СМС Померания
![]() СМС Померн в 1907 году
| |
История | |
---|---|
![]() | |
Имя | Померания |
Тезка | Померания |
Строитель | AG Vulcan , Штеттин |
Заложен | 22 марта 1904 г. |
Запущен | 2 декабря 1905 г. |
Введен в эксплуатацию | 6 августа 1907 г. |
Судьба | Потоплен британскими эсминцами в Ютландском сражении 1 июня 1916 года. |
Общие характеристики | |
Класс и тип | «Дойчланд» класса Линкор |
Смещение |
|
Длина | 127,6 м (418 футов 8 дюймов) |
Луч | 22,2 м (72 фута 10 дюймов) |
Черновик | 7,7 м (25 футов 3 дюйма) |
Установленная мощность |
|
Движение |
|
Скорость | 18 узлов (33 км/ч; 21 миля в час) |
Диапазон | 5830 миль (10800 км; 6710 миль) при скорости 10 узлов (19 км/ч; 12 миль в час) |
Дополнить |
|
Вооружение |
|
Броня |
|
СМС Померания [ а ] был одним из пяти Deutschland класса преддредноутных линкоров , построенных для Kaiserliche Marine в период с 1904 по 1906 год. Названный в честь прусской провинции Померания , он был построен на верфи AG Vulcan в Штеттине , Германия (ныне Щецин , Польша), где он был заложен 22 марта 1904 г. и спущен на воду 2 декабря 1905 г. Вошел в состав флота 6 августа 1907 г. Корабль был вооружен батареей из четырех 28-см (11 дюймов) орудий и имел максимальную скорость 18 узлов ( 33 км/ч; 21 миля в час). Корабли ее класса к моменту вступления в строй уже устарели, уступая по размерам, броне, огневой мощи и скорости новому революционному линкору HMS Dreadnought .
После ввода в строй «Поммерн» была направлена во II боевую эскадру Флота открытого моря , где прослужила на протяжении всей своей мирной карьеры и первых двух лет Первой мировой войны . До войны флот в основном занимался походами и обширными учениями, разрабатывая стратегические концепции для использования в будущем конфликте. В начале войны «Поммерну» и остальной части II боевой эскадрильи было поручено поддерживать оборону Немецкой бухты , и они дислоцировались в устье Эльбы . Они также участвовали в нескольких безрезультатных вылазках в Северное море в попытках выманить и уничтожить часть Великого британского флота .
Кульминацией этих наступательных операций стала Ютландская битва 31 мая – 1 июня 1916 года. Она и ее сестры ненадолго вступили в бой с британскими линейными крейсерами под командованием Дэвида Битти поздно вечером в первый день, а в Поммерн один раз попал снаряд калибра 12 дюймов (30,5 см). с линейного крейсера HMS Indomitable . Во время беспорядочных ночных действий рано утром 1 июня в него попала одна, а возможно, и две торпеды британского эсминца HMS Onslaught , которые взорвали один из Поммерна « 17-сантиметровых (6,7 дюймов) орудийных магазинов » . В результате взрыва корабль разломился пополам и погиб весь экипаж. «Поммерн» был единственным линкором обеих сторон, затонувшим во время боя.
