Jump to content

СМС Берлин

Это хорошая статья. Нажмите здесь для получения дополнительной информации.

Довоенная иллюстрация Берлина
История
Германская империя
Имя Берлин
Заложен 1902
Запущен 22 сентября 1903 г.
Введен в эксплуатацию 4 апреля 1905 г.
Выведен из эксплуатации 29 октября 1912 г.
повторно введен в эксплуатацию 1 августа 1914 г.
Выведен из эксплуатации 11 февраля 1917 г.
повторно введен в эксплуатацию 2 июля 1922 г.
Выведен из эксплуатации 27 марта 1929 г.
пораженный 1 октября 1935 г.
Судьба Затоплен , 1947 год.
Общие характеристики
Класс и тип «Бремен» типа Легкий крейсер
Смещение
Длина Общая длина : 111,1 метра (365 футов)
Луч 13,3 м (43,6 футов)
Черновик 5,51 м (18,1 футов)
Установленная мощность
Движение
Скорость 22 узла (41 км/ч; 25 миль в час)
Диапазон 4270 миль (7910 км; 4910 миль) на скорости 12 узлов (22 км / ч; 14 миль в час)
Дополнить
  • 14 офицеров
  • 274–287 военнослужащих
Вооружение
Броня

СМС Берлин («Корабль Его Величества Берлин ») [ а ] был вторым членом семисудового Бремен» класса « легких крейсеров , построенных для немецкой Kaiserliche Marine (Императорский флот) в начале 1900-х годов. Ей и ее однотипным кораблям было заказано военно-морское право 1898 года , которое требовало строительства новых крейсеров для замены устаревших судов во флоте. Конструкция класса «Бремен» была заимствована из предыдущего «Газель» класса с использованием более крупного корпуса , что позволило установить дополнительные котлы , увеличивающие скорость. Названный в честь столицы Германии Берлина , корабль был вооружен главной батареей из десяти орудий калибра 10,5 см (4,1 дюйма) и имел максимальную скорость 22 узла (41 км/ч; 25 миль в час).

Большую часть своей ранней карьеры Берлин прослужила в составе разведывательных сил основного флота; в этот период она провела учения частей и флота, поездки в зарубежные страны, а в 1908 и 1909 годах — несколько дальних учебных походов в Центральную Атлантику. В 1911 году корабль участвовал в Агадирском кризисе из-за аннексии Францией части Марокко, что привело к дипломатическому поражению Германии. Берлин был переведен в резервный статус в конце 1912 года и оставался вне эксплуатации до начала Первой мировой войны в июле 1914 года. Он использовался для поддержки немецких сил береговой обороны и для разведки флота открытого моря ; В двух разных случаях ей приходилось буксировать свой однотипный корабль «Данциг» обратно в порт после того, как последний подорвался на морских минах , и ей приходилось буксировать свою сестру «Мюнхен» после того, как это судно было торпедировано подводной лодкой . В начале 1917 года Берлин был превращен в тендер и до конца войны больше не участвовал в активной службе.

Среди немногих судов, разрешенных Веймарской Германии по Версальскому договору , «Берлин» первоначально использовался как стационарное учебное судно, а затем был модернизирован между 1921 и 1922 годами . -1920-е годы предпринял серию дальних учебных походов. В самом дальнем из них, продолжавшемся с конца 1927 по начало 1929 года, корабль дошел до Восточной Азии . Он был выведен из эксплуатации в марте 1929 года и оставался в резерве до 1935 года, когда его переоборудовали в казарму , и эту роль она выполняла во время Второй мировой войны . После войны он был загружен химическим оружием и затоплен в Скагерраке в 1947 году.

