СМС Шлезвиг-Гольштейн
![]() Шлезвиг-Гольштейн в конце 1930-х годов. | |
История | |
---|---|
![]() ![]() ![]() | |
Имя | Земля Шлезвиг-Гольштейн |
Тезка | Земля Шлезвиг-Гольштейн [1] |
Заказал | 11 июня 1904 г. |
Строитель | Германияверфт , Киль |
Заложен | 18 августа 1905 г. |
Запущен | 17 декабря 1906 г. |
Введен в эксплуатацию | 6 июля 1908 г. |
повторно введен в эксплуатацию | 31 января 1926 г. |
Выведен из эксплуатации | 2 мая 1917 г. |
Судьба | Потоплен бомбами в 1944 г.; затоплен 21 марта 1945 г.; поднят и выброшен на берег для долгосрочного использования в качестве цели 1948 года; остается все еще существующим. |
Общие характеристики | |
Класс и тип | «Дойчланд» типа линкор до дредноута |
Смещение |
|
Длина | 127,60 м (418 футов 8 дюймов) |
Луч | 22,20 м (72 фута 10 дюймов) |
Черновик | 8,21 м (26 футов 11 дюймов) |
Установленная мощность |
|
Движение |
|
Скорость | 19,1 узла (35,4 км/ч; 22,0 миль в час) |
Диапазон | 5720 миль (10590 км; 6580 миль) при 10 узлах (19 км / ч; 12 миль в час) |
Дополнение |
|
Вооружение |
|
Броня | |
Послужной список | |
Командиры: |
СМС Шлезвиг-Гольштейн [а] ( произносится [ˌʃleːsvɪç ˈhɔlʃtaɪn] ) был последним из пяти до дредноута, Deutschland класса линкоров построенных немецкой Kaiserliche Marine . Корабль, названный в честь провинции Шлезвиг-Гольштейн , был заложен на верфи Germaniawerft в Киле в августе 1905 года и принят в состав флота почти три года спустя. Корабли ее класса к моменту вступления в строй уже устарели, уступая по размерам, броне, огневой мощи и скорости линкорам -дредноутам нового поколения .
Шлезвиг-Гольштейн участвовал в обеих мировых войнах. Во время Первой мировой войны он проходил службу на передовой в составе 2-й боевой эскадры Флота открытого моря , кульминацией которой стала Ютландская битва 31 мая – 1 июня 1916 года. Шлезвиг-Гольштейн участвовал в боевых действиях во время боя и был поражен одним большим -калиберный снаряд. После битвы «Шлезвиг-Гольштейн» был переведен на сторожевую службу в устье реки Эльбы , а затем был выведен из эксплуатации в конце 1917 года. Как один из немногих линкоров, разрешенных для Германии условиями Версальского договора , «Шлезвиг-Гольштейн» снова подвергся давлению. на службу флоту в 1920-е гг. В 1935 году старый линкор был переоборудован в учебный корабль для курсантов.
Шлезвиг-Гольштейн произвела первые пушечные выстрелы во Второй мировой войне , когда она обстреляла польскую базу в Данциге Вестерплатте был ранним утром 1 сентября 1939 года. Корабль использовался в качестве учебного судна на протяжении большей части войны и потоплен британскими бомбардировщиками в Готенхафене в декабре 1944 года. Впоследствии Шлезвиг-Гольштейн был поднят на берег и выброшен на берег для использования советским ВМФ в качестве цели. По состоянию на 1990 год корабельный колокол экспонировался в Военно-историческом музее Бундесвера в Дрездене .