Дизайн
[ редактировать ]
Принятие Второго военно-морского закона в 1900 году под руководством вице-адмирала ( VAdm — вице-адмирал) Альфреда фон Тирпица обеспечило финансирование строительства двадцати новых линкоров в течение следующих семнадцати лет. Первая группа, пять «Брауншвейг» линкоров типа , была заложена в начале 1900-х годов, и вскоре после этого начались проектные работы над последующим проектом, который стал «Дойчланд» классом . Корабли класса «Дойчланд» во многом были похожи на корабли «Брауншвейг », но с постепенными улучшениями броневой защиты. Они также отказались от орудийных башен в пользу орудий ПМК, вернув их в традиционные казематы для экономии веса. [ 1 ] [ 2 ] Британский линкор HMS Dreadnought , вооруженный десятью 12-дюймовыми (30,5 см) орудиями, был введен в строй в декабре 1906 года. [ 3 ] Революционная конструкция « Дредноута » сделала все крупные корабли немецкого флота устаревшими, включая класс «Дойчланд» . [ 4 ]
Pommern составляла 127,6 м (418 футов 8 дюймов) Общая длина , ширина - 22,2 м (72 фута 10 дюймов) и осадка - 8,21 м (26 футов 11 дюймов). Его водоизмещение 14 218 метрических тонн (13 993 длинных тонны ) при полной загрузке. Корабль был оснащен двумя тяжелыми военными мачтами и двигателями тройного расширения мощностью 17 453 лошадиных силы (13 015 кВт). Его максимальная скорость составляла 18 узлов (33 км/ч; 21 миля в час), хотя на испытаниях она значительно превышала эту скорость, будучи самым быстрым представителем класса. Пар производился двенадцатью котлами Шульца-Торникрофта ; три воронки выводили дым от горящего угля в котлах. Запас топлива корабля составлял до 1540 метрических тонн (1520 длинных тонн; 1700 коротких тонн) угля. Помимо того, что «Поммерн» был самым быстрым кораблем своего класса, он был самым экономичным по расходу топлива. На крейсерской скорости 10 узлов (19 км/ч; 12 миль в час) он мог пройти 5830 морских миль (10800 км; 6710 миль). [ 5 ] Ее экипаж насчитывал 35 офицеров и 708 рядовых. [ 6 ]
состояло 28- см Pommern Основное вооружение из четырех (11 дюймов) орудий SK L/40 в двух спаренных башнях. [ б ] Ее наступательное вооружение дополнялось вторичной батареей из четырнадцати орудий SK L/40 калибра 17 см (6,7 дюйма), установленных индивидуально в казематах. Батарея из двадцати двух орудий SK L/45 калибра 8,8 см (3,5 дюйма) в одиночных установках обеспечивала защиту от торпедных катеров . Корабль также был вооружен шестью торпедными аппаратами диаметром 45 см (17,7 дюйма) , все они были погружены в корпус. Один находился в носу, один в корме и четыре на бортах . Крупповская цементированная броня защищала корабль. Ее бронепояс имел толщину 240 миллиметров (9,4 дюйма) в центральной части, где он защищал ее магазины и машинные отделения, а более тонкая обшивка закрывала концы корпуса. Ее броня главной палубы имела толщину 40 мм (1,6 дюйма). Башни ГК имели броню толщиной 280 мм (11 дюймов). [ 8 ] [ 9 ]
История обслуживания
[ редактировать ]
«Поммерн» был заказан под контрактным названием «О» как новое пополнение численности флота. [ 10 ] Заложен 22 марта 1904 года на верфи AG Vulcan в Штеттине . [ 1 ] Первоначально его планировалось спустить на воду 19 ноября 1905 года, но уровень воды в гавани оказался слишком низким. В результате корабль удалось спустить на воду только 2 декабря. [ 11 ] речью выступил Верховный комиссар Померании Мальцан Со вступительной Хельмут фон . [ 10 ] В июле 1907 года «Поммерн» была переведена в Киль , где на ней была установлена главная батарея из четырех 28-см (11 дюймов) орудий. [ 11 ] 6 августа ее отправили на испытания; во время скоростного хода он достиг скорости 19,26 узла (35,67 км/ч; 22,16 миль в час), что сделало его самым быстрым линкором в мире до дредноута. [ 12 ]