План и профиль Бременского класса

Немецкий военно-морской закон 1898 года предусматривал замену старых крейсерских судов флота — паровых корветов , незащищённых крейсеров и авизо — современными лёгкими крейсерами . Первая партия судов, отвечающих этому требованию, «Газель» класса предназначалась для использования как в качестве разведчиков флота, так и в качестве базовых кораблей в колониальной империи Германии . Они послужили основой для последующих проектов, начиная с «Бремен» класса , разработанного в 1901–1903 годах. Основные улучшения заключались в увеличении корпуса , что позволило установить дополнительную пару котлов, и в увеличении максимальной скорости. [ 1 ] [ 2 ]

Берлина составляла 111,1 метра (365 футов) Общая длина , ширина - 13,3 м (44 фута) и осадка вперед - 5,51 м (18,1 фута). Его водоизмещение 3278 метрических тонн (3226 длинных тонн ) согласно проекту и до 3792 тонн (3732 длинных тонны) при полной нагрузке . Ее силовая установка состояла из двух паровых двигателей тройного расширения, пар которых вырабатывался десятью угольными водотрубными котлами морского типа . Ее силовая установка имела мощность 10 000 лошадиных сил (9 900 л.с. ) при максимальной скорости 22 узла (41 км/ч; 25 миль в час). Берлин перевозил до 860 т (850 длинных тонн) угля, что давало ему дальность полета 4270 морских миль (7910 км; 4910 миль) при скорости 12 узлов (22 км/ч; 14 миль в час). У нее был экипаж из 14 офицеров и 274–287 рядовых. [ 3 ]

Корабль был вооружен десятью 10,5-см (4,1 дюйма) орудиями SK L/40 в одиночных установках. Два из них были размещены рядом в носовой части бака , шесть — в миделе корабля , по три с каждого борта и два — рядом в кормовой части. Орудия могли поражать цели на расстоянии до 12 200 м (13 300 ярдов). Им было поставлено 1500 патронов по 150 снарядов на ствол. Для защиты от торпедных катеров он нес десять орудий Максима калибра 3,7 см (1,5 дюйма) в отдельных креплениях. Он также был оснащен двумя торпедными аппаратами диаметром 45 см (17,7 дюйма) с пятью торпедами . Они были погружены в корпус с борта . В 1915 году «Берлин» был модифицирован для установки 80 морских мин . Корабль был защищен бронепалубой толщиной до 80 мм (3,1 дюйма). толщиной Боевая рубка имела борта 100 мм (3,9 дюйма), а орудия были защищены орудийными щитами толщиной 50 мм (2 дюйма) . [ 3 ] [ 4 ]

История обслуживания

[ редактировать ]

Строительство – 1910 г.

[ редактировать ]
Берлин в начале карьеры

Берлин был заказан под названием Ersatz Zieten. [ б ] и был заложен на Kaiserliche Werft (Императорской верфи) в Данциге в 1902 году. Он был спущен на воду 22 сентября 1903 года, и мэр Берлина произнес Мартин Киршнер речь и окрестил корабль. После завершения по оснащению работ он был отправлен на ходовые испытания 4 апреля 1905 года. Первоначальные испытания продолжались до 15 июня, и сразу после этого он присоединился к Гогенцоллерну , яхте кайзера Вильгельма II , в путешествии, которое началось 18 июня. корабли участвовали в серии парусных регат В течение следующих нескольких недель ; первая была на реке Эльбе , за ней последовала Кильская неделя и, наконец, Неделя Травемюнде . Затем в июле два корабля отправились в ежегодный летний круиз «Кайзера», во время которого с 12 по 16 июля они посетили Гефле , Норвегия. Там Вильгельма II встретил король Оскар II тогдашней Швеции и Норвегии . Затем Берлин сопровождал Гогенцоллернов в круиз по Балтийскому морю , кульминацией которого стало посещение острова Бьоркё у побережья Финляндии; там Вильгельм встретил своего кузена, Царь Николай II России с 23 по 24 июля. Путешествие завершилось визитом в Копенгаген , Дания, с 31 июля по 3 августа, где Вильгельм встретился с королем Дании Кристианом IX . Берлин вернулся в Киль , Германия, 8 августа. [ 5 ] [ 6 ]