Дизайн
[ редактировать ]
Принятие Второго военно-морского закона в 1900 году под руководством вице-адмирала ( VAdm — вице-адмирал) Альфреда фон Тирпица обеспечило финансирование строительства двадцати новых линкоров в течение следующих семнадцати лет. Первая группа, пять «Брауншвейг» линкоров типа , была заложена в начале 1900-х годов, и вскоре после этого начались проектные работы над последующим проектом, который стал «Дойчланд» классом . Корабли класса «Дойчланд» во многом были похожи на корабли «Брауншвейг », но с постепенными улучшениями броневой защиты. Они также отказались от орудийных башен в пользу орудий ПМК, вернув их в традиционные казематы для экономии веса. [2] [3] Британский линкор HMS Dreadnought , вооруженный десятью 12-дюймовыми (30,5 см) орудиями, был введен в строй в декабре 1906 года. [4] Революционная конструкция « Дредноута » сделала все крупные корабли немецкого флота устаревшими, включая класс «Дойчланд» . [5]
Шлезвиг-Гольштейн имел длину 127,60 м (418 футов 8 дюймов), ширину 22,20 м (72 фута 10 дюймов) и осадку 8,21 м (26 футов 11 дюймов). ее Водоизмещение составляло 13 200 метрических тонн (13 000 длинных тонн ) в обычном режиме и до 14 218 метрических тонн (13 993 длинных тонны) при боевой загрузке . Он был оснащен тремя двигателями тройного расширения и двенадцатью угольными водотрубными котлами , которые производили номинальную мощность 16 767 лошадиных сил (12 503 кВт) и максимальную скорость 19,1 узла (35,4 км / ч; 22,0 миль в час). Помимо того, что Шлезвиг-Гольштейн был вторым по скорости кораблем своего класса, он был вторым по экономичности. На крейсерской скорости 10 узлов (19 км/ч; 12 миль в час) он мог пройти 5720 морских миль (10590 км; 6580 миль). [2] У нее был стандартный экипаж из 35 офицеров и 708 рядовых. [6]
корабля Основное вооружение состояло из четырех 28-см орудий SK L/40 в двух спаренных башнях; [б] одна башня размещалась в носовой части, другая в кормовой. Ее наступательное вооружение дополнялось вторичной батареей из четырнадцати орудий SK L/40 калибра 17 см (6,7 дюйма), установленных индивидуально в казематах. Батарея из двадцати двух орудий SK L/45 калибра 8,8 см (3,5 дюйма) в одиночных установках обеспечивала защиту от торпедных катеров . Корабль также был вооружен шестью торпедными аппаратами диаметром 45 см (17,7 дюйма) , расположенными ниже ватерлинии. Один находился в носу, один в корме и четыре на бортах . Ее броневой пояс имел толщину 240 мм (9,4 дюйма) на миделе корабля в цитадели , а также бронепалубу толщиной 40 мм (1,6 дюйма). Башни главного калибра имели борта толщиной 280 мм (11 дюймов). [8]
История обслуживания
[ редактировать ]«Шлезвиг-Гольштейн» был заложен 18 августа 1905 года на верфи Germaniawerft в Киле . [2] Он был спущен на воду 17 декабря 1906 года и стал последним линкором немецкого флота до дредноута. [1] На церемонии открытия земли Шлезвиг-Гольштейн ее окрестила Августа Виктория Шлезвиг-Гольштейн , императрица Германии; Вильгельм II На мероприятии присутствовал и . Эрнст Гюнтер , герцог Шлезвиг-Гольштейн, произнес вступительную речь. [9]
После завершения строительства «Шлезвиг-Гольштейн» был сдан в эксплуатацию для ходовых испытаний 6 июля 1908 года . Ее экипаж в основном прибыл с ее родственного корабля «Шлезиен» . 21 сентября корабль был передан во 2-ю боевую эскадру Флота открытого моря вместе с однотипными кораблями. [1] прошли учения флота и частей В ноябре на Балтийском море . [10] Режим тренировок, в котором участвовала земля Шлезвиг-Гольштейн, следовал аналогичной схеме в течение следующих пяти лет. Весной были проведены маневры флота, за которыми последовал летний круиз в Норвегию и дополнительные учения флота осенью. Это включало еще один круиз в Атлантику с 7 июля по 1 августа 1909 года. [11]
С сентября 1910 года Фридрих Бедикер , и эту должность он занимал следующие три года. командование кораблем принял [12] 3 октября 1911 года корабль был передан обратно во 2-ю эскадру. Из-за агадирского кризиса в июле летний круиз состоялся только по Балтике. [11] В 1913 году она получила кайзеровскую премию Schiesspreis (артиллерийскую премию). [9] 14 июля 1914 года начался ежегодный летний круиз в Норвегию, но угроза войны в Европе прервала экскурсию; через две недели Шлезвиг-Гольштейн и остальная часть 2-й эскадрильи вернулись в Вильгельмсхафен. [11]
