СМС Брауншвейг
![]() СМС Брауншвейг
| |
История | |
---|---|
![]() ![]() | |
Имя | Брауншвейг |
Тезка | Брауншвейг |
Строитель | Германияверфт , Киль |
Заложен | 24 октября 1901 г. |
Запущен | 20 декабря 1902 г. |
Введен в эксплуатацию | 15 октября 1904 г. |
пораженный | 31 марта 1931 г. |
Судьба | Списан после 31 марта 1931 г. |
Общие характеристики | |
Класс и тип | Брауншвейг класса - линкор додредноутного |
Смещение |
|
Длина | 127,70 м (419 футов) |
Луч | 22,20 м (72 фута 10 дюймов) |
Черновик | 8,10 м (26 футов 7 дюймов) |
Установленная мощность |
|
Движение |
|
Скорость | 18 узлов (33 км/ч; 21 миля в час) |
Диапазон | 5200 миль (9600 км; 6000 миль) при 10 узлах (19 км / ч; 12 миль в час) |
Дополнить |
|
Вооружение |
|
Броня |
СМС Брауншвейг [ а ] был первым из пяти построенных линкоров класса «Брауншвейг», для немецкой Kaiserliche Marine (Императорский флот). Заложен в октябре 1901 года , спущен на воду в декабре 1902 года и вступил в строй в октябре 1904 года. Назван в честь герцогства Брауншвейгского ( нем . Braunschweig ). Корабль был вооружен батареей из четырех 28-см (11 дюймов) орудий и имел максимальную скорость 18 узлов (33 км/ч; 21 миля в час). Как и все другие дредноуты, построенные на рубеже веков, «Брауншвейг» быстро устарел после спуска на воду революционного HMS Dreadnought в 1906 году; в результате ее карьера фронтового линкора оборвалась.
После вступления в строй корабль служил во 2-й эскадре немецкого флота. В этот период она проходила обширное ежегодное обучение, а также совершала визиты доброй воли в зарубежные страны. она также была флагманом . Большую часть своей довоенной карьеры Превзойденный новыми линкорами-дредноутами , «Брауншвейг» был выведен из эксплуатации в 1913 году, но вновь активизирован годом позже, после начала Первой мировой войны . Она была приписана к IV боевой эскадре , которая действовала как в Северном море , защищая немецкое побережье, так и на Балтийском море , где противостояла российскому Балтийскому флоту . Брауншвейг принял участие в битве в Рижском заливе в августе 1915 года, когда он вступил в бой с русским линкором « Слава» .
К концу 1915 года нехватка экипажей и угроза со стороны британских подводных лодок вынудили Kaiserliche Marine отозвать старые линкоры, такие как «Брауншвейг» , и остаток войны она провела сначала в качестве штабного корабля , затем в качестве учебного корабля и, наконец, в качестве казарменного корабля . По условиям Версальского договора он был сохранен после окончания войны и модернизирован в 1921–22. Брауншвейг служил в реформированной Рейхсмарине , действуя в качестве флагмана военно-морских сил, приписанных к Северному морю. Он совершил несколько зарубежных круизов, в том числе плавание в Атлантику в 1924 году. Корабль был снова выведен из эксплуатации в январе 1926 года и исключен из Управления ВМФ в марте 1931 года, развален и впоследствии разобран на металлолом .
