СМС Лейпциг (1905)
![]() Лейпциг перед войной
| |
История | |
---|---|
![]() | |
Имя | Лейпциг |
Тезка | Лейпциг |
Строитель | AG Weser , Бремен |
Заложен | 1904 |
Запущен | 21 марта 1905 г. |
Введен в эксплуатацию | 20 апреля 1906 г. |
Судьба | Затонул в битве за Фолклендские острова , 8 декабря 1914 г. |
Общие характеристики | |
Класс и тип | «Бремен» типа Легкий крейсер |
Смещение |
|
Длина | Общая длина : 111,1 метра (365 футов). |
Луч | 13,3 м (43,6 футов) |
Черновик | 5,61 м (18,4 фута) |
Установленная мощность |
|
Движение |
|
Скорость | 22 узла (41 км/ч; 25 миль в час) |
Диапазон | 4690 миль (8690 км; 5400 миль) на скорости 12 узлов (22 км / ч; 14 миль в час) |
Дополнить |
|
Вооружение | |
Броня |
|
СМС Лейпциг («Корабль Его Величества Лейпциг ») [ а ] был шестым из семи «Бремен» крейсеров типа Императорского германского флота , названных в честь города Лейпциг . Он был начат компанией AG Weser в Бремене в 1904 году, спущен на воду в марте 1905 года и вступил в строй в апреле 1906 года. Вооруженный главной батареей из десяти орудий калибра 10,5 см (4,1 дюйма) и двух торпедных аппаратов диаметром 45 см (18 дюймов) , Лейпциг был способен на максимальная скорость 22,5 узла (41,7 км/ч; 25,9 миль в час).
Лейпциг провела свою карьеру на зарубежных радиостанциях; в начале Первой мировой войны в августе 1914 года он курсировал у берегов Мексики. После воссоединения с Восточно-Азиатской эскадрой он проследовал в воды Южной Америки, где участвовал в битве при Коронеле , где немецкая эскадра одолела и потопила пару британских броненосных крейсеров . Месяц спустя она снова приняла участие в битве за Фолклендские острова , в ходе которой была уничтожена Восточноазиатская эскадра. Лейпциг был преследован и потоплен крейсерами HMS Glasgow и HMS Cornwall ; большая часть ее экипажа погибла в бою, в живых осталось только 18 человек.
Дизайн
[ редактировать ]Немецкий военно-морской закон 1898 года предусматривал замену старых крейсерских судов флота — паровых корветов , незащищённых крейсеров и авизо — современными лёгкими крейсерами . Первая партия судов, отвечающих этому требованию, «Газель» класса предназначалась для использования как в качестве разведчиков флота, так и в качестве базовых кораблей в колониальной империи Германии . Они послужили основой для последующих проектов, начиная с «Бремен» класса , разработанного в 1901–1903 годах. Основные улучшения заключались в увеличении корпуса , что позволило установить дополнительную пару котлов, и в увеличении максимальной скорости. [ 1 ] [ 2 ]

«Лейпцига» составляла 111,1 метра (365 футов) Общая длина , ширина 13,3 м (44 фута) и осадка вперед 5,61 м (18,4 фута). Его водоизмещение 3278 метрических тонн (3226 длинных тонн ) при проектировании и до 3816 тонн (3756 длинных тонн) при полной нагрузке . Корабль имел минимальную надстройку , состоявшую из небольшой боевой рубки и мостика . Ее корпус имел приподнятый бак и квартердек , а также ярко выраженный таранный нос . Она была оснащена двумя мачтами . У нее был экипаж из 14 офицеров и 274–287 рядовых. [ 3 ]
Ее двигательная установка состояла из двух паровых машин тройного расширения, приводивших в движение пару винтовых винтов . Пар вырабатывался десятью угольными водотрубными котлами морского типа , вентиляция которых осуществлялась через три воронки , расположенные в миделе корабля . Ее силовая установка имела мощность 10 000 лошадиных сил (9 900 л.с. ) при максимальной скорости 22 узла (41 км/ч; 25 миль в час). Лейпциг перевозил до 860 т (850 длинных тонн) угля, что давало ему дальность полета 4690 морских миль (8690 км; 5400 миль) при скорости 12 узлов (22 км/ч; 14 миль в час). [ 3 ]
