Jump to content

СМС Лейпциг (1905)

Координаты : 53 ° 55' ю.ш., 55 ° 12' з.д.  /  53,917 ° ю.ш., 55,200 ° з.д.  / -53,917; -55.200
Это хорошая статья. Нажмите здесь для получения дополнительной информации.

Лейпциг перед войной
История
Германская империя
Имя Лейпциг
Тезка Лейпциг
Строитель AG Weser , Бремен
Заложен 1904
Запущен 21 марта 1905 г.
Введен в эксплуатацию 20 апреля 1906 г.
Судьба Затонул в битве за Фолклендские острова , 8 декабря 1914 г.
Общие характеристики
Класс и тип «Бремен» типа Легкий крейсер
Смещение
Длина Общая длина : 111,1 метра (365 футов).
Луч 13,3 м (43,6 футов)
Черновик 5,61 м (18,4 фута)
Установленная мощность
Движение
Скорость 22 узла (41 км/ч; 25 миль в час)
Диапазон 4690 миль (8690 км; 5400 миль) на скорости 12 узлов (22 км / ч; 14 миль в час)
Дополнить
  • 14 офицеров
  • 274–287 военнослужащих
Вооружение
Броня

СМС Лейпциг («Корабль Его Величества Лейпциг ») [ а ] был шестым из семи «Бремен» крейсеров типа Императорского германского флота , названных в честь города Лейпциг . Он был начат компанией AG Weser в Бремене в 1904 году, спущен на воду в марте 1905 года и вступил в строй в апреле 1906 года. Вооруженный главной батареей из десяти орудий калибра 10,5 см (4,1 дюйма) и двух торпедных аппаратов диаметром 45 см (18 дюймов) , Лейпциг был способен на максимальная скорость 22,5 узла (41,7 км/ч; 25,9 миль в час).

Лейпциг провела свою карьеру на зарубежных радиостанциях; в начале Первой мировой войны в августе 1914 года он курсировал у берегов Мексики. После воссоединения с Восточно-Азиатской эскадрой он проследовал в воды Южной Америки, где участвовал в битве при Коронеле , где немецкая эскадра одолела и потопила пару британских броненосных крейсеров . Месяц спустя она снова приняла участие в битве за Фолклендские острова , в ходе которой была уничтожена Восточноазиатская эскадра. Лейпциг был преследован и потоплен крейсерами HMS Glasgow и HMS Cornwall ; большая часть ее экипажа погибла в бою, в живых осталось только 18 человек.

Немецкий военно-морской закон 1898 года предусматривал замену старых крейсерских судов флота — паровых корветов , незащищённых крейсеров и авизо — современными лёгкими крейсерами . Первая партия судов, отвечающих этому требованию, «Газель» класса предназначалась для использования как в качестве разведчиков флота, так и в качестве базовых кораблей в колониальной империи Германии . Они послужили основой для последующих проектов, начиная с «Бремен» класса , разработанного в 1901–1903 годах. Основные улучшения заключались в увеличении корпуса , что позволило установить дополнительную пару котлов, и в увеличении максимальной скорости. [ 1 ] [ 2 ]

План и профиль Бременского класса

«Лейпцига» составляла 111,1 метра (365 футов) Общая длина , ширина 13,3 м (44 фута) и осадка вперед 5,61 м (18,4 фута). Его водоизмещение 3278 метрических тонн (3226 длинных тонн ) при проектировании и до 3816 тонн (3756 длинных тонн) при полной нагрузке . Корабль имел минимальную надстройку , состоявшую из небольшой боевой рубки и мостика . Ее корпус имел приподнятый бак и квартердек , а также ярко выраженный таранный нос . Она была оснащена двумя мачтами . У нее был экипаж из 14 офицеров и 274–287 рядовых. [ 3 ]

Ее двигательная установка состояла из двух паровых машин тройного расширения, приводивших в движение пару винтовых винтов . Пар вырабатывался десятью угольными водотрубными котлами морского типа , вентиляция которых осуществлялась через три воронки , расположенные в миделе корабля . Ее силовая установка имела мощность 10 000 лошадиных сил (9 900 л.с. ) при максимальной скорости 22 узла (41 км/ч; 25 миль в час). Лейпциг перевозил до 860 т (850 длинных тонн) угля, что давало ему дальность полета 4690 морских миль (8690 км; 5400 миль) при скорости 12 узлов (22 км/ч; 14 миль в час). [ 3 ]