Дизайн
[ редактировать ]
С принятием Второго военно-морского закона под руководством вице-адмирала ( VAdm — вице-адмирал) Альфреда фон Тирпица в 1900 году было выделено финансирование для нового класса линкоров, который должен был прийти на смену Виттельсбах кораблям класса , разрешенным в соответствии с Военно-морским законом 1898 года. К этому времени компания Krupp , поставщик морской артиллерии Kaiserliche Marine (Императорский флот), разработала скорострельные 28-сантиметровые (11 дюймов) орудия; Самыми крупными орудиями, в которых ранее использовалась эта технология, были орудия калибра 24 см (9,4 дюйма), установленные на Wittelsbach s. Конструкторский отдел Reichsmarineamt ( Управление Имперского военно-морского флота) принял эти орудия на новые линкоры вместе с увеличением с 15 см (5,9 дюйма) до 17 см (6,7 дюйма) ПМК из-за возросшей угрозы со стороны торпедных катеров . поскольку торпеды стали более эффективными. [ 2 ] [ 3 ]
Хотя класс «Брауншвейг» представлял собой значительное улучшение по сравнению с более ранними немецкими линкорами, его конструкция стала жертвой быстрых темпов технологического развития в начале 1900-х годов. Британский линкор HMS Dreadnought , вооруженный десятью 12-дюймовыми (30,5 см) орудиями, был введен в строй в декабре 1906 года. [ 4 ] конструкция дредноута Революционная сделала все крупные корабли немецкого флота устаревшими, включая «Брауншвейг» . [ 5 ]
Брауншвейг 127,7 м (419 футов) имел общую длину , ширину 22,20 м (72 фута 10 дюймов) и осадку 8,10 м (26 футов 7 дюймов) вперед. Его водоизмещение 13 208 т (12 999 длинных тонн ) по проекту и 14 394 т (14 167 длинных тонн) при полной загрузке . Ее экипаж состоял из 35 офицеров и 708 рядовых. Корабль был оснащен тремя 3-цилиндровыми вертикальными двигателями тройного расширения, приводившими в движение три винта. Пар обеспечивался восемью корабельными и шестью цилиндрическими котлами , все из которых сжигали уголь. Силовая установка Брауншвейга (12 000 имела номинальную мощность 16 000 лошадиных сил кВт), что обеспечивало максимальную скорость 18 узлов (33 км/ч; 21 миля в час). Он мог пройти 5200 морских миль (9600 км; 6000 миль) с крейсерской скоростью 10 узлов (19 км / ч; 12 миль в час). [ 6 ]
Брауншвейга 28- см Вооружение состояло из главной батареи из четырех (11 дюймов) орудий SK L/40 в двухорудийных башнях . [ б ] одна носовая часть и одна кормовая часть центральной надстройки . [ 8 ] Ее дополнительное вооружение состояло из четырнадцати 17-см (6,7-дюймовых) орудий SK L/40 и восемнадцати 8,8-см (3,45 дюйма) скорострельных орудий SK L/35 . Комплект вооружения дополнялся шестью торпедными аппаратами диаметром 45 см (17,7 дюйма) , все они были установлены погруженно в корпус. [ 9 ] Одна труба находилась в носовой части, по две на каждом борте и последняя труба находилась в корме. [ 10 ] Брауншвейг был защищен крупповской броней . Ее бронепояс имел толщину от 110 до 250 миллиметров (от 4,3 до 9,8 дюйма), с более тяжелой броней в центральной цитадели , которая защищала ее магазины и машинные отделения, и более тонкой обшивкой на обоих концах корпуса. Ее колода имела толщину 40 мм (1,6 дюйма). Башни ГК имели броню толщиной 250 мм. [ 11 ]
История обслуживания
[ редактировать ]
Строительство до 1914 года.
[ редактировать ]«Брауншвейг» был заложен 24 октября 1901 года на верфи Germaniawerft в Киле под строительным номером 97. Первый в своем классе, он был заказан под контрактным названием «Н» как новая единица для флота. Класс «Брауншвейг» , получивший свое название от головного корабля , включал в себя еще четыре судна: «Эльзас» , «Гессен» , «Пройссен» и «Лотринген» . [ 6 ] [ 12 ] Корабль был спущен на воду 20 декабря 1902 года и был назван в честь герцогства Брауншвейг принцем Альбертом Прусским , регентом герцогства. [ 13 ] Вступил в состав флота 15 октября 1904 года. [ 9 ] [ 12 ] а затем начались ходовые испытания , которые продолжались до конца декабря. Он уже был назначен во 2-ю эскадру основного флота 25 сентября, заняв место старого корабля береговой обороны «Один» , хотя формально он присоединился к отряду только после завершения испытаний в конце декабря. При вступлении в эскадру сменила линкор « Вёрт» на посту флагмана ( контр-адмирала КАдм — контр-адмирал) Альфреда Брейзинга , заместителя командира эскадры. [ 12 ]