Поммерн была направлена во 2-ю боевую эскадру Флота открытого моря вместе со своими сестрами, заменив линкор Курфюрст Фридрих Вильгельм , хотя она не была полностью готова к действительной службе до 11 ноября. [ 13 ] Поммерн участвовал в маневрах флота в феврале 1908 года в Балтийском море и в дополнительных тренировках флота у Гельголанда в мае – июне. В июле «Поммерн» и остальная часть флота отправились в Атлантический океан для проведения крупного тренировочного похода. Принц Генрих настаивал на таком круизе в прошлом году, утверждая, что он подготовит флот к зарубежным операциям и разрушит монотонность тренировок в водах Германии, хотя напряженность в отношениях с Великобританией из-за развивающейся англо-германской гонки военно-морских вооружений была высокой. Флот покинул Киль 17 июля, прошел через канал Кайзера Вильгельма в Северное море и продолжил путь в Атлантику. Флот вернулся в Германию 13 августа, а ежегодные осенние маневры проводились с 27 августа по 12 сентября. Позже в том же году флот совершил поездку по прибрежным немецким городам в рамках усилий по увеличению общественной поддержки военно-морских расходов. [ 14 ]
Следующий год, 1909 год, развивался по той же схеме. Еще один круиз в Атлантику был проведен с 7 июля по 1 августа, а на обратном пути в Германию Флот открытого моря был принят британским Королевским флотом в Спитхеде . [ 15 ] В конце года В.Адм Хеннинг фон Хольцендорф командующим Флотом открытого моря стал . Его пребывание на посту командующего флотом было отмечено стратегическими экспериментами из-за возросшей угрозы, которую представляло новейшее подводное оружие, а также из-за того, что новые «Нассау» линкоры класса были слишком широки, чтобы пройти через канал кайзера Вильгельма. Соответственно, 1 апреля 1910 года флот был переведен из Киля в Вильгельмсхафен. В мае 1910 года флот провел учебные маневры в Каттегате , между Норвегией и Данией. Это соответствовало стратегии Хольцендорфа, которая предусматривала втягивание Королевского флота в узкие воды Каттегата. Ежегодный летний круиз отправился в Норвегию, за ним последовала тренировка флота, в ходе которой в Данциге 29 августа была проведена еще одна проверка флота. В конце года последовал учебный круиз по Балтике. [ 16 ]
В марте 1911 года флот проводил учения в Скагерраке и Каттегате. Поммерн и остальной флот приняли в Киле британские и американские военно-морские эскадры в июне и июле. Осенние маневры в этом году ограничились Балтикой и Каттегатом. Еще один смотр флота был проведен во время учений для прибывшей австро-венгерской делегации, в которую входили эрцгерцог Франц Фердинанд и адмирал Рудольф Монтекукколи . В середине 1912 года из-за Агадирского кризиса летний круиз отправился только в Балтийское море, чтобы не подвергать флот опасности в период обострения напряженности в отношениях с Великобританией и Францией. [ 17 ] Поммерн принял участие в нескольких торжествах, посвященных пятидесятилетию событий Второй Шлезвигской войны . Первое, 17 марта, состоялось в Свинемюнде , в годовщину битвы при Ясмунде, участвовало в церемониях в Зондербурге 2 мая 1914 года, посвященных празднованию 50-летия битвы при Дюббёле . [ 13 ]
Первая мировая война
[ редактировать ]
В июле 1914 года, примерно через две недели после убийства эрцгерцога Франца Фердинанда в Сараево , Поммерн находился в составе Флота открытого моря во время его ежегодного летнего круиза в Норвегию. В результате роста международной напряженности круиз был прерван, и к 29 июля немецкий флот вернулся в Вильгельмсхафен. [ 18 ] В полночь 4 августа Великобритания объявила войну Германии за нарушение нейтралитета Бельгии. [ 19 ] Поммерн оставался в составе Флота открытого моря в течение первых двух лет морской войны. [ 11 ] В начале войны немецкое командование разместило 2-ю эскадрилью в Немецкой бухте для защиты побережья Германии от крупного нападения Королевского флота, которое, по мнению немцев, было неизбежным. Поммерн и ее товарищи по эскадрилье были размещены в устье Эльбы для поддержки кораблей, несших патрульную службу в заливе. [ 20 ]