Затем корабль был передан в состав флота, однако в ежегодных маневрах флота, проводимых в конце августа — начале сентября, участия не принимал. По завершении учений корветтенкапитан ( КК —Corvette Captain) Хьюго Крафт командование кораблем принял . Он официально присоединился к разведывательному отряду флота 29 сентября, заняв место легкого крейсера Amazone выведенного из эксплуатации Amazone ; Экипаж перебрался в Берлин , заменив первоначальный экипаж, собранный только для испытаний. Затем в ноябре Берлин присоединился к другим кораблям разведывательного подразделения для обучения эскадры на Балтике. маневры флота в Северном море В декабре последовали . 1906 и 1907 годы представляли собой аналогичный распорядок учений: в Северном море и на Скагерраке в начале года проводились учения подразделений, за которыми следовали маневры флота в мае и июне, летние походы в июле и августе и ежегодные крупные военные учения. Масштабные маневры флота проводятся каждый август и сентябрь. Дальнейшие маневры подразделений и флота были проведены ближе к концу обоих лет. В октябре 1907 г. Фрегаттенкапитан ( FK — Капитан фрегата) Артур Тапкен сменил Крафта на посту командира корабля. [ 5 ]

По настоянию командующего открытого моря Флотом адмирала принца Генриха Прусского флот совершил четыре крупных учебных похода в Атлантический океан в начале 1908 и 1909 годов. За оба года флот дважды совершал круизы в Испанию, в феврале и июле. . Во время февральских круизов Берлин посетил Виго , Испания, а во время июльских круизов он остановился в Ла-Корунье , Испания, и Орте, Азорских островах в 1908 году и Вилагарсии в 1909 году. Берлин сопровождал Вильгельма II в другом зарубежном круизе, на этот раз с кайзером. флота на борту флагмана , додредноутного линкора «Дойчланд» , в круизе в Гельголанд , а затем в Бремерхафен, который длился с 8 по 11 марта 1908 года. Порядок маневров частей и флота следовал той же схеме, что и в предыдущие годы. В 1910 году адмирал Хеннинг фон Хольцендорф сменил Генриха на посту командующего флотом, и он свернул программу атлантических круизов, вместо этого предпочтя сосредоточиться на учениях в Северном и Балтийском морях. Летний круиз этого года вернулся в воды Норвегии. В сентябре К.К. Генрих Лёляйн . Командование кораблем принял [ 7 ]

Агадирский кризис

[ редактировать ]
Берлин Вид на касбы Агадира со стороны во время Агадирского кризиса в 1911 году.

1911 год начался с похода эскадры в Норвегию. В мае « Берлин» был поставлен в сухой док на несколько недель для технического обслуживания, после чего он снова присоединился к флоту для маневров в Балтийском море, которые завершились обратным рейсом в Северное море и визитом в Эмден . 27 июня Берлина экипаж получил приказ перебраться к побережью Западной Африки во время Агадирского кризиса, чтобы заменить там канонерскую лодку «Пантера» . На следующий день она отправилась в путь и прошла через канал Кайзера Вильгельма . Он прошел через Дуврский пролив в ночь с 30 июня на 1 июля и через три дня достиг Агадира , Марокко. в марокканских водах не было Поскольку возможности добывать уголь в Берлине , немецкое командование решило сохранить «Пантеру» , чтобы немецкий военный корабль мог постоянно находиться на стоянке. 20 июля канонерская лодка «Эбер» прибыла на помощь «Пантере» , позволив ей вернуться в Германию. Пока они работали в Агадире, Берлин и Эбер поочередно совершали поездки в Лас-Пальмас на Канарских островах, чтобы пополнить свои запасы угля. [ 8 ]