В течение следующих нескольких лет Брауншвейг и остальная часть флота были заняты режимом тренировок мирного времени, который состоял из тренировок эскадрилий и флота в апреле и мае, крупного похода флота в июне и июле, за которым следовали ежегодные осенние маневры с участием всего флота. в августе и сентябре. Год обычно завершался зимним тренировочным круизом. Во время торпедной тренировки 16 февраля 1905 года Вёрт сел на мель у Столлергрунда ; Брауншвейг безуспешно пытался вытащить ее на свободу, и на помощь Верту были призваны корабли другие . В августе, перед ежегодными маневрами флота, британский флот Ла-Манша посетил немецкий флот в Свинемюнде . 22 ноября принц Генрих сел на корабль в Киле, который затем направился в Данию, чтобы отвезти принца Дании Карла в Норвегию, где он был коронован Хоконом VII Норвегии . К 30 ноября Брауншвейг вернулся в Киль. [ 12 ] 14 декабря «Брауншвейг» в качестве флагмана заместителя командующего сменил линкор «Курфюрст Фридрих Вильгельм» , имевший более крупные помещения для командного состава. [ 14 ]
1906 год прошел по той же схеме, завершившись в декабре учениями флота в Северном море, а затем вернулся в Киль. [ 15 ] Брауншвейг возобновил обязанности заместителя флагмана 25 сентября 1907 года, когда КАдм Адольф Пашен передал свой флаг с Курфюрста Фридриха Вильгельма , который должен был быть выведен из эксплуатации. [ 16 ] Дальнейшие маневры в Северном море занимали флот большую часть первой половины 1907 года, за ними последовал летний круиз в Норвегию и ежегодные осенние маневры в августе и сентябре. [ 17 ] В 1908 и 1909 годах флот, переименованный в Флот открытого моря , совершил крупные круизы в Атлантический океан. Во время первого, начавшегося 13 июля 1908 года, Брауншвейг останавливался в Лас-Пальмасе с 23 июля по 7 августа, а 13 августа вернулся в Германию для осенних маневров. Круиз 1909 года начался 7 июля и продлился до 1 августа и включал посещение Ла-Коруньи , Испания, с 18 по 27 июля. [ 16 ] [ 17 ] В сентябре 1909 года, после завершения осенних маневров флота, экипаж из Брауншвейга был отправлен для формирования ядра нового линкора-дредноута «Вестфален» , а экипаж из «Кайзера Карла дер Гроссе» был отправлен в Брауншвейг . [ 16 ]
В мае 1910 года флот провел учения в Каттегате . Для летних походов 1910 и 1911 годов немецкий флот заходил в воды Норвегии; оба года также прошли зимние круизы по западной части Балтики. [ 16 ] [ 17 ] 26 апреля 1912 года «Брауншвейг» был освобожден от должности заместителя флагмана линкором «Ганновер» . В том же году «Брауншвейг» не принял участие в летнем тренировочном круизе, вместо этого его экипаж был временно сокращен. 8 декабря прибыло еще больше моряков, что позволило ей вернуться на действительную службу в V дивизию III эскадрильи под командованием КАдма Эрхарда Шмидта . Она приняла участие в зимнем учебном походе в феврале и марте 1913 года, а также в учениях в Северном море в мае. Возвращение корабля в строй оказалось недолгим; 30 июля ее экипаж был сокращен во второй раз в Киле, теперь он укомплектовал новый линкор «Кёниг Альберт» . «Брауншвейг» был причислен к Резервному дивизиону Балтийского моря как бездействующее судно. [ 16 ]
Первая мировая война
[ редактировать ]
