СМС Берлин
Довоенная иллюстрация Берлина
| |
История | |
---|---|
Германская империя | |
Имя | Берлин |
Заложен | 1902 |
Запущен | 22 сентября 1903 г. |
Введен в эксплуатацию | 4 апреля 1905 г. |
Выведен из эксплуатации | 29 октября 1912 г. |
повторно введен в эксплуатацию | 1 августа 1914 г. |
Выведен из эксплуатации | 11 февраля 1917 г. |
повторно введен в эксплуатацию | 2 июля 1922 г. |
Выведен из эксплуатации | 27 марта 1929 г. |
пораженный | 1 октября 1935 г. |
Судьба | Затоплен , 1947 год. |
Общие характеристики | |
Класс и тип | «Бремен» типа Легкий крейсер |
Смещение |
|
Длина | Общая длина : 111,1 метра (365 футов) |
Луч | 13,3 м (43,6 футов) |
Черновик | 5,51 м (18,1 футов) |
Установленная мощность |
|
Движение |
|
Скорость | 22 узла (41 км/ч; 25 миль в час) |
Диапазон | 4270 миль (7910 км; 4910 миль) на скорости 12 узлов (22 км / ч; 14 миль в час) |
Дополнить |
|
Вооружение | |
Броня |
|
СМС Берлин («Корабль Его Величества Берлин ») [ а ] был вторым членом семисудового Бремен» класса « легких крейсеров , построенных для немецкой Kaiserliche Marine (Императорский флот) в начале 1900-х годов. Ей и ее однотипным кораблям было заказано военно-морское право 1898 года , которое требовало строительства новых крейсеров для замены устаревших судов во флоте. Конструкция класса «Бремен» была заимствована из предыдущего «Газель» класса с использованием более крупного корпуса , что позволило установить дополнительные котлы , увеличивающие скорость. Названный в честь столицы Германии Берлина , корабль был вооружен главной батареей из десяти орудий калибра 10,5 см (4,1 дюйма) и имел максимальную скорость 22 узла (41 км/ч; 25 миль в час).
Большую часть своей ранней карьеры Берлин прослужила в составе разведывательных сил основного флота; в этот период она провела учения частей и флота, поездки в зарубежные страны, а в 1908 и 1909 годах — несколько дальних учебных походов в Центральную Атлантику. В 1911 году корабль участвовал в Агадирском кризисе из-за аннексии Францией части Марокко, что привело к дипломатическому поражению Германии. Берлин был переведен в резервный статус в конце 1912 года и оставался вне эксплуатации до начала Первой мировой войны в июле 1914 года. Он использовался для поддержки немецких сил береговой обороны и для разведки флота открытого моря ; В двух разных случаях ей приходилось буксировать свой однотипный корабль «Данциг» обратно в порт после того, как последний подорвался на морских минах , и ей приходилось буксировать свою сестру «Мюнхен» после того, как это судно было торпедировано подводной лодкой . В начале 1917 года Берлин был превращен в тендер и до конца войны больше не участвовал в активной службе.
Среди немногих судов, разрешенных Веймарской Германии по Версальскому договору , «Берлин» первоначально использовался как стационарное учебное судно, а затем был модернизирован между 1921 и 1922 годами . -1920-е годы предпринял серию дальних учебных походов. В самом дальнем из них, продолжавшемся с конца 1927 по начало 1929 года, корабль дошел до Восточной Азии . Он был выведен из эксплуатации в марте 1929 года и оставался в резерве до 1935 года, когда его переоборудовали в казарму , и эту роль она выполняла во время Второй мировой войны . После войны он был загружен химическим оружием и затоплен в Скагерраке в 1947 году.