Корабль был вооружен главной батареей из десяти 10,5-см (4,1 дюйма) орудий SK L/40 в одиночных установках. Двое были размещены рядом на баке; шесть располагались по бортам , по три с каждой стороны; и два были размещены рядом в кормовой части. Орудия могли поражать цели на расстоянии до 12 200 м (13 300 ярдов). Им было поставлено 1500 патронов по 150 снарядов на ствол. Для защиты от торпедных катеров он нес десять орудий Максима калибра 3,7 см (1,5 дюйма) в отдельных креплениях. Он также был оснащен двумя торпедными аппаратами диаметром 45 см (17,7 дюйма) с пятью торпедами . Они были погружены в корпус с борта . Он также был приспособлен для перевозки пятидесяти морских мин . [ 3 ] [ 4 ]

Корабль был защищен изогнутой бронепалубой толщиной до 80 мм (3,1 дюйма); он имел наклон по бокам, чтобы обеспечить некоторую защиту от огня противника. толщиной Боевая рубка имела борта 100 мм (3,9 дюйма), а орудия были защищены орудийными щитами толщиной 50 мм (2 дюйма) . [ 5 ]

История обслуживания

[ редактировать ]
Неопознанный член бременского класса

Лейпциг был заказан под названием контракта «Н». [ б ] Он был заложен на верфи AG Weser в Бремене 12 июля 1904 года и спущен на воду 21 марта 1905 года, после чего начались достроечные работы. Работы над кораблем были завершены, за исключением установки вооружения, к февралю 1906 года, когда он прошел заводские испытания. Затем корабль направился в Вильгельмсхафен для установки орудий. Он был введен в состав Флота открытого моря 20 апреля 1906 года для ходовых испытаний , которые продолжались до середины июня. В этот период фрегаттенкапитан ( FK — капитан фрегата) Франц фон Хиппер первым командиром корабля был . Корабль завершил начальный период службы в качестве эскорта кайзера Вильгельма II , который совершал свой ежегодный летний круиз на борту HAPAG парохода Hamburg . После этого Хиппер покинул корабль. [ 6 ] [ 7 ]

Карьера мирного времени в Восточной Азии

[ редактировать ]

«Лейпциг» был приписан к Восточно-Азиатской эскадре , и 19 августа ее экипаж начал подготовку к плаванию за границу. Она отплыла из Вильгельмсхафена 8 сентября и, пройдя через Голландскую Ост-Индию , 6 января 1907 года прибыла в Гонконг. Там она встретила защищенный крейсер «Ганза» , еще один член Восточно-Азиатской эскадры. С 25 января по 10 марта «Лейпциг» стоял в качестве сторожевого корабля в Циндао , столице Арендованной территории залива Цзяочжоу . Позже она переправилась по реке Янцзы с командиром эскадры на борту визеадмиралом ( ВАдм — вице-адмирал) Карлом фон Керпером ; « Канонерская лодка Тигр» и миноносец S90 сопровождали Лейпциг в походе. В июне он присоединился к остальным крейсерам эскадры для обхода северных портов региона. В первой половине 1908 года Восточно-Азиатская эскадра отправилась в еще один длительный поход в водах северной части Восточной Азии. Лейпциг совершил более короткое путешествие по Желтому морю В августе ; в этом месяце Korvettenkapitän ( KK —Corvette Captain) Ричард Энгель принял командование кораблем. В сентябре и октябре она посетила Шанхай , Китай, и совершила еще одно путешествие вверх по Янцзы. 17 ноября он представлял Германию на крупном военно-морском смотре, проходившем в Кобе , Япония. В том же месяце К. К. Карл Хойзер сменил Энгеля на посту капитана корабля. [ 7 ]

Арендованная территория залива Цзяочжоу располагалась в естественной гавани Циндао на южном побережье полуострова Шаньдун.
Немецкая карта полуострова Шаньдун 1912 года с указанием арендованной территории залива Цзяочжоу.