28 июля 1914 года союзник Германии, Австро-Венгрия , объявила войну Сербии , положив начало Первой мировой войне . В тот день Брауншвейг и остальная часть резервной дивизии были возобновлены для службы в военное время. Корабль был повторно введен в строй 1 августа и вошел в состав IV боевой эскадры . [ 16 ] в состав которого также входили ее однотипный корабль « Эльзасс» и пять линкоров класса « Виттельсбах» , и им командовал Шмидт, который к тому времени был произведен в вице-адмиралы . [ 18 ] На следующий день на борт корабля поднялся КАдм Герман Альбертс , заместитель командира эскадры, сделав его своим флагманом. Установка необходимого оборудования была завершена к 7 августа, а через четыре дня корабли IV эскадры были готовы к работе. В Брауншвейге началась индивидуальная, а затем и эскадрилья подготовка, которая продолжалась до начала сентября. [ 16 ] Учения были прерваны 26 августа, когда корабли были отправлены на спасение застрявшего на мели легкого крейсера «Магдебург» , севшего на мель у острова Оденсхольм в восточной части Балтики. К 28 августа экипаж корабля был вынужден взорвать взрывчатку, чтобы разрушить Магдебург до прибытия сил помощи. В результате Брауншвейг и остальная часть эскадрильи в тот же день вернулись на Борнхольм для дальнейших учений. [ 19 ]
Начиная с 3 сентября, IV эскадра при поддержке броненосного крейсера «Блюхер » провела зачистку Балтики. Операция продолжалась до 9 сентября и не сумела ввести в бой части российского флота. [ 20 ] По итогам операции Брауншвейгу была поручена береговая оборона в Северном море в районе устья Эльбы . 12 сентября в результате случайного взрыва на борту корабля шесть человек погибли и еще шестнадцать были ранены, но корабль лишь слегка повредил. Позже в том же месяце корабли IV эскадры были переведены обратно на Балтику. Армия потребовала, чтобы флот провел демонстрацию , чтобы сохранить российские резервы вдоль побережья Балтийского моря, вместо того, чтобы позволить русским перебросить их в Галицию . 21 сентября Альбертс передал свой флаг линкору «Швабен» . На следующий день принц Генрих, главнокомандующий военно-морскими силами на Балтике, поднялся на борт «Брауншвейга» , сделав его своим флагманом для операции, в которой также должны были участвовать более старые линкоры до дредноута V боевой эскадры . Эти корабли были отправлены в Данциг для погрузки сухопутных войск, а Брауншвейг и IV эскадра продвигались вперед. Операция была отменена досрочно после того, как британские подводные лодки сообщалось, что в Балтийском море были замечены . Две эскадрильи встретились у Борнхольма, а затем направились в Киль и прибыли 26 сентября. [ 21 ]

С 5 декабря 1914 г. по 2 марта 1915 г. Брауншвейг исполнял обязанности сторожевого корабля в устье Эльбы. [ 22 ] 6 мая кораблям IV эскадры была поставлена задача обеспечить поддержку штурма Либавы (в современной Латвии ). «Брауншвейг» и другие корабли были размещены у острова Готланд, чтобы перехватывать любые русские крейсеры, которые могли попытаться вмешаться в высадку; Однако русские этого не сделали. 10 мая британские подводные лодки HMS E1 и HMS E9 заметили IV эскадрилью, но находились слишком далеко, чтобы атаковать ее. [ 23 ] Еще одно пребывание на Эльбе последовало с 28 мая по 3 июля. [ 22 ] На следующий день, после потери минного крейсера СМС «Альбатрос» на Балтике, корабли IV эскадры были переброшены для усиления немецких военно-морских сил в этом районе. [ 24 ] Армия снова запросила военно-морскую помощь, на этот раз для поддержки операций вокруг Либавы. 7 июля Брауншвейг покинул Киль и направился в восточную часть Балтики. [ 22 ] 11 и 19 июля немецкие крейсеры при поддержке кораблей IV эскадры провели зачистку Балтики, но без участия русских войск. [ 25 ]
В августе 1915 года немецкий флот попытался очистить Рижский залив от русских военно-морских сил, чтобы помочь немецкой армии, наступающей на город. К IV эскадре присоединилась I боевая эскадра , которая состояла из восьми «Нассау» и «Гельголанд» линкоров типа из состава Флота открытого моря, а также трёх линейных крейсеров и множества мелких судов. Оперативная группа была передана под командование ваадмира Франца фон Хиппера , хотя оперативное командование осталось за Шмидтом. [ 25 ] Утром 8 августа немцы совершили первый рывок в Персидский залив; Брауншвейгу и Эльзасу было поручено вступить в бой с русским дредноутом «Слава» и не дать ей вывести из строя немецкие тральщики. Когда стало ясно, что тральщикам не удастся разминировать минное поле до наступления темноты, Шмидт отменил попытку. [ 26 ] Вторая попытка была предпринята 16 августа; на этот раз «Брауншвейг» взяли на себя дредноуты «Нассау» и «Позен» остался за пределами Персидского залива, а задачу борьбы со «Славой» . [ 27 ] К 19 августа российские минные поля были разминированы, и флотилия вошла в Персидский залив. Сообщения о подводных лодках союзников в этом районе побудили немцев отменить операцию на следующий день. [ 28 ]