Дизайн
[ редактировать ]Немецкий военно-морской закон 1898 года предусматривал замену старых крейсерских судов флота — паровых корветов , незащищённых крейсеров и авизо — современными лёгкими крейсерами . Первая партия судов, отвечающих этому требованию, «Газель» класса предназначалась для использования как в качестве разведчиков флота, так и в качестве базовых кораблей в колониальной империи Германии . Они послужили основой для последующих проектов, начиная с «Бремен» класса , разработанного в 1901–1903 годах. Основные улучшения заключались в увеличении корпуса , что позволило установить дополнительную пару котлов, и в увеличении максимальной скорости. [ 1 ] [ 2 ]
Берлина составляла 111,1 метра (365 футов) Общая длина , ширина - 13,3 м (44 фута) и осадка вперед - 5,51 м (18,1 фута). Его водоизмещение 3278 метрических тонн (3226 длинных тонн ) согласно проекту и до 3792 тонн (3732 длинных тонны) при полной нагрузке . Ее силовая установка состояла из двух паровых двигателей тройного расширения, пар которых вырабатывался десятью угольными водотрубными котлами морского типа . Ее силовая установка имела мощность 10 000 лошадиных сил (9 900 л.с. ) при максимальной скорости 22 узла (41 км/ч; 25 миль в час). Берлин перевозил до 860 т (850 длинных тонн) угля, что давало ему дальность полета 4270 морских миль (7910 км; 4910 миль) при скорости 12 узлов (22 км/ч; 14 миль в час). У нее был экипаж из 14 офицеров и 274–287 рядовых. [ 3 ]
Корабль был вооружен десятью 10,5-см (4,1 дюйма) орудиями SK L/40 в одиночных установках. Два из них были размещены рядом в носовой части бака , шесть — в миделе корабля , по три с каждого борта и два — рядом в кормовой части. Орудия могли поражать цели на расстоянии до 12 200 м (13 300 ярдов). Им было поставлено 1500 патронов по 150 снарядов на ствол. Для защиты от торпедных катеров он нес десять орудий Максима калибра 3,7 см (1,5 дюйма) в отдельных креплениях. Он также был оснащен двумя торпедными аппаратами диаметром 45 см (17,7 дюйма) с пятью торпедами . Они были погружены в корпус с борта . В 1915 году «Берлин» был модифицирован для установки 80 морских мин . Корабль был защищен бронепалубой толщиной до 80 мм (3,1 дюйма). толщиной Боевая рубка имела борта 100 мм (3,9 дюйма), а орудия были защищены орудийными щитами толщиной 50 мм (2 дюйма) . [ 3 ] [ 4 ]
История обслуживания
[ редактировать ]Строительство – 1910 г.
[ редактировать ]Берлин был заказан под названием Ersatz Zieten. [ б ] и был заложен на Kaiserliche Werft (Императорской верфи) в Данциге в 1902 году. Он был спущен на воду 22 сентября 1903 года, и мэр Берлина произнес Мартин Киршнер речь и окрестил корабль. После завершения по оснащению работ он был отправлен на ходовые испытания 4 апреля 1905 года. Первоначальные испытания продолжались до 15 июня, и сразу после этого он присоединился к Гогенцоллерну , яхте кайзера Вильгельма II , в путешествии, которое началось 18 июня. корабли участвовали в серии парусных регат В течение следующих нескольких недель ; первая была на реке Эльбе , за ней последовала Кильская неделя и, наконец, Неделя Травемюнде . Затем в июле два корабля отправились в ежегодный летний круиз «Кайзера», во время которого с 12 по 16 июля они посетили Гефле , Норвегия. Там Вильгельма II встретил король Оскар II тогдашней Швеции и Норвегии . Затем Берлин сопровождал Гогенцоллернов в круиз по Балтийскому морю , кульминацией которого стало посещение острова Бьоркё у побережья Финляндии; там Вильгельм встретил своего кузена, Царь Николай II России с 23 по 24 июля. Путешествие завершилось визитом в Копенгаген , Дания, с 31 июля по 3 августа, где Вильгельм встретился с королем Дании Кристианом IX . Берлин вернулся в Киль , Германия, 8 августа. [ 5 ] [ 6 ]