Корабль был вооружен главной батареей из десяти 10,5-см (4,1 дюйма) орудий SK L/40 в одиночных установках. Двое были размещены рядом на баке; шесть располагались по бортам , по три с каждой стороны; и два были размещены рядом в кормовой части. Орудия могли поражать цели на расстоянии до 12 200 м (13 300 ярдов). Им было поставлено 1500 патронов по 150 снарядов на ствол. Для защиты от торпедных катеров он нес десять орудий Максима калибра 3,7 см (1,5 дюйма) в отдельных креплениях. Он также был оснащен двумя торпедными аппаратами диаметром 45 см (17,7 дюйма) с пятью торпедами . Они были погружены в корпус с борта . Он также был приспособлен для перевозки пятидесяти морских мин . [ 3 ] [ 4 ]
Корабль был защищен изогнутой бронепалубой толщиной до 80 мм (3,1 дюйма); он имел наклон по бокам, чтобы обеспечить некоторую защиту от огня противника. толщиной Боевая рубка имела борта 100 мм (3,9 дюйма), а орудия были защищены орудийными щитами толщиной 50 мм (2 дюйма) . [ 5 ]
История обслуживания
[ редактировать ]
Лейпциг был заказан под названием контракта «Н». [ б ] Он был заложен на верфи AG Weser в Бремене 12 июля 1904 года и спущен на воду 21 марта 1905 года, после чего начались достроечные работы. Работы над кораблем были завершены, за исключением установки вооружения, к февралю 1906 года, когда он прошел заводские испытания. Затем корабль направился в Вильгельмсхафен для установки орудий. Он был введен в состав Флота открытого моря 20 апреля 1906 года для ходовых испытаний , которые продолжались до середины июня. В этот период фрегаттенкапитан ( FK — капитан фрегата) Франц фон Хиппер первым командиром корабля был . Корабль завершил начальный период службы в качестве эскорта кайзера Вильгельма II , который совершал свой ежегодный летний круиз на борту HAPAG парохода Hamburg . После этого Хиппер покинул корабль. [ 6 ] [ 7 ]
Карьера мирного времени в Восточной Азии
[ редактировать ]«Лейпциг» был приписан к Восточно-Азиатской эскадре , и 19 августа ее экипаж начал подготовку к плаванию за границу. Она отплыла из Вильгельмсхафена 8 сентября и, пройдя через Голландскую Ост-Индию , 6 января 1907 года прибыла в Гонконг. Там она встретила защищенный крейсер «Ганза» , еще один член Восточно-Азиатской эскадры. С 25 января по 10 марта «Лейпциг» стоял в качестве сторожевого корабля в Циндао , столице Арендованной территории залива Цзяочжоу . Позже она переправилась по реке Янцзы с командиром эскадры на борту визеадмиралом ( ВАдм — вице-адмирал) Карлом фон Керпером ; « Канонерская лодка Тигр» и миноносец S90 сопровождали Лейпциг в походе. В июне он присоединился к остальным крейсерам эскадры для обхода северных портов региона. В первой половине 1908 года Восточно-Азиатская эскадра отправилась в еще один длительный поход в водах северной части Восточной Азии. Лейпциг совершил более короткое путешествие по Желтому морю В августе ; в этом месяце Korvettenkapitän ( KK —Corvette Captain) Ричард Энгель принял командование кораблем. В сентябре и октябре она посетила Шанхай , Китай, и совершила еще одно путешествие вверх по Янцзы. 17 ноября он представлял Германию на крупном военно-морском смотре, проходившем в Кобе , Япония. В том же месяце К. К. Карл Хойзер сменил Энгеля на посту капитана корабля. [ 7 ]