В январе 1909 года «Лейпциг» был поставлен в сухой док в Гонконге для периодического технического обслуживания, и находясь там, он получил приказ отправиться в Немецкое Самоа после завершения работ. Беспорядки против немецкого правления грозили вспыхнуть, и колониальный губернатор Вильгельм Зольф обратился за помощью к Восточноазиатской эскадре. Из Гонконга она направилась в Манилу на Филиппинах; там Керпер поднялся на борт корабля, отправлявшегося в Самоа. Корабль прибыл в Апиа , столицу Немецкого Самоа, 19 марта. К 28 числа к ней присоединились легкий крейсер «Аркона» и канонерская лодка « Ягуар» , а также пароход «Титания» , на борту которого находился контингент из 100 местных полицейских. Местного вождя, возглавлявшего движение, и некоторых его сторонников доставили на борту «Ягуара» на Сайпан , откуда они были сосланы. Корабли патрулировали побережье Самоа в течение апреля, но к началу мая корабли начали расходиться. Аркона и Титания отправились 6 мая, а Лейпциг отвез Керпера в Суву на Фиджи , остановившись там с 14 по 17 мая. Там он пересел на другое судно, чтобы вернуться домой. Затем «Лейпциг» его заменил незащищенный крейсер «Кондор» ненадолго вернулся на Самоа, хотя 21 мая . Оттуда Лейпциг направился в Паго-Паго в Американском Самоа , сделал короткую остановку в Апиа, прежде чем отправиться в Циндао, прибыв туда через Понпеи и Манилу 29 июня. Оставшуюся часть года «Лейпциг» крейсировал с флагманом эскадры, броненосным крейсером «Шарнхорст» , в северных водах. [ 8 ]

В начале 1910 года «Лейпциг» и «Шарнхорст» встретили канонерскую лодку «Лучс» в Гонконге , и три судна отправились в путь на юг. «Лейпциг» и «Шарнхорст» совершали круизы вместе, иногда с «Лучсом» , чтобы посетить Сиам и различные порты в Южно-Китайском море . В этот период, в феврале, Ф.К. Герман Шредер на место Хойзера на посту командира корабля прибыл . Затем два крейсера направились обратно на север, чтобы посетить Японию в апреле и мае. В июле Лейпциг совершил еще одно плавание вверх по Янцзы, дойдя до Ханькоу , где вспыхнули волнения. «Лейпциг» и броненосный крейсер «Гнейзенау» направились в Калькутту В начале 1911 года (Индия), чтобы встретиться с наследным принцем Вильгельмом , который находился в турне по Восточной Азии. Корабли прибыли туда 31 января, но вспышка чумы в этом районе вынудила Вильгельма отменить оставшуюся часть поездки. В марте новый командир эскадры контр-адмирал (контр-адмирал) Гюнтер фон Крозиг поднялся на борт корабля с визитом в Японию, где встретился с императором Мэйдзи . В последующие месяцы Лейпциг посетил ряд портов Японии и других стран. Сибирь . Находясь в середине августа во Владимирской бухте в России, Шредер узнала о возросшей напряженности в отношениях с Францией в результате Агадирского кризиса ; Однако русские прервали телеграфные линии, поэтому он не мог связаться с Германией. Корабль получил искаженное радиосообщение , в котором указывалось, что Крозиг должен был развернуть свою эскадру в Индийском океане, но в поисках подтверждения он отправил Лейпциг во Владивосток , Россия, несмотря на риск войти в порт союзника Франции. Лейпциг оставался в порту с 15 по 18 августа, обмениваясь телеграфами с Германией; к тому времени кризис уже миновал, и Крозиг решил направить свою эскадру на юг, через Желтое море, прежде чем прибыть в Циндао 15 сентября. [ 9 ]

Лейпциг у берегов Мексики в сентябре 1914 года.

10 октября революция 1911 года вспыхнула против правления Цин в Китае; поскольку беспорядки угрожали иностранным интересам в стране, Крозиг направил корабли эскадры для защиты немецких граждан, как и несколько других военно-морских сил. Лейпциг был отправлен в подкрепление канонерским лодкам «Тигр» и «Фатерланд» , тогда как «Гнейзенау» был отправлен в Нанкин , а канонерская лодка «Илтис» — в Ханькоу. Командование международными силами, собранными в Китае, было передано японскому контр-адмиралу Кавасиме Рейджиро . Корабли высадили десанты на берег для защиты иностранных владений, а также эвакуировали женщин и детей в Шанхай, хотя нападения Китая на иностранцев не материализовались. Лейпциг , на борту которого к тому времени находился Крозиг, был вынужден покинуть Ханькоу в ноябре из-за падения уровня воды в Янцзы, и он присоединился к Гнейзенау в Шанхае. Следующие несколько месяцев Лейпциг провел, курсируя между Циндао и районами страны, охваченными революцией. Эта деятельность завершилась в начале августа 1912 года, а 7 августа она начала путешествие, включавшее остановки во Владивостоке, Россия, и различных портах Японии. Находясь там, она присутствовала на похоронах Мэйдзи. К концу года Лейпциг вернулся в Шанхай. [ 10 ]