Затем корабль был передан в состав флота, однако в ежегодных маневрах флота, проводимых в конце августа — начале сентября, участия не принимал. По завершении учений корветтенкапитан ( КК —Corvette Captain) Хьюго Крафт командование кораблем принял . Он официально присоединился к разведывательному отряду флота 29 сентября, заняв место легкого крейсера Amazone выведенного из эксплуатации Amazone ; Экипаж перебрался в Берлин , заменив первоначальный экипаж, собранный только для испытаний. Затем в ноябре Берлин присоединился к другим кораблям разведывательного подразделения для обучения эскадры на Балтике. маневры флота в Северном море В декабре последовали . 1906 и 1907 годы представляли собой аналогичный распорядок учений: в Северном море и на Скагерраке в начале года проводились учения подразделений, за которыми следовали маневры флота в мае и июне, летние походы в июле и августе и ежегодные крупные военные учения. Масштабные маневры флота проводятся каждый август и сентябрь. Дальнейшие маневры подразделений и флота были проведены ближе к концу обоих лет. В октябре 1907 г. Фрегаттенкапитан ( FK — Капитан фрегата) Артур Тапкен сменил Крафта на посту командира корабля. [ 5 ]
По настоянию командующего открытого моря Флотом адмирала принца Генриха Прусского флот совершил четыре крупных учебных похода в Атлантический океан в начале 1908 и 1909 годов. За оба года флот дважды совершал круизы в Испанию, в феврале и июле. . Во время февральских круизов Берлин посетил Виго , Испания, а во время июльских круизов он остановился в Ла-Корунье , Испания, и Орте, Азорских островах в 1908 году и Вилагарсии в 1909 году. Берлин сопровождал Вильгельма II в другом зарубежном круизе, на этот раз с кайзером. флота на борту флагмана , додредноутного линкора «Дойчланд» , в круизе в Гельголанд , а затем в Бремерхафен, который длился с 8 по 11 марта 1908 года. Порядок маневров частей и флота следовал той же схеме, что и в предыдущие годы. В 1910 году адмирал Хеннинг фон Хольцендорф сменил Генриха на посту командующего флотом, и он свернул программу атлантических круизов, вместо этого предпочтя сосредоточиться на учениях в Северном и Балтийском морях. Летний круиз этого года вернулся в воды Норвегии. В сентябре К.К. Генрих Лёляйн . Командование кораблем принял [ 7 ]
Агадирский кризис
[ редактировать ]1911 год начался с похода эскадры в Норвегию. В мае « Берлин» был поставлен в сухой док на несколько недель для технического обслуживания, после чего он снова присоединился к флоту для маневров в Балтийском море, которые завершились обратным рейсом в Северное море и визитом в Эмден . 27 июня Берлина экипаж получил приказ перебраться к побережью Западной Африки во время Агадирского кризиса, чтобы заменить там канонерскую лодку «Пантера» . На следующий день она отправилась в путь и прошла через канал Кайзера Вильгельма . Он прошел через Дуврский пролив в ночь с 30 июня на 1 июля и через три дня достиг Агадира , Марокко. в марокканских водах не было Поскольку возможности добывать уголь в Берлине , немецкое командование решило сохранить «Пантеру» , чтобы немецкий военный корабль мог постоянно находиться на стоянке. 20 июля канонерская лодка «Эбер» прибыла на помощь «Пантере» , позволив ей вернуться в Германию. Пока они работали в Агадире, Берлин и Эбер поочередно совершали поездки в Лас-Пальмас на Канарских островах, чтобы пополнить свои запасы угля. [ 8 ]