В январе 1909 года «Лейпциг» был поставлен в сухой док в Гонконге для периодического технического обслуживания, и находясь там, он получил приказ отправиться в Немецкое Самоа после завершения работ. Беспорядки против немецкого правления грозили вспыхнуть, и колониальный губернатор Вильгельм Зольф обратился за помощью к Восточноазиатской эскадре. Из Гонконга она направилась в Манилу на Филиппинах; там Керпер поднялся на борт корабля, отправлявшегося в Самоа. Корабль прибыл в Апиа , столицу Немецкого Самоа, 19 марта. К 28 числа к ней присоединились легкий крейсер «Аркона» и канонерская лодка « Ягуар» , а также пароход «Титания» , на борту которого находился контингент из 100 местных полицейских. Местного вождя, возглавлявшего движение, и некоторых его сторонников доставили на борту «Ягуара» на Сайпан , откуда они были сосланы. Корабли патрулировали побережье Самоа в течение апреля, но к началу мая корабли начали расходиться. Аркона и Титания отправились 6 мая, а Лейпциг отвез Керпера в Суву на Фиджи , остановившись там с 14 по 17 мая. Там он пересел на другое судно, чтобы вернуться домой. Затем «Лейпциг» его заменил незащищенный крейсер «Кондор» ненадолго вернулся на Самоа, хотя 21 мая . Оттуда Лейпциг направился в Паго-Паго в Американском Самоа , сделал короткую остановку в Апиа, прежде чем отправиться в Циндао, прибыв туда через Понпеи и Манилу 29 июня. Оставшуюся часть года «Лейпциг» крейсировал с флагманом эскадры, броненосным крейсером «Шарнхорст» , в северных водах. [ 8 ]
В начале 1910 года «Лейпциг» и «Шарнхорст» встретили канонерскую лодку «Лучс» в Гонконге , и три судна отправились в путь на юг. «Лейпциг» и «Шарнхорст» совершали круизы вместе, иногда с «Лучсом» , чтобы посетить Сиам и различные порты в Южно-Китайском море . В этот период, в феврале, Ф.К. Герман Шредер на место Хойзера на посту командира корабля прибыл . Затем два крейсера направились обратно на север, чтобы посетить Японию в апреле и мае. В июле Лейпциг совершил еще одно плавание вверх по Янцзы, дойдя до Ханькоу , где вспыхнули волнения. «Лейпциг» и броненосный крейсер «Гнейзенау» направились в Калькутту В начале 1911 года (Индия), чтобы встретиться с наследным принцем Вильгельмом , который находился в турне по Восточной Азии. Корабли прибыли туда 31 января, но вспышка чумы в этом районе вынудила Вильгельма отменить оставшуюся часть поездки. В марте новый командир эскадры контр-адмирал (контр-адмирал) Гюнтер фон Крозиг поднялся на борт корабля с визитом в Японию, где встретился с императором Мэйдзи . В последующие месяцы Лейпциг посетил ряд портов Японии и других стран. Сибирь . Находясь в середине августа во Владимирской бухте в России, Шредер узнала о возросшей напряженности в отношениях с Францией в результате Агадирского кризиса ; Однако русские прервали телеграфные линии, поэтому он не мог связаться с Германией. Корабль получил искаженное радиосообщение , в котором указывалось, что Крозиг должен был развернуть свою эскадру в Индийском океане, но в поисках подтверждения он отправил Лейпциг во Владивосток , Россия, несмотря на риск войти в порт союзника Франции. Лейпциг оставался в порту с 15 по 18 августа, обмениваясь телеграфами с Германией; к тому времени кризис уже миновал, и Крозиг решил направить свою эскадру на юг, через Желтое море, прежде чем прибыть в Циндао 15 сентября. [ 9 ]