Пока Берлин находился в Агадире, подразделение французской армии , замаскированное под торговцев, вошло в порт, подняло французский триколор над городской касбой и объявило об аннексии порта Францией. Лёлейн телеграфировал немецкому командованию в Берлин, чтобы определить, какой курс действий ему следует предпринять ввиду французской провокации, и ему было приказано избегать конфликта. В конечном итоге спор был разрешен дипломатическим путем, и французский флаг был временно снят с касбы, хотя кризис был разрешен, когда Германия приняла позицию Франции в Марокко, и ознаменовал серьезное поражение интересов Германии в Африке. Развертывание ознаменовалось проблемами со связью между Берлином и передающей станцией дальнего действия Науэн в Германии, поскольку французские станции в регионе не ретранслировали немецкие сигналы; Берлин был вынужден полагаться на торговые суда, оснащенные передатчиками в этом районе, для связи с правительством Германии. [ 8 ]

К октябрю ситуация успокоилась, и запланированная смена командования в Берлине состоялась, как и было запланировано, 3 ноября, когда Лёлейна заменил ФК Вильгельм Тэгерт . После этого Берлин и Эбер были отозваны, и 28 ноября крейсер отправился в путь. На обратном пути она посетила Могадор , Касабланку и Танжер во Французской Северной Африке . Проходя через Бискайский залив , она столкнулась с сильным штормом, который повредил корабль и задержал его рейс на север на пять дней. Ей пришлось остановиться в Портсмуте , Великобритания, чтобы добыть уголь и восстановить часть повреждений, нанесенных ураганом. Она прошла обратно через Дуврский пролив 12 декабря и вернулась в Киль через два дня. [ 9 ]

После возвращения домой Берлин был приписан к разведывательной части. Она участвовала в маневрах эскадры и флота, проходивших в Северном море в феврале и марте 1912 года. Еще одна серия учений была проведена на Балтике в июле и августе, за которыми следовали ежегодные маневры флота в августе и сентябре. 27 сентября он прибыл в Киль, где Тэгерт и часть команды покинули корабль, чтобы подготовить новый крейсер « Страсбург» к вводу в строй 1 октября. Остальная часть экипажа «Берлина » доставила корабль в Вильгельмсхафен, где он был списан 29 октября и переведен в резерв , где оставался до середины 1914 года. [ 10 ]

Первая мировая война

[ редактировать ]
Карта Северного и Балтийского морей 1911 года.

С началом Первой мировой войны в июле 1914 года Берлин Германии был возобновлен в рамках мобилизации для участия в конфликте. Он был повторно введен в строй 17 августа под командованием ФК Фридриха фон Бюлова и с 3 по 17 сентября провел короткий период ходовых испытаний и индивидуальных тренировок. Пока она еще работала, Берлин был назначен командиром флотилии , миноносцев дислоцированной в Нефритовой бухте . Бюлов в то время командовал и кораблём, и флотилией, но 17 сентября вместо него был переведен в IV разведывательную группу , её место в Нефритовой флотилии занял корабль береговой обороны «Зигфрид» . Затем IV разведывательная группа собралась в западной части Балтики для учений. Корабли были временно переданы в состав Дивизии береговой обороны Балтийского моря, и им было поручено с 27 сентября по 2 октября патрулировать район у Лангеланда в Датских проливах . На следующий день корабли были переброшены в Немецкую бухту , где поддерживали патрули, охранявшие немецкое побережье Северного моря. [ 11 ]

Берлин оставался там до 24 октября 1915 года, хотя остальная часть IV разведывательной группы обычно действовала с флотом открытого моря до 1915 года. В этот период Берлин присоединился к кораблям II разведывательной группы для прикрытия операции по постановке мин в районе банки Сварте с 17-18 апреля. Во время очередной операции по постановке мин у Доггер-банки 18 мая Берлина не однотипный корабль «Данциг» подорвался на британской мине, и Берлин взял его на буксир, пока прибыл буксир «Борей» и не взял управление на себя. С 30 июля по 28 августа «Берлин» прошел капитальный ремонт и был переоборудован для перевозки восьмидесяти мин. [ 10 ] [ 12 ] Корабль был выделен из IV разведывательной группы 24 октября и передан ВМС Балтийского моря, а в тот же день переброшен в Киль. На следующий день он отправился в путь в компании легкого крейсера «Штутгарт» и V флотилии торпедных катеров, направлявшихся в Либаву . После прибытия он присоединился к разведывательным кораблям Восточной Балтики, а затем направился на север, в Виндау , где заменил свой однотипный корабль «Бремен» . Берлину пришлось отбуксировать Данциг , подорвавшийся на еще одну мину, обратно в Нойфарвассар с 25 по 26 ноября. [ 10 ]