Пока Берлин находился в Агадире, подразделение французской армии , замаскированное под торговцев, вошло в порт, подняло французский триколор над городской касбой и объявило об аннексии порта Францией. Лёлейн телеграфировал немецкому командованию в Берлин, чтобы определить, какой курс действий ему следует предпринять ввиду французской провокации, и ему было приказано избегать конфликта. В конечном итоге спор был разрешен дипломатическим путем, и французский флаг был временно снят с касбы, хотя кризис был разрешен, когда Германия приняла позицию Франции в Марокко, и ознаменовал серьезное поражение интересов Германии в Африке. Развертывание ознаменовалось проблемами со связью между Берлином и передающей станцией дальнего действия Науэн в Германии, поскольку французские станции в регионе не ретранслировали немецкие сигналы; Берлин был вынужден полагаться на торговые суда, оснащенные передатчиками в этом районе, для связи с правительством Германии. [ 8 ]
К октябрю ситуация успокоилась, и запланированная смена командования в Берлине состоялась, как и было запланировано, 3 ноября, когда Лёлейна заменил ФК Вильгельм Тэгерт . После этого Берлин и Эбер были отозваны, и 28 ноября крейсер отправился в путь. На обратном пути она посетила Могадор , Касабланку и Танжер во Французской Северной Африке . Проходя через Бискайский залив , она столкнулась с сильным штормом, который повредил корабль и задержал его рейс на север на пять дней. Ей пришлось остановиться в Портсмуте , Великобритания, чтобы добыть уголь и восстановить часть повреждений, нанесенных ураганом. Она прошла обратно через Дуврский пролив 12 декабря и вернулась в Киль через два дня. [ 9 ]
После возвращения домой Берлин был приписан к разведывательной части. Она участвовала в маневрах эскадры и флота, проходивших в Северном море в феврале и марте 1912 года. Еще одна серия учений была проведена на Балтике в июле и августе, за которыми следовали ежегодные маневры флота в августе и сентябре. 27 сентября он прибыл в Киль, где Тэгерт и часть команды покинули корабль, чтобы подготовить новый крейсер « Страсбург» к вводу в строй 1 октября. Остальная часть экипажа «Берлина » доставила корабль в Вильгельмсхафен, где он был списан 29 октября и переведен в резерв , где оставался до середины 1914 года. [ 10 ]
Первая мировая война
[ редактировать ]С началом Первой мировой войны в июле 1914 года Берлин Германии был возобновлен в рамках мобилизации для участия в конфликте. Он был повторно введен в строй 17 августа под командованием ФК Фридриха фон Бюлова и с 3 по 17 сентября провел короткий период ходовых испытаний и индивидуальных тренировок. Пока она еще работала, Берлин был назначен командиром флотилии , миноносцев дислоцированной в Нефритовой бухте . Бюлов в то время командовал и кораблём, и флотилией, но 17 сентября вместо него был переведен в IV разведывательную группу , её место в Нефритовой флотилии занял корабль береговой обороны «Зигфрид» . Затем IV разведывательная группа собралась в западной части Балтики для учений. Корабли были временно переданы в состав Дивизии береговой обороны Балтийского моря, и им было поручено с 27 сентября по 2 октября патрулировать район у Лангеланда в Датских проливах . На следующий день корабли были переброшены в Немецкую бухту , где поддерживали патрули, охранявшие немецкое побережье Северного моря. [ 11 ]
Берлин оставался там до 24 октября 1915 года, хотя остальная часть IV разведывательной группы обычно действовала с флотом открытого моря до 1915 года. В этот период Берлин присоединился к кораблям II разведывательной группы для прикрытия операции по постановке мин в районе банки Сварте с 17-18 апреля. Во время очередной операции по постановке мин у Доггер-банки 18 мая Берлина не однотипный корабль «Данциг» подорвался на британской мине, и Берлин взял его на буксир, пока прибыл буксир «Борей» и не взял управление на себя. С 30 июля по 28 августа «Берлин» прошел капитальный ремонт и был переоборудован для перевозки восьмидесяти мин. [ 10 ] [ 12 ] Корабль был выделен из IV разведывательной группы 24 октября и передан ВМС Балтийского моря, а в тот же день переброшен в Киль. На следующий день он отправился в путь в компании легкого крейсера «Штутгарт» и V флотилии торпедных катеров, направлявшихся в Либаву . После прибытия он присоединился к разведывательным кораблям Восточной Балтики, а затем направился на север, в Виндау , где заменил свой однотипный корабль «Бремен» . Берлину пришлось отбуксировать Данциг , подорвавшийся на еще одну мину, обратно в Нойфарвассар с 25 по 26 ноября. [ 10 ]