10 октября революция 1911 года вспыхнула против правления Цин в Китае; поскольку беспорядки угрожали иностранным интересам в стране, Крозиг направил корабли эскадры для защиты немецких граждан, как и несколько других военно-морских сил. Лейпциг был отправлен в подкрепление канонерским лодкам «Тигр» и «Фатерланд» , тогда как «Гнейзенау» был отправлен в Нанкин , а канонерская лодка «Илтис» — в Ханькоу. Командование международными силами, собранными в Китае, было передано японскому контр-адмиралу Кавасиме Рейджиро . Корабли высадили десанты на берег для защиты иностранных владений, а также эвакуировали женщин и детей в Шанхай, хотя нападения Китая на иностранцев не материализовались. Лейпциг , на борту которого к тому времени находился Крозиг, был вынужден покинуть Ханькоу в ноябре из-за падения уровня воды в Янцзы, и он присоединился к Гнейзенау в Шанхае. Следующие несколько месяцев Лейпциг провел, курсируя между Циндао и районами страны, охваченными революцией. Эта деятельность завершилась в начале августа 1912 года, а 7 августа она начала путешествие, включавшее остановки во Владивостоке, Россия, и различных портах Японии. Находясь там, она присутствовала на похоронах Мэйдзи. К концу года Лейпциг вернулся в Шанхай. [ 10 ]
В начале 1913 года она посетила города центрального побережья Китая. В марте командование кораблем принял Иоганн-Зигфрид Хаун; он должен был стать ее последним капитаном. Ее экипаж наблюдал тяжелые бои между имперскими и республиканскими силами вокруг Нанкина в июле и августе. Корабль вернулся в Циндао в сентябре для капитального ремонта, который продлился до октября. После этого она отправилась на юг и посетила Филиппины. В мае 1914 года «Лейпциг» получил приказ о замене легкого крейсера «Нюрнберг» . который курсировал у тихоокеанского побережья Мексики для защиты интересов Германии во время Мексиканской революции . Она прибыла из Масатлана , Мексика, 7 июля, где встретила Нюрнберг и крейсер Дрезден ; три немецких крейсера действовали совместно с судами других военно-морских сил для эвакуации иностранцев из страны. Поскольку в Мексике были перерезаны телеграфные линии, немецкие суда узнали об июльском кризисе в Европе только 31 июля, когда Первая мировая война разразилась . «Лейпциг» перевел сорок мирных жителей на нейтральный броненосный крейсер США USS California , а затем готовился к операциям военного времени. [ 11 ]
Первая мировая война
[ редактировать ]
Лейпциг бросил якорь в заливе Магдалена в Мексике, ожидая развития событий, а 5 августа Хаун узнал о состоянии войны между Германией и Тройственной Антантой . Установленный мобилизационный план предусматривал объединение кораблей Восточно-Азиатской эскадры, но Лейпцигу не хватало угольной поддержки. Она остановилась в Сан-Франциско , чтобы заправиться углем, но не смогла полностью пополнить свои бункеры из-за строгого соблюдения Соединенными Штатами законов о нейтралитете. Поэтому Хаун решил начать кампанию торговых набегов на британское торговое судоходство. Отсутствие подходящих целей вынудило Хауна 17 августа двинуться на юг, к Калифорнийскому заливу, чтобы добыть больше угля. Неделю спустя Лейпциг потопил британское грузовое судно, перевозившее сахар, а затем 28-го числа направился к перуанскому побережью. 8 сентября она остановилась в Гуаймасе в нейтральной Мексике, чтобы принять новую партию угля. [ 12 ] [ 13 ] [ 14 ] Через два дня он двинулся в путь, направился дальше на юг в соответствии с инструкциями немецкого военно-морского командования, а 11 сентября остановил и потопил британский нефтяной танкер «Эльсинор» . Она зашла на Галапагосские острова , чтобы забрать уголь с немецкого торгового судна и высадить «Эльсинора » на берег. команду [ 15 ] [ 16 ] Сообщения о присутствии британской эскадры в этом районе вынудили Лейпциг уйти. [ 12 ] [ 13 ] [ 14 ]
