюрнберг в Мексике, ок. 1914 год

«Нюрнберг» был заказан под контрактным названием « Эрзац Блиц » и заложен на императорской верфи в Киле 16 января 1906 года. Работы шли очень быстро, и готовый корпус был готов к спуску на воду всего через шесть месяцев. На церемонии открытия 28 августа мэр одноименного города доктор Георг фон Шух окрестил Нюрнберг , после чего начались работы по отделке . Он был введен в состав Флота открытого моря 10 апреля 1908 года. После этого 30 апреля он начал ходовые испытания , которые были прерваны с 4 по 5 июня, когда баварский наследный принц Людвиг прибыл на борт, чтобы посетить корабль во время учений с Флотом открытого моря. . Испытания завершились 3 июля, но обученных экипажей не хватало, поэтому «Нюрнберг» вывели из эксплуатации в Вильгельмсхафене , чтобы ее экипаж можно было использовать в другом месте. [ 5 ] [ 6 ]

«Нюрнберг» оставался вне эксплуатации в течение следующих двух лет, прежде чем 1 октября 1910 года был повторно введен в эксплуатацию для развертывания за границей. Укомплектовав команду и подготовившись к путешествию, 14 февраля она покинула Вильгельмсхафен и направилась в Восточную Азию . К 5 апреля он прибыл в Сингапур , а затем вошёл в район станции Восточно-Азиатской эскадрильи ; более старый крейсер Arcona она заменила в отряде . Май она провела, посещая несколько портов региона, а в конце месяца присоединилась к броненосному крейсеру «Шарнхорст» эскадры , флагману , для круиза в Немецкое Самоа . Корабли прибыли туда 16 июля, где встретили лёгкий крейсер «Эмден» . Затем три крейсера направились на юг, во Фридрих-Вильгельмсхафен в немецкой Новой Гвинее, чтобы помочь исследовательскому кораблю «Планета» , у которого был серьезно поврежден котел. В Нюрнберге также был небольшой отряд полиции в ответ на убийства немцев в этом районе, но их присутствие оказалось ненужным. 9 сентября «Нюрнберг» отбуксировал Planet в Сингапур для ремонта и без происшествий прибыл туда 24 сентября. После этого Нюрнберг курсировал по региону до конца года. [ 6 ]

Нюрнберг в Мексике, ок. 1914 год

Нюрнберг была в Гонконге в конце декабря, когда ее команда получила известие о восстании Соке в Немецком Самоа. [ 6 ] Корабль быстро отбыл, и к нему присоединился Эмден из Циндао . Два крейсера усилили немецкие силы в Понапе, в том числе старый незащищенный крейсер «Корморан» . В середине января 1911 года корабли обстреляли позиции повстанцев и высадили на берег десант, в который входили люди с кораблей и войска колониальной полиции. К концу февраля восстание было подавлено, а 26 февраля незащищенный крейсер «Кондор». прибыл взять на себя немецкое присутствие на Каролинских островах. На следующий день «Нюрнберг» и другие корабли устроили похороны погибших в ходе операции. [ 7 ] После этого Нюрнберг отбыл, чтобы вернуться в воды Восточной Азии. Большую часть оставшегося года она провела, путешествуя по этому району, индивидуально, а иногда и с остальной частью эскадрильи. После начала китайской революции в октябре 1910 года корабль находился у берегов Шанхая и Нанкина с октября по ноябрь 1911 года для защиты немецких граждан в этом районе, а затем снова с января по апрель 1912 года. [ 6 ]

В мае и июне 1912 года Нюрнберг отправил командира эскадрильи в круиз по Янцзы , вплоть до Ханькоу . В сентябре корабль отправился в Шанхай, где оставался до середины октября. 13 октября она уехала в Циндао на капитальный ремонт. Остаток 1912 года прошел без происшествий, как и большая часть 1913 года, за исключением периода с июля до середины сентября, когда Нюрнберг отправил на берег десант для защиты немецкого консульства в Шанхае. 16 октября, когда Нюрнберг находился в Иокогаме , Япония, она получила приказ плыть к западному побережью Мексики в ответ на мексиканскую революцию . Она прибыла из Ла-Паса , Мексика, 8 ноября. Вместе с военными кораблями США, Японии и Великобритании «Нюрнберг» посетил ряд портов региона, чтобы защитить находящихся в этом районе граждан Германии, Австро-Венгрии и Швейцарии, но прямое вмешательство на берегу оказалось излишним. В июне 1914 года он отплыл на юг, в Панаму, где взял на себя новую команду и припасы. После этого Нюрнберг направился на север, Масатлан она встретила замену, лёгкий крейсер «Лейпциг» , Мексика, где 7 июля Нюрнберга . Котлы находились в плохом состоянии, что потребовало остановки в Сан-Франциско , США, для ремонта, который длился с 14 по 18 июля. [ 8 ]