В конце 1915 — начале 1916 года немцы значительно сократили военно-морские силы на Балтике и Берлин снова передали IV разведывательной группе. Он покинул восточную часть Балтики 6 января 1916 года вместе с дредноутами «Брауншвейг» и «Мекленбург» и X флотилией торпедных катеров и на следующий день прибыл в Киль. Оттуда она проследовала через канал кайзера Вильгельма в Вильгельмсхафен и прибыла на следующий день. Завершив там небольшой ремонт, она вернулась в отряд 3 февраля и возобновила патрулирование в Немецкой бухте. Он участвовал в паре боевых вылетов флота 3–4 и 25–26 марта, оба из которых дошли до банки Амрун , и ни один из них не встретил британских войск. 18 мая он был поставлен в сухой док для очередного капитального ремонта, поэтому был недоступен, когда флот отправился в операцию, завершившуюся Ютландской битвой 31 мая – 1 июня. Берлин вышел из верфи 8 июня. [ 10 ] [ 13 ]
во время патрулирования в компании со своей сестрой Мюнхен 19 октября Берлин был атакован британской подводной лодкой HMS E38 . Торпеда, выпущенная по Берлину, промахнулась, но та, которую E38 выпустила по Мюнхену, нашла свою цель. Берлин взял свою поврежденную сестру на буксир обратно в порт, хотя на следующий день ее сменил буксир верфи. В декабре Берлин была переведена во II разведывательную группу, но ее пребывание там было недолгим, так как 14 января 1917 года ее перевели на береговую патрульную службу в Северном море. В начале февраля она переехала в Киль, а затем 5-го числа в Данциг; там она была выведена из эксплуатации 11 февраля. Он был разоружен и преобразован в тендер на должность командующего войсками береговой обороны на Балтике, прослужив в этой роли с 26 апреля 1918 года до конца войны в ноябре. [ 14 ] [ 15 ] [ 16 ]
Более поздняя карьера
[ редактировать ]Берлин был среди шести легких крейсеров, которые Германии было разрешено сохранить по Версальскому договору, положившему конец войне. Первоначально он использовался как тренировочный корпус для бригад котельной ; для этой должности ее перевели в Киль 16 декабря 1919 года, где она исполняла следующие полтора года. В этот период оберлейтенант цур Зее (первый лейтенант) Кламор фон Трота занимал пост командира корабля с декабря 1920 по апрель 1921 года, когда его ненадолго сменил К.Л. Ганс Вальтер . К середине 1921 года послевоенный немецкий флот, Рейхсмарине (Военно-морской флот Королевства), решил вновь активировать судно для использования в качестве учебного корабля для морских кадетов , и его перевели в Вильгельмсхафен, где он был выведен из эксплуатации 10 июня и поставлен в сухой док для капитального ремонта и модернизации. Работа включала замену ее оригинального таранного лука на более современный лук -клипер . Он был повторно введен в строй 2 июля 1922 года под командованием KzS Вильфрида фон Левенфельда и был приписан к Инспекции военно-морской подготовки. Позже в том же году она отправилась в тренировочный круиз, который включал заходы в порты скандинавских и голландских городов. В следующем году состоялся длительный тренировочный круиз, в ходе которого корабль посетил Норвегию, Исландию и Фарерские острова . В октябре 1923 года KzS Пауль Вюльфинг фон Диттен . Левенфельда сменил [ 17 ]