После этого корабль остановился, чтобы позволить экипажу очистить сильно загрязненные котельные трубы, прежде чем возобновить путешествие к острову Пасхи . Там 14 октября она присоединилась к остальной части Восточно-Азиатской эскадрильи, к тому времени подразделение находилось под командованием вадма Максимилиана фон Шпее . К тому времени в Лейпциге накопилась группа из трёх угольщиков. 18 октября эскадрилья отправилась в Южную Америку; По пути они остановились на островах Хуан Фернандес и к 26 октября приблизились к Мас-а-Фуэра . Затем они направились в Вальпараисо , Чили, где получили разведданные, указывающие на то, что британский крейсер HMS Glasgow стоит на якоре в Коронеле . Спи решил отправиться в Коронель, чтобы устроить засаду на британский корабль, когда он выйдет из порта. К Глазго фактически присоединились броненосные крейсеры HMS Good Hope и HMS Monmouth . [ 17 ] [ 18 ]
Битва при Коронеле
[ редактировать ]
Во время патрулирования у Коронеля Лейпциг остановил чилийский барк и обыскал его, но, поскольку это было нейтральное судно и не перевозило контрабанду, немцы отпустили его. 1 ноября в 16:00 Лейпциг заметил вдалеке столб дыма, за ним последовал второй корабль в 16:17 и третий в 16:25. Примерно в то же время британцы заметили Лейпциг , и две эскадрильи выстроились в боевые порядки . «Лейпциг» был третьим кораблем в немецкой линии после двух броненосных крейсеров. В 18:07 Спи отдал приказ «Распределение огня слева», что означало, что каждый корабль вступит в бой со своим противоположным номером; Немцы открыли огонь первыми, в 18:34. [ 19 ]
«Шарнхорст» и «Гнейзенау» быстро разгромили своих британских коллег, а «Лейпциг» обстрелял Глазго безуспешно . В 18:49 Глазго поразил Лейпциг , но снаряд оказался неразорвавшимся и не взорвался. «Лейпциг» и «Дрезден» пять раз ударили по «Глазго» , прежде чем Шпее приказал «Лейпцигу» приблизиться к подбитому « Гуд Хоуп» и торпедировать его. Шквал дождя скрыл корабль, и к тому времени, как «Лейпциг» достиг позиции «Доброй Надежды » , последний затонул. Не зная о затоплении « Гуд Хоуп» не предприняла никаких спасательных операций , команда «Лейпцига » . К 20:00 Лейпциг столкнулся с Дрезденом в сгущающейся темноте, и они сначала приняли друг друга за враждебные военные корабли, хотя быстро установили свою личность. «Лейпциг» вышел из боя практически невредимым и без раненых членов экипажа. [ 20 ]
После битвы при Коронеле Спи решил вернуться в Вальпараисо, чтобы получить дальнейшие приказы; пока «Шарнхорст» , «Гнейзенау» и «Нюрнберг» заходили в гавань, «Лейпциг» и «Дрезден» сопровождали угольщиков в Мас-а-Фуэра. Остальная часть Восточноазиатской эскадрильи присоединилась к ним 6 ноября; крейсеры пополнили запасы угля и других припасов. 10 ноября Лейпциг и Дрезден были отправлены в Вальпараисо, которые прибыли 13-го числа. Пять дней спустя они воссоединились с эскадрой примерно в 250 морских милях (460 км; 290 миль) к западу от острова Робинзона Крузо ; Затем объединенная эскадра направилась в залив Пенас и прибыла 21 ноября. Там они запаслись углем и приготовились к долгому плаванию вокруг мыса Горн . Британцы, потрясенные своим поражением при Коронеле, тем временем направили мощные линейные крейсеры HMS Invincible и HMS Inflexible под командованием вице-адмирала Даветона Стерди , чтобы выследить и уничтожить корабли Спи. Они покинули Великобританию 11 ноября и достигли Фолклендских островов. 7 декабря к ним присоединились на пути броненосные крейсеры «Карнарвон» , «Кент» и «Корнуолл» , а также легкие крейсеры «Бристоль» и потрепанный «Глазго» . [ 21 ]