Первая мировая война
[ редактировать ]С началом войны в июле 1914 года Шлезвиг-Гольштейн был назначен на охрану в устье реки Эльбы, в то время как остальная часть флота была мобилизована. [1] В конце октября ее и ее сестер отправили в Киль для улучшения их системы подводной защиты, чтобы сделать их более устойчивыми к торпедам и минам . [10] после чего 2-я боевая эскадра вернулась в состав флота. Эскадра прикрывала линейные -адмирала Франца фон Хиппера , крейсеры контр I разведывательной группы когда они бомбардировали Скарборо, Хартлпул и Уитби 15–16 декабря 1914 года. [1] Во время операции немецкий боевой флот, состоящий примерно из 12 дредноутов и 8 преддредноутов, оказался на расстоянии 10 морских миль (19 км; 12 миль) от изолированной эскадры из шести британских линкоров. Однако стычки между экранами эсминцев - соперников убедили немецкого командующего адмирала Фридриха фон Ингеноля , что ему противостоит весь Великий флот , и поэтому он разорвал бой и повернул флот домой. [13] В апреле 1916 года с корабля сняли две 8,8-см пушки и заменили их 8,8-см зенитными орудиями. [1]
Затем земля Шлезвиг-Гольштейн участвовала в наступлении флота к Доггер-банке 21–22 апреля 1915 года. 11–12 сентября II разведывательная группа провела операцию по постановке мин у отмели Сварте при поддержке 2-й эскадрильи. За этим последовала еще одна зачистка флота 23–24 октября, завершившаяся безрезультатно. Дредноуты 2-й и 3-й боевых эскадрилий 5–7 марта 1916 г. предприняли наступление в Северное море; Шлезвиг-Гольштейн и остальная часть 2-й эскадры остались в Немецкой бухте , готовые выступить на поддержку. Затем они воссоединились с флотом во время операции по бомбардировке Ярмута и Лоустофта 24–25 апреля. [10] В ходе этой операции линейный крейсер «Зейдлиц» подорвался на британской мине и был вынужден преждевременно вернуться в порт. Видимость была плохой, поэтому операцию быстро отменили, прежде чем британский флот смог вмешаться. [14]
Ютландская битва
[ редактировать ]
Командующий Флотом открытого моря адмирал Рейнхард Шеер немедленно запланировал новое наступление в Северное море, но повреждение « Зейдлица» задержало операцию до конца мая. [15] Будучи последним кораблем, приписанным к IV дивизии II боевой эскадры, самому заднему соединению Германии, «Шлезвиг-Гольштейн» был последним линкором в линии. II боевой эскадрой командовал контр-адмирал Франц Мауве . [16] Во время «Бега на север» Шеер приказал флоту преследовать отступающие линкоры 5-й британской боевой эскадры на максимальной скорости. Шлезвиг-Гольштейн и ее сестры были значительно медленнее дредноутов и быстро отставали. [17] В этот период адмирал Шеер приказал Ганноверу расположиться позади земли Шлезвиг-Гольштейн, чтобы у него были флагманы на обоих концах строя. [18] К 19:30 Большой флот прибыл на место происшествия и противостоял адмиралу Шееру со значительным численным превосходством. [19] Немецкому флоту серьезно мешало присутствие более медленных кораблей класса Deutschland ; если бы Шеер приказал немедленно повернуть в сторону Германии, ему пришлось бы пожертвовать более медленными кораблями, чтобы спастись. [20]
Адмирал Шеер решил изменить курс флота с помощью Gefechtskehrtwendung — маневра, который требовал от всех подразделений немецкой линии одновременного поворота на 180°. [21] [с] Отстав, корабли 2-й боевой эскадры не смогли следовать новому курсу после разворота. [23] и упал на обособленную сторону немецкой линии. Адмирал Мауве рассматривал возможность перемещения своих кораблей в тыл линии, за дредноутами III боевой эскадрильи, но отказался от этого, когда понял, что это движение помешает маневрированию линейных крейсеров Хиппера. Вместо этого он попытался разместить свои корабли во главе линии. [24] Но к тому времени, когда 2-я эскадра достигла своей позиции во главе линии, Шеер приказал провести еще один Gefechtskehrtwendung , в результате чего они оказались в тылу немецкого флота. [25] К 21:00 Шеер развернул флот в третий раз, но низкая скорость Шлезвиг-Гольштейна и ее товарищей по эскадрилье заставила их покинуть позицию и перейти на выведенную из боя сторону флота. [26]