В начале 1913 года она посетила города центрального побережья Китая. В марте командование кораблем принял Иоганн-Зигфрид Хаун; он должен был стать ее последним капитаном. Ее экипаж наблюдал тяжелые бои между имперскими и республиканскими силами вокруг Нанкина в июле и августе. Корабль вернулся в Циндао в сентябре для капитального ремонта, который продлился до октября. После этого она отправилась на юг и посетила Филиппины. В мае 1914 года «Лейпциг» получил приказ о замене легкого крейсера «Нюрнберг» . который курсировал у тихоокеанского побережья Мексики для защиты интересов Германии во время Мексиканской революции . Она прибыла из Масатлана , Мексика, 7 июля, где встретила Нюрнберг и крейсер Дрезден ; три немецких крейсера действовали совместно с судами других военно-морских сил для эвакуации иностранцев из страны. Поскольку в Мексике были перерезаны телеграфные линии, немецкие суда узнали об июльском кризисе в Европе только 31 июля, когда Первая мировая война разразилась . «Лейпциг» перевел сорок мирных жителей на нейтральный броненосный крейсер США USS California , а затем готовился к операциям военного времени. [ 11 ]

Первая мировая война

[ редактировать ]
Восточноазиатская эскадрилья отправилась на юго-восток от северного Китая до юга Южной Америки.
Карта, показывающая маршрут Восточно-Азиатской эскадрильи; Маршрут Лейпцига . показан красным

Лейпциг бросил якорь в заливе Магдалена в Мексике, ожидая развития событий, а 5 августа Хаун узнал о состоянии войны между Германией и Тройственной Антантой . Установленный мобилизационный план предусматривал объединение кораблей Восточно-Азиатской эскадры, но Лейпцигу не хватало угольной поддержки. Она остановилась в Сан-Франциско , чтобы заправиться углем, но не смогла полностью пополнить свои бункеры из-за строгого соблюдения Соединенными Штатами законов о нейтралитете. Поэтому Хаун решил начать кампанию торговых набегов на британское торговое судоходство. Отсутствие подходящих целей вынудило Хауна 17 августа двинуться на юг, к Калифорнийскому заливу, чтобы добыть больше угля. Неделю спустя Лейпциг потопил британское грузовое судно, перевозившее сахар, а затем 28-го числа направился к перуанскому побережью. 8 сентября она остановилась в Гуаймасе в нейтральной Мексике, чтобы принять новую партию угля. [ 12 ] [ 13 ] [ 14 ] Через два дня он двинулся в путь, направился дальше на юг в соответствии с инструкциями немецкого военно-морского командования, а 11 сентября остановил и потопил британский нефтяной танкер «Эльсинор» . Она зашла на Галапагосские острова , чтобы забрать уголь с немецкого торгового судна и высадить «Эльсинора » на берег. команду [ 15 ] [ 16 ] Сообщения о присутствии британской эскадры в этом районе вынудили Лейпциг уйти. [ 12 ] [ 13 ] [ 14 ]

После этого корабль остановился, чтобы позволить экипажу очистить сильно загрязненные котельные трубы, прежде чем возобновить путешествие к острову Пасхи . Там 14 октября она присоединилась к остальной части Восточно-Азиатской эскадрильи, к тому времени подразделение находилось под командованием вадма Максимилиана фон Шпее . К тому времени в Лейпциге накопилась группа из трёх угольщиков. 18 октября эскадрилья отправилась в Южную Америку; По пути они остановились на островах Хуан Фернандес и к 26 октября приблизились к Мас-а-Фуэра . Затем они направились в Вальпараисо , Чили, где получили разведданные, указывающие на то, что британский крейсер HMS Glasgow стоит на якоре в Коронеле . Спи решил отправиться в Коронель, чтобы устроить засаду на британский корабль, когда он выйдет из порта. К Глазго фактически присоединились броненосные крейсеры HMS Good Hope и HMS Monmouth . [ 17 ] [ 18 ]

Битва при Коронеле

[ редактировать ]
Восточноазиатская эскадра (в тылу, под паром) выходит из гавани Вальпараисо в Чили, на переднем плане - чилийские крейсеры.