Брауншвейг оставался в Либаве до конца сентября, когда его отозвали в Киль, куда он прибыл 23 числа. Через два дня он возобновил сторожевую корабельную службу в устье Эльбы, которая продолжалась до 4 октября. На следующий день он вернулся в Киль, а 12 октября был отправлен обратно в Либаву для охраны порта вместе с Эльзассом и Мекленбургом . [ 22 ] 12 октября британская подводная лодка E18 выпустила одну торпеду по Брауншвейгу , но не поразила цель. [ 29 ] 14 декабря кайзер Вильгельм II корабль посетил . К этому моменту войны военно-морской флот столкнулся с трудностями в укомплектовании более важных судов, а недостаточная подводная защита старых немецких линкоров сделала их непригодными для использования на Балтике из-за угрозы со стороны подводных лодок. [ 22 ] [ 30 ] В результате IV эскадра была расформирована, а большая часть кораблей переведена в резерв. Брауншвейг , однако, стал флагманом В.Адм. Фридриха Шульца , командующего разведывательными силами в восточной части Балтийского моря. 5 января 1916 года «Брауншвейг» , «Мекленбург» , лёгкий крейсер «Берлин» и X флотилия торпедных катеров покинули Либаву и направились в Киль, а затем продолжили свой путь в Гамбург . Там «Брауншвейг» прошел ремонт на верфи Blohm & Voss , который длился с 10 января по 26 февраля. [ 22 ]
4 марта корабль вернулся в Либаву, где приступил к исполнению обязанностей командирского корабля Шульца. За этот период ее экипаж сократился до такой степени, что она была способна только обеспечивать защиту гавани. В июне военно-морское командование еще больше сократило количество кораблей, действующих на Балтике, и Шульц, роль которого взял на себя командир VI разведывательной группы , покинул Брауншвейг 3 июня . Корабль вышел из Либавы в Киль 1 августа и прибыл туда через два дня. 24 августа ее экипаж еще больше сократился. После этого он использовался в качестве учебного корабля для новобранцев военно-морского флота до 20 августа 1917 года, затем был выведен из эксплуатации и использовался в качестве казарменного корабля до конца войны в ноябре 1918 года. [ 31 ] В этой роли корабль поддерживал 3-ю флотилию подводных лодок. [ 32 ]
Послевоенная карьера
[ редактировать ], Версальский договор положивший конец войне, предусматривал, что Германии разрешалось сохранить шесть линкоров типа « Дойчланд» или «Лотринген ». [ 33 ] [ с ] Брауншвейг был выбран для продолжения действительной службы в недавно реформированной Рейхсмарине . [ 9 ] Корабль модернизировался на верфи Reichsmarinewerft в Вильгельмсхафене с 1921 по 1922 год. [ 6 ] Он был повторно введен в строй 1 декабря 1921 года, первоначально с сокращенным экипажем, хотя работы над кораблем продолжались и в следующем году. Работы были закончены, и ее экипаж был укомплектован 1 марта 1922 года, после чего он заменил легкий крейсер «Гамбург» в качестве флагмана Marinestation der Nordsee (Военно-морская база Северного моря), которой тогда командовал Кадм Конрад Моммзен . На тот момент в состав отряда входили «Брауншвейг» , «Гамбург» , крейсер «Аркона» и несколько торпедных катеров. 11 апреля Моммзена сменил КАдм Теодор Пюллен . В июле Брауншвейг посетил Норвегию, включая остановки во Фретхайме с 8 по 13 июля и Мундале с 13 по 17 июля. С конца августа по 15 сентября корабли Marinestation der Nordsee проводили совместные маневры с кораблями Marinestation der Ostsee (Военно-морская база Балтийского моря), и во время них рейхспрезидент (президент Германии) Фридрих Эберт на борт корабля поднимался для наблюдения. учения 5 и 6 сентября. [ 34 ]