Как только стало ясно, что британцы не будут атаковать Флот открытого моря, немцы начали серию операций, призванных выманить часть численно превосходящего Великого флота Великобритании и уничтожить его. [ 21 ] Немецкий флот стремился развязать решающее сражение в южной части Северного моря после достижения примерного равенства сил. [ 22 ] Поммерн и остальная часть II боевой эскадры затем воссоединились с флотом открытого моря в рамках поддержки линкоров линейных крейсеров I разведывательной группы, которые бомбардировали Скарборо, Хартлпул и Уитби 15–16 декабря 1914 года. [ 23 ] Основной флот действовал как дальняя поддержка эскадры линейных крейсеров «Контерадмирал» ( КАдм — контр-адмирал) Франца фон Хиппера во время набегов на прибрежные города. Вечером 15 декабря флот подошел к изолированной эскадре из шести британских линкоров на расстояние 10 миль (19 км; 12 миль). Однако стычки между экранами эсминцев-соперников в темноте убедили командующего немецким флотом ваадмира Фридриха фон Ингеноля , что перед ним был развернут весь Великий флот. По приказу Вильгельма II избегать сражения, если победа не будет гарантирована, Ингеноль прервал бой и повернул боевой флот обратно в сторону Германии. [ 24 ]
Два бесплодных наступления флота последовали 17–18 и 21–23 апреля 1915 года. Третье произошло 17–18 мая, а четвертое произошло 23–24 октября. [ 23 ] 24–25 апреля 1916 года «Поммерн» и ее сестры присоединились к дредноутам Флота открытого моря для поддержки линейных крейсеров, которым вновь была поставлена задача провести рейд на английское побережье. [ 25 ] На пути к цели мина повредила линейный крейсер « Зейдлиц» . Ее отправили домой, а остальные корабли продолжили выполнение миссии. Из-за плохой видимости линейные крейсеры провели краткую бомбардировку портов Ярмут и Лоустофт . Операция была быстро отменена, что лишило британский флот возможности вмешаться. [ 26 ]
Ютландская битва
[ редактировать ]
Вадим Рейнхард Шеер , новый командующий Флотом открытого моря, немедленно запланировал еще один набег в Северное море, но повреждение « Зейдлица» задержало операцию до конца мая. [ 27 ] 31 мая в 02:00 по центральноевропейскому времени линейные крейсеры Хиппера направились к Скагерраку, а полтора часа спустя за ними последовала остальная часть Флота открытого моря. [ 28 ] Поммерн остался приписанным ко 2-й боевой эскадрилье, которая располагалась в тылу немецкой линии под командованием КАдма Франца Мауве . [ 29 ] Во время «Бега на север» Шеер приказал флоту преследовать британскую V боевую эскадру на максимальной скорости. Более медленные корабли класса «Дойчланд» не могли угнаться за более быстрыми дредноутами и быстро отставали. [ 30 ] К 19:30 Большой флот прибыл на место происшествия и противостоял Шееру со значительным численным превосходством. [ 31 ] Немецкому флоту серьезно мешало присутствие более медленных кораблей класса Deutschland ; если бы Шеер приказал немедленно повернуть в сторону Германии, ему пришлось бы пожертвовать более медленными кораблями, чтобы спастись. [ 32 ]
Шеер решил повернуть вспять курс флота с помощью Gefechtskehrtwendung (битвы при повороте) — маневра, который требовал от всех подразделений немецкой линии одновременного поворота на 180°. [ 33 ] В результате отставания корабли 2-й боевой эскадры не смогли следовать новому курсу после разворота. [ 34 ] поэтому «Поммерн» и остальные пять кораблей эскадры находились на выведенной из боя стороне немецкой линии. Мауве подумывал о том, чтобы переместить свои корабли в тыл линии, за дредноутами III боевой эскадрильи, но отказался от этого, когда понял, что это движение помешает маневрированию линейных крейсеров Хиппера. Вместо этого он попытался разместить свои корабли во главе линии. [ 35 ]