Первая мировая война

[ редактировать ]

После завершения ремонта в США «Нюрнберг» должен был плыть через Гавайи в Апиа, где должен был встретиться с «Шарнхорстом» и броненосным крейсером «Гнейзенау» , но из-за ухудшения политической ситуации в Европе, возникшего в результате убийства эрцгерцога Франца Фердинанда и приведшего к После июльского кризиса и, в конечном итоге, начала Первой мировой войны немецкое военно-морское командование приказало Нюрнбергу направиться прямо в Циндао. Ее приказы были снова изменены еще в пути, и она встретила два броненосных крейсера, которыми к тому времени командовал вице-адмирал Максимилиан фон Шпее , в Понапе. [ 9 ] 6 августа 1914 года «Нюрнберг» встретился с двумя крейсерами. С началом войны в конце июля Шпее планировал вернуть свою эскадру в Германию, пройти через Тихий океан, обойти мыс Горн, а затем пробиться на север через Атлантику. [ 10 ] [ 11 ] Спи решил, что лучшим местом для сосредоточения своих сил будет остров Паган на севере Марианских островов , немецкое владение в центральной части Тихого океана. Всем имеющимся угольщикам , кораблям снабжения и пассажирским лайнерам было приказано встретить там Восточно-Азиатскую эскадру. 11 августа Шпее прибыл в Пэган; к нему присоединились несколько кораблей снабжения, а также «Эмден» и вспомогательный крейсер «Принц Эйтель Фридрих» . [ 12 ]

Затем четыре крейсера покинули центральную часть Тихого океана и направились в Чили. 13 августа капитан «Эмдена » коммодор Карл фон Мюллер убедил Шпее отделить свой корабль для коммерческого рейда. [ 13 ] Корабли снова загорелись углем после прибытия на атолл Эниветак на Маршалловых островах . 20 августа [ 14 ] 6 сентября Шпее отделил Нюрнберг вместе с тендером «Титания» , чтобы перерезать британскую кабельную систему на острове Фаннинг . Крейсер управлял французским флагом, чтобы обмануть защитников, и 7 сентября ему удалось уничтожить станцию. [ 15 ] Затем Нюрнберг воссоединился с флотом на острове Рождества. [ 16 ] позже в тот же день. [ 15 ] Чтобы держать немецкое командование в курсе своей деятельности, Шпее отправил Нюрнберг в Гонолулу, чтобы передать информацию через нейтральные страны. 8 сентября [ 17 ] Спи выбрал корабль, потому что британцы знали, что он покинул воды Мексики, и поэтому ее присутствие на Гавайях не выдало бы передвижения всей восточноазиатской эскадры. [ 18 ] Ей также было приказано связаться с немецкими агентами и поручить им подготовить запасы угля в Южной Америке для использования эскадрильей. [ 15 ] Нюрнберг привез известие о завоевании союзниками немецкой колонии на Самоа . [ 17 ]

14 сентября Спи решил использовать два своих броненосных крейсера для рейда на британскую базу в Апиа ; он послал Нюрнберг сопровождать угольщиков эскадрильи к месту встречи. [ 15 ] В битве при Папеэте 22 сентября Нюрнберг и остальная часть Восточноазиатской эскадры подвергли бомбардировке колонию . [ 19 ] Во время бомбардировки французская канонерская лодка Zélée была потоплена обстрелом немецких кораблей. Боязнь мин в гавани помешала фон Шпее захватить уголь, лежавший в гавани. [ 20 ] К 12 октября эскадра достигла острова Пасхи . Там к ним присоединились Дрезден и Лейпциг , приплывшие из американских вод. После недели пребывания в этом районе корабли отправились в Чили. [ 21 ]