Во время патрулирования у Коронеля Лейпциг остановил чилийский барк и обыскал его, но, поскольку это было нейтральное судно и не перевозило контрабанду, немцы отпустили его. 1 ноября в 16:00 Лейпциг заметил вдалеке столб дыма, за ним последовал второй корабль в 16:17 и третий в 16:25. Примерно в то же время британцы заметили Лейпциг , и две эскадрильи выстроились в боевые порядки . «Лейпциг» был третьим кораблем в немецкой линии после двух броненосных крейсеров. В 18:07 Спи отдал приказ «Распределение огня слева», что означало, что каждый корабль вступит в бой со своим противоположным номером; Немцы открыли огонь первыми, в 18:34. [ 19 ]

«Шарнхорст» и «Гнейзенау» быстро разгромили своих британских коллег, а «Лейпциг» обстрелял Глазго безуспешно . В 18:49 Глазго поразил Лейпциг , но снаряд оказался неразорвавшимся и не взорвался. «Лейпциг» и «Дрезден» пять раз ударили по «Глазго» , прежде чем Шпее приказал «Лейпцигу» приблизиться к подбитому « Гуд Хоуп» и торпедировать его. Шквал дождя скрыл корабль, и к тому времени, как «Лейпциг» достиг позиции «Доброй Надежды » , последний затонул. Не зная о затоплении « Гуд Хоуп» не предприняла никаких спасательных операций , команда «Лейпцига » . К 20:00 Лейпциг столкнулся с Дрезденом в сгущающейся темноте, и они сначала приняли друг друга за враждебные военные корабли, хотя быстро установили свою личность. «Лейпциг» вышел из боя практически невредимым и без раненых членов экипажа. [ 20 ]

После битвы при Коронеле Спи решил вернуться в Вальпараисо, чтобы получить дальнейшие приказы; пока «Шарнхорст» , «Гнейзенау» и «Нюрнберг» заходили в гавань, «Лейпциг» и «Дрезден» сопровождали угольщиков в Мас-а-Фуэра. Остальная часть Восточноазиатской эскадрильи присоединилась к ним 6 ноября; крейсеры пополнили запасы угля и других припасов. 10 ноября Лейпциг и Дрезден были отправлены в Вальпараисо, которые прибыли 13-го числа. Пять дней спустя они воссоединились с эскадрой примерно в 250 морских милях (460 км; 290 миль) к западу от острова Робинзона Крузо ; Затем объединенная эскадра направилась в залив Пенас и прибыла 21 ноября. Там они запаслись углем и приготовились к долгому плаванию вокруг мыса Горн . Британцы, потрясенные своим поражением при Коронеле, тем временем направили мощные линейные крейсеры HMS Invincible и HMS Inflexible под командованием вице-адмирала Даветона Стерди , чтобы выследить и уничтожить корабли Спи. Они покинули Великобританию 11 ноября и достигли Фолклендских островов. 7 декабря к ним присоединились на пути броненосные крейсеры «Карнарвон» , «Кент» и «Корнуолл» , а также легкие крейсеры «Бристоль» и потрепанный «Глазго» . [ 21 ]

Битва за Фолклендские острова

[ редактировать ]
Картина, изображающая затопление Лейпцига.

26 ноября восточноазиатская эскадра вышла из залива Пенас, направляясь к мысу Горн и Атлантике, и достигла мыса 2 декабря. Находясь у мыса, Лейпциг канадский парусник «Драммюр» взял в качестве приза ; корабль перевозил 2750 т (2710 длинных тонн; 3030 коротких тонн) угля, который был передан угольщикам Баден и Санта-Исабель на острове Пиктон . Ночью 6 декабря Спи провел совещание с командирами кораблей, чтобы обсудить предлагаемое им нападение на Фолклендские острова; Хаун вместе с командующими из Гнейзенау и Дрездена выступили против этого плана и предпочли обойти Фолклендские острова и вести торговую войну у Ла-Платы . Тем не менее, утром 8 декабря Шпее принял решение атаковать Фолклендские острова. [ 22 ]

Немцы подошли к Порт-Стэнли , столице Фолклендских островов, рано утром 8 декабря; Британцы быстро заметили их и набрали обороты, чтобы выйти им навстречу. Первоначально Спи подумал, что облака дыма - это британцы, сжигающие свои запасы угля, чтобы не дать немцам захватить их. Осознав присутствие мощной британской эскадры, он прекратил атаку и обратился в бегство. Британцы быстро вышли из гавани в погоню. К 12:55 линейные крейсеры догнали отступающих немцев и открыли огонь по Лейпцигу , последнему кораблю в немецкой линии, но он не пострадал. Шпее подал сигнал « Лейпциг освобожден» в 13:15 и пять минут спустя приказал другим легким крейсерам бежать, в то время как Шарнхорст и Гнейзенау напали на своих преследователей в надежде, что он сможет прикрыть их побег. [ 23 ] В ответ Стерди послал свои крейсеры преследовать Нюрнберг , Дрезден и Лейпциг . [ 17 ] [ 24 ]