Позже, вечером первого дня битвы, находящиеся в тяжелом положении линейные крейсеры I разведывательной группы преследовались британскими противниками. «Поммерн» и другие так называемые «пятиминутные корабли» пришли им на помощь, пройдя между противостоящими эскадрами линейных крейсеров. [ 36 ] [ с ] Поммерн не смогла разглядеть мишень в темноте, но несколько ее сестер смогли, хотя их стрельба была неэффективной. [ 37 ] Британские линейные крейсеры нанесли несколько попаданий по немецким кораблям, в том числе одно попадание в «Поммерн» 12-дюймовым (30,5 см) снарядом, выпущенным «Indomitable» . [ 38 ] заставляя ее выйти из строя. Мауве приказал развернуться на юг на 8 пунктов, чтобы выйти из боя с британцами, но они не последовали за ним. [ 37 ]
В 3:10 утра 1 июня «Поммерн» был торпедирован британским эсминцем «Натиск» . По крайней мере, одна торпеда, а возможно и вторая, попала в корабль, взорвав один из 17-сантиметровых магазинов с боеприпасами. [ 39 ] Мощный взрыв разломил корабль пополам. Корма перевернулась и оставалась на плаву не менее 20 минут, ее гребные винты торчали в воздух. [ 40 ] «Ганновер» , корабль, находившийся прямо за «Поммерном» , был вынужден отойти от линии, чтобы избежать крушения. Весь экипаж «Поммерна » , состоящий из 839 офицеров и рядовых, погиб, когда корабль затонул. [ 41 ] Это был единственный линкор, до дредноута или дредноута, в любом флоте, потопленный в Ютландии; [ 42 ] ее потеря в сочетании с уязвимостью уцелевших дредноутов побудила Шеера оставить их во время вылазки 18–19 августа 1916 года . [ 43 ] Орнамент носовой части корабля, снятый с началом войны в июле 1914 года, хранится в Военно-морском мемориале Лабоэ . [ 13 ]
Сноски
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ «SMS» означает « Seiner Majestät Schiff », или «Корабль Его Величества» на немецком языке.
- ↑ В номенклатуре орудий Императорского флота Германии буква «SK» (Schnelladekanone) означает, что орудие быстро заряжается, а L/40 обозначает длину орудия. В данном случае пушка L/40 имеет калибр 40 , то есть длина пушки в 40 раз превышает ее диаметр. [ 7 ]
- ↑ Немецкие военно-морские силы называли корабли «пятиминутными кораблями», потому что именно столько они должны были выжить в случае столкновения с дредноутом. [ 28 ]
Цитаты
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б Персонал , с. 5.
- ^ Это , с. 69.
- ^ Кэмпбелл и Сич , стр. 21–22.
- ^ Хервиг , с. 57.
- ^ Грёнер , с. 21.
- ^ Грёнер , с. 20.
- ^ Грисмер , с. 177.
- ^ Грёнер , стр. 20–21.
- ^ Персонал , с. 6.
- ^ Перейти обратно: а б Хильдебранд, Рёр и Штайнмец Том 6 , с. 237.
- ^ Перейти обратно: а б с Персонал , с. 12.
- ^ Хильдебранд, Рёр и Штайнмец, Том 6 , стр. 237–238.
- ^ Перейти обратно: а б с Хильдебранд, Рёр и Штайнмец Том 6 , с. 238.
- ^ Хильдебранд, Рёр и Штайнмец Том 2 , стр. 238.
- ^ Хильдебранд, Рёр и Штайнмец, том 2 , стр. 235, 238.
- ^ Хильдебранд, Рёр и Штайнмец, Том 2 , стр. 240–241.
- ^ Хильдебранд, Рёр и Штайнмец, Том 2 , стр. 241–242.
- ^ Персонал , с. 11.
- ^ Хервиг , с. 144.
- ^ Хильдебранд, Рёр и Штайнмец Том 6 , стр. 249.
- ^ Таррант , с. 27.
- ^ Кэмпбелл и Сич , с. 136.
- ^ Перейти обратно: а б Персонал , с. 14.
- ^ Таррант , стр. 31–33.
- ^ Персонал , с. 10.
- ^ Таррант , стр. 52–54.
- ^ Таррант , с. 58.
- ^ Перейти обратно: а б Таррант , с. 62.
- ^ Таррант , с. 286.
- ^ Лондон , с. 73.
- ^ Таррант , с. 150.
- ^ Таррант , стр. 150–152.
- ^ Таррант , стр. 152–153.
- ^ Таррант , с. 154.
- ^ Таррант , с. 155.
- ^ Таррант , с. 195.
- ^ Перейти обратно: а б Лондон , стр. 70–71.
- ^ Кэмпбелл , с. 254.