Битва при Коронеле

[ редактировать ]
Нюрнберг (слева) топит HMS Monmouth (справа) в Коронеле

Чтобы противостоять немецкой эскадре у берегов Южной Америки, у англичан были скудные ресурсы; под командованием контр-адмирала Кристофера Крэдока находились броненосные крейсеры HMS Good Hope и Monmouth , лёгкий крейсер Glasgow и вспомогательный крейсер Otranto . Эта флотилия была усилена старым додредноутным линкором «Канопус» и броненосным крейсером «Дефенс» , последний, однако, прибыл только после битвы при Коронеле. [ 22 ] Канопус остался позади Крэдок, который, вероятно, чувствовал, что ее низкая скорость помешает ему вывести немецкие корабли в бой. Вечером 26 октября восточноазиатская эскадра вышла из Мас-а-Фуэра , Чили, и направилась на восток. Спи узнал, что Глазго был замечен в Коронеле 31-го числа, и повернул в сторону порта. [ 23 ]

Он прибыл во второй половине дня 1 ноября и, к своему удивлению, встретил Гуд-Хоуп , Монмут и Отранто , а также Глазго . Канопус все еще отставал примерно на 300 миль (480 км) вместе с британскими угольщиками. В 17:00 Глазго заметил немцев; Крэдок выстроился в линию, во главе которой стояла Гуд Хоуп следовали Монмут , Глазго и Отранто , за ней . Спи решил отложить бой с британцами до тех пор, пока солнце не сядет еще сильнее, после чего силуэты британских кораблей будут вырисовываться в солнце. Нюрнберг отставал на некотором расстоянии от остальной части немецкой эскадры и позже присоединился к последовавшим действиям; [ 24 ] она задержалась на поисках нейтральных пароходов. Опоздав в бой, «Нюрнберг» обнаружил дрейфующий «Монмут» и добил его артиллерийским огнем на расстоянии от 550 до 900 м (от 600 до 980 ярдов). [ 25 ]

Путешествие на Фолклендские острова

[ редактировать ]
Группа больших военных кораблей медленно удалялась от города.
Немецкая эскадра покидает Вальпараисо 3 ноября после боя, Шарнхорст и Гнейзенау лидируют, а Нюрнберг следует за ними. На среднем расстоянии группа чилийских военных кораблей.

После битвы Спи повел свои корабли на север, в Вальпараисо. Поскольку Чили была нейтральной, в порт могли заходить одновременно только три корабля; Шпее взял Шарнхорст , Гнейзенау и Нюрнберг Утром 3 ноября в свой первый визит, оставив Дрезден и Лейпциг с угольщиками в Мас-а-Фуэра. В Вальпараисо корабли Спи могли заправиться углем, пока он совещался со штабом Адмиралтейства в Германии, чтобы определить численность оставшихся британских войск в регионе. Корабли оставались в порту всего 24 часа в соответствии с ограничениями нейтралитета и 6 ноября прибыли в Мас-а-Фуэра, где приняли еще уголь с захваченных британских и французских пароходов. 10 ноября «Дрезден» и «Лейпциг» были отправлены для остановки в Вальпараисо, а пять дней спустя Шпее повел остальную часть эскадры на юг, в залив Сен-Квентин в заливе Пенас . 18 ноября Дрезден и Лейпциг по пути встретили Шпее, а через три дня эскадра достигла залива Сен-Квентин. Там они взяли больше угля, так как плавание вокруг Мыс Горн будет длинным, и было неясно, когда у них появится еще одна возможность добыть уголь. [ 26 ]

Как только слухи о поражении достигли Лондона, Королевский флот приступил к организации сил для выслеживания и уничтожения Восточноазиатской эскадры. мощные линейные крейсеры «Инвинсибл» и «Инфлексибл» были выделены С этой целью из состава Великого флота и переданы под командование вице-адмирала Даветона Стерди . [ 27 ] Два корабля покинули Девонпорт 10 ноября и по пути к Фолклендским островам к ним присоединились броненосные крейсеры «Карнарвон» , «Кент» и «Корнуолл» , легкие крейсеры «Бристоль» и «Глазго» , а также вооруженный торговый крейсер «Македония» . К 7 декабря отряд из восьми кораблей достиг Фолклендских островов, где сразу же загорелся углем. [ 28 ]