Позже, в первый день битвы, сильно поврежденные линейные крейсеры Хиппера вступили в бой со своими британскими соперниками. Шлезвиг-Гольштейн и другие так называемые «пятиминутные корабли» пришли им на помощь, пройдя между противостоящими эскадрами линейных крейсеров. [27] [д] Эти корабли вступали в бой очень недолго, во многом из-за плохой видимости. Видимость была настолько плохой, что артиллеристы на борту «Шлезвиг-Гольштейна» не могли различить цель, и она не стреляла из своих главных орудий. В 21:35 в левый борт корабля попал крупнокалиберный снаряд. [27] [и] пробив дыру шириной примерно 40 см (16 дюймов) перед взрывом во внутренней казематной броне. Он разорвал 4,50 м (14,8 футов) палубы надстройки и вывел из строя одно из казематных орудий левого борта. [30] Трое мужчин были убиты и девять ранены. [31] Адмирал Мауве остановил бой с гораздо более мощными линейными крейсерами и приказал развернуться на 8 пунктов на правый борт. [32]
Поздно вечером 31-го числа флот переформировался для ночного перехода обратно в Германию, причем Шлезвиг-Гольштейн находился в тылу линии, впереди Гессена , Ганновера и линейных крейсеров «Фон дер Танн» и «Дерффлингер» . [33] Около 03:00 британские эсминцы провели серию атак на флот, часть из которых была направлена в сторону земли Шлезвиг-Гольштейн . [34] Вскоре после этого «Поммерн» был поражен как минимум одной торпедой эсминца « Натиск» ; в результате попадания взорвался магазин с боеприпасами, уничтожив корабль мощным взрывом. Во время атаки Шлезвиг-Гольштейн был вынужден отвернуться, чтобы избежать торпед эсминцев. [35] Вскоре после 05:00 «Ганновер» и несколько других кораблей неоднократно обстреливали то, что они ошибочно считали британскими подводными лодками. [36]
Несмотря на ожесточенность ночных боев, флот открытого моря прорвался через силы британских эсминцев и достиг рифа Хорнс . к 4:00 1 июня [37] Через несколько часов немецкий флот достиг Вильгельмсхафена, где неповрежденные дредноуты классов Нассау» и «Гельголанд» « заняли оборонительную позицию. [38] За весь бой Шлезвиг-Гольштейн выпустил всего двадцать 17-сантиметровых снарядов. [39]
Дальнейшие действия
[ редактировать ]Шлезвиг-Гольштейн был поставлен в док на ремонт 10–25 июня 1916 г. [1] Затем военно-морской флот решил вывести четыре оставшихся корабля класса «Дойчланд» из-за их устаревания и уязвимости к подводным атакам, о чем свидетельствует потеря «Поммерна» . [40] После этого корабль использовался в качестве мишени для подводных лодок, за исключением 12–23 февраля 1917 года, когда он использовался в качестве сторожевого корабля. В апреле Шлезвиг-Гольштейн был отправлен в Альтенбрух в устье Эльбы; здесь она была выведена из эксплуатации 2 мая. Затем Шлезвиг-Гольштейн был разоружен и передан в состав 5-й флотилии подводных лодок для использования в качестве казармы в Бремерхафене . В 1918 году корабль был переведен в Киль, где оставался до конца войны. [1]
Межвоенные годы
[ редактировать ]
После поражения Германии в Первой мировой войне немецкий флот был реорганизован в Рейхсмарине в соответствии с Версальским договором . Новому военно-морскому флоту было разрешено сохранить восемь линкоров до дредноутов в соответствии со статьей 181 — два из которых должны были находиться в резерве — для береговой обороны. [41] «Шлезвиг-Гольштейн» был среди оставшихся кораблей вместе со своими сестрами «Ганновер» и «Шлезиен» , а также несколькими линкорами класса «Брауншвейг» . [42] Шлезвиг-Гольштейн был повторно введен в эксплуатацию в качестве нового флагмана флота 31 января 1926 года после обширного ремонта с новыми средствами управления огнем и увеличенной кормовой надстройкой для штаба адмирала. Вспомогательные 17-см орудия были заменены 15-сантиметровыми (5,9 дюйма) орудиями, а четыре 50-см торпедных аппарата были установлены в казематах главной палубы в носовой и кормовой части, заменив подводные аппараты. [43]