- ^ Персонал , стр. 12–13.
- ^ Кэмпбелл , с. 305.
- ^ Персонал , с. 13.
- ^ Кэмпбелл , с. 338.
- ^ Халперн , с. 330.
Ссылки
[ редактировать ]- Кэмпбелл, Джон (1998). Ютландия: анализ боевых действий . Лондон: Conway Maritime Press. ISBN 978-1-55821-759-1 .
- Кэмпбелл, Н.Дж.М. и Сич, Эрвин (1986). "Германия". В Гардинер, Роберт и Грей, Рэндал (ред.). Конвея «Все боевые корабли мира 1906–1921» . Лондон: Conway Maritime Press. стр. 134–189. ISBN 978-0-85177-245-5 .
- Грисмер, Аксель (1999). Линейные корабли Императорского флота: 1906–1918 гг.; Конструкции между конкуренцией вооружений и военно-морским правом [ Линкоры Императорского флота: 1906–1918; Конструкции между законами о конкуренции вооружений и флотом ] (на немецком языке). Бонн: Бернар и Грефе Верлаг. ISBN 978-3-7637-5985-9 .
- Грёнер, Эрих (1990). Немецкие военные корабли: 1815–1945 гг . Том. I: Крупные надводные корабли. Аннаполис: Издательство Военно-морского института. ISBN 978-0-87021-790-6 .
- Халперн, Пол Г. (1995). Военно-морская история Первой мировой войны . Аннаполис: Издательство Военно-морского института. ISBN 978-1-55750-352-7 .
- Хервиг, Хольгер (1998) [1980]. «Роскошный» флот: Императорский флот Германии 1888–1918 гг . Амхерст: Книги человечества. ISBN 978-1-57392-286-9 .
- Хильдебранд, Ганс Х.; Рёр, Альберт и Штайнмец, Ханс-Отто (1993). Немецкие военные корабли: биографии - отражение военно-морской истории с 1815 года по настоящее время [ Немецкие военные корабли: биографии - отражение военно-морской истории с 1815 года по настоящее время ] (на немецком языке). Том 2. Ратинген: Mundus Verlag. ISBN 978-3-7822-0287-9 .
- Хильдебранд, Ганс Х.; Рёр, Альберт и Штайнмец, Ханс-Отто (1993). Немецкие военные корабли: биографии - отражение военно-морской истории с 1815 года по настоящее время [ Немецкие военные корабли: биографии - отражение военно-морской истории с 1815 года по настоящее время ] (на немецком языке). Том 6. Ратинген: Mundus Verlag. ISBN 978-3-7822-0237-4 .
- Хор, Питер (2006). Броненосцы . Лондон: Издательство Southwater. ISBN 978-1-84476-299-6 .
- Лондон, Чарльз (2000). Ютландия 1916 года: Битва дредноутов . Оксфорд: Издательство Osprey. ISBN 978-1-85532-992-8 .
- Персонал, Гэри (2010). Немецкие линкоры: 1914–1918 гг . Том. 1: Классы Германии, Нассау и Гельголанда. Оксфорд: Книги Оспри. ISBN 978-1-84603-467-1 .
- Таррант, В.Е. (2001) [1995]. Ютландия: немецкий взгляд . Лондон: Военные книги Касселла в мягкой обложке. ISBN 978-0-304-35848-9 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Додсон, Эйдан (2014). «Последний из линии: немецкие линкоры классов Брауншвейг и Дойчланд». В Иордании, Джон; Дент, Стивен (ред.). Военный корабль 2014 года . Лондон: Conway Maritime Press. стр. 49–69. ISBN 978-1-59114-923-1 .
- Куп, Герхард и Шмолке, Клаус-Петер (2001). Броненосные и линкоры классов «Бранденбург», «Кайзер Фридрих III», «Виттельсбах», «Брауншвейг» и «Дойчланд » [ Броненосные и линкоры классов «Бранденбург», «Кайзер Фридрих III», «Виттельсбах», «Брауншвейг» и «Дойчланд» ] (на немецком языке). Бонн: Бернар и Грефе Верлаг. ISBN 978-3-7637-6211-8 .