Тем временем корабли Спи 26 ноября покинули залив Сен-Квентин и 2 декабря обогнули мыс Горн. Они захватили канадский барк «Драммюр» , на борту которого было 2500 т (2500 длинных тонн) доброкачественного кардиффского угля. Лейпциг взял корабль на буксир, и на следующий день корабли остановились у острова Пиктон . Экипажи переправили уголь из Драммюра на угольные шахты эскадрильи. Утром 6 декабря Спи провел совещание с командирами кораблей на борту «Шарнхорста», чтобы определить их дальнейшие действия. Немцы получили многочисленные отрывочные и противоречивые сообщения о британских подкреплениях в этом регионе; Спи и два других капитана выступали за нападение на Фолклендские острова, в то время как трое других командиров утверждали, что было бы лучше обойти острова и атаковать британские корабли у берегов Аргентины. Мнение Спи возобладало, и в 12:00 эскадра отправилась на Фолклендские острова. [ 29 ]

Битва за Фолклендские острова

[ редактировать ]
Карта, показывающая движения британских и немецких кораблей во время боя.

Гнейзенау и Нюрнберг Для атаки были отправлены ; На следующее утро они подошли к Фолклендским островам с намерением уничтожить там беспроводной передатчик. Наблюдатели на борту «Гнейзенау» заметили дым, поднимающийся над Порт-Стэнли , но предположили, что это британцы сжигали свои запасы угля, чтобы не дать немцам захватить их. Когда они приблизились к гавани, вокруг немецких кораблей начали падать снаряды диаметром 30,5 см (12 дюймов) с корабля «Канопус» , который был выброшен на берег в качестве сторожевого корабля. Наблюдатели на немецких кораблях заметили большие треножные мачты линейных крейсеров, хотя первоначально предполагалось, что они принадлежали линейному крейсеру HMAS Australia ; сообщения о нескольких вражеских военных кораблях в сочетании с огнем «Канопуса» побудили Спи прекратить атаку. [ 28 ] [ 30 ] Немцы взяли курс на юго-восток со скоростью 22 узла (41 км / ч; 25 миль в час) после реформирования к 10:45. [ 31 ] Шпее построил свою линию с Гнейзенау и Нюрнбергом впереди, Шарнхорстом в центре и Дрезденом и Лейпцигом позади. [ 32 ] Быстроходные линейные крейсеры быстро набрали обороты и вышли из гавани, чтобы преследовать Восточноазиатскую эскадру. [ 28 ] Спи понял, что его броненосные крейсеры не смогут уйти от гораздо более быстрых линейных крейсеров, и приказал трем легким крейсерам попытаться оторваться, в то время как он развернулся и позволил британским линейным крейсерам вступить в бой с превосходящими по вооружению Шарнхорстом и Гнейзенау . [ 33 ] В ответ Стерди послал свои легкие крейсеры преследовать Нюрнберг , Дрезден и Лейпциг . [ 34 ]

Кент преследовал Нюрнберг ; в 17:00 «Нюрнберг» открыл огонь с предельной дальности, примерно 11 000 м (12 000 ярдов). Кент не смогла ответить, пока дальность не упала до 6400 м (7000 ярдов), после чего она начала быстро давать залпы. «Нюрнберг» повернул влево, чтобы привести в действие весь залп, что имитировал Кент . Два корабля пошли сходящимися курсами, и расстояние между двумя крейсерами упало до 2700 м (3000 ярдов). К тому времени Кента снаряды обрушивались на Нюрнберг и наносили крупный ущерб. Серьезный пожар вспыхнул вперед в 18:02, а к 18:35 он был мертв в воде и прекратил стрельбу. Кент временно прекратил огонь, но, заметив, что Нюрнберг все еще несет боевые знамена, возобновил бой. Еще через пять минут обстрела «Нюрнберг» показал свое знамя, и Кента команда приготовилась спустить спасательные шлюпки, чтобы подобрать выживших. [ 35 ]