В конце 1915 — начале 1916 года немцы значительно сократили военно-морские силы на Балтике и Берлин снова передали IV разведывательной группе. Он покинул восточную часть Балтики 6 января 1916 года вместе с дредноутами «Брауншвейг» и «Мекленбург» и X флотилией торпедных катеров и на следующий день прибыл в Киль. Оттуда она проследовала через канал кайзера Вильгельма в Вильгельмсхафен и прибыла на следующий день. Завершив там небольшой ремонт, она вернулась в отряд 3 февраля и возобновила патрулирование в Немецкой бухте. Он участвовал в паре боевых вылетов флота 3–4 и 25–26 марта, оба из которых дошли до банки Амрун , и ни один из них не встретил британских войск. 18 мая он был поставлен в сухой док для очередного капитального ремонта, поэтому был недоступен, когда флот отправился в операцию, завершившуюся Ютландской битвой 31 мая – 1 июня. Берлин вышел из верфи 8 июня. [ 10 ] [ 13 ]

во время патрулирования в компании со своей сестрой Мюнхен 19 октября Берлин был атакован британской подводной лодкой HMS E38 . Торпеда, выпущенная по Берлину, промахнулась, но та, которую E38 выпустила по Мюнхену, нашла свою цель. Берлин взял свою поврежденную сестру на буксир обратно в порт, хотя на следующий день ее сменил буксир верфи. В декабре Берлин была переведена во II разведывательную группу, но ее пребывание там было недолгим, так как 14 января 1917 года ее перевели на береговую патрульную службу в Северном море. В начале февраля она переехала в Киль, а затем 5-го числа в Данциг; там она была выведена из эксплуатации 11 февраля. Он был разоружен и преобразован в тендер на должность командующего войсками береговой обороны на Балтике, прослужив в этой роли с 26 апреля 1918 года до конца войны в ноябре. [ 14 ] [ 15 ] [ 16 ]

Более поздняя карьера

[ редактировать ]
Берлин после модернизации 1921–1923 гг.

Берлин был среди шести легких крейсеров, которые Германии было разрешено сохранить по Версальскому договору, положившему конец войне. Первоначально он использовался как тренировочный корпус для бригад котельной ; для этой должности ее перевели в Киль 16 декабря 1919 года, где она исполняла следующие полтора года. В этот период оберлейтенант цур Зее (первый лейтенант) Кламор фон Трота занимал пост командира корабля с декабря 1920 по апрель 1921 года, когда его ненадолго сменил К.Л. Ганс Вальтер . К середине 1921 года послевоенный немецкий флот, Рейхсмарине (Военно-морской флот Королевства), решил вновь активировать судно для использования в качестве учебного корабля для морских кадетов , и его перевели в Вильгельмсхафен, где он был выведен из эксплуатации 10 июня и поставлен в сухой док для капитального ремонта и модернизации. Работа включала замену ее оригинального таранного лука на более современный лук -клипер . Он был повторно введен в строй 2 июля 1922 года под командованием KzS Вильфрида фон Левенфельда и был приписан к Инспекции военно-морской подготовки. Позже в том же году она отправилась в тренировочный круиз, который включал заходы в порты скандинавских и голландских городов. В следующем году состоялся длительный тренировочный круиз, в ходе которого корабль посетил Норвегию, Исландию и Фарерские острова . В октябре 1923 года KzS Пауль Вюльфинг фон Диттен . Левенфельда сменил [ 17 ]