В 1923 году Брауншвейгский мост был перестроен и расширен. [ 9 ] Программа корабля следовала той же схеме, что и в прошлом году, с посещением иностранных портов в июле; Брауншвейг останавливалась в Хельсинки (Финляндия) и Гетеборге Во время своего путешествия (Швеция). Совместные маневры были проведены вновь в августе и сентябре, после чего Пюллен покинул корабль. 15 октября вадмирал Ганс Ценкер , тогдашний Oberbefehlshaber der Seestreitkräfte ( OdS — командующий военно-морскими силами), реорганизовал структуру флота, расформировав командования Северного моря и Балтийского моря и заменив их организациями по типу корабля. Брауншвейг теперь был приписан к Linienschiffsdivision (дивизии линкоров), где он служил флагманом Ценкера. В состав дивизии также входил линкор «Ганновер» . В феврале и марте 1924 года корабль выполнял функции ледокола на Балтике. Обычный заграничный круиз в июле 1924 года зашел дальше, чем в предыдущие годы, с путешествием в Атлантику. Брауншвейг останавливался в Ла-Корунье с 6 по 13 июля. Маневры флота последовали в конце августа, и по их завершении флот встал на якорь. Засницу для морского смотра адмирала военно - Пауля Бенке , уходящего в отставку шеф-повара адмиралтейства (начальника Адмиралтейства). Ценкера заменили Бенке, которого, в свою очередь, заменил нынешний В.Адм Моммзен, который снова сделал Брауншвейг своим флагманом. Дальнейшие учения прошли с 29 сентября по 5 октября. [ 35 ]
1 апреля 1925 года структура управления флотом была вновь реорганизована: OdS стал Flottenchef . Флот также был расширен за счет линкоров «Гессен» и «Эльзасс» , хотя «Брауншвейг» флагманом оставался . Позже в том же месяце линкоры и крейсеры флота отправились в круиз по Балтике, а летний круиз в июне отправился в Норвегию. Брауншвейг сделал остановки в нескольких городах, включая Ставангер и Бальхольмен . Брауншвейг присутствовал на «Кильская неделя» парусной регате , которую также посетил шведский флот. 31 января 1926 года «Браушвейг» был выведен из эксплуатации, а его роль флагмана флота перешла к земле Шлезвиг-Гольштейн . [ 36 ] 31 марта 1931 года «Брауншвейг» был исключен из военно-морского реестра и временно использовался в качестве корпуса в Вильгельмсхафене, а затем был разобран на металлолом. [ 9 ]
Сноски
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ «SMS» означает « Seiner Majestät Schiff » (английский: Корабль Его Величества ). [ 1 ]
- ^ В номенклатуре оружия Императорского флота Германии «SK» ( Schnelladekanone ) означает, что орудие скорострельно, а L / 40 обозначает длину орудия. В данном случае пушка L/40 имеет калибр 40 , то есть длина пушки в 40 раз превышает ее диаметр. [ 7 ]
- ^ Это ошибочное определение названия класса со стороны авторов договора; Лотринген был членом Брауншвейгского класса.
Цитаты
[ редактировать ]- ^ Джордан , с. 179.
- ^ Хервиг , стр. 43–44.
- ^ Персонал , с. 4.
- ^ Кэмпбелл и Сич , стр. 21–22.
- ^ Хервиг , с. 57.
- ^ Jump up to: а б с Гренер , с. 18.
- ^ Грисмер , с. 177.
- ^ Это , с. 68.
- ^ Jump up to: а б с д и Гренер , с. 20.
- ^ Додсон , с. 51.
- ^ Грёнер , с. 19.
- ^ Jump up to: а б с д Хильдебранд, Рёр и Штайнмец Том 2 , с. 113.
- ^ «Морская и военная разведка». Таймс . № 36957. Лондон. 22 декабря 1902 г. с. 10.
- ^ Хильдебранд, Рёр и Штайнмец, Том 2 , стр. 113–114.
- ^ Персонал , с. 7.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г Хильдебранд, Рёр и Штайнмец Том 2 , с. 114.
- ^ Jump up to: а б с Персонал , с. 8.
- ^ Шеер , с. 15.
- ^ Хильдебранд, Рёр и Штайнмец Том 8 , стр. 92.
- ^ Халперн , с. 185.
- ^ Хильдебранд, Рёр и Штайнмец, Том 2 , стр. 114–115.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Хильдебранд, Рёр и Штайнмец Том 2 , с. 115.
- ^ Халперн , с. 192.
- ^ Халперн , с. 195.
- ^ Jump up to: а б Халперн , с. 196.
- ^ Халперн , стр. 196–197.
- ^ Халперн , с. 197.
- ^ Халперн , стр. 197–198.
- ^ Полмар и Нут , стр. 44–45.
- ^ Хервиг , с. 168.
- ^ Хильдебранд, Рёр и Штайнмец, Том 2 , стр. 115–116.
- ^ Гибсон и Прендергаст , с. 329.
- ^ Версальский договор, раздел II: Морские положения, статья 181.
- ^ Хильдебранд, Рёр и Штайнмец Том 2 , стр. 116.
- ^ Хильдебранд, Рёр и Штайнмец, Том 2 , стр. 116–118.