Только двенадцать человек удалось подобрать до того, как корабль перевернулся и затонул в 19:26, пятеро из них погибли после спасения. Среди погибших был один из сыновей Шпее, Отто фон Шпее. [ 36 ] Всего в бою погибло 327 офицеров и солдат. [ 37 ] В ходе боя «Нюрнберг» поразил «Кент» тридцать восемь раз, но существенного ущерба не причинил. Один снаряд попал в одно из казематных орудий Кента заряды внутри, но магазин был затоплен прежде , и воспламенил метательные чем огонь успел уничтожить корабль. [ 36 ] Затопление было запечатлено на картине названием «Последний человек» под Ганса Бордта , на которой изображен немецкий моряк, размахивающий императорским флагом, когда Нюрнберг ускользает под воду. [ 9 ]

Мемориал капитану Карлу фон Шенбергу, командующему Нюрнбергом , погибшему во время боя

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ «SMS» означает « Seiner Majestät Schiff », или «Корабль Его Величества».
  2. ^ На диаграмме этот класс ошибочно назван классом Штеттина и не включает Кенигсберг.
  • Беннетт, Джеффри (2005). Морские сражения Первой мировой войны . Барнсли: Военная классика Pen & Sword. ISBN  1-84415-300-2 .
  • Кэмпбелл, Н.Дж.М. и Сич, Эрвин (1986). "Германия". В Гардинер, Роберт и Грей, Рэндал (ред.). Конвея «Все боевые корабли мира 1906–1921» . Лондон: Conway Maritime Press. стр. 134–189. ISBN  978-0-85177-245-5 .
  • Грей, JAC (1960). Американское Самоа, История Американского Самоа и его военно-морской администрации США . Аннаполис: Издательство Военно-морского института.
  • Грёнер, Эрих (1990). Немецкие военные корабли: 1815–1945 гг . Том. I: Крупные надводные корабли. Аннаполис: Издательство Военно-морского института. ISBN  978-0-87021-790-6 .
  • Халперн, Пол Г. (1995). Военно-морская история Первой мировой войны . Аннаполис: Издательство Военно-морского института. ISBN  1-55750-352-4 .
  • Хокинс, Найджел (2002). Голодная блокада: военно-морские блокады Первой мировой войны . Аннаполис: Издательство Военно-морского института. ISBN  0-85052-908-5 .
  • Хервиг, Хольгер (1980). «Роскошный» флот: Императорский флот Германии 1888–1918 гг . Амхерст: Книги человечества. ISBN  978-1-57392-286-9 .
  • Хильдебранд, Ганс Х.; Рёр, Альберт и Штайнмец, Ханс-Отто (1993). Немецкие военные корабли: биографии - отражение военно-морской истории с 1815 года по настоящее время [ Немецкие военные корабли: биографии - отражение военно-морской истории с 1815 года по настоящее время ] (на немецком языке). Том 3. Ратинген: Mundus Verlag. ISBN  978-3-7822-0211-4 .
  • Хильдебранд, Ганс Х.; Рёр, Альберт и Штайнмец, Ханс-Отто (1993). Немецкие военные корабли: биографии - отражение военно-морской истории с 1815 года по настоящее время [ Немецкие военные корабли: биографии - отражение военно-морской истории с 1815 года по настоящее время ] (на немецком языке). Том 6. Ратинген: Mundus Verlag. ISBN  978-3-7822-0237-4 .
  • Хаф, Ричард (1980). Фолклендские острова, 1914 год: погоня за адмиралом фон Шпее . Издательство Перископ. ISBN  978-1-904381-12-9 .
  • Ноттельманн, Дирк (2020). «Развитие малого крейсера в Императорском флоте Германии». В Иордании, Джон (ред.). Военный корабль 2020 . Оксфорд: Оспри. стр. 102–118. ISBN  978-1-4728-4071-4 .
  • Персонал, Гэри (2011). Битва на семи морях: сражения немецких крейсеров, 1914–1918 гг . Барнсли: Морское перо и меч. ISBN  978-1-84884-182-6 .
  • Страчан, Хью (2001). Первая мировая война: Том 1: К оружию . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. ISBN  978-0-19-926191-8 .

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]

53 ° 28' ю.ш., 55 ° 04' з.д.  /  53,467 ° ю.ш., 55,067 ° з.д.  / -53,467; -55,067

Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 2c3eb1c67241abfb2d3f5d223ec85304__1724009940
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/2c/04/2c3eb1c67241abfb2d3f5d223ec85304.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
SMS Nürnberg (1906) - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)