Шлезвиг-Гольштейн и ее сестра Ганновер отправились в тренировочный круиз в Атлантику, который длился с 14 мая по 17 июня 1926 года; Во время круиза она посетила Пальму-де-Майорку на Средиземном море с 22 по 30 мая. Она остановилась в Барселоне с Эльзасом с 1 по 7 июня, а затем проследовала в Виго с 12 по 14 июня, где присоединилась к Гессену , Эльзасу и Ганноверу . Там главнокомандующий флотом вице-адмирал Конрад Моммзен встретился с королем Альфонсо XIII . [44] С 30 марта по 14 июня 1927 года Шлезвиг-Гольштейн отправился в еще один тренировочный круиз в Атлантику. Она посетила ряд иберийских портов, в том числе Лиссабон , Португалия, где Моммзена приветствовал Оскар Кармона , президент Португалии. [45] В декабре 1927 года Шлезвиг-Гольштейн вернулась в док, а в январе 1928 года снова появилась на свет, при этом ее передняя воронка снова вошла во вторую, а обе оставшиеся воронки увеличились, как это было ранее сделано с ее сестрой Шлезиен . [43]
С началом поставок новых Deutschland (броненосных кораблей) класса Panzerschiffe в 1933 году старые линкоры постепенно выводились из боевой службы. В мае 1935 года Рейхсмарине была реорганизована в Кригсмарине в результате реформ, начатых Адольфом Гитлером , в результате которых был создан Вермахт . [46] Шлезвиг-Гольштейн перестал быть флагманом флота 22 сентября 1935 года и был переоборудован в учебный корабль кадетов в январе-марте и мае-июле 1936 года. Изменения включали удаление оставшихся у нее 15-см орудий верхней палубы и торпедных аппаратов, а также двух ее кормовые котельные были переоборудованы в модели, работающие на жидком топливе, хотя передние котлы остались работающими на угле. Стандартный состав корабля также был сокращен с 35 офицеров и 708 рядовых до 31 офицера и 565 матросов. Экипаж пополнился 175 курсантами, [47] которых отправляли в длительные круизы по Шлезиену и Шлезвиг-Гольштейну , последний в октябре 1936 года отправился в шестимесячное путешествие в Южную Америку и Карибский бассейн. В следующем году ее круиз обогнул Африку, а круиз 1938–1939 годов вернулся в воды Южной Америки и Карибского бассейна. [48] Густав Кизерицкий занимал должность командира корабля с июня 1938 по апрель 1939 года. [12]
В середине 1930-х годов Гитлер начал проводить все более агрессивную внешнюю политику; в 1936 году он ремилитаризовал Рейнскую область , а в 1938 завершил аншлюс Австрии и аннексию Судетской области . [49] Затем он потребовал контроля Германии над городом Данциг , который стал свободным городом после Первой мировой войны. [50]
Вторая мировая война
[ редактировать ]
Рано утром 1 сентября 1939 года Германия начала вторжение в Польшу . Шлезвиг-Гольштейн находился в порту Данциг, пришвартованном недалеко от польского склада боеприпасов в Вестерплатте под видом торжественного визита в августе. Около 04:47 1 сентября Шлезвиг-Гольштейн открыла огонь своей главной батареи по польским позициям на Вестерплатте и при этом произвела первые выстрелы Второй мировой войны. [51] Эти выстрелы послужили сигналом сухопутным войскам начать штурм объекта. [52] хотя вскоре после этого первая немецкая наземная атака в битве при Вестерплатте была отражена. [53] Позже тем же утром начался второй штурм, снова поддержанный Шлезвиг-Гольштейном , хотя к полудню им тоже не удалось прорваться на объект. [54]
4 сентября к Шлезвиг-Гольштейну присоединились торпедные катера T196 и Von der Gröben . [55] Отряд немецкой пехоты и армейских инженеров высадился на берег, чтобы захватить склад, при мощной огневой поддержке со стороны земли Шлезвиг-Гольштейн . [56] Полякам удалось сдерживать немцев до тех пор, пока они не были вынуждены сдаться 7 сентября в 10:30. [57] После капитуляции Польши Шлезвиг-Гольштейн начал обстрел польских позиций в Хеле и Редлово ; эти операции продолжались до 13 сентября. [56] Между 25 и 27 сентября старый линкор вернулся в Хель со своей сестрой Шлезиеном ; оба корабля провели там дальнейшие бомбардировки польских позиций. [58] 25 сентября « Шлезвиг-Гольштейн» был легко поврежден польскими береговыми батареями в Хеле. [59]