Битва за Фолклендские острова
[ редактировать ]
26 ноября восточноазиатская эскадра вышла из залива Пенас, направляясь к мысу Горн и Атлантике, и достигла мыса 2 декабря. Находясь у мыса, Лейпциг канадский парусник «Драммюр» взял в качестве приза ; корабль перевозил 2750 т (2710 длинных тонн; 3030 коротких тонн) угля, который был передан угольщикам Баден и Санта-Исабель на острове Пиктон . Ночью 6 декабря Спи провел совещание с командирами кораблей, чтобы обсудить предлагаемое им нападение на Фолклендские острова; Хаун вместе с командующими из Гнейзенау и Дрездена выступили против этого плана и предпочли обойти Фолклендские острова и вести торговую войну у Ла-Платы . Тем не менее, утром 8 декабря Шпее принял решение атаковать Фолклендские острова. [ 22 ]
Немцы подошли к Порт-Стэнли , столице Фолклендских островов, рано утром 8 декабря; Британцы быстро заметили их и набрали обороты, чтобы выйти им навстречу. Первоначально Спи подумал, что облака дыма - это британцы, сжигающие свои запасы угля, чтобы не дать немцам захватить их. Осознав присутствие мощной британской эскадры, он прекратил атаку и обратился в бегство. Британцы быстро вышли из гавани в погоню. К 12:55 линейные крейсеры догнали отступающих немцев и открыли огонь по Лейпцигу , последнему кораблю в немецкой линии, но он не пострадал. Шпее подал сигнал « Лейпциг освобожден» в 13:15 и пять минут спустя приказал другим легким крейсерам бежать, в то время как Шарнхорст и Гнейзенау напали на своих преследователей в надежде, что он сможет прикрыть их побег. [ 23 ] В ответ Стерди послал свои крейсеры преследовать Нюрнберг , Дрезден и Лейпциг . [ 17 ] [ 24 ]
«Глазго» преследовал «Лейпциг» и быстро догнал его, открыв огонь к 14:40. Примерно через двадцать минут стрельбы Лейпциг был поражен; она повернулась влево, чтобы открыть стрельбу, а затем повернулась на правый борт, чтобы привести в действие полный залп. В ходе завязавшегося боя оба корабля получили несколько ударов, что вынудило «Глазго» оторваться и отстать от более мощных броненосных крейсеров. Лейпциг был сильно разбит Корнуоллом и Глазго и подожжен; тем не менее она осталась в бою и продолжала сражаться. В ходе боя «Лейпциг» восемнадцать раз поразил Корнуолл , в результате чего значительная часть игроков была отброшена. Она выпустила по британским кораблям три торпеды, но ни разу не поразила их. В 19:20 Хаун отдал приказ затопить свой потерпевший крушение корабль; Британцы подошли и открыли огонь по подбитому крейсеру с близкого расстояния, в результате чего погибло большое количество экипажа. Британцы также уничтожили катер с выжившими, убив их всех. Лейпциг наконец перевернулся и затонул в 21:05, а Хаун все еще был на борту. Из ледяной воды удалось вытащить всего восемнадцать человек. [ 17 ] [ 25 ]
Примечания
[ редактировать ]Сноски
[ редактировать ]- ^ «SMS» означает « Seiner Majestät Schiff » (нем. « Корабль Его Величества» ).
- ^ Немецкие военные корабли были заказаны под предварительными названиями. За пополнение флота давали одну букву; для кораблей, предназначенных для замены старых или утраченных судов, они были обозначены как « Эрзац (название заменяемого корабля)».
Цитаты
[ редактировать ]- ^ Хильдебранд, Рёр и Штайнмец Том 2 , стр. 124.
- ^ Ноттельманн , стр. 108–110.
- ^ Jump up to: а б с Гренер , стр. 102–103.
- ^ Хильдебранд, Рёр и Штайнмец Том 5 , стр. 211.
- ^ Грёнер , с. 102.
- ^ Грёнер , стр. 102–104.
- ^ Jump up to: а б Хильдебранд, Рёр и Штайнмец, том 5 , стр. 211–212.
- ^ Хильдебранд, Рёр и Штайнмец Том 5 , стр. 212.