«Глазго» преследовал «Лейпциг» и быстро догнал его, открыв огонь к 14:40. Примерно через двадцать минут стрельбы Лейпциг был поражен; она повернулась влево, чтобы открыть стрельбу, а затем повернулась на правый борт, чтобы привести в действие полный залп. В ходе завязавшегося боя оба корабля получили несколько ударов, что вынудило «Глазго» оторваться и отстать от более мощных броненосных крейсеров. Лейпциг был сильно разбит Корнуоллом и Глазго и подожжен; тем не менее она осталась в бою и продолжала сражаться. В ходе боя «Лейпциг» восемнадцать раз поразил Корнуолл , в результате чего значительная часть игроков была отброшена. Она выпустила по британским кораблям три торпеды, но ни разу не поразила их. В 19:20 Хаун отдал приказ затопить свой потерпевший крушение корабль; Британцы подошли и открыли огонь по подбитому крейсеру с близкого расстояния, в результате чего погибло большое количество экипажа. Британцы также уничтожили катер с выжившими, убив их всех. Лейпциг наконец перевернулся и затонул в 21:05, а Хаун все еще был на борту. Из ледяной воды удалось вытащить всего восемнадцать человек. [ 17 ] [ 25 ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ «SMS» означает « Seiner Majestät Schiff » (нем. « Корабль Его Величества» ).
  2. ^ Немецкие военные корабли были заказаны под предварительными названиями. За пополнение флота давали одну букву; для кораблей, предназначенных для замены старых или утраченных судов, они были обозначены как « Эрзац (название заменяемого корабля)».
  • Бишер, Джейми (2016). Разведывательная война в Латинской Америке, 1914–1922 гг . Джефферсон, Северная Каролина: McFarland & Company . ISBN  978-0-7864-3350-6 .
  • Фэйл, К. Эрнест (1920). Морская торговля . История Великой войны на основе официальных документов руководства Исторического отдела Комитета имперской обороны. Том. I: Период крейсера. Лондон: Джон Мюррей . OCLC   1184620170 .
  • Грёнер, Эрих (1990). Немецкие военные корабли: 1815–1945 гг . Том. I: Крупные надводные корабли. Аннаполис: Издательство Военно-морского института. ISBN  978-0-87021-790-6 .
  • Халперн, Пол Г. (1991). Военно-морская история Первой мировой войны . Аннаполис: Издательство Военно-морского института. ISBN  978-1557503527 .
  • Хильдебранд, Ганс Х.; Рёр, Альберт и Штайнмец, Ханс-Отто (1993). Немецкие военные корабли: биографии - отражение военно-морской истории с 1815 года по настоящее время [ Немецкие военные корабли: биографии - отражение военно-морской истории с 1815 года по настоящее время ] (на немецком языке). Том 2. Ратинген: Mundus Verlag. ISBN  978-3-8364-9743-5 .
  • Хильдебранд, Ганс Х.; Рёр, Альберт и Штайнмец, Ханс-Отто (1993). Немецкие военные корабли: биографии - отражение военно-морской истории с 1815 года по настоящее время [ Немецкие военные корабли: биографии - отражение военно-морской истории с 1815 года по настоящее время ] (на немецком языке). Том 5. Ратинген: Mundus Verlag. ISBN  978-3-7822-0456-9 .
  • Марли, Дэвид Ф. (1998). Войны Америк . Санта-Барбара: ABC-CLIO. ISBN  0-87436-837-5 .
  • Ноттельманн, Дирк (2020). «Развитие малого крейсера в Императорском флоте Германии». В Иордании, Джон (ред.). Военный корабль 2020 . Оксфорд: Оспри. стр. 102–118. ISBN  978-1-4728-4071-4 .
  • Персонал, Гэри (2011). Битва на семи морях . Барнсли: Морское перо и меч. ISBN  978-1-84884-182-6 .

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
[ редактировать ]

53 ° 55' ю.ш., 55 ° 12' з.д.  /  53,917 ° ю.ш., 55,200 ° з.д.  / -53,917; -55.200

Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: fb54e540ff6720c1c32632dcb2a81f77__1723820280
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/fb/77/fb54e540ff6720c1c32632dcb2a81f77.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
SMS Leipzig (1905) - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)