Затем немецкие военные обратили свое внимание на запад и в апреле 1940 года вторглись в Данию . Шлезвиг-Гольштейн был приписан к 7-й группе , части военно-морского компонента немецких сил вторжения в Данию. Вместе с торпедным катером «Клаус фон Беверн» и несколькими вспомогательными кораблями ее целью была поддержка захвата Корсора и Нюборга . [60] Во время вторжения корабль был ненадолго остановлен в Большом Бельте , к западу от Агерсё . [61] После операции ее снова перевели на тренировочные обязанности в качестве флагмана начальника учебных подразделений. [62] В конце 1943 года возможность возобновления деятельности земли Шлезвиг-Гольштейн снова рассматривалась . В ее пользу было то, что она сохранила несколько угольных котлов, учитывая постоянно ухудшающуюся ситуацию с поставками нефти. Таким образом, 1 февраля 1944 года он был снова введен в строй, сначала приняв свою старую роль учебного корабля кадетов, а затем в том же году пришвартованный в Готенхафене (Гдыня) для ремонта. Его планировалось переоборудовать в корабль сопровождения конвоев с значительно усиленным зенитным вооружением, но после трех ударов бомбардировщиков Королевских ВВС 18 декабря 1944 года он в конце концов затонул на мелководье. [63] Поскольку корабль был окончательно выведен из строя, его команду отправили на берег для оказания помощи в защите Мариенбурга . [60]
После захвата этого города советскими войсками оставшийся экипаж 21 марта взорвал затопленные заряды на месте крушения, чтобы еще больше уничтожить корабль. [64] [65] После войны корабль в 1945–1946 годах был поднят ВМФ СССР и передан в Таллинн . Хотя в справочниках давно говорилось, что она была сдана на слом там или в Мариенбурге, [64] [66] на самом деле он был отбуксирован в 1948 году и выброшен на берег для длительного использования в качестве мишени на мелководье у острова Осмуссаар в Финском заливе . [67] [68] Последний раз его использовали для стрельбы примерно в 1966 году, сейчас останки погружены под воду. [69] По состоянию на 1990 год ее колокол хранился в коллекции Военно-исторического музея Бундесвера в Дрездене . [64]
Сноски
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ «SMS» означает « Seiner Majestät Schiff », или «Корабль Его Величества» на немецком языке.
- ↑ В номенклатуре орудий Императорского флота Германии буква «SK» (Schnelladekanone) означает, что орудие быстро заряжается, а L/40 обозначает длину орудия. В данном случае орудие L/40 имеет калибр 40 , то есть длина орудия в 40 раз превышает диаметр его канала ствола. [7]
- ^ Gefechtskehrtwendung примерно переводится как «боевой разворот» и представлял собой одновременный 16-балльный поворот всего флота открытого моря . До Ютландской битвы оно никогда не проводилось под огнем противника. [22]
- ↑ Военно-морские силы Германии называли дредноуты «пятиминутными кораблями», потому что именно столько времени они должны были выжить в случае столкновения с дредноутом. [28]
- ^ Источники расходятся во мнениях относительно калибра снаряда и корабля, стрелявшего из него; Джон Кэмпбелл утверждает, что это был 12-дюймовый (30 см) снаряд с корабля HMS New Zealand . [29] в то время как В. Е. Таррант предполагает, что это был 13,5-дюймовый (34 см) снаряд, вероятно, с HMS Princess Royal . [27]
Цитаты
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и ж г час Персонал , с. 15.
- ^ Jump up to: а б с Персонал , с. 5.
- ^ Хор , с. 69.
- ^ Кэмпбелл и Сич , стр. 21–22.
- ^ Хервиг , с. 57.
- ^ Грёнер , с. 21.
- ^ Грисмер , с. 177.
- ^ Грёнер , стр. 20–21.
- ^ Jump up to: а б Хильдебранд Рёр и Штайнмец , с. 131.
- ^ Jump up to: а б с Персонал , с. 11.
- ^ Jump up to: а б с Персонал , стр. 8–15.
- ^ Jump up to: а б Хильдебранд Рёр и Штайнмец , с. 130.
- ^ Таррант , стр. 31–33.
- ^ Таррант , стр. 52–54.
- ^ Таррант , с. 58.
- ^ Таррант , с. 286.
- ^ Лондон , с. 73.
- ^ Таррант , с. 84.
- ^ Таррант , с. 150.
- ^ Таррант , стр. 150–152.
- ^ Таррант , стр. 152–153.
- ^ Таррант , стр. 153–154.
- ^ Таррант , с. 154.
- ^ Таррант , с. 155.
- ^ Таррант , с. 166.
- ^ Таррант , с. 180.
- ^ Jump up to: а б с Таррант , с. 195.
- ^ Таррант , с. 62.
- ^ Кэмпбелл , с. 254.
- ^ Кэмпбелл , стр. 270–271.