15 января 1924 года Берлин отправился в первый после окончания войны крупный зарубежный круиз немецкого военного корабля. Она путешествовала по центральной Атлантике, посетив Понта-Делгада на Азорских островах , Санта-Крус-де-Тенерифе и Лас-Пальмас на Канарских островах, Фуншал на Мадейре и Картахену в Испании . Она вернулась в Киль 18 марта. Корабль принимал участие в ежегодных маневрах флота, проходивших в августе и сентябре того же года, в ходе которых принимал Отто Гесслера , министра рейхсвера . Следующий крупный тренировочный рейс начался 1 ноября и дошел до Центральной и Южной Америки. Во время путешествия Берлин останавливался в Санта-Крус-де-Тенерифе, Сент-Томасе, Виргинских островах США , Картахене, Колумбии , Веракрусе , Мексике, Гаване , Кубе, Ла-Гуайре , Венесуэле, Сан-Хуане , Пуэрто-Рико и Понта-Делгада. Проходя через Бискайский залив на обратном пути в Германию, она попала в сильный шторм. Берлин достиг Киля 16 марта 1925 года. В июле KzS Эрнст Юнкерман сменил Диттена на посту командира корабля. [ 18 ]
Следующий крупный круиз начался 9 сентября; на этот раз Берлин дошел до западного побережья Южной Америки. Она посетила Понта-Делгада, Гамильтон, Бермуды , Порт-о-Пренс , Гаити, Колон , Венесуэлу, Пуэрто-Мадрин , Аргентину, Гуаякиль , Эквадор, Кальяо , Перу и несколько портов Чили, включая Вальпараисо , Коррал , Талькауано и Пунта-Аренас . После возвращения в Атлантику она остановилась в Мар-дель-Плата и Буэнос-Айресе , Аргентина, Монтевидео , Уругвай, и Рио-де-Жанейро , Бразилия. новый легкий крейсер «Эмден» Затем она направилась обратно в европейские воды, остановившись в Виго, Испания, а затем прибыла в Киль 22 марта 1926 года. Ее экипаж был сокращен там до 25 сентября, поскольку ее место в качестве учебного судна должен был занять . В то же время ФК Ханс Кольбе командование судном принял . Берлин был переведен из Инспекции военно-морской подготовки на Marinestation der Ostsee (Военно-морская база Балтийского моря) для службы на флоте. В период с апреля по июнь 1927 года она и другие суда флота совершили дальний круиз по центральной Атлантике, который включал посещение Санта-Крус-де-Тенерифе, различных портов на Азорских островах, а также городов Португалии и Испании. В то время как в Орта , Испания, 19 мая Берлин оказал помощь португальскому паруснику, который находился под угрозой затопления. [ 17 ]
После маневров флота, завершившихся военно-морским смотром президента Пауля фон Гинденбурга 14 сентября, Гинденбург перебрался с линкора «Шлезвиг-Гольштейн» в Берлин , который доставил его в Кенигсберг в Восточной Пруссии . После того, Берлину « как ранее в том же году, 30 июня, был выведен из эксплуатации родственный Гамбург» , было принято решение вернуть Берлин Инспекции военно-морской подготовки. Ее переназначили 1 октября, а 1 декабря она начала свой самый дальний тренировочный рейс. Это путешествие, продолжавшееся около пятнадцати месяцев, привело корабль до Восточной Азии . [ 18 ] Во время круиза она остановилась во Фримантле , Австралия. [ 19 ] Берлин вернулся в Куксхафен 7 марта 1929 года; оттуда ее перевели в Киль, где в последний раз вывели из эксплуатации 27 марта. Он оставался в резерве до 1 октября 1935 года, после чего немецкий военно-морской флот, к тому времени переименованный в Кригсмарине (Военный флот), исключил корабль из военно-морского реестра , а затем использовал его в качестве казармы в Киле. Там она пережила Вторую мировую войну ; после войны он был загружен химическим оружием и затоплен в Скаггераке для его утилизации 31 мая 1947 года. [ 20 ] [ 21 ]
Примечания
[ редактировать ]Сноски
[ редактировать ]- ^ «SMS» означает « Seiner Majestät Schiff » (нем. « Корабль Его Величества» ).