15 января 1924 года Берлин отправился в первый после окончания войны крупный зарубежный круиз немецкого военного корабля. Она путешествовала по центральной Атлантике, посетив Понта-Делгада на Азорских островах , Санта-Крус-де-Тенерифе и Лас-Пальмас на Канарских островах, Фуншал на Мадейре и Картахену в Испании . Она вернулась в Киль 18 марта. Корабль принимал участие в ежегодных маневрах флота, проходивших в августе и сентябре того же года, в ходе которых принимал Отто Гесслера , министра рейхсвера . Следующий крупный тренировочный рейс начался 1 ноября и дошел до Центральной и Южной Америки. Во время путешествия Берлин останавливался в Санта-Крус-де-Тенерифе, Сент-Томасе, Виргинских островах США , Картахене, Колумбии , Веракрусе , Мексике, Гаване , Кубе, Ла-Гуайре , Венесуэле, Сан-Хуане , Пуэрто-Рико и Понта-Делгада. Проходя через Бискайский залив на обратном пути в Германию, она попала в сильный шторм. Берлин достиг Киля 16 марта 1925 года. В июле KzS Эрнст Юнкерман сменил Диттена на посту командира корабля. [ 18 ]

Следующий крупный круиз начался 9 сентября; на этот раз Берлин дошел до западного побережья Южной Америки. Она посетила Понта-Делгада, Гамильтон, Бермуды , Порт-о-Пренс , Гаити, Колон , Венесуэлу, Пуэрто-Мадрин , Аргентину, Гуаякиль , Эквадор, Кальяо , Перу и несколько портов Чили, включая Вальпараисо , Коррал , Талькауано и Пунта-Аренас . После возвращения в Атлантику она остановилась в Мар-дель-Плата и Буэнос-Айресе , Аргентина, Монтевидео , Уругвай, и Рио-де-Жанейро , Бразилия. новый легкий крейсер «Эмден» Затем она направилась обратно в европейские воды, остановившись в Виго, Испания, а затем прибыла в Киль 22 марта 1926 года. Ее экипаж был сокращен там до 25 сентября, поскольку ее место в качестве учебного судна должен был занять . В то же время ФК Ханс Кольбе командование судном принял . Берлин был переведен из Инспекции военно-морской подготовки на Marinestation der Ostsee (Военно-морская база Балтийского моря) для службы на флоте. В период с апреля по июнь 1927 года она и другие суда флота совершили дальний круиз по центральной Атлантике, который включал посещение Санта-Крус-де-Тенерифе, различных портов на Азорских островах, а также городов Португалии и Испании. В то время как в Орта , Испания, 19 мая Берлин оказал помощь португальскому паруснику, который находился под угрозой затопления. [ 17 ]