- ^ Таррант , с. 298.
- ^ Таррант , стр. 195–196.
- ^ Кэмпбелл , с. 275.
- ^ Таррант , с. 242.
- ^ Кэмпбелл , с. 300.
- ^ Кэмпбелл , с. 314.
- ^ Таррант , стр. 246–247.
- ^ Таррант , с. 263.
- ^ Таррант , с. 292.
- ^ Кэмпбелл и Сич , с. 141.
- ^ Сиехе , с. 218.
- ^ Шульц , с. 90.
- ^ Jump up to: а б Шульц , стр. 91–100.
- ^ Хильдебранд Рёр и Штайнмец , стр. 132.
- ^ Хильдебранд Рёр и Штайнмец , стр. 133.
- ^ Шульц , стр. 125–133.
- ^ Шульц , стр. 134–136.
- ^ Шульц , стр. 135–185.
- ^ Мюррей и Миллет , стр. 5–12.
- ^ Буллок , с. 288.
- ^ Уильямсон , стр. 5–6.
- ^ Харгривз , с. 102.
- ^ Ровер , с. 2.
- ^ Харгривз , с. 109.
- ^ Ровер , с. 3.
- ^ Jump up to: а б Ровер , с. 4.
- ^ Ровер , с. 16.
- ^ Ровер , с. 5.
- ^ Генри Стил Коммагер (2004). История Второй мировой войны . Стерлинг, Вирджиния: Potomac Books, Inc., стр. 16–19. ISBN 978-1-57488-741-9 .
- ^ Jump up to: а б Уильямсон , с. 6.
- ^ Эванс , с. 119.
- ^ Наук , с. 304.
- ^ Шульц , стр. 228–248.
- ^ Jump up to: а б с Гренер , с. 22.
- ^ Домарус , с. 3122.
- ^ Сиехе , с. 222.
- ^ Шульц , стр. 248–253.
- ^ Брейер , с. 40.
- ^ Дайвер и май 2009 г.
Ссылки
[ редактировать ]- Брейер, Зигфрид (1992). Линейные корабли Шлезвиг-Гольштейн и Силезия: «железо» Балтийского моря (на немецком языке). Фридберг: Podzun-Pallas-Verlag GmbH. ISBN 3-7909-0463-5 .
- Буллок, Алан (1991). Гитлер: исследование тирании . Нью-Йорк: Харпер Коллинз. ISBN 978-0-06-092020-3 .
- Кэмпбелл, Джон (1998). Ютландия: анализ боевых действий . Лондон: Conway Maritime Press. ISBN 978-1-55821-759-1 .
- Кэмпбелл, Н.Дж.М. и Сич, Эрвин (1986). "Германия". В Гардинер, Роберт и Грей, Рэндал (ред.). Конвея «Все боевые корабли мира 1906–1921» . Лондон: Conway Maritime Press. стр. 134–189. ISBN 978-0-85177-245-5 .
- Домарус, Макс (1990). Речи и прокламации, 1932–1945: Хроника диктатуры . Воконда: Больчази-Кардуччи. ISBN 0-86516-228-Х .
- Эванс, Ричард Дж. (2009). Третий Рейх в войне . Нью-Йорк: Группа Пингвин. ISBN 978-1-59420-206-3 .
- Грисмер, Аксель (1999). Линейные корабли Императорского флота: 1906–1918 гг.; Конструкции между конкуренцией вооружений и военно-морским правом [ Линкоры Императорского флота: 1906–1918; Конструкции между законами о конкуренции вооружений и флотом ] (на немецком языке). Бонн: Бернар и Грефе Верлаг. ISBN 978-3-7637-5985-9 .
- Грёнер, Эрих (1990). Немецкие военные корабли: 1815–1945 гг . Том. I: Крупные надводные корабли. Аннаполис: Издательство Военно-морского института. ISBN 978-0-87021-790-6 .
- Харгривз, Ричард (2010). Развязанный блицкриг: вторжение Германии в Польшу, 1939 год . Механиксбург: Stackpole Books. ISBN 9780811707244 .
- Хервиг, Хольгер (1998) [1980]. «Роскошный» флот: Императорский флот Германии 1888–1918 гг . Амхерст: Книги человечества. ISBN 978-1-57392-286-9 .