- ^ Хильдебранд, Рёр и Штайнмец, Том 5 , стр. 211–213.
- ^ Хильдебранд, Рёр и Штайнмец Том 5 , стр. 213.
- ^ Хильдебранд, Рёр и Штайнмец, том 5 , стр. 211, 213.
- ^ Jump up to: а б Хильдебранд, Рёр и Штайнмец, Том 5 , стр. 213–214.
- ^ Jump up to: а б Марли , с. 634.
- ^ Jump up to: а б Персонал , стр. 29–30.
- ^ Ранее , с. 15.
- ^ Файл , с. 229.
- ^ Jump up to: а б с Хильдебранд, Рёр и Штайнмец Том 5 , с. 214.
- ^ Персонал , стр. 30–31.
- ^ Персонал , стр. 31–33.
- ^ Персонал , стр. 34–37, 39.
- ^ Персонал , стр. 58–60.
- ^ Персонал , стр. 61–62.
- ^ Персонал , стр. 62–66.
- ^ Халперн , с. 99.
- ^ Персонал , стр. 73–76.
Ссылки
[ редактировать ]- Бишер, Джейми (2016). Разведывательная война в Латинской Америке, 1914–1922 гг . Джефферсон, Северная Каролина: McFarland & Company . ISBN 978-0-7864-3350-6 .
- Фэйл, К. Эрнест (1920). Морская торговля . История Великой войны на основе официальных документов руководства Исторического отдела Комитета имперской обороны. Том. I: Период крейсера. Лондон: Джон Мюррей . OCLC 1184620170 .
- Грёнер, Эрих (1990). Немецкие военные корабли: 1815–1945 гг . Том. I: Крупные надводные корабли. Аннаполис: Издательство Военно-морского института. ISBN 978-0-87021-790-6 .
- Халперн, Пол Г. (1991). Военно-морская история Первой мировой войны . Аннаполис: Издательство Военно-морского института. ISBN 978-1557503527 .
- Хильдебранд, Ганс Х.; Рёр, Альберт и Штайнмец, Ханс-Отто (1993). Немецкие военные корабли: биографии - отражение военно-морской истории с 1815 года по настоящее время [ Немецкие военные корабли: биографии - отражение военно-морской истории с 1815 года по настоящее время ] (на немецком языке). Том 2. Ратинген: Mundus Verlag. ISBN 978-3-8364-9743-5 .
- Хильдебранд, Ганс Х.; Рёр, Альберт и Штайнмец, Ханс-Отто (1993). Немецкие военные корабли: биографии - отражение военно-морской истории с 1815 года по настоящее время [ Немецкие военные корабли: биографии - отражение военно-морской истории с 1815 года по настоящее время ] (на немецком языке). Том 5. Ратинген: Mundus Verlag. ISBN 978-3-7822-0456-9 .
- Марли, Дэвид Ф. (1998). Войны Америк . Санта-Барбара: ABC-CLIO. ISBN 0-87436-837-5 .
- Ноттельманн, Дирк (2020). «Развитие малого крейсера в Императорском флоте Германии». В Иордании, Джон (ред.). Военный корабль 2020 . Оксфорд: Оспри. стр. 102–118. ISBN 978-1-4728-4071-4 .
- Персонал, Гэри (2011). Битва на семи морях . Барнсли: Морское перо и меч. ISBN 978-1-84884-182-6 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Додсон, Эйдан ; Ноттельманн, Дирк (2021). Крейсеры Кайзера 1871–1918 гг . Аннаполис: Издательство Военно-морского института. ISBN 978-1-68247-745-8 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- «СМС Лейпциг (1905 г.), Малый крейсер Императорского флота, технические подробности и история в старых открытках» [СМС Лейпциг (1905 г.), Малый крейсер Императорского флота, технические подробности и история в старых открытках]. www.deutsche-schutzfelder.de (на немецком языке) . Проверено 20 декабря 2023 г.
53 ° 55' ю.ш., 55 ° 12' з.д. / 53,917 ° ю.ш., 55,200 ° з.д.