- ^ Немецкие военные корабли были заказаны под предварительными названиями. За пополнение флота давали одну букву; для кораблей, предназначенных для замены старых или утраченных судов, они были обозначены как « Эрзац (название заменяемого корабля)».
Цитаты
[ редактировать ]- ^ Хильдебранд, Рёр и Штейнмец , стр. 124.
- ^ Ноттельманн , стр. 108–110.
- ^ Перейти обратно: а б Гренер , стр. 102–103.
- ^ Хильдебранд, Рёр и Штейнмец , стр. 55.
- ^ Перейти обратно: а б Хильдебранд, Рёр и Штейнмец , с. 56.
- ^ Грёнер , стр. 102–104.
- ^ Хильдебранд, Рёр и Штайнмец , стр. 55–57.
- ^ Перейти обратно: а б Хильдебранд, Рёр и Штейнмец , с. 57.
- ^ Хильдебранд, Рёр и Штайнмец , стр. 55, 57–58.
- ^ Перейти обратно: а б с д Хильдебранд, Рёр и Штейнмец , с. 58.
- ^ Хильдебранд, Рёр и Штайнмец , стр. 55, 58.
- ^ Грёнер , с. 103.
- ^ Кэмпбелл , с. 23.
- ^ Грёнер , стр. 103–104.
- ^ Хильдебранд, Рёр и Штайнмец , стр. 58–59.
- ^ Такер , с. 667.
- ^ Перейти обратно: а б Хильдебранд, Рёр и Штайнмец , стр. 56, 59.
- ^ Перейти обратно: а б Хильдебранд, Рёр и Штейнмец , с. 59.
- ^ «Немецкий крейсер посетит Фримантл» . Сидней Морнинг Геральд . 7 августа 1928 года . Проверено 27 октября 2012 г.
- ^ Грёнер , с. 104.
- ^ Хильдебранд, Рёр и Штайнмец , стр. 56, 59–60.
Ссылки
[ редактировать ]- Кэмпбелл, Джон (1998). Ютландия: анализ боевых действий . Лондон: Conway Maritime Press. ISBN 978-1-55821-759-1 .
- Грёнер, Эрих (1990). Немецкие военные корабли: 1815–1945 гг . Том. I: Крупные надводные корабли. Аннаполис: Издательство Военно-морского института. ISBN 978-0-87021-790-6 .
- Хильдебранд, Ганс Х.; Рёр, Альберт и Штайнмец, Ханс-Отто (1993). Немецкие военные корабли: биографии - отражение военно-морской истории с 1815 года по настоящее время [ Немецкие военные корабли: биографии - отражение военно-морской истории с 1815 года по настоящее время ] (на немецком языке). Том 2. Ратинген: Mundus Verlag. ISBN 978-3-8364-9743-5 .
- Ноттельманн, Дирк (2020). «Развитие малого крейсера в Императорском флоте Германии». В Иордании, Джон (ред.). Военный корабль 2020 . Оксфорд: Оспри. стр. 102–118. ISBN 978-1-4728-4071-4 .
- Такер, Спенсер (1996). Европейские державы в Первой мировой войне . Нью-Йорк: Паб Garland. ISBN 978-0-8153-0399-2 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Додсон, Эйдан; Кант, Серена (2020). Военные трофеи: судьба вражеских флотов после двух мировых войн . Барнсли: Издательство Сифорт. ISBN 978-1-5267-4198-1 .
- Додсон, Эйдан ; Ноттельманн, Дирк (2021). Крейсеры Кайзера 1871–1918 гг . Аннаполис: Издательство Военно-морского института. ISBN 978-1-68247-745-8 .