- Хильдебранд, Ганс Х.; Рёр, Альберт и Штайнмец, Ханс-Отто (1993). Немецкие военные корабли: биографии - отражение военно-морской истории с 1815 года по настоящее время [ Немецкие военные корабли: биографии - отражение военно-морской истории с 1815 года по настоящее время ] (на немецком языке). Том 7. Ратинген: Mundus Verlag. ISBN 978-3-7822-0267-1 .
- Хор, Питер (2006). Броненосцы . Лондон: Издательство Southwater. ISBN 978-1-84476-299-6 .
- Лондон, Чарльз (2000). Ютландия 1916 года: Битва дредноутов . Оксфорд: Издательство Osprey. ISBN 978-1-85532-992-8 .
- Мюррей, Уильямсон и Миллет, Аллан Рид (2000). Война, которую нужно выиграть . Кембридж: Гарвардский колледж. ISBN 978-0-674-00163-3 .
- Наук, Ханс Э. (1997). «Повреждения немецких военных кораблей в конце Второй мировой войны». Военный корабль Интернешнл . XXXIV (3). Толедо: Международная организация военно-морских исследований: 304. ISSN 0043-0374 .
- Ровер, Юрген (2005). Хронология войны на море, 1939–1945: Военно-морская история Второй мировой войны . Аннаполис: Издательство Военно-морского института. ISBN 978-1-59114-119-8 .
- Шульц, Вилли (1992). Линкор Шлезвиг-Гольштейн: Служба флота в трёх флотах [ Линкор Шлезвиг-Гольштейн: Служба флота в трёх флотах ] (на немецком языке). Херфорд: Koehlers Verlagsgesellschaft mbH. ISBN 3-7822-0502-2 .
- Сиече, Эрвин (1992). "Германия". В Гардинере, Роберт; Шено, Роджер (ред.). Конвей «Все боевые корабли мира 1922–1946» . Лондон: Conway Maritime Press. стр. 218–254. ISBN 978-0-85177-146-5 .
- Персонал, Гэри (2010). Немецкие линкоры: 1914–1918 гг . Том. 1: Классы Германии, Нассау и Гельголанда. Оксфорд: Книги Оспри. ISBN 978-1-84603-467-1 .
- Таррант, В.Е. (2001) [1995]. Ютландия: немецкий взгляд . Лондон: Военные книги Касселла в мягкой обложке. ISBN 978-0-304-35848-9 .
- «Линкор, начавший Вторую мировую войну» . Дайвер . Май 2009 г. Архивировано из оригинала 27 октября 2012 г. Проверено 29 июля 2012 г.
- Уильямсон, Гордон (2003). Немецкие линкоры 1939–45 . Оксфорд: Издательство Osprey. ISBN 978-1-84176-498-6 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]
- Додсон, Эйдан (2014). «Последний из линии: немецкие линкоры классов Брауншвейг и Дойчланд». В Иордании, Джон; Дент, Стивен (ред.). Военный корабль 2014 года . Лондон: Conway Maritime Press. стр. 49–69. ISBN 978-1-59114-923-1 .
- Додсон, Эйдан; Кант, Серена (2020). Военные трофеи: судьба вражеских флотов после двух мировых войн . Барнсли: Издательство Сифорт. ISBN 978-1-5267-4198-1 .
- Куп, Герхард и Шмолке, Клаус-Петер (2001). Броненосные и линкоры классов «Бранденбург», «Кайзер Фридрих III», «Виттельсбах», «Брауншвейг» и «Дойчланд » [ Броненосные и линкоры классов «Бранденбург», «Кайзер Фридрих III», «Виттельсбах», «Брауншвейг» и «Дойчланд» ] (на немецком языке). Бонн: Бернар и Грефе Верлаг. ISBN 978-3-7637-6211-8 .
- Розско, Януш и Жебровски, Яцек (1995). 4.47 – открыть огонь по Вестерплатте! Журнал боевых действий линкора «Шлезвиг-Гольштейн» от 25 августа. по 09.07.1939 = 4,47 – Feuererlaubnis auf Westerplatte! Kriegstagebuch Linienschiff Schleswig-Holstein" für die Zeit von 24.08.bis 14.09.1939 . Краков: Спонсор. ISBN 978-83-85846-23-9 .
- Линкоры типа «Дойчланд»
- Корабли, построенные в Киле
- корабли 1906 года
- Линкоры Германии Первой мировой войны
- Линкоры Кригсмарине
- Линкоры Германии времен Второй мировой войны
- Корабли, потопленные британской авиацией
- Кораблекрушения в Балтийском море
- Морские инциденты в декабре 1944 г.
- Морские инциденты в 1948 году