После маневров флота, завершившихся военно-морским смотром президента Пауля фон Гинденбурга 14 сентября, Гинденбург перебрался с линкора «Шлезвиг-Гольштейн» в Берлин , который доставил его в Кенигсберг в Восточной Пруссии . После того, Берлину « как ранее в том же году, 30 июня, был выведен из эксплуатации родственный Гамбург» , было принято решение вернуть Берлин Инспекции военно-морской подготовки. Ее переназначили 1 октября, а 1 декабря она начала свой самый дальний тренировочный рейс. Это путешествие, продолжавшееся около пятнадцати месяцев, привело корабль до Восточной Азии . [ 18 ] Во время круиза она остановилась во Фримантле , Австралия. [ 19 ] Берлин вернулся в Куксхафен 7 марта 1929 года; оттуда ее перевели в Киль, где в последний раз вывели из эксплуатации 27 марта. Он оставался в резерве до 1 октября 1935 года, после чего немецкий военно-морской флот, к тому времени переименованный в Кригсмарине (Военный флот), исключил корабль из военно-морского реестра , а затем использовал его в качестве казармы в Киле. Там она пережила Вторую мировую войну ; после войны он был загружен химическим оружием и затоплен в Скаггераке для его утилизации 31 мая 1947 года. [ 20 ] [ 21 ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ «SMS» означает « Seiner Majestät Schiff » (нем. « Корабль Его Величества» ).
  2. ^ Немецкие военные корабли были заказаны под предварительными названиями. За пополнение флота давали одну букву; для кораблей, предназначенных для замены старых или утраченных судов, они были обозначены как « Эрзац (название заменяемого корабля)».
  1. ^ Хильдебранд, Рёр и Штейнмец , стр. 124.
  2. ^ Ноттельманн , стр. 108–110.
  3. ^ Перейти обратно: а б Гренер , стр. 102–103.
  4. ^ Хильдебранд, Рёр и Штейнмец , стр. 55.
  5. ^ Перейти обратно: а б Хильдебранд, Рёр и Штейнмец , с. 56.
  6. ^ Грёнер , стр. 102–104.
  7. ^ Хильдебранд, Рёр и Штайнмец , стр. 55–57.
  8. ^ Перейти обратно: а б Хильдебранд, Рёр и Штейнмец , с. 57.
  9. ^ Хильдебранд, Рёр и Штайнмец , стр. 55, 57–58.
  10. ^ Перейти обратно: а б с д Хильдебранд, Рёр и Штейнмец , с. 58.
  11. ^ Хильдебранд, Рёр и Штайнмец , стр. 55, 58.
  12. ^ Грёнер , с. 103.
  13. ^ Кэмпбелл , с. 23.
  14. ^ Грёнер , стр. 103–104.
  15. ^ Хильдебранд, Рёр и Штайнмец , стр. 58–59.
  16. ^ Такер , с. 667.
  17. ^ Перейти обратно: а б Хильдебранд, Рёр и Штайнмец , стр. 56, 59.
  18. ^ Перейти обратно: а б Хильдебранд, Рёр и Штейнмец , с. 59.
  19. ^ «Немецкий крейсер посетит Фримантл» . Сидней Морнинг Геральд . 7 августа 1928 года . Проверено 27 октября 2012 г.
  20. ^ Грёнер , с. 104.
  21. ^ Хильдебранд, Рёр и Штайнмец , стр. 56, 59–60.
  • Кэмпбелл, Джон (1998). Ютландия: анализ боевых действий . Лондон: Conway Maritime Press. ISBN  978-1-55821-759-1 .
  • Грёнер, Эрих (1990). Немецкие военные корабли: 1815–1945 гг . Том. I: Крупные надводные корабли. Аннаполис: Издательство Военно-морского института. ISBN  978-0-87021-790-6 .
  • Хильдебранд, Ганс Х.; Рёр, Альберт и Штайнмец, Ханс-Отто (1993). Немецкие военные корабли: биографии - отражение военно-морской истории с 1815 года по настоящее время [ Немецкие военные корабли: биографии - отражение военно-морской истории с 1815 года по настоящее время ] (на немецком языке). Том 2. Ратинген: Mundus Verlag. ISBN  978-3-8364-9743-5 .
  • Ноттельманн, Дирк (2020). «Развитие малого крейсера в Императорском флоте Германии». В Иордании, Джон (ред.). Военный корабль 2020 . Оксфорд: Оспри. стр. 102–118. ISBN  978-1-4728-4071-4 .
  • Такер, Спенсер (1996). Европейские державы в Первой мировой войне . Нью-Йорк: Паб Garland. ISBN  978-0-8153-0399-2 .

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Додсон, Эйдан; Кант, Серена (2020). Военные трофеи: судьба вражеских флотов после двух мировых войн . Барнсли: Издательство Сифорт. ISBN  978-1-5267-4198-1 .
  • Додсон, Эйдан ; Ноттельманн, Дирк (2021). Крейсеры Кайзера 1871–1918 гг . Аннаполис: Издательство Военно-морского института. ISBN  978-1-68247-745-8 .

Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 1fae83ae13b81deecdf957f24a32d20e__1712514840
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/1f/0e/1fae83ae13b81deecdf957f24a32d20e.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
SMS Berlin - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)