- ^ Хильдебранд, Рёр и Штайнмец Том 2 , стр. 118.
Ссылки
[ редактировать ]- Кэмпбелл, Н.Дж.М. и Сич, Эрвин (1986). "Германия". В Гардинер, Роберт и Грей, Рэндал (ред.). Конвея «Все боевые корабли мира 1906–1921» . Лондон: Conway Maritime Press. стр. 134–189. ISBN 978-0-85177-245-5 .
- Додсон, Эйдан (2014). «Последний из линии: немецкие линкоры классов Брауншвейг и Дойчланд». В Иордании, Джон; Дент, Стивен (ред.). Военный корабль 2014 года . Лондон: Conway Maritime Press. стр. 49–69. ISBN 978-1-59114-923-1 .
- Гибсон, Р. Х. и Прендергаст, Морис (2003) [1931]. Немецкая подводная война 1914–1918 гг . Аннаполис: Издательство Военно-морского института. ISBN 978-1-59114-314-7 .
- Грисмер, Аксель (1999). Линейные корабли Императорского флота: 1906–1918 гг.; Конструкции между конкуренцией вооружений и военно-морским правом [ Линкоры Императорского флота: 1906–1918; Конструкции между законами о конкуренции вооружений и флотом ] (на немецком языке). Бонн: Бернар и Грефе Верлаг. ISBN 978-3-7637-5985-9 .
- Грёнер, Эрих (1990). Немецкие военные корабли: 1815–1945 гг . Том. I: Крупные надводные корабли. Аннаполис: Издательство Военно-морского института. ISBN 978-0-87021-790-6 .
- Халперн, Пол Г. (1995). Военно-морская история Первой мировой войны . Аннаполис: Издательство Военно-морского института. ISBN 978-1-55750-352-7 .
- Хервиг, Хольгер (1998) [1980]. «Роскошный» флот: Императорский флот Германии 1888–1918 гг . Амхерст: Книги человечества. ISBN 978-1-57392-286-9 .
- Хильдебранд, Ганс Х.; Рёр, Альберт и Штайнмец, Ханс-Отто (1993). Немецкие военные корабли: биографии - отражение военно-морской истории с 1815 года по настоящее время [ Немецкие военные корабли: биографии - отражение военно-морской истории с 1815 года по настоящее время ] (на немецком языке). Том 2. Ратинген: Mundus Verlag. ISBN 978-3-8364-9743-5 .
- Хильдебранд, Ганс Х.; Рёр, Альберт и Штайнмец, Ханс-Отто (1993). Немецкие военные корабли: биографии - отражение военно-морской истории с 1815 года по настоящее время [ Немецкие военные корабли: биографии - отражение военно-морской истории с 1815 года по настоящее время ] (на немецком языке). Том 8. Ратинген: Mundus Verlag.
- Хор, Питер (2006). Броненосцы . Лондон: Издательство Southwater. ISBN 978-1-84476-299-6 .
- Джордан, Джон, изд. (27 мая 2015 г.). «Записки военного корабля». Военный корабль 2015 года . Лондон: Conway Maritime Press. стр. 174–185. ISBN 9781844862764 .
- Полмар, Норман и Нут, Джурриен (1991). Подводные лодки ВМФ России и СССР, 1718–1990 гг . Аннаполис: Издательство Военно-морского института. ISBN 978-0-87021-570-4 .
- Шеер, Рейнхард (1920). Морской флот Германии в мировой войне . Лондон: Касселл и компания. OCLC 2765294 .
- Персонал, Гэри (2010). Немецкие линкоры: 1914–1918 (1) . Оксфорд: Книги Оспри. ISBN 978-1-84603-467-1 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]
- Додсон, Эйдан; Кант, Серена (2020). Военные трофеи: судьба вражеских флотов после двух мировых войн . Барнсли: Издательство Сифорт. ISBN 978-1-5267-4198-1 .
- Куп, Герхард и Шмолке, Клаус-Петер (2001). Броненосные и линкоры классов «Бранденбург», «Кайзер Фридрих III», «Виттельсбах», «Брауншвейг» и «Дойчланд » [ Броненосные и линкоры классов «Бранденбург», «Кайзер Фридрих III», «Виттельсбах», «Брауншвейг» и «Дойчланд» ] (на немецком языке). Бонн: Бернар и Грефе Верлаг. ISBN 978-3-7637-6211-8 .